Эти бедные селенья

Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья (краткий и полный)

Эти бедные селенья

Долгое время Тютчев жил за границей. И поэт прекрасно понимал, что Россия проигрывает по уровню культуры Германии или Франции. Но он считал, что у русского народа есть собственные черты, которых нет у европейских людей. Это такие замечательные черты, как доброта, отзывчивость, терпеливость, целеустремленность, человеколюбие.

Простые крестьяне несли свой крест с огромным достоинством, и поэт понимал, что такого нет ни у одного европейца, даже у самого именитого.

Поэт возвращается в Россию и пишет стихотворение о том, почему же для него Россия лучше и ближе, чем Европа, которая является сытой и ни в чем себе не отказывает.

Автор не пытается скрыть какие-либо проблемы страны и говорит, что Россия очень далека от совершенства. Но автор отмечает, что все это не имеет никакого значения, ведь Россия является великой державой.

По его мнению, эта страна была избрана Богом. Он считает, что духовность – это самое замечательное качество страны.

В своем произведении Тютчев говорит о том, что ни смотря на нищету людей и рабский труд Россия – воистину великая страна.  Автор отмечает, что Бог благословил Россию, именно поэтому она является духовной.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей.

У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права.

В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа.

Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности.

Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И.

Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной».

Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд п

роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью.

Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья»

Стихотворение «Эти бедные селенья» датируется 13 августа 1855 года.
Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:

Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа».
Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота – это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он – единственный, на кого можно уповать и надеяться.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.

Темы соседних сочинений

← Шепот↑ ТютчевЯ очи знал →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/eti-bednye-selenya

Эти бедные селенья Тютчев

Эти бедные селенья

Федор Иванович Тютчев не только ощущал окружающее пространство и понимал его, жил как поэт, но на такое звание никогда не претендовал. Он был скромным писателем и никогда не рвался в ряды известных людей. Свое занятие, связанное с написанием стихотворением, Тютчев называл «бумагомаранием».

Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи.

Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев.

Федор Иванович в этом непохож на своих современников.Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями.

Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Фёдор Иванович всегда имел особенное смирение, которое только усиливалось под действием жизненного опыта. Именно это олицетворяло его эстетическое освоение и осмысление вещей, происходящих в мире. Такие особенности всё больше убеждали автора в том, что без определенной веры во что-либо человек не сможет существовать в настоящем мире.

Поэт всецело осознавал насколько несовершенно, противоречиво и слабо, а порой даже губительно проявление собственного «я» у каждой человеческой личности. Он открыто заявлял, что у каждого человека присутствует свое собственно самовозвеличивание.

Произведения Фёдора Ивановича Тютчева имели гражданско-философское направление. Взгляды, раскрываемые в произведениях, напоминали о мыслях славянофилов и духовном стремлении к постижению истины. Следует отметить, что в преодолении жизненных проблем автору никто не помогал, ему приходилось со всем справляться самостоятельно – в одиночку.

Поэту необходимо было сделать определенный подвиг для себя, и он его сделал, совершил все максимально качественно.Тютчев был отдалён от России еще в самом раннем молодом возрасте. Его отправили на работу в Германию, а именно город Мюнхен по достижению восемнадцатилетнего возраста.

Здесь он был предоставлен только себе и все возникающие время от времени проблемы решал самостоятельно. Федор сам переживал процесс внутреннего развития, который длился с самой юности до зрелого возраста. Вернулся на свою родину автор только тогда, когда ему пошёл пятый десяток.

Жизнь за границей продлилась более 22 лет и оказала огромное влияние на формирование его личности.Автор никогда не терял связь с Россией, верил в ее лучшее будущее, и был убежден, что верховное историческое призвание поможет справиться со многими проблемами. Родина владела поэтом с особенной могущественностью, упорством, безраздельностью.

Свои взгляды Фёдор Иванович не скрывал и не изменял им. Наоборот, те взгляды, которых придерживался поэт, придавали ему особую силу и мощь.

Россия – это самый высокий интерес жизненного пути Фёдора Ивановича Тютчева.

Анализ произведения «Эти бедные селенья…»

Поэтом было создано большое количество произведений. Одни описывали особенности природы, совмещенные с жизнедеятельностью человека, другие рассказывали о любви. Были и стихотворения, рассказывающие про особенности родины автора. Ярким примером является шедевр, получивший название «Эти бедные селенья…».

Данное творение – своеобразное откровение автора, который обладал определенными пророческими чертами.Федор Иванович Тютчев сострадал своему народу и в этом он не был одинок. Многие современники той эпохи также писали в данном направлении, частично осуждая русского человека и стараясь направить его на истинный путь.

Автор излагал мысли благочестиво, они были наполнены особенным и осторожным любовным отношением к родине. Он старался раскрыть особенности всей России, давая читателю возможность заглянуть в её самые отдалённые уголки. Следует отметить, что в произведении «Эти бедные селенья…» отслеживается особенное противопоставление, где присутствует как гордыня, так и исключительное смирение.

Зачастую такие особенности можно понять лишь на религиозном уровне. Гордыня представляет собой определенный источник всего зла в мире, она приводит к непоправимым последствиям. В данном случае основой для спасения является именно смирение, без которого обойтись невозможно, смирение со всей окружающей обстановкой и жизненными проблемами.

Если посмотреть на два этих понятия с христианской точки зрения, то гордыня способна просто-напросто застелить взор, а смирение откроет человеку истинное зрение, позволит трезво взглянуть на происходящую ситуацию.

Основная мысль шедевра

В строках Стихотворения «Эти бедные селенья…» отслеживается максимально сконцентрированное понятие мудрости. Автор показывает, что именно за скудностью скрывается само смирение, способное осветить собой покорность воле Бога, а также проявить терпение.

Автор не дает прямых высказываний, а постепенно приводит читателя к мысли, раскрывающей понятие Святой Руси. В стихотворении присутствует религиозный подтекст и особенное звучание с философскими нотами.

Многие современники той эпохи отмечали, что произведение Федора Ивановича Тютчева «Эти бедные селенья…» является самым сильным, обладает максимально раскрытыми лирическими ощущениями и равных данному творению нет и не будет. Были и противники такого высказывания.

Они утверждали, что не стоит сравнивать пейзажность русской природы с обездоленностью и скудностью русской земли. Такие эстетические мерки, некоторых критиков, указывали на то, что у автора в момент написания было неспокойно на душе.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» поражает читателя своей исключительной контрастностью.

Здесь максимально четко описана неприглядность как внешнего, так и внутреннего величия духовного состояния человека. В строках отслеживается факт, что при написании произведения у автора присутствовало чувство тоски. Тютчев постоянно видел скудность, бедность русского народа, именно поэтому он старался перенести данные ощущения на природу.

Тоскливая грусть максимально точно передает впечатления заброшенности и постоянного одиночества. Эти особенные ощущения вызывают заброшенные людьми избы и заросшие тропы, которые теряются на полях и давно никем не используются. Несмотря на всю грусть, именно эти особенности позволяют точно раскрыть долгосмиренность и терпение, присутствующее русскому человеку.

Федор Иванович Тютчев создавал по-настоящему изысканные творения, которые способны вызвать у человека и помочь осознать самые заветные мысли о родине. Читатель понимает о его высоком призвании, а также обязанности в верном служении. Именно такие шедевры прочно входят в осознание культуры всего народа.

В настоящее время многие поэты современности, а также писатели цитируют строки из шедевра «Эти бедные селенья..», их используют и исторические деятели, и священники, и политики.

Произведение будто представляет собой лакмусовую бумажку, максимально качественно высвечивающую особенности душевного состояния русского народа. Строки направлены создавать достойное духовное устремление, а также поддерживать религиозные искания.

мысль произведения – это донесение до человека познания его жизненного пути. Духовность — вот главное достояние России.

Источник: https://gfom.ru/eti_bednie_selenya_tyutchev.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть