Экологические группы птиц

Урок биологии по теме

Экологические группы птиц

  • Воробьева Валентина Федоровна, учитель биологии

Разделы: Биология

Цель: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания учащихся о многообразии птиц.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоемов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы);
  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, работы в группах, парах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.

Оборудование:наглядный материал «Птицы и люди», проекты учащихся с изображением птиц, таблицы или рисунки с изображением птиц разных экологических групп из учебника или других книг, ЦОР об экологических группах птиц и презентация к уроку, интерактивные пособия к доске «СМАРТ».

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

Разминка-летучка (выполнение теста из сборника Г. И. Лернера – 5 вопросов – 5 минут)

II. Постановка проблемы.

1. Работа в парах: составьте, назовите птицы из набора букв. Приложение

РСТИЖ, НГВИПИН, ТУКА, ДЕЛЬБЕ, РОДФА, СУРАТС, СЬУГ, СЦАИНИ.

Что общего у этих птиц? В чем различие?

2. Перечислите признаки класса птиц. Проверяем ответы учащихся:

  1. Тело покрыто перьями.
  2. Передние конечности превращены в крылья.
  3. Клюв без зубов.
  4. Быстрое пищеварение.
  5. Облегченный скелет (полости в костях).
  6. Теплокровность.
  7. Особое дыхание (воздушные мешки).
  8. Есть киль.

Какой вывод можно сделать: благодаря этим приспособлениям птицы способны летать.

3. Проблема:

  • Все ли птицы летают? Какие способы передвижения птиц?
  • Где место обитания?
  • Как далеко летят?

А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды., т.е. в экологической среде, следовательно мы сегодня будем говорить об экологических группах птиц.

Что же мы сегодня должны узнать? (Деление птиц на группы, характерные признаки разных экологических групп). Запись на доске.

Тема урока: Экологические группы птиц.

III. Актуализация знаний.

1. Поиск решения:

– На какие группы можно разделить птиц в зависимости от строения и характера жизнедеятельности?

А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)

Назовите к какому виду они относятся по способу передвижения

Экологические группы по типу передвижения: летающих,плавающих ибегающих птиц

Вывод: Все птицы делятся на три группы: бегающие, плавающие и летающие.

Деление учащихся на группы – встаем в круг, физкульт – пауза, учитель делит учащихся по порядку на шишки, желуди, орехи, апельсины – 4 группы

2. В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и жизнедеятельности птицы делятся на группы.

Прочитайте текст на стр. ___–___ и заполните таблицу. Время 4 минуты.

Экологические типы птиц.

Работа с таблицей. Задание в конверте (разрезанные квадраты с характерными признаками)

Экологическая группаПредставителиПризнаки
Описание крыльевМасса и размер телаОписание оперения
Птицы степей и пустыньСтраус, дрофа, цесаркаКрылья малы и слабы, без маховых перьев,Птицы средних или крупных размеровПерьевой покров рыхлый.
БолотныеЦапля, аист, выпьХорошо развиты, большие, широкие.Мелкие, средние, крупные.Перьевой покров рыхлый, небольшое количество пуховых перьев.
Птицы водоемов и побережийГага, лебедь, баклан, чомга, кряква, гусьХорошо развиты.Средние и крупные, но меньше, чем наземные.Пуховых перьев нет. У всех перья жесткие, плотные, налегают друг на друга. Могут смазывать выделениями копчиковой железы.
Птицы лесаДятел, сова, глухарьШирокие, хорошо развиты, приспособлены к лазанью по деревьямСредние и мелкиеРазнообразное (жесткое, мягкое)
Дневные хищникиЯстреб, скопа, сокол, орел.Сильные крылья,Крупные, средние, мощные папы, снабженные острыми, в виде крючков, когтями.Крупные перья, на ногах оперенье
Ночные хищникиСова, серая неясыть, филин.Мягкие маховые перья покрыты ворсинками – приспособление к бесшумному полетуКрупные, средниеОперенье мягкое, обильное, на ногах оперенье
Наземные килегрудые птицыКрылья короткие, не совершают перелетов.Округлое плотное телоОперенье сплошное, расположено плотно, имеются маховые и рулевые крылья
ПингвиныХохлатый пингвин, пингвин Адели,Крылья превратились в ласты, лапы с плавательными перепонкамиТело напоминает подводную лодку.Перья мелкие, плотные, перекрывают друг

Наклейте на лист соответствующие надписи.

Географическое распространение птиц исключительно широко, птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Больше всего птиц, 80%, обитают в тропиках.

Вывод: Птицы делятся на экологические группы по месту обитания.

3. В зависимости от времен года в жизни птиц происходят изменения. Размножение, перелеты. Почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются, а третьи кочуют? Откройте учебник на стр. ___ (2–4 абзацы и стр. ___. 1 абзац). Прочитайте. Рассмотрите эти группы и дайте им характеристику. Время 3 минуты.

Вывод: птицы делятся на перелетных, кочующих и оседлых в зависимости от времен года.

IV. Выражение решения.

Доклад учащихся о миграции птиц с использованием ЦОР.

V. Закрепление.

Определите по фото, какие птицы изображены на рисунках.

VI. Контроль знаний.

Тест.

  1. Характерные признаки бегающих птиц: А – перья на крыльях рыхлые, мягкие. Б – заостренные крылья В – короткие ноги

    Г – хорошо развит киль

  2. Характерные признаки плавающих птиц: А – грудная кость без киля Б – хорошо развиты ноги В – заостренные крылья

    Г – короткие ноги, находятся на заднем конце туловища

  3. Характерные признаки летающих птиц: А – перья на крыльях рыхлые Б – хорошо развит киль В – киль отсутствует

    Г – крылья превращены в ласты

  4. Широкий клюв, с расположенными по бокам “зубчиками”: А – птиц открытых пространств Б – лесных птиц В – кочующих птиц

    Г – птиц водно-болотных угодий

  5. Птицы водно-болотных угодий: А – фламинго. Б – кукушка. В – орел

    Г – дятел

VII. Рефлексия.

1. Составить «Синквейн»

  1. Существительное – «Птицы»
  2. два прилагательных
  3. три глагола
  4. Фраза состоящая из 4-5 слов.
  5. Эмоциональная точка-слово, выражающее отношение автора к теме обсуждения

2. 23, 23а программа интерактивной доски.

VIII. Домашнее задание.

Кто получил

  • “5” – составят книжки-малышки-загадки о птицах разных экологических групп.
  • “4” – составляют кроссворд.
  • “3” – внимательно прочитать учебный материал на стр. ___ и ответить на вопросы на стр. ___

31.07.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637577/

Экологические группы птиц

Экологические группы птиц

Лихаева Татьяна Николаевна, учитель биологии ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс»; Фадеева Юлия Валериевна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс».

Методическое сопровождение:

Миловзорова Анна Марковна, Рузавин Анатолий  Александрович, Туркина Валентина Константиновна.

Изучаемые элементы содержания образования:

многообразие птиц; приспособление к среде обитания; охрана редких и исчезающих видов; создание документа MS Word, работа с изображением, текстом, таблицами; создание гиперссылок; поиск информации в Интернете.

Необходимое учебное оборудование:

планшеты (фотоаппараты), диктофоны, блокноты, карандаши.

Место проведения:

Терлецкий лесопарк (или любой лесопарк Москвы).

Сайт: http://lesopark.3dn.ru/index.html

Памятные даты:

20 марта – Международный день леса;

1 апреля – Международный день птиц.

Свободное описание:

Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребёнка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения УУД. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Перед вами конструктор модульного урока, включающего несколько этапов.

Первый этап: подготовительный. На уроках информатики и ИКТ при изучении тем  «MS Word» и «Поиск информации в сети Интернет» учащиеся выполняют зачётное задание, содержательной основой которого является создание информационного листа с описанием птиц по заданному шаблону (представлен в разделе для учителя).

Непосредственно перед проведением интегрированного урока учитель рассказывает историю создания Терлецкого лесопарка, обращает внимания на правила поведения и правила техники безопасности во время урока.

Возможно предварительное разделение обучающихся на группы и распределение ролей (например: ответственный, фотокорреспондент, художник, звукооператор) для эффективной работы по выполнению предстоящего задания.

Группы знакомятся с планом лесопарка и маршрутом экскурсии, используя план, предложенный в рубрике «Технологическая карта».

Каждая группа обучающихся получает задание (Рабочие листы «залиты» в планшеты), выполняя которое, они изучают биологические особенности птиц соответствующей экологической группы.

Каждой группе предстоит:

1) найти, сфотографировать и определить обитающих в Терлецком лесопарке птиц;

2) выявить черты приспособленности к условиям обитания;

3) составить электронный буклет «Птицы Терлецкого лесопарка» (шаблон презентации находится в разделе для учащихся).

По мере выполнения основного задания учащиеся получают ситуационные задачи, которые необходимы для повышения интереса учащихся к предмету, они способствуют формированию навыков самоорганизации деятельности.

Созданные группой материалы предъявляются другим группам в конце урока. По итогам работы групп проводится общая викторина (текст викторины заранее «залит» в планшет).

Тест (в разделе «Тесты» дана ссылка на форму Google, с помощью которой реализована возможность для учащихся выполнить тест в любое удобное для них время при наличии интернет-соединения) даётся в качестве домашнего задания и оценивается учителем по мере прохождения. При желании у учащегося есть возможность пройти тест несколько раз и улучшить результат.

Итоговым элементом урока является подготовка учащимися виртуальной экскурсии для учеников начальной школы (например, для третьего класса), во время которой в качестве игрового момента можно использовать кроссворд (расположен в разделе «Задания для учащихся, не вошедшие в рабочие листы»). Также данный продукт можно использовать на общешкольной конференции «Мыслитель» как поисково-исследовательский проект.

Приложения:

Источник: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/ekologiya/ekologicheskie-gruppy-ptits.html

Экологические группы Птиц

Экологические группы птиц

Жизнь птиц леса связана с пространством, ограниченным деревьями и кустарниками, добыванием пищи в кронах, трещинах коры и под корой деревьев, в лесной подстилке, использованием ягод, почек и молодых побегов.

В таких условиях выживали те птицы, у которых развивались и совершенствовались приспособления к взлету и точной посадке на ветви, лавированию между деревьями (укороченные широкие крылья, довольно длинный хвост), различные особенности в строении клюва и ног.

В нижнем ярусе леса кормятся в основном куриные птицы: глухарь, тетерев, рябчик (рис. 262, 302). Крепкими пальцами и большими тупыми когтями ног они разгребают землю и выбирают из нее червей, насекомых, семена растений.

Сильный, несколько загнутый вниз клюв помогает им легко срывать ягоды черники и брусники, сочные шишки можжевельника, почки и молодые побеги деревьев и кустарников.

Короткие и широкие крылья способствуют быстрому взлету в случае опасности.

Со стволами деревьев связана жизнь дятлов, пищух, поползней. У большого пестрого и других дятлов крепкий, долотовидный клюв. Им он раздалбливает кору деревьев и длинным, тонким и зазубренным на конце языком достает короедов, лубоедов, их личинок и куколок.

Клювом дятлы срывают еловые и сосновые шишки, раздалбливают их в своих «кузницах» (расщелинах деревьев) и выбирают семена, которыми питаются в основном осенью и зимой. На коре дерева дятлы удерживаются при помощи широко расставленных ног с длинными, цепкими пальцами (два из них направлены вперед, а два — назад).

Удерживают их на коре дерева и упругие перья хвоста.

Поползни и пищухи (из отряда воробьинообразных), жизнь которых связана с питанием на деревьях, внешне во многом сходны с дятлами. У них жесткие, с острыми вершинами, перья хвоста, довольно крепкий клюв, короткие ноги с цепкими пальцами.

Более мелкие птицы (синицы, корольки), кормящиеся в основном в кронах деревьев и кустарников, имеют тонкие и острые клювы, цепкие, с острыми коготками, пальцы ног (рис. 303). Острыми клювами они достают насекомых из небольших трещин коры и других укрытий, а цепкие пальцы позволяют им ловко держаться на ветках деревьев, принимать самые различные позы.

Птицы открытых воздушных пространств

Ласточки (деревенская, или касатка, городская, или воронок, береговая), стрижи (белопоясничный) и другие — большую часть активной жизни проводят в воздухе.

Стремительному и легкому полету этих птиц способствуют длинные, узкие крылья, сильно развитые грудные мышцы, выемчатый хвост — руль при полете.

На лету они ловят насекомых широко раскрывающимся ртом, по краям которого располагаются увеличивающие его щетинки. Ноги у ласточек и стрижей короткие и при полете плотно прижимаются к телу.

Птицы степей и пустынь

Птицы степей и пустынь, живущие в открытых пространствах, обычно имеют хорошо развитые ноги и длинную шею. Такие особенности строения позволяют им вовремя замечать опасность и скрываться от врагов. К крупным птицам, обитающим в степях нашей страны, относятся дрофа и стрепет (отряд Журавлеобразные). Ноги дрофы мощные, трехпалые, способствующие быстрому бегу.

С водоемами и прибрежными зонами связана жизнь разнообразных по внешнему облику и размерам птиц.

Птицы болот, побережий

У этих птиц длинные ноги и шея, благодаря которым при добывании корма они сохраняют тело от намокания. Длинный клюв дает им возможность ловко хватать добычу — лягушек, рыб. Имеется у них и особый ломкий пух. Превращаясь в крошки, он покрывает перья и предохраняет их от намокания.

Птицы открытых участков водных пространств

Водоплавающие птицы пресных водоёмов, кормящиеся обычно на открытых участках водоемов (утки, чирки, гуси), имеют короткие ноги с плавательными перепонками, широкий клюв с поперечными пластинками по его краям, образующими цедильный аппарат.

Все эти птицы хорошо плавают и ныряют. По земле ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, что связано со смещением ног к задней части туловища. Плотное оперение, смазанное выделениями хорошо развитой копчиковой железы, не смачивается водой.

Тело от охлаждения защищает сильно развитый пух и подкожный слой жира.

Альбатросы и буревестники — типичные обитатели огромных океанических просторов. Тело у них довольно короткое, хвост небольшой, крылья длинные и сильные. Эти птицы — непревзойденные мастера планирующего полета. Практически всю жизнь проводя в море, они питаются морскими животными, спят сидя на волнах и прилетают на берег только гнездиться.

Хищные птицы

Хищные птицы — прекрасные охотники. У них загнутые клювы, острые когти, хорошее зрение. Дневные хищники (орлы, соколы, ястребы, коршуны) живут в различных местах — в лесах, горах, на равнинах. Питаются они в основном различными птицами и млекопитающими.

Совы образуют особую группу ночных хищных птиц. Они охотятся с наступлением сумерек и ночью. У сов густое, рыхлое и мягкое оперение. На передней части их головы перья образуют характерный «лицевой диск». Крупные глаза сов обращены вперед. Голова очень подвижна. Летают совы бесшумна, а добычу в темноте находят с помощью хорошо развитого слуха и острого зрения.

Источник: http://bio-learn.com/zhivotnye/tip-xordovye/ekologicheskie-gruppy-ptic

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть