Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Содержание

Бородино Лермонтов

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

В основе стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, написанного в 1837 году, лежат реальные события, имевшие место в период Отечественной войны 1812 года.

Битва на батарее Раевского, которая в дальнейшем стала главным зерном романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, для всего русского народа стала показателем великого подвига, центром столкновения света и тьмы.

Именно в этом стихотворении автор представляет народ в качестве главного вершителя истории и с грустью вспоминает о былых героических событиях.

Бородино

– Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!- Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри – не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы!Мы долго молча отступали,Досадно было, боя ждали,Ворчали старики:”Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундирыО русские штыки?”И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки -Французы тут как тут.Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головоюЗа родину свою!Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:”Пора добраться до картечи!”И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.Прилег вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз.Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,Все шумно вдруг зашевелилось,Сверкнул за строем строй.Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Начинается стихотворение «Бородино» с диалога участника боевых действий с потомком, который выражает сомнение, действительно ли все действия полководцев и военных в то время были оправданы. На что солдат с ноткой грусти сравнивает былые героические времена, подвиг русских солдат с современностью.

Герой стихотворения, которому присущ определенный романтизм, отмечает, что нынешнее поколение не отличается решительными действиями, пребывает в ожидании. Кольцевая композиция стихотворения лишь усиливает эти чувства.

Использование диалога помогает Лермонтову использовать простой язык, понятные образы, долю солдатского юмора не только для того, чтобы связать два поколения, но и для того, чтобы создать яркие образы, формирующие повествование.

Описание главного боя

Вторая часть стихотворения представляет собой повествование о ходе генерального сражения, проходившем недалеко от Москвы. С досадой рассказчик отмечает, что два дня русская армия отступала, велись перестрелки, которые не имели результата.

Поэтому, к третьему дню, солдаты были морально готовы к крупному, решающему бою, который должен был преломить ход истории. Осознание того, что за спиной Москва — сердце России, столица, к которой нельзя подпускать врага, являлось главным побудительным мотивом для всей русской армии.

На протяжении всей ночи перед сражением солдаты готовили оружие, готовились к битве. Только некоторые смогли уснуть. Моральным стимулом для русской армии служило «ликование французов», которое слышалось с вражеской стороны.

Особая роль в стихотворении автором отводится полковнику, который вследствие погиб в бою.

Его пламенная речь на рассвете перед боем, отеческое обращение к солдатам, укрепили их дух. Здесь автор обращает внимание читателя на то, что русские солдаты были готовы погибнуть во время сражения, но не пропустить французов.

Описание самого боя, наполненное противостоянием огня и теней, напряженностью, бесчисленным количеством противников, мужеством русских солдат, сливается в одно общее восприятие гула артиллерийского огня, падающих тел, дрожания земли.

И только когда зазвучали барабаны французов, дающих сигнал к отступлению, русские солдаты смогли пересчитать своих товарищей, вынести с поля раненых.Но, пережив такое страшное сражение, русский человек, несущий ответственность за Родину, готовится к следующему дню, к новому бою.

Использование поэтом местоимений «я» и «мы», следующих друг за другом, помогают потомкам осознать общность и единство героического народа перед лицом опасности.

История написания стихотворения

События Отечественной войны 1812 года историками трактуются неоднозначно. Мнения специалистов по поводу исхода Бородинского сражения расходятся. Европейские издания отдают право победы армии Наполеона, хотя и с некоторыми оговорками.

Русские и советские исследователи считают, что сражение выиграли русские войска под командованием генерала Кутузова. Несмотря на столь явное расхождение в трактовке исхода сражения под деревней Бородино, очевидно, что во время битвы проявился весь патриотизм и героизм русского народа.

Двоюродный дед Михаила Юрьевича, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником боевых действий, которые проходили близ деревни Бородино. Близкие отношения и небольшая разница в возрасте, всего 26 лет, способствовали тесному общению родственников.

Именно к Афанасию Алексеевичу обращены первые слова стихотворения: «Скажи-ка, дядя…».Красочные рассказы деда, героя Отечественной войны, отличившегося в сражении и отмеченного самим главнокомандующим, и стали главным толчком к написанию «Бородино».

В обществе и на светских вечерах Лермонтов близко общался и с другими участниками сражения. Большое количество информации о сражении автор почерпнул во время бесед с простыми крестьянами, также участвовавшими в битве.

«Поле Бородина»

Стихотворение «Поле Бородина», написанное Лермонтовым в 1830 году, было первым восхвалением народного подвига. Уже в нем критики отмечают образы и картины битвы, ставшие основой для величайшего произведения автора.

Воодушевленный творчеством Поэма Скотта и лирикой Давыдова, Михаил Юрьевич испытывает свой талант написанием подобного стихотворения. Шестнадцатилетний поэт создает определенный набросок, эскиз будущего произведения.

Как и в конечном варианте, рассказчиком является участник Бородинского сражения. Остается невыясненным, к какому роду войск он принадлежит. Изначальный стиль повествования принадлежит простому солдату из народа. Чуть позже появляются речевые обороты, характерные для высшего общества.

В стихотворении «Бородино», написанном позже, главный герой является артиллеристом. Это становится понятно со слов: «Забил заряд я в пушку туго…».

Это относится и к яркому образу полководца, играющего важную роль в описании настроения солдат. Вариант 1830 года содержит небольшой отрывок, в котором вождь призывает армию к сражению. Но уже через шесть лет Лермонтов добавил и уточнил описание образа.

Полководец в «Бородино» опытный стратег, патриот, военачальник, которого солдаты называют «отцом».Приуроченное к 25 годовщине Отечественной войны, стихотворение «Бородино» было опубликовано в журнале «Современник» в том же году.

Сразу получив признание читателей и множество положительных отзывов критиков, стихотворение стало основой для многочисленных исследовательских работ.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Бородино» начинается с диалога, что позволяет провести сравнение между Россией времен Отечественной войны и Россией, которую наблюдает автор 25 лет спустя. При этом рассказчик, простой солдат, четко определяет свою точку зрения по поводу потомков.

То, что повествование ведется от лица выходца из народа, автор подчеркивает путем использования просторечных выражений. Но, в тексте можно найти и высокопарные словосочетания, которые подчеркивают масштаб сражения и величие народа.

Эмоциональное напряжение, испытываемое воинами на поле битвы, автор прорисовывает при помощи риторических восклицаний, метафор и образных выражений.

Особое настроение части стихотворения, в которой описывается подготовка к бою, помогает создать тонкая ирония и юмор, с которыми простой солдат обращается к врагу. Таким образом, он подчеркивает презрение к французам.

Большое значение в осознании единства русской армии играет тонкий психологический переход от местоимения «я» к «мы». Подготовка к бою и общая картина показаны от лица рассказчика. Однако, с момента начала боя звучит исключительно местоимение множественного числа.

Таким образом, подчеркивается единый дух солдат, абсолютное доверие друг к другу, целостность стремлений.Противопоставление двух армий также является отличительной чертой великого произведения.

Французов Лермонтов описывает, как захватчиков, рассчитывающих на быструю и легкую победу, находящихся в предвкушении добычи, о чем свидетельствуют слова: «Как ликовал француз…». Русские же солдаты, изнуренные и возмущенные длительным отступлением, тщательно готовятся к бою.

Динамику и напряженность сражения автор передает при помощи многочисленных сравнений, гипербол и метафор.

Стихотворение «Бородино» имеет огромное значение в восприятии русского народа времен Отечественной войны 1812 года.

Для него Москва — сердце России, а ее защита является оправданием для многочисленных жертв русской армии. Бородинское сражение — самая кровавая однодневная битва, зафиксированная за всю мировую историю. И победу в этой битве Лермонтов признает освободительной и справедливой. Писатель является настоящим достоянием России.

Источник: https://gfom.ru/borodino_lermontov.php

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

  1. Ведущая тема стихотворения
  2. Сюжет стихотворения «Бородино»
  3. Композиция лирического произведения
  4. Художественно-выразительные средства стихотворения
  5. Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Традиционным для творчества М.Ю.

Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года.

Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.

Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты.

Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения.

Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории.

Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».

«Бородино» анализ стихотворения Лермонтова – материалы к сочинению по теме и идее произведения | источник

Патриотизм стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лер­монтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение «Бороди­но». В нём Лермонтов рассказывает о знаменитом Бо­родинском сражении.

Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат толь­ко семь строк. Остальная часть произведения — это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле. Это придаёт стихотворению особую искренность и достоверность.

В начале своего рассказа старый солдат говорит со­беседнику:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Этими строками Лермонтов показывает своё отно­шение к молодому поколению солдат того времени и

одновременно воспевает подвиг участников Отече­ственной войны.

От лица старого солдата автор передаёт своё вос­хищение русскими воинами. Они, как и сам рас­сказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лер­монтов описывает такие их качества, как патрио­тизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то вре­мя как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что фран­цузы узнали, «Что значит русский бой удалый, // Наш рукопашный бой!..» Словом «наш» автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объ­ясняет не превосходством противника, а «Господней волей».

Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: «…Рука бойцов колоть устала…». Но в его рассказе нет хвастовства, в нём — скорбь о тех, кто погиб. Осо­бенно он сожалеет о гибели полковника, который лич­ным примером доказал верность родине, призывая сдержать «клятву верности».

Всё стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат — участников Бородинского сражения. Этому «могучему, лихому племени» Лермонтов противопо­ставляет «нынешнее племя». Своим произведением ав­тор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради неё настоящие подвиги.

Здесь искали:

  • сочинение бородино
  • сочинение про бородино
  • сочинение по стихотворению бородино

Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение «Бородино». В нём Лермонтов рассказывает о знаменитом Бородинском сражении.

Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат только семь строк. Остальная часть произведения – это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле. Это придаёт стихотворению особую искренность и достоверность.

В начале своего рассказа старый солдат говорит собеседнику:

Этими строками Лермонтов показывает своё отношение к молодому поколению солдат того времени и одновременно воспевает подвиг участников Отечественной войны.

От лица старого солдата автор передаёт своё восхищение русскими воинами. Они, как и сам рассказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лермонтов описывает такие их качества, как патриотизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова:

Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то время как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что французы узнали, «Что значит русский бой удалый,// Наш рукопашный бой!..» Словом «наш» автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объясняет не превосходством противника, а «Господней волей».

Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: «…Рука бойцов колоть устала…». Но в его рассказе нет хвастовства, в нём – скорбь о тех, кто погиб. Особенно он сожалеет о гибели полковника, который личным примером доказал верность родине, призывая сдержать «клятву верности».

Всё стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат – участников Бородинского сражения. Этому «могучему, лихому племени» Лермонтов противопоставляет «нынешнее племя». Своим произведением автор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради неё настоящие подвиги.

Источник: https://novoevmire.biz/other/analiz-stihotvoreniya-lermontova-borodino-5-klass.html

«Бородино» Лермонтова — стих, краткое содержание, анализ

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Краткое содержание

Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны этим.

Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой.

Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой.

Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву.

Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.

История создания

Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.

«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».

Жанр

Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.

Центральная тема произведения

Центральная тема произведения — патриотизм.

До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.

Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.

Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.

На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа.

Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый».

В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.

Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).

Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.

Проблематика

В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.

Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».

Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.

Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.

Размер и композиция

Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.

Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.

Выразительные средства

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).

Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).

Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».

Чему учит автор

Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.

Источник: http://spadilo.ru/borodino-lermontova/

Анализ стихотворения “Бородино” Лермонтова

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения “Бородино” М. Ю.

Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова “Бородино” представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами.

Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения “Бородино”

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

“Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?”

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

“Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы! “

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение “я”, так и местоимение “мы” . Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова

Подробный анализ “Бородино” Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения.

Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории.

Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему “Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино”.
Анализ стихотворения “Бородино” Лермонтова

Источник: https://home-task.com/analiz-stixotvoreniya-borodino-lermontova/

Анализ Бородино Лермонтова 5 класс

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Михаил Лермонтов – знаменитый писатель, поэт и просто хороший человек, немного скрытный, но вместе с тем обладающий пылким и любящим сердцем.

Произведение «Бородино» было написано поэтом в 1837 году. Немного позже его опубликовали в журнале, весьма знаменитом и пользовавшемся популярностью, – «Современники».

Это стихотворение воистину полно патриотизма, направленного на Россию, эту страну, которая отстаивала свои права до конца. Лермонтов не жал во время этой великой битвы, которая произошла в 1812 году. Именно в то время происходила война между Россией и Францией.

Бородинская битва – эта воистину великая битва, которая заставила чуть ли не весь мир затаить дыхание. Наполеон – или Царская Россия? Вот в чем вопрос.

Лермонтов, не смотря на то, что родился много позже, прекрасно описывает содержание битвы, а главное – сами чувства и эмоции воинов, особенно тех, кто умер, стойко сражаясь з свою родину. Бородино – это маленький городок, который был близко от поля сражения.

Бородино, это маленькое селение когда-то, тоже пострадало, но крепко и до конца держалось. Многие пострадали, многие все же смогли выжить, но таких было мало. Потерей было очень много. Миллионы людей погибло.

Лермонтов наделяет всеми героическими качествами одного безымянного солдата, который рассказывает с точность военного и воевавшего о военных событиях своему племяннику. Он сокрушается о том, что молодежь уже совсем не та, которая была до этого. Раньше – были богатыри, не то ,что теперь.

Анализ стихотворения «Бородино»

В 1837 году Россия отмечала юбилей — 25 лет победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. В церквях шли молебны в память о погибших, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве.

К этой знаменательной дате Лермонтов написал стихотворение «Бородино ». Впервые к этой теме поэт обратился ещё в раннем юношеском произведении «Поле Бородина» в 1830 году.

Из этой первоначальной зарисовки и выросло знаменитое « Бородино » .

В этом стихотворении Лермонтов использует нетипичную для того времени манеру изложения: о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат.

Рассказ рядового участника Бородинской битвы можно назвать автобиографией народного подвига, потому что солдат говорит не только от своего имени, но и от имени всей армии, всей страны. Это закреплено в рассказе солдата еле уловимыми переходами от «я» к «мы».

В этих переходах ощущается единство армии — полное взаимное доверие и ручательство одного за всех и всех за одного. И самое главное: солдат видит историю не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей боевой батареи.

Если сравнивать юношеское стихотворение Лермонтова «Поле Бородина» и «Вородино. то различий можно найти немало. Первое было написано в эффектной манере романтических поэм, второе изображает подлинно реалистическую картину.

« Поле Бородина» создано 16-летним поэтом-романтиком и написано приподнято-возвышенным, эмоциональным языком. А в стихотворении «Вородино.

звучит простая народно-разговорная речь, присущая русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Третья-тринадцатая строфы — это описание битвы. Последняя, четырнадцатая строфа почти точно повторяет вторую строфу. Стихотворение построено в форме своеобразного диалога поколения Лермонтова с поколением героев войны 1812 года.

Интересно раскрывать содержание этого произведения, оценивая при этом использованные поэтом художественные средства языка.

Лермонтов часто употребляет восклицательные предложения, которые помогают ему передать чувство гордости и восхищения русской богатырской силой и удалью ( « Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; «Вам не видать таких сражений!»), Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, а также ужасающее количество жертв: «звучал булат»; «картечь визжала»; «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»; «гора кровавых тел ». Образные выражения «< Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») сменяются гиперболой «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»).

Использованные сравнения помогают нам увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность и тяжесть сражения (французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди).

А вот эпитеты автор выбирает самые обычные, это приближает повествование к народному говору (зимние квартиры; схватки боевые; большое поле; синие верхушки; избитый кивер).

Стихотворный размер произведения — разносложный ямб (четырёхстопный ямб чередуется с трёхстопным) — тоже вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Автор включил в рассказ солдата просторечные высказывания и фразеологические обороты: «ушки на макушке»; «полковник наш рождён был хватом»; «что толку в этакой безделке?». Но они прекрасно сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «молвил он, сверкнув очами»; «носились знамена, как тени»; «сражён булатом»; «поле грозной сечи».

Так, в стихотворении «Бородино ». с одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, а с другой стороны, присутствуют высокий стиль и яркая образность, призванные подчеркнуть особую значимость изображаемых событий. Некоторые строчки из стихотворения стали крылатыми выражениями. Например: «Да, были люди в наше время … ».

А слова: «Ребята! не Москва ль за нами? » — приобрели особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. В «Бородинот поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения и все его краски, целое и детали.

В стихотворении много раз повторяется слово русский: русские штыки, русский бой удалый и т. д.

Стихотворение завершается перекличкой второй и четырнадцатой строф, в которых сопоставляются два поколения русских людей: прежних «богатырей », одержавших великую победу на Бородинеком поле, и современников Лермонтова, ничем на них не похожих.
«Бородино » Лермонтова — подлинный шедевр русской поэзии. Оно не только отразило патриотические чувства Михаила Лермонтова, но и стало настоящим гимном русскому народу.

План

  1. Ведущая тема стихотворения
  2. Сюжет стихотворения «Бородино»
  3. Композиция лирического произведения
  4. Художественно-выразительные средства стихотворения
  5. Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю.

Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами.

Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения.

Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории.

Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».

Самые популярные материалы февраля для 5 класса:

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/borodino

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть