Царства живой природы

Содержание

Царство бактерий: представители живой природы

Царства живой природы

› Всё о бактериях › Природа

Царство – одно из подразделений классификации живых организмов в природе с научной точки зрения. Одним из пяти основных царств живых организмов является царство бактерий. Иначе они называются дробянки. Данная ступень классификации объединяет такие подцарства, как:

  • сине-зеленые водоросли
  • бактерии.

Подцарство бактерий последних объединяет представителей архебактерий и эубактерий. Под бактериями понимают самые мелкие организмы-прокариоты, характеризующиеся клеточным строением.

Их размеры составляют 0,1-30 мкм, и увидеть их визуально невозможно. Сегодня изучено около 2500 разновидностей представителей этого царства в природе. Изучением бактерий занимается микробиология.

Она исследует представителей царства бактерий, которые не видны без специального оборудования (микроорганизмы):

  • бактерии,
  • микроскопические грибы,
  • архебактерии,
  • водоросли.

Микробиология их систематизирует в царства, анализирует морфологию, биохимию, физиологию, эволюцию и роль в экологических системах.

Строение бактериальной клетки

Отличительной особенностью представителей царства бактерий является отсутствие окруженного мембраной ядра, отделенного от цитоплазмы. Часть из них имеют слизистую капсулу, которая делает их устойчивыми к фагоцитозу.

Представители данного царства способны к размножению каждые 20-30 минут. Возможно размножение как половым путем, так и почкованием у некоторых видов. Также есть разновидности, способные к спорообразованию (как и грибы).

Классификации микроорганизмов

В зависимости от формы бактериальной клетки различают:

  • кокки (шары);
  • бациллы (палочки);
  • вибрионы (изогнутые бумерангом);
  • спириллы (спирали);
  • стрептококки (цепочкообразные);
  • стафилококки (гроздевидные).

По способу усвоения питательных веществ из окружающей природы представители этого царства гетеротрофные, и разделяются на следующие группы:

  • паразиты – живут и развиваются внутри чужого организма либо на нем, питаясь тканями этого организма;
  • сапрофиты – получают необходимые для роста вещества из отмерших тканей или тканей при разложении;
  • симбионты – сосуществуют вместе с другими живыми организмами и порой оказывают им пользу.

По способу питания бактерии похожи на грибы (сапротрофы, симбионты). Бактерии живут в природе везде, где есть хоть какая-то органика: пыль, вода, почва, воздух, на животных, внутри других живых организмов. Их численность растет каждые 20-30 минут. Кроме того, есть еще группа микроскопических организмов, которые являются автотрофами. Это цианобактерии.

Они способны фотосинтезировать благодаря пигментам, сходным по свойствам с теми, которые есть у растений и водорослей. Цианобактерии, благодаря пигменту, могут быть сине-зеленого и зеленого цвета. Живут колониально, нитчатыми образованиями и по одиночке. Благодаря их сходству с водорослями они могут состоять в симбиозе с грибами, образуя группу лишайников.

По способности к дыханию различают бактерии:

  • облигатные аэробы – живут в условиях свободного доступа кислорода;
  • облигатные анаэробы – живут в условиях полного отсутствия доступа кислорода;
  • факультативные анаэробы – могут существовать при любых условиях доступа кислорода.

Функции микроорганизмов в человеческой жизни

В жизни человека микроорганизмы играют огромную роль, что объясняется следующими фактами:

  1. Почвенные микроорганизмы процессом своей жизнедеятельности способствуют образованию гумуса (органическое удобрение, необходимое для жизни растений).
  2. Некоторые микроорганизмы способны за непродолжительное время преобразовать в природе органические вещества в неорганические, что особенно актуально для очистки сточных вод.
  3. В организме человека и животных существуют микроорганизмы, участвующих в процессе переваривания употребляемой пищи и образовании витаминов.
  4. Бактерии, способные вызывать брожение, широко используются для получения спирта, уксусной кислоты, кисломолочных продуктов, силоса.
  5. Одни бактерии могут вырабатывать вещества, способные угнетать жизнедеятельность других живых организмов, что нашло свое применение на производстве антибиотиков.
  6. Синтез кормового белка.
  7. Участие некоторых бактерий в синтезе инсулина, органических кислота, спиртов, полимерных веществ.
  8. Способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевание инфекционной природы, гибель хозяина.
  9. Живые бактерии используют и для изготовления вакцин.

Негативное воздействие бактерий

Помимо всех перечисленных положительных свойств микроорганизмов, следует упомянуть, что некоторые бактерии могут вызывать заболевания. Их называют патогенными микроорганизмами, которые способны спровоцировать возникновение таких заболеваний, как туберкулез, сифилис, чума, рак желудка, холера, лепра, сибирская язва и другие.

Бактериальные болезни могут поражать как фауну, так и флору. Существует ряд живых микроорганизмов, которые присутствуют внутри организма человека постоянно, никак себя не проявляя, однако при ослабленном иммунитете вызывают развитие патологии.

В отдельное царство объединяются грибы. Они заметно отличаются от животного и растительного мира. Грибы, как и бактерии, встречаются в любой среде обитания. По типу питания грибы также относятся к группе гетеротрофов. Размножаются грибы бесполым, половым и вегетативным путем.

Представители царства бактерий – мельчайшие живые организмы Ссылка на основную публикацию

на сайте носят исключительно ознакомительный характер. В статьях, описывающих ту или иную болезнь, нет призыва к действию. Если Вы обнаружили у себя подобные симптомы, Вам обязательно необходимо обратиться к врачу! Самолечение может быть опасным для Вашего здоровья!

Источник: https://probakterii.ru/prokaryotes/in-nature/carstvo-bakterij.html

Царства живой природы и их представители: богатое разнообразие и взаимосвязь

Царства живой природы

Приветствую вас друзья природы. Сегодня я хочу вам рассказать какие царства живой природы и их представители существуют и властвуют на нашей земле. Заинтересовали они меня своим богатым разнообразием, так как природа создавала все свое разнообразие многие миллионы лет.

Оказывается это не одно царство, а несколько и друг без друга им никак не прожить, ведь в природе все взаимосвязано. Известно ли вам о самых мельчайших представителях царства живой природы?

Как же прекрасна наша земля в любое время года, на которой все так рационально устроено, что все живые организмы на ней, в той или иной степени зависят друг от друга.

Порой мы даже не задумываемся об этом и не обращаем внимания. О том, какие существуют царства природы, как называются и сколько их, я постараюсь вам рассказать.

Царство бактерий

Эти мельчайшие микроорганизмы — микробы и бактерии существуют везде, куда бы вы не взглянули. Но увидеть их можно только под микроскопом из-за их малых размеров. И так, заглянув в линзу микроскопа можно обнаружить разные по строению бактерии.

Есть в виде шара, а есть и прямые бактерии — как палочка, некоторые изогнутые, а другие имеют причудливые формы. Их разнообразие столь богато, что все их здесь перечислить будет непросто.

Говоря о бактериях, все их можно условно поделить на:

  1. Полезные, которые есть в каждом живом существе и помогают не только правильно переваривать пищу, но и защищают от разных болезней.
  2. Вредные, которые вызывают различные отравления и расстройства системы пищеварения и других органов.

Кроме того, в этом царстве еще существуют бактерии и микробы, первые из которых, как я уже говорила выше, могут быть как полезными, так и вредными. А вот микробы – только вредные.

  • Болезнетворные микробы это, прежде всего паразиты, живущие в теле хозяина, которые спокойно размножаются и наносят вред всему организму, а также участвуют в развитии инфекционных заболеваний.
  • Почвенные или азотфиксирующие бактерии помогают разложению органических продуктов, таких как: останки животных, перегной и листва, тем самым обогащая почву.

Вот так вкратце устроено это царство из плохих и хороших микроорганизмов.

Царство вирусов

Микроорганизмы вирусы, как и бактерии также присутствуют повсеместно. Клетка вируса меньше клетки бактерии, что позволяет ей паразитировать на самой бактерии. Поэтому не так страшны, оказывается бактерии, как вирусы.

Клетки вирусов не могут существовать без хозяина, ведь они питаются за счет его. А носителями этого паразита могут оказаться все живые существа. И только когда спора вируса достигает половой зрелости, она может находиться вне клетки хозяина.

Так, к примеру, вирус гепатита может жить в теле человека, не повреждая клетки печени многие годы. В настоящий момент известны:

  • 170 форм растительных вирусов,
  • 50 форм вирусов-паразитов бактерий,
  • 200 форм животных вирусов.

Царство грибов

Прочитав это название царства, вы наверно подумали про лесные грибы? Конечно же, вы правильно подумали, но еще очень много есть на свете грибов, растущих не только в лесу на поляне, но и речном и морском дне.

Более 100 тысяч видов грибов сегодня известны нашей науке. Оказывается, что и самые обычные дрожжи — это тоже грибы. А всем известные лесные грибы есть съедобные и несъедобные.

Плесневые грибы также распространены повсеместно и от них порой трудно избавиться.

Бывают они очень вредны, так как приводят к потерям урожая, болезням людей и животных. Но есть среди них и полезные грибы, как например — пеницилл. Не правда ли – знакомое название, видимо вы догадались, что из него получают антибиотик пенициллин.

У всех практически, кто имеет свой приусадебный участок, растут кусты смородины или крыжовника. И все стремятся весной обработать их от мучнистой росы. Эту болезнь растения вызывают грибы мучнисто-росяные.

Царство растений

Ну, кто же не знает это сказочное царство, которое так богато и разнообразно?

Радуют нас их представители и дома, и на улице. Каждую весну распускаются и цветут различные растения, даря нам с вами цветы, источающие нежный аромат.

Около 400 тысяч видов на нашей планете растений. Приведенная ниже таблица объясняет, на какие виды поделено царство растений.

А я бы еще к ним добавила лекарственные и ядовитые растения. Надеюсь, вы не против этого?

Это многочисленное царство выполняет огромную роль на нашей земле, так как обогащает воздух кислородом, являются пищей многим животных. И мы с вами выращиваем у себя на даче их представителей:
  1. плоды и ягоды,
  2. фрукты и овощи,
  3. цветы и розы,
  4. деревья и кустарники.

Деревья дарят нам прохладную тень в жаркое время, а в холодное – согревают наши дома. Без царства растений жизнь на земле перестанет существовать.

Царство животных

Микроскопическая амеба и огромный синий кит, что в них общего — спросите вы? Один большой, а другая совсем кроха. И все же они находятся в одном этом царстве.

А почему? Да потому, что они питаются, размножаются и дышат самостоятельно.

Приблизительно 2 миллиона вида в животном царстве живут на нашей планете.

Одноклеточные или многоклеточные живые организмы все они существуют и эволюционируют уже не один миллион лет.

Представители всех этих 5 царств живут и процветают, взаимно дополняя друг друга.

Нельзя представить хищника волка пасущегося на поляне и жующего траву. Или кучерявого барашка, охотящегося на длинноухого зайца. Ведь это невозможно в природе. Так все царства живого мира не могут существовать друг без друга.

Живые организмы, умирая, перерабатываются бактериями. Вирусы, убивая хозяина, дают питание бактериям. Бактерии в свою очередь дают питание растениям. Растения производят кислород и кормят животных. Круговорот живых существ в природе — это бесспорное доказательство их взаимосвязи.

Взгляните на все это разнообразие царства природы, которые представлены здесь как небольшая, но наглядная схема и вам все станет ясно.

Источник: https://bytrina11.ru/mir-zhivotnyih/tsarstva-zhivoy-prirodyi-i-ih-predstaviteli-bogatoe-raznoobrazie-i-vzaimosvyaz.html

Кто царствует в живой природе

Царства живой природы

Миллиарды лет на Земле существует жизнь. Сначала это были простейшие организмы, которые состояли из единственной клетки. Со временем их строение становилось сложнее, появились и многоклеточные организмы. В процессе эволюции разнообразие форм жизни стало огромным. Чтобы при изучении как-то их систематизировать, учёные группируют обитателей живой природы по сходным признакам.

Живая природа, неживая — в чём отличия?

Объекты неживой и живой природы имеют общее качество — в них есть одни и те же химические элементы. Но на этом сходство заканчивается, потому что только живые существа обладают следующими свойствами:

  1. Все они (кроме вирусов) состоят из клеток.
  2. Чтобы жить, им необходимо получать энергию извне. Растения улавливают её от солнца, а затем используют для синтеза органических веществ. Травоядные животные поедают растения и таким путём тоже получают энергию и всё, что им нужно для существования. А многие из них сами становятся пищей для хищников.
  3. Живые организмы не могут обойтись без обмена веществ с окружающей средой — они должны дышать и питаться, избавляться от продуктов своей жизнедеятельности.
  4. Всё живое растёт и обретает новые качества, реагирует на изменения внешних условий и воспроизводит организмы, подобные себе (то есть размножается).

К живой природе относят абсолютно все живые организмы, проживающие на Земле.

Зачем природу делят на царства

С древности учёные считали, что органический мир надо подразделять на растения и животных. Развитие науки показало, что такое группирование не отражает всей полноты картины.

В ХХ веке было введено новое понятие — царство, и от этого система учёта миллионов живых существ стала более удобной и подробной. Согласно современной классификации, бактерии, грибы, растения и животные образуют отдельные царства.

Человек — царь природы?

В своём жизненном цикле человек подчиняется природным законам, как и все другие живые организмы. С точки зрения биологии, он вовсе не царствует в природе, хотя и стоит на самой верхней ступени эволюции. То есть, человек — высшее по развитию существо на Земле. Именно поэтому на нём лежит ответственность за благополучие нашей живой планеты.

Зачем надо охранять природу

Этот доклад будет неполным, если не сказать, что деятельность человека может нанести вред природе. Интересы у людей повсюду — на земле и под землёй, в воздухе и воде. Они рубят леса и меняют русла рек, рыбачат и охотятся, добывают полезные ископаемые и строят города.

Есть немало мест, которые пострадали от активности человека, и природа не может восполнить то, что было им уничтожено. Много животных и растений попали в Красную книгу, так как оказались на грани исчезновения.

Природа имеет для нас как материальное, так и духовное значение.

В России и других странах приняты законы об охране окружающей среды. Но и в повседневной жизни человек может заботиться о природе, например, не мусорить в лесу, сажать молодые деревья или подкармливать птиц зимой.

Надо помнить, что планета у нас одна, и на ней будут жить ещё многие поколения живых существ.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/okruzhayushii-mir/zhivaya-priroda.html

Животные как одно из царств живой природы #19

Царства живой природы

Ж Животные являются одним из царств живой природы. Животные насчитывают около полутора миллионов видов, которые могут отличаться друг от друга экологически, эмбриональным развитием, морфологией и жизнедеятельностью.

Зоология как наука о животных

Зоология – наука о строении, функциях, развитии, распространении животных, их взаимосвязи с окружающей средой, происхождении и классификации.

Разделы общей зоологии:

  • анатомия животных изучает их внешнее и внутреннее строение;
  • физиология изучает процессы жизнедеятельности организма животных;
  • экология изучает взаимосвязь живогных со средой обитания;
  • зоогеография изучает распространение животных на Земле;
  • генетика животных изучает закономерности их наследственности и изменчивости.

Разделы частной зоологии:

  • гельминтология изучает паразитических червей;
  • энтомология изучает насекомых;
  • ихтиология изучает представителей класса Рыбы;
  • орнитология изучает птиц и т. д.

Классификация и многообразие животного мира

Царство животных насчитывает более 1,5 млн видов. Основной таксономической единицей является вид.

Вид – совокупность особей, имеющих сходные морфо-физиологические признаки и общее происхождение, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Близкие родственные виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы, классы – в типы, типы – в царства.

Классификация и многообразие животного мира

Царство животных включает типы: Губки, Кишечнополостные, Плоские Черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Иглокожие, Хордовые и др., всего около 25 типов.

Различные представители царства отличаются друг от друга особенностями экологии, эмбрионального развития, морфологии и жизнедеятельности.

Особенности групп животных

ПризнакГруппа животныхХарактеристика группыПредставители
Образ жизниСвободноживущиеОбитают во внешней средеПланария, паук крестовик, майский жук, дождевой червь, все позвоночные.
ПаразитическиеЖивут на теле или внутри организма растения или животного другого видаАскарида, печеночный сосальщик, вошь и до.
Перемещение в пространствеПрикрепленныеФиксированы на субстратеКоралловые и гидрофильные полипы
Свободно передвигающиесяПередвигаются самостоятельно или благодаря течению водыБольшинство животных
Среда обитанияВодныеЖивут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемовРыбы, китообразные, ракообразные, кишечнополостные
СухопутныеОбитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д.Насекомые, паукообразные, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
ПочвенныеЖивут в почве, в лесной подстилке, в горах и т.д.Клещи, насекомые, черви, грызуны
ЛетающиеПриспособлены к полету, имеют крыльяПтицы, насекомые, рукокрылые
Симметрия телаРадиально-симметричныеЧерез тело можно провести несколько плоскостей симметрииКишечнополостные, иглокожие
Билатерально-симметричныеЧерез тело можно провести только одну плоскость симметрии, которое делит тело на правую и левую половинуБольшинство животных
АсимметричныеЧерез тело невозможно провести ни одной плоскости симметрииБрюхоногие моллюски и губки
Количество зародышевых листковДвухслойныеРазвиваются из двух зародышевых листков:наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермыКишечнополостные и губки
ТрехслойныеВсе органы и ткани развиваются из трёх зародышевых листков: наружного–эктодермы, внутреннего–энтодермы и среднего–мезодермыВсе животные, кроме губок и кишечнополостных
Развитие ротового отверстияПервичноротыеРот формируется на месте бластопораЧерви, моллюски и членистоногие
ВторичноротыеБластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется в противоположном конце зародышаИглокожие и хордовые
Полость телаБесполостныеПолость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимойПлоские черви
ПервичнополостныеПолость тела(псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органовКруглые черви
ВторичнополостныеПолость тела(целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающих стенку тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружиКольчатые черви, моллюски и хордовые
Имеющие смешанную полостьПолость тела образована в результате слияния первичной и вторичной полостиЧленистоногие
Наличие позвоночникаБеспозвоночныеВнутренний осевой скелет отсутствуетКишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие
ПозвоночныеВнутренний осевой скелет представлен позвоночникомРыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие
Интенсивность обменных процессовХолоднокровныеТемпература тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая.Беспозвоночные, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся
ТеплокровныеТемпература тела постоянная и не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокаяПтицы и млекопитающие

Значение животных в природе

Значение животных в природе:

  • компоненты биогеоценозов и пищевых цепей;
  • опылители растений (насекомые и птицы);
  • участвуют в почвообразования (черви, почвенные клещи, личинки насекомых; термиты);
  • уничтожают вредных насекомых (наездники, птицы и пауки);
  • регуляторы численности популяций животных (хищники и паразиты);
  • санитары природы (жуки-трупоеды‚ птицы-падальщики).

Значение животных в жизни человека

  • источник предуктов питания (ракообразные, моллюски, рыбы, птицы, млекопитающие);
  • объекты охоты и промысла (рыбы, птицы, хищные, ластоногие, зайцеобразные и др. млекопитающие);
  • источник сырья для промышленности (кожа, шерсть, мясо);
  • источник органического удобрения (навоз, птичий помет);
  • вредители культурных растений (саранча, жуки, гусеницы бабочек);
  • эстетическое значение (аквариумные рыбки, птицы, кошки, собаки);
  • экспериментальные животные (лягушки, морские свинки, собаки, крысы, кошки, обезьяны);
  • ядовитые животные (медузы, пауки, пчелы, змеи);
  • источник лекарственных веществ (змеиный яд, мед, прополис, оленьи рога);
  • возбудители паразитарных заболеваний (гельминты, членистоногие);
  • переносчики возбудителей заболеваний (насекомые, клещи).

Сходства и отличия животных и растений

Сходства:

  • сходный химический состав;
  • клеточное строение;
  • общие свойства живых систем (обмен веществ, рост, раздражимость, наследственность, изменчивость и др.).

Отличия на молекулярном уровне:

  • для клеток животных характерны: гликоген, хитин, мочевина;
  • для клеток растений характерны: крахмал, хлорофилл, целлюлоза.

Отличия на клеточном уровне:

  • клетки растений имеют плотную клеточную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком;
  • клетки животных содержат клеточный центр и лизосомы.

Отличия на тканевом уровне:у большинства многоклеточных животных 4 вида тканей: эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, а у высших растений – 6 видов: покровная, образовательная, основная, механическая проводящая, выделительная.

Различия на органном уровне: у растении вегетативные и генеративные органы, у животных органы движения, пищеварения, дыхания, органы нервной и выделительной системы и т. д.

Отличия на организменном уровне:

  • тип ассимиляции: растения – автотрофы, животные – гетеротрофы;
  • способ питания: большинство животных захватывают пищу активно, а растения поглощают ее осмотически;
  • активное движение характерно только для животных;
  • расселение у животных происходит в личиночной и во взрослом состояниях, а у растений – покоящимся стадиями (спорами и семенами);
  • рост у большинства животных ограниченный, у растений – неограниченный;
  • раздражимость у растений проявляется в виде тропизмов и настий, у животных – в виде рефлексов.

Источник: https://biobloger.ru/zhivotnye.html

Признаки и особенности всех царств живой природы

Царства живой природы

Традиционно все живые организмы подразделяются на три домена (надцарства) и шесть царств, однако в некоторых источниках может быть указана другая система классификации.

Организмы помещаются в царства на основе сходства или общих характеристик. Некоторые из признаков, которые используются для определения царства включают: тип клетки, получение питательных веществ и размножение. Двумя основными типами клеток являются прокариотические и эукариотические клетки.

Обычные способы получения питательных веществ включают фотосинтез, абсорбцию и проглатывание. Типы размножения включают бесполое и половое размножение.

Ниже приведен список шести царств жизни и краткая характеристика организмов, состоящих в них

Царство Археи

Археи, растущие в озере «утренней славы» в национальном парке Йеллоустоун, производят яркий цвет

Первоначально эти прокариоты с одной клеткой считались бактериями. Они находятся в Домене Археи и имеют уникальный тип рибосомальной РНК. Состав клеточных стенок этих организмов позволяет им жить в очень сложных условиях, включая горячие источники и гидротермальные отверстия.

  • Домен: Археи;
  • Организмы: метаногены, галофилы, термофилы, психрофилы;
  • Тип клетки: прокариотическая;
  • Обмен веществ: в зависимости от вида – для метаболизма может потребоваться кислород, водород, углекислый газ, сера, сульфид;
  • Способ питания: в зависимости от вида – потребление пищи может осуществляться путем абсорбции, не фотосинтетического фотофосфорилирования или хемосинтеза;
  • Размножение: бесполое размножение путем бинарного деления, почкования или фрагментации.

Примечание: в некоторых случаях археи относят к Царству Бактерий, однако большинство ученых выделяют их в отдельное Царство. Фактически данные анализа ДНК и РНК показывают, что археи и бактерии настолько различные, что их нельзя совмещать в одно Царство.

Царство Бактерии

Кишечная палочка

Эти организмы считаются настоящими бактериями и классифицируются под доменом бактерий. Хотя большинство бактерий не вызывают заболевания, некоторые могут спровоцировать серьезные болезни. При оптимальных условиях они размножаются с угрожающей скоростью. Большинство бактерий размножается бинарным делением.

  • Домен: Бактерии;
  • Организмы: бактерии, цианобактерии (сине-зеленые водоросли), актинобактерии;
  • Тип клетки: прокариотическая;
  • Обмен веществ: в зависимости от вида – кислород может быть токсичным, переносимым или необходимым для метаболизма;
  • Способ питания: в зависимости от вида – потребление пищи может осуществляться путем абсорбции, фотосинтеза или хемосинтеза;
  • Размножение: бесполое.

Царство Протисты

Протисты включают очень разнообразную группу организмов. Некоторые из них имеют характеристики животных (простейшие), в то время как другие похожи на растения (водоросли) или грибы (слизистые формы). Эти эукариотические организмы имеют ядро, которое заключено в мембрану.

  • Домен: Эукариоты;
  • Организмы: амебы, зеленые водоросли, бурые водоросли, диатомовые водоросли, эуглена, слизистые формы;
  • Тип клетки: эукариотическая;
  • Обмен веществ: кислород необходим для метаболизма;
  • Способ питания: в зависимости от вида – потребление пищи включает абсорбцию, фотосинтез или проглатывание;
  • Размножение: преимущественно бесполое. Мейоз возникает у некоторых видов.

Царство Грибы

Грибы включают как одноклеточные (дрожжи и плесени), так и многоклеточные (грибы) организмы. Они являются разлагающими организмами и получают питательные вещества через поглощение.

  • Домен: Эукариоты;
  • Организмы: грибы, дрожжи, плесень;
  • Тип клетки: эукариотическая;
  • Метаболизм: кислород необходим для метаболизма;
  • Способ питания: абсорбция;
  • Размножение: половое или бесполое.

Царство Растения

Растения чрезвычайно важны для всей жизни на Земле, поскольку они выделяют кислород, и обеспечивают других живых организмов кровом, продуктами питания и т.п. Эта разнообразная группа содержит сосудистые или бессосудистые растения, цветковые или нецветковые растения, и др.

  • Домен: Эукариоты;
  • Организмы: мхи, покрытосеменные (цветковые растения), голосеменные, печеночники, папоротники;
  • Тип клетки: эукариотическая;
  • Обмен веществ: кислород необходим для метаболизма;
  • Способ питания: фотосинтез;
  • Размножение: организмы подвергаются чередованию поколений. Половая фаза (гаметофит) сменяется бесполой (спорофитом).

Царство Животные

В это Царство входят все животные организмы. Эти многоклеточные эукариоты зависят от растений и других организмов для поддержания жизнедеятельности. Большинство животных обитают в водных средах и варьируются от крошечных тихоходок до чрезвычайно больших голубых китов.

  • Домен: Эукариоты;
  • Организмы: млекопитающие, амфибии, губки, насекомые, черви;
  • Тип клетки: эукариотическая;
  • Обмен веществ: кислород необходим для метаболизма;
  • Способ питания: проглатывание;
  • Размножение: у большинства животных половое размножение, но у некоторых встречается бесполое.

Примечание: вирусы не принадлежат к вышеупомянутым 6 царствам жизни. Они намного меньше и менее сложные, чем клетки. Это макромолекулярные единицы, состоящие из ДНК или РНК, окруженные внешней оболочкой белка.

У них нет связанных с мембраной органелл, нет рибосом, цитоплазмы, а также отсутствует источник собственного производства энергии. Вирусы не имеют клеточного дыхания, газообмена и т.д.

Подобно паразитам, они способны размножаться только в живых клетках.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: https://natworld.info/raznoe-o-prirode/priznaki-i-osobennosti-vseh-carstv-zhivoj-prirody

Царства живой природы. 2-й класс

Царства живой природы

  • Трифонова Анна Сергеевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели:

образовательные:

  • познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
  • развивающие:

  • расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края;
  • развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
  • развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;
  • воспитательные:

  • способствовать формированию бережного отношения к природе;
  • прививать любовь к родному краю.
  • Оборудование.

  • мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация;
  • дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);
  • конверты с представителями царства животных для работы в парах;
  • карточки для индивидуальной работы по растениям;
  • микроскоп.
  • Ход урока

    Приложение 1. Слайд 1 “Природа”.

    Учитель:

    Всё в тающей дымке- Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой

    Русской природы.

    Учитель:

    Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

    На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

    Учитель:

    Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать?
    Дорисовав картину вы уточните название темы урока. Рисовать будем не красками, а уже готовыми объектами природы. Их нам приготовил – Лесовик.

    Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине.

    Учитель:

    А что украсило картину? (Природа.)
    Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.) Назовите объекты неживой природы. Назовите объекты живой природы.

    А теперь проверим.

    Просмотр слайда 2

    Учитель:

    Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О живой природе.) Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы.

    (Открыть тему урока на доске: “Царства живой природы”.)

    Учитель:

    Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

    Просмотр слайда 3 “Царства живой природы”- без названий.

    Учитель:

    Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

    Царство “Животные”

    Просмотр слайда 4 Царство “Животные”

    Учитель:

    Рассмотрите внимательно фотографии. На какие группы вы разделили представителей живой природы? (Дикие и домашние.)
    Как одним словом можно назвать этих представителей живой природы? (Животные.)

    Учитель:

    Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных/

    Просмотр слайда 5 Царство “Животные”

    Работа в парах. Учитель: Лесовик приготовил задание. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Владимирской области.

    Просмотр слайда 6 (проверка)

    Учитель:

    Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Владимирской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.
    А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

    Мы пришли в зимний лес Сколько здесь вокруг чудес! Справа берёзка в шубке стоит, Слева ёлка на нас глядит Снежинки в небе кружатся На землю красиво ложатся. Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал.

    А вон там волчище рыщет, Он себе добычу ищет! Вот мы спрячемся сейчас, Не найдёт тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит! Пролетают снегири.

    Как они красивы! В лесу красота и покой,

    А нам пора уже домой.

    Царство “Растений”

    Учитель:

    Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)

    Просмотр слайда 7 Царство “Растения” (Лес – дерево, кустарник, трава)

    Учитель:

    Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу “этажи”? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам “соображалка”.

    Задание:

    Соедини рисунки с названием. А Лесовик нам поможет. Он приготовил, задание, выполнив его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?

    Просмотр слайда 8 (Дерево, Кустарник, Трава)

    Учитель:

    Верхний “этаж” образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй “этаж” – это кустарники (слайд). А самый нижний “этаж” – травы (слайд). А вот чем отличаются представители каждого “этажа” нам расскажет учебник на странице 93. Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

    Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

    Учитель:

    Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
    Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.

    Царство “Грибы”.

    Физкультминутка

    Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенёчки. Женя шла, шла, шла, Белый гриб в лесу нашла. Раз – грибок, Два – грибок, Три – грибок,

    Их положим в кузовок.

    (Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)

    Учитель:

    Сколько грибов нашла Женя? Поможем Жене набрать целую корзину. (Стихотворение про грибы.)

    (Дети-грибы выходят к доске.)

    В лес осенний по тропинке Мы несём свои корзинки. Соберём грибы – опята, Сыроежки и маслята. Нарядились мухоморы В ярко красные узоры, Рыжик прячется в листочках Боровик стоит на кочке. Целый день в лесу гуляли,

    Много мы грибов набрали.

    Учитель:

    Какие грибы положили в кузовок? А почему мухомор не взяли? (Грибы бывают съедобные и несъедобные.)

    Просмотр слайда 9

    Учитель:

    Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах? Вы догадались, в каком царстве мы сейчас были?

    И так мы побывали в царстве “Грибы”.

    Просмотр слайда 10 (царство “Грибы)

    Царство “Бактерии”

    Учитель:

    Мы были в царстве грибов. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.

    Сценка по сказке К.Чуковского “Мойдодыр”.

    Учитель:

    Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)

    Учитель:

    Там где грязь, там и болезни.

    (Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.

    Учитель:

    Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ).

    Дети, какое же название имеет это царство?

    Просмотр слайда 11 (царство “Бактерии”)

    5. Закрепление нового материала

    Просмотр слайда 12 (Царства живой природы) – названиями.

    Учитель: Сделаем вывод:

    вот мы с вами и побывали в каждом из этих царств, и дали название каждому царству.

    Учитель:

    Ребята, можно ли увидеть на нашей картине царство бактерий? (нет, т.к. мы их без микроскопа не увидим)

    Дидактическая игра “”Царства природы” (групповая работа по динамической картине).

    Учитель:

    Лесовик приготовил задание по группам: Выбрать представителей каждого царства с картины. 1 – представителей царства животных, 2 – растений, 3 – грибы.
    Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием (садятся за парты с рисунками).

    Учитель:

    Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

    Учитель:

    Ребята, вы не слышите, нас на помощь зовёт Лесовичок. Что случилось с картиной? (Опустела, стала некрасивой.)

    Учитель:

    Все-все На свете, на свете нужны! И мошки, не меньше нужны, чем слоны… Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых!

    Нужны все на свете!

    (Музыка, исполняется песня “Не рвите цветы!”)

    28.03.2011

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597620/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть