Бесы

Бесы Федор Достоевский – краткое содержание: кто написал, о чем книга, герои Ставрогин и Верховенский

Бесы

Русская литература богата на яркие образы, актуальность тем многих произведений сохраняется и поныне. Чего только стоят «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Мертвые души». Сегодня мы поговорим об известнейшем романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Аннотация поможет узнать, о чем книга, но понять замысел автора и оценить масштаб произведения можно, только прочитав роман полностью.

Смысловая нагрузка этого романа остается актуальной и сейчас. Смута, распространяемая радикальными ячейками общества, нашла благодатную почву, о чем автор романа говорит во всеуслышание.

Основа произведения строится вокруг «дела Нечаева», зверского убийства одного из членов законспирированного кружка революционеров. Бывший студент Шатов стремился «отойти от дел», но пал жертвой радикального кружка под руководством Верховенского.

Интересно ! Книга вместила, пожалуй, рекордное количество персонажей, ставшие прототипами действующих лиц для романов западной литературы.

Начать предлагаем с наиболее важных моментов биографии Достоевского.

Немного истории

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в столице Российской империи. Семья Михаила Андреевича (отец) и Марии Федоровны (мать) состояла из восьми детей. Михаил Андреевич приобрел несколько сел (Даровое и Черемошня), куда на лето отправлялась многодетная семья.

Там маленький Федор Михайлович познакомился с крестьянской жизнью, обучался латыни под пристальным надзором отца. Дальнейшее образование сводилось к занятиям французским, словесностью и математикой.

На протяжении трех лет (до 1837) старшие братья Михаил и Федор пребывали в знаменитом пансионате Чермака. Юность Достоевского прошла в стенах Главного инженерного училища, куда Федор Михайлович поступил вместе с братом. Военные порядки тяготили их, ведь они видели себя на литературном поприще.

В 1833 году автора взяли в Петербургскую инженерную команду, однако спустя год он получил увольнение от службы. С 1884 начинаются литературные потуги молодого писателя.

Он старательно переводит работы зарубежных авторов, публикуется инкогнито в журнале «Репертуар и пантеон». Май следующего года ознаменовался публикацией первого романа Достоевского – «Бедные люди».

Оценки критиков были крайне положительными, писатель стал членом нескольких литературных кружков.

Однако обилие знакомых сыграло злую шутку – роковая дружба с М.В Петрашевским привела к ссылке. Михаил Федорович провел четыре года в Омске.

Спустя пару лет стал рядовым Сибирского линейного батальона. С 1857 года автор получил полное помилование и возможность свободной печати своих произведений.

В память о каторжных работах Достоевский пишет «Записки из Мертвого дома», произведшие фурор за рубежом.

Летом 1862 года происходит знаменательное событие – Достоевскому разрешают выехать в Европу, он выбирает Баден–Баден как временное пристанище. За рубежом начинается творческий расцвет мирового классика. В период с 1866 по 1880 выходит «великое Пятикнижие», куда вошли «Преступление и Наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Январским утром 1881 года Ф.М. Достоевского не стало. Причина смерти – туберкулез легких, бронхит хронической формы. Похоронная процессия растянулась на километр до Тихвинского кладбища, где писатель получил последнее пристанище.

История создания «Бесов»

Федор Михайлович упорно работал над новым романом, который стал «особенной работой, которую предназначаю в «Русский вестник».

История создания представлена в хронологическом порядке:

  • февраль 1870 г. – Федору Михайловичу приходит идея нового романа, который обязан стать «еще ближе, еще насущнее к действительному, прямо касаться самого важного современного вопроса»;
  • март – Достоевский стремиться высказать все на бумаге, активно работает. Его терзают сомнения, будет ли роман успешным;
  • май – писатель не может уместить в 25 листов все хитросплетения сюжета;
  • июль – Федор Михайлович ищет издателя для его будущего романа, настаивает на невозможности правок;
  • август – автора тяготит первоначальная задумка. Начинается вторая редакция произведения;
  • сентябрь – резкие смены структуры, поиск идеальной концепции. Однако «теперь все установилось, для меня этот роман «Бесы» слишком многое составляет»;
  • октябрь – автор отправил плоды трудов в редакцию озвученного выше издания. Федор Михайлович озабочен задержкой в сроках, сетует на недостаток времени на работу.

Важно! Современники определили жанр «Бесов» как антинигилистический роман, где под критическим углом рассматриваются идеи левого толка, в том числе атеистические мировоззрения.

Структура романа «Бесы» разделена на три крупные части, состоящие из разного количества глав. Федор Михайлович Достоевский увидел нечто «инфернальное» в обществе тогдашней России, попытался с помощью пера предупредить о надвигающемся бедствии.

Герои романа иллюстрируют «загнивание» идеалов тогдашнего общества. Мощным толчком стало «дело Нечаева», где был зверски убит студент Иван Иванов. Мотивом лишения жизни стала угроза раскрытия террористического кружка, усиление власти над подчиненными радикалами.

Кадр из фильма «Бесы» 2014 года

Сюжет романа

В провинциальный городок российской губернии приезжает сын старого либерала – Петр Верховенский. Он придерживается крайне радикальных мировоззрений, идейный вдохновитель революционного кружка.

Здесь он собирает вокруг себя верных сторонников: философа Шигалева, «народника» Толкаченко, идеолога Виргинского. Верховенский пытается склонить на свою сторону и помещичьего сына Николая Ставрогина.

«Кровавый Нечаев» обрел вторую жизнь в лице Верховенского. Он также замышляет убить Ивана Шатова, студента, мечтающего порвать с радикалами и донести на преступников.

Главные действующие лица

Герои романа олицетворяют пороки или добродетели целого общества:

  1. Николай Всеволодович Ставрогин – эксцентричная фигура, находящаяся «под объективом» на протяжении всего романа. Обладает массой асоциальных качеств, глава «У Тихона» раскрывает его связь с девочкой лет 14. Хотя достоверность этого поступка вызывает сомнение, как и исповедь Ставрогина.
  2. Варвара Петровна Ставрогина – деспотичная и властная женщина, привыкшая повелевать мужчинами. Ходили слухи, что она (в тени) управляла целой губернией. Была вхожа в высший свет и обладала влиянием при дворе. Однако самоустранилась от светских раутов, уделяя все внимание ведению хозяйства в имении Скворешники.
  3. Степан Трофимович Верховенский – преподаватель Николая Всеволодовича Ставрогина. При Николае I защитил диссертацию, поставившую его в ряд с Белинским, Грановским. Занимал должность почетного лектора в университете, однако преследование властей заставляет его бежать в Скворешники. Там он обучает сына помещицы, краткое содержание усвоенного помогает Николаю Всеволодовичу поступить в престижный лицей.
  4. Петр Степанович Верховенский – коварный и хитрый, лет двадцати семи от роду. Сформировал радикальный кружок, идейный вдохновитель убийства молодого студента.
  5. Иван Павлович Шатов – сын камердинера Варвары Ставрогиной. Несколько лет путешествовал по Европе, так как был выгнан из университета. По словам современников, Достоевский написал Ивана с себя. Желая выйти из радикальной группировки, пал от рук ее активистов.
  6. Алексей Нилыч Кириллов – идеолог «шайки Верховенского». Молодой человек сформировал концепцию, согласно которой тот, кто отрицает Бога, сам является таковым. Под действием своего воспаленного ума он становится истовым фанатиком.

Центральную роль в романе играют участники «пятерки Верховенского»:

  1. Сергей Васильевич Липутин – немолодой мужчина с дурной славой. Будучи отцом семейства, больше был озабочен проблемами глобального преображения общества. Участник убийственной акции, двуличный и подлый человек. Такой же злодей, как Ставрогин и Верховенский.
  2. Виргинский – человек лет тридцати, обладатель «сердца редкой чистоты». Единственный сделал попытку отговорить Верховенского от убийства, но впоследствии принимал в нем участие.
  3. Лямшин – почтовый чиновник «средней руки». Был членом радикального кружка Верховенского, завсегдатай преступных акций. Его мало вменяемое состояние привело к сдаче с повинной и предательству товарищей, о чем они понятия не имели.
  4. Шигалев – чрезвычайно мрачный человек средних лет. Заслужил уважение у Верховенского за разработку уникальной концепции радикальной перестройки общества. Убийство его не касается, потому как это противоречит сформированным убеждениям.

Образ Ставрогина

Вначале произведения молодой человек демонстрирует бесшабашность эгоиста, которого мало заботит мнение окружающих. Достоевский выражает свое презрение к этому герою. Совращение малолетней девушки становится апогеем злодеяний молодого человека, многочисленные знакомые косо на него смотрит. В главе «У Тихона» прелюбодей произносит знаменитые слова, завершающие исповедь Ставрогина.

Главный посыл произведения

Роман «Бесы» – грозное послание блистательному обществу, правительственным мужам, простому народу. Достоевский предрекает крупные социальные катастрофы, созданные революционной плеядой. Ужас в том, что большинство действующих лиц «срисовано» с реальных преступников и помещены в роман. Историзм создания это полностью подтверждает.

Бесы [часть 1]

Философия романа «Бесы» — Владимир Кантор



Вывод

Смысл романа сводится к предчувствиям беды, интерпретированной в злодеяния протагонистов произведения. Революционная деятельность внутри России повлекла массовые социальные катастрофы, о чем нам говорит история. Федор Михайлович непостижимым образом видел «грозовые тучи», всеми силами пытался защитить Родину от недальновидности его поколения.

Источник: https://uchim.guru/literatura/besy-dostoevskij-kratkoe-soderzhanie.html

Роман Федора Достоевского Бесы читать онлайн

Бесы

Федор Достоевский

Год издания книги: 1872

Роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы» по достоинству был оценен современниками писателя и более поздними поколениями. Чего стоит только пять экранизаций этого произведения. Причем по достоинству он был оценен не только в нашей стране, но и за рубежом.

Так нобелевский лауреат по литературе Альберт Камю на основе книги Достоевского «Бесы» создал пьесу «Одержимые», которую не раз ставили в театрах по всему миру.

Именно благодаря таким произведениям Федор Михайлович до сих пор входит в топ 100 самых читаемых писателей в нашей стране.

Романа «Бесы» краткое содержание

В романе Достоевского «Бесы» кратком содержании вы узнаете о событиях, произошедших в одном губернском городе. Рассказывает их некий Антон Лаврентьевич Г-ва, который сам принимал в них непосредственное участие.

Начинается рассказ с судьбы Степана Трофимовича Верховенского и его непростых отношений с Варварой Николаевной Ставрогиной. Степан Трофимыч был дважды женат. От первого брака у него есть сын Петр. В свое время он пробовал писать, но так нечего и не вышло.

Порой мучается от бесполезности своего проживания, как главный герой романа Гончарова «Обломов», но затем утешается шампанским и игрой в карты.

Главные события в книге «Бесы» Достоевского начинают развиваться в связи с приездом сына Варвары Николаевны – Николая Всеволодовича. Некогда он был воспитанником Степана Трофимовича. Потом поступил на воинскую службу и неожиданно превратился в кутилу. За это был разжалован в рядовые, но затем выслужился.

Во время последнего посещения города он сначала произвел на всех благоприятное впечатление, но затем «зверь выпустил когти». Наговорил дерзостей почтенным членам клуба, а его старейшину – Гаганова вообще протянул по залу за нос, поцеловал прилюдно чужую жену, а затем и вовсе укусил за ухо тогдашнего губернатора.

Исправить все удалось лишь, пролечившись два с половиной месяца от белой горячки. После чего Nikolas отправился за границу.

В связи с приездом главного героя романа «Бесы» Достоевского его мать обеспокоилась судьбой своей воспитанницы Даши Шаховой. Ведь Николай проявлял к ней повышенное внимание.

В связи с этим она предложила жениться на девушке Степану Трофимычу, который был более чем на тридцать лет старше. И Верховенский, хоть и был недоволен этим предложением и жаловался нашему рассказчику на необходимость брать «чужие грехи» на себя, согласился.

Кстати неожиданно появившийся инженер Липути считал этот брак попыткой замазать дворянские грехи Nikolasa.

Далее в романе Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, происходящих в воскресенье. Именно на этот день намечено сватовство Степана Трофимыча. Он сильно волнуется, но прибыл в дом Ставрогиной. Сама же Варвара Николаевна в это время возвращается из церкви.

По дороге у нее просит милостыню Марья Тимофеевна Лебядкина по прозвищу Хромоножка. Варвара Николаевна заинтригована, ведь совсем недавно она получила анонимное письмо, в котором говорится, что, хромая женщина сыграет в ее жизни важную роль.

Поэтому она приглашает Хромоножку и Лизавету Николаевну Тушину – подругу детства Николая Ставрогина и воспитанницу Степана Трофимовича, к себе домой.

Далее в кратком содержании книги «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, развивающихся в доме Ставрогиной. Хромоножка ведет себя вызывающе – Варвару Николаевну называет «тетенькой», а Дашу Шатову обвиняет и вовсе в том, что она не передала 300 рублей ее брату – капитану Лебядкину. Эти деньги якобы передал ее брату Николай Ставрогин.

Степан Трофимович приводит брата Хромоножки и тот уверяет, что девушка не в себе. При этом запутано начинает намекать, что он имеет в этом доме права. Тем временем на месяц раньше намеченного приезжает «принц Гарри» — Николай Ставрогин, который заходит сразу после Петра Степановича Верховенского.

На прямой вопрос матери кем ему приходится Хромоножка он отмалчивается и уводит ее к карете. А Петр Степанович объясняет, что Николай помогал Лебядкиным в Швейцарии да так, что Хромоножка вообразила себя женой Николая. Капитан Лебядников подтверждает этот рассказ. Тем не менее Лиза Тушина закатывает истерику.

А когда Иван Павлович Шатов дал Николаю Ставрогину пощечину, вообще упала в обморок.

Во второй части романа Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, разворачивающихся через восемь дней после описанных событий. Николай Ставрогин жил затворником, а по городу поползли слухи о нем и Лизе Тушиной. Тем временем к Николаю приходит Петр Верховенский. Он сообщает Николаю, что пришли его вещи и предлагает пойти вместе на тайное собрание.

Николай отправляется к инженеру Кириллову. Он предлагает ему стать его секундантом. Кириллов показывает Николаю два пистолета из которых он хотел застрелиться. Ведь совершив самоубийство по мнению Кириллова можно стать «человекобогом».

Получив согласие, Николай подымается к Шатову, который живет в этом же доме, и признается ему в своей женитьбе на Хромоножке. По рассказу Ставрогина дело было «по пьянке» и на спор. Шатов же делится с Николаем своей идеей о народе богоборце. Предлагает бросить все и мужицкой жизнью приближаться к богу.

На вопрос же Николая верит ли сам Шатов в бога, тот может ответить только то, что будет верить. Николай предупреждает Шатова, что за такие идеи его могут убить.

Далее главный герой романа «Бесы» Ф. М. Достоевского отправился к капитану Лебядкину. Но по пути ему встретился Федька Каторжный. Его подослал Петр Верховенский. Федька предложил исполнить любую волю «барина», но Николай прогнал его. В доме Лебядкиных Николай сказал, что скоро объявит о его женитьбе.

Ведь платить капитану за молчание он не намерен. Он входит в комнату к Хромоножке, которая спит. Но та спросонок не признает его и кричит что он Гришка Отрепьев, а также заявляет, что у него нож в кармане. На обратном пути Николая вновь встречает Федька Каторжный. Он предлагает решить проблему с Лебядкиными.

На это Николай лишь смеется и бросает все наличные деньги в грязь.

Далее в кратком содержании книги Достоевского «Бесы» читать можно о дуэли, которая произошла на следующий день. Артемий Гаганов считает, что Николай оскорбил его отца и предлагает стреляться трижды. Все три раза он промахивается, лишь первый раз зацепив мизинец Николая.

Ставрогин же со словами, что он больше некого не убьет, специально стреляет мимо, еще больше оскорбляя оппонента. Это сильно поднимает его в глазах общественности. Ну а сам Николай объясняется с Дашой Шатовой, предлагая не приближаться к нему.

Но Даша уверена, что именно она вскоре останется с ним. Тем временем Петр Верховенский сообщает отцу, что Варвара Николаевна возмущена его словами о «чужих грехах». Поэтому она объявила о разрыве и назначила ему пенсион.

Сын и отец сильно ругаются на этой почве, и Петр заявляет, что больше не придёт.

Тем временем Петр Верховенский начинает оказывать все большее влияние на жену губернатора Юлию Михайловну и самого Андрея Антоновича фон Лембке. С его помощью Юлия Михайловна надеялась разоблачить государственный заговор. Тем более что недовольство в губернии и городе росло.

Закрылась фабрика Шпигулиных, свирепствует холера, в городе стали появляться прокламации, призывающие к бунту. Но все это не помешало Юлии Михайловне готовить праздник в пользу гувернанток. Тем временем Вера Николаевна и Степан Трофимович объясняются.

И Степан Трофимович признается, что двадцать лет жил только в мечтах. А Петр Верховенский выдает Юлии Михайловне Шатова и Кириллова, как заговорщиков. А затем отправляется к ним и напоминает о необходимости собраться. К Николаю Ставрогину приходит жених Лизы Тушиной – Маврикий Николаевич.

Он предлагает Николаю жениться на Лизе, ведь она любит его. Но Николай признается ему что уже женат и уходит вместе с Петром на собрание.

Далее в книге «Бесы» Достоевского читать можно о собрании, которое проходит под видом празднования именин. Мрачный Шпигалев предлагает разделить общество на две неравные части. Одна десятая часть будет управлять девятью десятыми частями общества. После этого доклада Петр Верховенский задает вопрос: «Донес ли кто-то из собравшихся если бы знал о готовящемся убийстве?».

Один за другим начинают раздаваться голоса, что некто бы не донес. Но Шатов называет Петра шпионом и подлецом и покидает собрание. В след за ним покидает собрание Ставрогин, который сказал, что не будет себя компрометировать, отвечая на такие вопросы. Вместе с ним идет Кириллов. За ними же отправляется и Петр Верховенский. Он догоняет Кириллова и Ставрогина.

Но Ставрогин говорит, что не желает участвовать в этой «пятерке» ведь Петр хочет скрепить ее преступлением. И действительно Петр уже даже наметил жертву – это Шатов. Пытаясь убедить Ставрогина Петр рассказал о своих планах. Он хочет так раскачать Россию, чтоб сама земля плакала по старым богам. И вот тогда придёт Ставрогин – Иван-Царевич, который сейчас и нужен стране.

А за это Петр бесплатно убьет Хромоножку и привезет ему Лизу.

Тем временем нашему рассказчику романа «Бесы» Достоевского приносят весть, что Степана Трофимовича описали. Сам Верховенский старший говорит, что у него изъяли две прокламации и все бумаги. И дабы решить этот вопрос он отправится прямиком в «львиную пасть» к губернатору Лембке.

Но у губернатора ему не повезло. Как раз перед ним пришли рабочие с фабрики Шпигулина, что Лембке воспринял как бунт. А под горячую руку попал Верховенский старший и градоначальник. Тем временем жена губернатора, дабы позлить мужа, начала флиртовать со Степаном Трофимовичем.

Это вывело его из себя, и он заявил, что меры к «флибустьерам» приняты. Ну а Лиза намеренно громким голосом попросила Ставрогина защитить ее от капитана Лебядкина, который является братом его жены.

В связи с этим Николай Всеволодович прилюдно признал Хромоножку своей женой и пообещал поговорить с Лебядкиным. После этого он уехал в свое имение Скворешники.

В третьей части нашего краткого содержания романа «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, разворачивающихся во время праздника. Лиза на нем произвела фурор и заслужила множество восхищенных взглядов. В первой части праздника известный местный писатель Кармазинов читал свое произведение «Merci».

Оно было посвящено идеям нигилизма, которые начал отстаивать Степан Трофимович, но был освистан. После этого он заперся и написал прощальное письмо Даше в котором просил простить его за все плохое связанное с его именем. Тем временем наш рассказчик узнает, что Верховенский младший отвез Лизу к Ставрогину.

«Литературная кадриль» которую представили уже под утро вызвала у всех негодование. А тут еще, как в рассказе «После бала», начинают разворачиваться главные события. Присутствующим сообщили о убийстве капитана Лебядкина и его сестры, а также о пожаре в Заречье.

Губернатор лично поехал на пожар и хотел спасать, но упавшая доска лишила его чувств.

Тем временем над Скворешниками занялось утро. Ставрогин и Лиза провели ночь вместе и теперь пытаются объясниться.  Ставрогин предлагает девушке уехать с ним в Швейцарию, но Лиза язвит и говорит, что сегодняшняя ночь была всего лишь фантазией.

Тем временем приходит Петр Верховенский и сообщает подробности смерти Лебядкина. Ставрогин говорит, что не имеет к данному происшествию никакого отношения, но знал о готовящемся. Лиза бросается в Заречье. Около Скворешников ее ждал жених Маврикий Николаевич.

Он просит не прогонять его и идет с ней. По пути они встречают Степана Трофимовича, который отправляется «искать Россию». Лиза просит молиться за нее. Сама же отправляется к пожарищу. Здесь собрался народ и ее признают, как «ставрогинскую».

Некто не сомневается, что именно он и Лиза стоят за убийством. Потому девушка получает удар из толпы. Он становится для Лизы роковым.

Тем временем Петр Верховенский в книге Достоевского «Бесы» собирает «пятерку». На собрании он объявляет, что Шатов готовит донос. После недолгих прений все решают, что общее дело важнее жизни Шатова. Петр вместе с Липутиным отправляется к Кириллову, который должен взять убийство на себя. Тут они встречают Федьку, который выпивает.

Петр возмущен, ведь Каторжный должен был исчезнуть из города. Он достает револьвер, но Федьке удается сбежать. Верховенский младший заявляет, что Федька сегодня последний раз пил водку. И действительно утром его находят с проломленной головой. Липутин, который собирался бежать из группы, теперь убеждается в могуществе Петра и остается.

Тем временем к Шатову спустя три года вернулась жена. Уже в его доме она рожает ребенка. И Шатов решает усыновить его и начать жить новой жизнью. Для этого он вместе с офицером Эркелем, из «наших», отправляется в парк. Здесь собрались все.

На Шатова нападают, и Петр стреляет ему в лоб. Затем тело выкидывают в реку. А Кириллов хоть и возмущаясь пишет под диктовку Петра предсмертную записку. Затем он стреляет в себя. Верховенский собирает вещи и уезжает в Питер, а затем за границу.

Далее в романе Федора Достоевского «Бесы» читать можно о судьбах главных героев. Степан Трофимович умер в доме книгоношей на руках у Варвары Петровны. Когда он занемог он вызвал ее к себе. Лямшин выдал всех участников пятерки и всех их кроме Верховенского арестовали.

Дарья Шатова получила письмо от Ставрогина с предложением приехать к нему в Швейцарию, где он купил домик в кантоне Ури. Дарья дает письмо прочитать Варваре Петровне. Но как раз в этот момент они узнают, что Ставрогин в Скворешниках.

Они отправляются туда и находят гражданина Ури повешенным в мезонине.

Роман «Бесы» на сайте Топ книг

С годами рома Ф. М. Достоевского «Бесы» читать не становится менее популярно. Книга уже не первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг. Кроме того, практически каждый раз роман попадает в наш рейтинг лучших книг русской классики. И скорее всего и в дальнейшем будет занимать высокие места в рейтингах нашего сайта.

«Бесы» Достоевский персонажи

Бесы

Роман «Бесы» Достоевского — один из самых политизированных произведений писателя. Он был экранизирован несколько раз: в 1988, 1992 и 2006 годах.

«»Бесы» Достоевского

Действие происходит в маленьком провинциальном городе, преимущественно в поместьях Степана Трофимовича Верховенского и Варвары Ставрогиной. Сын Степана Трофимовича, Петр Верховенский, главный идейный вдохновитель революционной ячейки.

Он пытается вовлечь в революционное движение сына Варвары Ставрогиной, Николая. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодежь: философа Шигалева, суицидального Кириллова, бывшего военного Виргинского.

Верховенский замышляет убить Ивана Шатова, который хочет «выйти» из ячейки.

Герои романа «Бесы» проживают интересные события, краткое содержание романа не даст полного представления о тем временам.

Персонажи «Бесы»

Давайте подробно рассмотрим всех персонажей романа «Бесы».

Николай Всеволодович Ставрогин — главный герой романа, весьма неоднозначная фигура. Является участником ключевых событий романа наравне с Верховенским, который пытается вовлечь Ставрогина в свои планы. Имеет много анти-социальных черт.

Важная для понимания фигуры Ставрогина и всего романа глава «У Тихона», где Ставрогин признается в изнасиловании девочки 10 или 14 лет (в двух известных вариантах этой главы возраст разнится), была опубликована только в начале 1920-х гг.

  Это очень спорный вопрос, так как в приведенной ниже ссылке на главу написано:

Тихон вглядывался молча.

— Успокойтесь. Я не виноват что девчонка глупа и не так поняла… Ничего не было. Ни-че-го.

— Ну и слава Богу, — перекрестился Тихон.

— Это всё долго объяснять… тут… тут просто психологическое недоразумение. . .

Этот жест — именно то что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства и я отдал бы мое тело на растерзание чтоб этого тогда не было.

Не о преступлении, не о ней, не о смерти ее я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день и я совершенно знаю, что я осужден.

Варвара Петровна Ставрогина — мать Николая Всеволодовича. Дочь богатого откупщика, который и оставил ей в наследство состояние и большое имение Скворешники, вдова генерал-лейтенанта Ставрогина (тот был как раз небогат, но зато знатен и со связями в обществе).

Но после смерти мужа связи её всё сильнее и сильнее ослабевали, попытки их восстановить по большей части ни к чему не приводят, например, поездка в Петербург в конце 50-х годов закончилась почти безуспешно.

К моменту смерти её супруга Степан Трофимович уже поселился в Скворешниках и даже в первое время, возможно, имел шансы жениться на Варваре Петровне (Рассказчик этого не исключает окончательно, а Пётр Степанович цинично замечает отцу, что, на его взгляд, такой момент действительно был).

Пользуется большим уважением и влиянием в губернии, злые языки даже говорили, что ей правит не губернатор Иван Осипович, а она. Но к началу действия романа вдова сосредоточилась на своём хозяйстве, кстати, достигнув в этом больших успехов. Находится в очень натянутых отношениях с женой нового губернатора Юлией Михайловной, воспринимая её как соперницу за главенствующее положение в обществе, что, впрочем, взаимно.

Варвара Петровна очень опытна и умна, много времени провела в высшем свете, а потому прекрасно разбирается в людях. Незлая, но очень властная, деспотичная по натуре женщина. Способна на сильную, даже жертвенную привязанность, но требует полного подчинения от тех, на кого она распространяется.

Степан Трофимович стал ей как сын, стал её мечтой (он видный гражданский деятель, а она его покровительница), пусть и несбыточной, она содержала своего друга двадцать два года, на её деньги жил его сын Пётр Степанович, она собиралась ему (Степану Трофимовичу) оставить наследство, которого бы ему хватило до конца жизни.

Но чуть ли не насильно собралась женить его на Дарье Павловне при малейшем подозрении в том, что у неё роман с Николаем. В отношениях со своей старой подругой Прасковьей Ивановной Дроздовой тоже занимает главенствующее положение, часто ей помогает, но при этом считает её безнадёжной дурой и не скрывает этого.

В то же время её привязанность, любовь к своим подопечным не разрушается даже после полного разочарования в них (С. Т. Верховенский тому яркое подтверждение). А иногда Ставрогина сажает людей в «золотую клетку» своей любви вообще против их воли.

В конце романа наполовину предлагает, наполовину приказывает Софье Матвеевне, попутчице своего умершего друга, навеки поселиться в её имении на том основании, что нет у неё «теперь никого на свете».

Степан Трофимович Верховенский — учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Николаевны, отец Петра Степановича (единственный сын от первого брака, женат был дважды). Как пишет автор, в молодости при Николае Первом какое-то время, впрочем, всего «самую маленькую минуточку», он для многих стоял в одном ряду с Белинским, Герценом, Грановским.

Но недолго, так как после обнаружения полицией его поэмы на мифологический сюжет, которую сочли опасной, он поспешил бросить свою короткую преподавательскую деятельность и уехать в имение Варвары Петровны, чтобы учить её сына (она давно приглашала), хотя мог бы отделаться просто объяснениями. Но уверял всех, что его отправили в ссылку и держат под наблюдением.

Сам же настолько в это верил, что даже обиделся бы, если бы его в этом разубеждали.

Действительно воспитывал и учил маленького Николая, а также Лизавету, дал ему представление «вековечной, священной тоски», которую не променять на «дешёвое удовлетворение», но, по мнению Рассказчика, ученику сильно повезло, что в 15 лет его оторвали от не в меру чувствительного и слезливого учителя и отправили учиться в лицей.

После этого бывший преподаватель остался на положении покровительствуемого друга и приживальца в имении Ставрогиной. Изначально приехал с намерением изучать словесность, историю, писать научные труды, но тратил время больше за картами, шампанским и пустыми разговорами с Рассказчиком, Шатовым, Липутиным и пр.

Всё время старается подать себя как интеллигента и мученика за убеждения, которого лишили карьеры, места в обществе и шанса чего-то добиться, но люди на это не реагируют. В конце 50-х во время поездки в Петербург попытался напомнить о себе.

Сначала его принимали с успехом, так как он «представляет идею», но сама бывшая «знаменитость» прекрасно понимала, что никто из слушателей о нём ничего не знает и не помнит. Поездка закончилась полным провалом после стычки между радикально настроенным юношей и генералом на вечере у Ставрогиной.

Публика заклеймила Варвару Петровну за то, что генерала не выгнали, а Степана Трофимовича ещё и за превозношение искусства. Затем Степан Трофимович съездил, чтобы развеяться, за границу, но через четыре месяца вернулся в Скворешники, не вытерпев разлуки с Варварой Петровной.

После приезда Николая Варвара Петровна, подозревая, что между её сыном и Дарьей Павловной есть связь, чуть ли не силой попыталась женить своего друга на ней, но отказалась от этой идеи, оскорблённая тем, что Степан Трофимович посчитал, что его женят на «чужих грехах».

При этом Варвара Петровна очень ревностно отнеслась к тому, что Степан Трофимович согласился жениться на Дарье Павловне и даже всё прихорашивался, ей было бы гораздо по душе, если бы он отказался от женитьбы, разъяснив свой отказ тем, что Варвара Петровна — единственная в его жизни женщина, пусть между ними и не предполагалось романа. После этого происходит ссора между ними. Старик на прощальном вечере Кармазинова прочитал пламенную речь о том, что красота — самое важное в истории человечества, но был освистан как мякенький либерал сороковых годов. После этого исполнил своё обещание и тайно ушёл из Скворешников, где провёл двадцать два года, не вынеся больше своего положения нахлебника. Но ушёл совсем недалеко, так как по дороге к знакомому купцу, у которого тоже хотел учить детей, он заболел и умер на руках у примчавшейся к нему Варвары Петровны и Софьи Матвеевны, к которой он крайне привязался в конце жизни (без этого он не мог).

Добрый, безобидный, но слабый, непрактичный, совершенно несамостоятельный человек. В молодости отличался редкостной красотой, которая и в старости его до конца не оставила. Находит полное взаимопонимание и искреннюю любовь со стороны детей, потому что сам, несмотря на свои почтенные лета, ребёнок.

В то же время обладает очень острым в своём роде умом. Он прекрасно смог понять своё незавидное положение во время поездки в Петербург, даже в минуты оваций в его честь.

Более того, он прекрасно разбирается в политических течениях и чувствует сильную вину и боль за то, что молодые радикалы извратили мечты и идеи его поколения, ведь сам он безответственно отстранился от возможности влиять на развитие этих идей в обществе.

В первом после ссоры разговоре со своей покровительницей он сразу понимает, что она просто нахваталась новых слов от его сына. Сам по убеждениям либерал и идеалист, причём довольно возвышенных взглядов. Убеждён, что красота — самое важное в жизни человечества, главное условие его существования.

Пётр Степанович Верховенский — сын Степана Трофимовича, главный в «революционной пятерке». Хитер, умён, коварен. Прообразами этой мрачной фигуры были революционерыСергей Нечаев и Михаил Петрашевский.

Лизавета Николаевна Дроздова (Тушина) — подруга детства Николая Ставрогина. Красивая девушка во многом несчастная, слабая, но далеко не глупая. Многие приписывали ей роман со Ставрогиным; в конце произведения, мы узнаём, что это правда. Преследуя свои цели, Петр Верховенский сводил их вместе.

После последнего объяснения со Ставрогиным Лиза понимает, что любит Маврикия Николаевича, но через несколько часов умирает у него на руках, избитая разъяренной толпой около дома погибших Лебядкиных, считающих её сопричастной к преступлению.

Как и многие другие герои романа, Лиза погибает духовно обновленной.

Иван Павлович Шатов — бывший член революционного движения, разуверившийся в их идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой». Погибает от рук кучки Верховенского.

Толкаченко («знаток народа») — эпизодический персонаж, один из рядовых участников «пятёрки», прототипом которого послужил фольклорист Иван Гаврилович Прыжов, в романе ему Верховенским отведена вербовка «революционеров» среди проституток и преступников[3].

Семён Яковлевич, юродивый. Прототипом его послужил известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша. Ироничный образ юродивого в романе написан под впечатлением книги И. Г. Прыжова «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве»[3].

Дарья Павловна Шатова — сестра Ивана Павловича, подруга детства Николая Ставрогина. Одно время была невестой Степана Верховенского, но свадьба не состоялась, потому что тот не захотел жениться на «Швейцарских грехах Николая Ставрогина».

Капитан Игнат Тимофеевич Лебядкин — пьяница, сосед Ивана Шатова.

Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка») — слабоумная сестра Капитана Лебядкина, тайная жена Николая Всеволодовича. Ставрогин когда-то женился на ней наспор, всю жизнь снабжал её и Лебядкина деньгами. Несмотря на своё малоумие, олицетворяет евангельскую святую, детскую простоту.

Вместе с братом была убита Федькой Каторжным на деньги Ставрогина.

Семен Егорович Кармазинов — женоподобный, отталкивающий от себя самолюбивый кривляка, тем не менее считающийся великим писателем. Является карикатурным образомИвана Тургенева (хотя при этом внешне является полной противоположностью последнего), многие факты биографии Кармазинова повторяют биографию Тургенева.

Кармазинов содержит в себе все плохие качества писателя-западника: он высокомерен, глуп, подобострастен, заискивает одновременно и перед властью, и перед нигилистами. Очень сильно ждёт революцию, хотя, пожалуй, более всех её боится.

Есть мнение, что в образе Кармазинова показан Николай Карамзин, на что в частности указывает сходство их фамилий [4].

Федька Каторжный — вор, убийца. Человек, лишенный всего, в том числе и души. Когда-то был крепостным Степана Верховенского, но за карточный долг отдан в рекруты. Позднее попал на каторгу, потом сбежал, творил убийства и грабежи. После конфликта с Петром Верховенским, убит одним из шпигулинских.

Антон Лаврентьевич Г-в — герой-рассказчик, от лица которого ведется повествование. Человек без биографии, безликий рассказчик, от которого мы узнаём всю трагическую историю романа.

Семейство Лембке — губернатор Андрей Антонович и его жена Юлия Михайловна, к которой втирается в доверие Петр Верховенский.

Источник: http://ktoikak.com/besyi-dostoevskiy-personazhi/

Кто такие бесы? Что о них говорит Писание?

Бесы

Время от времени, хотелось бы задаться вопросом: как объяснить описание того, что во времена Господа Христа, сплошь и рядом были бесы, вселяющиеся в людей? Почему в таком масштабе, это явление не наблюдается в наше время, например в первом десятилетии 21-го века? Можем ли мы ожидать нечто подобное в наше время, и время конца нечестивого мира?.. Некоторые атеисты и даже верующие могут думать, что нередко, это усугублялось плодом воображения из старых времён. И в данной статье, мы предлагаем обсудить с вами , что на самом деле говориться в Писании о бесах, или ангелах сатаны.

Апостолы Иуда и Пётр о бесах пишут:

‘’и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня’’ (Иуд.1:6. 2Пет.2:4.).

Так что имели в виду эти два апостола, когда говорили о ‘’ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище’’?  Вернёмся к ранней истории человечества, и узнаем, с чего всё началось…

Сыны Божии и бесы

В книге Бытие написано:

‘’Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди’’ (Быт.6:1,2,4.).

Некоторые считают, что ‘’сыны Божии’’, это люди.

Но как объяснить это логически, если 2-й и 4-й стихи указывают на то, что вступать в связь с дочерями человеческими они стали только с определённого времени; а как же эти люди размножались раньше?..

Но в книге Иов, сынами Бога называются ангелы, например: ‘’И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана’’ (Иов.1:6; 2:1.).

Овладевая человеческим телом мужского пола, они сливались в единое целое; и вступая в связь с жёнами, воспроизводили уже не обычное потомство, но это были некие гибриды, подобные [по описанию] на филистимлянина Голиафа, которого убил Давид (1Цар.17:4.).

Кроме мощного телосложения, у них была развратная сущность, влияющая на остальное человечество; так что далее в Писании повествуется: ‘’ И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время’’ (Быт.6:5).

Несмотря на то, что это событие описано кратко и не особенно ярко, тем не менее, оно может указать нам на очень многое…

В Библии немало мест, которые указывают на параллельность уничтожения нечестивого мира, времени Ноя и второго пришествия Христа. Да и сам Господь сказал: ‘’И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого’’ (Лук.17:26).

Это время схоже не только тем,  как человечество относилось к вести о скором уничтожении. Но и тем, что в трёх случаях (2Кор.13:1.), а именно:

  1. Времени Ноя.
  2. Времени первого пришествия Христа.
  3. Время признака второго пришествия Христа – это времена наибольшей активности, т.е. пика деятельности нечестивых ангелов [бесов].

Понимая принцип противодействия: ‘’… а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим’’ (Рим.5:20,21.), мы можем понять, почему во время служения Сына Человеческого на земле, описывается так много случаев с участием этих духов. Сейчас, мы рассмотрим, какие места Писания доказывают это утверждение.

Как действуют бесы

Принцип того, как действуют бесы [нечестивые ангелы], неизменен на протяжении описания всей библейской истории. Например, обратим внимание на одно из наиболее загадочных мест Писания:

‘’А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною’’ (Дан.2:43.).

Данное место говорит о времени признака конца нечестивого мира и указывает на тех ангелов, которые не сохранили своего достоинства во времени Ноя и вступали в связь с ‘’дочерями человеческими’’.

То, что ‘’они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим’’, означает, что это будет смешение – но  ДУХОВНЫМ; и они уже не сольются в единое целое по плоти [как перед первым уничтожением мира].

Когда наш Господин учил о том, чтобы мы не бросали жемчуга перед ‘’свиньями’’ (Матф.7:6.), Он имел в виду нечестивых людей. По этому, обратим внимание пророческое действие:

‘’И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море’’ (Мар.5:12,13).

Это было прообразом на то, о чём пророчествовал апостол Павел:

‘’того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду’’ (2Фесс.2:9-12).

Итак, данные места Писания указывают на духовное ‘’смешение’’ [связь] с человечеством.

 Вот что о влиянии демонов [бесов] пишется в древней книге Царств:

‘’не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель… видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его… И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, – это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так… И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так’’ (3Цар.21:25,29; 22:8,19-22.).

Несмотря на видимое раскаяние, Ахав оставался нечестивым, и впоследствии поплатился тем, что был отдан на расправу нечистому духу. Примерно тоже произошло с Иудой Искариотом, который был вором, за что и предан был в руки дьявола (Иоан.12:4-6; 13:2,26,27.). А потому в этом есть урок и для нас: ‘’ Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

Чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами’’ (Евр.12:14,16,17).

Важно то, чтобы мы не оказались таковыми духовными ‘’свиньями’’, в которых впоследствии неизбежно вселятся бесы.

Когда это будет происходить? Пророк Даниил писал:

‘’ Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и НЕ ЕГО СИЛОЮ, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых’’ (Дан.8:23,24. Откр.13:1,2.).

Это указывает на время признака пришествия Христа и конца нечестивых царств, когда ‘’дракон’’ и его ангелы будут сброшены на землю (Откр.12:7-9,12.). Это будет временем особого действия бесов; но никто из нечестивых людей так этого и не поймёт (Дан.12:10.), они духовно ослепнут, словно жители Содома в дни Лота (Лук.17:28-30.).

Для этих погибающих будет закрыто понимание истины, и когда настанет время уничтожения этих нечестивцев, они никак этого не избегнут, по причине действия духов (Откр.16:13-16.).

О неизбежности, ярко и мощно говорится у пророка Амоса: ‘’… для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его’’ (Ам.5:18,19).

Мораль:

Наш Господь нередко говорил о чистоте сердца (Матф.5:8.). И то, насколько духовное зрение каждого из нас не запятнано какими ни будь нечестивыми желаниями, впоследствии окажет влияние на наше взаимоотношение с Богом. Но не достаточно быть просто нравственно чистыми.

Важно то, чтобы мы ИСКАЛИ Всевышнего Яхве и нашего Господа Христа; тем самым исполняя важную заповедь – любить Бога всем сердцем.

Итак: ‘’Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня’’ (Соф.2:3).   Аминь.

С. Иаковлев (Бохан).

Источник: http://bible-mystery.org/stati/tajny/85-kto-takie-besy-chto-o-nikh-govorit-pisanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть