Фонетический разбор слова «цель»

Журнал Педагог | Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова «цель»

Арбатская Ирина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 ГО Жатай
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) ГО Жатай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фонетический разбор слова
23.03.2017
Раздел: среднее образование

Конспект урока по русскому языку

ФИО: Арбатская Ирина Алексеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Школа: МБОУ СОШ № 1 ГО «Жатай»

Тема

Фонетический разбор слова

Цель урока

Выявить степень владения учащимися теоретическими

и практическими навыками и умениями по изученному

материалу, развивать мышление учащихся,

формировать у них умение анализировать свои

учебные действия, выделять главное.

Планируемый результат

Предметные: знать общие характеристики звуков,

порядок фонетического разбора, йотированные звуки,

уметь производить фонетический разбор слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию

различных источников, свободно пользоваться

словарями различных типов, справочной литературой,

в том числе и на электронных носителях, применение

полученных знаний, умений и навыков анализа

языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности

русского языка, уважительное отношение к родному

языку, стремление к речевому

самосовершенствованию.

Дорогие ребята!

Я рада пригласить вас в удивительный мир русского языка. На столах у вас по 3

смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много

_____________________ засветилось! Спасибо! Посмотрите друг другу в глаза,

пожелайте удачи своему соседу по парте.

А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

(активно, быть внимательными, помогать друг другу, не отвлекаться).

Актуализация знаний

Сегодня у нас необыкновенный урок – урок путешествие в страну Букв и Звуков,

которую вы не найдете на обычной географической карте, но с которой, как я думаю,

уже хорошо знакомы.

А теперь представьте как можно путешествовать на уроке русского языка, по каким

разделам? (Синтаксис и пунктуация, морфемика, лексика)

Вот мы в приграничном поселке Фонема. Чтобы не потеряться, мы должны

вспомнить, что знаем о фонетике и задать вопрос друг другу.

фонетика (что изучает?) (звуки речи, способы обозначения звуков

речи)

Фонема графика (что изучает?) (правильное произношение слова)

орфоэпия (чему учит? что изучает?) (правила произношения звуков

и ударения в словах)

Какие вопросы можно задать по твердости – мягкости согласных?

Все ли согласные образуют пары по твердости – мягкости? (нет)

Всегда твердые [ ж ], [ ш ], [ ц ]

Всегда мягкие [ ч ], [ щ ], [ и ]

А про глухие – звонкие согласные?

Все согласные имеют пары по звонкости – глухости?

Всегда глухие [ х ], [ ц ], [ ч ], [ щ ]

Всегда звонкие [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], й

А какие буквы обозначают 2 звука и в каких случаях?

– я, ё, ю, я 1. если в начале слова (якорь)

2. после гласных (маяк)

3. после ъ и ь знаков (объявление, семья)

Сколько букв в русском алфавите?

гласных букв – 10 гласных звуков – 6

согласных букв – 21 согласных звуков – 36

Что мы сейчас повторим?

(повторим изученное по разделу «Фонетика»)

А зачем мы их повторим? При выполнении каких заданий потребуются эти знания?

Для какого вида разбора? (для буквенного, для фонетического разбора слов)

Чему посвящена тема урока?

(фонетическому разбору слов)

Чему мы должны научиться?

(правильно выполнять фонетический разбор, узнать что – то новое, повторить

изученное в данной теме).

Задать вопросы нескольким детям (а как ты думаешь?)

Откройте тетради, запишите тему урока.

Выявление места и причины затруднения

Следующая остановка городок Звук.

Жители города предложили нам разгадать их загадки (метаграммы – слайд)

Отгадки записать в тетрадь

Чем отличаются слова? (Буквами, звуками)

1.

С твердыми «Л» я на стене,

Книга, например, на мне,

Но как только «Л» смягчите

Сразу в танец превратите. (полка – полька)

2.

С глухим в траву она срезает,

Со звонким листочки объедает. (коса – коза)

3.

Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю,

Но «К» на «Ц» перемени –

Я по болоту зашагаю. (Капля –Цапля)

4.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (ёжик)

Перед нами кафе «Привал».

Мы немного устали и решили отдохнуть.

Физминутка

Нам нужно преодолеть речку Фонемку. А чтобы пройти через мостик, мы должны

выполнить разбор последнего отгаданного слова.

Поэтому мы сворачиваем в поселок «Учебный», чтобы добыть нужные нам знания.

Поиск решения.

Итак, мы в поселке «Учебный». Обратимся к учебнику страница 146 $63.

Познакомимся с порядком выполнения разбора и с образцами выполнения заданий.

читаем вслух

Выполним фонетический разбор слова из помледней загадки.

1 учащийся работает у доски, а вы в тетради, проверяем, если правильно, то

показываем смайлик , если есть ошибка, то .(после каждого звука, ё-жик.

[ й ] – согл., зв., соп., мягк., неп.,

ё

[ о ] – гл., уд.,

ж

[ ж]- согл., зв., парн., тв., неп.,

и

[ ы]-гл., б/уд звук Ы обозначен буквой И

к

[ к ]- согл., глух., парн., тв.,

Впереди встречает нас город Алфавитинск. Жители этого города предлагают нам

задания по группам. Работаем по 4 человека по карточкам. (напечатать по группам)

Проверка смайликами.

А теперь прейдем к следующему заданию. Каждый ряд выполнит фонетический

разбор одного из слов упр.320.

А представители от каждого ряда разберут у доски (маркеры).

I ряд ЛЮБЛЮ II ряд ГРОЗУ IIIряд МАЯ

Проверяем, работаем со смайликами. Мы с вами закончим путешествие. Чтобы

подвести итоги, выполните тест. Рефлексио

Как вы думаете, мы сегодня справились с задачами урока?

Для чего нужно изучать фонетику? (для правильного произношения, грамотного

письма, т.к. правила основаны на знании фонетики)

Д/З $ 63, упр.322

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4706

Сайт педагога |

Фонетический разбор слова «цель»

Хе Екатерина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Томари Сахалинской области
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: “Фонетический разбор слова”
03.05.2018
Раздел: среднее образование

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема:«Фонетический разбор слова»

Цель: – научить учащихся производить фонетический разбор слова.

Задачи:

Образовательные:

формирование

у

учащихся

умений

проводить

фонетический

анализ слова; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков

речи; формирование умений транскрибирования слова; обогащение словаря учащихся

за счет введения новых слов.

Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся

познавательного

интереса;

совершенствование

умений

различать

твёрдые/мягкие,

глухие/звонкие

согласные

звуки,

ударные/безударные

гласные

з ву к и ;

совершенствование умений различать буквы алфавита и звуки речи; развитие умений

самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к

родному

языку,

грамотному

обращению

с

языковым

материалом;

воспитание

аккуратности в работе.

Ход урока:

I.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь.

Садитесь.

– Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II.

Проверка домашнего задания

– Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.

Кстати,

что

такое

транскрипция?

На

каком

еще

уроке

вы

работаете

с

транскрипцией?

Получается (проверка по эталону):

Земля

лев

цветок

открыть

мороз

очки

,

и м л

,

а]

,

э ф]

[ц в

,

и т ок]

[а т к р ы т

,

]

[м а р о с

,

]

[а ч

,

к

,

и]

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой

строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».

III.

Изучение нового материала

– Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».

– Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

– Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?

1. Фонетический опрос

– Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.

– Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)

– На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

– Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)

– Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)

– Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

– Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

– Сколько букв в русском алфавите?

– Сколько гласных?

– Сколько согласных?

– В чем разница между буквой и звуком?

– Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

– Сколько непарных глухих? (4)

– Назовите. [х, ц, ч, щ]

– Сколько непарных мягких согласных? (3)

– Назовите. [ч

,

, щ

,

, й

,

]

– Сколько непарных твердых согласных? (3)

– Назовите. [ж, ш, ц]

– Сколько глысных звуков? (6)

– Сколько согласных звуков? (36)

– Сколько всего звуков? (42)

– Молодцы, ребята!

2. Физминутка

(Релакс) Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Солнышко

греет вас своими лучами. Вы слышите шум набегающих волн и крик чаек. Наберите в

руку песок, пропустите его сквозь пальцы. Вы ощущаете его тепло. День подходит к

концу. Море затихает. Открывайте глаза.

– Отдохнули. Теперь сели ровно. Спинки выпрямили.

Перейдем к изучению нового материала.

3. Объяснения учителя

– Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.

– А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор.

– С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень

1

.

Пень – 1 слог.

п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..

ь [-]

4 б., 3 зв.. [п

,

э н

,

]

– Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?

IV. Закрепление изученного.

1) – Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов (учащийся у доски)

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

ты′ква – 2 слога

т [т] – согл., парн., глух., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

в [в] – согл., парн., зв., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

камы´ш – 2 слога

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

м [м] – согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

ш [ш] – согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]

2) Работа в команде по карточкам

Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

АлфавИт, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт,

договОр, срЕдства, киломЕтр,

свЁкла, творог.

В

каком

слове

из

списка,

допустимо

2

варианта

ударения.

(творог-

творог)

Выпишите это слово.

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но

в

некоторых

сочетаниях

букв чн

не

так,

как

пишется,

а

по-другому

[шн],

например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произношение.

Например: булочная, гречневый, сливочный.

В

конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн].

Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

3) Правильно произнесите записанные слова.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

– Команда, все члены которой быстро и правильно справились с заданием получает

20 баллов.

V. Подведение итогов.

– Итак, ребята, наш урок заканчивается.

– Чему мы научились сегодня на уроке?

– Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

– Что на уроке понравилось больше всего?

Выставляем оценки, заработанные вами на уроке.

VI. Домашнее задание.

Открыли

дневники,

записываем

домашнее

задание:

выполнить

фонетический

разбор слов: ёж, медведь, цирк.

VII. Рефлексия (каждому раздаются карточки, ученики подчёркивают по одному из

ответов)

1. Тема сегодня на уроке была: сложная/простая

2. Я на уроке работал(а): активно/пассивно

3. Новая тема мне: понятна/непонятна

4. В целом уроком я: доволен/не доволен

5. Настроение после урока у меня: улучшилось/ухудшилось

Источник: https://sajtpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=878

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть