Фонетический разбор слова «образец»

Содержание

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова «образец»

Подробности Создано: 30 июля 2012 185486

Как сделать фонетический разбор? Фонетический разбор — трудоёмкое занятие! Чтобы правильно сделать его, нужно знать несколько правил. Первое. Знать виды звуков и правильные названия букв. Здесь фонетика дружит с графикой!

В школе в отличие от вуза фонология и её основные понятия не изучаются, хотя и употребляются слово «фонема» и выражения «слабая позиция» (под ударением) и «сильная позиция» (без ударения).

Для обозначения звука и его пары: [б], [б’], [п], [п’] – служат квадратные скобки [ ]. Круглые скобки здесь неуместны!

Буквы заключаются в кавычки « » и называются так же, как и в алфавите. Например, буква «ка», «эф», «э оборотное», «и краткое», «ща», «че».

Смотрите алфавит и выучите все названия букв!

Второе. Нужно иметь представления о транскрипции и её символах.

Запомни и применяй знаки фонетической транскрипции!

[ó] – знак основного ударения над гласным звуком (мОжно).

[`] – знак дополнительного ударения над гласным звуком (жủзнеобеспЕчение).

[Λ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а») в начале слова или в первом предударном слоге после твердых согласных: окно [Λкнó], актив [Λкт’ủф].

[j’] – (йот) в нашем алфавите нет знака, принято «и краткое» или йотированная буква «й» («и краткое»).

Если в слове есть так называемые йотированные буквы «е», «ё», «ю», «я», то в транскрипции мы указываем 2 звука [j’+э], [j’+о], [j’+у], [j’+а].

Эти звуки произносятся в 3 позициях и всегда под ударением:

1) в самом начале слова: ель [j’эл’], ёж [j’ош], юла [j’ула], яд [j’ат];

2) после гласного: моем [мΛj’эм], поём [пΛ j’ом,] поют [пΛj’ут], маяк [мΛj’ак],

3) после разделительных Ъ и Ь знаков: въезд [вj’эст], шьёт [шj’от], шьют [шj’ут], семья [с’иэм’j’а].

Их легко перепутать с гласными [э], [о], [у], [а] в словах после мягких согласных: веточка [в’этач’ка] или [в’этъч’къ], лёд [л’от], утюг [ут’ук], мяч [м’ач’], зверь [зв’эр’].

[иэ] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [и-э], так произносятся гласные в первом предударном слоге после мягких согласных (пишутся буквы «а», «е», «э»): часы [ч’иэсы], весна [в’иэсна] или [в’иэснъ].

[ыэ] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [ы-э] или [ы-а], так произносятся гласные в первом предударном слоге после твердых согласных (пишутся буквы «э», «е»): этаж [ыэташ], цена [цыэна], шестой [шыэстоj’], жена [жыэна].

[ъ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «е») во всех предударных и заударных слогах после твердых согласных:
молодой [мълΛдоj’], материнский [мът’иэр’инск’иj’], хорошо [хърΛшо], кашей [кашъj’].

[ь] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «я», «е») во всех безударных слогах после мягких согласных:
бережка [б’ьр’иэшка], пятачок [п’ьтΛч’ок], на мачте [нΛмач’т’ь], часовой [ч’ьсΛвоj’], щебетать [щ’ьб’иэтат’].

[–] – указание на отсутствие звука, когда в слове есть буквы «мягкий знак” или “твёрдый знак”.

Можно использовать упрощенную систему для передачи звуковой оболочки слова, то есть буквы «й, а, о, э, у, и».

Третье. Не забудем об ударении.

Ударение отличает слова и их формы по звуковому составу (текут рЕки – жить у рекИ; мыть рУки – нет рукИ).

Записали слово и обязательно поставим ударение!

Четвертое. Дадим полную характеристику каждому звуку.

Основное коварство содержится в согласных звуках. Они имеют 4 характеристики: звонкость и глухость, твердость и мягкость. Не забудьте о парных и непарных.

В разборе нужно указывать полную характеристику согласного звука. При этом учитываем процессы озвончения и оглушения согласных.

Глухие перед звонким согласным озвончаются: cгореть [згΛр’эт’], просьба [проз’бъ].

В конце слова звонкий согласный оглушается: берег [б’эр’ьк].

Перед глухим согласным звуком звонкий тоже оглушается: сказка [скаскъ].

Некоторые согласные звуки, стоящие перед мягкими согласными, смягчаются [н, с, з, т, д]: винтик [в’ин’т’ик], кости [кос’т’и].

[’] – знак обозначения мягкости согласного звука: дождь [дошт’] или [дощ’].

Звуки [с’] и [з’] мягкие на конце приставок С-, ИЗ-, РАЗ- перед “Ъ”: съел [c’j’эл], изъездил [из’j’эз’д’ил].

Пятое. Некоторые сочетания согласных произносятся как долгие.

[‾] – знак долготы согласного звука: бояться [бΛj’аЦъ], лётчик [л’оЧ’ик].

При стечении нескольких согласных один из них может не произноситься [т, д, в, л]: чувство [ч’уствъ], поздно [познъ].

План фонетического разбора

1. Запишем слово.2. Поставим ударение.3. Запишем справа транскрипцию слова, разделим его на слоги. 4. Охарактеризуем все звуки, записывая их сверху вниз:        4.1. ударный-безударный для гласных;        4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных;        4.3. укажем, какой буквой обозначен каждый звук.5. Подсчитаем количество звуков и букв.

6. Объясним несоответствия между звуками и буквами.

Образец записи

Óсень – [о-с’ьн’], 2 слога
[Ó] – гласный, ударный, обозначен буквой «о»

Слова «обозначен буквой» можно не писать, а сразу указывать название буквы!

[с’] – согласный, глухой, пара [з’], мягкий, пара [с], «эс»[ь] – гласный, безударный, «е»      [н’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [н], «эн»

[–]                                                         «мягкий знак»

4 звука, 5 букв

Звуков меньше, чем букв, так как есть «мягкий знак».

Примеры

Язык1

ЯзЫк – [j’иэ-зык], 2 слога
[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный

[иэ] – гласный, безударный                                               обозначен буквой «я»[з] – согласный, звонкий, пара [с], твёрдый, пара [з’], «зэ»[ы] – гласный, ударный, «ы»     [к] – согласный, глухой, пара [г], твёрдый, пара [к’], «ка»

5 звуков, 4 буквы

Звуков больше, чем букв, так как есть йотированная гласная «я» в начале слова.

Рябина1

РябИна – [р’иэ-б’и-нъ], 3 слога

[р’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [р], «эр»
[иэ] – гласный, безударный, «я»     [б’] – согласный, звонкий, пара [п], мягкий, пара [б], «бэ»[и] – гласный, ударный, «и»[н] – согласный, сонорный, непарный, твёрдый, пара [н’], «эн»[ъ] – гласный, безударный, «а»

6 звуков, 6 букв

СтОят1 (о цене предмета: дОрого стОят туфли).

СтОят – [сто-j’ьт], 2 слога

[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»    [о] – гласный, ударный, «о»[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный

[ь] – гласный, безударный                                              обозначен буквой «я»

[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»

6 звуков, 5 букв

Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «я» стоИт после гласной.

СтоЯт1 (о действии: стоЯт у дороги и ждут).

СтоЯт – [стΛ-j’ат], 2 слога

[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»    [Λ] – гласный, безударный, «о»[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный

[а] – гласный, ударный                                              обозначен буквой «я»

[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»

6 звуков, 5 букв

Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «я» стоИт после гласной.

Общение1

ОбщЕние – [Λп-щ’э-н’и-j’ь], 4 слога

[Λ] – гласный, безударный, «о»[п] – согласный, глухой, пара [б], твёрдый, пара [п’], «бэ»     [щ’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «ща»[э] – гласный, ударный, «е»[н’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [н], «эн»[и] – гласный, безударный, «и»[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный

[ь] – гласный, безударный                                              обозначен буквой “е”

8 звуков, 7 букв

Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «е» стоИт после гласной.

Читатель1

ЧитАтель – [ч’и-та-т’ьл’], 3 слога

[ч’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «че»[и] – гласный, безударный, «и»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»   [а] – гласный, ударный, «а»[т’] – согласный, глухой, пара [д], мягкий, пара [т], «тэ»[ь] – гласный, безударный, «е»                                              [л’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [л], «эль»[–]                                                         «мягкий знак»

7 звуков, 8 букв

Звуков меньше, чем букв, так как есть «мягкий знак».

Точка1

ТОчка – [точ’-къ], 2 слога

[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»[о] – гласный, ударный, «о»[ч’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «че»[к] – согласный, глухой, пара [г], твёрдый, пара [к’], «ка»   [ъ] – гласный, безударный, «а»

5 звуков, 5 букв

Весна1

ВеснА – [в’иэ-снъ], 2 слога

[в’] – согласный, звонкий, [ф], мягкий, пара [в], «вэ»
[иэ] – гласный, ударный, «е»     [с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»[н] – согласный, сонорный, непарный, твёрдый, пара [н’], «эн»[ъ] – гласный, безударный, «а»

5 звуков, 5 букв

Идёт1

Идёт – [и-д’от], 2 слога

[и] – гласный, безударный, «и»     [д’] – согласный, звонкий, пара [т’], мягкий, пара [д], «дэ»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»

4 звука, 4 буквы

Попробуйте сами разобрать слова:

Лошадь

Смеются

Яблоко

Всё

Солнце

Поют

Проверьте свой результат, нажав на каждое из этих слов по порядку.

Источник: http://ruslita.ru/kalendar/2013/11/22

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Фонетический разбор слова «образец»

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.

Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.

Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.

Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Фонетический разбор слова «образец»

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы  его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва сло­ва.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов.  Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и зву­ков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные зву­ки.

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке име­ют­ся

6 глас­ных зву­ков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

и 10 глас­ных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я.

Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве уда­ре­ние.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они иска­жа­ют­ся:

  •  бук­ва «о» обо­зна­ча­ет звук [а];

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

  • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие соглас­ные:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голо­са:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких соглас­ных.

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мяг­кие:

[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’],  [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’];

Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

а бук­вы «ж», «ш», «ц» —  твер­дые зву­ки [ж], [ш], [ц].

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство зву­ков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем зву­ков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 зву­ка
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 зву­ков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 зву­ков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в сло­ве:

1. в нача­ле сло­ва:

  • е́дкий [й’ э т к’и й’]
  • ёмкий [й’ о м к’ и й’]
  • ю́ный [й’ у н ы й’]
  • я́сли [й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных зву­ков:

  • поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • поём [п а й’ о м]
  • каю́та [к а й’ у т а]
  • мая́к [м а й’ а к]

3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жулье́н [ж у л’ й э’ н]
  • въе́хать [в й ‘э х а т’]
  • курьёз [к у р’ й’ о с]
  • отъём [а т й’ о м]
  • рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъя́н [и з’ й’ а н]
  • вью́нок [в’ й’ у н о к]
  • предъюбиле́йный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

https://www.youtube.com/watch?v=by-LmUbztgA

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мяг­кость:

  • сел [с’ э л]
  • нёс [н’ о с]
  • люк [л’ у к]
  • пять [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
  • все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л].

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]

  • брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков мень­ше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 зву­ка;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 зву­ка.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат сло­ва:

  • све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный  [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог удар­ный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • [о] — глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • бук­ва «н»— [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 зву­ков.

урок «Фонетический разбор слов»

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме уро­ка.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/zvuko-bukvennyiy-analiz-slova.html

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова «образец»

Порядок разбора:

  1. Слоги, ударение.

  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

  3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.

  4. Количество звуков и букв.

Устный разбор:

1. голубь

2. Вслове голубь2 слога

3. Ударение падаетна первый слог: гÓлубь

4. В слове 2 гласн.,3 согл.

6. буквой г(гэ) обозначензвук [г] – согласный, звонкий, твердый;

буквой ообозначен ударный звук [Ó];

буквой л(эль) обозначен согласныйзвук [л] –согласный, звонкий, твердый;

буквой уобозначенбезударный гласный звук – [у];

буквой б(бэ) обозначен согласный звук [п’] –глухой, мягкий;мягкость звукаобозначена буквой ь(мягкий знак);

буква «мягкийзнак» звука не обозначает.

  1. В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.

Письменныйразбор:

Го лубь – 2 слога,2 гласн., 3 согл.

г – [г]– согл., зв (п.)., тв. (п.)

о – [о]– гл., удар.

л – [л]– согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у – [у]– гл., безуд.

б – [п’]– согл., глух. (п.), мягк. (п.)

ь– [-]

________________________

6 букв, 5 звуков

Морфемный разбор слова

  • Формообразующие суффиксы глаголов : -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-

(-ти-)(суффикс инфинитива), суффиксы причастийи деепричастий – не входят в основуслова:

Писал,читать, принести.

  • У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:

Жечь,беречь.

  • Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:

Открывается.

Словообразовательный разбор слова

      1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).

      2. Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель).

      3. Определить, от чего образована основа ( от слуша- из слова слушать)

Морфологический разбор имени существительного

План разбора:

I.Часть речи. Общее значение (предмет,предметность).

П. Морфологическиепризнаки.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

  2. Постоянные признаки:

а) собственное— нарицательное,

б) одушевленное— неодушевленное,

в) род,

г) склонение.

3. Непостоянныепризнаки:

а) падеж,

б) число.

III.Синтаксическая функция (каким членомпредложения является).

Образец устного разбора:

… восстановилокоманду против упрямца и задиры…

I. Команду— имясуществительное, значение предметности.

II. Морфологическиепризнаки.

  1. Начальная форма — команда.

  2. Постоянные признаки:а) нарицательное,б) неодушевленное,в) женский род,

г) 1-есклонение.

3. Непостоянныепризнаки: а) употребленов винительном падеже, б) вединственном числе.

III. Впредложении является дополнением.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора:

I.Часть речи. Общее значение — признакпредмета.

П. Морфологическиепризнаки.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

  2. Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное.

3. Непостоянныепризнаки:

1) укачественных: а) степень сравнения, б) краткаяили полная форма;

2) увсех прилагательных:

а) падеж, б) число, в) род.

III.Синтаксическая роль (каким членомпредложения является).

Образец устногоразбора:

… разговариваемо теперешнем состоянии России …

I.Теперешнем(состоянии)— имя прилагательное, обозначает признакпредмета. предмета. Морфологическиепризнаки.

  1. Начальная форма — теперешний.

  2. Постоянные признаки: относительное.

  3. Непостоянные признаки:

а) употребленов предложном падеже,

б) вединственном числе,

в) всреднем роде.

III.В предложении является согласованнымопределением. Осостоянии (каком?) теперешнем.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6210588/

Фонетический разбор слова: что такое фонетический разбор слова, что значит, как выполнять фонетический разбор

Фонетический разбор слова «образец»

Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

  • Как выполнять фонетический разбор?
  • Рекомендации при выполнении фонетического разбора
  • Что надо знать, делая фонетический разбор
  • Образец фонетического разбора
  • Что ещё полезно знать?

Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

: спряжения глаголов в русском языке, таблица.

Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

Как выполнять фонетический разбор?

Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:

  1. Написать разбираемое слово без ошибок.
  2. Разделить его по слогам.
  3. Определить слог под ударением.
  4. Отразить, как можно его переносить, не разрывая слогов.
  5. Указать в порядке очерёдности, какие звуки входят в слово.
  6. Охарактеризовать все звуки по очереди, перечислив их основные характеристики.
  7. Посчитать и записать, сколько всего букв и звуков.
  8. Отметить все факты, когда звук и обозначающая его буква не идентичны.

Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

: односоставные определенно личные предложения, их примеры.

Рекомендации при выполнении фонетического разбора

  1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
  2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
  3. Помните про орфограммы.
  4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

Что надо знать, делая фонетический разбор

Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .

: примеры и правила написания слова с суффиксом -оньк-.

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] — как [ы].

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .

Так, «гриб» произносится [гр’ып].

Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар , у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

Нужно знать! Что такое диалектизм?

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так.

В лингвистике это называется фонетическим словом.

Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг.

В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении.

Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями.

Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х].

Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/chto-takoe-foneticheskij-razbor-slova-chto-eto-znachit.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть