Адресаты любовной лирики Лермонтова

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова 9 класс

Цели:

  1. продолжить знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова;

  2. развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус;

  3. познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения Лермонтова, с воплощением возвышенной и трагической любви в его произведениях, показать динамику развития любовной лирики Лермонтова;

  4. развивать устную речь учащихся, научить их выступать перед аудиторией;

Оборудование:

  1. Компьютерные презентации;

  2. Сборники стихотворений;

  3. Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова.

Задание к уроку:

Написать сообщения об адресатах любовной лирики.

1 группа – Е.Сушкова

2 группа – В.Лопухина

3 группа – М.Щербатова

4 группа – Н.Ф.Иванова

5 группа – Е.Быховец

Эпиграф:

«Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно».

М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно»

«Есть чувства, которые поднимают нас от земли…Ее душа мне нравилась»

И. С. Тургенев.

Ход урока

I. Побуждение.

– Звучит отрывок из романса «Нет, не тебя я пылко так люблю».

– Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? О каком чувстве?

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о самом возвышенном чувстве, свойственном человеку – о любви. А как вы понимаете слово «любовь»?

Любовь для меня – это…

В чувствах я больше всего ценю…

Любовь должна быть…

Давайте заглянем в статью словаря С. И. Ожегова.

Ученик читает значения слова:

«Любовь» – 1) Чувство самоотверженной, сердечной

привязанности.

Любовь, материнская любовь. Горячая любовь.

Взаимная Любовь.

2 ) Склонность, пристрастие к чему- либо.

Любовь к музыке. Любовь к искусству.

•  Как вы думаете, о каком значении слова «Любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке?

( Ученик отвечает, что темой урока станет слово «любовь» в первом значении.)

II. Реализация.

Да, мы будем говорить сегодня о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя, бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная, а бывает и любовь неразделенная.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она и неразделенная. Уметь любить – это талант, талант сродни музыкальному. Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность. Об этом говорит М. Ю.

Лермонтов в своем стихотворении « 1831 –го года июня 11 дня».

/Ученик читает стихотворение/

Грядущее тревожит грудь мою.

Как жизнь я кончу, где душа моя

Блуждать осуждена, в каком краю

Любезные предметы встречу я?

Но кто меня любил, кто голос мой

Услышит и узнает? И с тоской

Я вижу, что любить, как я, порок.

И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман;

Пустое сердце ныло без страстей…

– Это высокое понимание любви было тесно связано с его творчеством. Предел его любви расширялся до предела жизни…

…Этот взор в груди моей живет;

Как совесть душу он хранит от преступлений…

– А теперь давайте перейдем к адресатам любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Дома вы должны были приготовить сообщение, каждая группа получила свое задание. Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах, то, что вы подготовили и составить один рассказ о музе Лермонтова и преподнести его классу.

/Работа в группах/

Слушание рассказов об адресатах лирики. (Сопровождение слайд-фильмом)

– Ребята, но, а сейчас мы перейдем с вами к анализу стихотворений, посвященных той или иной женщине, которые, как мы увидели, сыграли большую роль в жизни поэта. /Играет музыка/

1 группа

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1 С кем сравнивает себя лирический герой? Почему?

2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения, чувств?

3.

4. Оставило ли равнодушным вас это стихотворение? Почему?

2 группа

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее – не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

    1. Как в стихотворении создается образ героини?

    2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения, чувств?

    3. Каково состояние лирического героя?

    4. Назовите ключевые слова, выражающие состояние лирического героя.

3 группа

Мне грустно, потому что я тебя люблю,И знаю: молодость цветущую твоюНе пощадит молвы коварное гоненье.За каждый светлый день иль сладкое мгновеньеСлезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе.

  1. Каким чувством проникнуто стихотворение? Чем вызвана грусть?

  2. Почему лирическому герою грустно, разве от любви бывает грустно?

  3. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения, чувств?

  4. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему стихотворение называется “Отчего”?

4 группа

К *** Я не унижусь пред тобою;Ни твой привет, ни твой укорНе властны над моей душою.Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободыДля зблужденья не отдам;И так пожертвовал я годыТвоей улыбке и глазам,И так я слишком долго виделВ тебе надежду юных днейИ целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих,Я отнимал у вдохновенья!А чем ты заменила их?Быть может, мыслею небеснойИ силой духа убежден,Я дал бы миру дар чудесный,А мне за то бессмертье он?Зачем так нежно обещалаТы заменить его венец,Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец!Я горд!- прости! люби другого,Мечтай любовь найти в другом;Чего б то ни было земногоЯ не соделаюсь рабом.К чужим горам, под небо югаЯ удалюся, может быть;Но слишком знаем мы друг друга,Чтобы друг друга позабыть.Отныне стану наслаждатьсяИ в страсти стану клясться всем;Со всеми буду я смеяться,А плакать не хочу ни с кем;Начну обманывать безбожно,Чтоб не любить, как я любил,-Иль женщин уважать возможно,Когда мне ангел изменил?Я был готов на смерть и мукуИ целый мир на битву звать,Чтобы твою младую руку -Безумец!- лишний раз пожать!Не знав коварную измену,Тебе я душу отдавал;Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!

  1. Какое настроение преобладает в этом стихотворении? (Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви.)

  2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения, чувств?

  3. Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? Если да, то какие? (Стихотворение явно делится на смысловые части, так как в них меняется настроение лирического субъекта)

  4. Как противопоставлены в стихотворении любовь и творчество? Какой характер придают этой части стихотворения вопросительные и восклицательные интонации? (Любовь не только не дарит лирическому герою радости бытия, творческих сил, но и лишает этого.

    Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями. В тексте присутствуют и укоряющие горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы. Поток эмоций непрерывен.

    Очевидно, поэт потому отказывается от деления текста на традиционные строфы, что чувства лирического героя слиты, едины.)

5 группа

                        1Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою.

                        2

Когда порой я на тебя смотрю,В твои глаза вникая долгим взором:Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю.
                        3

Я говорю с подругой юных дней;В твоих чертах ищу черты другие;В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

  1. Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в стихотворении?

  2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения, чувств?

  3. Скажите, что вы понимаете под выражением “таинственный разговор”? Почему и для кого он таинственный?

  4. Какой прием используется в стихотворении? (В этом стихотворении используется прием противопоставления.

    Внешне собеседница напоминает поэту “подругу юных дней”, но таинственный разговор ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же вспоминает лишь “прошлое страдание”, погибшую молодость. Это впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.)

– Учащиеся работают в группах, затем знакомят со своими анализами класс. Класс в это время заполняет таблицу:

Название

Адресат

Эмоции, чувства, которые возникли

Отношение автора к героине

Вывод

III. Рефлексия

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви. Хотя у каждого художника своё отношение к этому чувству. Для Пушкина любовь –созидающее чувство, «прекрасное мгновение», «божественный дар» побуждающий творчество. Какая же любовь у Лермонтова? Опираясь на таблицу, сделайте вывод. У Лермонтова-это смятение сердца, боль потерь и в конечном счёте скептическое отношение к любви:

Любить … но кого же?… на время – не стоит труда, а вечно любить невозможно…

Ребята, вы познакомились с несколькими «музами» М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на творчество. Как вы думаете, кому из них может дать характеристику первый эпиграф нашего урока?

(Дети отвечают, что слова первого эпиграфа могут дать характеристику Екатерине Сушковой и Наталье Ивановой, Марии Щербатовой, Екатерине Быховец , любовь которых была недолгой.)

А о ком мы можем говорить словами второго эпиграфа?

(Дети отвечают, что только образ Варвары Лопухиной остался в душе Лермонтова навсегда.)

Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в чувства любви. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет счастлива. Любите и будьте всегда любимы!

Домашнее задание. Выучить стихотворение по выбору.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/adresaty_lyubovnoy_liriki_m.yu.lermontova-26115.htm

Адресаты любовной лирики Лермонтова 9 класс сочинение

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Любовная тематика занимала почётное место в творчестве многих поэтов и писателей. Благодаря этому прекрасному чувству увидело свет множество лирических произведений, наполненных высокими признаниями, которые были облачены в метафорическую форму.

Поэт Михаил Лермонтов был одним из тех, кто отдавался этому чувству целиком. На его непродолжительном жизненном пути часто встречались женщины, которым удавалось зажечь в сердце поэта пламя искренней любви. Но не всегда он получал ответное чувство. Чаще всего его избранницы оставались холодны и тогда накопившиеся душевные переживания поэт доверял бумаге.

В студенческие годы Лермонтов был безответно влюблён в совсем еще юную красавицу, поэтическую натуру Варвару Лопухину. Поэт посвятил ей много стихотворений, он писал, что любовь стала для него обороной от дум и суеты, с тех пор как он встретил Варвару. Но этим отношениям не суждено было продолжение, Варя вышла замуж, а молодого поэта охватила тоска и уныние.

Следующим адресатом любовных признаний стал образ (высмеивающий любые действия поэта) Екатерины Сушковой. Именно ей был посвящён целый цикл стихотворений “Сушковский цикл” и также для неё было написано стихотворение “Нищий”, в котором Лермонтов передаёт ту боль, что принесла ему Екатерина своими насмешками. Поэт пишет о том, что лучшие его чувства обмануты теперь навек.

Ища утешение поэт обращает внимание на уже замужнюю художницу Александру Воронцову-Дашкову, которая впоследствии стала его музой. Поэт понимал, что эта женщина не его судьба. Любить такую сложно, она ускользает как змея, пишет он о ней в произведении “К портрету”.

К дочери московского драматурга Натальи Ивановой молодой поэт испытывал чувство сильнее дружеского. Её образ является отражением в героине драмы “Странный человек”, которая, как и Наталья сделала выбор не в пользу главного героя.

Все эти красивые произведения не разжигали огня в душах муз, которым они были адресованы. Поэт переживая всю горечь поражений не утратил своей душевной красоты. Создавая образы героинь своих стихотворений поэт всегда относился к ним с теплотой и нежностью. Это были его музы вдохновляющие на раскрытие таланта.

Вариант 2

Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые дамы, и ко многим из них Лермонтов испытывал сильные чувства.

Большинство романов оканчивались, не успев начаться по той причине, что избранницы не были готовы ответить поэту взаимностью.

Но, так или иначе, каждый из этих случаев вдохновил автора на творчество – своим музам поэт посвятил любовные стихотворения, где смог воплотить свои искренние чувства, их нравственную чистоту.

Если говорить о внешности Лермонтова, то поэт был явно непривлекателен. Однако за не столь приятной наружностью и маской дерзости скрывался очень умный, талантливый, порядочный, добрый человек. Посвященные музам произведения автор всегда подписывал.

Несмотря на то, что дамы его сердца не разделяли влюбленность поэта, он не испытывает к ним чувство обиду или вражду. Наоборот, его отношение наполнено нежностью, трепетом и заботой. Каждый такой образ становился для Лермонтова священным.

Каждая из его вдохновительниц была для него не только объектом влюбленности, но также являлась другом, музой его безграничного таланта.

В.А. Лопухина

С Варварой Лопухиной поэт познакомился еще в подростковом возрасте и тогда же начал испытывать к ней сильные чувства. Это была первая и самая яркая влюбленность Лермонтова. И неудивительно, так как Лопухина отличалась умом и особенным очарованием для своих юных лет.

Эта любовь останется навсегда в сердце поэта и будет сопровождать на протяжении всего его творчества. Впервые образ Вареньки появляется в поэме «Два брата» в виде его описания устами одного из героев.

Благодаря появлению Лопухиной в жизни Лермонтова начали происходить приятные изменения: обычно серьезный, грустный и даже мрачный он вдруг стал веселым, энергичным и счастливым. Однако в скором времени молодого человека ждет ужасное разочарование – дама его сердца становится женой другого человека.

Для Лермонтова это настоящий удар судьбы. С тех пор в течение долгих лет поэт не раз посвящал любовную лирику этой женщине. В частности, Лопухина стала адресатом такого произведения, как стихотворение «Она не гордой красотою…».

Е.А. Сушкова

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве, будучи еще в достаточно юном возрасте. Девушка запомнилась ему, главным образам, своим неудержимым кокетством. Девушку очень забавляла юношеская влюбленность в нее Лермонтова.

Своей избраннице автор посвятил одиннадцать стихотворений, объединенных в так называемый «сушковский цикл». Вторая встреча состоялась в Петербурге. На тот момент Лермонтов уже стал офицером, а Сушкова готовилась к свадьбе с А.Лопухиным.

Несмотря на все попытки поэта влюбить в себя девушку, в том числе на расторгнутую им помолвку с Лопухиным, она так и не вышла за него замуж.

Среди других адресатов любовной лирики Лермонтова присутствуют также образы А.К. Воронцовой-Дашковой, М.А. Верещагиной, А.О. Смирновой, Н.Ф. Ивановой.

9, 10 класс. Для презентации

Сочинение Адресаты любовной лирики Лермонтова

В своих произведениях поэт и писатель Лермонтов посвящал многие вещи своим музам и вдохновляющим его вещам. Он старался передать все те чувства, которые испытывает  к ним через свои произведения и литературные приёмы в них.

В его лирических произведениях явно просматривается влияние различным людей, которые были близки к нему, в основном это были женщины. Лермонтов со времени своего отрочества испытывал сильную тягу к противоположному полу.

По прошествии времени он остался верен своим принципам и темам, которые его вдохновляли. Свои произведения он посвящал женщинам, а в частности своему собственному идеальному образу женщины.

Он говорит о нём как об идеале женской красоты, стараясь превознести его как единственно верный идеал.

Также в своих произведениях он говорит о своих чувствах множеству его друзей, и знакомых, выражая им свою любовь. Для Лермонтова не было понятия любви только к женщинам. Он испытывал дружескую любовь к своим друзьям и знакомым. Он говорил о его бесконечной привязанности к своим друзьям, ведь именно они делали его счастливым. 

Он очень хорошо относился ко многим своим друзьям, однако были и люди которые предавали его дружбу и доверия. Но, несмотря на это  благодаря своему бесконечному альтруизму он всегда прощал всех своих друзей, даже если их поступок был непростителен. В этом и выражалась его бесконечная любовь.

Стараясь передать свои чувства своим друзьям, Лермонтов использовал различные литературные приёмы, такие как олицетворения, метафоризм, и различные сравнения с природой, и любви к ней.

Его современники называли его человеком хоть и скрытным, но ценящим своих друзей, за что его очень уважали, но из-за этой скрытности этих друзей у него было не очень много. Но, несмотря на это те люди, которые были рядом с ним, очень сильно его ценили за его альтруизм.

Даже несмотря на некоторые предательства со стороны друзей он смог сохранить в себе способность к любви и дружбе.

В своём сочинении я анализировал поэзию Лермонтова, раскрывая источники его вдохновения. Без сомнения лирические произведения на тему любви и дружбы Лермонтова являются очень хорошим примером литературы посвященной любви. Это моё субъективное мнение, основанное на личных убеждениях и опыте, которое не претендует на звание единственно верного, из-за чего может быть опровергнуто.

← Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени← Печорин и горцы в романе Герои нашего времени↑ ЛермонтовДуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены →Как Печорин относится к проблеме судьбы? →

  • Сочинение Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказуВ произведение Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке.
  • Сочинение по картине Шишкина ЗимаГлядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно
  • Сочинение на тему Зимние каникулыЭта зима на холод выдалась особенно кусачей, на каждом шагу подстерегали злобные псы властной девы вьюги, злобно завывая и клацая острыми клыками о неприкрытые шарфами щеки прохожих
  • Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой ПушкинаАлександр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. За всю свою жизнь он написал множество великолепных произведений. Самое известное это «Евгений Онегин».
  • Сочинение по картине Обоз чумаков Айвазовского (описание)Большая часть любителей художественного искусства быстро отличат картины Айвазовского по изображенному на них морю. Но в творчестве художника есть полотна, на которых он с таким же мастерством изображает природу Украины.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/adresaty-lyubovnoj-liriki-lermontova-9-klass

Адресаты любовной лирики Лермонтова — сочинения для 9,10 класса

Адресаты любовной лирики Лермонтова

  1. Вдохновительницы молодого поэта
  2. В. А. Лопухина
  3. Е. А. Сушкова
  4. А.К. Воронцова-Дашкова
  5. А. М. Верещагина
  6. А. О. Смирнова
  7. Н.Ф. Иванова

Многие адресаты лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность.

На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя.

Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.

При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало.

Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.

Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека.

Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О.

Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.

Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта.

Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы. Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными.

На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.

В. А. Лопухина

Одной из адресатов лирики Лермонтова является Варенька Лопухина. Михаил Юрьевич познакомился с ней еще, будучи подростком и сильное чувство вспыхнуло в его груди. Варвара Александровна была очаровательна и довольно умна для своих юных лет. Любовь к Лопухиной по-настоящему сильно и ярко воспылала в поэте. Это огромное чувство он пронесет через все свое творчество.

Впервые молодой Лермонтов напишет о Лопухиной в драме «Два брата», описывая ее образ высказываниями одного из героев.
Знакомство с В.А. Лопухиной переменило многое в жизни молодого поэта. Он стал более весел, воодушевлен и счастлив. Все вокруг оживало, если она представала перед ним.

Но, по воле судьбы, Лопухина выходит замуж за другого человека, чем очень сильно ранит влюбленную душу автора. Ей поэт посвятил целый цикл своих произведений, включающих в себя стихи и поэмы. Стихотворение: «Она не гордой красотою…» написано именно В.А. Лопухиной. В нем автор описывает простоту ее «Улыбки, речи и черты», которые покоили и влюбили в себя поэта.

Страдания и горечь этого безответного чувства найдет отражения и в некоторых драмах поэта.

Е. А. Сушкова

Образ Екатерины Александровной Сушковой, с которой поэт познакомился в Москве, остался в жизни и творчестве поэта, как неудержимой кокетки, смеявшейся над влюбленностью еще юного поэта.

Для нее Лермонтов написал около одиннадцати стихотворений, объединённых общим названием “сушковский цикл”.

Юная влюбленность поэта в Подмосковье оборвалась на некоторое время по причине расставания с красавицей Екатериной.

При повторной встрече с Сушковой в Петербурге, автор был уже офицером, а она готовилась к замужеству с А. Лопухиным, другом поэта. Михаил Юрьевич немного ревновал Сушкову к Лопухину и даже писал его сестре, о том, что выбор ее брата легкомысленен.

Своими интригами Лермонтову удалось разорвать намечавшуюся помолвку Алексея и Екатерины. Играя на чувствах других людей, Лермонтову удалось влюбить в себя Е.А. Сушкову. Через некоторое время Е.А. Сушкова выходит замуж, но не за М.Ю.

Лермонтова, а за одного из известных дипломатов.

Именно Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвящает стихотворение «Нищий». В данном произведении автор пишет о своих страданиях и чувствах к Екатерине Александровной, а также описывает ту боль, которую причинила она ему своими насмешками и обманами: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои, Обмануты навек тобою!»

А.К. Воронцова-Дашкова

Одним их любовных адресатов Лермонтова является встретившаяся на его жизненной дороге Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова. Ко времени знакомства поэта с ней, Александра Кирилловна была замужем за богатейшим человеком того времени в России.

В образе Воронцовой-Дашковой поэт увидел необыкновенный склад ума и мысли. С ней приятно была общаться практически на любые темы. Несмотря на не совсем изящные внешние черты графиня была очень остроумна и утончена, практически во всем. Ее живость заражала, оживляла и наполняла все окружающее не известной силой.

Для А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов пишет одно из своих красивейших произведений “К портрету”. Данное стихотворение автор решается написать под чувством невыразимой радости от получения ею портрета автора.

В данном произведении автор стремится выразить всю красоту души графини и неповторимую живость течения ее будней. В стихотворении он сравнивает Воронцову-Дашкову с: «птичкой» и «змеёй». Автор понимает, что любить такую женщину очень сложно и практически невозможно, поэтому старается забыть ее.

А. М. Верещагина

К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией.

Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова.

Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах.

По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.

Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.

А. О. Смирнова

Адресатом любовной лирики Лермонтова является и Александра Осиповна Смирнова. Умная, красивая, независимая и привлекательная особа была знакома со многими друзьями Лермонтова, в том числе и им самим. Согласно многим утверждениям свидетелей того времени именно образ А.О.

Смирновой был прототипом известной лирической героини Минской, с которой можно встретиться при прочтении повести «Штосс», написанной талантливым Михаилом Юрьевичем. Милые черты Александры Осиповной автор подробно описал в образе героине Минской.

Кроме данной поэмы Лермонтов посвятил ей небольшое стихотворное послание, на которое она ничего не ответила.

Строки послания Лермонтова гласят: «При вас я слушать вас хочу», «И я в смущении молчу». Автор понимает сто возникшее в нем чувство также не разделено его избранницей. Он пишет: «Что ж делать?», пытаясь найти ответ и поразить Смирнову своими речами и познаниями, но все тщетно. И опять его корабль не находит причала в желанной гавани.

Н.Ф. Иванова

С образом Натальи Федоровной Ивановой у молодого поэта связано нечто большее, чем обычная дружба. Поэт испытывал к ней мучительное, но огромное любовное чувство. Для нее автор «ивановский цикл» стихотворений, вошедших в его любовную лирику.

Всю глубину своих чувств и привязанности к Ивановой Лермонтов выразил строками своего творения: «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Образ Н.Ф.

Ивановой послужил прототипом героини драмы «Странный человек», где, как и в настоящей жизни, она выбрала не главного героя, а предпочла другого.

Долгое время образ Н.Ф. Ивановой был загадкой для биографов, так как сам поэт писал только ее инициалы «Н. Ф. И.». Благодаря деятельности многих сотрудников удалось разгадать о ком идет речь и поведать миру о безответном чувстве поэта.

Адресаты любовной лирики Лермонтова – список адресатов для сочинения по теме | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/adresaty-lyubovnoj-liriki-lermontova-sochineniya-dlya-910-klassa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть