Фонетический разбор слова «класс»

Содержание

Фонетический разбор слова онлайн

Фонетический разбор слова «класс»

Написанный и произнесенный тексты чаще всего не совпадают. Букв в русской азбуке всего 33, а звуков в речи – бесконечное множество. Они различаются качеством произнесения, громкостью, на них влияют соседние звуки, ударение и другие фонетические явления.

(скрип находится в разработке, и имеет недостатки)

Введите нужное Вам слово:

Фонетический разбор слова – анализ буквенного и звукового его состава.

Правильно выполнить такой разбор – решить непростую лингвистическую задачу и выполнить сложную аналитическую работу. При этом нужно помнить следующее.

1. Анализируем звук, обозначенный буквой. Звуки при разборе заключаются в квадратные скобки. Транскрипция передает записью на листе звучание слова. Пример.

Голова – [галава́]

Разбирая слово, надо обязательно записать его в транскрипции, а в конце работы проверить и сравнить результаты.

2. Любое слово – определенный набор гласных и согласных букв. Примерно на 100 букв текста приходится 46 гласных. С ними в потоке речи происходят интересные явления. Выявить их помогает фонетический анализ всех букв.

При произношении звуки речи могут стоять в сильной (слышен отчетливо) и слабой (неясное произношение) позиции. Гласный под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая. В чистом виде гласный звучит только в сильной позиции. Молоко́ – [малакО́]

О – [а] вода – [вАда́]

Е – [и] метель – [м'Ит'э́л']

Я – [и] вязать – [в'Изат']

  • Е Ё Ю Я – особенные буквы, они выполняют двоякую роль в звуковом оформлении слов:
  • после гласных, ъ, ь, в начале слова – сразу два звука – [й'э], [й'о], [й'у], [й'а].

Яма – [й'ама], ежик – [й'ожык], юг – [й'ук].

  • после согласных – мягкость этого согласного и [э], [о], [у], [а].

Мята – [м'ата]

3. Согласные буквы обозначают звонкие звуки (образуются из голоса и шума) и глухие (в их образовании голос не участвует, только шум), твердые и мягкие.

  • Мягкими согласные звуки становятся, если за ним следует Ь, Е, Ё, Ю, Я, И, а также мягкий согласный может оказать смягчающее влияние на соседний звук (явление ассимиляции).

Мягкие в любой позиции: [й'][ч'][щ'] часы – [ч'асы], чеснок – [ч'иснок]

Не бывают мягкими: [ж][ш][ц] мышь – [мыш], живот – [жывот]

  • Согласные звуки также могут оказаться в слове в сильной или слабой позиции. В конце слова или в соседстве со звонкими или глухими буквами парные по глухости-звонкости буквы произносятся нечетко – в слабой позиции звонкий звук оглушается, а глухой становится звонким. Эти явления называются оглушением и озвончением.

Сгиб – [Зг'иП], вокзал – [ваГзал]

Это важно

1. Русский язык – красивый язык, не терпит неблагозвучия. Звуковой ряд в слове может не совпадать с буквенным написанием. Важно при фонетическом разборе слово произносить вслух, многое можно выявить только при проговаривании звуков.

  • Сч – [щ'] счастье – [щ'а́с'т'й'э]
  • Ч – [ш] чтобы – [што́бы]
  • Г – [в], [х] всего – [фс'иво́], легко – [л'ихко]
  • Тс – [ц] смеяться – [см'ий'аца], детство – [д'эЦтво]
  • Чн – [шн] конечно – коне[шн]о
  • Зч – [щ'] – [грущ'ик]

2. Заимствованные слова ведут себя в русском языке часто не по правилам чуждой им орфоэпии, о правильном произношении таких слов нужно справляться в словаре.

Пример.

Фонема – [фонЭма]

Стратегия – [стратЭг'и й'а, допустимо и страт'Ег'и й'а]

Как выполнить фонетический разбор?

  1. Запишите слово, разделив на слоги.
  2. Поставьте ударение. (Вспомните, что О,Е,Я в слабой позиции меняют значение).
  3. Дальше записывайте слово столбиком: сначала букву, рядом в строке обозначенный ею звук с полной характеристикой. В новой строке вторую букву, звук и его признаки.

    Так записывается все слово.

  4. Подчеркните звукобуквенный состав слова и подсчитайте количество букв и звуков.
  5. Чаще произносите разбираемое слово вслух – меньше ошибок допустите в разборе. Учтите вышеизложенную информацию о звуках русского языка и законах фонетики. Сверьте разобранное слово с его транскрипцией.

    Это полезно.

Разберем слово ночник

Ноч-ни́к

(В слове 2 слога, ударный звук И. Сразу мысленно отмечаем, что О в слабой позиции – [а]).

н – [н] – согласный, сонорный, твердый парный.

о – [а] – гласный, безударный.

ч – [ч'] – согласный, мягкий непарный, глухой непарный

н – [н'] – согласный, мягкий парный, сонорный.

и – [и] – гласный, ударный

к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный.

———————————————————-

6 букв, 6 звуков

Взгляните на транскрипцию – [нач'н'и́к]

Разбор выполнен верно.

Обратите внимание

В разных учебниках встречаются варианты обозначений одного и того же фонетического явления или звука.

  • Обозначение долгого звука: ванна – [ван:а], [ванна], [вана] с чертой над [н].
  • Апостроф над [й][ч] для обозначения мягкости не ставится.
  • Звук [щ'] обозначается как долгий [ш'].
  • Диалектные особенности произношения не должны учитываться при фонетическом разборе слова.

Грамотно выполненный, он помогает глубже разобраться в тайнах языка, понять их и писать без ошибок, учитывая законы фонетики.

Источник: https://distance-teacher.ru/mr/razbor-slova

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова «класс»

Фонетический разбор – это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1, которая ставится после слова для разбора (петь1).

При фонетическом разборе записывается:

! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!

Например:

петь [п’эт’] – 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).

ёж [й’ош] – 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука – согласный [й’] и гласный [о]).

Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:

Багаж1 был сдан в камеру хранения.

  Бага́ж [бага́ш] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, безударный;

г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.

В полях поспевала золотая рожь1.

  Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [о] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;

ь [-]

По дорожке семенил маленький ёжик1.

  Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

   [о] – звук гласный, ударный;

ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;

и [ы] – звук гласный, безударный;

к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 46, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Упражнение 216, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 190, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 114, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 140, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 185, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 200, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 262, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 352, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 64, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 84, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 135, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 169, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 22, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 384, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 407, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 549, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 625, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 311, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 112, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 551, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 587, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 588, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 18, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 23, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 405, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 440, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 446, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 463, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 50, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 107, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 116, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 155, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 180, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 184, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 371, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 392, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/81

Что такое фонетический разбор слова: оформление, транскрипция, примеры, полезные советы

Фонетический разбор слова «класс»

Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.

Под требуемым видом разбора понимается:

  • указание гласных и согласных звуков;
  • обозначение ударных гласных звуков;
  • указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;
  • определение количества букв и звуков.

Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:

  • определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;
  • определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;
  • умение отличать букву от звука;
  • деление слова на слоги.

Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.

Как сделать фонетический разбора слова

Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.

Шаг 1: слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.

Шаг 2: производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.

Шаг 3: определяются все возможные варианты переноса слова.

Шаг 4: осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк. Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей.

Шаг 5: происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных — ударность и безударность, для согласных — мягкость и твердость, глухость и звонкость.

Шаг 6: подсчёт количества звуков и букв.

Далее следует пример, по которому легко сориентироваться в соответствии пунктов последовательности разбора.

Друзья¹ — дру – зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) → [друз'й'а]

Перенос: дру – зья

д [д] – согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)

р [р] – согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый

у [у] – гл., безударный

з [з'] – согл., звонкий парный (з/с), мягкий

ь [-]

я [й'] – согл., звонкий непарный, мягкий непарный

   [а] – гл., ударный

6 букв, 6 звуков.

Игры по теме «фонетический разбор слова»

Опытным путем доказано, что научить ребенка чему угодно легче и полезнее в процессе игры. Даже, казалось бы, неигровая тема анализа слоговой структуры и звукового соответствия может стать интересной для ученика при правильном выборе методов ее преподнесения и контроля.

Детям всегда нравится угадывать и искать что-то, поэтому следующие задания будут как нельзя кстати.

Игра «Сундучок звуков» для фонетического разбора слова

Для развития конкуренции и повышения азарта игры, а значит и ее продуктивности, следует разделить детей на команды. У каждой команды будет импровизированный сундучок, который можно нарисовать на доске или бумаге, или вовсе склеить из картона. Можно сделать красивый сундучок и постоянно использовать его.

Задача каждой группы детей придумать слово, в котором будет наибольшее количество звуков. Соответственно, слова с твердым и мягким знаками могут уменьшить шансы на выигрыш, а вот присутствие букв Ё, Я и Ю, наоборот, будет ключом к победе. В каждом туре преподаватель называет тему, которой будут соответствовать слова, например, животные, профессии, спорт и т.п.

Временные рамки следует указать в зависимости от возраста ребят, для учеников младших классов средней школы это может быть 5-8 минут, а для старшеклассников — 3-4 минуты. Количество звуков в сундучке суммируется, а в конце выявляется команда-победитель, которую можно поощрить отметкой «отлично».

Фонетическая игра «Поиск потерявшихся слов»

Игру можно построить как в неподвижной форме, когда ребята будут сидеть за партами и искать слова на доске, так и в движении, запрятав листочки со словами на всей территории кабинета и позволив детям ходить и отыскивать их. Лучше всего разделить класс на команды, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью единого целого.

Преподаватель заранее готовит слова с различными фонетическими характеристиками, например, слова с ударениями на разный слог, со всеми парными звуками или всеми твёрдыми, слова, в которых звуков больше, чем букв и т.п.

Кроме того, слова должны соответствовать разным тематикам, например, птицы, содержимое пенала, еда. Учитель называет тему и характеристики требуемого слова, а дети ищут его.

Такую же игру можно сделать в форме интерактивного тренажера-презентации. Интерактивные тренажеры можно использовать не только в классе, но и давать ребятам в качестве домашнего задания.

Стоит иметь в виду, что слов одной тематики и с полностью одинаковыми характеристиками быть не должно, иначе это запутает школьников.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/liter/6645_chto_takoe_fonetichesky_razbor

Фонетический разбор слова: что такое фонетический разбор слова, что значит, как выполнять фонетический разбор

Фонетический разбор слова «класс»

Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

  • Как выполнять фонетический разбор?
  • Рекомендации при выполнении фонетического разбора
  • Что надо знать, делая фонетический разбор
  • Образец фонетического разбора
  • Что ещё полезно знать?

Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

: спряжения глаголов в русском языке, таблица.

Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

Как выполнять фонетический разбор?

Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:

  1. Написать разбираемое слово без ошибок.
  2. Разделить его по слогам.
  3. Определить слог под ударением.
  4. Отразить, как можно его переносить, не разрывая слогов.
  5. Указать в порядке очерёдности, какие звуки входят в слово.
  6. Охарактеризовать все звуки по очереди, перечислив их основные характеристики.
  7. Посчитать и записать, сколько всего букв и звуков.
  8. Отметить все факты, когда звук и обозначающая его буква не идентичны.

Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

: односоставные определенно личные предложения, их примеры.

Рекомендации при выполнении фонетического разбора

  1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
  2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
  3. Помните про орфограммы.
  4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

Что надо знать, делая фонетический разбор

Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .

: примеры и правила написания слова с суффиксом -оньк-.

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] — как [ы].

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .

Так, «гриб» произносится [гр’ып].

Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар , у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

Нужно знать! Что такое диалектизм?

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров.

корабль

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

[караб’л’]

К — [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

О — [а] гласный, безударный

Р — [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А — [а] гласный, ударный

Б — [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л — [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков.

гриб

грИб, один слог, ударный

[гр’ип]

Г — [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р — [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

И — [ы] гласный, ударный

Б — [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука.

ёж

Ёж, один слог, ударный

[йош]

Ё — [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

— [о] гласный, ударный

Ж — [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука.

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так.

В лингвистике это называется фонетическим словом.

Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг.

В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении.

Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями.

Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х].

Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/chto-takoe-foneticheskij-razbor-slova-chto-eto-znachit.html

Фонетический разбор слова в начальной школе

Фонетический разбор слова «класс»

Фонетический разбор слова является главной темой, которую начинают изучать в 1 классе, во 2 классе и в последующие годы этот пласт знаний дополняется более сложным материалом, отрабатывается на практических упражнениях. Данная статья раскрывает основные тематические понятия, показывает, как сделать фонетический разбор слова.

Основные понятия: фонетика, буква, звук

К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.

Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.

Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».

Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.

Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.

Звуки также подразделяются на гласные и согласные.

Фонетика гласных

Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как ой звук. Он обладает певучестью.

Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.

Совет! Первокласснику легко будет подсчитывать слоги в слове, если во время отчётливого произношения удерживать выпрямленную ладонь под подбородком. Поток гласных заставит подбородок биться о ладонь. Подсчитав удары, можно определить, какое число словарных слогов получилось.

Гласные звуки в русском языке

Фонетика согласных

Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.

Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.

Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, [п] — [п′], а также непарные твёрдые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ш′], [й], [ч]).

Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ([з] — [с], [з′] — [с′]). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например [й] и непарные глухие, например, [ч].

Совет! Приём поможет малышу понять принадлежность звука: ребёнку предлагается закрыть уши ладонями и проговорить непонятный для него звук. Если во время проговаривания ему послышался голос, то звук относится к звонким. Если шум — к глухим.

«Фонетическая транскрипция»

Правила фонетического разбора

Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:

  • звуки [е], [ё], [ю], [я] как фонетические единицы не образуются;
  • согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
  • согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е». Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
  • гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о];
  • если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — [э] или [и], «е» — [и], «э» — [э] или [и], «о» — [а];
  • «ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — [й’а], «ю» — [й’у], «е» — [й’э], «ё» — [й’о] (ударные) и «я» — [й’и], «е» — [й’и] (безударные);
  • «и», следующая за «ь», звучит удвоенно [й’и];
  • «и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как [ы];
  • мягкость согласного обозначают с помощью символа [‘], например [л’];
  • тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
  • «й», «ч», «щ» всегда мягкие;
  • «ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
  • «й» всегда звучит мягко и звонко;
  • «л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
  • «х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
  • если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — [п], «д» — [т], «г» — [к], «з» — [с], «в» — [ф];
  • непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
  • удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
  • удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
  • «ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
  • «ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
  • «ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.

Звуко-фонетический разбор слова

Ниже приведена схема фонетического разбора слова:

  1. понятие прописывается в тетради;
  2. показывается на какую букву приходится ударение;
  3. обозначается число слогов;
  4. разбираемое понятие прописывается по вертикали;
  5. около всех буквенных знаков прописать в [ ] их звуковую интерпретацию;
  6. всем звуковым обозначениям даётся характеристика:
  7. для гласного (находится в ударном положении или безударном),
  8. для согласного (глухость, звонкость, твёрдость, мягкость, парность);
  9. под чертой обозначается число буквенных и звуковых символов.

Пример фонетического разбора слова

туча — слово состоит из двух слогов: ту-ча.

т — [т] — согл., парн. глухой, парн. твёрд.у — [у] — гласн., ударн.ч — [ч’] — согл., непарн. глухой, непарн. мягк.

а — [а] — гласн., безударн.

В слове четыре буквы, четыре звука.

Итак, фонетический разбор слова представляет собой анализ слоговой и звуковой структуры слова.

Читайте так же

Гласные звуки в русском языке

Чем отличается звук от буквы

Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/foneticheskij-razbor-slova.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть