Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова — сочинения для 9 класса

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

  1. История создания
  2. Основная тема и сюжетная композиция
  3. Образные средства, используемые в стихотворении
  4. Реакция на стихотворение современников поэта

Творческое наследие великого русского художника слова М.Ю. Лермонтова богато и многообразно.

Оно включает в себя и позднее творчество поэта, к которому принадлежит стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова предполагает тщательное изучение истории создания этого поэтического творения, его основной темы и сюжетной композиции, образных средств и отклика на это произведение в сердцах современников.

История создания

Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения. Традиционно годом рождения этих лермонтовских строк называют трудный для поэта 1841 год.

В этот год Лермонтов был отправлен в новую ссылку на Кавказ, пережив несколько трагических для него историй любви. У него были неприятности по службе, преследовало разочарование в жизни и одиночество. Как результат такого подавленного состояния родилось стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Основная тема и сюжетная композиция

Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности.
Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ». Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах.

Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду «голубые мундиры» (то есть сотрудники жандармерии), умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и «преданный» им народ – раболепствующий и поэтому слабый.

Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.

Образные средства, используемые в стихотворении

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» показывает, что в тексте используется большое количество троп и иных образных средств.

В первую очередь используются эпитеты: «немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ», «всевидящие глаза», «всеслышащие уши». Эти эпитеты передают атмосферу, в которой приходится существовать лирическому герою стихотворения: атмосферу всеобщей слежки, непорядочности и доносительства.

Самый яркий из представленных эпитетов «немытая Россия», то есть страна, которая не может очиститься от вековечного ига рабства, заключенного не только во внешнем устройстве жизни, но и в душах людей.

В этой стране рабы все: и крепостные крестьяне, работающие на барщине, и чиновники, пресмыкающиеся перед начальством, и солдаты с офицерами, несущие ярмо воинской службы.

Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания «жандармы в голубых мундирах» поэт использует выражение «голубые мундиры», указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества.

Поэтому в тексте присутствует метафора: «голубые мундиры» сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.

Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.

В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук «Р», придающий тексту напряженность и трагизм.

Реакция на стихотворение современников поэта

По понятным причинам лермонтовское стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.

Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.

В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/analiz-proshhaj-nemytaya-rossiya-lermontova-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Прощай, немытая Россия…», соотношение размера произведения и количества мощных фраз в нем, определяющих ожесточенно настроенный характер произведения. Названием стихотворения служит первая строка: «Прощай, немытая Россия, …», она же сражает сразу наповал.

Здесь слышится и сильное презрение («немытая») и неожиданное желание скорее расстаться («прощай») с Родиной, качества совершенно несвойственные поэту. И далее, на протяжении всего короткого произведения (всего два четверостишия), автор «клеймит» страну жестокими сравнениями («Страна рабов, страна господ»).

Называет русских людей «рабами», а царский режим: «мундиры голубые», «паши». Изъявляет желание скрыться «за стеной Кавказа» от власти того времени: «От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей».

Абсолютно каждая строка пропитана ненавистью, будто плевок в сторону государства, и от этого еще более странно выглядит данное произведение среди всей остальной лирики Михаила Юрьевича. Вообще сам стиль написания не свойственен для поэта, он нигде и никогда не употреблял подобных фраз в своем творчестве.

Конечно, Лермонтов всегда шел вразрез с общепринятыми нормами, поэт-бунтарь, поэт-мятежник… Он жил лишь чувствами и эмоциями, у него все было на пределе, если любил, то жарко, если ненавидел, то до глубины души своей! Зная импульсивность поэта, можно подумать, что возможно он находился в расстроенных чувствах и таким образом выразил свою обиду.

Но, это стихотворение слишком выделяется, контрастирует со всеми остальными стихами того временного отрезка.

Не совпадает по стилистике, не найдено ни одной достоверной записи в черновиках, некоторые слова имеют несколько вариантов написания (синонимов) и, наконец, о нем стало известно неожиданно, спустя время (в начале 70-х годов) от предполагаемого выпуска произведения.

Например, в этом же году (1841г.), было написано знаменитое стихотворение «Родина», в котором он буквально с первого вздоха начинает воспевать любовь к России («Люблю отчизну я, но странною любовью!»).

И заканчивает его, выражая свою симпатию к простым крестьянам («Под говор пьяных мужичков»). Именно таким мы привыкли «видеть» Лермонтова, который умел разглядеть красоту во всем русском.

Он бесконечно был предан своей отчизне и выражал свою любовь в мелочах: тонко описывая природу, людей и уклад жизни простых крестьян.

Таким образом, это произведение и по сей день создает много вопросов и споров. Большинство «сильнейших умов» небезосновательно считают стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия…» подделкой, не имеющей никакого отношения к поэту.

Вариант 2

Лермонтов в своей лирике часто остро и критически высказывался на социальные и политические темы, волновавшие всю Россию. За такие вольности поэт часто подвергался гонениям. Одним из таких наказаний и послужило принудительное направление его на Кавказ.

Дата создания стихотворения до настоящего времени обсуждается историками. Это либо 1840 либо 1841 годы, предшествовавшие выдворению из Петербурга и ссылке на Кавказ. Споры вызваны тем, что произведение было напечатано только в конце 19 века. До этого момента передавалось в узких кругах, списанное с оригинала. Эта ситуация даже породила некоторые споры об авторстве.

В данном произведении Лермонтов выступает с резкой критикой политического строя в стране и бездействию общественности.

Называя Россию «немытой» автор говорит о серости и отсталости государства, скрывающегося за фасадом из блестящих научных открытий и литературных произведений.

На самом деле общество поделено на два класса, и государственный аппарат строго следит за сохранением такого строя, недопущением вольнодумства и малейших изменений.

В действительности это было тяжелое время для Лермонтова. Разочарованный жизнью и высшим обществом, он желал покинуть военную службу и заниматься только литературой. Но жесткая цензура и всепроникающие глаза и уши жандармерии вызвали у него отвращение.

Подобное чувство безысходности сделало ссылку на Кавказ для писателя единственной возможностью освободиться от гнета.

Впоследствии современники писали, что государство в России настолько довлеет над вольнодумцами, что единственным выходом для них становилось участие в Кавказских войнах.

В период Советского союза стихотворение использовалось как иллюстрация неприязни всего народа к государству того времени, выраженная в словах одного поэта. Однако нельзя утверждать, что Лермонтов ненавидел Россию.

Наоборот, указание на недостатки стало возможно из его любви к Родине и желанию видеть ее лучше и сильнее.

Поэта возмущает не только полицейский строй государства, но и покорность народа, потворство высших слоев общества, сравнимая с рабской.

Это глубоко личное и пронзительное произведение стало официальным прощанием с Родиной перед ссылкой на Кавказ, где трагически оборвалась жизнь Лермонтова. В нем можно почувствовать роковое влияние судьбы, не позволившей писателю вернуться обратно.

Анализ 3

Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил Лермонтов был человеком тонкой натуры: обидчивый и ранимый. Как следствие этого им было написано достаточно произведений, которые несут собой споры.

Может быть, Лермонтов написал данное стихотворение под каким-то впечатлением, что свойственно ему, потому что смысл стихотворения ясно отражает внутреннее состояние поэта. Он настроен отрицательно. Лермонтов понимал, что его литература не воспринимается, она открытая, оппозиционная. Трудно было ему найти свое место в обществе, из-за чего он находился в ужасном настроении.

Самое явное, что можно сказать о стихотворении, так это то, что оно показывает все недостатки, мрачные закоулки России того времени. Начинается такой враждебный настрой с самой первой строчки, где говорится о «грязных» людях, но грязь запятнала их душу, образ жизни.

«Страна рабов, страна господ»-конечно мы понимаем, что Лермонтов говорит о крепостном праве, когда одни люди решали, что они выше других и превращали их в своих рабов.

Лермонтов упоминает «голубые мундиры», применяя такую метонимию, поэт имел в виду стражей порядка, солдат, которые подавляли людей в поиске свободы.

Лермонтов уезжает на Кавказ и больше не возвращается на Родину – погибает. Есть мнение о том, что поэт чувствовал смерть, ведь он вполне мог обладать даром. На такую мысль наталкивает одно из его стихотворений «Предсказание».

Стоит упомянуть о том, что Лермонтов все-таки восхищался Родиной, понимая, какая великая у России история и народ. Он любил Россию, но видеть ее такой жестокой не мог.

В последней строфе он говорит о том, что убегает от глаз, ушей, которые все видят и слышат: говорил ли он о власти, которая не позволяла поэту быть свободным, либо он говорил о людях, которые не хотели его понимать.

https://www.youtube.com/watch?v=l-h0pibMdXk

Анализ стихотворения Прощай немытая Россия по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/proshchaj-nemytaya-rossiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть