Феодал и зависимые крестьяне

Принудительные обязанности зависимых крестьян. Принудительный труд зависимого крестьянина

Феодал и зависимые крестьяне

Феодальное общество в европейских государствах начало формироваться с середины 16 века. Именно тогда был выделен особый класс населения – крестьяне, которые проживали на территории землевладельца или феодала и были зависимы от него полностью или частично.

Все без исключения крестьяне были подвергнуты повинности. Принудительные обязанности этого сословия были многочисленны: от ежедневного труда в поместье феодала до воинской службы.

Тяжесть трудового обременения зависела от многих факторов, в том числе от возраста крестьянина, его способностей и навыков. Нередко феодалы, пользуясь своей властью, могли назначить дополнительное обременение тем, к кому они испытывали личную неприязнь.

Именно принудительные обязанности зависимых крестьян стали главной темой, изложенной в данной статье.

Зависимые крестьяне: кто это?

Рассмотрим формы зависимости крестьян от помещика или феодала: полную и неполную. Полностью зависимых от хозяина крестьян было принято называть лично зависимыми. Их положение в обществе было одним из наиболее плачевных.

Они не имели не только права собственности на какие-либо предметы обихода, включая одежду, но и права на свободное волеизъявление и даже на собственную жизнь. Подобная форма крестьянской зависимости была характерна для государств, в которых процветало рабовладение.

Принудительные обязанности зависимых крестьян из этого сословия не могли быть оспорены даже в случае неподобающего к ним отношения хозяина. Феодал, в свою очередь, имел право приговорить крестьянина к телесным наказаниям и даже лишить его жизни за любую провинность.

Неполная зависимость крестьян состояла в основном в их экономической подчинённости феодалу. Одна из принудительных обязанностей зависимых крестьян – работа на полях или в мастерских хозяина.

Обслуживая его усадьбу или поместье, они в то же время имели личные права: могли свободно передвигаться, приобретать или продавать собственное имущество. Кроме того, при проявлении жестокости или несправедливого отношения к крестьянину феодал мог подвергнуться судебному разбирательству.

Принудительный труд зависимого крестьянина в случае его неполной зависимости сводился к отработке долга или ренты за пользование земельным наделом, предоставленным ему феодалом.

В связи с тем, что многие крестьяне не имели возможности приобрести себе в собственность землю или инвентарь для её обработки, феодалы часто пользовались этим, и «долги» возвращались ему в течение нескольких десятилетий.

Признаки принудительного труда в феодальном хозяйстве

Как любое экономическое или социальное явление, принудительные обязанности зависимых крестьян можно определить при помощи нескольких характерных признаков, к которым можно отнести следующие:

  1. Зависимый крестьянин имеет в пользовании землю, которая является собственностью феодала.
  2. Помимо работ на собственных земельных наделах, крестьянин обрабатывал и тот участок земли, который значился как «барский», и вся продукция с него шла исключительно феодалу.
  3. Для обработки земельных наделов (крестьянского и барского) использовался сельскохозяйственный инвентарь, в том числе лошади, принадлежащие крестьянину.
  4. За недобросовестное выполнение принудительных работ крестьянин мог подвергнуться наказанию в виде увеличения размера натурального сбора (оброка) или дополнительному сроку безвозмездных работ на феодала (барщины).

В остальном формы принудительного крестьянского труда в феодальном производстве несколько различаются. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Как говорилось выше, в средневековой Европе существовало несколько видов работ, за которые подневольные люди не получали оплату. Одна из принудительных обязанностей зависимых крестьян – барщина – была распространена практически на всей территории Западной и Восточной Европы, включая Русь.

Суть этого вида трудовой повинности состоял в безвозмездном труде зависимого населения на полях феодала с применением собственного инвентаря. В то же самое время крестьянин обрабатывал и свой участок земли, выращивая и производя продукты для собственного потребления.

Основным недостатком барщинной системы была постоянная потребность в надзоре со стороны феодала, ведь зачастую вынужденные работы выполнялись крестьянами по принципу «кое-как».

В государствах средневековья барщина (принудительная работа зависимых крестьян) существовала примерно с 8-9 до 18 века. Наибольшее распространение данная форма безвозмездного труда приобрела на территории государства Русь и просуществовала там почти до конца 19 века под названием «издольщина».

Особенности оброчного хозяйства

Ещё одна из принудительных обязанностей зависимых крестьян в средневековой Европе – оброк – существовала примерно в то же время, что и барщина. Суть этого явления состояла в том, что практически вся земля феодала отдавалась в пользование крестьянину, который обрабатывал её собственными силами с применением своего же инвентаря.

Урожай, полученный с наделов, разделялся на две части, одна из которых шла в уплату феодалу, а другая использовалась крестьянином по собственному усмотрению.

В связи с распространением и развитием ремёсел натуральный (продуктовый) оброк сочетался с денежным, а в некоторых поместьях и вовсе был им заменён.

Такие принудительные обязанности зависимых крестьян, как натуральный и денежный оброк, послужил толчком к ещё большему разделению труда и, как следствие, развитию товарно-денежных отношений.

Отработочная рента

Отработочная рента как форма принудительных работ была одной из самых лёгких. В случае с ней зависимый крестьянин получал от феодала земельный надел, животных для разведения, сельскохозяйственные инструменты и прочий инвентарь.

В качестве оплаты за пользование этими благами он должен был отработать на производстве помещика определённый срок. К слову сказать, такая система принудительных работ была наиболее распространена в странах Востока, где практически отсутствовала личная зависимость крестьян.

Ренту часто платили продуктами, произведёнными в хозяйстве зависимого крестьянина, предметами быта, ювелирными изделиями, тканью или деньгами.

Источник: http://fb.ru/article/168342/prinuditelnyie-obyazannosti-zavisimyih-krestyan-prinuditelnyiy-trud-zavisimogo-krestyanina

Феодалы и крестьяне. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – Средневековая деревня и её обитатели

Феодал и зависимые крестьяне

Как известно, в эпоху раннего Средневековья большая часть европейского населения – примерно 80% от общего числа жителей – проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти сельские поселения отличались друг от друга постройкой домов, способом обработки земли и орудиями труда.

Феодальный уклад жизни средневековой деревни на европейской территории мало чем отличался друг от друга. Собственником земли выступал феодал (сеньор). В его поместье трудились зависимые крестьяне, которые за пользование землей несли повинности.

Главными повинностями были барщина и оброк.

Барщина подразумевала все даровые работы в поместье феодала (обработка земли, ловля рыбы и тому подобное), а оброком называется доля продуктов личного хозяйства или изготовленные изделия, которые крестьянин отдавал господину.

2. Население средневековой деревни

Население средневековой деревни обычно состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Земледельцы обрабатывали участки земли, скотоводы ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом, ремесленники специализировались в гончарном, ткацком и ювелирном промыслах.

Все эти труженики должны были отдавать часть своего труда феодалу, а также платить десятую часть своего дохода церкви – церковную десятину.

Но общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества во многом зависели от того, были ли его крестьяне, проживающие в нем, свободными или находились под властью сеньора.

Как свободные, так и зависимые люди во многих средневековых деревнях зачастую селились вперемешку, но дома крестьян всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев – свободны они или лично или поземельно зависимы. Свободные крестьяне пользовались гораздо большими правами и свободами, чем зависимые от феодала.

3. Хозяйство средневековой деревни

В большинстве случаев население, неважно, зависимое оно или свободное, было безграмотным и жило в нищете.

Как ни старались крестьяне обрабатывать свои наделы, урожаи были низкими, треть надо было оставить на семена, часть отдать феодалу в виде оброка и десятину – церкви.

Урожай зависел также и от погоды, большой бедой были заморозки и засухи, поэтому крестьянские семьи нередко голодали.

Крестьянское хозяйство требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на ловлю рыбы и на вырубку леса, следить за тем, чтобы их личный скот и птица не пересекали границы другого села, иначе крестьян ждала суровая кара от феодала и соседей. Крестьянина, нарушившего правила, могли даже изгнать вместе с семьей из родной деревни.

Во времена раннего Средневековья крестьянину, если он хотел переселиться в другие края, очень сложно было продать землю. Для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому очень часто жители средневековой деревни объединялись в общины, которые ведали хозяйственными делами.

Члены крестьянской общины на сборах, которые обычно проводились возле церкви, принимали решения о постройке общего имущества (амбаров, мельниц), решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также обсуждали, где и что посеять, когда начать жатву и другие хозяйственные вопросы.

Если деревня была не свободна, а находилась в собственности феодала, часто на таких сборах присутствовал какой-либо рыцарь –  представительское лицо сеньора.

4. Быт средневековой деревни

Обычно средневековые деревни были совсем небольшими, они насчитывали примерно 13 – 15 домов, где проживало столько же семей.

В тех странах, где были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50, соответственно, увеличивалось и количество жителей.

В горных районах Франции и Германии деревень практически не было – люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15 – 20 человек, а землю обрабатывали сообща.

Обычно дом европейского крестьянина представлял собой низкое строение из деревянных жердей, камня или бревен, которые затем обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши чаще всего покрывали соломой или дерном.

В доме обычно было узкое окно, которое затыкали бычьим пузырем, наподобие стекла. Кроме того, помимо дома, у крестьянина имелся двор, где находились хлев, сарай и прочие хозяйственные постройки.

Если крестьянин был достаточно зажиточным, то он мог иметь небольшой виноградник, огород или даже сад.

В средних и крупных деревнях дома обычно располагались вокруг церкви. Возле церкви находилась небольшая площадь, источник с питьевой водой, а также за церковью располагалось кладбище, куда крестьяне обязательно приходили поминать усопших. Именно в церкви жители деревни, собираясь всем миром, узнавали все новости как местного, так и государственного значения.

Как и в городах средневековой Европы, среди крестьян часты были ранние браки, и количество детей в семьях доходило до 7, а иногда до 10 человек. Образования крестьянские дети в основном не получали, лишь в редких случаях какой-либо сын зажиточного крестьянина мог получить начальное образование в школе при монастыре.

Зачастую родители с малолетства обучали детей своей профессии: так, к примеру, сын портного уже к 15 – 16 годам мог стать самостоятельным тружеником и не зависеть от родителей. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у сеньора, срок которой устанавливался сам господин.

5. Вывод по теме урока

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь в средневековой деревне была достаточно тяжела для крестьян.

Даже свободные, а не только лично зависимые крестьяне должны были платить феодалу и церкви налог, обеспечивать продуктами своего производства сеньора, его семью, слуг и гостей.

Но, в отличие от раба, крестьянин имел право на какие-то плоды своего труда, дом и некоторое имущество, что, несомненно, говорит в пользу феодального строя над рабовладельческим.

К занятию прикреплены файл  «!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

  • http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
  • http://x-uni.com/istoriya/6-klass/video/
  • http://www..com/watch?v=6UQjeIO_MsI

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2369/lesson/7723/unit/20192

Крестьяне и феодалы

Феодал и зависимые крестьяне

Крепостной должен был работать на феодала. Принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.

Повинности существовали различные. Несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. Они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом.

Такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. Барщина была наиболее тяжёлой повинностью.

Пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.

Ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства – зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. Эта повинность называлась оброком. Одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. Этот оброк назывался десятиной.

В результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. И всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности.

Крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай. Тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. У крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить.

Поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.

Вот почему в средние века, несмотря на жестокий гнёт феодалов, темноту и забитость крепостных крестьян, орудия и приёмы труда хотя и очень медленно, но неуклонно улучшались.

Крестьяне ютились в глинобитных хижинах или в деревянных избах. Питались они крайне скудно – большей частью лишь ячменной или ржаной похлёбкой, приправленной кореньями, часто даже несолёной. Соль привозили в то время издалека, она стоила очень дорого.

Жизнь впроголодь из поколения в поколение была обычной для крестьян. Их дети были хилыми и болезненными. От эпидемий вымирали целые округа.

Любой каприз природы – засуха, наводнение, слишком холодная зима, дождливое лето – оставлял людей без средств к существованию.

Феодалы и в плохой год безжалостно забирали у крестьян то немногое, что удавалось собрать с полей. Начиналась голодовка. Масса крестьян вымирала.

Но и в урожайный год жизнь крепостного была невесёлой. Тяжёлый, непосильный труд, издевательства со стороны господ, жестокие наказания были постоянными спутниками крестьянской жизни при феодальном строе.

Быт феодалов

Феодалы называли себя «благородными» людьми, а всех других людьми «простыми» или «подлыми».

Признаком «благородства» считалось у них владение феодом, умение воевать и презрение к труду.

Чем знатнее был феодал, тем больше времени тратил он на пирушки, охоту, воинские упражнения, верховую езду и пустые забавы. Только себя феодалы считали настоящими людьми, а крепостных всячески унижали.

Жили феодалы в замках. Это были грозные каменные крепости с высокими стенами, башнями и бойницами. Ещё и сейчас во многих странах можно встретить пережившие столетия средневековые замки.

Эти укрепления защищали феодала от гнева народа и от нападения других феодалов. Многие замки были подлинными разбойничьими гнёздами.

На мирных крестьян, на купцов, проезжавших мимо, нападали феодалы со своими дружинами и беспощадно грабили их.

Редко кто из феодалов, кроме священников, умел читать и писать. Феодалы были грубы и жестоки не только по отношению к крепостным, но и в собственных семьях. Они признавали лишь грубую силу и не считались ни с какими законами.

Замок старались поставить в самом неприступном месте – на вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины.

Иногда вместо неё для защиты воинов от неприятельских стрел на стене воздвигали каменные зубцы, примерно в рост человека. Между зубцами оставляли небольшие промежутки; отсюда воины осыпали стрелами врагов во время осады. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен.

К стене снаружи примыкал глубокий ров, часто наполненный водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. В случае опасности мост поднимался, массивные ворота наглухо закрывались. Но, если неприятелю удалось пробиться сквозь стены, это ещё не означало, что он овладел замком.

Необходимо было взять центральную башню, самое высокое и неприступное место в замке. В башне всегда царил полумрак: узкие окна в каменных стенах почти не пропускали света. Здесь находились помещения для феодала и его слуг, а в подземелье – тюрьма.

Размеры центральной башни одного из замков во Франции, остатки которого сохранились до наших дней,- 64 м в высоту и 31 м в ширину; стены её – семиметровой толщины. Взять приступом такую башню было почти невозможно.

Главной заботой феодала была готовность к войне. К концу XI века конные воины-феодалы (их называли «рыцари», что значит – кавалеристы) превратились в настоящие подвижные крепости.

Металлические доспехи – кольчуга (длинная рубашка из стальных колец) или панцирь на теле; шлем с забралом, закрывающим лицо, на голове; железные перчатки и чулки – покрывали рыцаря с головы до ног.

Обоюдоострый меч, тяжёлое длинное копьё и щит с родовым гербом составляли его вооружение. Боевых лошадей также покрывали металлическими латами (склёпанными друг с другом пластинами).

Рыцари часто устраивали военные состязания – турниры. Победа на турнире считалась признаком высшей доблести.

Хотя на турнирах сражались чаще всего тупым оружием, редко какой из них обходился без смертельных случаев. На турниры феодалы приезжали в лучших одеждах, с богато украшенным оружием.

Чтобы блеснуть на турнире, феодал нередко выколачивал из своих крепостных крестьян и ремесленников дополнительные оброки и поборы.

Власть феодала над крепостными крестьянами

Феодал распоряжался судьбой крестьянина. Если крепостной убегал, то его ловили и силой возвращали в поместье. Крепостных подвергали физическим наказаниям и пыткам.

В своём поместье феодал сам получал налог, был военачальником и судьёй. Без разрешения феодала крепостной не мог вступить в брак. А разрешение не давалось без особой платы.

Брак между крепостным и свободным человеком считался для свободного позорным. Такой свободный превращался в крепостного.

Если крестьянин умирал, то его дети, прежде чем они получат наследство, должны были уплатить сеньору особую подать. При встрече с сеньором крестьяне снимали шапки и падали на колени. Феодал мог искалечить и даже убить крепостного. За это на него налагали покаяние в церкви или небольшой штраф. Но крепостной, который хотя бы косо посмотрел на сеньора, мог проститься с жизнью.

Редко встречался феодал, который хорошо относился бы к крепостным. Такого человека другие феодалы высмеивали и презирали.

Крестьяне нигде не могли найти защиты от притеснений феодалов.

Приложение – писатель xii века о положении крестьян

Всем известно, как сеньоры притесняют своих несвободных крестьян – мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязание на самое их имущество вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом.

И вот сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им ни вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое, и невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину.

Но, что хуже всего, они не боятся продавать за презренные деньги тех самых людей.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-golin-kuzmenko-lojberg/357-krestyane-i-feodaly.html

Зависимые крестьяне

Феодал и зависимые крестьяне

Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма.

Группой лично зависимых крестьян управляли войны-землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и т. д. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности.

Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство крепостного феодал (или помещик) должен был теоретически понести уголовную ответственность по закону, хотя на практике крепостные, особенно в Российской империи, были фактически равны рабам.

Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в ХVII-ХIХ веках пришли наёмные рабочие и капиталисты.

История

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия — так называемых колонов поздней античности, которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами-батраками, заселявшими окраины империи (Галлия, Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны.

В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных регионов). Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты.

При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X—XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы.

Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и свое положение в обществе.

Различия положения по странам

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Из положение также сильно варьировало.

Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в ХII-ХIII веках, полностью ликвидировавшись к ХV веку.

Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше — до конца ХVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как крепостные.

Интересно что в русские земли крепостничество пришло гораздо позже и соответственно отступило позже чем в Западной Европе.

Этноязыковая стратификация

В ряде регионов, экономико-социальные роли феодальной формации чётко разделились по этноязыковому признаку: так католические венгры и мадьяризованные валахи составили класс помещиков и горожан Трансильвании, а православное романоязычное население было законодательно низведено до положения зависимого крестьянства. После падения Римской империи именно германцы составили основу военно-феодальной верхушки бывших провинций империи. В Прибалтике раздел также произошёл по линии германские рыцари-христиане с одной стороны балты (финно-угры)-язычники с другой. Этнические немцы также составили класс феодалов в славянских Чехии, Моравии, Словении, Померании, Пруссии и романской Швейцарии, поляки — на Украине, Белоруссии, позднее, в Литве и Латгалии; англичане — в Ирландии; шведы в Финляндии.

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5/ru-ru/

Феодалы и крестьяне. В рыцарском замке

Феодал и зависимые крестьяне

Господская земля и крестьянские наделы.

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук¬тов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять принудительные обязанности.

Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк.

Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу.

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброкдолю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними.

Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами.

За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян.

Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. Если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.

Труд крестьян.

В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко – лошадь.

Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру.

Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов.

Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

Жертвы эпидемии чумы.

В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая – церкви.

Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство.

Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось.

И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.

Натуральное хозяйство.

Натуральное хозяйство.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей.

В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы – ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходилось приобретать привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках.

Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феодалы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньгами, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелегко – ведь во всех вотчинах производили примерно одно и то же.

Поэтому у феодалов редко водились наличные деньги, крестьяне же их почти не имели. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Крестьянская община.

Община ведала хозяйственными делами, следила за тем, чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства.

На сельском сходе крестьяне сообща решали свои вопросы. Отказываясь выполнять чрезмерные требования феодала, крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей. Лишение крестьян собственности на землю и втягивание их в зависимость вызывали ожесточенное сопротивление как еще свободного, так и уже зависимого крестьянства.

Фиксация феодальной зависимости хотя бы на некоторое время ограждала крестьян от повышения нормы эксплуатации. Фиксация феодальных повинностей диктовалась и стремлением феодалов определить и закрепить размеры своих вотчинных доходов.

Для того чтобы обеспечить свою безопасность, человек вынужден был искать себе покровителя, господина и защитника. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские.

После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами.

Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву.

Функции крестьянской общины.

Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами.

Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян.

Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ. 

Источник: http://sskorshunova.ucoz.ru/load/1-1-0-127

Особенности ведения барщинного хозяйства

Как говорилось выше, в средневековой Европе существовало несколько видов работ, за которые подневольные люди не получали оплату. Одна из принудительных обязанностей зависимых крестьян – барщина – была распространена практически на всей территории Западной и Восточной Европы, включая Русь.

Суть этого вида трудовой повинности состоял в безвозмездном труде зависимого населения на полях феодала с применением собственного инвентаря. В то же самое время крестьянин обрабатывал и свой участок земли, выращивая и производя продукты для собственного потребления.

Основным недостатком барщинной системы была постоянная потребность в надзоре со стороны феодала, ведь зачастую вынужденные работы выполнялись крестьянами по принципу «кое-как».

В государствах средневековья барщина (принудительная работа зависимых крестьян) существовала примерно с 8-9 до 18 века. Наибольшее распространение данная форма безвозмездного труда приобрела на территории государства Русь и просуществовала там почти до конца 19 века под названием «издольщина».
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть