Антропогенез

Антропогенез

Антропогенез

Антропогенез — этапы эволюции организмов, приведшие к возникновению человека.

Происхождение человека — проблема, которая всегда волновала человечество с ранних этапов его развития. Попытки объяснить происхождение людей нашли отражение в мифах, преданиях и верованиях разных племен и народов. Научное разрешение эта проблема получила только после появления эволюционной теории.

Первая попытка научно объяснить возникновение человека на Земле была сделана Ж. Б. Ламарком. Важную роль в вопросе о происхождении людей сыграла работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871).

В настоящее время разработаны основы теории антропогенеза, основывающиеся на современных данных различных биологических наук и смежных дисциплин.

Положение человека в современной системе животного мира

Данные цитологии, эмбриологии и сравнительной анатомии позволяют сделать вывод о том, что человек относится к империи Клеточные, надцарству Эукариот, царству Животные, к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные, отряду Приматы, подотряду Высшие приматы (Обезьяны), семейству Люди, роду Человек, вид — Человек разумный (Homo sapiens).

Человек, как и все организмы царства Животные, начинает свой онтогенез с одной клетки — зиготы, проходит стадии морулы, бластулы, гаструлы, трех зародышевых листков, органогенеза. У него закладывается хорда, которая впоследствии заменяется на позвоночный столб. Дальнейшие стадии эмбрионального развития соответствуют биогенетическому закону.

Способность человека вскармливать своих детенышей молоком позволяет отнести его к млекопитающим, являющимся плацентарными, так как он имеет матку и плаценту.

Человек имеет много черт сходства и с человекообразными обезьянами: черты сходства в структуре мозгового и лицевого отделов черепа, сильное развитие лобных долей головного мозга и слабое развитие обонятельной зоны, отсутствие хвостового отдела позвоночника и т. д. Установлено также, что у человека и шимпанзе белки сходны на 99%.

Но между человеком и животными есть много черт различия. Так, только человек способен к прямохождению, только для него характерна рука как орудие труда. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым.

Только для человека характерны речь и сознание, основанное на второй сигнальной системе. Имеются и другие отличия.

Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и стала социально обусловленной.

Общая характеристика видов — предшественников человека

Около 35 млн. лет назад от древних насекомоядных млекопитающих отделилась группа животных, из которой впоследствии возникли приматы, по признакам близкие к ныне живущим примитивным приматам — тупайям.

От предков современных тупай отделилась ветвь, давшая начало парапитекам. Парапитеки — небольшие животные, ведшие древесный образ жизни, питавшиеся насекомыми. Они дали две ветви, одна из которых эволюционировала в современных орангутанов и гиббонов, а другая — в вымершую ныне группу древесных обезьян — дриопитеков.

Часть дриопитеков приспособилась к жизни в дождевых тропических лесах и дала начало предкам горилл и шимпанзе.

Похолодание климата и вытеснение тропических и субтропических лесов к югу привели к формированию обширных открытых пространств с растительностью саванного типа. Это привело к тому, что одна из ветвей дриопитеков приспособилась к местам обитания, где эти животные должны были вставать на задние конечности, что было первым шагом к прямохождению.

В новых условиях этот признак оказался положительным и закрепился в процессе естественного отбора. Прямохождение для дриопитеков было ароморфозом, так как освобождало передние конечности от функции движения для новых функций (нахождение пищи, ее добывание с помощью посторонних предметов, осуществление ухода за детенышами и т. д.).

Эта ветвь дриопитеков положила начало эволюции предшественников человека — австралопитекам.

Австралопитеки (аустралис — южный, питек — обезьяна, т.е. южные обезьяны) — вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов). Их останки были найдены в Южной Африке. Они жили около 5 млн. лет назад.

Многие черты этих организмов схожи с человеческими, но размер мозга не превышал такового у современных человекообразных обезьян и составлял 650 см3. Более поздние представители (ветвь) австралопитеков стали предками людей.

Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих способностью к трудовой деятельности.

Два-три миллиона лет назад австралопитеки дали начало новой ветви организмов — Человеку умелому. Эти животные умели изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки.

В морфологическом отношении эти организмы мало отличались от австралопитеков, но у них был больший объем мозга (на 100 см3), больший уровень развития, позволивший создать культуру, хотя и примитивную, и преодолеть грань, отделяющую ископаемых человекообразных обезьян от древнейших людей.

Этапы эволюционного перехода от обезьяноподобных предков человека к современному человеку

Переход от Человека умелого к современному человеку осуществился, вероятно, в три этапа: сначала возникли древнейшие люди (археантропы), потом — древние люди (палеоантропы) и наконец современные люди (неоантропы).

Древнейшие люди возникли примерно 2 млн. лет назад и образовали вид Человек прямоходящий. Обнаружено несколько разновидностей останков Человека прямоходящего.

1. Питекантроп (обезьяночеловек), его останки обнаружены на острове Ява в 1891 г. (Э. Дюбуа). Находили подобные останки и в других местах.

По сравнению с предками, у питекантропов произошли увеличение объема мозга и дальнейшее развитие сознания. Они пользовались примитивными орудиями труда (дубины, слегка обтесанные камни).

Однако эти существа имели многие сходные черты со своими предками (низкий лоб, большие надбровные дуги, обильный волосяной покров).

2. Синантроп (китайский человек), его останки были найдены в 1927-1937 гг. близ г. Пекина. Синантропы во многом напоминают питекантропов. Они уже умели использовать и поддерживать огонь.

3. Гейдельбергский человек, его признаки близки к аналогичным для синантропа.

Все эти географические разновидности существовали одновременно, в том числе и с древнейшими и современными людьми, но в процессе конкурентных взаимоотношений более приспособленные вытеснили менее приспособленных.

Археантропы обладали речью, умели изготовлять простые орудия труда, привлекая для этого энергию огня, но они еще сильно отличались от современных людей и морфологически, и по уровню сознания. Их эволюция осуществлялась еще под преимущественным воздействием биологических факторов.

Древние люди (палеоантропы)

Палеоантропы занимают промежуточное положение между археантропами и современными людьми. На данном отрезке эволюции от палеоантропов к современным людям наряду с биологическими факторами большое значение приобретают и социальные факторы эволюции.

К древним людям относят неандертальцев, останки которых обнаружены в Европе, Азии и Африке. Первая находка была сделана в районе реки Неандер (отсюда и название).

Они одевались в шкуры и пользовались более совершенными орудиями труда, чем археантропы: ножами, скребками, ударными орудиями. У них еще четко заметны черты сходства с предками (покатый лоб, недостаточно выпрямленная фигура и др.).

Но у них уже большой объем мозга — 1400 см3, а также иная форма челюсти — слабо развитый подбородок, что свидетельствует о наличии у них членораздельной речи.

Неандертальцы жили группами по 50-100 человек. Совершенствование коллективных взаимоотношений, развитие интеллекта и другие факторы привели к тому, что одна из ветвей неандертальцев дала начало новому виду — Человек разумный. Последние неандертальцы жили одновременно с современными людьми, но были ими вытеснены и вымерли.

Современные люди (неоантропы)

Неоантропы появились примерно 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке, Австралии. Первые находки были сделаны в гроте Кроманьон (Франция), откуда и пошло название новых людей — кроманьонцы.

Кроманьонцы имели объем мозга 1600 см3. У них была хорошо развита членораздельная речь. Морфологически они напоминали современных людей. Они жили в жилищах, которые сами строили, создавали произведения изобразительного искусства (наскальная живопись), одежду и украшения, а также совершенные орудия труда из кости и камня.

Они занимались скотоводством, так как приручили диких животных. Все это свидетельствует о том, что сформировался новый вид — Человек разумный, эволюция которого теперь идет преимущественно по социальным законам, но и биологические закономерности также оказывают на этот процесс определенное влияние.

Следует отметить, что неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют вид Человек разумный, который сформировался 100-40 тыс. лет назад.

Предпосылки и движущие силы антропогенеза

Общими предками человека и человекообразных обезьян были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Похолодание климата и вытеснение лесов степями вызвали переход этих обезьян к наземному образу жизни и к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночника на S-образный, что придало ему гибкость.

Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире, короче. Более легким стал челюстной аппарат. Передние конечности освободились от поддерживания тела для выполнения комплекса более сложных функций.

Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда — рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезного для трудовой деятельности. Итак, рука не только орган труда, но и его продукт.

Использование в пищу растений и животных обеспечивало ее разнообразие и калорийность. Применение тепловой обработки пищи уменьшило нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, что привело к анатомо-морфологическим изменениям (исчез теменной гребень, куда прикрепляются мощные жевательные мышцы, стал короче пищеварительный тракт).

Кроме прямохождения предпосылкой антропогенеза явился и стадный образ жизни. Необходимость обмениваться сигналами привела к развитию членораздельной речи.

Труд и членораздельная речь явились факторами, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека.

Представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности, формировалась высшая нервная деятельность.

Переход к прямохождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга, использование предметов в качестве орудий труда для охоты и защиты являются главными предпосылками антропогенеза, на основе чего развились и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление.

Движущими силами антропогенеза на первых этапах были основные биологические закономерности, характерные и для других биологических видов. Но уже на ранних этапах эволюции человека в силу стали вступать и социальные факторы, которые на последних этапах (особенно после возникновения вида Человек разумный) приобретали все большее значение, а на современном этапе имеют главенствующее значение.

Современный человек является и биологическим и социальным существом. На его развитие большое влияние оказывают социальные факторы воздействия. Но сохраняет свою роль и мутационный процесс как источник генетической изменчивости.

Биологическая эволюция ослабляется за счет уменьшения роли естественного отбора, а жизнеспособность человеческого общества возрастает за счет более интенсивного обмена генами вследствие большой мобильности отдельных представителей человечества.

Человечество способно контролировать свою эволюцию за счет следующих процессов:

1) предохранение от воздействия мутагенов;

2) разработка и применение методов лечение наследственных заболеваний;

3) развитие способностей человека за счет повышения уровня обучения и культуры.

Общая характеристика человеческих рас

В связи с огромным разнообразием условий, в которых живет человек на планете Земля, в процессе антропогенеза сформировалось несколько человеческих рас.

Человеческие расы — это систематические подразделения вида Человек разумный, к которому в настоящее время относится все население Земли.

Различают три большие расы человечества.

1. Евразийская (европеоидная) — характеризуется белым цветом кожи (отсюда и другое название — белая раса), как правило, со светлоокрашенными глазами, светлыми или темными, относительно прямыми или волнистыми волосами.

2. Экваториальная (австрало-негроидная) — характеризуется черным (темным) цветом кожи (отсюда и название — черная раса), черными курчавыми волосами, особой формой носа и губ. Проживает (изначально) в Африке.

3. Азиатско-американская (монголоидная) — характеризуется желтоватой кожей (отсюда и название — желтая раса), узким разрезом глаз, специфической формой лица. Изначально сформировалась в Азии в условиях сурового северного климата.

Каждая раса состоит из малых рас или подрас. Названия «белая», «черная» и «желтая» расы устаревшие, но еще встречаются в литературе.

Расы возникли в результате расселения человечества в разных географических и климатических зонах. Морфологические различия возникли как результат приспособления к разным условиям существования.

В биологическом отношении все расы равноценны, о чем свидетельствует способность людей любой расы давать друг с другом полноценное плодовитое потомство. В одинаковых социальных условиях представители любой расы способны к любым достижениям в любой области человеческой деятельности.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/antropogenez.html

Антропогенез человека – что такое, стадии, факторы, теория

Антропогенез

Человек требует своего изучения. Каждый хоть раз задавался вопросом, откуда он взялся, как появился человек вообще. Существует множество теорий о том, откуда происходит человечество. Одним из них является теория Дарвина, которая гласит, что человек отделился от мира животных. Антропогенез занимается изучением стадий и факторов, которые способствовали развитию человека.

Антропогенез является одной из наук, которая изучает человека разумного – homo sapiens, который отделился от животного мира благодаря следующим факторам:

  1. Прямохождение.
  2. Изготовление орудия труда.
  3. Использование вещей в своей деятельности.
  4. Возникновение языка.
  5. Образование сообществ.

Другими науками, изучающими человека и его происхождение, являются физиология, генетика, лингвистика и этнография. Каждая из них рассматривает отдельные аспекты развития и эволюции человека, которые рассматриваются в интернет-журнале psytheater.com.

Если рассматривать рождение человека, то здесь выделяются стадии от зачатия и до его появления на свет. Слияние яйцеклетки и сперматозоида, происходящее вследствие полового акта мужчины и женщины, служит точкой отсчета биологического и психического развития организма. Процесс пренатального (внутриутробного) развития включает следующие стадии.

Герминальная стадия (от оплодотворения до двух недель):

  1. Сперматозоид сливается с яйцеклеткой, их одинарные хромосомные наборы объединяются. Этот процесс называется оплодотворением и происходит в фаллопиевых трубах. Множество факторов может помешать нормальному оплодотворению.
  2. Проходит от 24 до 30 часов, и одноклеточная зигота начинает делиться. Деление также происходит в фаллопиевых трубах. В процессе митоза каждая хромосома удваивается. Таким образом, образуется идентичный хромосомный набор, который переходит к новой клетке. Деление и рост клеток продолжается и на других стадиях развития нового организма.
  3. Спустя 3-4 дня оплодотворенная яйцеклетка достигает матки. Происходит имплантация: зародыш внедряется в слизистую оболочку матки.
  4. Начинается закладка внезародышевых органов. Этот период продолжается до восьмой недели беременности включительно.

Эмбриональная стадия (с 3-й до 8-й недели):

  1. Продолжается интенсивное деление клеток. Эмбрион приобретает черты, присущие организму человека. Начинает формироваться нервная система и другие системы организма.

Фетальная стадия (с 9-й недели до рождения):

  1. Этот период длится вплоть до рождения ребенка. Начинается на третьем месяце беременности. На этой заключительной стадии предродового развития плод чрезвычайно уязвим. Многие психические проблемы вызваны сбоями в процессе формирования головного мозга и нервной системы плода. Умственная отсталость, плохая обучаемость и другие расстройства часто объясняются неправильным развитием плода.

Бесплодие может быть вызвано многими причинами: прекращением сперматогенеза и овогенеза (выработки организмом половых клеток) вследствие преклонного возраста, эндометриоза, воспаления органов малого таза.

Оплодотворение происходит не так легко, как это может показаться на первый взгляд, — даже полноценной женщине в самом благоприятном для зачатия возрасте (20-25 лет) может потребоваться до года, чтобы забеременеть.

Искусственное оплодотворение (введение семенной жидкости вблизи созревшей яйцеклетки) облегчает зачатие.

У некоторых мужчин сперматозоиды не достигают женской половой клетки, которая находится глубоко в фаллопиевых трубах.

Зачатие in vitro, или «зачатие в пробирке», дает почти стопроцентную гарантию успеха, так как при этом сперматозоид вживляют непосредственно в созревшую яйцеклетку, не полагаясь на случайность.

Однако если говорить об антропогенезе, то данная наука изучает историческое становление и эволюцию человека. Как он произошел? Как формировался? Как развивалось общество? Как формировалась речь? И многое другое рассматривается в истории, чтобы понять, как человек отделился от животного.

Что такое антропогенез?

Изучением истории человеческого появления и развития стали заниматься еще в 18 веке. Тогда люди верили, что человек является творением Бога.

Однако с развитием науки стали выдвигаться новые теории, которые гласят о животном происхождении человека. С момента своего развития он постепенно становился другим.

Таким образом, человек постоянно эволюционирует, развивается, что и рассматривается антропогенезом.

Многие ученые подхватили данную идею и стали ее развивать. Карл фон Линней ставил человека в один ряд с обезьянами. А Буше Де Перта проводил многочисленные археологические раскопки, которые позволили ему обнаружить каменные орудия труда. Однако все это противоречило библейским канонам, поэтому поначалу данные идеи не принимались и полностью отвергались.

В антропогенезе существует множество вопросов, на которые ученые пока не могут дать однозначные ответы.

  • Когда и каким образом появился человек?
  • Какие стадии определяют развитие и формирование человека разумного?
  • Какие факторы повлияли на отделение человека от остального животного мира?
  • Как соотносить физическое влияние с социальным?
  • Как формировались первые сообщества, общины?

Основной вклад в антропогенез был сделан Чарльзом Дарвином, который определил, что человек является эволюцией обезьяноподобного существа.

Человек вышел из обезьяны, что объяснялось естественным отбором и необходимостью адаптироваться к внешним условиям.

Энгельс определял развитие человека как существа, который мог работать как в отдельности, так и в коллективе с другими. Другими словами, труд сделал из отдельного вида обезьян человека.

Почему же другие животные не могут эволюционировать? Это объясняется тем, что животный мир подчиняется природным законам, а человек сумел осознать себя и окружающий мир, после чего воздействовать на него и уменьшать влияние биологических факторов.

Где человек впервые зародился, тоже является одним из вопросов антропогенеза:

  1. Одни считают, что человек пришел из Африки.
  2. Другие – из южной Евразии.

Не рассматриваются лишь Америка, Австралия и северная Евразия.

перейти наверх

Факторы антропогенеза

Что повлияло на формирование разумного человека? Ученые рассматривают лишь биологические и социальные факторы антропогенеза:

  • Биологические факторы являются основными в антропогенезе. Способность человека меняться, анатомически приспосабливаться, использовать свое тело и пр. Все это закрепляется на генном уровне, что позволяет передавать новому поколению в уже усовершенствованном виде.
  • Социальные факторы включают в основном склонность человека мыслить, объединяться в группы, трудиться и развивать речь. Трудовая деятельность, по мнению Энгельса, сделала обезьяну человеком.

Наука рассматривает человека как обезьяноподобное существо, которое поначалу жило в лесу. По мере уменьшения лесной местности и изменения климата человек вынужден был приспосабливаться путем становления на ноги, чтобы лучше изучать территорию. Вскоре это стало нормальным явлением, что освободило руки, которыми теперь человек мог выполнять трудовую деятельность.

Чтобы выжить, человек обязан был объединяться с себе подобными. Так образовались общины, коллективная работа, иерархия и пр. Людям было легче охотиться и выживать, если они действовали сообща.

Здесь возникла необходимость в общении. Сначала все происходило на уровне жестов, мимики и звуков. Однако потом была сформирована речь, которая могла передавать все мысли от человека к человеку.

Внешние условия во все времена заставляли человека постепенно меняться и приспосабливаться. Это осуществлялось путем отказа от всего ненужного и вредного и приобретения полезного, выгодного.

Так, человек постоянно мигрировал, приспосабливаясь к новым условиям местности. Он развивал в своем организме новые функционалы, а прочие атрофировались.

Менялась внешность человека в зависимости от того, с чем он постоянно контактировал.

Естественный отбор предполагает сначала развитие биологических характеристик человека, более адаптированных к существующим условиям. А социальные факторы формируются самим человеком для его большего комфорта в социуме.

перейти наверх

Стадии антропогенеза

Анатомические изменения, формирование общественного сознания и развитие трудовой деятельности разделяют на стадии антропогенеза, которые насчитывается несколько:

  1. Антропоидные предки – приматы, передвигающиеся на ногах и способные орудовать простыми предметами.
  2. Палесантропы и архантропы (древнейшие и древние люди) – похожие на современных людей особи, которые охотились, жили в пещерах, разводили огонь, собирались в общины, изготовляли орудия и пр. Отличались они от современных людей дугой над бровями, низким лбом и выступающим затылком.
  3. Неоантропы – имели вид современного человека, у которого изменилась форма черепа, увеличился мозг и рост стал выше. Строили жилье, вместе охотились, собирали овощи и ягоды, шили одежду, рисовали, на примитивном языке разговаривали.

Другая классификация включается 5 стадий антропогенеза:

  1. Погнидно-гоминидная – 16-18 млн. лет назад. Имели далекие от современных человекообразные формы, жили стадным способом.
  2. Прегоминидная – 2-5 млн. лет назад. Достигали роста до 130 см, вес – до 40 кг. Они уже создавали орудия труда, развивали галечное искусство.
  3. Архантропная – древнейшие люди ростом до 170 см. Передвигались они уже на полусогнутых ногах. Называют таких людей питекантропами.
  4. Палеоантропная – 0,5 млн. – 30 тысяч лет назад. Неандертальцы создавали орудие охоты, охотились, наблюдалось примитивное развитие речи.
  5. Неоантропная – период кроманьонцев, которые были приблизительно похожи на современного человека. Период около 200-50 тысяч лет назад. Здесь человек уже создавал сообщества, строил жилища, занимался развитием земледелия и одомашниванием животных.

перейти наверх

Итог

Эволюция предполагает, что человек будет постепенно приспосабливаться к тем условиям, в которых он находится. Если условия меняются, тогда и человек адаптируется  к ним всеми доступными ему способами. В итоге это формирует его новое тело и социальный строй.

Если бы человек не мог меняться и адаптироваться, тогда он бы не выжил. Организмы, которые не могут приспосабливаться к новым климатическим условиям, вымирают, что является одной из теорий о том, почему вымерли динозавры.

Антропогенез представляет одну из теорий происхождения и развития человека разумного. Однако не забываем, что существуют и другие теории, например, происхождение от Бога. Доказательства различным теориям находятся по всей Земле, что помогает их приверженцам продолжать верить в ту или иную концепцию.

Источник: http://PsyTheater.com/antropogenez-cheloveka.html

1. ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Итак, человечество имеет возраст один миллион лет! Чтобы нагляднее представить как много прожили люди, следует оценить результат действия какого-либо медлительнейшего процесса природы, полученный за время, про­житое человечеством.

Одним из медленнейших процессов природы является стирание, стачивание поверхности камня движущимся воз­духом. Подобно текучей воде, превращающей осколки камня в гладко отполированную гальку, текущий воздух — ветер также полирует поверхность тел, но несравненно медленнее, чем делает это вода, движущаяся с той же ско­ростью.

Так, например, с поверхности мрамора, наиболее часто употребляемого отделочного камня, в течение столетия воздух стирает слой, равный толщине… человеческого волоса. Так медленен процесс полировки камня текучим воздухом.

И что же! За время существования человечества мраморная колонна диаметром в один метр бесследно ис­чезла бы, унесенная по молекулам течением воздуха.

2. ЧТО ОЧЕЛОВЕЧИЛО ОБЕЗЬЯНУ?

Ближайшим от обезьяны предком человека является питекантроп. Остатки этого существа, стоявшего в своем развитии как бы на полпути между обезьяной и человеком, были найдены врачом Дюбуа на острове Ява в 1891— 92 гг. Остатки питекантропа состояли из куска черепа, двух зубов мудрости и бедренной кости.

Однако и этих немногих остатков оказалось достаточно для того, чтобы составить представление об общей структуре скелета и вели­чине черепа, который по объему, занимаемому мозгом, был у питекантропа значительно больше, чем у современ-ной человекоподобной обезьяны — гориллы.

В 1922 году в Китае в Чу-Ку-Тине в юго-западном направлении от Пекина были найдены зубы, обломки че­репов и куски нижней челю­сти существ, еще более со­вершенных, чем питекант­ропы. Эти еще более близ­кие предки человека получи­ли название синантропов, что означает «китайские люди», (от лат. «Сина» — Китай и греч. «антропос»— человек).

3. СХЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

По объему черепа и ряду других признаков синантро­пы значительно дальше уш­ли в своем развитии от пите­кантропа. Объем их мозга достигал 1100—1200 кубиче­ских сантиметров, в то вре­мя как у питекантропа он не превышал 850 (объем мозга у человека около 1500 кубических сантиметров)[7].

Синантропы значительно отличались от современных людей, но тем не менее это были уже настоящие люди. Об этом красноречиво свидетельствуют слои золы от ко­стров, обломки костей животных и осколки разбитых камней, обнаруженные при раскопках останков синан­тропов, производившихся под Пекином в 1927—36 гг.

Та­ким образом, синантропы пользовались огнем, умели из­готовлять из костей животных и камней грубые орудия — ножи, скребки. Полагают, что синантропы пользовались. для охоты и- защиты от диких зверей деревянными дуби­нами, но они не сохранились до наших дней.

Иными сло­вами, синантропы умели трудиться, а это главное, что отличает человека от его ближайших предков — прямоходящих человекообразных обезьян.

Но что же послужило причиной превращения обезьян в обезьяно-людей, а обезьяно-людей в настоящего человека?

В первую очередь своеобразный образ жизни отдален­ных предков человека — высокоразвитой породы человекоподобных обезьян, дриопитеков. Эти обезьяны жили стада­ми на деревьях.

Необходимость карабкаться, лазать, хва­таться за сучья возлагала на их передние конечности функции, совершенно отличные от задних.

В результате эти обезьяны, вернее их потомки, перестали пользоваться передними конечностями при передвижении по земле, стали усваивать и, наконец, усвоили прямую походку. «Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку» (Ф. Энгельс).

Дальнейшее развитие и совершенствование верхних конечностей в процессе исполнения ряда простейших функций вроде срывания плодов, собирания и держания пищи, постройки навесов между ветвями, употребления камней при разбивании орехов, раковин и т. д. привело к окончательному различию функций между верхними и нижними конечностями, между ногой и рукой.

Однако прошло много тысячелетий, прежде чем отдаленные пред­ки человека перешли от употребления простых орудий к их изготовлению, прежде чем первый камень был пре­вращен человеческой рукой в примитивный скребок или нож. Но с первого каменного скребка, ножа или топора начался труд, повелся человек.

«Рука таким образом является не только органом труда, она также его про­дукт» (Ф. Энгельс).

Но рука только часть целого необычайно сложного ор­ганизма. «И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила…» (Ф. Энгельс). Развитие руки в труде развивало и самого человека, рас­ширяло его кругозор, сталкивало с другими людьми.

Раз­витие труда, в процессе которого все чаще и чаще возни­кали случаи взаимной помощи, в свою очередь способство­вало сближению между отдельными членами доисториче­ского общества и, выявляя пользу совместной деятельно­сти, рождало потребность передачи мыслей друг другу, по­требность что-то сказать друг другу. Потребность создавала орган. Неразвитая гортань через длинный период времени в результате непрерывно нараставшей в процессе развития труда потребности научилась издавать членораз­дельные звуки, с помощью которых происходило сплочение членов общества и дальнейшее совершенствование труда.

Так, «сначала труд, а затем и рядом с ним членораз­дельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг…» (Ф. Энгельс).

В свою оче­редь развитие мозга и подчиненных ему органов чувств оказало огромное влияние на дальнейшее развитие орга­низма, все дальше и дальше отодвигая его от обезьяны и приближая к человеку в современном понимании этого слова.

Введение в пищу все большего числа съедобных частей различных растений, наступившего как следствие развития смышленности и приспособляемости к условиям существо­вания, создавало «химические предпосылки очеловечения».

Под химическим очеловечением следует понимать по­степенное изменение химического состава, физико-химиче­ских и других свойств соков, жидкостей и тканей организ­ма в связи с разнообразием и расширением пищевого ра­циона.

В дальнейшем в потребление вошла и мясная пища. Введение мясной пищи, сократив процесс пищеварения, а также и продолжительность других процессов, соответ­ствовавших преимущественному употреблению раститель­ной пищи, способствовало дальнейшему развитию мозга. Конечным результатом употребления мясной пищи яви­лось приручение животных и применение огня.

Сознательное получение огня и «всеядность» человека сделали его независимым от местности и климата, обеспечив тем са­мым расселение людей на большей земной поверхности. Однако приручение животных и добывание огня потребо­вало колоссального количества труда.

Он и является на­стоящим творцом человека! Только и только благодаря труду человек выдвинулся из животных и, поднявшись над ними, сделался настоящим хозяином Земли.

4. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЛАМАРКА

Учение о постепенном превращении обезьян в человекообезьян, а человекообезьян в человека является вели­чайшим достижением научной мысли, блестящим раскры­тием тайны о природе человека. Однако это достижение прогрессивной человеческой мысли было осуществлено не сразу.

Первая материалистическая теория эволюции, теория об историческом развитии органического мира, была соз­дана выдающимся французским естествоиспытателем и ученым Ламарком (1744—1829).

Источник: http://MirZnanii.com/a/6326/antropogenez

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть