Философская лирика Тютчева

Содержание

Философская лирика Тютчева

Философская лирика Тютчева

Философские произведения – это особый жанр – размышления о многих вечных и непроходящих проблемах, например, о смысле человеческой жизни, о том, какие ценности могут быть в жизни человека, о назначении самого человека в этой непростой жизни и, соответственно, о месте человека в жизни. И все это находит отражение в творчестве талантливейшего поэта Ф.

Тютчева, но если перечитать тютчевские произведения, то можно понять, тютчевская философская поэзия – это, конечно же, величайшие лирические творения непревзойденного мастера, который необычайны по глубине, отличаются расноплановостью, метафоричностью, психологизмом. Ф.

Тютчев – это мастер, слово которого очень весомо и своевременно независимо от того, от того, какое столетие. Именно философский характер тютчевской лирики таков, что она не только воздействует на читателя, но и смогла повлиять на творчество других литераторов: поэтов, критиков и писателей, которые жили в разные эпохи.

Так, тютчевские мотивы можно встретить в фетовской лирике, в стихах Ахматовой и Мандельштама, в романах Ф.Достоевского и Льва Толстого.

Философские мотивы

Тютчевских философских поэтических мотивов много, но все они звучат так сильно, что заставляли читателей всегда вслушиваться и обязательно вдумываться в стихотворные мысли поэта. И эту тютчевскую особенность всегда безошибочно мог распознать и И.

Тургенев, который всегда с восхищением относился к творениям этого поэта.

Он утверждал, что тютчевская лирика особенная, а каждое его стихотворное творение, по тургеневским словам:

«начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства».

Поэтому в тютчевской философской поэзии есть и определенные непроходящие темы, которые заинтересую любого читателя:•       Тема хаоса и космического пространства. •       Мир вечен, а жизнь самого человека явление временное. •       Любовь как часть целого, часть природы и Вселенной.

Тютчевская космическая тема и тема хаоса

У Ф.Тютчева в лирике поэтический и человеческий миры тесно и неразделимо или неразрывно связаны между собой, также связана и Вселенная с человеческим родом.

И это можно объяснить тем, что основа всех тютчевских стихотворений – это понимание самого поэта мира как нечто общего и мировой целостности, но как раз эта самая целостность и требует борьбы, напряженной и жестокой, противоположностей. Особо значимы в тютчевской лирике такие мотивы, как: ♦       Мотив хаоса.♦       Мотив космоса.

Он рассматривает эти мотивы, как основу любой жизни вообще, что позволяет говорить о двойственности всего мироздания. О чем же еще размышляет поэт Ф.Тютчев? Прежде всего, это день и ночь, который первым поэт называл блистательным, покровом, друга и человека, и богов. День в представлении поэта-философа поможет исцелять больные души.

Но и ночь в тютчевском описании необычна: бездна, в которой открываются и проявляются все человеческие страхи. Размышляет поэт-философ и о хаосе, и о свете.
В одном из своих стихотворение он обращается к ветру и просит его, чтобы не пел больше своих страшных песен, в которых слышен хаос, ведь ночь душа желает любить и мечтать о любви.

Но если все эти чувства, которые бурей проносятся по жизни человека, теперь утихли, то ветер своими песнями может теперь их опять разбудить. Например, это тютчевское стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?» очень интересно по содержанию и глубине:

О, страшных песен сих не пойПро древний хаос, про родимый!Как жадно мир души ночнойВнимает повести любимой!Из смертной рвется он груди,Он с беспредельным жаждет слиться!О, бурь заснувших не буди –Под ними хаос шевелится! Но как интересно описывает поэт-философ хаос: он и притягательный, и прекрасный, и родимый. Именно хаос является частью мироздания, на основе которой появится все остальное: и день, и ночь, и космос, точнее его светлая сторона. И так до бесконечности: опять придет новое лето, и снова будут листы, и розы опять зацветут.

Мир вечен, а жизнь человека временная

Такие вечные понятия, как космос, хаос и бездна в тютчевских стихотворениях всегда сравнивается с жизнью человека, которая имеет определенный срок. Но не всегда сам человек доживает свою жизнь до конца, так как нарушает те законы, которые устанавливает сама природа. Посвященных этой теме тютчевских произведений довольно много.

Например, «Певучесть есть в морских волнах». Здесь поэт-философ говорит о том, что в природе все созвучно, так как в ней есть всегда порядок, но и тут же лирик жалуется на то, что свое разобщение с природой человек начинает ощущать и понимать только тогда, когда он начинает хоть немного ощущать природу.

Он говорит, что разлад с миром природы проявляется в том, что человеческая душа и море поют не вместе, а по – разному.

Ф.Тютчев показывает в своих произведениях, что душа человека отражает порядок мироздания, так как в ней есть и определенная смена дня и ночи, а также свет и обязательный хаос, который действует разрушительно, но может и созидать.

Рассмотрим тютчевское стихотворение «Наш век», в котором лирик размышляет о том, что человек стремится к свету, так как сам не понимает и не знает ничего, но когда он получает этот свет, то продолжает роптать и бунтовать, человек начинает метаться.

В этом же произведении поэт-философ сожалеет, что человеческое познание имеет предел и не может проникнуть до конца во все тайны бытия. Понятно, что человек в небе быстро устает, и по сравнению с божественным огнем человек предстает пылью.

Но природа не останавливается и, не заботясь о человеке, движется дальше, ее развитие продолжается. Природа превращается в бездну, которая готова поглотить любого. Но этот природный звук можно услышать и в другом тютчевском стихотворном творении – «Дума за думой, волна за волной…», которое по объему небольшое.

Дума человека подобна волне, они подчинены одной стихии, а сердец в тютчевском восприятии подобно морю, где нет берегов. Только сердце заключено в человеческом организме и не имеет такой свободы, как моря, которое вечно просторно и свободно.

Но зато у них похожи прибои и отбои, их мучает один и тот же призрак, несущий в себе тревогу и пустоту.

Природа у лирика Тютчева как часть целого

Всю тютчевскую поэзию пронизывает особое космическое направление, которое постепенно превращает ее в философию, которая уже потом характеризуется общностью и вечностью. Поэт-философ пытался отразить в своих произведениях вечные темы небытия.

Но лирик описывает все, что видит, не детально, а в их общих проявлениях, как единую стихию природы. Поэтому так интересна тютчевская пейзажная лирики, которая также является частью целого, общего.

В стихотворных тютчевских творениях можно увидеть много разных обликов, созданных поэтом – философом.

Он описывает радугу, стаи журавлей и тот шум, который они создают, огромнейшее море, которое в себя заключает многое, река, которая имеет золотистый и алый оттенок, лес, который уже полураздет, день и вечер осени или весны.

Интересно тютчевское описание грозы, оно необычное и безумное, но это безумство опрометчивое. Но все описуемое лириком все равно в его произведениях является частью космоса, частью всеобъемлющего. И опять у Ф.

Тютчева действует цепь, которую он выстраивает во всех своих стихотворных творениях: вселенная и природа и человек. Об этом и его стихотворение с необычным названием «Смотри, как на речном просторе…». Читателю дается возможность наблюдать за тем, как по реке движутся льдины.

Но сам же лирик говорит о том, что все они всегда плывут к одному месту и когда-нибудь они, безразличные и бездушные, сольются с бездной, которая, по мнению поэта-философа, всегда роковая. Через картины природы лирик пытается добраться до самой сути человека. Он спрашивает читателя, что может быть в этом и есть назначение и судьба человека. Очень простое тютчевское произведении «В деревни» тоже посвящено этой теме. В нем поэт-философ легко описывает обычный эпизод, который встречается в реальной жизни часто. Пес решает немного погоняться за утками и гусями. Но лирик видит это событие неслучайным, он говорит о том, что эта небольшая шалость собаки смутила величавый покой и это тоже роковой натиск природы, который проявил пес в стаде, где поселилась лень. И выясняется, что поступок собаки совсем не бестолковый, а он совершает самый высший долг, пытаясь развить в птичьей стае хоть какой-то толк.

Философское звучание тютчевской лирики о любви

Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта – философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики.

Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…» любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба. Но только этот поединок, как говорит лирик в произведении «Предопределение», всегда будет роковым.

Любовь у лирика разная: она то похожа на солнечный луч, сочетаемого с огромнейшим счастьем и обязательно должно быть нежность и вместе с тем это чувство страсти и страдания, которая легко разрушает жизнь человека и его душу. Об этом весь его Денисьевский цикл, где много прекрасных тютчевских творений о любви.

Высоко оценили и критики и литераторы творчество Ф.Тютчева. Особенно восхищался необычной философской тютчевской лирикой Д.Мережковский, который тоже считался философом. Этот критик – философ оценил силу поэтического слова в тютчевской лирике, умение лирика говорить кратко о мировом существовании. Человеческая душа у Ф.

Тютчева – это сочетание земного и вечного, поэтому она всегда связана с природой и космосом. Тютчевская поэзия не может быть ограничена временными или пространственными рамками.

Источник: https://gfom.ru/filosofskaya_lirika_tyutcheva.php

Философская лирика Тютчева сочинение 9 класс

Философская лирика Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке и его месте в мире, а также и о человеческой судьбе.

Так в стихотворении «Мотив Гейне» автор рассуждает на тему жизни и смерти, сравнивая их с днём и ночью. «Ах, умаял, он, пёстрый день, меня!..» – восклицает лирический герой. Он устал от жизни и уже его голова «ко сну клонится» – лирическому герою хочется умереть. «Обессиленный» он поддаётся сну, засыпает, умирает.

Но не может расстаться с грёзами о жизни и любви. В последней строфе стихотворения читатель ясно видит сожаление лирического героя о том, что его время пришло, а «ясный день» продолжает «блестеть» и «незримый хор о любви гремит».

«Гремит», а не поёт, ведь гром слышно лучше пения – любовь призывает к жизни того, кто уже не вернётся к ней.

Размышления Ф.И. Тютчева о человеке изображены в стихотворении «Silentium!». Здесь автор призывает читателя молчать, таить «и чувства, и мечты свои», ведь никто не сможет понять их так, как понимает их сам человек. «Мысль изречённая есть ложь», – пытается донести нам автор. В третьей строфе Ф.И. Тютчев пишет – «Есть целый мир в душе твоей».

Эта фраза призывает читателя осознать себя, не равняться на окружающих, быть собой, но при этом – молчать, никому не выдавая самого сокровенного. Стихотворение объединило в себе две философских темы: глубину и многогранность души человека и конфликт лирического героя с обществом, толпой. Также конфликт лирического героя и толпы – тема стихотворения «Кто хочет миру чуждым быть…».

«Что вам беда моя, она лишь про меня…» – пишет автор.

Судьба одного человека, его беспомощность перед течением времени и невозможность повлиять на происходящие вокруг него события, ярко выражена в стихотворении «Из края в край, из града в град…».

«Судьба как вихрь людей метёт», пишет Ф.И. Тютчев.

Этот вихрь не спросит у человека его мнения, и ему остаётся только наблюдать за этой жизнью, участвовать в ней, теряя и приобретая, терпя боль и испытывая радость и не зная, что ждёт его в будущем.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Фёдор Иванович Тютчев видел жизнь с разных сторон, о чём свидетельствуют его стихотворения, раскрывающие нам множество философских тем – от внутреннего мира человека до его судьбы и судьбы близких ему людей.

Вариант 2

Философская лирика у Тютчева глубока и многообразна. Часто поэт ищет ответы на «риторические» вопросы, размышляет над такими понятиями как любовь, счастье…

Например, Фёдор Иванович в «Безумии» описывает с философской точки зрения это явленье. Поэт представляет безумие существом весёлым и жалким. Оно прислушивается к источникам «всего». Действительно, безумие может быть и священным, а может наступить от столкновения с чем-то нереальным.

Важна тема природы в философских стихах. Тютчев боготворит её, ищет в ней утешения, чувствует связь свою (и, вообще, людей) с природой. Вот в стихотворении «Тени сизые…» он говорит, что отражается во всём, но и всё в нём отражается.

В «Успокоении» поэт говорит о таких важных вещах, как время, утраты… Герой смотрит в поток (обращается опять к вечной природе), чувствует, что эти струи уносят всё. И человек страдает, плачет, ведь он не в силах остановить «поток». Но в итоге успокоение приходит, вода уносит и саму душу человека. Это метафорически представлено, что каждый становится частью Вселенной.

В «воду» уходит и такое важное чувство людей, как любовь. Вот в стихотворении «На Неве» челнок любви как будто уносит река. Это философски показывает, что чувства со временем (хотя бы после смерти) уходят, но в смысле, что не исчезают, а растворяются в Вечности, делая её немного лучше.  А влюбленные тут то ли святые, то ли грешные – не совсем понятно. Или уж не так важно.

Даже в «Мотиве Гейне» поэт, сравнив день с жизнью, признаётся, что день этот его утомил, он уже отходит ко сну, но слышит и сквозь сумерки вечный хор любви.

В философском стихотворении «Два единства» практически призыв к славянам сплотиться. Тютчев говорит о том, что Запад пытается соединить народы, людей кровью, войной, но вот славяне, наследники Византии, стараются это сделать любовью. И время уж рассудит.

И всё-таки поэт всегда просит Создателя о милосердии. Например, в стихотворении «Пошли, Господь…» поэт молится за всех заблудших и несчастных.

У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.

Сочинение Философская лирика Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. Большое влияние на Тютчева оказало творчество А.С. Пушкина, современником которого он являлся.

Посвятив жизнь дипломатической службе, Фёдор Иванович на протяжении всей своей жизни пишет стихи. Первая известность пришла к поэту в 1836-м году. В то время Пушкин А.С. собирался опубликовать сборник своих стихов. В этот сборник вошли 16 стихотворений молодого, неизвестного никому стихотворца.

Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам.

Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм.

Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.

Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева.

Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России.  Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь.

Каково место человека в обществе, для чего он рождён  и предназначен и в чём смысл его жизни.

Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича  и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё.

Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека. Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия  человек ничтожен и одиночество его трагично.

Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.

Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох.

Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт.

Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.

Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.

← Основные темы и мотивы лирики Тютчева← Природа в творчестве Тютчева↑ ТютчевЧеловек и природа в лирике Тютчева →

  • Женские образы в романе Толстого Война и мирГлавной фигурой в произведении, является, темноглазая и смелая девчонка, Наталья Ростова. Автор ярко описал все её черты характера и внешности, с малого возраста до её зрелых лет.
  • Поэзия 60-х годов 20 векаШестидесятые годы прошлого века, хрущёвская «оттепель» как её называют историки. Люди, наконец, могли открыто выражать свои мнения. Восходят на литературный небосклон такие имена, как Белла Ахмадулина
  • Анализ и мораль басни Ларчик Крылова 6 классПроизведение, в свойственной 18-19 веку назидательной манере, высмеивает человеческие недостатки, выраженные в форме простого рассказа.
  • Анализ произведения Капитанская дочка Пушкина анализ героев и сюжетаОписываемые события романа актуальны и по сей день. В центре события оказывается Петр Гринев, который должен по ходу событий перестать быть юношей. Его взросление обусловлено жизненными обстоятельствами, которые изменяют его полностью
  • Военные события в романе Толстого Война и мир сочинение анализВ истории российской литературы есть огромное множество писателей, которые посвящали свои произведения темам войн и разрушений. Но настоящий Бум случился сразу после начала отечественной войны с Францией

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/tyutchev/filosofskaya-lirika-tyutcheva-9-klass

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.

Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И. Тургенев, говоря, что любое стихотворение “начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная

точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.

Тема космоса и хаоса

“Нераздельно и неразрывно” связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день “блистательным покровом”, другом “человека и богов”, и исцелением “души болящей”, описывая ночь как обнажающую бездну “с своими страхами и мглами” в человеческой душе. В то же время, в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?”, обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта “родимый”, прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак

И лист иной.

И снова будет все, что есть,

И снова розы будут цвесть,

И терны тож, –

Читаем в стихотворении “Сижу задумчив и один…”

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении “Певучесть есть в морских волнах…” о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в “призрачной свободе”.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что, море,

И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. “Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…”

В стихотворении “Наш век” поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, “ропщет и бунтует”, и так, мятущийся, “невыносимое он днесь выносит…”

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –

И не дано ничтожной пыли

Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении “Дума за думой, волна за волной…” Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им “сродство природы и духа или даже их тождество”:

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе, –

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем.

Поэт, по его наблюдениям, “направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе”.

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли “пишет” художник слова в своих строках, “шум от стаи журавлиной”, “всеобъемлющее” море, “опрометчиво-безумно” надвигающуюся грозу, “лучистую на зное” реку, “полураздетый лес” весенний день или осенний вечер.

Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек.

Наблюдая в стихотворении “Смотри, как на речном просторе…” за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они “к одной мете” и рано или поздно “все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!” Картина природы вызывает размышления и о сути “человеческого Я”:

Не таково ль твое значенье,

Не такова ль судьба твоя?..

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении “В деревне”, описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который “смутил покой величавый” стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя “в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой”,

Так современных проявлений

Смысл иногда и бестолков… –

…Иной, ты скажешь, просто лает,

А он свершает высший долг –

Он, осмысляя, развивает

Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил.

Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В “буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!” – восклицает поэт в стихотворении “О, как убийственно мы любим..”.

И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в “Предопределении”:

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально.

Возвышенное чувство, “луч солнца”, изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, “роковая страсть”, разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях “Я помню время золотое…”, “Я встретил вас – и все былое…”, “Весна” и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А. Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д.

Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к “живой колеснице мирозданья”, всю жизнь глубоко чувствовал “порог двойного бытия” души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Проведенный на примерах анализ философской лирики Федора Ивановича Тютчева может быть использован учащимися 10 классов при подготовке уроку литературы или написании к сочинению на тему “Философская лирика Тютчева”.

Источник: https://ege-essay.ru/filosofskaya-lirika-tyutcheva/

Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение

Философская лирика Тютчева

Все творчество поэта пронизано философскими мелодиями и размышлениями о смысле человеческого бытия, о месте и назначении человека в мире.

Можно выделить несколько философских тем, волновавших поэта и нашедших отражение в его лирической поэзии: космическое пространство и связанный с ним мотив хаоса, проблема вечности существования мира и недолговечности человеческой жизни, чувство любви как отражение природного начала. 

Поэт рассуждает о тесной неразрывности поэтического и человеческого мира, требующей напряженной борьбы противоположностей. Для иллюстрации этих мыслей автор использует сравнение дня и ночи, хаоса и света («О чем ты воешь, ветр ночной?»). Бездна хаоса, его способность к разрушению и созиданию, по мнению поэта, вечна, а присутствие человека в земной жизни временно.

Художник рассматривает созвучность и установленный порядок существования природных явлений, определенную смену дня и ночи, непонятное стремление человека к свету и разрушительную силу обязательного хаоса («Наш век»), поскольку познание человеком тайн бытия всегда небезгранично и нереально.

Мысли людей подобны морской волне и подчиняются природной стихии, но заключенное в человеческом организме сердце не может иметь морского простора и свободы.

Мотивы космоса характеризуются автором признаками общности, вечности и раскрываются в изображении поэтом природных пейзажей («Смотри, как на речном просторе…»). Поэт использует в стихотворениях описание радуги, журавлиной стаи, золотисто0алой реки, полураздетого осеннего леса. Передавая природные картины автор стремиться понять человеческую сущность и назначение («В деревне»).

Любовная лирика поэта отличается оттенками любви и космических нот, которые находятся то в состоянии покоя, то в вечной борьбе «О. как убийственно мы любим…»).

Понятие любви изображается автором в различных видоизменениях: то в виде солнечного луча в сочетании с чувством блаженного счастья, то в виде взрыва страстей и страданий, легко разрушающих человеческую душу («Я встретил вас, и все былое…»).

Мысли поэта сосредоточены над единственным выходом из неравного поединка хаоса и законов природы как борьбы двух начал, который по его мнению заключается в обращении к христианству, символизирующего светлые начала человеческой жизни и дающего возможность разорвать мглу в жизни людей и получить долгожданное внутреннее обновление.

Стихотворения величайшего лирика несут не только философскую направленность, но и пленяют глубоким психологизмом, разноплановостью.

Философская лирика Тютчева. Философские мотивы в лирике Тютчева

Философская лирика Тютчева
Образование 15 сентября 2015

Появление такого явления, как философская лирика Тютчева, было вполне закономерным. Федор Иванович, однако, стал одним из первых в поэзии, кто по-новому начал осмысливать в своем творчестве проблемы бытия.

В русской культуре в 1820-е годы наблюдался повышенный интерес к философии. В это время он стал распространяться на широкие круги общества, выходя за рамки тесных кружков. Хотя во многом данный интерес объяснялся обстоятельствами истории России, наша страна при этом оказалась вполне в русле культурных процессов Европы, протекавших в то время.

Рождение философской поэзии в русской литературе

Конец 18-го – начало 19-го вв. – период расцвета оказавшей большое влияние на судьбы европейской цивилизации немецкой классической философии. В России в 1820-е годы начинает складываться поэзия, получившая впоследствии название философской.

Для нее характерен не просто интерес к общечеловеческим, бытийным проблемам, что было важно всегда для литературы и чем была отмечена, к примеру, поздняя лирика Пушкина.

Возникло стремление воплотить с помощью слова научные философские идеи, а порой и конкретные философские системы.

Почему Тютчева считают поэтом-философом?

Ответить на этот вопрос не так сложно.

В русской культуре за Тютчевым закрепилась репутация поэта-философа, поскольку ему, возможно, лучше, чем кому-то еще, удалось в своем творчестве выразить лирическое переживание определенных философских идей.

В конце 1820-1830 годов написал многие известные стихотворения, посвященные этим переживаниям, Тютчев. Философская лирика (стихи, список которых представлен ниже) была написана в основном именно в это время. Это такие произведения, как:

  • “Видение”.
  • “Летний вечер”.
  • “Бессонница”.
  • “Цицерон”.
  • “Mal'aria”.
  • “Silentium!” и другие.

А позже, начиная с 1840-х годов, он написал большинство самых удачных своих стихотворений о любви. Однако вряд ли возможна строгая тематическая классификация его лирики, поскольку все традиционные, “вечные” темы, прежде всего природы и любви, приобретают у этого поэта философский смысл.

Отношение Федора Ивановича к философии Шеллинга

Документально засвидетельствовано и хорошо известно то, что Тютчев относился сочувственно к философии Шеллинга. Он общался с ним лично в Германии (фото этого немецкого философа представлено выше). Суть ее заключалась в том, что материальный мир природы и внутренний мир человека друг другу подобны, все мы тесно связаны с мирозданием.

Шеллинг рассматривал природу как живой организм, творческое бессознательно-духовное начало, систему “потенций” (восходящих ступеней), характеризующуюся полярностью, а также динамическим единством противоположностей. По своей сути это учение было поэтичным и утешительным, утверждая то, что наш мир познаваем.

В этом познании, к тому же, приоритет был отдан искусству, которое выступало как форма постижения мира с помощью интуиции.

Образы Дня и Ночи

Философская лирика Тютчева содержит сквозные образы и мотивы, которые носят символический характер и возвращают читателя непрестанно к осмыслению проблем бытия. Очень важны, например, образы Дня и Ночи. Как и любые настоящие символы, их можно истолковать лишь приблизительно.

Философская лирика Тютчева – это стихи, в которых противостояние светлого и темного нельзя понимать как борьбу добра со злом.

Речь в ней идет, скорее, о постижимом, логическом, рациональном, подконтрольном человеческому рассудку и воле (начало дневное в человеке и в жизни) – и непостижимом, таинственном, которое связывает людей с космическим началом и находится полностью вне нашей воли.

“Древний Хаос”

Страшен и в то же время притягателен для лирического героя Тютчева ночной мир, так как человек боится раствориться в нем полностью, исчезнуть.

Об этом, в частности, говорится в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной…”. В нем “древний Хаос” находится не только вне человека, но и в нем самом.

В мире Федора Ивановича мы “убийственно любим”: Хаос в сфере чувства становится “буйной слепотой страстей”, и человек не властен над ними.

Уподобление человеческой души Вселенной

Философские темы лирики Тютчева не ограничиваются вышеописанными. Так, например, в произведении ” Silentium!” поэт уподобляет душу человека Вселенной, миру. Внутри каждого из нас свои звезды и свое небо. Федор Иванович при описании душевной Вселенной пользуется образами и красками, характерными для его философских произведений о природе, “внешнем” мире.

Это такие философские мотивы в лирике Тютчева, как противостояние ночи и дня, света и мрака, звездный небосвод и самые любимые мгновения перехода – вечер, утро, восход. Однако в стихотворении ” Silentium!” данные образы не так зримо присутствуют в тексте. Они лишь просвечивают где-то в его глубине.

Длинная цепь ассоциаций, которые вырастают из контекста всей лирики Тютчева (как современной этому стихотворению, так и более поздней) тянется за единственным словом, скупо отобранным. Уже были написаны такие произведения, как “Бессонница”, “Видение”, “Летний вечер”, “Еще шумел веселый день…” и др.

И еще отзовутся, откликнутся эти образы в стихотворении “Последняя любовь”, в котором так же, как и в ” Silentium!”, человеческая душа будет уподоблена Вселенной, миру.

Природа и человек, безусловно, всегда сопоставляются в поэзии, включая в том числе и фольклор (прием, известный как “психологический параллелизм”). При этом обычно природа очеловечивается. Однако философская лирика Тютчева – исключение, в ней часто бывает наоборот.

Философия и лирика как способы постижения бытия

Философские понятия в лирике теряют свою терминологическую определенность. В самом общем виде мы описали значение у Федора Ивановича символов Ночи и Дня, однако оно может существенно уточняться, если рассматривать отдельные стихи Тютчева.

Философская лирика его столь неоднозначна, что определение этих символов может даже изменяться. Это зависит от контекста.

Если в собственном смысле слова философия – это именно система, которая стремится к терминологической определенности важнейших понятий и непротиворечивости рассуждения, то стихи Тютчева – философская лирика, в которой встречаются произведения, имеющие взаимоисключающий смысл.

Взаимоисключающий смысл стихотворений Тютчева

К примеру, в стихотворении “Не то, что мните вы, природа” говорится о том, что у природы есть душа, любовь, свобода, свой язык. А в произведении “Природа – сфинкс” Тютчев задумывается о том, что, возможно, никакой загадки у нее нет, и тем вернее она губит своим искусством человека.

Философия – это предельное обобщение жизненного и умственного опыта, а лирика запечатлевает лишь мгновенное эмоциональное переживание, включая и переживание философской идеи.

По всей видимости, Тютчева всегда занимали проблемы бытия, однако разрешение их у него могло быть разным в различные моменты жизни поэта.

Именно из-за того, что лирика – переживание индивидуальное, для него оказалось возможным переработать по-своему систему Шеллинга (которая, в целом, была оптимистической), придать ей трагические тона.

Итак, мы раскрыли в основных чертах интересующую нас тему (конечно, это только общий план). Философская лирика Тютчева достойна того, чтобы познакомиться с ней поближе и открыть для себя новые интересные детали и художественные образы.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/185439/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть