Церковная реформа Петра 1

Церковная реформа Петра I (цели, задачи и итоги)

Церковная реформа Петра 1
Церковные преобразования Петра 1

Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.

Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.

Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.

Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.

Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью.

Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год.

При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.

Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.

Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич.

Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви.

Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти.

В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников.

Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора.

При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком.

Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Таблица: церковная реформа императора Петра I

Преобразования церкви Петра I
Ликвидация независимости церковной власти от светской власти
Упразднение патриаршестваСоздание Святейшего Синода

Церковные преобразования Петра I

Церковные преобразования Петра I

Схема: реформы Петра I в духовной сфере

Схема: церковная реформа Петра I

-лекция: церковные реформы Петра I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/tserkovnaya-reforma-petra-i/

Церковная реформа Петра I (стр. 1 из 5)

Церковная реформа Петра 1

Церковная реформа Петра I — мероприятия, осуществлённые Петром I в начале XVIII века, которые кардинально изменили управление Православной Российской Церкви, введя систему, которую некоторые исследователи полагают цезарепапистской.

Положение Русской Церкви до реформ Петра I

К концу XVII века в Русской Церкви накопилось значительное количество как внутренних проблем, так и проблем, связанных с её положением в обществе и государстве, а также практически полным отсутствием системы религиозно-церковного просвещения и образования.

В половине столетия, вследствие не вполне удачно проведённых реформ патриарха Никона, произошёл старообрядческий раскол: значительная часть Церкви — прежде всего простой народ — не приняла решения Московских Соборов 1654, 1655, 1656, 1666 и 1667 годов и отвергала предписанные ими преобразования в Церкви, следуя нормам и традициям, сформировавшимся в Москве в XVI столетии, когда Московская Церковь пребывала в расколе с Вселенским православием — до нормализации своего статуса в 1589—1593 годах. Всё это накладывало значительный отпечаток на общество того времени. Также, в период правления Алексея Михайловича Патриархом Никоном проводилась политика, явно угрожавшая нарождавшемуся русскому абсолютизму. Будучи честолюбивым человеком, Никон попытался сохранить тот же статус в Московском Государстве, который до него имел патриарх Филарет. Эти попытки закончились лично для него полным крахом. Русские цари, явно видя опасность привилегированного положения Русской Церкви, которая владела огромными землями и обладала льготами, ощущали потребность в реформировании управления церковью. Но в XVII веке правительство не решалось на радикальные меры. Привилегии Церкви, вступавшие в конфликт со складывающимся абсолютизмом, заключались в праве землевладения и суда над духовными лицами по всяким делам. Поземельные владения церкви были огромны, население этих земель, в большинстве случаев освобождённых от уплаты податей, было бесполезно для государства. Монастырские и архиерейские торгово-промышленные предприятия тоже не платили ничего в казну, благодаря чему могли дешевле продавать свои товары, подрывая тем самым купечество. Не прекращавшийся прирост монастырского и вообще церковного землевладения грозил государству огромными убытками.

Ещё царь Алексей Михайлович, несмотря на свою преданность церкви, пришёл к заключению о необходимости поставить предел притязаниям духовенства.

При нём был прекращён дальнейший переход земли в собственность духовенства, и признанные тяглыми землями, очутившиеся в руках духовенства, были возвращены обратно в тягло.

По Соборному Уложению 1649 года, суд над духовенством по всем гражданским делам был передан в руки нового учреждения — Монастырского приказа.

Монастырский приказ был главным значимым предметом последовавшего конфликта между Царём и Никоном, который в данном случае выражал интересы всей корпорации высшего духовенства. Протест был так силён, что царь должен был уступить и согласиться с отцами Собора 1667 года, чтобы суд над духовными лицами по гражданским и даже уголовным делам был возвращён в руки духовенства. После собора 1675 года был упразднён Монастырский приказ.

Важным фактором церковной жизни в конце XVII было состоявшееся в 1687 присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату. В российский епископат вошли по-западному образованные малороссийские архиереи, некоторые из которых сыграют ключевую роль в церковных преобразованиях Петра I.

Общий характер и предпосылки

Пётр I, став у кормила государственного правления, видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены по своему невежеству.

Как носитель государственной идеи, Пётр не допускал самостоятельности церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего ближе.

Но человеком неверующим он не был, скорее он принадлежал к числу тех, кого называют равнодушными к делам веры.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина.

Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России.

С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства.

Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, и к этому были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Все они имели в виду:

  1. Устранение возможности вырасти русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
  2. Подчинение церкви монарху. На духовенство Пётр смотрел так, что оно «не есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам.

Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер Англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии.

Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев.

Бежав в 1716 за границу, Царевич поддерживал сношения с митрополитом Крутицким Игнатием (Смолой), митрополитом Киевским Иоасафом (Краковским), епископом Ростовским Досифеем и др.

Во время учинённого Петром розыска главною причиною измены Пётр сам назвал «беседы с попами и чернецами».

По результатам следствия на духовных лиц, уличённых в связях с Царевичем, обрушились кары: епископ Досифей был лишён сана и казнён, равно как и духовник Царевича протопоп Иаков Игнатьев и близкий к первой супруге Петра, Царице Евдокии, ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный; митрополит Иоасаф был лишён кафедры, а вызванный на допрос митрополит Иоасаф скончался по пути из Киева.

Стремление московского духовенства сохранить юрисдикционный иммунитет Пётр демагогически квалифицировал как «папежский дух».

Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами — прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем — по различным вопросам как духовного, так и политического характера.

А к Вселенскому Патриарху Косме обращался в том числе и с частными духовными просьбами, как-то разрешение ему на «мясоястие» во время всех постов; его Грамота Патриарху от 4 июля 1715 года обосновывает просьбу тем, что, как гласит документ, «стражду феброю и скорбутиною, которые болѣзни мнѣ приключаются больше отъ всякихъ суровыхъ яствъ, а особливо понеже принужденъ быть непрестанно для обороны святыя церкви и государства и подданныхъ моихъ въ воинскихъ трудныхъ и отдаленныхъ походахъ ». Другою же грамотою от того же дня испрашивает у патриарха Космы разрешение на мясоястие во все посты всему русскому войску во время воинских походов, “«понеже православные наши войска бываютъ въ тяжкихъ и дальнихъ походахъ и отдаленныхъ и неудобныхъ и пустынныхъ мѣстахъ, идеже мало, а иногда и ничего не обрѣтается никакихъ рыбъ, ниже́ иныхъ какихъ постныхъ яствъ, а по часту и самаго хлѣба». Несомненно, что Петру было удобнее решать вопросы духовного характера с восточными патриархами, которые находились в значительной мере на содержани московского правительства (а патриарх Досифей де-факто был в течение нескольких десятилетий политическим агентом и информатором российского правительства о всём, что происходило в Константинополе), нежели со своим, порою строптивым, духовенством.

Первые начинания Петра в этой сфере

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр самостоятельно воспретил строить новые монастыри в Сибири.

В октябре 1700 Патриарх Адриан умер. Пётр находился в это время с войсками под Нарвой. Здесь, в лагере, он получил два письма, касавшиеся положения, созданного кончиной Патриарха.

Боярин Тихон Стрешнев, остававшийся во время отсутствия государя, по старому обычаю, ведать Москвой, давал отчёт о кончине и погребении патриарха, о мерах, принятых к охране имущества патриаршего дома, и спрашивал, кого назначить новым патриархом.

Прибыльщик Курбатов, обязанный по должности своей представлять государю обо всём, что клонится к прибыли и пользе государства, писал государю, что ему, царю, Господь судил «достояніе свое и люди свои въ житейскихъ потребахъ управляти въ правдѣ, яко отцу чады».

Далее он указывал, что из-за смерти патриарха его подчинённые забрали все дела в свои руки и в своих интересах распоряжаются всеми патриаршими доходами. Курбатов предлагал избрать, как было и ранее, для временного управления патриаршим престолом архиерея. Все монастырские и архиерейские вотчины Курбатов советовал переписать и отдать их в охранение кому-либо.

Через неделю после возвращения из-под Нарвы Пётр сделал так, как предлагал Курбатов. Блюстителем и управителем Патриаршего Престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский.

Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ», все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились.

Ведавший по этим делам особый приказ — Патриарший разряд — был уничтожен.

Источник: http://MirZnanii.com/a/343498/tserkovnaya-reforma-petra-i

Церковная реформа Петра I Великого – кратко – таблица

Церковная реформа Петра 1

> Реформы > Церковная реформа

Церковная реформа — 

комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

Схема церковной реформы

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Таблица « и ход церковной реформы»

Год/СобытиеЦель
1700Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана.Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского.
24 января 1701Секуляризация крестьян и земельЛиквидация финансовой автономии церкви.Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступленийЦерковные крестьяне и земли переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям)
30 декабря 1701Запреты касающиеся монашестваСнижение числа монаховЗапреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей — перепись находящихся в них монахов
 1711 годКонтроль со стороны Сената над делами церквиОграничение административной свободы церквиСозданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела — назначение архиереев, строительство церквей, определение штата приходов и разрешения инвалидам селиться в монастырях.
 1716 годУказ об ограничении численности священников и дьяконовУвеличение эффективности использования человеческих ресурсовБорьба со «странствующими священниками» — служители прикрепляются к определенному приходу. Без
1717-1720 годыПодготовка главной части реформыПетр I стремился закрепить собственный статус полноправного самодержца и максимально интегрировать церковь в административный аппарат государстваФеофан Прокопович, по приказу царя, занимается разработкой проекта создания Духовной Коллегии.
25 января 1721 годаиздание духовного регламента и манифеста об учреждении Духовной Коллегии и создание Правительствующего СинодаФактическое упразднение патриаршества и введение нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего СинодаКаждый из 12-ти членов новообразованного Синода перед вступлением в должности обязан был принести присягу царю.
14 февраля 1721Монастырский приказ переходи под управление Синода Ведение отчетности и увеличение налоговых поступленийПодконтрольный Петру I Синод обязывался следовать установленным нормам и все средства, оставшиеся после выплат штату, передавать в государственную казну.
28 апреля 1722 годаВведение надзорно-охранительной функции церквиБорьба с противниками властиИздано постановление Синода  в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
11 мая 1722 годаВведение при Синоде должности обер-прокурораДополнительный контроль за Синодом и предотвращение принятия решений не согласованных с Петром IОбер-прокурор отчитывался непосредственно перед царем и являлся его «оком государевым и стряпчим о делах государственных».

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

Спойлер

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.

1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Феофан Прокопович

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.

Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.

11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и ать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя.

Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.

Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Итоги и результаты реформы Церкви

  • Фактически ликвидирована должность Патриарха
  • Церковь начала терять финансовую и административную автономию
  • Снижено количество монахов и монастырей
  • Увеличено число налогов
  • Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/

Церковная реформа Петра I

Церковная реформа Петра 1

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Церковнаяреформа Петра I — мероприятия,осуществлённые Петром I в начале XVIIIвека, которые кардинально изменилиуправление Православной РоссийскойЦеркви, введя систему, которую некоторыеисследователи полагают цезарепапистской.

Положение Русской Церкви дореформ Петра I

К концуXVII века в Русской Церкви накопилосьзначительное количество как внутреннихпроблем, так и проблем, связанных с еёположением в обществе и государстве, атакже практически полным отсутствиемсистемы религиозно-церковного просвещенияи образования.

В половине столетия,вследствие не вполне удачно проведённыхреформ патриарха Никона, произошёлстарообрядческий раскол: значительнаячасть Церкви — прежде всего простойнарод — не приняла решения МосковскихСоборов 1654, 1655, 1656, 1666 и 1667 годов и отвергалапредписанные ими преобразования вЦеркви, следуя нормам и традициям,сформировавшимся в Москве в XVI столетии,когда Московская Церковь пребывала врасколе с Вселенским православием —до нормализации своего статуса в1589—1593 годах. Всё это накладывалозначительный отпечаток на обществотого времени. Также, в период правленияАлексея Михайловича Патриархом Никономпроводилась политика, явно угрожавшаянарождавшемуся русскому абсолютизму.Будучи честолюбивым человеком, Никонпопытался сохранить тот же статус вМосковском Государстве, который до негоимел патриарх Филарет. Эти попыткизакончились лично для него полнымкрахом. Русские цари, явно видя опасностьпривилегированного положения РусскойЦеркви, которая владела огромнымиземлями и обладала льготами, ощущалипотребность в реформировании управленияцерковью. Но в XVII веке правительство нерешалось на радикальные меры. ПривилегииЦеркви, вступавшие в конфликт соскладывающимся абсолютизмом, заключалисьв праве землевладения и суда над духовнымилицами по всяким делам. Поземельныевладения церкви были огромны, населениеэтих земель, в большинстве случаевосвобождённых от уплаты податей, былобесполезно для государства. Монастырскиеи архиерейские торгово-промышленныепредприятия тоже не платили ничего вказну, благодаря чему могли дешевлепродавать свои товары, подрывая темсамым купечество. Не прекращавшийсяприрост монастырского и вообще церковногоземлевладения грозил государствуогромными убытками.

Ещё царьАлексей Михайлович, несмотря на своюпреданность церкви, пришёл к заключениюо необходимости поставить пределпритязаниям духовенства.

При нём былпрекращён дальнейший переход земли всобственность духовенства, и признанныетяглыми землями, очутившиеся в рукахдуховенства, были возвращены обратнов тягло.

По Соборному Уложению 1649года, суд над духовенством по всемгражданским делам был передан в рукинового учреждения — Монастырскогоприказа.

Монастырский приказ был главнымзначимым предметом последовавшегоконфликта между Царём и Никоном, которыйв данном случае выражал интересы всейкорпорации высшего духовенства. Протестбыл так силён, что царь должен былуступить и согласиться с отцами Собора1667 года, чтобы суд над духовными лицамипо гражданским и даже уголовным деламбыл возвращён в руки духовенства. Послесобора 1675 года был упразднён Монастырскийприказ.

Важнымфактором церковной жизни в конце XVIIбыло состоявшееся в 1687 присоединениеКиевской митрополии к МосковскомуПатриархату. В российский епископатвошли по-западному образованныемалороссийские архиереи, некоторые изкоторых сыграют ключевую роль в церковныхпреобразованиях Петра I.

Первые начинания Петра вэтой сфере

Ещё прижизни Патриарха Адриана Пётр самостоятельновоспретил строить новые монастыри вСибири.

В октябре1700 Патриарх Адриан умер. Пётр находилсяв это время с войсками под Нарвой. Здесь,в лагере, он получил два письма, касавшиесяположения, созданного кончиной Патриарха.

Боярин Тихон Стрешнев, остававшийся вовремя отсутствия государя, по старомуобычаю, ведать Москвой, давал отчёт окончине и погребении патриарха, о мерах,принятых к охране имущества патриаршегодома, и спрашивал, кого назначить новымпатриархом.

Прибыльщик Курбатов,обязанный по должности своей представлятьгосударю обо всём, что клонится к прибылии пользе государства, писал государю,что ему, царю, Господь судил «достояніесвое и люди свои въ житейскихъ потребахъуправляти въ правдѣ,яко отцу чады».

Далее он указывал, чтоиз-за смерти патриарха его подчинённыезабрали все дела в свои руки и в своихинтересах распоряжаются всеми патриаршимидоходами. Курбатов предлагал избрать,как было и ранее, для временного управленияпатриаршим престолом архиерея. Всемонастырские и архиерейские вотчиныКурбатов советовал переписать и отдатьих в охранение кому-либо.

Черезнеделю после возвращения из-под НарвыПётр сделал так, как предлагал Курбатов.Блюстителем и управителем ПатриаршегоПрестола был назначен митрополитРязанский и Муромский Стефан Яворский.

Местоблюстителю были поручены взаведывание только дела веры: «о расколѣ,о противностяхъ церкви, о ересяхъ», всеже прочие дела, находившиеся в веденииПатриарха, были распределены по приказам,к которым относились.

Ведавший по этимделам особый приказ — Патриарший разряд— был уничтожен.

24 января1701 был восстановлен Монастырский приказ,в ведение которого отошли Патриаршийдвор, архиерейские дома и монастырскиеземли и хозяйства. Во главе приказа былпоставлен боярин Иван АлексеевичМусин-Пушкин, да при нём дьяк Ефим Зотов.

Вскорепоследовал ряд указов, решительносокращавших самостоятельность духовенствав государстве и независимость духовногочина от светской власти. Особой чисткеподвергались монастыри. Монахам былоприказано оставаться постоянно в техмонастырях, где их застанут особыепереписчики, посланные Монастырскимприказом. Из монастырей выселили всехнепостриженных.

Женским монастырямпозволили постригать в монахини толькоженщин после сорокалетнего возраста.Хозяйство монастырей было отдано поднадзор и контроль Монастырского приказа.В богадельнях было приказано оставитьтолько действительно больных и немощных.

Наконец, указом 30 декабря 1701 годаопределялось давать монашествующимденежное и хлебное жалование из доходовмонастыря, а вотчинами и угодьями монахамвпредь не владеть.

Ряддальнейших мер облегчал жестокостьпреследования раскольников и разрешалсвободное исповедание своей верыиностранцам, как католикам, так ипротестантам всех толков.

В основу этихмер лёг принцип, высказанный Петром, пообыкновению отчётливо и ярко: «Господьдал царям власть над народами, но надсовестью людей властен один Христос».

Согласно с этим Пётр предписал архиереямотноситься к противникам Церкви с«кротостью и разумом».

Для поднятияв среде православной паствы общегоуровня нравственности были изданыуказы, «чтобы в городах и уездахвсякого чина мужского и женского полалюди у отцов своих духовных исповедовалисьежегодно», причём за уклонение отисповеди взимался штраф.

Мера эта, кромецелей нравственного характера, имелав виду, главным образом, установитьпринадлежность данных лиц к древнемублагочестию, за что они и облагалисьдвойным налогом.

Особыми указами,изданными в 1718 году, предписывалосьправославным обывателям непременнопосещать церкви и в храмах стоять сблагоговением и в безмолвии, слушаясвятую службу, иначе грозил штраф,взимаемый тут же в церкви особымприставленным для того «добрымчеловеком».

Сам Пётр очень любилознаменовывать все торжественные днисвоей жизни торжественными церковнымислужениями. Чтение по городам известияо полтавской победе, например,сопровождалось молебном и пятидневнымцерковным звоном.

Для поднятиянравственного уровня самого духовенствабыл издан наказ архиереям, рекомендовавшийим кротость в обращении с подчинёнными,осторожность в принятии «невѣдомыхъгробовъ» за святые мощи и в явлениичудотворных икон. Запрещалось вымышлятьчудеса.

Предписывалось не допускатьюродивых; архиереям указывалось, чтобыони в мирские дела не входили, разве«явная неправда будет», — тогдапозволялось писать царю. По росписи1710 года архиереям было назначеножалование от одной до двух с половинойтысяч рублей в год.

Ещё в 1705 году былапроизведена генеральная чисткадуховенства, из состава которого быливыключены и отмечены солдаты и оклад:дьячки, монастырские слуги, поповичи,пономари, их дети и свойственники.

Источник: https://works.doklad.ru/view/H2zlh9RAPck.html

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Церковная реформа Петра 1

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Всем пламенный привет! Сегодня будет разбирать немаловажную тему. Как не раз я говорил, любую тему в истории надо разбирать в связи с другими, более ранними темами, иначе в голове у ребят так ничего и не устаканится.

Церковная реформа Петра 1 как раз такая, которая прямо связана с борьбой светской и духовной властей. Процесс этот начался с Ивана Третьего: с иосифлян и нестяжателей. Далее события, к нему относящиеся можно углядеть в воцарении Ивана Грозного, правлении его сына Федора Иоанновича, правлении Михаила Романова и разумеется, в церковной реформе Никона при Алексее Михайловиче.

Если для вас все эти связи в диковинку, и при этом Вы рассчитываете сдать ЕГЭ 2019 по истории на максимальные баллы, то настоятельно рекомендую Вам свой крутой курс «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ о истории на 100 баллов».

Однако вернемся к теме. Как Вам известно из этой статьи, любое событие в мировой истории можно запомнить только в том случае, если вы разобрали его причины, повод, ход событий и итоги (последствия). Собственно, дальше кратко двинемся строго по этой схеме.

Причины

Первая причина. Отношение русской православной Церкви к Петру Первому, к его деятельности, было вполне однозначным — неприязнь. Особенно эта неприязнь была открытой у последнего патриарха РПЦ — Адриане (был патриархом с 1690 года по 1700 год).

Петра православные старцы воспринимали не иначе как антихристом, который ни во что не ставит православные традиции и обычаи. В чем это выразилось, думаю, Вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и вовсю гастролировал на стороне. Да и про колокола на пушки после Нарвского поражения в ходе Северной войны 1700 года не забудем

Второй причина была в том, что надо было поставить большую и жирную точку в противостоянии светской и церковной власти. При Алексее Михайловиче оно завершилось низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были настроены не ахти как. 

Экономической основой независимости церкви были ее собственные вотчины, в которых жили крестьяне, и платили повинности, сами можете догадаться, в чью пользу. С этим тоже надо было что-то делать.

Таким образом, требовалось превратить церковь в послушный инструмент государственного управления.

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются.

Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный.

Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: http://ege59.ru/2019/01/24/tserkovnaya-reforma-petra-1-prichiny-hod-sobytiy-itogi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть