Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Содержание

Анализ стихотворения Лермонтова Дума

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дума-поэтическаяформа, которую широко использовалипоэты-декабристы (наприм. «Думы» КондратияРылеева). Следуя декабристам, Лермонтовпо возвращении из ссылки печатает«Думу», в которой обращается к своимсовременникам с упреком в малодушии,в отказе от гражданской борьбы: они нежелают служить самодержавию, но в то жевремя отказались от борьбы с ним и отвсякого участия в общественной жизни.

Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, каки «Смерть поэта». Только сатира здесьнаправлена не на придворное общество,а на основную массу дворянскойинтеллигенции 30-х годов.

темастихотворения — это общественноеповедение человека.Тема раскрывается в характеристикепоколения 30-х годов. Это поколение,выросшее в условиях мрачной реакции,совсем не то, какое было в 10—20-х годах,не поколение «отцов», т. е. декабристов.

Общественно-политическая борьбадекабристов рассматривается ими как«ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели,ошибками отцов…»).

Новое поколениеотошло от участия в общественной жизнии углубилось в занятия «бесплоднойнаукой», его не тревожат вопросы добраи зла; оно проявляет «позорное малодушиеперед опасностью», является «презреннымирабами перед властью». Этим людям ничегоне говорят ни поэзия, ни искусство.Участь их безотрадна:

Толпойугрюмою и скоро позабытой
Надмиром мы пройдём без шума и следа,
Небросивши векам ни мысли плодовитой,
Нигением начатого труда.

Такаясуровая оценка Лермонтовым своихсовременников продиктована егообщественными взглядами передовогопоэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизньскучна, когда боренья нет», особеннопорицая безучастное отношение к царящемув жизни злу. Равнодушие к общественнойжизни — это духовная смерть человека.

Лермонтов в этой думе не отделяет себяот своих соотечественников, он говорит”мы”,        Автор обращает свой взгляд к последующемупоколению, к тем, кто придет на сменуэтим людям.

Он убежден в том, что потомкидолжны строго осудить людей его поколения,так как они не только ошибались, но ипри этом бездействовали.

Поэтому таксуров его приговор:     Ипрах наш, с строгостью судьи игражданина,     Потомокоскорбит презрительным стихом,     Насмешкойгорькою обманутого сына     Надпромотавшимся отцом.

 

    Лермонтов в своем стихотворенииуважительно вспоминает героическоепоколение “отцов”, прославившихсвое время великими подвигами. Онвысказывает острую критику поколения”детей”, в пассивности и равнодушиипроживающих свой век, не принося никакойпользы обществу; а также выражает надеждуна последующие поколения, которыеосмыслят и исправят ошибки прошлого истанут достойными сынами своего народа,своей Родины. 

Суровопорицая за это равнодушие, за отход отобщественно-политической борьбы своёпоколение, Лермонтов как бы зовет егок нравственному обновлению, к пробуждениюот духовной спячки.

“Дума”- это гражданский суд над своим поколением.Автор показывает его пассивность ипустоту жизни в эпоху, когда борьбанеобходима. Это не взгляд со стороны, аоткровение человека, принадлежащего ктому же поколению. 
Композицияпроизведения подчинена авторскомузамыслу.

В первом четверостишии высказанообщее суждение о молодежи 30-х годов. Ввосьми последующих четверостишияхразвивается и доказывается этамысль. Поэтаогорчает, что многие его современникиживут “ошибками отцов и поздним ихумом”.

Речь идет об отношении к идейномунаследию декабристов, многие из которыхк тому времени примирились с порядкомвещей и признали борьбу бесполезной.Эти настроения Лермонтов и называет”поздним их умом”. Поэт убежден,что за свободу нужно бороться, а несклонять покорно голову перед силамиреакции.

Лермонтова глубоко тревожитто, что у его современников – образованныхлюдей – нет ни сильных чувств, ни прочныхпривязанностей, ни твердых убеждений. Каждоечетверостишие – законченное предложение.

Слово часто используется в переносномзначении: “состариться” означаетне только физическую, но и духовнуюстарость, “ровный путь без цели” -знак равнодушия, апатии, отсутствияжизненных тревог и падений. Частовстречаются метафоры (“старостьдуши”, “жизнь – путь”). Яркиеэпитеты обнажают эмоцию (“тощий плод”,”пришелец осиротелый”, “холодтайный”). 

Выразительныйэффект достигается употреблениемконтрастирующих слов: “ненавидим”- “любим”, “холод” – “огонь”.В произведении гражданская темастановится глубоко личной, выстраданной.Лермонтов не отделяет себя от поколенияи душа поэта несет печать вины и сожаления,упрека своему бессилию.

Анализстихотворения Лермонтова «Выхожу одиня на дорогу»

«Выхожуодин я на дорогу…» написано За несколькодней до 15 июля, до дуэли и смерти

Поэтвзволнован величием ночи, очарованторжественной тишиной и покоем, разлитымв природе. Это гимн красоте, гармониисвободной и могучей природы, не знающейпротиворечий.

От ночного пейзажа,тонущего в голубом сиянье, мысль поэтаобращается к человеческому обществу,в котором бушуют страсти и душевныетревоги, к своим грустным мыслям. Поэту«больно и… трудно» оттого, что нет«свободы и покоя».

Но он любит жизнь сее страданиями и радостями, гонит прочьпромелькнувшую мысль о смерти.

«Выхожуодин я на дорогу» написано, как завещание.

Встихотворении наиболее полно отразилисьособенности лирики Лермонтова, приемыего письма. Взгляд поэта сосредоточенне столько на внешнем мире, сколько надушевных переживаниях человека. Онобнажает борьбу противоречивых мыслейи влечений.

Жанр произведения – лирическиймонолог,искренняя исповедь, себе же задаваемыевопросы и ответы на них:«Что же мне так больно и так трудно? Ждуль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко итонко раскрывает психологию лирическогогероя, его мгновенные настроения ипереживания.
Композициястихотворения делится на две части.Впервойвеликолепныйпейзаж.

Изумительные метафоры, живописующиекрасоту и тихую зачарованность южнойночи: («звезда с звездою говорит»;«пустыня внемлет богу»). Начиная стретьей строфы, автор обращается к своиммыслям и тревожным раздумьям. Смятениеего души очень образно передаютвосклицательные предложения, умолчания.Все устремлено в будущее, в мечту.

Частоеповторение местоимения «я» и союза«чтоб» придают повествованиюусловно-сослагательное. В этой частипреобладают существительные, на нихпадает особое смысловое ударение:«прошлое», «жизнь», «покой», «свобода»,«сон», «силы».

Стихотворениенаписано пятистопным хореем с чередованиемженской и мужской рифмы. Рифмовкаперекрестная. Строфы представляют собойчеткие четверостишия. Все это придаетособую мелодичность и плавность стиху.Использование приема звукозаписи(частое повторение шипящих звуков)придают повествованию задушевность,имитируют тихую речь, шепот в ночи.

Вфинале стихотворения появляется образвеликана-дуба – символа вечной жизнии мощи. Именно этот образ привлекаетвнимание поэта, греет его смятеннуюдушу. Он дает надежду на бессмертие.

Такой живой памятник хотел бы воздвигнутьнад своим последним прибежищем поэт:Чтобвсю ночь, весь день мой слух лелея,Пролюбовь мне сладкий голос пел,

Надомной чтоб, вечно зеленея, Темный дубсклонялся и шумел.

Анализстихотворения Лермонтова «Парус»

Стихотворениенаписано на берегу финского залива вавгусте1832 г (первая строка совпадаетсо стихом из анонимно изданной в 1828гпоэмы декабриста Бестужева-Марлинского«Андрей, князь Переяславский»).

Центральнаятема – темаодиночества.Парус привлекает внимание лирическогогероя своим одиночеством. Стихотворениеначинается инверсией «Белеет парусодинокий», она помогает передатьнастроение. Слово «парус» употребляетсялишь раз, затем автор заменяет его наместоимение «он».

С этого моментасмысловой параллелизм наблюдается вкаждой строфе: две строки о парусе и отом, что его окружает, следующие две –о состоянии души героя. Встихотворении много слов, противопоставленныхдруг другу по значению, т.е.

антитезы: ищет— кинул, край далёкий — страна родная,ищет — бежит, буря — покой.Противоположность значенийпредлогов надподтак же усиливает противопоставление.

 Лермонтоввоспевает человека- борца, которыйотвергает покой, поэтому идейноесодержание можно выразить строкой «Аон, мятежный просит бури, Как будто вбурях есть покой!»

Стихотворениебыло воспринято в русском обществе каквыражение передовых гражданских идейтого времени.

Стихотворение«Ангел» было навеяно воспоминаниями околыбельной песне, которуюпоэтвраннем детстве слышал от матери, раноушедшей из жизни.Ангелнесет душу, чтобы вселить ее в земногочеловека, и поет песню, душа не запомнилаэтой песни, но ощущение песни осталось.Земные песни не могут заменить ейнебесных звуков. Душа в земной юдолитомится, вспоминая о них. Так же мать,молодая, красивая, нежная женщина(ангел!), лелеяла своей песней душумальчика, готовя его к трудной и жестокойжизни, к земному пути!

Темаземли впервые возникает в сознаниичитателя в конце второго четверо­стишия:«…ихвала его непритворна была».

Словонепритворнапоявляетсятак неожиданно, мы как бы спотыкаемсяоб него, оно звучит диссонансом поотношению к той мелодии, которая возниклав нашей душе.

Противопоставление контрастных образовземли и неба усиливается и тем, чтослова-антонимы небо- земля занимаютв стихотворении особое место: со слованебо(«Понебу…») начинается стихотворение, асловом землязакан­чивается(«…скучные песни земли»).

Анализстихотворения Лермонтова «И скучно игрустно…»

Стихотворение«И скучно и грустно» было написано загод до смерти Лермонтова. В этомпроизведении автор как бы подводит итогсвоей жизни. В нем поднимается центральнаядля творчества Лермонтова темаодиночества.

Лермонтовговорит о настроении, охватившемпередовых людей его поколения, котороевступило в жизнь после разгромадекабрьского восстания 1825г, в поруглубокого общественного застоя ижестокого полицейского режима Николая1,- поколения, обреченного на бесплотнуюрастрату лучших сил.

Лирическийгерой предстает перед нами в образеодинокого человека, который болезненнореагирует на свое положение. Он сожалеето том, что рядом с ним нет человека,который бы посочувствовал ему, разделилего горечь:

    Искучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…

Имовладевает уныние: он скучает в настоящем,ни к чему не стремится в будущем. Онощущает как быстро течет время, что«проходят – все лучшие годы» и он не всилах противиться судьбе.

Любовьему кажется тоже немыслимой вещью,    Любить… но кого же?.. на время –не стоит труда,

     А вечнолюбить невозможно!

Лирическийгерой ни в чём не видит счастья жизни.Она для него просто «такая пустая иглупая шутка», а все радости, муки,страсти и желания ничтожны.

Переживаниягероя помогают передать эпитеты: сладкийнедуг, холодное вниманье, пустая и глупаяшутка; риторические вопросы: Любить…но кого же?, Что пользы напрасно и вечножелать?; сравнение: жизнь – пустая иглупая шутка.

Этостихотворение – исповедь одинокогочеловека, который никак не может смиритьсяс тем, что человеку трудно достигнутьгармонии с окружающим миром.

Анализстихотворения Лермонтова «Когдаволнуется желтеющая нива…»

Когдаволнуется желтеющая нива, когда приветливокивает головой ландыш – во всех случаях,когда поэт соприкасается с природой,он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается темаединения человека с природой.

Большаячасть посвящена пейзажной зарисовке.Мир природы, изображенной поэтом добри гармоничен: желтеют хлеба, сливыналились, «свежий лес шумит», серебристыйландыш «приветливо качает головой».

Созерцание природы, в которой все полногармонии, «смиряет души моей тревогу»

Источник: https://works.doklad.ru/view/aa40NgpbPFM.html

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.

С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости.

У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих.

Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.

Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.

9 класс

Анализ стихотворения “Дума”

Стихотворение “Дума” было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная его мысль – размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.

Время написания стихотворения – одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума – постоянная мысль, не дающая покоя человеку.

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет …без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит “мы”, испытывая горечь от того, что его поколение:

“К добру и злу постыдно равнодушны…” и “Перед опасностью позорно малодушны…”

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям.

Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали.

Поэтому так суров его приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение “отцов”, прославивших свое время великими подвигами.

Он высказывает острую критику поколения “детей”, в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Лингвистический анализ стихотворения

Автор стихотворения “Дума” – русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику (“Дума”, “Пророк”, “И скучно и грустно”; поэма “Мцыри”). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами.

Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.

Заглавие стихотворения – “Дума”. В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой – это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума – тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие – законченное предложение.

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: “печально”, “томит”, “вянем”, “познанья”, “сомненья”, “добру”, “злу” и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: “постыдно”, “позорно”. Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:

Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз, Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: “ненавидим” – “любим”, “холод” – “огонь”.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: “ни мысли плодовитой”, “судьи”, “гражданина” и т. д.

Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.

Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов “я” и “вы”, но есть слово “мы”. Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

План:

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания
  4. Средства художественной выразительности
  5. Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе.

Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов.

Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор.

Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение.

В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу.

Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Анализ содержания

тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека.

Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают.

Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

«К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы, Перед опасностью позорно – малодушны

И перед властию – презренные рабы.»

Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон.

Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть.

Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом: Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.»

Средства художественной выразительности

Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом».

Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.

На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века».

Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.

Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.

Описание истории создания, анализ структуры и содержания стихотворения пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»».

Самые популярные материалы февраля для 9 класса:

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/duma

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс по плану

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике.

В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения и страны. Название для элегии взято не случайно. Это не просто рефлексия по поводу отдельных событий, это именно дума – давящая, никак не исчезающая мысль, не дающая покоя, являющаяся фоном, на котором протекает его жизнь.

В первой строфе лирический герой обличает нынешнее поколения, говоря, что «его грядущее иль пусто, иль темно». С помощью метафоры «презренные рабы» Лермонтов выражает свое отношение к молодежи 30-х годов. Он не только дает ему свою оценку, но и критикует его, презирает «постыдное равнодушие» к добру и злу и безвольность.

Лермонтов считает, что поколение современников двойственно по своей натуре: внутри чувствуется холодность, но по жилам течёт молодая кровь, кипучая и жаркая словно огнь. Поколение живет без цели, отрекаясь от прошлого, и, в то же время, не собираясь предложить что-то взамен будущему.

Это перекликается с восстанием декабристов в 1825 году, показавшим, что власть с легкость может подавить народ. Новое поколение не хочет повторить ошибок своих отцов и занимает выгодную позицию бездействия. Также следует отметить, что лирический герой не ставит себя выше своего поколения и в то же время не отделяет себя от него.

Автор использует местоимение «мы», чтобы показать: его личная трагедия неотделима от трагедии современников.

Помимо двух поколений (нового и старого), в последней строфе автор говорит об еще одном – будущем. Автор уверен, что пассивность современников не оставит след в истории страны. Оно уйдет «без шума и следа» и ничем не запомнится. Потомки непременно осудят инертность своих отцов: «Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом».

Таким образом, в стихотворении прослеживается связь трех поколений, над каждым из которых задумывается лирический герой и держит свои переживания глубоко в себе, не давая им выхода. Он типичный лермонтовский герой – непонятый человек, страдающий от «одиночества в толпе». И это одиночество только усиливает драматизм стихотворения.

Анализ стиха №2

В творчестве Лермонтова «Дума» (1838 г) считается главным, по выражению своего взгляда на гражданскую позицию, стихотворением. Оно было написано вслед другого произведения, посвященного смерти Пушкина.

Цензурное ведомство не позволило напечатать его в прессе, найдя в строках о власти непотребную, свободолюбивую мысль. Но прогрессивная часть общества, в лице демократов, встретила труд поэта с восторгом. Критик Белинский отметил литературный дар художника.

Лермонтов говорит о молодых людях своего поколения, которые «К добру и злу постыдно равнодушны». Они образованны и богаты, но прожигают жизнь напрасно, бесцельно. Угадывается намек на декабристов, пострадавших ради своей идеи равенства и свободы.

События декабря 1814 года вызвали со стороны царской власти ответные меры. Мятежники казнены, сосланы в Сибирь. Ввелись ограничения свободы слова, цензура проверяла каждую строчку всех художественных изданий. Люди перестали доверять друг другу, боялись вести разговоры на политические темы.
Поэт понимает, что в такой среде трудно быть человеком с

идеалами. В Российской Империи искоренялась Личность, страх заставлял жить бесцельно, праздно проводя время, не принося социальной пользы. Холодный рассудок заставляет не совершать поступки, которые могут нарушить привычный образ жизни, любовь, ненависть не вызывают эмоций, достойных этих чувств.

М.Ю. Лермонтов считает своих современников людьми, живущими только для себя, которые забыли о славных предках и не достойны их. Общество не интересуется искусством, потому что, ни литература, ни научные открытия, не волнуют умы представителей молодежи.

Во всем произведении присутствует мысль безнадежности. Не помня прошлого, не сделав малой толики сейчас, сегодня, что может ждать это поколение в будущем? Только презрение потомков, которые будут жить плодотворно и счастливо. Они вспомнят о своих предках «… насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом ».

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

В творчестве великого писателя позапрошлого века Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно много значимых произведений. Одним из которых можно назвать стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, не в самое процветающее для России время.

По – настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это высказывание касается всеми известного М.Ю. Лермонтова. Его творчество многогранно, он освещал большое количество тем в своих произведениях: роль поэта, о родине, о природе, об одиночестве и тоске, а также о ненависти и презрении к молодому поколению. К последней теме можно отнести и стихотворение «Дума».

Название «Дума» означает не просто мысли и размышления по какому – то поводу, это постоянная, «глубокая» мысль, которая не дает человеку покоя.

тема – презрение к своим современникам, ведь в то время даже самые талантливые и образованные люди были безразличны ко всему, что происходило или же не могли применить свои знания и умения, были «лишними». Новое поколение занимается ненужными, бесполезными вещами и не привносят ничего хорошего.

Лермонтов как бы призывает своих современников «проснуться», «взяться за ум», начать что – то делать. Он высказывает свое негодование и разочарование в произведении. Также поэт вспоминает поколение «отцов», которое он считает образцовым, героическим.

Михаил Юрьевич Лермонтов использует различные средства выразительности: эпитеты «позорно», «постыдно», «наукою бесплодною», которые ярко передают посыл стихотворения.

А также метафоры, такие как «тощий плод», «жизнь – путь». Благодаря им стихотворение приобретает еще больший «оттенок» и помогает понять позицию автора.

Еще можно выделить одну особенность стихотворения – каждая строфа представляет собой законченную и сформулированную мысль.

Структурное своеобразие: в начале автор пытается показать проблемы общества, затем он возвращается к предыдущему, героическому поколению. Далее Лермонтов относит себя к людям своего времени, но все равно относится к ним с презрением. В самой последней части поэт смотрит на все вышеописанные события со стороны будущего поколения.

Итак, делая вывод можно сказать, что великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову удалось описать и передать все то положение, сложившееся в то время. Мы понимаем отношение автора: он с презрением и осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.

По плану 9 класс 10 класс, кратко. Тема и идея, лирический сюжет

  • Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный носВ произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.
  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 классКрасавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание
  • Анализ стихотворения Фета СеренадаАфанасий Фет, будучи творческим человеком, мог видеть настоящую красоту окружающего мира. Казалось бы, даже мелкие незаметные детали могли обратить внимание поэта и вызвать у него восхищение. В своем художественном мире писатель
  • Анализ стихотворения Есенина Возвращение на РодинуЕсенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.
  • Анализ стихотворения Некрасова ПроводыВ 1848 – 1855 года император Николай I, впечатленный революционными событиями, произошедшими во Франции, устроил тотальную цензуру в отношении журналистов и литераторов. Для Н. А. Некрасова, в то время руководившего журналом «Современник»,

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/duma-9-klass-po-planu

Анализ стихотворения Дума Михаила Лермонтова: основная тема, год написания, почему так называется произведение

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Стихотворение «Дума» было написано Лермонтовым в годы мрачной цензуры, которая существовала в период правления Николая I, и стало своеобразной эпитафией молодому поколению России и в то же время обращением к будущим потомкам. Произведение было создано за неполных три года до гибели поэта и сразу же вызвало горячие споры, как в обществе, так и в среде критиков.

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После поражения декабристского восстания настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, равнодушие и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Идея

Общение с опальным повстанцем невольно вынудило поэта провести параллель между современным поколением, молчаливым и «постыдно равнодушным», и бунтарями ещё совсем недавнего прошлого.

К тому же, минуло ещё не так много времени со дня героической победы в войне 1812 года.

Контраст получался разительным: многие современники Лермонтова, даже лучшие представители молодежи, не могли найти место для приложения своих сил и способностей, становясь мизантропами либо безразличными эгоистами.

Важно! Не случайно тема «лишних людей» пронизывает всё творчество поэта.

Основная идея и тема родилась в результате глубоких философских размышлений поэта о смысле бытия, месте человека в обществе, вот почему стихотворение называется «Дума». Это не итог сиюминутных размышлений, а беспрестанная мысленная работа, щемящая боль, не дающая покоя. Анализ стихотворения помогает проследить тревожное движение авторской мысли.

Основная тема

Тема стихотворения – поведение обычного человека в обществе. Условия подцензурной Николаевской России наложили неизгладимый отпечаток на формирование мятежного духа самого поэта: «а он, мятежный, просит бури…».

Преклонение перед героями войны 1812 года: «богатыри – не мы…» и декабристами — с одной стороны, и нелицеприятное мнение о представителях своей эпохи — с другой, вылились в обличительные стихотворные строки. Поэт бичует не только своих ровесников за социальный инфантилизм, обреченность, скептицизм и неверие в собственные силы, но и находит те же черты в себе самом.

А потому его вердикт беспощаден – это «потерянное поколение», которое в переломном историческом периоде не способно оставить яркого следа: «в бездействии состарится оно».

С младых лет «в начале поприща», когда юноши должны гореть, творить, совершать безумства, мечтать и претворять свои мечты в жизнь, они «вянут без борьбы». Не предпринимается никаких попыток к сопротивлению, лишь «позорное малодушие перед лицом опасности».

Грусть и пессимистическая тональность слышатся с первых же строк произведения, ведь поэт считает поколение современников лишенным будущего: оно «иль пусто, иль темно…». И даже просвещение в устах автора – не луч постижения знаний, а докучливое «бремя», ибо ведет к скепсису и «сомненью». Данное положение – катастрофа целого поколения.

В чем же Лермонтов видит истоки такого нигилизма.

На смену радужным перспективам и чаяниям общества периода декабристского восстания пришло горькое разочарование и укрепление консервативных позиций.

Потому «ошибки отцов» и извлеченные уроки дезориентируют молодежь, лишая светлых устремлений и смысла существования: «и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…».

Внутренняя неустроенность, лишение жизненных основ, душевная дисгармония – вот удел младого племени. Ведь жизнь по течению – это угасание, сравнимое с «тощим плодом, созревшим до времени» — ни красоты в нём, ни пользы! Моральная убогость, «равнодушие к добру и злу» — такими эпитетами характеризует Лермонтов представителей своей социальной группы.

Любые благие жизненные цели не делают разумной и наполненной жизнь его современников:

  • наука «бесплодна» и лишь бесполезно «иссушает ум»;
  • «страсти» — это обман и «неверие»;
  • поэзия и искусство не вызывают восторга и «ум не шевелят»;
  • любовь и ненависть «случайны», без «жертв ни злобе, ни любви».

Состарившееся до поры поколение не считает удовольствиями и развлечения своих предков, им скучны «роскошные забавы».

Так что же остается, когда нет истинной любви, дружбы, служения Отечеству? Смерть, кончина, как в моральном, так и физическом смысле. «И к гробу мы спешим без счастья и без славы…».

И закономерным итогом является забвенье потомков, которые заклеймят «угрюмую толпу» «презрительным стихом…».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре, форма которого предопределена поэтами-декабристами.

По содержанию жанр близок к философской элегии, тесно переплетенной с романтической новеллой и лирической исповедью. Белинский, напротив, увидел в творении автора «сатиру…, как законный вид поэзии», ибо под «сатирой» он разумел «громы негодования… оскорбленного позором общества».

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников.

Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

Художественные особенности

Придать необходимую патетику и эмоциональность строкам помогают средства художественной выразительности:

  • Конструкция стиха сложна: наряду с шестистопным ямбом в строфах прослеживаются пятистопные и четырехстопные ямбические стихи, начинающие либо замыкающие строфу, их использование делает строки «ударными» и выразительными.
  • Мощные эмоциональные эпитеты наполняют стихотворение образностью и силой: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «мысли плодовитой», «презрительным стихом».
  • Двойные сравнения, романтические метафоры, гиперболы усиливают общее впечатление от произведения: «вянем без борьбы», «жадно бережём», «тощий плод».
  • Используются особенности высокого стиля: «грядущее», «постыдно», «чаша наслаждений».

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

М. Ю. Лермонтов «Дума»



Вывод

Все перечисленные приемы подчеркивают насущность проблем, «которые мрачат душу…». Современники и критики дали высокую оценку «Думе». Виссарион Белинский, известный литературный критик и теоретик, воспринял поэтическую исповедь, как «стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни в тысячу раз хуже физической смерти».

Источник: https://uchim.guru/voprosy-otvety/analiz-stihotvoreniya-duma-lermontova.html

Анализ стихотворения «Дума» (М. Ю. Лермонтов) | Литрекон

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Самый Зелёный · 20.12.2018

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

Жанр, направление, размер

Стихотворение трудно отнести к определённому жанру, оно совмещает в себе как черты элегии, так и сатиры.

  1. Первый жанр проявляется в размере и композиции произведения. Оно написано шестистопным ямбом, разделено на пять строф, четыре из которых состоят из восьми строк, одна из двенадцати. Такой объём прибавляет «грузность» стихотворению, создаёт медленность прочтения.
  2. Второй жанр раскрывается в направлении, тематике. Автор обличает пороки окружающего общества, с язвительностью и негодованием рассуждает о прошлом и будущем.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости.

    Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».

  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников.

    Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.

  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.

  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.

  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

  1. Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», то есть не работали и не служили отечеству. Страна держалась на крестьянском труде, а элита лишь паразитировала на народе. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной.
  2. Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой, поэтому все радости молодости стремительно пролетели мимо.
  3. Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Их циничная ухмылка – лишь стремление придать себе мнимой значимости. Они не наполняют свое бытие смыслом, просто прожигают жизнь. Именно поэтому героя страшит упрек сыновей, который они обратят к промотавшимся отцам.
  4. Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, даже их любовь случайна и легковесна. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты.
  5. Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть