Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Михаил Лермонтов — Поэт

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Отделкой золотой блистает мой кинжал;Клинок надежный, без порока;Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,Не зная платы за услугу;Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,Звенел в ответ речам обидным.В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казакомНа хладном трупе господина,И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,Лишен героя спутник бедный,Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукойЕго не чистит, не ласкает,И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,Свое утратил назначенье,На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих словВоспламенял бойца для битвы,Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;И, отзыв мыслей благородных,Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,Нас тешат блёстки и обманы;Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда, на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» признано критиками одним из лучших в творчестве автора. Стих-призыв к гражданской чести, к исполнению своей высшей миссии.

В то время, как в российском обществе отсутствовали нравственные ориентиры, Лермонтов не мог оставаться равнодушным к деградации молодежи, в первую очередь, людей творческих.

Желание спровоцировать духовный и моральный всплеск в душах современников стоит у истоков написания данного произведения.

Основная тема стиха – укор поэтам в бездействии в сложное для общества время. Роль поэта в поэзии сходит на нет, предназначение утрачивает свой смысл, когда лирик меняет силу своего вдохновляющего слова на богатство и материальные блага.

Композиция и жанр

Стихотворение четко разделяется на две части и строится на сравнении дорогого кинжала, висящего без действия на стене сувениром, с состоянием современных Лермонтову поэтов, опасающихся лишний раз высказать свою позицию в лирике. Завершает стих объединение двух главных образов.

Первая часть стиха посвящена описанию славной истории дорогого кинжала. Его слава – в его боевых делах, верной службе хозяину – восточному воину-горцу.

Но времена меняются, и после смерти господина, долгих лет в лавке армянского продавца на кинжале появилась чуждая ему золота отделка, и ни на что, кроме роли сувенира на стене он не годен.

И в этом его трагедия – в невозможности исполнить свое истинное предназначение. Он всего лишь игрушка.

Во второй части автор рассказывает о судьбах современных лириков, которые утратили свое назначение и променяли его на богатство. Поэт начинает вторую часть с прямого обращения к лирикам.

Аналогично кинжалу Лермонтов описывает славное былое поэтов, которые вели народ за собой, воспламеняя сердца истиной и добром.

Но сейчас светское общество охладело к силе рифмованного слова и занято больше дешевым блеском мишуры и самообманом.

Но Лермонтов не теряет надежды на то, что лирик проснется от временного сна и исполнит свою пророческую миссию, неся людям дар божественного истинного слова. Этому посвящена итоговая строфа произведения. Именно сувенирный кинжал станет острым словом – главным орудием поэта.

Жанрово стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике, к философским размышлениям о возможности будущего пробуждения поэтов от самообмана.

Автор чередует шести- и четырехстопный ямб, придавая стиху волнительный обрывистый тон, передающий переживания автора о безысходности в жизни молодого поколения.

2 главных образа

В центре произведения два главных образа – кинжал и поэт.

Красочно Лермонтов описывает историю боевого кинжала, используя разнообразные эпитеты: «золотая отделка», «надежный клинок», «бранного востока», «родные ножны», «спутник бедный», «игрушкой золотой». Описывая характер кинжала, автор представляет его живым существом. Как раб, служил он своему господину.

Одно из самых многозначных сравнений – «богатая резьба была нарядом чуждым и постыдным». Значит, украшения мешают кинжалу исполнить свою миссию. Теперь он красив, висит на стене, но «бесславный и безвредный».

Печальную судьбу кинжала подытоживает анафора, усиливая трагизм: «Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает…» Фактически для боевого оружия это смерть.

Образ поэта более абстрактен. Для его изображения автор использует ряд строгих риторических вопросов. Стих насыщен яркими запоминающимися метафорами: «(мир) морщины прячет под румяна», «твой стих носился над толпой», «клинок, покрытый ржавчиной презренья». Не менее художественны сравнения: «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы», «как колокол на башне вечевой».

Само произведение является развернутой богатой метафорой, в которой печальная история кинжала показывает бесславную судьбу поэтов.

Источник: https://aromatyschastya.ru/mixail-lermontov-poet

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе места в современном мире, который погряз в обмане и лжи.

К 1838 году, поэт уже был достаточно известной личностью, которая была широко представлена в определенных литературных кругах, но именно это стихотворение делает его еще известнее. Его можно смело отнести к гражданской лирике, которая была присуща молодому поэту. Этим стихом, он напрямую обращается к обществу, которое его окружает, и даже, его в чем-то высмеивает.

Главным героем в первой части этого стихотворения, выступает кинжал, который раньше просто выполнял свою миссию, но теперь он просто висит на стене, как украшение. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как этим самым наш герой показывает, что нынешнее поколение остается безучастным к прошлым заслугам предков, которые сражались за свою Родину.

В этой истории наш герой показывает, раскрывает главное предназначение поэта: управлять народными массами, которые заблудились в гуще событий, событий, которые происходят в России.

Очень интересное сравнение приводит поэт, которое делает это произведение уникальным, неповторимым: в этом мире, поэт полностью забыл свое святое предназначение, он подобен кинжалу, который забыли. Все это звучит очень правдиво и символично, так как в этом обществе все происходит именно так.

Стихотворение, которое несет надежду, надежду на спасение, так как поэт верит, что когда ни будь случится чудо, и все вспомнят про поэта, который будто кинжал, пронзит заблудшие, сухие души людей. Это настоящее пророчество, которое не может остаться безучастным, так как сила поэзии и сила таланта очень велика. Стихотворение, которое заслуживает внимания, так как оно является пророчеством.

Анализ стиха Лермонтова Поэт

Михаил Юрьевич Лермонтов, создавая этот шедевр в 1838 году под названием «Поэт», был уже в то время довольно известным поэтом и хорошо разбирался в творчестве других литераторов. Писал понятно и доступно, чтобы донести свои переживания и душевное состояние до читателя.

Создавая стихотворение «Поэт», он пытался изобразить идеал образа поэта, к которому стремился бы сам подражать. Это произведение можно отнести к гражданской лирике. Где автор его пишет с философской точки зрения и указывает глобальные проблемы того времени, на его усмотрение.

Он противоречит современному высшему обществу и пытается своим протестом доказать правоту любым способом, где и употребляет не стандартные сравнения поэта и поэзии с острым и сильным кинжалом.

Проанализировав шедевр того времени – произведение «Поэт» на первый взгляд кажет не понятным и трудным для восприятия читателем, в котором идет сравнение поэта и поэзии с дорогим и золотым кинжалом.

Который был долгое время актуален в сражениях на поле боя воинами, а после стал ненужным и повешенным на стену в образе « дорогой и ненужной игрушки». Так и Лермонтов сравнивает творчество поэтов с забытым и неактуальным в теперешнее время кинжалом.

Так и творчество литераторов стало забытым и не интересным, указывая на их забытый гражданский долг. Это писать и доносить до людей главные и важные исторические события, в которых описываются тяжелые сражениях на поле боя и т.д. М.Ю.

Лермонтов пытается достучаться до человечества с помощью обращения к высшим силам, то есть к Богу. И надеться, что хоть когда-нибудь его услышат и поймут. И он выполнить свой гражданский долг.

Стихотворение написано с помощью метафор и использованием шестистопных и четырехстопных ямбов. Автор данного произведения пытается донести, что в высшем обществе поэт потерял свое настоящее предназначение и променял свой дар на деньги. А поэзия не кому не нужна.

Заключение

Безусловно, написанное произведение М.Ю. Лермонтовым «Поэт», стало одним из актуальных примеров, где довольно глубоко и ярко раскрывается тема поэта и поэзии. В нем автор красочно озвучивает свой протест против положения поэтов в современном обществе.

Которые, забыли о своем предназначение, как тот кинжал, повешенный на сиену. И таким образом осуждает их за забытый свой долг. Этот шедевр произведение не оставит равнодушным читателя, а даст массу тем для рассуждения.

Ведь Лермонтов смог четко и понятно донести свои мысли и душевные переживания.

Вариант №3

Творчество, да и сама жизнь, Михаила Юрьевича Лермонтова припала на тяжелое время, это были 30-е годы XIX века. В это самое время был некий застой среди духовных и нравственных ценностей. Сам же писатель относил себя к настоящим поэтам, и переносил эти перемены смиренно и сдержанно.

Именно в этот самый период Лермонтов написал достаточно большое количество произведений посвященных гражданской лирике. Многие его творения выводят на первый план нотки протеста, безысходности и горечи. В это время Михаил Юрьевич предпринимает действия по поводу создания нового идеала, к которому стремится и сам.

Состояние смятения, в которое погрузился поэт, заставило его создать очередной замечательный шедевр, под названием “Поэт”.

Лермонтов берется за работу над произведением в 1838 году, на этот момент писатель уже приобрел некую славу и стал известен во многих литературных кругах. Стихотворение по своему замыслу полностью посвящается происходящему в русской поэзии, захватывая тот отрезок времени после смерти Александра Сергеевича Пушкина. Сначала автор решает рассказать о клинке (кинжале).

Данное оружие много времени назад верно служило своему хозяину, который был отличным наездником далеко в горах. Не один раз кинжал спасал от смерти своего хозяина, прорывая кольчуги врагов. Теперь же, когда-то грозное оружие превратилось в золотую игрушку, весящую на стене. Теперь кинжал никто не воспринимает защитником, им только все любуются.

А он продолжает один висеть на стене на радость и умиление других.

Следующие строки своего произведения Лермонтов посвящает поэтам. Автор сожалеет, что прошли уже те годы, когда слова поэтов вдохновляли людей на подвиги и битвы, помогали прочувствовать боль и радость. Теперь поэтам не интересно писать об этом, они больше гоняться не за правдой, а за личной наживой и выгодой.

Своих же современников Михаил Юрьевич приписывает не к поэтам, а к неким пустышкам. Своими словами он старается призвать поэтов утвердить четкую гражданскую позицию, с актуальной лирикой того времени. Он всем сердцем хочет чтобы, как и раньше поэзия продолжала влиять на поступки и мысли людей. Произведение “Поэт” можно смело отнести к философской лирике.

Романтичный главный герой, словно назван самим пророком, он ведет за собой толпу, к его словам прислушиваются и вникают. Может быть, только ему получится изменить неприятные перемены в жизни. Главный герой, как и кинжал, о судьбе которого рассказано в начале, очень одинок. Их судьбы чем-то схожи.

Герой продолжает корить современников и призывает их одуматься, и все же постараться возродить роль искусства в мире.

9 класс

  • Анализ стихотворения Ахматовой РеквиемАнна Ахматова выдающаяся женщина, на долю которой выпало слишком много испытаний. Главную и немало важную роль для написания поэмы “Реквием” сыграли личные проблемы поэтессы. Страшные годы, в которых оказалась страна,
  • Анализ стихотворения Цветаевой Книги в красном переплетеЗнаменитая поэтесса Цветаева предположительно в 1908–1910 гг. написала элегию «Книги в красном переплёте». Девушке было в то время всего 18 лет. Но, тем не менее, именно это произведение стало первым дебютом поэтессы. Сборник,
  • Анализ стихотворения Тютчева Над этой темною толпойСвобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение.
  • Анализ стихотворения Фета Горячий ключУ многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы
  • Анализ стихотворения Полонского По горам две хмурых тучиТворчество Якова Петровича Полонского прозаично с лирическими нотками. Полонский описывает красоту природы и ее волшебный круговорот событий. Яков Петрович не достиг такой популярности как его друзья, с которыми он учился.

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/poet-9-klass

Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

Произведение «Поэт» относится к гражданской лирике. Автор обращается с обличительным призывом к своим современникам. Романтические представления Лермонтова о противопоставлении поэта и толпы преобразуются в более серьезные философские размышления о роли и значении творчества в жизни общества.

В первой части стихотворения автор описывает кинжал, который долгое время верой и правдой служил воинам в сражениях. В то славное время ему были не нужны украшения. Кинжал выполнял свое предназначение – убивать врагов. В настоящее время он стал всего лишь «игрушкой золотой», висящей на стене.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с поэтом. В этом чувствуется возвращение к идеалам декабристов.

Автор указывает на главное гражданское предназначение поэта – руководить и направлять толпу во времена тяжелых испытаний. Лермонтов использует яркое сравнение: «стих» – «колокол на башне вечевой».

Этот образ обращает внимание читателя на традиции древнерусской вольницы в противовес деспотической власти.

Автор утверждает, что в современном ему обществе поэт, подобно кинжалу, забыл свое истинное предназначенье, променял его «на злато». Высшее общество не желает больше внимать суровым и справедливым словам поэтов. Главной ценностью стали богатство и мнимая красота («блестки и обманы»). Истинное положение вещей предпочитают скрывать, сохранять видимость благополучия.

В финале стихотворения Лермонтов обращается со страстным призывом к поэту-пророку. Автор надеется, что когда-нибудь продавшийся гений поймет всю ничтожность земного богатства. Поэт вырвет «из золотых ножон» свой стих-клинок и исполнит свой гражданский долг.

9 класс

Вариант 2

Довольно странно для поэта быть довольным собственным творчеством. Самодовольство вообще не является признаком достойного человека и тем более великого поэта, которым, вероятно, был Лермонтов.

Стихотворение Поэт использует сравнение поэта, который отступил от собственных идеалов и перестал быть строгим порицателем общественного вкуса, с кинжалом, который ранее был суровым инструментом судьбы на поле брани, а теперь стал просто игрушкой, которая в золотой упаковке пылиться на стенке.

Подобное сравнение выглядит весьма самокритичным, но к самому ли себе обращается тут Лермонтов? На самом деле на протяжении всего стихотворения автор обращается к поэту на ты, то есть возможно предположить некое обобщение, которое используется по отношению к поэтам-современникам Михаила Юрьевича.

Такое предположение выглядит весьма обоснованным, если знать историческую и культурную ситуацию того времени. Стихотворение написано практически после гибели Пушкина, который был если не единственным оплотом свободолюбия, то довольно мощным символом, с которым связывали свои надежды декабристы, да и потом Александр Сергеевич был существенной частью культуры.

После провала декабристов многие представители интеллектуальной элиты того времени разуверились в прогрессе и возможности позитивного преобразования российского общества. Более того, существенная часть вообще отправилась на каторгу, а кто-то подвергался строгой цензуре.

Именно поэтому некоторые поэты стали подобными тем самым кинжалам, которые смирились с ролью доступной игрушки в руках толпы.

Лермонтов понимает начало своеобразного декаданса, который охватывает общество и взывает «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» к своим современникам и к поэтам вообще.

Смогут ли снова представители творческой элиты стать чем-то стоящим или они останутся дорогостоящими, но, по сути, только игрушками, которыми могут распоряжаться гораздо менее нравственные представители общества.

Собственно образ кинжала выбран тут весьма точно. Лермонтов уподобляет поэта суровому инструмента, который способен оказывать существенное воздействие на людей.

Сочинение 3

Упадок, в том числе и творческий – довольно распространенная тема лирики во все времена. Если бы какие-то достижения были статичными, существование в этом мире сделалось бы намного легче.

Однако, и поэт чей «стих, как божий дух, носился над толпой» когда-то со временем может утратить собственное назначенье и кинжал, который «ее по одной груди провел.. страшный след и не одну порвал кольчугу» может в итоге просто висеть на стене «игрушкой золотой».

Этот мир является, по сути, миром деградации, по крайней мере видится именно таким, если заметить как юное и сильное тело со временем дряхлеет и превращается в хладный труп, как рушатся империи и великие идеалы.

Поэтому поддержание развития мира, понимание собственной роли в нем является задачей ответственного человека.

Лермонтов сравнивает в своем стихотворении Поэт надежный кинжал, который теперь более никому не служит и стал украшением, с поэтом, который поддался на требования времени, на низменные нравы толпы, которую интересуют только «блески и обманы». Автор обращается к какому-то поэту, к абстрактному адресанту, который, вероятно, не является самим Лермонтовым. Возможно, Михаил Юрьевич рефлексирует на тему собственного времени и упадка нравов.

Образы подобраны весьма точно и ярко, поэт как кинжал, который способен рассекать любые кольчуги, выглядит опасным созданием, предметом, который собственной мыслью также способен рассекать тягу толпы к блеску, к иллюзиям и заблуждениям.

Описание кинжала акцентируется на признаках аскетичности и отрешенности от мира, он несет собственную миссию безукоризненно и с достоинством, но только вот со временем все равно оказывается в красивой обертке и более не используется.

Мотив утраты этого достоинства, собственной функции и высокой миссии является основным в стихотворении Лермонтова и несет с собой ощущение разочарованности.

Тем не менее, автор оставляет надежду и вопрошает о дальнейшей судьбе поэта-кинжала.

Сможет ли он снова вернуться к своему делу или останется также существовать в золотой обертке, которая останется для него фактически печальным пристанищем, разделяющим с подлинным смыслом существования? Лермонтов не стесняется в эпитетах и сравнениях, он называет поэта «осмеянный пророк», а основное настроение сравнивает с «ржавчиной презренья».

По сути, перед нами призыв Лермонтова к творческим людям своего времени вернуться к созидательной деятельности, снова стать подлинными пророками. При этом автор констатирует печальное положение дел. Он видит декаданс и упадок, который был актуальной темой лирики во все времена.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт

Данное стихотворение представляет собой развернутую метафору, когда красивый позолоченный кинжал сравнивается с поэтом.

Читая начало стихотворения, мы видим красивый клинок, который был создан для использования в битве и был опасным оружием.

Не по одной груди провел он страшный след…

Его ценили за то, что он был «послушен» руке господина, и ему была чужда золотая отделка и богатая резьба. Этот наряд был бы стыдным для него, поскольку за боевое оружие должны говорить его деяния.

Однако после смерти хозяина он утрачивает свое предназначение: он долго провалялся в «Пыльной лавке» продавца, а потом стал «золотой игрушкой» для украшения стены.

Увы, бесславный и безвредный!

Наречие в начале стихотворения и использованные в этой строке эпитеты, передают сожаление автора о такой судьбе клинка. Он называет его «игрушкой», а раньше это был «клинок надежный». Автору кинжал нравился тогда, когда был оружием и верно служил хозяину, выполнял ту задачу, для которой он был создан.

Оставшаяся часть стихотворения – это сравнение с начальной частью, в которой участь поэта, живущего в одно время с автором, сравнена с судьбой клинка.

Автор пишет о том, что поэт в современном мире утрачивает свое предназначение, променивая свой дар на деньги. Для Лермонтова поэт – это всегда миссия, пророк, наделенный огромной властью. Его стихи наполнены «божьим духом». И далее он вспоминает о былом прошлом поэта, когда его слова были необходимы, «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы».

Однако обществу хорошо без поэта. Он снова остаётся один. И дальнейшие строки перекликаются со стихотворением «Пророк», подчеркивая одинаковость судьбы поэта.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Размер необычен – это ямб в сочетании с пиррихием. Использование данного сочетания позволяет создать плавность повествования.

На мой взгляд, стихотворение «Поэт» в творчестве Лермонтова – это один из ярких примеров, который глубоко раскрывает тему поэта и поэзии. Мне кажется, в нем наиболее ярко звучит протест Лермонтова против положения поэта в современном ему обществе. Мне оно запомнилось своей образностью, интертекстуальностью.

Анализ стихотворения Поэт по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/poeht-9-klass

«Поэт»(Отделкой золотой блистает мой кинжал…), анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г.

Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта.

Литературное направление и жанр

Поэт в стихотворении – романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделён от неё и повелевает ею.

Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестаёт быть героем в глазах поэта-романтика, становится частью толпы, не выполнив своей миссии.

Стихотворение «Поэт» относится к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая – из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая – поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает своё предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.

Тропы и образы

В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надёжный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).

Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.

Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают.

Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала.

Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет).

Повторение приставки без (бес) – тоже художественный приём.

Лермонтов подчёркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называется бедным спутником героя (эпитет и олицетворение). Быть игрушкой на стене – несчастье кинжала и, в сущности, смерть.

Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет). Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.

Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.

Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.

Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.

Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.

Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).

Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.

Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.

Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора).

К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе.

В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.

Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырёхстопным. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Поэт(Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/1078-poet-analiz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть