Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Анализ стихотворения К Чаадаеву кратко: тема, история создания и год написания, жанр, письмо Пушкина

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Одним из самых известных произведений знаменитого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по сей день является стихотворение «Парус». Дата создания — 1832 год.

Почему именно оно стало таким популярным? Причем настолько, что послужило одним из основополагающих факторов для создания других масштабных литературных произведений (например, «Белеет парус одинокий» В.П. Катаева, в итоге ставшем тетралогией).

Первый, и всем понятный ответ заключается в простоте стиха. Три четверостишья сразу ложащиеся на слух и легко запоминающиеся.

Всё гениальное просто! Но, чтобы понять все смыслы стихотворения необходимо вникнуть в детали эпохи, в которой жил автор. В чем заключаются переживания, стремления, надежды… Ответы на это поможет найти подробный анализ стихотворения Парус Лермонтова.

История создания

На момент написания Михаилу Лермонтову исполнилось всего 17 лет. В стране явно ощущался недостаток свободы, как результат реакционной внутренней политики царя Николая I.

Сам поэт стоял перед серьезным для каждого молодого человека выбором (возрастная актуальность не поменялась и в наши дни) — куда пойти учиться, что его ждет в северной столице…

Прогуливаясь по берегу Финского залива (если верить современникам), юноша размышлял о своем дальнейшем существовании.

Именно так и никак иначе! Потому что, покинув словесное отделение Московского университета, где не проявил особого рвения к учебе, а запомнился в основном спорами с преподавателями, он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Это гораздо больше отвечало чаяниям его бабушки Е. А. Арсеньевой, которая занималась воспитанием и содержанием любимого внука, но было весьма серьезным стрессом — пересесть из лекционной аудитории в кавалерийское седло!

Во многом переживания автора по поводу своего прошлого и будущего послужили основой для стихотворения.

Не только ярко выраженная образность, музыкальность и поэтическая гармония являются достоинствами произведения, но и философская глубина, неожиданная зрелость размышлений юного поэта! Тема поиска себя в непредсказуемом море жизни и чувство одиночества ощущаются почти физически.

Внимание! Начинается стихотворение со строки позаимствованной у поэта- декабриста А.А. Бестужева-Марлинского: «Белеет парус одинокий, как лебединое крыло» (поэма «Андрей, князь Переяславский»), который также служил и погиб на Кавказе. И, хотя первоначально строка звучала: «Белеет парус отдаленный», автор предпочел более лиричный вариант. По другой версии не исключено, и прямое цитирование, что было распространено в то время (у А.С. Пушкина, например в «Чудном мгновении» главная строка является цитатой из стихотворения В.А. Жуковского).Усадь­ба ба­буш­ки поэта Е. А. Ар­се­нье­вой

! Краткий анализ стихотворения Дума Лермонтова: основная тема и история создания

Размер стихотворения

Размер стихотворения Парус — три строфы. Автор четко разделяет в композиции описание морского пейзажа и размышления, а точнее, отношение лирического героя к наблюдаемой картине. Поэтому центральный образ произведения состоит из двух планов: парус и человек со своей судьбой, мироощущением и характером.

Образы в стихе глубоко аллегоричны, и связаны с проекцией происходящего перед взором героя на его личные жизненные переживания.

Так, образ моря — это сама жизнь, постоянно меняющаяся и непредсказуемая, а парус — человек и его душа в этих волнах обстоятельств. Стихотворное произведение- это диалог автора с самим собой.

Он наделяет белеющий в море парус своими желаниями («просит») и разочарованиями («Увы…»).

Тема

Мотив вечного поиска смысла существования четко прослеживается в каждом четверостишье. В первом на фоне осознания своего одиночества герой задается вопросом о цели этого поиска («Что ищет он в краю далеком?»), и его причинах («Что кинул он в краю родном?»). И, конечно, адресует эти вопросы к себе, пряча за обращением к парусу своё авторское «я».

Во второй строфе речь идет об отсутствии этой самой цели («счастия не ищет, и не от счастия бежит»), ощущении бессмысленности существования несмотря на окружающее движение, оказывающееся на проверку не имеющей значение суетой.

И, наконец, в завершающей строфе выражает надежду обрести внутренний покой в буре, отринув внешнее благополучие. Буря — это символ чего-то неожиданного, выбивающееся за рамки сложившегося уклада, разрывающее его.

Причем уклада не только окружающего мира, но и внутреннего мира героя.

Для передачи этого внутреннего конфликта, автор использует красочные метафоры:

  • «луч солнца золотой»;
  • «волна светлей лазури».

Они символизируют кажущуюся гармонию. Именно этому обманчивому спокойствию направлен «мятежный» вызов поэта! Гораздо позднее другой российский поэт опишет это мнимое благополучие: «Все нормально, да что-то не так!» (В.Цой «Звезда»).

! Патриотизм в произведениях русских поэтов: тема Родины в лирике Лермонтова

Как во многих других произведениях, Лермонтов в «Парусе» очень живописно описывает природу с использованием ярких красок («в тумане моря голубом») и красивых метафор («волна светлей лазури»). А неожиданные переходы от одного состояния моря в другое усиливают контрастность повествования. Но, чтобы не менялось вокруг, парус противопоставляется этому.

В то же время, несмотря на мятежность и одиночество в бескрайнем море жизни, белый цвет символизирует надежду на обретение внутренней гармонии и покоя.

В этом ещё один смысл, послание автора, как самому себе, так и читателю.

Только постоянное движение вперед, несгибаемость перед жизненными испытаниями и надежда на обретение гармонии внешнего и внутреннего мира представляют настоящую Ценность!

Жанр

В план анализа данного стихотворения не входит подробный разбор его поэтических характеристик с точки зрения науки стихосложения, но на некоторых моментах следует всё же остановиться.

Жанр стихотворения — лирическая новелла с символическими элементами в описании пейзажа (море — жизнь, парус — человек и его душа, буря — экстремальные проявления окружающей действительности). Стихотворный размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Основой композиции является контраст, для усиления которого поэт использует антитезу (ищет/ кинул, в стране далекой / в краю родном).

Парус М. Лермонтов

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»



Вывод

Красной линией через это небольшое стихотворение проходят темы всего творчества М.Ю. Лермонтова: поиск смысла в жизни, одиночество в мире людей, бунт против обыденности. Может быть поэтому для многих стихотворение «Парус» остается актуальным и по сей день…

! Повесть Герой нашего времени: краткое содержание по главам

Источник: https://uchim.guru/literatura/analiz-stihotvoreniya-parus-lermontova.html

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень близка юному поэту, который связывает два понятия свободу и одиночество.

Одиночество для поэта — это, несомненно, ощущение чувства свободы, но и одновременно чувство незащищенности перед житейскими трудностями.

Именно поэтому кораблик с парусом, мелькающим меж волн, лирический герой ассоциирует с собой.

Он привлекает внимание поэта и заставляет задуматься, ищет ли парус что-то в дальней стране или что-то оставил в краю родном. Размышления лирического героя передаются риторическими вопросами.

Наблюдая за движением паруса, лирический герой видит игру волн, слышит скрип мачты. Но делает вывод, что парус не ищет «счастия», поскольку это то состояние, которое можно найти не во вне, а только внутри себя, в своей душе.

Третья строфа начинается очень красивой картиной:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…

И тем сильнее противопоставление первым двум строчка последней строфы последних строк стихотворения, в которых парус назван мятежным, который «просит бури» и в ней пытается обрести покой и свободу.

Однако это иллюзия и используемое поэтом наречие «как будто» указывает на иллюзорность этого желания.

Таким образом, в ходе рассуждений можно сделать вывод о том, что лирический герой находится в разладе не то со всем миром, но и с собой.

Композиционно стихотворение выстроено таким образом, что все три строфы имеют одинаковое строение: первые две строки изображают парус и окружающую его картину природы, а последние две размышления поэта, наблюдающего за одиноким парусом на бескрайнем просторе водной глади.

В стихотворении использованы следующие стилистические средства: единоначалия, эпитеты, повторы, риторические вопросы и риторические восклицания.

Краткий анализ 9 класс

Произведение «Парус» Лермонтова – очень известное стихотворение. Оно вызывает прекрасные ассоциации с морем, морским воздухом и просто солнцем, которое восходит.

Парус – возможно, именно это одно слово уже кажется тем, на что мы реагируем с некой мечтательностью.

Также, перед словом «парус» – у читателя сразу же возникает перед глазами картина – настоящий прус – белое полотно, определенной форме, которое используется на кораблях, и разных суднах.

Парус – эта вещь кажется очень одинокой, и которая всегда – сама. Парус ассоциируется в сознании критиков и людей – с человеком, которое тоже постоянно испытывает одиночество.

Одиночество – это не признак плохих людей, просто не все могут понять мысли каждого человека и его мнения, которые подчас отличаются большой индивидуальностью. От таких людей – сильно чувствуется одиночество.

Именно потому в этом стихотворении Парус – играет важную и главную роль. Даже сам поет, который создал это произведение, кажется очень одиноким.

В некоторых местах стихотворения – представляется море, которое колышется и бушует, и никак не хочет остановиться и успокоиться, чтобы стать такими же, как все остальные, одним словом, – серой массой. Лермонтов, так же, как и в своем произведении – парус, очень одинок и постоянно сам.

Бушующее море – представляется людьми, которые всегда были жестоки и резки в своих суждениях.

Море, которое не успокаиваясь, бушует, предстает перед читателями в пугающем великолепии, но после эта впечатляющая картина сменяется другой не менее серьезной действительностью – переживаниями самого автора, Лермонтова, который все же переживет насчет своего ухода из престижного университета, который был ему все же необходим.

Как человек культурный и развитой, ему нравилось учиться и каждый раз получать новые знания. Но он выбрал другой путь, а потому для него в тот момент – институт был просто помехой. Его мечта, когда-то такая важная для него – быть филологом, просто канула в небытие. Но все же, отказавшись от заветной мечты, Лермонтов смог приобрести другое, тоже важное ему.

Жанр стихотворения Лермонтова Парус

Стихотворение «Парус», написанное юным Лермонтовым, литературные критики относят к жанру лирической новеллы. Новелла – жанр произведений, в которых рассматриваются философские мысли и разного рода размышления.

Бывают новеллы в прозе, а бывают – лирические, то есть в стихах. Именно в этом произведении Лермонтова можно заметить, как сам автор стиха, очень одинок, а потому мысли его отличаются от мыслей других людей.

Он одинок, но он – мудр, как только можно быть мудрым, находясь постоянно наедине с собой.

Лермонтов прекрасно передал свои чувства, касающиеся покинутой Москвы, и других острых переживаний и мыслей. Море, белый парус, который виднеется вдалеке, и одиноко белеет, очень хорошо олицетворяют чувства одинокого человека в этой суматохе жизни.

Этот парус, который и белый, но одинокий, все пытается найти прибрежный берег, который сможет его защитить от этого неустойчивого моря – моря жизни и людей. Трудности, все возможные переживания автора, казалось воплотились в этом одном произведении.

мысль стиха Парус Лермонтов

Мысль главная всего произведения такова – каждый одинокий человек, не нашедший своего родственного духа, пытается сделать это на протяжении всей своей жизни. Человек, как парус, пытается найти людей, способных поддержать его.

Все произведение Лермонтова – яркое и четко показывает грань между всеми людьми, которые, тем не менее – разные, и вместе с тем, одинаковые, по крайней мере, многие из них. Слова – красивы, и хорошо подобраны. В конце строчек определенных – рифмуются слова, которые делают стихотворения читабельными и приятно рифмующимися.

Лермонтов, в свои семнадцать, обладал красотой слова, умением хорошо подобрать слова к чувствам.

О стихотворении лермонтова парус 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов – человек великий в своих сферах. Он – прекрасный писатель, просто талант, его мысли – необычайно глубоки и мудры. Лермонтов умел свои чувства вместить в повесть, и особенно – в стихотворение.

Когда Лермонтову было всего лишь семнадцать лет, молодым юношей он создал стихотворение «Парус», если быть точнее – в 1832 году. Именно в то непростое время для парня, были те года, начиная с 1832 года.

В это время ему пришлось много тужиться морально, ведь душа у него с рождения – была очень хрупкой и романтичной. Лермонтову приходится покинуть Москву – город, в котором он учился в то время в университете.

Юный и чувствительно ранимый поет, решает отправиться после этого – в город Петербург, город сильный, и вместе с тем – романтичный.

Лермонтов остается там со своими мыслями наедине, чтобы обо всем подумать, поразмышлять и сделать для себя важные решения, которые ему было просто необходимо принять.

Лермонтов просто отдыхал душой в то время, так как ему нравилось отдыхать в этом городе, не торопясь гулять по реке Финского залива, чтобы думать, чувствовать и просто жить, наслаждаясь этой жизнью.

Именно тогда, в те прекрасные моменты, рождались красивые и поэтические мысли, которые вскоре воплотились в после прославленное стихотворение – «Парус».

Это произведение критики впоследствии называли – бессмертным, так как они уже тогда понимали, что это стихотворение, этот шедевр, невозможно будет забыть. Оригинал стиха Лермонтов вскоре отсылает М. Лопухиной.

Лермонтов отсылает письмо, в котором есть стихотворение «Парус» этой женщине. Он посылает почти сразу же его, да еще в оригинале первому человеку, кто увидел этот шедевр – Лопухиной.

Лермонтов был близок только с теми, кому полностью доверял.

Это стихотворение в оригинале звучало начальными строчками только так: «Белеет парус отдаленный…». Лермонтов потом переделал первую строку в произведении, так как ему казалось, что можно сделать лучше и красивее.

Именно потому он даже заимел первую строчку у одного писателя, а точнее – Бестужева-Марлинского, который написал «Андрей, князь Переяславский».

Именно с этого произведения была взята первая строка – начало произведения Бестужева-Марлинского.

6, 9 класс

Анализ стихотворения Парус по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/parus-6-9-klass

Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

“Парус” – безусловно, одно из величайших творений поэта М. Ю. Лермонтова. В нем основными темами являются поиск места в жизни и одиночество человека. Стоит отметить, что в большинстве произведений поэта эти темы чаще всего являются основными. Ниже представлен анализ стихотворения Лермонтова “Парус”. Ознакомимся также с историей написания произведения.

История написания

Анализ стихотворения Лермонтова стоит начать с истории его создания. Написано оно было Михаилом Юрьевичем в юном возрасте 17 лет в 1832 году в Санкт-Петербурге. Тот период жизни был непростым для будущего поэта: ему пришлось покинуть Москву и оставить университет. Конечно, такие резкие перемены в жизни не могли не отразиться на внутреннем состоянии юноши.

Несмотря на то, что он мечтал стал филологом, по наставлениям любимой бабушки он отправился в Петербург для того, чтобы поступить в юнкерскую школу.

И в этом городе Михаил Юрьевич остался наедине со своими переживаниями и размышлениями о дальнейшей судьбе.

Поэтому неудивительно, что во время одной из прогулок вдоль Финского залива, он и создал одну из жемчужин русской поэзии – стихотворение “Парус”.

Первоначальный вариант он отправляет в письме М. Лопухиной. В нем в первой строчке говорится о парусе отдаленном. Позднее, поэт заменит это слово, и строка будет звучать так: “Белеет парус одинокий”. Это начало Лермонтов позаимствовал у А. А. Бестужева-Марлинского из поэмы “Андрей, князь Переяславский”. Так появилось всем известное стихотворение “Парус”.

Образы в произведении

В анализе стихотворения Лермонтова следует отметить, что главный герой – парус – это не просто средство передвижения по морю. Это образ человека, который плывет по течению жизни, пытаясь найти свое место. Это образ человека, который чувствует себя одиноким среди людей. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь сможет найти ответы на свои вопросы, и что его жизнь озарит луч надежды.

Море в стихотворении – это жизнь, и парусник отчаянно пытается плыть в нужном ему направлении. Да, в жизни бывают трудные периоды, но после любой бури море вновь становится спокойным. Но в стихотворении Михаила Лермонтова, парусник – это человек, постоянно находящийся в поиске, который не может найти свое место, даже когда в жизни все спокойно.

Нет ничего удивительного в том, что для своего произведения поэт выбрал именно такие образы. Ведь в тот период жизни он принял для себя непростое решение: оставить все в Москве и начать новую жизнь в Санкт-Петербурге. Конечно, это решение далось ему нелегко, поэтому все переживания юноши нашли отражение в этом стихотворении.

В каком жанре написано произведение

В анализе стихотворения Лермонтова следует также указать, в каком жанре оно написано. “Парус” можно отнести к лирической новелле. На фоне красивого морского пейзажа и одинокого парусника поэт размышляет об одиночестве и поиске своего места в жизни.

В суматохе жизни юный поэт пытается найти место вместе со своими взглядами, переживаниями, мечтами. Лермонтов хотел вырваться из этого бушующего течения и найти свою тихую гавань, которая приютила бы его и успокоила его бунтующий внутренний мир.

В анализе стихотворения Лермонтова “Парус” нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения – это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни.

Следует подчеркнуть, что они довольно часто будут встречаться и в других его произведениях.

В стихотворении не только красочно описан морской пейзаж, но и передано настроение поэта, оказавшегося перед непростым выбором.

Михаил Лермонтов, переехав в Петербург, оставил все, что ему было дорого в Москве, и не только свою мечту о филологии, но и влюбленность. Но вместе с тем юноша понимает, что мысли о переживаниях не помогут ему найти место в жизни. Что для того, чтобы найти счастье, свою гавань нужно бороться и учиться принимать непростые решения.

Но в то же время поэт чувствует себя одиноким в этом холодном городе, в котором он ни с кем не может поделиться своими переживаниями.

Но он все равно надеется, что подобно лучу над парусником, его жизнь тоже озарит луч света. Но поэт чувствует, что даже найдя тихую гавань, он все равно не сможет успокоить свою мятежную натуру.

И поэтому одиночество и поиск смысла бытия являются основными темами стихотворений Лермонтова.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Лермонтова одним из пунктов является перечисление использованных художественных средств выразительности. “Парус” написан четырехстопным ямбом с использованием перекрестного способа рифмования.

Экспрессию в стихотворении усиливает использование таких средств как анафора, инверсия и синтаксический параллелизм. Яркость образам придают олицетворения, эпитеты и метафоры.

Это был краткий анализ стихотворения “Парус” Лермонтова. Несмотря на то, что оно было написано поэтом в юном возрасте, уже тогда можно было увидеть его талант, как удивительно в нем сочетались глубокие внутренние переживания и зрелые рассуждения. И вот это сочетание можно увидеть в одном из самых известных его творений “Парус”.

Источник: http://fb.ru/article/60038/analiz-stihotvoreniya-lermontova-parus

Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

Жанр, направление и размер

«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

  1. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта —  выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
  2. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта.

Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал.

Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Темы и мотив

  • Одиночество. Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения – белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова.
  • Свобода. Цель лирического героя – обрести свободу.

    Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.

  • Революция. Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений.

Идея

мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека».

К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена.  Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-parus-m-yu-lermontov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть