Фонетический разбор слова «образец»
Фонетический разбор
Подробности Создано: 30 июля 2012 185486
Как сделать фонетический разбор? Фонетический разбор — трудоёмкое занятие! Чтобы правильно сделать его, нужно знать несколько правил. Первое. Знать виды звуков и правильные названия букв. Здесь фонетика дружит с графикой!
В школе в отличие от вуза фонология и её основные понятия не изучаются, хотя и употребляются слово «фонема» и выражения «слабая позиция» (под ударением) и «сильная позиция» (без ударения).
Для обозначения звука и его пары: [б], [б’], [п], [п’] – служат квадратные скобки [ ]. Круглые скобки здесь неуместны!
Буквы заключаются в кавычки « » и называются так же, как и в алфавите. Например, буква «ка», «эф», «э оборотное», «и краткое», «ща», «че».
Смотрите алфавит и выучите все названия букв!
Второе. Нужно иметь представления о транскрипции и её символах.
Запомни и применяй знаки фонетической транскрипции!
[ó] – знак основного ударения над гласным звуком (мОжно). [`] – знак дополнительного ударения над гласным звуком (жủзнеобеспЕчение). [Λ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а») в начале слова или в первом предударном слоге после твердых согласных: окно [Λкнó], актив [Λкт’ủф]. [j’] – (йот) в нашем алфавите нет знака, принято «и краткое» или йотированная буква «й» («и краткое»).Если в слове есть так называемые йотированные буквы «е», «ё», «ю», «я», то в транскрипции мы указываем 2 звука [j’+э], [j’+о], [j’+у], [j’+а].
Эти звуки произносятся в 3 позициях и всегда под ударением:
1) в самом начале слова: ель [j’эл’], ёж [j’ош], юла [j’ула], яд [j’ат];
2) после гласного: моем [мΛj’эм], поём [пΛ j’ом,] поют [пΛj’ут], маяк [мΛj’ак],
3) после разделительных Ъ и Ь знаков: въезд [вj’эст], шьёт [шj’от], шьют [шj’ут], семья [с’иэм’j’а].
Их легко перепутать с гласными [э], [о], [у], [а] в словах после мягких согласных: веточка [в’этач’ка] или [в’этъч’къ], лёд [л’от], утюг [ут’ук], мяч [м’ач’], зверь [зв’эр’].
[иэ] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [и-э], так произносятся гласные в первом предударном слоге после мягких согласных (пишутся буквы «а», «е», «э»): часы [ч’иэсы], весна [в’иэсна] или [в’иэснъ]. [ыэ] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [ы-э] или [ы-а], так произносятся гласные в первом предударном слоге после твердых согласных (пишутся буквы «э», «е»): этаж [ыэташ], цена [цыэна], шестой [шыэстоj’], жена [жыэна]. [ъ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «е») во всех предударных и заударных слогах после твердых согласных:молодой [мълΛдоj’], материнский [мът’иэр’инск’иj’], хорошо [хърΛшо], кашей [кашъj’]. [ь] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «я», «е») во всех безударных слогах после мягких согласных:
бережка [б’ьр’иэшка], пятачок [п’ьтΛч’ок], на мачте [нΛмач’т’ь], часовой [ч’ьсΛвоj’], щебетать [щ’ьб’иэтат’]. [–] – указание на отсутствие звука, когда в слове есть буквы «мягкий знак” или “твёрдый знак”. Можно использовать упрощенную систему для передачи звуковой оболочки слова, то есть буквы «й, а, о, э, у, и».
Третье. Не забудем об ударении.
Ударение отличает слова и их формы по звуковому составу (текут рЕки – жить у рекИ; мыть рУки – нет рукИ).
Записали слово и обязательно поставим ударение!
Четвертое. Дадим полную характеристику каждому звуку.
Основное коварство содержится в согласных звуках. Они имеют 4 характеристики: звонкость и глухость, твердость и мягкость. Не забудьте о парных и непарных.
В разборе нужно указывать полную характеристику согласного звука. При этом учитываем процессы озвончения и оглушения согласных.
Глухие перед звонким согласным озвончаются: cгореть [згΛр’эт’], просьба [проз’бъ].
В конце слова звонкий согласный оглушается: берег [б’эр’ьк].
Перед глухим согласным звуком звонкий тоже оглушается: сказка [скаскъ].
[’] – знак обозначения мягкости согласного звука: дождь [дошт’] или [дощ’].Некоторые согласные звуки, стоящие перед мягкими согласными, смягчаются [н, с, з, т, д]: винтик [в’ин’т’ик], кости [кос’т’и].
Звуки [с’] и [з’] мягкие на конце приставок С-, ИЗ-, РАЗ- перед “Ъ”: съел [c’j’эл], изъездил [из’j’эз’д’ил].
Пятое. Некоторые сочетания согласных произносятся как долгие.
[‾] – знак долготы согласного звука: бояться [бΛj’аЦъ], лётчик [л’оЧ’ик].При стечении нескольких согласных один из них может не произноситься [т, д, в, л]: чувство [ч’уствъ], поздно [познъ].
План фонетического разбора
1. Запишем слово.2. Поставим ударение.3. Запишем справа транскрипцию слова, разделим его на слоги. 4. Охарактеризуем все звуки, записывая их сверху вниз: 4.1. ударный-безударный для гласных; 4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных; 4.3. укажем, какой буквой обозначен каждый звук.5. Подсчитаем количество звуков и букв.
6. Объясним несоответствия между звуками и буквами.
Образец записи
Óсень – [о-с’ьн’], 2 слога
[Ó] – гласный, ударный, обозначен буквой «о»
Слова «обозначен буквой» можно не писать, а сразу указывать название буквы!
[с’] – согласный, глухой, пара [з’], мягкий, пара [с], «эс»[ь] – гласный, безударный, «е» [н’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [н], «эн» [–] «мягкий знак»4 звука, 5 букв
Звуков меньше, чем букв, так как есть «мягкий знак».
Примеры
Язык1
ЯзЫк – [j’иэ-зык], 2 слога
[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный
5 звуков, 4 буквы
Звуков больше, чем букв, так как есть йотированная гласная «я» в начале слова.
Рябина1
РябИна – [р’иэ-б’и-нъ], 3 слога
[р’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [р], «эр»[иэ] – гласный, безударный, «я» [б’] – согласный, звонкий, пара [п], мягкий, пара [б], «бэ»[и] – гласный, ударный, «и»[н] – согласный, сонорный, непарный, твёрдый, пара [н’], «эн»[ъ] – гласный, безударный, «а»
6 звуков, 6 букв
СтОят1 (о цене предмета: дОрого стОят туфли).
СтОят – [сто-j’ьт], 2 слога
[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ» [о] – гласный, ударный, «о»[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный [ь] – гласный, безударный обозначен буквой «я» [т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»6 звуков, 5 букв
Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «я» стоИт после гласной.
СтоЯт1 (о действии: стоЯт у дороги и ждут).
СтоЯт – [стΛ-j’ат], 2 слога
[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ» [Λ] – гласный, безударный, «о»[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный [а] – гласный, ударный обозначен буквой «я» [т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»6 звуков, 5 букв
Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «я» стоИт после гласной.
Общение1
ОбщЕние – [Λп-щ’э-н’и-j’ь], 4 слога
[Λ] – гласный, безударный, «о»[п] – согласный, глухой, пара [б], твёрдый, пара [п’], «бэ» [щ’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «ща»[э] – гласный, ударный, «е»[н’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [н], «эн»[и] – гласный, безударный, «и»[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный [ь] – гласный, безударный обозначен буквой “е”8 звуков, 7 букв
Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «е» стоИт после гласной.
Читатель1
ЧитАтель – [ч’и-та-т’ьл’], 3 слога
[ч’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «че»[и] – гласный, безударный, «и»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ» [а] – гласный, ударный, «а»[т’] – согласный, глухой, пара [д], мягкий, пара [т], «тэ»[ь] – гласный, безударный, «е» [л’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [л], «эль»[–] «мягкий знак»7 звуков, 8 букв
Звуков меньше, чем букв, так как есть «мягкий знак».
Точка1
ТОчка – [точ’-къ], 2 слога
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»[о] – гласный, ударный, «о»[ч’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «че»[к] – согласный, глухой, пара [г], твёрдый, пара [к’], «ка» [ъ] – гласный, безударный, «а»5 звуков, 5 букв
Весна1
ВеснА – [в’иэ-снъ], 2 слога
[в’] – согласный, звонкий, [ф], мягкий, пара [в], «вэ»[иэ] – гласный, ударный, «е» [с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»[н] – согласный, сонорный, непарный, твёрдый, пара [н’], «эн»[ъ] – гласный, безударный, «а»
5 звуков, 5 букв
Идёт1
Идёт – [и-д’от], 2 слога
[и] – гласный, безударный, «и» [д’] – согласный, звонкий, пара [т’], мягкий, пара [д], «дэ»[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»4 звука, 4 буквы
Попробуйте сами разобрать слова:
Лошадь
Смеются
Яблоко
Всё
Солнце
Поют
Проверьте свой результат, нажав на каждое из этих слов по порядку.
Источник: http://ruslita.ru/kalendar/2013/11/22
Морфологический разбор слова с примерами и онлайн
Введите слово без ошибок:
Например: смотришь, чуть, быстры
Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.
разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.
Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.
Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.
Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.
Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.
Также вам помогут Части речи.
Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.
Рассмотрим примеры морфологического разбора.
Морфологический разбор существительного
- начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- склонение
- число;
- падеж;
- роль в предложении.
Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
План разбора прилагательного
- начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
- разряд (качественное, относительное или притяжательное);
- краткое или полное (только о качественном);
- степень сравнения (только о качественном);
- род (только о единственном числе);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.
Числительное (порядок разбора):
https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org
- начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
- разряд по значению (количественное, порядковое);
- разряд по составу (простое, сложное, составное);
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных);
- роль в предложении.
Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.
Местоимение (порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
- разряд по значению;
- род (если есть);
- падеж
- число (если есть);
- роль в предложении.
Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.
Морфологический разбор глагола
- инфинитив (начальная форма);
- возвратный или невозвратный;
- переходный или непереходный;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (для изъявительного наклонения);
- лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
- род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
- число;
- роль в предложении.
Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
Причастие (порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
- инфинитив;
- вид;
- время;
- возвратное или невозвратное (для действительного);
- переходное или непереходное (для действительного);
- полное или краткое (для страдательного);
- род (для единственного числа);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (порядок разбора):
- глагол, от которого образовано;
- вид;
- возвратное или невозвратное;
- переходное или непереходное;
- роль в предложении.
Деепричастие (образец разбора):
Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие (порядок разбора):
- разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
- степень сравнения (если есть).
Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.
Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:
Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.
Посмотрите также Фонетический разбор.
Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
Звуко-буквенный разбор слова — это характеристика звукового и буквенного состава слова. Чтобы его выполнить, пишется транскрипция — точная запись звукового состава слова.
Звуко-буквенный разбор слова необходим для осознанного овладения русским языком, грамотного написания слов, особенно в тех случаях, когда в словах есть безударные гласные, непроизносимые согласные, буквы, обозначающие два звука, буквы, не обозначающие звуков и пр.
Фонетический разбор выполняется в несколько этапов. Звуко-буквенный разбор предполагает деление слова на слоги в соответствии с количеством гласных звуков, постановку ударения, запись звучания слова. Затем проводится фонетический анализ каждого звука. Фонетический разбор завершается подсчетом количества букв и звуков.
Буквы и звуки
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, научимся различать, что на бумаге мы видим буквы, а когда произносим слово, то слышим звуки. Буквы — это графические знаки, с помощью которых можно обозначить звуки речи.
В русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки образуются при свободном прохождении воздуха изо рта. Они состоят только из голоса. В русском языке имеются
6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]
и 10 гласных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я.
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы] звучат после твердых согласных звуков, а буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обозначают, что предыдущий согласный звук является мягким. Эта фонетическая мягкость обозначается специальным значком — апострофом:
- лён [л’ о н]
- редис [р’ и д’ и с]
- соль [с о л’]
Для выполнения звуко-буквенного разбора следует поставить в слове ударение.
Под ударением гласные звуки звучат отчетливо, а без ударения они искажаются:
- буква «о» обозначает звук [а];
до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]
- после согласных буквы «е», «я» без ударения соответствует звуку [и]
cтена́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]
Каждый гласный звук в одиночку или в сочетании с одним или с несколькими согласными согласными образует фонетический слог:
- бо-ло-то
- кра-со-та
- у-ди-ви-тель-ный
- ли-ни-я
Согласные буквы и звуки
В русской речи звучат 36 согласных звуков. При их произношении выдыхаемый воздух трется об губы, язык и щеки, в результате чего возникает шум.
Всегда звонкие согласные [л], [м], [н], [р] произносятся с участием голоса и минимальным шумом.
Если согласные звуки произносятся с бо́льшей долей голоса и шума, то образуются звонкие согласные:
[б], [в], [г], [д], [ж], [з].Каждому звонкому согласному соответствует парный глухой согласный, который произносится с большей долей шума, чем голоса:
- [б] — [п];
- [в] — [ф];
- [г] — [ к];
- [д] — [т];
- [ж] — [ш];
- [з] — [с].
Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обозначают глухие согласные [х], [ц], [ч’], [щ’], у которых нет парных звонких согласных.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие:
[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’];Выполняя звуко-буквенный анализ, учитываем, что буквы «й», «ч» и «щ» обозначают всегда мягкие звуки [й’], [ч’], [щ’],
а буквы «ж», «ш», «ц» — твердые звуки [ж], [ш], [ц].
Как научиться делать звуко-буквенный разбор
Для того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть:
- одинаковое количество звуков;
- звуков больше, чем букв;
- букв больше, чем звуков.
Примеры
- не́бо [н’ э б а] — 4 буквы, 4 звука
- ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
- купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков
При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:
1. в начале слова:
- е́дкий [й’ э т к’и й’]
- ёмкий [й’ о м к’ и й’]
- ю́ный [й’ у н ы й’]
- я́сли [й’ а с’ л’ и]
2. после других гласных звуков:
- поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
- поём [п а й’ о м]
- каю́та [к а й’ у т а]
- мая́к [м а й’ а к]
3. после разделительных «ь» и «ъ»:
- жулье́н [ж у л’ й э’ н]
- въе́хать [в й ‘э х а т’]
- курьёз [к у р’ й’ о с]
- отъём [а т й’ о м]
- рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
- изъя́н [и з’ й’ а н]
- вью́нок [в’ й’ у н о к]
- предъюбиле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]
Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.
https://www.youtube.com/watch?v=by-LmUbztgA
После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:
- сел [с’ э л]
- нёс [н’ о с]
- люк [л’ у к]
- пять [п’ а т’]
Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»
- ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к];
- сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
- все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л].
В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]
- брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
- мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]
В конце глаголов буквосочетания -тся и -ться звучат как [ца]:
- бои́тся [б а и ц а];
- стели́ться [с’ т’ и л и ц а].
В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:
- знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
- речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.
Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук.
Послушаем, как звучат слова:
- све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
- гво́зди [г во з’ д’ и]
- жизнь [ж ы з’ н’]
- зо́нтик [з о н’ т’ и к]
Образец фонетического разбора
Источник изображения: fedsp.com
Пример звуко-буквенного разбора
Чтобы выполнить звуко-буквенный разбор, запишем слово и поставим в нем ударение. Разделим его на фонетические слоги. Учитывая все фонетические изменения в слове, запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки слова в квадратных скобках. Дадим фонетическую характеристику каждому звуку.
Например, выполним фонетический разбор слова «ёлочный»:
ёлочный [й’ о л а ч’ н ы й’]
ё-ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- [о] — гласный ударный;
- буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — [а] — гласный безударный;
- буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
- буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.
урок «Фонетический разбор слов»
Для закрепления материала посмотрите видео по теме урока.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/zvuko-bukvennyiy-analiz-slova.html
Фонетический разбор слова
Порядок разбора:
Слоги, ударение.
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв.
Устный разбор:
1. голубь
2. Вслове голубь2 слога
3. Ударение падаетна первый слог: гÓлубь
4. В слове 2 гласн.,3 согл.
6. буквой г(гэ) обозначензвук [г] – согласный, звонкий, твердый;
буквой ообозначен ударный звук [Ó];
буквой л(эль) обозначен согласныйзвук [л] –согласный, звонкий, твердый;
буквой уобозначенбезударный гласный звук – [у];
буквой б(бэ) обозначен согласный звук [п’] –глухой, мягкий;мягкость звукаобозначена буквой ь(мягкий знак);
буква «мягкийзнак» звука не обозначает.
В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.
Письменныйразбор:
Го лубь – 2 слога,2 гласн., 3 согл.
г – [г]– согл., зв (п.)., тв. (п.)
о – [о]– гл., удар.
л – [л]– согл., зв. (неп.), тв. (п.)
у – [у]– гл., безуд.
б – [п’]– согл., глух. (п.), мягк. (п.)
ь– [-]
________________________
6 букв, 5 звуков
Морфемный разбор слова
- Формообразующие суффиксы глаголов : -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-
(-ти-)(суффикс инфинитива), суффиксы причастийи деепричастий – не входят в основуслова:
Писал,читать, принести.
- У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:
Жечь,беречь.
- Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:
Открывается.
Словообразовательный разбор слова
Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).
Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель).
Определить, от чего образована основа ( от слуша- из слова слушать)
Морфологический разбор имени существительного
План разбора:
I.Часть речи. Общее значение (предмет,предметность).
П. Морфологическиепризнаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
а) собственное— нарицательное,
б) одушевленное— неодушевленное,
в) род,
г) склонение.
3. Непостоянныепризнаки:
а) падеж,
б) число.
III.Синтаксическая функция (каким членомпредложения является).
Образец устного разбора:
… восстановилокоманду против упрямца и задиры…
I. Команду— имясуществительное, значение предметности.
II. Морфологическиепризнаки.
Начальная форма — команда.
Постоянные признаки:а) нарицательное,б) неодушевленное,в) женский род,
г) 1-есклонение.
3. Непостоянныепризнаки: а) употребленов винительном падеже, б) вединственном числе.
III. Впредложении является дополнением.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора:
I.Часть речи. Общее значение — признакпредмета.
П. Морфологическиепризнаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное.
3. Непостоянныепризнаки:
1) укачественных: а) степень сравнения, б) краткаяили полная форма;
2) увсех прилагательных:
а) падеж, б) число, в) род.
III.Синтаксическая роль (каким членомпредложения является).
Образец устногоразбора:
… разговариваемо теперешнем состоянии России …
I.Теперешнем(состоянии)— имя прилагательное, обозначает признакпредмета. предмета. Морфологическиепризнаки.
Начальная форма — теперешний.
Постоянные признаки: относительное.
Непостоянные признаки:
а) употребленов предложном падеже,
б) вединственном числе,
в) всреднем роде.
III.В предложении является согласованнымопределением. Осостоянии (каком?) теперешнем.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6210588/
Фонетический разбор слова: что такое фонетический разбор слова, что значит, как выполнять фонетический разбор
Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.
- Как выполнять фонетический разбор?
- Рекомендации при выполнении фонетического разбора
- Что надо знать, делая фонетический разбор
- Образец фонетического разбора
- Что ещё полезно знать?
Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.
: спряжения глаголов в русском языке, таблица.
Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.
Как выполнять фонетический разбор?
Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:
- Написать разбираемое слово без ошибок.
- Разделить его по слогам.
- Определить слог под ударением.
- Отразить, как можно его переносить, не разрывая слогов.
- Указать в порядке очерёдности, какие звуки входят в слово.
- Охарактеризовать все звуки по очереди, перечислив их основные характеристики.
- Посчитать и записать, сколько всего букв и звуков.
- Отметить все факты, когда звук и обозначающая его буква не идентичны.
Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.
: односоставные определенно личные предложения, их примеры.
Рекомендации при выполнении фонетического разбора
- Проговаривайте вслух предмет разбора.
- Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
- Помните про орфограммы.
- Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).
Что надо знать, делая фонетический разбор
Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.
Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.
Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .
А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .
: примеры и правила написания слова с суффиксом -оньк-.
Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).
Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] — как [ы].
Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .
Так, «гриб» произносится [гр’ып].
Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар , у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.
Нужно знать! Что такое диалектизм?
Что ещё полезно знать?
В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.
В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.
Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].
Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так.
В лингвистике это называется фонетическим словом.
Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.
В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг.
В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении.
Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями.
Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х].
Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.
Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/chto-takoe-foneticheskij-razbor-slova-chto-eto-znachit.html