Электроотрицательность химических элементов

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

Электроотрицательность химических элементов

Электроотрицательность (ЭО)  — это способность атомов притягивать электроны при связывании с другими атомами.

Электроотрицательность зависит от расстояния между ядром и валентными электронами, и от того, насколько валентная оболочка близка к завершенной. Чем меньше радиус атома и чем больше валентных электронов, тем выше его ЭО.

Фтор является самым электроотрицательным элементом. Во-первых, он имеет на валентной оболочке 7 электронов (до октета недостает всего 1-го электрона) и, во-вторых, эта валентная оболочка (…2s2 2p5) расположена близко к ядру.

Менее всего электроотрицательны атомы щелочных и щелочноземельных металлов. Они имеют большие радиусы и их внешние электронные оболочки далеки от завершения. Им гораздо проще отдать свои валентные электроны другому атому (тогда предвнешняя оболочка станет завершенной), чем «добирать» электроны.

Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют шкалу электроотрицательностей, предложенную американским химиком Л. Полингом.

Разность электроотрицательностей элементов в соединении (ΔX) позволит судить о типе химической связи. Если величина Δ X = 0  –  связь ковалентная неполярная.

При разности электроотрицательностей до 2,0 связь называют ковалентной полярной, например: связь H—F в молекуле фтороводорода HF: Δ X = (3,98 — 2,20) = 1,78

Связи с разностью электроотрицательностей больше 2,0 считаются ионными. Например: связь Na—Cl в соединении NaCl: Δ X = (3,16 — 0,93) = 2,23.

 Степень окисления

Степень окисления (СО) — это условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что молекула состоит из ионов и в целом электронейтральна.

При образовании ионной связи происходит переход электрона от менее электроотрицательного атома к более электроотрицательному, атомы теряет свою электронейтральность, превращается в ионы. возникают целочисленные заряды.

При образовании ковалентной полярной связи электрон переходит не полностью, а частично, поэтому возникают частичные заряды (на рисунке ниже HCl).

Представим, что электрон перешел полностью от атома водорода к хлору, и на водороде возник целый положительный заряд +1, а на хлоре -1. такие условные заряды и называют степенью окисления.

На этом рисунке изображены степени окисления, характерные для первых 20 элементов.
Обратите внимание. Высшая СО как правило равна номеру группы в таблице Менделеева.

У металлов главных подгрупп – одна характерная СО, у неметаллов, как правило, наблюдается разброс СО.

Поэтому неметаллы образуют большое количество соединений и обладают более «разнообразными» свойствами, по сравнению с металлами.

Примеры определения степени окисления

Определим степени окисления хлора в соединениях:

Те правила, которые мы рассмотрели не всегда позволяют рассчитать СО всех элементов, как например в данной молекуле аминопропана.

Здесь удобно пользоваться следующим приемом:

1)Изображаем структурную формулу молекулы, черточка – это связь, пара электронов.

2) Черточку превращаем в стрелку, направленную к  более ЭО атому. Эта стрелка символизирует переход электрона к атому. Если связаны два одинаковых атома, оставляем черту как есть – нет перехода электронов.

3) Считаем сколько электронов «пришло» и «ушло».

Например, посчитаем заряд первого атома углерода. Три стрелки направленны к атому, значит, 3 электрона пришло, заряд -3.

Второй атом углерода: водород отдал ему электрон, а азот забрал один электрон. Заряд не поменялся, равен нулю. И т.д.

Валентность

Вале́нтность (от лат. valēns «имеющий силу») — способность атомов образовывать определённое число химических связей с атомами других элементов.

В основном, под валентностью  понимается способность  атомов к образованию определённого числа ковалентных связей.  Если в атоме имеется n неспаренных электронов и m неподелённых электронных пар, то этот атом может образовывать n + m ковалентных связей с другими атомами, т.е.

его валентность будет равна n + m. При оценке максимальной валентности следует исходить из электронной конфигурации «возбуждённого»  состояния.

Например, максимальная валентность атома бериллия, бора и азота равна 4 (например, в Be(OH)42-, BF4— и NH4+), фосфора — 5 (PCl5), серы — 6 (H2SO4), хлора — 7 (Cl2O7).

В ряде случаев, валентность может численно совпадать со степенью окисления, но ни коим образом они не тождественны друг другу. Например, в молекулах  N2 и CO реализуется тройная связь (то есть валентность каждого атома равна 3), однако степень окисления азота равна 0, углерода +2, кислорода −2.

В азотной кислоте степень окисления азота равна +5, тогда как азот не может иметь валентность выше 4, т.к имеет только 4 орбитали на внешнем уровне (а связь можно рассматривать как перекрывание орбиталей). И вообще, любой элемент второго периода по этой же причине не может иметь валентность большую 4.

Ещё несколько «коварных» вопросов, в которых часто делают ошибки.

Источник: http://himege.ru/stepen-okisleniya-valentnost/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Электроотрицательность химических элементов

В химии широко применяется понятие электроотрицательности (ЭО).

Свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях называют электроотрицательностью.

Электроотрицательность лития условно принимается за единицу, ЭО других элементов вычисляют соответственно. Существует шкала значений ЭО элементов.

Числовые значения ЭО элементов имеют приблизительные значения: это безразмерная величина. Чем выше ЭО элемента, тем ярче проявляются его неметаллические свойства. По ЭО элементы можно записать следующим образом:

$F > O > Cl > Br > S > P > C > H > Si > Al > Mg > Ca > Na > K > Cs$. Наибольшее значение ЭО имеет фтор.

Сопоставляя значения ЭО элементов от франция $(0,86)$ до фтора $(4,1)$, легко заметить, что ЭО подчиняется Периодическому закону.

В Периодической системе элементов ЭО в периоде растет с увеличением номера элемента (слева направо), а в главных подгруппах — уменьшается (сверху вниз).

В периодах по мере увеличения зарядов ядер атомов число электронов на внешнем слое увеличивается, радиус атомов уменьшается, поэтому легкость отдачи электронов уменьшается, ЭО возрастает, следовательно, усиливаются неметаллические свойства.

Степень окисления

Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, называют бинарными (от лат. би — два), или двухэлементными.

Вспомним типичные бинарные соединения, которые приводились в качестве примера для рассмотрения механизмов образования ионной и ковалентной полярной связи: $NaCl$ — хлорид натрия и $HCl$ — хлороводород.

В первом случае связь ионная: атом натрия передал свой внешний электрон атому хлора и превратился при этом в ион с зарядом $+1$, а атом хлора принял электрон и превратился в ион с зарядом $–1$.

Схематически процесс превращения атомов в ионы можно изобразить так:

${Na}↖{0}+{Cl}↖{0}→{Na}↖{+1}{Cl}↖{-1}$.

В молекуле же $HCl$ связь образуется за счет спаривания неспаренных внешних электронов и образования общей электронной пары атомов водорода и хлора.

Правильнее представлять образование ковалентной связи в молекуле хлороводорода как перекрывание одноэлектронного $s$-облака атома водорода одноэлектронным $р$-облаком атома хлора:

При химическом взаимодействии общая электронная пара смещена в сторону более электроотрицательного атома хлора: ${H}↖{δ+}→{Cl}↖{δ−}$, т.е. электрон не полностью перейдет от атома водорода к атому хлора, а частично, обусловливая тем самым частичный заряд атомов $δ$: $H{+0,18}Cl{–0,18}$.

Если же представить, что и в молекуле $HCl$, как и в хлориде $NaCl$, электрон полностью перешел от атома водорода к атому хлора, то они получили бы заряды $+1$ и $–1$: ${H}↖{+1}{Cl}↖{−1}. Такие условные заряды называют степенью окисления.

При определении этого понятия условно предполагают, что в ковалентных полярных соединениях связующие электроны полностью перешли к более электроотрицательному атому, а потому соединения состоят только из положительно и отрицательно заряженных атомов.

Степень окисления — это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.

Степень окисления может иметь отрицательное, положительное или нулевое значение, которое обычно ставится над символом элемента сверху, например:

${Na_2}↖{+1}{S}↖{-2}, {Mg_3}↖{+2}{N_2}↖{-3}, {H_3}↖{-1}{N}↖{-3}, {Cl_2}↖{0}$.

Отрицательное значение степени окисления имеют те атомы, которые приняли электроны от других атомов или к которым смещены общие электронные пары, т.е. атомы более электроотрицательных элементов.

Положительное значение степени окисления имеют те атомы, которые отдают свои электроны другим атомам или от которых оттянуты общие электронные пары, т.е. атомы менее электроотрицательных элементов.

Нулевое значение степени окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии.

В соединениях суммарная степень окисления всегда равна нулю. Зная это и степень окисления одного из элементов, всегда можно найти степень окисления другого элемента по формуле бинарного соединения.

Например, найдем степень окисления хлора: $Cl_2O_7$. Обозначим степень окисления кислорода: ${Cl_2}{O_7}↖{-2}$. Следовательно, семь атомов кислорода будут иметь общий отрицательный заряд $(–2)·7=–14$.

Тогда общий заряд двух атомов хлора равен $+14$, а одного атома хлора $(+14):2=+7$.

Аналогично, зная степени окисления элементов, можно составить формулу соединения, например, карбида алюминия (соединения алюминия и углерода). Запишем знаки алюминия и углерода рядом — $AlC$, причем сначала — знак алюминия, т.к. это металл. Определим по таблице элементов Менделеева число внешних электронов: у $Al$ — $3$ электрона, у $С$ — $4$.

Атом алюминия отдаст свои три внеш них электрона углероду и получит при этом степень окисления $+3$, равную заряду иона. Атом углерода, наоборот, примет недостающие до «заветной восьмерки» $4$ электрона и получит при этом степень окисления $–4$. Запишем эти значения в формулу $({Al}↖{+3}{C}↖{-4})$ и найдем наименьшее общее кратное для них, оно равно $12$.

Затем рассчитаем индексы:

Валентность

Очень важное значение в описании химического строения органических соединений имеет понятие валентности.

Валентность характеризует способность атомов химических элементов к образованию химических связей; она определяет число химических связей, которыми данный атом соединен с другими атомами в молекуле.

Валентность атома химического элемента определяется, в первую очередь, числом неспаренных электронов, принимающих участие в образовании химической связи.

Валентные возможности атомов определяются:

  • числом неспаренных электронов (одноэлектронных орбиталей);
  • наличием свободных орбиталей;
  • наличием неподеленных пар электронов.

В органической химии понятие «валентность» замещает понятие «степень окисления», с которым привычно работать в неорганической химии. Однако это не одно и то же. Валентность не имеет знака и не может быть нулевой, тогда как степень окисления обязательно характеризуется знаком и может иметь значение, равное нулю.

Источник: https://examer.ru/ege_po_himii/teoriya/elektrootricatelnost_stepen_okisleniya

Урок химии по теме

Электроотрицательность химических элементов

  • Бостан Юлия Викторовна, учитель химии

Разделы: Химия

Цель урока:

учащиеся должны получить общее представление об электроотрицательности.

Знать:

что такое электроотрицательность.

Уметь:

сравнивать электроотрицательность химических элементов в сложных веществах.

ЗАДАЧИ УРОК:

  • развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку, самостоятельность
  • продолжить развитие представлений о строении вещества
  • воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу, развивать у обучающихся активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе.
  • создавать благоприятный психологический климат на уроке.
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного помещения, гигиене поведения школьников (осанка, зрение), организация урока (смена видов деятельности, динамические паузы);

Тип урока

: Усвоение новых знаний.

Методы:

беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), взаимопроверка, самопроверка обучающихся.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, портрет Полинга, презентация.

План урока:

I. Организационный момент (1-2 мин.). II. Актуализация знаний. III Изучение нового материала (25–30 мин.) IV. Закрепление знаний. (5мин)

V. Подведение итогов, домашнее задание (2–3 мин.)

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Лист контроля

Ф.И.О._______

______________________________ класс

Тестирование“Установи соответствие”“Установи соответствие”Вставьте пропущенные слова:Работа в группеИтого
  1. Тестирование – 10 баллов
  2. Работа с терминологией. “Установи соответствие” – 7 баллов.
  3. Работа с терминологией. “О каком понятии идет речь”. 6 баллов
  4. Работа в группе 1-5.баллов

Итого: 28 баллов.

Критерии оценивания

28–25 баллов – “5” 24–20 баллов – “4” 19–14 баллов – “3”

13 баллов и менее – “2”

II. Актуализация знаний.

1. Тестирование. Приложение№ 1. Тест. Слайд.№3

Взаимопроверка. (Ответы: 1в, 2г, 3в, 4а, 5а, 6г, 7в, 8г, 9а, 10 а.).

2. Работа с терминологией. “Установи соответствие” Приложение №2. Слайд.№4

3. “О каком понятии идет речь”. Слайд 4-5

  1. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу. (изотопами.)
  2. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра.

    (Химический элемент)

  3. Мельчайшая, химически неделимая, частица (атом)
  4. В центре атома находится заряженное ……(ядро)
  5. Ядра атомов состоят из ………и……. (протонов и нейтронов).
  6. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательно заряженные……(электроны).

Индивидуальная работа.

У доски двое учащихся выполняют работу по карточкам.

Карточка №1. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СиSO4 –> Си –> СиO –> СиСl2

Карточка №2.

Для приготовления 500 г 15% раствора хлорида натрия нужно взять …….г воды.

III. Изучение нового материала. Слайд 8-11

Демонстрируем учащимся вещества, называем вещества, учащиеся записывают формулы по валентности. НСL, NaCl, H2O, CO2, Al2O3. Дают определение валентности. Валентность – это свойство химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов.

Какими химическими элементами образованы данные вещества? (Водород, хлор, углерод, натрий, алюминий). На какие группы можно разделить химические элементы? (Металлы и неметаллы). Разбираем каждую формулу.

Ребята, как вы думаете, атом какого элемента более энергично оттягивает общую электронную плотность?

Групповая работа.

Работа с учебником

. Открыли учебник §40.Прочитать текст на стр. 121.

Ответить на вопросы

. (письменно)

  1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в периоде, в группе?
  2. Какие элементы обладают сильными металлическими свойствами?
  3. Какие элементы обладают сильными неметаллическими свойствами?
  4. Что такое электроотрицательность? (выписать в словарь).

Физ.минутка.(Выбираем по одному из предложенных упражнений, проводим в течении одной минуты) Приложение№3

3. Рассмотрите схему №19.Обсудите вопросы в группе (устно).

  • Какими свойствами обладают химические элементы в начале периода?
  • Какими свойствами обладают химические элементы в середине периода?
  • Какими свойствами обладают химические элементы в конце периода?

Рассмотрите таблицу№19 на стр. 122.

1. Выполните задания:

  1. Расположите химические знаки перечисленных ниже элементов в порядке возрастания значений электроотрицательности: Магний, натрий, хлор, сера, кислород, цезий, бор, калий, азот, бериллий, литий,фтор. Подчеркните элементы с наименьшей и наибольшей электроотрицательностью.
  2. Выпишите чему равна электроотрицательность лития?
  3. У какого элемента I группы самая наименьшая электроотрицательность?
  4. Наибольшую степень электроотрицательности имеет элемент?
  5. Какие значения электроотрицательности имеют металлы?
  6. Какие значения электроотрицательности имеют неметаллы?

IV. Закрепление изученного материала

1. Вставьте пропущенные слова:

Зная численные значения электроотрицательностей, можно судить о принадлежности соответствующего элемента к ……или ………

  • У металлов электроотрицательность, как правило, …….., а у неметаллов……..
  • Электроотрицательность элементов возрастает в периодах…….., а в главных подгруппах –………
  • При химических реакциях электроны ……… или ………. к атомам элементов, обладающих ……….. электроотрицательностью.
  • II. В приведенных ниже формулах подчеркните атомы наиболее электроотрицательного химического элемента: СаСL2, К2O, N2, H2S, Al2O3.

    III.

    Работа в группах. Обсуждение вопросов.

    1. Что означает понятие электроотрицательность?
    2. Может ли быть электроотрицательность равна нулю? Поясните примерами. (Устно).
    3. .Как меняется электроотрицательность в ряду химических элементов : F, I , B, C, O.
    4. Назовите наиболее электроотрицательный химический элемент.
    5. Электроотрицательность какого химического элемента принята за единицу.

    V. Подведение итогов урока

    Выставляют друг другу оценки за работу в группе и сдают работы учителю.

    Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я почувствовал, что…
    • я приобрел…
    • я научился…
    • у меня получилось …
    • я смог…
    • я попробую…
    • мне захотелось…

    13.07.2012

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620395/

    Тема №4 «Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов» | CHEM-MIND.com

    Электроотрицательность химических элементов

    В химии широко применяется понятие электроотрицательности (ЭО) — свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях называют электроотрицательностью. Электроотрицательность лития условно принимается за единицу, ЭО других элементов вычисляют соответственно. Имеется шкала значений ЭО элементов.

    Числовые значения ЭО элементов имеют приблизительные значения: это безразмерная величина. Чем выше ЭО элемента, тем ярче проявляются его неметаллические свойства. По ЭО элементы можно записать следующим образом:

    F > O > Cl > Br > S > P > C > H > Si > Al > Mg > Ca > Na > K > Cs

    Наибольшее значение ЭО имеет фтор. Сопоставляя значения ЭО элементов от франция (0,86) до фтора (4,1), легко заметить, что ЭО подчиняется Периодическому закону.

    В Периодической системе элементов ЭО в периоде растет с увеличением номера элемента (слева направо), а в главных подгруппах — уменьшается (сверху вниз).

    В периодах по мере увеличения зарядов ядер атомов число электронов на внешнем слое увеличивается, радиус атомов уменьшается, поэтому легкость отдачи электронов уменьшается, ЭО возрастает, следовательно, усиливаются неметаллические свойства.

    Разность электроотрицательностей элементов в соединении (ΔX) позволит судить о типе химической связи.

    Если величина Δ X = 0  –  связь ковалентная неполярная.

    При разности электроотрицательностей до 2,0 связь называют ковалентной полярной, например: связь H—F в молекуле фтороводорода HF: Δ X = (3,98 – 2,20) = 1,78

    Связи с разностью электроотрицательностей больше 2,0 считаются ионными. Например: связь Na—Cl в соединении NaCl: Δ X = (3,16 – 0,93) = 2,23.

    Электроотрицательность зависит от расстояния между ядром и валентными электронами,и от того, насколько валентная оболочка близка к завершенной. Чем меньше радиус атома и чем больше валентных электронов, тем выше его ЭО.

    Фтор является самым электроотрицательным элементом. Во-первых, он имеет на валентной оболочке 7 электронов (до октета недостает всего 1-го электрона) и, во-вторых, эта валентная оболочка расположена близко к ядру.

    Менее всего электроотрицательны атомы щелочных и щелочноземельных металлов. Они имеют большие радиусы и их внешние электронные оболочки далеки от завершения. Им гораздо проще отдать свои валентные электроны другому атому (тогда предвнешняя оболочка станет завершенной), чем “добирать” электроны.

    Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют шкалу электроотрицательностей, предложенную американским химиком Л. Полингом.

    Конспект урока

    Электроотрицательность химических элементов

    Наша кнопка

    Скачать материал

    Ход урока

    I Организационный момент

    II Проверка изученного материала

    1. Проверка д.з.

    2. Индивидуальные карточки с заданиями

    Охарактеризовать состав и строение атомов. Составьте электронные формулы:

    А) Серы

    Б) Фтора

    .

    Расположите химические элементы в порядке увеличения атомного радиуса.

    1. О, 2) Те, 3) Se, 4) S ______________________________________________

    1. C, 2) Bе, 3) B, 4)Li ______________________________________________

    1. Al, 2) Cl, 3) P, 4) S ______________________________________________

    1. N, 2) Sb, 3) P, 4)As ______________________________________________

    Cоставьте формулы высшего оксида и летучего водородного соединения для:

    а) Хлора

    б) Азота

    в) Селена

    г) Кремния

    д) Фосфора

    е) Углерода

    1. Охарактеризовать строение и состав атома, а также составить электронную формулу в атоме алюминия и хлора .

    III Изучение нового материала

    1. Электроотрицательность химических элементов (Э.О.).

    • Знать определения понятий: «электроотрицательность», «относительная электроотрицательность»

    • Уметь анализировать изменение ЭО химических элементов внутри периода и группы.

    • Уметь сравнивать ЭО атомов различных химических элементов.

    • Уметь определять к какому атому будут смещаться электроны при образовании бинарных соединений

    – Как в периодической системе изменяются свойства элементов в периоде и группе? Как происходит усиление или ослабление металлических свойств образуемых ими простых веществ?

    В периоде слева направо: ослабление металлических через амфотерные.

    В гр: Сверху вниз – усиление металлических свойства.

    Используя текст учебника, сделайте обобщающий вывод о том, чем определяется принадлежность элементов к металлам или неметаллам.

    С точки зрения теории строения атомов приu001fнадлежность элементов к металлам и неметаллам определяu001fется способностью их атомов отдавать или присоединять электроны при химических реакциях. Наиболее сильными меu001fталлическими свойствами обладают те элементы, атомы коu001fторых легко отдают электроны.

    Наоборот, неметаллические свойства особенно выражены v тех элементов, атомы котоu001fрых энергично присоединяют электроны.

    Главные отличия в свойствах металлов и неметаллов в том, что металлы более склонны отдавать электроны своего внешнего электронного слоя, а неметаллы – наоборот, притягивать электроны, заполu001fнять свой внешний слой до устойчивого октета электронов.

    это свойство атомов элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях называетсяэлектроотрицательнос-тью

    На стр 140.

    Современное понятие об электроотрицательности атомов было введено американским химиком Л. Полингом.

    Для оценки способности того или иного элемента оттягивать на себя электроны пользуются относительной электроотрицательностыо (ЭО), так как абсолютная ЭО выражается неудобными числами.

    Относительная ЭО вычисляется относительно лития, величина абсолютной электроотрицательности которого принята за единицу. Наибольшее значение ЭО имеет элемент фтор, оно равно четырем.

    А элемент цезий Cs – наименьшей электроотрицательностью среди элементов 1-6 периодов. Чем больше электроотрицательность, тем сильнее притягивает к себе электроны тот или иной атом.

    1. Работа с учебником (с. 140, таблица 19).

    Ответьте на вопросы:

    Назовите элемент с максимальной ЭО; с минимальной ЭО.

    Максимальная ЭО у фтора, равна 4; минимальная у цезия, равu001fна 0,7.

    Как изменяется ЭО в пределах периода?

    ЭО закономерно изменяется в пределах периода: увеличиваетсяслева направо от щелочного металла к галогену. В начале периода находятся элементы с минимальной ЭО, в конце – с максимальной ЭО для данного периода

    Как изменяется ЭО в группе (в пределах главной подгрупu001fпы)?

    ЭО закономерно изменяется в пределах А-группы: уменьu001fшается сверху вниз. У галогенов (VII А-группа) ЭО фтора равu001fна 4, ЭО йода равна 2,5.

    Как электроотрицательность связана с атомным радиусом?

    В периоде сл-напр – радиус ум, е притягиваюся сильнее, ЭО увел

    В групп св-вниз – радиус увел, Связь е с ядром ослабевает, способность отд е увеличивается, ЭО умен

    Вывод: чем более типичным неметаллом является элемент, тем его ЭО выше; чем более типичным металлом является элеu001fмент, тем ниже его ЭО.

    Закрепление 1. Используя таблицу 19 собери «команду»:

    Проанализируйте составы обеих команд: команда 1 – …………………..

    команда II – ……………………

    I. ЭО< 2 II ЭО>2

    1. Na 1. S

    2. Zn 2. F

    3. Ca 3. O

    4. Mg 4. Cl

    5.K 5. I

    (В) Проанализируйте составы обеих команд: команда 1 – МЕТАЛЛЫ; команда II НЕМЕТАЛЛЫ.

    Закрепление 2 В приведенных ниже формулах подчеркните атомы наиболее ЭО химического элемента:

    СаСL2,

    К2O,

    N2,

    H2S,

    Al2O3.

    IV Закрепление

    1. Укажите к какому элементу сместятся электроны при образовании соединения:

    NH3; HCl; P2O5; CH4.

    NH3; HCl; P2O5; CH4.

    1. С помощью знаков >или < покажите, у какого элемента электроотрицательность имеет большее значение:

    H Cl S O Na Cl Cu O

    O F Mg Al

    H < Cl S < O Na < Cl Cu< O

    O < F Mg< Al

    Объясните причину большей электроотрицательности одного из химических элементов в паре, если известны заряды их атомных ядер:

    а) +14 и +17 ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    б) +7 и +15 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    а) +14 и +17 Это элементы кремний и хлор. ЭО хлора больше электроотрицательности кремния, так как ОЭ химических элементов в периодах слева направо увеличивается ( атом хлора, находясь в одном периоде с атомом кремния, имеет больший заряд ядра, а следовательно сильнее притягивает электроны).

    б) +7 и +15 Это элементы азот и фосфор. ЭО азота больше электроотрицательности фосфора, так как ОЭ химических элементов в главных подгруппах сверху вниз уменьшается (атом фосфора , находясь в одной подгруппе с атомом азота, имеет большее число электронных оболочек , а следовательно его ядро слабее притягивает электроны).

    1. Не пользуясь таблицей электроотрицательностей, а только руководствуясь положением химических элементов в периодической таблице, расположите перечисленные элементы в порядке возрастания электроотрицательности их атомов:

    а) O, P, S …………………….. б)Mg, Si, Al …………………………..

    в) S, Cl, Br ……………………… г) C, Si, N ……………………………

    а) P, S, O. б)Mg, Al, Si. в) S, Br, Cl. г) Si, C, N.

    Домашнее задание.

    Параграф 40,

    1. Сравните значения ЭО элементов в парах:

    бром и хлор,

    кислород и углерод,

    натрий и магний,

    магний и литий.

    2. Не пользуясь таблицей электроотрицательностей, а только руководствуясь положением химических элементов в периодической таблице, расположите перечисленные элементы в порядке возрастания электроотрицательности их атомов:

    а) S, Cl, Br ………………………

    б) C, Si, N ……………………………

    3. Объясните причину большей электроотрицательности одного из химических элементов в паре, если известны заряды их атомных ядер:

    • а) +6 и +8…………….

    • б) +12 и +20…………

    Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

    Ещё документы из категории химия:

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

    Источник: https://doc4web.ru/himiya/konspekt-uroka-elektrootricatelnost-himicheskih-elementov.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть