Эмбриональный период

Содержание

Эмбриональный период развития человека

Эмбриональный период

Следующим этапом эмбрионального развития является гистогенез и органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек.

Внутриутробный период продолжается от момента зачатия до рождения и состоит из двух фаз: эмбриональной (первые 2 месяца) и фетальной (3-9 месяц). У человека внутриутробный период длится в среднем 280 дней, или 10 лунных месяцев (~ 9 календарных).

Оплодотворение — это слияние яйцеклетки и сперматозоида. Питание зародыша осуществляется благодаря запасам желтка в яйцеклетке.

На 7-е сутки после оплодотворения зародыш начинает внедряться в слизистую благодаря выделению ферментов, разрушающих ее, и постепенно погружается в нее (процесс продолжается 48 часов).

Одновременно на 7-е сутки начинается процесс гаструляции (образование зародышевых листков), а также образование зародышевых оболочек, обеспечивающих необходимые условия для развития.

За гаструляцией следует дифференцировка зародышевых листков и процессы органогенеза (закладывается хорда — предтеча позвоночника; возникают первые кровеносные сосуды).

На 8-ой неделе интенсивнейший процесс развития внешних и внутренних органов, особенно половых.

У многоклеточных животных в эмбриональном периоде выделяют три основных этапа развития: дробление, гаструляцию и первичный органогенез

С 9-й недели начинается плодный период. На 10-ой неделе завершилось развитие глаз, но они еще закрыты крохотными веками. Но ые связки пока не в состоянии вибрировать: слишком нежны! Дальнейшее развитие получают эндокринные железы, почки, печень. Внутриутробное развитие у человека продолжается 38-40 недель.

После рождения процесс развития продолжается. Организм человека проходит следующие основные периоды: грудной, ясельный, дошкольный, школьный (включает период полового созревания), зрелости и старости.

У многоклеточных растений к эмбриональному развитию относят процессы, происходящие в зародышевом мешке семенных растений. Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Критические периоды развития эмбриона

При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут.

В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями.

Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.

Эмбриональный период это:

Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью.

Основные этапы эмбрионального развития

Второй период пренатального развития, который продолжается с конца 2 й недели до конца 2 го месяца беременности (считая с момента зачатия). Все главные структуры и органы индивидуума формируются в течение этого периода … Психология развития. Является индивидуальным и может варьироваться в некоторых пределах в зависимости от расовых, географических и иных условий.

Период начинается с этапа дробления зиготы (рис. 1), т. е. серии последовательных митотических делений оплодотворенной яйцеклетки. Образующиеся в результате деления две клетки (и все последующие их поколения) на этом этапе называются бластомерами.

Одно деление следует за другим, причем не происходит роста образующихся бластомеров и с каждым делением клетки становятся все более мелкими.

Существуют и другие типы гаструляции, но у всех животных (кроме губок и кишечнополостных) этот процесс завершается образованием еще одного клеточного пласта — мезодермы.

Далее начинаются процессы гистогенеза (образования тканей) и органогенеза (образования органов) у зародыша (эмбриона). Из эктодермы образуются покровы и нервная система.

На протяжении эмбрионального периода наблюдается ускорение темпов роста и дифференцировки у развивающегося эмбриона.

Только в процессе дробления зиготы роста не происходит и бластула (по своей массе) может даже существенно уступать зиготе, но начиная с процесса гаструляции масса зародыша стремительно увеличивается.

Смотреть что такое «Эмбриональный период» в других словарях:

Завершается эмбриональный период рождением новой особи, способной к самостоятельному существованию. Для рассмотрения индивидуального развития и эмбрионального периода лучше всего подходят те животные, яйцеклетка которых содержит мало питательных веществ. К таким животным относятся плацентарные млекопитающие, в том числе и человек.

На 6-й день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода (Рис. 4) и попадает в матку, на 7-й день бластула внедряется в стенку матки – этот процесс получил название: имплантация зародыша.

У позвоночных животных, эмбриональное развитие которых мы рассматриваем, на месте первичного рта формируется анальное отверстие.

Вторичный рот, или настоящий, формируется на противоположном конце зародыша, поэтому млекопитающих, как и всех хордовых, относят к вторичноротым.

Гистогенез – это совокупность процессов, приводящих к образованию и восстановлению тканей в ходе индивидуального развития (онтогенеза). Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне похожих бластомеров развиваются разные по строению и функциям ткани, органы и системы органов.

В процессе дифференциации клеток из эктодермы позвоночных образуется нервная трубка, из которой формируется головной и спинной мозг, а также органы чувств.

Если взять один из шестнадцати бластомеров тритона и поместить его в определенные условия, то из этого бластомера можно в конечном итоге вырастить нового тритона.

Далее начинается внешне заметная дифференцировка клеток, которая приводит к формированию разных частей и органов зародыша.

Источник: http://zdravbaza.ru/embrionalnyiy-period-razvitiya-cheloveka-2/

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. урок. Биология 10 Класс

Эмбриональный период

Для рассмотрения индивидуального развития и эмбрионального периода лучше всего подходят те животные, яйцеклетка которых содержит мало питательных веществ. К таким животным относятся плацентарные млекопитающие, в том числе и человек.

Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма начинается с момента первого деления зиготы и заканчивается рождением или выходом из яйца.

Начальный этап развития оплодотворенного яйца называется дроблением, через несколько минут или через несколько часов (у разных видов по-разному) после оплодотворения, ядро зиготы начинает делиться при помощи митоза, в результате чего образуются две клетки, которые называются бластомерами. Первое деление митоза проходит по вертикальной плоскости, эти две клетки не расходятся, а делятся еще раз, в результате чего образуются уже четыре бластомера. Второе деление митоза проходит также в вертикальной плоскости (Рис. 1).

Рис. 1. Первоначальные стадии дробления

Далее все они делятся, но уже в горизонтальной плоскости. Деление следует одно за другим, при этом бластомеры не увеличиваются в размерах, поэтому на начальных стадиях дробления комочек из бластомеров, который называется морулой (Рис. 2), не превышает по размерам зиготу.

Рис. 2. Морула

После нескольких делений, когда число бластомеров достигает 32, они образуют полый шарик, стенки которого состоят из одного слоя клеток. Этот шарик получил название бластулы, а полость внутри шарика – бластоцель (Рис. 3).

Рис. 3. Бластула и бластоцель

Имплантация зародыша у человека

После оплодотворения наступает дробление, а затем бластула. На 6-й день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода (Рис. 4) и попадает в матку, на 7-й день бластула внедряется в стенку матки – этот процесс получил название: имплантация зародыша.

Рис. 4. Проход бластулы по яйцеводу

К концу двух суток от начала имплантации зародыш полностью погружается в слизистую оболочку матки. У человека имплантация зародыша относится к интерстициальному типу, при котором зародыш выделяет так называемые протеолитические ферменты, с помощью которых он растворяет слизистую оболочку, что ему позволяет более глубоко проникнуть в матку (Рис. 5).

Рис. 5. Проникновение зародыша в слизистую матки

В процессе имплантации зародыша слизистая оболочка матки претерпевает изменения, которые можно рассматривать как реакцию на внедрение зародыша на фоне гормонального влияния со стороны желтого тела (Рис. 6). Они выражаются в расширении и многократном ветвлении спиральных артерий и появлении в их окружении крупных и богатых гликогеном клеток.

Рис. 6. Зародыш в стенке матки матери

Следующая стадия – это стадия гаструлы, или же гаструляция. После того как бластула полностью сформировалась, на одном из её полюсов клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, и впячиваются внутрь бластоцели (Рис. 7). Вскоре из клеток выпячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша – такой двухслойный шарик называется гаструлой.

Рис. 7. Впячивание клеток при образовании гаструлы

Наружная стенка гаструлы называется наружным зародышевым листком (эктодерма), а внутренняя стенка – внутренним зародышевым листком (энтодерма), полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в неё ведет – первичным ртом (Рис. 8).

Рис. 8. Строение гаструлы

У позвоночных животных, эмбриональное развитие которых мы рассматриваем, на месте первичного рта формируется анальное отверстие. Вторичный рот, или настоящий, формируется на противоположном конце зародыша, поэтому млекопитающих, как и всех хордовых, относят к вторичноротым.

Следующим этапом эмбрионального развития является гистогенез и органогенез. У позвоночных он начинается с образования зачатка нервной системы, то есть со стадии нейрулы (Рис. 9). На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка и хорда.

Гистогенез – это совокупность процессов, приводящих к образованию и восстановлению тканей в ходе индивидуального развития (онтогенеза).

Рис. 9. Нейрула

При образовании нервной трубки часть клеток эктодермы образует сначала пластинку, а затем желобок на спинной стороне зародыша. Края этого желобка замыкаются, и образуется нервная трубка, лежащая под эктодермой. При дальнейшем развитии зародыша (Рис. 10) из передней части нервной трубки формируется головной мозг, а из задней части – спинной мозг.

Рис. 10. Зародыш

Одновременно идет дифференцировка энтодермы, на спинной стороне она утолщается, образуется желоб, который, отшнуровавшись от кишки, превращается в плотный продольный стержень – хорду, лежащую над кишечником непосредственно под нервной трубкой (Рис. 11).

Рис. 11. Формирование хорды и нервной трубки

Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне похожих бластомеров развиваются разные по строению и функциям ткани, органы и системы органов. Этот процесс получил название дифференцировки клеток (Рис. 12).

Рис. 12. Дифференцировка клеток

Дифференцировка обуславливается тем, что у различных клеток зародыша активируются определённые наборы генов, которые приводят к разному набору белков бластомеров и к различиям в строении и структуре бластомеров.

Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона

Интенсивно делящиеся клетки зародыша очень чувствительны к действию неблагоприятных факторов. Особенно опасны для развивающего зародыша те вещества, которые проходят через плаценту.

К таким веществам относятся алкоголь и никотин. У курящей и пьющей матери может появиться внешне нормальный ребенок, но вполне возможно, что у него будут повреждены эндокринная и нервная системы.

Более того, ребенок может появиться с алкогольной и никотиновой зависимостью.

В процессе дифференциации клеток из эктодермы позвоночных образуется нервная трубка, из которой формируется головной и спинной мозг, а также органы чувств. Кроме того из эктодермы образуется наружный слой кожи (Рис. 13).

Рис. 13. Органы, которые формируются из эктодермы

Энтодерма дает начало тканям, выстилающим внутренние полости организма позвоночных, а также образует печень, лёгкие, поджелудочную железу (Рис. 14).

Рис. 14. Органы, которые формируются из энтодермы

Из мезодермы образуется хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, сердечно-сосудистая система, половая система (Рис. 15).

Рис. 15. Органы, которые формируются из мезодермы

Взаимовлияние частей развивающегося зародыша

На первых этапах дробления все образующиеся бластомеры равноправны. Если взять один из шестнадцати бластомеров тритона и поместить его в определенные условия, то из этого бластомера можно в конечном итоге вырастить нового тритона. У кролика и человека такая способность сохраняется на стадии четырёх бластомеров.

Далее начинается внешне заметная дифференцировка клеток, которая приводит к формированию разных частей и органов зародыша. Все части зародыша взаимно влияют друг на друга. Если это влияние нарушить, может сформироваться ненормальный зародыш. Такое взаимовлияние частей зародыша получило название эмбриональной индукции (рис.

16).

Например, если клетки на стадии ранней гаструлы со спинной стороны зародыша одного тритона пересадить на брюшную сторону другого зародыша, то в этом месте из ткани второго зародыша развивается нервная трубка, хорда, мышечные сегменты. Таким образом, пересаженные клетки сыграли роль индуктора заставившего окружающие ткани развиваться совсем по другому плану.

Рис. 16. Эмбриональная индукция

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник).
  2. Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник).
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник).
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник).
  5. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 2-е издание, переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 с. (Источник).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

на русском языке

на английском языке:

Домашнее задание

  1. Что такое онтогенез? Какие стадии онтогенеза вам известны?
  2. Перечислите основные этапы эмбрионального развития. Охарактеризуйте их.
  3. Назовите зародышевые листки многоклеточных животных. Какие органы и ткани образуются из них?
  4. Что такое эмбриональная индукция?
  5. Как происходит имплантация зародыша у человека? Какое значение имеет эмбриональное развитие в процессе эволюции?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/individualnoe-razvitie-embrionalnyy-period

Эмбриональный период беременности

Эмбриональный период

Беременность разделяют на два периода:

  • эмбриональный. Включает в себя первые 8 недель. Зародыш в этот период называют эмбрионом;
  • фетальный. Включает период от 9 недели и до самих родов. Зародыш фетального периода называют плодом.

В этой статье мы остановимся на эмбриональном периоде беременности, а следовательно, разберем первые 8 недель развития эмбриона.

1 неделя (1-7 дни)

После оплодотворения – слияние сперматозоида и яйцеклетки, проходит несколько часов. Затем яйцеклетка начинает делиться очень быстро и попадает в полость матки через маточную трубу. Это перемещение женской половой клетки может занимать до 5 дней.

2 неделя (8-14 дни)

На 2 недели развития яйцеклетка уже представляет собой морулу, внешние клетки которой срастаются со слизистой матки. Формируется первый зачаток нервной системы – нервная трубка, которая в будущем станет полноценной нейронной системой. На этой неделе формируется и мост между организмом зародыша и матери – пуповина, идет образование плаценты.

3 неделя (15-21 дни)

Эта неделя является очень важной, ведь именно в период с 15 до 21 дня идет закладывание многих систем и органов зародыша. Закладываются дыхательная, кровеносная, выделительная и пищеварительная системы.

Продолжается развитие нервной системы, а на месте головы формируется пластинка – эта широкая часть в будущем станет плацдармом для формирования головного мозга.

Заканчивается 3 неделя тем, что у ребенка появляется сердцебиение.

4 неделя (22-28 дни)

Формирование органов продолжается, на 4 неделе уже видны зачатки легких, кишечника, почек и печени. Возрастает эффективность работы сердца, теперь оно способно пропускать больше крови и с большей интенсивностью.

Возникают складки туловища, появляется хорда, которая на этом этапе становится заменой позвоночника. В течение 4-ой недели завершается образование нервной трубки.

А в конце недели начинает закладываться мышечная система и образуются ямки на головке, в будущем на их месте появятся глаза.

5 неделя (29-35 дни)

Вес ребенка к 5 неделе меньше половины грамма, а длина в среднем около 2 мм – вот такое мелкое существо формируется за это время. Но останавливаться оно не собирается и продолжает расти и развиваться.

Появляются зачатки печени и поджелудочной железы, идет образование гортани и трахеи, продолжается развитие легких и формирование органов чувств.

Закладывается половая система, а в нервной системе начинается не малая дифференцировка – мозг начинает терять однородность и идет формирование его отделов. Среди внешних признаков стоит отметить появление верхней губы и носовой полости.

6 неделя (36-42 дни)

Эмбрион подрос и к 6 неделе его рост уже не 2 мм, а все 4-5 мм. Начинает функционировать плацента. Мозг продолжает развиваться и теперь уже становится возможной фиксация сигналов, исходящих от мозга эмбриона с помощью энцефалограммы.

Начинается образование мышц лица, удлиняются конечности, появляются зачатки кистей и пальцев. Сердце делится на камеры. Уже есть первичные почки и идет закладка мочеточников. Пищеварительный тракт начинает делиться на отделы, теперь можно выделить желудок, тонкий и толстый кишечник.

Печень и поджелудочная почти завершены.

7 неделя (43-49 дни)

Теперь работает кровообращение между маткой и плацентой, а следовательно, эмбрион теперь будет питаться и дышать за счет сообщения с организмом матери. Эмбрион подрос, и длина его тела около 14 мм.

Развиваются верхние конечности, пальцы различимо, но еще не разделены между собой. Сформированы глаза, прикрытые веками. Носовые полости готовы и начинается закладка внешнего носа.

По бокам головы формируются возвышения, в будущем они станут ушными раковинами.

8 неделя (50-56 дни)

Длина тела эмбриона к концу 8 недели может составлять 20 мм. Формирование органов продолжается. Хорошо выражены внешние признаки лица – глаза, ушные раковины, нос и губы. Быстро растут конечности и голова, длинные кости конечностей начинают окостеневать, этому же процессу подвергается череп.

8 неделей развитие эмбрионы заканчивается, следовательно, эмбриональный период беременности переходит в фетальный.

Эмбрион теперь носит гордое название – плод, развитие же не прекращается, органы приобретают все большую дифференцировку.

Подробнее о более поздних неделях беременности вы можете прочитать здесь – http://psycheforum.ru/topic56565.html, каждая неделя на этом форуме рассматривается отдельно и очень подробно.

Источник: https://tardokanatomy.ru/content/embrionalnyi-period-beremennosti

Эмбриональный период

Эмбриональный период

Онтогенезэто полный цикл индивидуальногоразвития каждой особи, начиная с моментаобразования гамет, давших ей начало, изаканчивая ее смертью.

Онтогенезможно также рассматривать как процессразвертывания наследственной информации,полученной от родителей, которыйпроисходит в определенных условияхокружающей среды.

Онтогенезподразделяют на три периода:

  1. Предэмбриональный (прогенез).

  2. Эмбриональный.

  3. Постэмбриональный.

Предэмбриональный период

соответствуетгаметогенезу – процессу образованияполовых клеток.

Эмбриональныйпериод начинается с образования зиготыи заканчивается выходом развивающегосяорганизма из яйцевых или зародышевыхоболочек или рождением. По отношению кмлекопитающим и человеку этот периодназывают антенатальным. Развивающийсяорганизм в эмбриональный период питаетсяза счет питательных веществ, накопленныхяйцеклеткой, или за счет материнскогоорганизма.

Эмбриональныйпериод принято делить на следующиестадии:

  1. Зигота.

  2. Дробление.

  3. Гаструляция.

  4. Гисто- и органогенез.

1. Зигота– одноклеточная стадия развития зародыша. Образуется врезультате слияния отцовской и материнскойгамет. Имеет диплоидный набор хромосом, анимальный и вегетативный полюса,билатеральную симметрию.

На этой стадиинаблюдается активация обмена веществс использованием энергии жиров иуглеводов.

Происходит дифференцировкацитоплазмы на участки, которые определяютразвитие бластомеров в нужном направлениипри формировании зародышевых листкови зачатков тканей и органов(цитоплазматическая сегрегация).

2.Дробление – рядпоследовательных делений зиготы,заканчивающихся образованиеммногоклеточного однослойного зародыша- бластулы.Клетки, образующиеся в ходе делений,называются бластомеры. В основе деления бластомеров лежитмитоз, однако в период интерфазы они нерастут, поэтому размеры зародыша настадии дробления соответствуют размерамзиготы.

Уразличных видов животных дроблениепроисходит по-разному. Характер дроблениязависит от количества желтка и егораспределения в цитоплазме яйцеклетки.

Классификация яйцеклеток

А. По количествужелтка яйцеклетки подразделяются на:

  • Алецитальные (млекопитающие, в том числе и человек) – практически лишены желтка.
  • Олиголецитальные (ланцетник) – содержат небольшое количество желтка.
  • Мезолецитальные (амфибии и некоторые рыбы) – содержат среднее количество желтка.
  • Полилецитальные (пресмыкающиеся и птицы) – содержат много желтка.

Б. По распределению желтка различаютяйцеклетки:

  • Изолецитальные (ланцетник, черви) – содержат небольшое количество равномерно распределенного желтка.
  • Умеренно телолецитальные (амфибии) – содержат среднее количество желтка, который сосредоточен на одном полюсе клетки; на другом полюсе располагается ядро.
  • Резко телолецитальные (птицы) – содержат много желтка, занимающего почти весь объем цитоплазмы.
  • Центролецитальные (насекомые) – содержат много желтка, который окружает ядро толстым слоем.

Типыдробления и типы бластул

Полное Неполное

(голобластическое) (меробластическое)

равномерн. неравномерн. неравномерн. дискоидальное поверхностное

синхронное асинхронное асинхронное асинхронное синхронное

цело- амфи- бласто- диско- пери-

бластула бластула циста бластула бластула

(ланцетник) (лягушка) (человек) (птицы) (насекомые)

Слойклеток, образующих стенку бластулы,называется бластодерма.Внутри бластулы имеется полость –бластоцель.У ланцетника бластула содержит 128бластомеров.

3.Гаструляция– процесспреобразования однослойного зародыша(бластулы) в многослойный (двух- илитрехслойный) – гаструлу.

Гаструляцияподразделяется на два этапа:

  1. Образование двухслойного зародыша.

  2. Образование трехслойного зародыша.

1 этап. Преобразование однослойного зародыша в двухслойный в

природеможет осуществляться четырьмя способами:

  • инвагинация– впячивание клеток вегетативного полюса в бластоцель (ланцетник);
  • эпиболия– обрастание: клетки одного из полюсов делятся быстрее, поэтому они обрастают бластулу с поверхности (птицы);
  • иммиграция– выселение клеток бластодермы в бластоцель и их размножение (кишечнополостные);
  • деляминация– расслоение: клетки бластодермы синхронно делятся, образуя два слоя (насекомые).

2 этап – образование трехслойногозародыша. Формирующиеся при гаструляциислои клеток называются зародышевымилистками. Наружный слой клеток –эктодерма, внутренний –энтодерма.Между ними располагаетсямезодерма.Полость гаструлы называетсягастроцель.Вход в полость –первичный рот(бластопор).

Существует два способа образованиямезодермы: телобластический иэнтероцельный.

Телобластический – в области губбластопораобразуются крупныеклетки – телобласты. Они делятся, имежду эктодермой и энтодермой образуетсятретий зародышевый листок – мезодерма.Такой способ характерен для беспозвоночных.

Энтероцельный – по бокам от первичнойкишки образуются выпячивания – карманы.Затем эти выпячивания отделяются отпервичной кишки и разрастаются междуэктодермой и энтодермой, образуямезодерму. Такой способ характерен дляхордовых.

4. Гисто – и органогенез– формирование из зародышевых листковтканей и органов:

  • из эктодермыобразуются: эпидермис кожи и его производные, нервная система, рецепторы органов чувств;
  • из энтодермы –хорда, эпителий средней кишки, органов дыхания, пищеварительные железы,мочеполовая система.
  • из мезодермы –скелет, мышцы, дерма кожи, кровеносная система, выделительная система, надпочечники и половые железы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3590618/page:27/

Онтогенез

Эмбриональный период

Онтогене́з (от др.-греч. ὤν, лат. on > род.

ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза — эмбриогенез — изучаются также эмбриологией.

Онтогенез животных[ | ]

Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. Иллюстрация из работы Эрнста Геккеля, на которой демонстрируется теория рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе).

Некоторые зародыши даны с искажениями, чтобы казаться более похожими на остальных.

Тем не менее, зародыши обычно действительно представляются более сходными между собой, чем взрослые организмы, что было отмечено эмбриологами ещё до возникновения теории эволюции

Различают личиночный, или непрямой, тип онтогенеза, характерный для многих видов беспозвоночных и некоторых позвоночных животных (рыбы, земноводные). Обусловлен относительно малыми запасами желтка в яйцах этих животных, а также необходимостью смены среды обитания в ходе развития либо необходимостью расселения видов, ведущих малоподвижный или паразитический образ жизни.

Неличиночный (яйцекладный) — у ряда беспозвоночных, а также у рыб, пресмыкающихся, птиц и некоторых млекопитающих, яйца которых богаты желтком. Зародыш длительное время развивается внутри яйца.

Внутриутробный тип развития характерен для человека и высших млекопитающих, яйцеклетки которых почти лишены желтка. В материнском организме, образуется временный орган — плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Завершается этот тип развития процессом деторождения.[1]

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период[ | ]

В эмбриональном периоде, как правило, выделяют следующие этапы: дробление, гаструляцию и органогенез.Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы): дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Дробление[ | ]

Основная статья: Дробление (эмбриология)

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца.

Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный).

При этом масса зародыша и его объём не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры.

После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объём цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце.

Если желтка мало и он равномерно распределен в цитоплазме (изолецитальные яйца: иглокожие, плоские черви, млекопитающие), то дробление протекает по типу полного равномерного: бластомеры одинаковы по размерам, дробится все яйцо.

Если желток распределен неравномерно (телолецитальные яйца: амфибии), то дробление протекает по типу полного неравномерного: бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком.

При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся, птицы).

При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ.

Ядра, окруженные небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке.

Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые).

Гаструляция[ | ]

Один из механизмов гаструляции — инвагинация (впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша). 1 — бластула, 2 — гаструла

Гаструляция— гаструла формируется в результате инвагинации клеток. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут.

Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой.

Типы гаструляции: инвагинация, иммиграция, эпиболия, деляминация.

Инвагинация

Наблюдается у животных с изолецитальным типом яиц(голотурия, ланцентник). Вегетативный полюс бластулы впячивается внутрь. В результате противоположные полюса бластодермы практически смыкаются, так что бластоцель либо исчезает, либо от него остаётся небольшая щель.

В результате возникает двухслойный зародыш, наружной стенкой которого является первичная эктодерма, а внутренней-первичная энтодерма.Впячивание образует первичный кишечник-архентерон, или гастроцель.Отверстие, при помощи которого он сообщается с наружной средой.

называется первичным ртом, или бластопором.

Иммиграция

Была описана Мечниковым И. И. у зародышей медуз. Отдельные клетки бластодермы мигрируют в бластоцель, и из них формируется внутренний слой. Возникает двухслойный зародыш. Его наружный слой-эктодерма, и внутренний-энтодерма окружают полость первичной кишки-гастроцель.

Эпиболия

Наблюдается у животных, имеющих телолецитальные яйца, богатые желтком(пресмыкающиеся, птицы). При этом способе гаструляции, мелкие клетки анимального полюса, размножаясь быстрее, обрастают и покрывают снаружи крупные, богатые желтком клетки вегетативного полюса, которые становятся внутренним слоем

Деламинация

Наблюдается у кишечнополостных. При деламинации бластомеры зародыша делятся параллельно его поверхности, образуя наружный и внутренний зародышевые листки. Этот тип образования гаструлы впервые был описан И. И. Мечниковым у кишечнополостных(сцифомедузы)

Первичный органогенез[ | ]

 — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.

В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

Постэмбриональное развитие[ | ]

Постэмбриональное развитие включает ювениальный (лат. juvenilis — юношеский, детский возраст, не достигший полового созревания), пубертатный (лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) периоды и период старения, который заканчивается смертью — прекращением жизнедеятельности организма.[1]

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

  1.  — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
  2. (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.

См. также[ | ]

  • Морфогенез
  • Онтогенез человека
  • Постэмбриональное развитие
  • Филогенез

Примечания[ | ]

  1. 12Мустафин А.Г. Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы / под ред. проф. В.Н.Ярыгина. — 16-е изд., стереотипное. — М.: КНОРУС, 2015. — С. 99, 104. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04138.

Литература[ | ]

  • Gould, S.J. (1977). Ontogeny and Phylogeny. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press.
  • О.-Я.Л.Бекиш. Медицинская биология. — Минск: Ураджай, 2000. — 520 с.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть