Цитаты Лермонтова

Высказывания о Лермонтове другими поэтами. Высказывания великих людей о Лермонтове

Цитаты Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов со всей уверенностью может быть назван великим русским литератором. Его необычайному таланту не дала в полную силу раскрыться короткая, трагично оборвавшаяся жизнь.

Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших поэта до самой могилы.

Оставшиеся после его смерти работы в жанре поэзии, прозы и драматургии, самые ранние из которых написаны в четырнадцатилетнем возрасте, дают представление о том, какой величины гений был потерян для отечественной и мировой литературы.

Проявление нового гения

Необычайный талант Лермонтова стал известен широкой публике в 1837 году, после стихотворения, посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину и его роковой гибели. С того времени практически ни один очерк о Лермонтове не обходится без упоминания имени Пушкина, и многие критики начинают считать молодого поэта его преемником.

Известно, что на похоронах Пушкина друг погибшего гения, литератор и общественный деятель В. Ф. Одоевский в отчаянии произнёс: «Закатилось солнце русской поэзии!» Впоследствии эти слова появились и в его некрологе. Казалось, что больше нет и никогда не будет второго такого же мастера русского слова, каким был Пушкин. Но очень скоро стало очевидно, что это далеко не так.

Появление трагичного и гневного стихотворения, написанного мало кому тогда известным корнетом Михаилом Лермонтовым, не только вызвало недовольство в высших кругах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременно закатившимся солнцем русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной.

В этом аллегорическом сравнении двух великих поэтов кроется даже больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечными лучами и сверкает ярким золотом.

В то время как произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.

Оценка Белинским поэзии и прозы Лермонтова

Для всех изучающих творчество поэта особый интерес могут представлять высказывания великих людей о Лермонтове.

Вернувшись из первой кавказской ссылки, в которую был отправлен за стихи на смерть Пушкина, молодой поэт Михаил Лермонтов представил читателям и критикам огромное количество новых стихотворений, а также поэмы «Демон» и «Мцыри».

Произведения нового автора были тепло встречены не только читающей публикой, но и видными представителями литературной критики тех лет. Особенно стоит отметить мнение Виссариона Григорьевича Белинского, которого называли «властителем дум молодёжи» середины XIX в.

Тем ценнее высказывания Белинского о Лермонтове, что знаменитый критик одним из первых разглядел необыкновенный природный дар молодого поэта.

«Юный могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования», — подчёркивал Белинский в своей статье «Стихотворения Михаила Лермонтова», вышедшей в 1840 г. в журнале «Отечественные записки».

В той же рецензии влиятельный критик отметил огромный творческий потенциал молодого литератора, поскольку «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое». Кроме того, Белинский справедливо замечает: «Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус».

Великий писатель и цельная натура

В переписке 1839 г. Белинский восхищённо отзывается о стихотворении «Три пальмы» и отмечает, что автор сего произведения — «новое могучее дарование».

Белинский пишет, что у молодого русского поэта «роскошный» и даже «дьявольский» талант, «в котором таится что-то великое».

Тем самым публицист вновь подчёркивает высшую степень литературной одарённости Лермонтова, его постепенно проявляющуюся гениальность.

Прочтя роман «Герой нашего времени», Белинский отозвался не менее восторженно: «Слог повести — то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг! Основная идея так близка сердцу всякого, кто мыслит и чувствует, что всякий… увидит в ней исповедь собственного сердца».

И хотя первая встреча знаменитого критика с преемником Пушкина оказалась неудачной, тем не менее их вторая личная беседа сложилась прекрасно. Белинский остался в восторге не только от произведений Лермонтова, но также от эстетических вкусов и жизненных воззрений поэта.

По мнению Виссариона Григорьевича, Лермонтов как человек был «полной и целостной натурой», являл собой «глубокий и могучий дух».

Характеризуя личность поэта, критик отмечает, что ему «отрадно было видеть в его охлаждённом, озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».

Знаменитые люди о Лермонтове

Ф. Боденштедт, один из переводчиков Михаила Юрьевича, заметил, что хотя тот был «субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным», а потому «имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями».

Михаил Лермонтов был не только литературным гением, но и представителем того общества, к которому принадлежал. Значит, тем ценнее для изучения творческого наследия поэта разнообразные высказывания великих людей о Лермонтове.

Примечательно, что далеко не все эти люди были близко знакомы с поэтом, а мемуары многих написаны спустя годы после его смерти, поскольку лермонтовская биография находилась под запретом царской цензуры.

Однако в имеющихся письменных источниках от знаменитых современников Лермонтова можно найти много интересного и познавательного материала.

Не столь широко известны, как критические статьи Виссариона Белинского, но представляют не меньший интерес высказывания о Лермонтове другими поэтами, которые можно встретить в посвящённых ему стихотворениях, письмах современников, мемуарах, статьях и т. д.

Аполлон Григорьев о Лермонтове

Известный поэт, переводчик и литературный критик XIX в. Аполлон Григорьев писал, что Михаил Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения».

Также Григорьев отмечал революционные мотивы многих лермонтовских стихотворений, поскольку в них «личность дошла до крайних пределов своего протеста». По мнению критика, выраженные в стихах стремления к переменам и дух свободы стали причиной, почему «оппозиция застоя…

сразу поняла в Лермонтове то великое, которое в нём было».

Поэтические посвящения

Определения «великий», «целостный», «глубокий» сопровождают многие высказывания о Лермонтове. Другими поэтами также отмечается необычайно сильный творческий дар, порождавший лермонтовские произведения.

Его «строки, как удар кинжальный, под сердце самое вошли», – заворожённо утверждает поэт советской эпохи Ярослав Смеляков.

“В своём непрерывном анализе окружающего социального климата Лермонтов «никогда не мог быть безучастным», – пишет основоположник русского символизма Валерий Брюсов и, отмечая многоликость и временами даже противоречивость лермонтовской лирики, добавляет, что тот «от гимнов… к проклятиям спешил».

Своеобразные впечатления и высказывания о Лермонтове другими поэтами нашли отражение во многих посвящённых ему стихотворениях. Например, Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:

В этом же стихотворении Бальмонт с восхищением признаёт, что Лермонтов «полновластный гений», и даже «нечеловеком был». Многочисленные высказывания о Лермонтове другими поэтами, одни из которых были его современниками, а другие жили десятилетия спустя, в своей совокупности дают понимание того, что мощная сила, заключённая в лермонтовской поэзии, способна связывать разные эпохи и поколения.

Лермонтовские цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Лермонтов Михаил Юрьевич оставил после себя пусть незавершённое, но богатое творческое наследие. Многие его строки стали крылатыми фразами, эпиграфами и даже названиями других литературных произведений. Например, повесть В. Катаева названа строкой из лермонтовского стихотворения: «Белеет парус одинокий».

Цитаты из прозы Михаила Юрьевича

Знаменитому русскому поэту принадлежат многие мудрые афоризмы, цитаты и высказывания. Лермонтов умел и в прозаических произведениях выражать свою мысль поэтически. Н. В. Гоголь даже заметил однажды, что «никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой».

Цитаты из поэзии Лермонтова

Сам поэт так высказывался об искусстве стихосложения: «Если поэзия не простое сочетание звуков, то, без сомнения, она есть самая величественная форма, в какую может облечься человеческая мысль».

Именно такие стихи и создавал Михаил Юрьевич Лермонтов. Цитаты, высказывания и афоризмы, которыми за последние два века стали строки многих его произведений, поражают богатством языка и точностью мысли.

Необычное о поэте

Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших его до самой могилы. Суеверность Михаила Юрьевича проявлялась и в твёрдой убеждённости, что над всем его родом лежит проклятие.

Некоторые современники поэта приводили рассказанную им историю, будто в день, когда родился Лермонтов, цыганка предсказала ему смерть в молодом возрасте и не от естественных причин.

Незадолго до своей гибели поэт предпочёл довериться судьбе, бросив монету: если выпадет орёл – нужно ехать в полк, а если решка – то отправляться в Пятигорск на отдых. Монета упала решкой вверх. Через две недели Лермонтов был убит на дуэли близ Пятигорска.

Другой примечательный факт о поэте – то, что из всех пятнадцати прижизненных портретов ни один не даёт полного представления о его внешности. Описания современников тоже лишены однозначности: одни пишут, что у Лермонтова были большие глаза и высокий лоб, а другие – наоборот, что глаза его были маленькими и узкими, а лоб – низким.

Множество подобных неясностей таится и в обстоятельствах гибели поэта, и в особенностях его личности.

Что уж говорить, раз даже знакомые литературного гения не могли точно ответить на вопрос о том, что за человек был Михаил Лермонтов.

Лишь в одном современники сходятся: мало кто с первой же встречи проникался к нему добрыми чувствами, поскольку свою ранимую и глубокую натуру поэт обычно прятал под искусной маской злой насмешливости.

В заключение

Лермонтов Михаил Юрьевич — «поэт поколения», как назвал его Аполлон Григорьев. Своими стихами и в особенности прозой он написал реалистичный психологический портрет молодёжи своего времени. Однако несомненная гениальность лермонтовских произведений состоит в том, что они звучат актуально и спустя века.

Поэзия и проза Лермонтова так близки читателям, поскольку множество людей оказывались в похожем социальном окружении, решали те же непростые дилеммы и проходили через те же испытания. Однако лишь Лермонтов обладал достаточным талантом, чтобы передать это мироощущение.

Источник: http://fb.ru/article/161117/vyiskazyivaniya-o-lermontove-drugimi-poetami-vyiskazyivaniya-velikih-lyudey-o-lermontove

Цитаты Лермонтова М.Ю

Цитаты Лермонтова

Михаил Юрьевич является одним из величайших в истории отечественной литературы.

Красивые цитаты Лермонтова пользуются особенной популярностью вот уже на протяжении многих десятков лет потому, что несут в себе необыкновенную энергетику, которая пленяет практически каждого. Лермонтов является одним из самых больших талантов в русской литературе.

Его замечательные цитаты и афоризмы о любви и жизни, подборка которых представлена ниже, помогают осознать важность человеческих чувств, сущность русской души и многое другое.

Сладости, которыми пичкают народ, портят желудок, живот начинает пучить. Вылечить человека можно, если прописать больному горькие пилюли или едкие истины.

Осчастливить по своему разумению невозможно – всякому требуется индивидуальный подход, специализированные средства для излечения и реабилитации. — Лермонтов Михаил Юрьевич

Жизнь у побежденных не сахар.

Судить о даме после непродолжительной беседы, тоже самое, что рассуждать о писательском таланте автора, прочитав его пару строк.

Если я знаю твердо, то с убеждением это не всегда связано. Понятия разные, как обман, ощущения, промах рассудка или заблуждение.

Лермонтов: Любовь, которая читается в глазах дамы, ни к чему женщину, как правило, не принуждает. Слова же, напротив, обязывают совершать поступки.

Следуя закону, танцующему кавалеру разум не нужен, лишь элегантность, такт, галантность и красивые движения.

Быстро исполненное желание выполненным не считается и удовлетворения не приносит. Несбыточные грезы дают пищу разгулявшейся фантазии в перспективном будущем.

В лицезрении красоты, привлекательности, мудрости — величия и обучения наибольшее количество, чем в философских трактатах, словах и манифестах.

Продолжение красивых цитат Лермонтова читайте на страницах:

Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам.

Справедливо ли описано у меня общество? — не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!..

Умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Известно, что в природе противоположные причины часто производят одинакие действия: лошадь равно падает на ноги от застоя и от излишней езды.

Кто стремится стать философом, тот не должен пугаться первых печальных открытий на пути к познанию людей. Чтобы постичь человека до конца, нужно преодолеть ту неприязнь, которую он в нас вызывает: нельзя стать искусным анатомом, пока не научишься взирать без гадливости на человеческое тело и его органы.

Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Где есть общество женщин — там сейчас явится высший и низший круг.

Счастье наступает тогда, когда гордость полностью удовлетворена.

Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

Page 3

Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна из них не скачет и не пенится до самого моря.

Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Противоположности зачастую приводят к одинаковым последствиям. Человек ходить не сможет как после изнурительной пробежки, так и после длительного лежания…

Князь! и три тысячи душ! А есть ли у него своя в придачу?

Жизнь — такая пустая и глупая шутка…

Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.

Господа! когда-то русские будут русскими?

Каждый мечтает стать в жизни лордом Байроном, Аристотелем, но большинство так и остаются обывателями.

Я женился потому, что надо было жениться … люблю ее потому, что надобно любить жену, чтоб быть счастливу!

Page 4

Здравствуйте, Господин Миллион. Не имеют значения ваши манеры, лицо, голос — ведь вы — Господин Миллион.

И зло наскучило ему.

Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!

Я не сотворен для людей теперешнего века и нашей страны; у них каждый обязан жертвовать толпе своими чувствами и мыслями.

Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной.

О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!

Совесть вернее памяти.

Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

Приятели — это всего лишь два музыкальных инструмента. Вроде бы и играют вместе, но фальшивых звуков многовато.

Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется…

Page 5

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться: судьба — женщина!

Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого — злодей, толпа и люди высокой добродетели.

Язык и золото — вот наш кинжал и яд.

Женщина, отказавшая миллиону, поздно или рано раскается, и горько раскается. Сколько прелестей в миллионе! наряды, подарки, вся утонченность роскоши, извинение всех слабостей, недостатков, уважение, любовь, дружба… вы скажете: это будет все один обман; но и без того мы вечно обмануты, так лучше быть обмануту с миллионом.

Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого.

Когда бы не было так грустно.

Грусть — жестокий властелин.

Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..

Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…

Все это было бы смешно,

Page 6

Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

Самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса.

Один раб человека, другой раб судьбы. Первый может ожидать хорошего господина или имеет выбор — второй никогда. Им играет слепой случай, и страсти его и бесчувственность других — все соединено к его гибели.

Грустно, а надо признаться, что самая чистейшая любовь наполовину перемешана с самолюбием.

Радостей намного больше, чем моментов грустных, но хорошее память почему то стирает.

Хуже смерти ничего не случается — а смерти не минешь.

Любовь, как огонь, без пищи гаснет.

Женщины любят только тех, которых не знают.

Слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

И плоды любви нужно выращивать.

Page 7

Никакая книга не может выучить быть счастливым. О, если б счастие была наука! дело другое!

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.

Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.

Все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют её сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.

Все для нас в мире тайна, и тот, кто думает отгадать чужое сердце или знать все подробности жизни своего лучшего друга, горько ошибается. Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть, они-то обыкновенно дают тайное направление чувствам и поступкам.

Суд общего мнения, везде ошибочный, происходит, однако, у нас совсем на других основаниях, чем в остальной Европе; в Англии, например, банкрутство — бесчестие неизгладимое, — достаточная причина для самоубийства.

Развратная шалость в Германии закрывает навсегда двери хорошего общества (о Франции я не говорю: в одном Париже больше разных общих мнений, чем в целом свете) — а у нас?.. объявленный взяточник принимается везде очень хорошо: его оправдывают фразою: и! кто этого не делает!..

Трус обласкан везде, потому что он смирный малый, а замешанный в историю! — о! ему нет пощады: маменьки говорят об нем: «Бог его знает, какой он человек», — и папеньки прибавляют: «Мерзавец!..»

Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться!

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

Page 8

О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю… все равно, вы теряете все: расположение общества, карьеру, уважение друзей… попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась! Частная известность уж есть острый нож для общества, вы заставили об себе говорить два дня. Страдайте ж двадцать лет за это.

Идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Жизнь — вечность, смерть — лишь миг!

Об чем женщины не плачут: слезы их оружие нападательное и оборонительное. Досада, радость, бессильная ненависть, бессильная любовь имеют у них одно выражение.

У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется.

Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара.

Иногда чувствуешь отвращение к кому-нибудь, принудишь себя обойтись ласково, захочешь полюбить человека… а смотришь, он тебе плотит коварством и неблагодарностью!..

Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

Самая вкусная еда для женщин русских — любовь платоническая. Вот только любовь эта порождает беспокойства обильные.

Всё ясно ревности — а доказательств нет!

Page 9

Почему то честно и справедливо начинают относиться только к умершим. Вот только кому нужно это? Одна настоящая слеза, одно слово искреннее дороже любых стенаний толпы.

Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.

Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость.

Источник: http://deeplyrics.ru/m-yu-lermontov-citaty

Цитаты Лермонтова

Цитаты Лермонтова

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Они хорошо передают противоречивость его личности и устремлений.

Цитаты разнесены по темам: жизнь, жизненная этика, женщины, отношения, любовь, человек, о себе, Россия и русские, поэт и поэзия, судьба, счастье, страсти, самолюбие, смерть, зло, душевный холод, современники, дружба.

О жизни

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого — злодей, толпа и люди высокой добродетели.

Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Жизнь побежденным не награда.

…Жизнь — как бал:
Кружишься — весело: кругом всё светло, ясно…
Вернулся лишь домой, наряд измятый снял —
И всё забыл, и только что устал.

За каждый светлый миг иль сладкое мгновенье
Слезами и мольбой заплатишь ты судьбе.

Человек — карета; ум — кучер; деньги и знакомства — лошади; чем более лошадей, тем скорее и быстрее карета скачет в гору.

Как жизнь скучна, когда боренья нет.

К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?

Что ни толкуй Волтер — или Декарт,
Мир для меня — колода карт,
Жизнь — банк: рок мечет, я играю.
И правила игры я к людям применяю.

Язык и золото — вот наш кинжал и яд.

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

В природе противоположные причины часто производят одинаковые действия: лошадь равно падает на ноги от застоя и от излишней езды.

И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

О жизненной этике

Дайте волю – волю, волю –
И не надо счастья мне!

Учись быть счастливым на разные манеры.

И всё, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.

Дело не в том, чтобы в жизни было больше дней, а в том, чтобы в днях было больше жизни.

Если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб о ней так много заботиться.

Никому не рассказывайте о своих несчастьях: друзей это опечалит, а врагов развеселит.

Тебя обидел человек, а ты возьми и сделай ему добро, подари ему тепло и ласку своей души, и узелок-то развяжется, якорек спадет с твоего сердца. После этого тебе станет и жить, и дышать легче.

Что слезы женские? Вода!

Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиною – то же,
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!

Слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

О женщинах

Женщины любят только тех, которых не знают.

С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают, их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом.

Судить о душе и уме женщины, протанцевав с нею мазурку, все равно что судить о мнении и чувствах журналиста, прочитав одну его статью.

Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!

Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, а платоническая любовь самая беспокойная.

Нет ничего парадоксальнее женского ума. Женщин трудно убедить в чем-нибудь: надобно их довести до того, чтобы они убедили себя сами. Чтобы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Иных занятий дамам нет, как скрыть десяток прошлых лет.

Наряды необходимы счастью женщины, как цветы весне.

Об отношениях

Была без радостей любовь,
Разлука будет без печали…

Все хотят, чтобы другие были счастливы по их образу мыслей – и таким образом уязвляют сердце, не имея средств излечить.

Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил.

Человек, которому Вы нужны, всегда найдет способ быть рядом.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.

Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

Мне грустно… потому что весело тебе…

Все ясно ревности — а доказательств нет!

О любви

Грустно, а надо признаться, что самая чистейшая любовь наполовину перемешана с самолюбием.

Любить… но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно…

Страшись любви: она пройдёт,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьёт,
Ничто воскреснуть не поможет.

У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется.

Возьми назад тот нежный взгляд,
Который сердце мне зажёг

О человеке

Радости забываются, а печали – никогда.

Мой друг, я не люблю людей, чтобы не презирать их.

Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется…

Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.

Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара.

О себе

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…

Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил – и Бог не спас!

Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.

Мой смех тяжел мне как свинец:
Он плод сердечной пустоты.

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

Моё завещание: положите камень; и – пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие!

О России и русских

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.

Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесёт жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей.

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить.

О поэте и поэзии

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Погиб поэт! — невольник чести, —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.

О судьбе

И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?

Закон судьбы несокрушим;
Мы все ничтожны перед ним.

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться: судьба – женщина!

О страстях

Взор без огня – без запаха цветок!

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит!

О счастье

А что такое счастье? Насыщенная гордость.

Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!

Земного счастья мы не ценим.

О самолюбии

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!

Самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса.

Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

О смерти

Что ж, умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты. Но карета готова — прощайте!

Хуже смерти ничего не случается – а смерти не минешь.

Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого.

О зле

Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности.

Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?

О душевном холоде

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

О современниках

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

О дружбе

Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

Есть престранные люди, которые поступают с друзьями, как с платьем: до тех пор употребляют, пока износится, а там и кинут.

О разном

Грусть – жестокий властелин.

Миллион, да тут не нужно ни лица, ни ума, ни души, ни имени – господин миллион – тут все.

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил

Там за добро — добро, и кровь — за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.

Интересно, темы цитат в целом схожи у Лермонтова и у других русских поэтов и писателей, но вот их содержание заметно выделяется даже на этом, не слишком жизнерадостном фоне.

Лично я считаю, что Лермонтов в своей жизни перешел черту, за которой ему уже трудно было себя уважать, хотя ему можно и нужно посочувствовать (см. Каким был Лермонтов).

В дополнение вы можете прочитать крылатые выражения Лермонтова, а также цитаты других поэтов и писателей:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Источник: http://burido.ru/704-tsitaty-lermontova

Луна русской поэзии

Появление трагичного и гневного стихотворения, написанного мало кому тогда известным корнетом Михаилом Лермонтовым, не только вызвало недовольство в высших кругах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременно закатившимся солнцем русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной.

В этом аллегорическом сравнении двух великих поэтов кроется даже больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечными лучами и сверкает ярким золотом. В то время как произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.

Константин Бальмонт о Михаиле Юрьевиче

Своеобразные впечатления и высказывания о Лермонтове другими поэтами нашли отражение во многих посвящённых ему стихотворениях. Например, Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:

В этом же стихотворении Бальмонт с восхищением признаёт, что Лермонтов «полновластный гений», и даже «нечеловеком был». Многочисленные высказывания о Лермонтове другими поэтами, одни из которых были его современниками, а другие жили десятилетия спустя, в своей совокупности дают понимание того, что мощная сила, заключённая в лермонтовской поэзии, способна связывать разные эпохи и поколения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть