Фонетический разбор слова «согласные»

Содержание

Фонетический разбор конкретного слова: пример, что такое звуковой анализ – схема разбора по слогам и основные правила

Фонетический разбор слова «согласные»

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка. Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать.

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков.

Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами.

Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • буква;
  • звук;
  • слог;
  • ударение.

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова.

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы].
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Характеристикапереченьколичество
звонкиеб, в,г,д,ж,з,р,л,н,м10
глухиеп,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ10
парные по зв/глб (п), в (ф), г (к), д (т),ж (ш), з (с)6
непарные звонкиер, л, н, м4
непарные глухиех, ц, ч, щ4
шипящиеж, ч, ш, щ4
мягкиевсе, кроме шипящих и ц15
твердыевсе, кроме шипящих и ц15
всегда твердыеж, ш, ц3
всегда мягкиеЙ, ч, щ3

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать.

При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко.

Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам, затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

3 б. 3 зв.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

5 б. 5 зв.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

! Как отличить заимствованные слова в русском языке: примеры иноязычных выражений

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца].

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух, укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

(-3 баллов, 5 оценок)
Загрузка…

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova-primer.html

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова «согласные»

Фонетический разбор – это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1, которая ставится после слова для разбора (петь1).

При фонетическом разборе записывается:

! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!

Например:

петь [п’эт’] – 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).

ёж [й’ош] – 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука – согласный [й’] и гласный [о]).

Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:

Багаж1 был сдан в камеру хранения.

  Бага́ж [бага́ш] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, безударный;

г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.

В полях поспевала золотая рожь1.

  Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [о] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;

ь [-]

По дорожке семенил маленький ёжик1.

  Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

   [о] – звук гласный, ударный;

ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;

и [ы] – звук гласный, безударный;

к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 46, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Упражнение 121, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 186, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 235, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 96, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 152, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 10, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 13, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 128, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 352, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 46, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 147, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 205, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 75, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 84, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 139, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 225, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 508, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 625, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 311, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 112, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 551, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 587, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 588, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 369, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 405, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 440, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 458, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 463, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 41, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 50, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 155, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 184, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 302, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 370, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 371, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/81

Фонетический разбор слова онлайн

Фонетический разбор слова «согласные»

Написанный и произнесенный тексты чаще всего не совпадают. Букв в русской азбуке всего 33, а звуков в речи – бесконечное множество. Они различаются качеством произнесения, громкостью, на них влияют соседние звуки, ударение и другие фонетические явления.

(скрип находится в разработке, и имеет недостатки)

Введите нужное Вам слово:

Фонетический разбор слова – анализ буквенного и звукового его состава.

Правильно выполнить такой разбор – решить непростую лингвистическую задачу и выполнить сложную аналитическую работу. При этом нужно помнить следующее.

1. Анализируем звук, обозначенный буквой. Звуки при разборе заключаются в квадратные скобки. Транскрипция передает записью на листе звучание слова. Пример.

Голова – [галава́]

Разбирая слово, надо обязательно записать его в транскрипции, а в конце работы проверить и сравнить результаты.

2. Любое слово – определенный набор гласных и согласных букв. Примерно на 100 букв текста приходится 46 гласных. С ними в потоке речи происходят интересные явления. Выявить их помогает фонетический анализ всех букв.

При произношении звуки речи могут стоять в сильной (слышен отчетливо) и слабой (неясное произношение) позиции. Гласный под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая. В чистом виде гласный звучит только в сильной позиции. Молоко́ – [малакО́]

О – [а] вода – [вАда́]

Е – [и] метель – [м'Ит'э́л']

Я – [и] вязать – [в'Изат']

  • Е Ё Ю Я – особенные буквы, они выполняют двоякую роль в звуковом оформлении слов:
  • после гласных, ъ, ь, в начале слова – сразу два звука – [й'э], [й'о], [й'у], [й'а].

Яма – [й'ама], ежик – [й'ожык], юг – [й'ук].

  • после согласных – мягкость этого согласного и [э], [о], [у], [а].

Мята – [м'ата]

3. Согласные буквы обозначают звонкие звуки (образуются из голоса и шума) и глухие (в их образовании голос не участвует, только шум), твердые и мягкие.

  • Мягкими согласные звуки становятся, если за ним следует Ь, Е, Ё, Ю, Я, И, а также мягкий согласный может оказать смягчающее влияние на соседний звук (явление ассимиляции).

Мягкие в любой позиции: [й'][ч'][щ'] часы – [ч'асы], чеснок – [ч'иснок]

Не бывают мягкими: [ж][ш][ц] мышь – [мыш], живот – [жывот]

  • Согласные звуки также могут оказаться в слове в сильной или слабой позиции. В конце слова или в соседстве со звонкими или глухими буквами парные по глухости-звонкости буквы произносятся нечетко – в слабой позиции звонкий звук оглушается, а глухой становится звонким. Эти явления называются оглушением и озвончением.

Сгиб – [Зг'иП], вокзал – [ваГзал]

Это важно

1. Русский язык – красивый язык, не терпит неблагозвучия. Звуковой ряд в слове может не совпадать с буквенным написанием. Важно при фонетическом разборе слово произносить вслух, многое можно выявить только при проговаривании звуков.

  • Сч – [щ'] счастье – [щ'а́с'т'й'э]
  • Ч – [ш] чтобы – [што́бы]
  • Г – [в], [х] всего – [фс'иво́], легко – [л'ихко]
  • Тс – [ц] смеяться – [см'ий'аца], детство – [д'эЦтво]
  • Чн – [шн] конечно – коне[шн]о
  • Зч – [щ'] – [грущ'ик]

2. Заимствованные слова ведут себя в русском языке часто не по правилам чуждой им орфоэпии, о правильном произношении таких слов нужно справляться в словаре.

Пример.

Фонема – [фонЭма]

Стратегия – [стратЭг'и й'а, допустимо и страт'Ег'и й'а]

Как выполнить фонетический разбор?

  1. Запишите слово, разделив на слоги.
  2. Поставьте ударение. (Вспомните, что О,Е,Я в слабой позиции меняют значение).
  3. Дальше записывайте слово столбиком: сначала букву, рядом в строке обозначенный ею звук с полной характеристикой. В новой строке вторую букву, звук и его признаки.

    Так записывается все слово.

  4. Подчеркните звукобуквенный состав слова и подсчитайте количество букв и звуков.
  5. Чаще произносите разбираемое слово вслух – меньше ошибок допустите в разборе. Учтите вышеизложенную информацию о звуках русского языка и законах фонетики. Сверьте разобранное слово с его транскрипцией.

    Это полезно.

Разберем слово ночник

Ноч-ни́к

(В слове 2 слога, ударный звук И. Сразу мысленно отмечаем, что О в слабой позиции – [а]).

н – [н] – согласный, сонорный, твердый парный.

о – [а] – гласный, безударный.

ч – [ч'] – согласный, мягкий непарный, глухой непарный

н – [н'] – согласный, мягкий парный, сонорный.

и – [и] – гласный, ударный

к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный.

———————————————————-

6 букв, 6 звуков

Взгляните на транскрипцию – [нач'н'и́к]

Разбор выполнен верно.

Обратите внимание

В разных учебниках встречаются варианты обозначений одного и того же фонетического явления или звука.

  • Обозначение долгого звука: ванна – [ван:а], [ванна], [вана] с чертой над [н].
  • Апостроф над [й][ч] для обозначения мягкости не ставится.
  • Звук [щ'] обозначается как долгий [ш'].
  • Диалектные особенности произношения не должны учитываться при фонетическом разборе слова.

Грамотно выполненный, он помогает глубже разобраться в тайнах языка, понять их и писать без ошибок, учитывая законы фонетики.

Источник: https://distance-teacher.ru/mr/razbor-slova

Буквы гласные и согласные и фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова «согласные»

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки — не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки — произносим и слышим. Буквы — это графические письменные символы, в то время как звуки — акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, — другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика, а буквенные символы — графика. Правописание букв прерогатива орфографии.

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации — твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

Ещё одна характерная особенность согласных — их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с, ф, ш, щ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к, с или частицей б, это некоторые иноязычные имена собственные (Крч — район Праги; армянское имя Мкртч, которое в русском языке иногда пишут с гласной — для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс.

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом — называются звонкими.

Звонкие согласныебвгджзлмнр
Глухие согласныекпстфхцчшщ

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы], [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными. Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными.

Парные звонкие и глухиеНепарные звонкиеНепарные глухие
б – плх
в – фмц
г – кнч
д – трщ
ж – шй
з – с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж, ц, ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й, ч, щ — мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а, о, у, э, ы, ъ — тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е, ё, и, ю, я, ь — тогда её звучание будет мягким.
урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж, ш, щ, ч, которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з, с, ц — свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.

Количество гласных букв в русском языке — 10:

А гласных звуков всего 6: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы — е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ], [йо], [йу], [йа]. В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения — я, её; союзы — и, а; предлоги — у, о; междометия — э, ау.

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] — твёрдый звук, то [б’] — мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса — [кас:а].
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна — [вална́].
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б» — слова баран — белый, «р» — работа — ремень, «л» — лошадь — лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» — подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной — а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая.

Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла — ля, му — ми, зо — зя, бо — бю, ры — рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое — с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама, папа — дядя, тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые — другим. Например:

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

урок

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх — (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности.

В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук.

Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.

https://www.youtube.com/watch?v=J3C7mXDI9yI

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

Источник: https://4damki.ru/home/advices/bukvyi-glasnyie-i-soglasnyie/

Фонетический разбор: основные сведения о гласных и согласных звуках, анализ слова «лёгкий»

Фонетический разбор слова «согласные»

> Русский язык > Фонетический разбор: основные сведения, анализ слова «лёгкий»

Задания, в которых нужно выполнить фонетический (звуко-буквенный) разбор слова, традиционно вызывают у большинства школьников затруднения.

При выполнении такого анализа приходится пренебрегать привычными правилами орфографии и записывать слово не так, как мы привыкли его писать, а так, как оно слышится.

Не так-то просто сразу понять, что за транскрипцией [васкр’ис’эн’й’э] кроется известное с детства слово воскресенье, а записью [м’ин’а́й’ица] обозначен глагол меняется.

  • Основные сведения о фонетике
  • Отличие звуков от букв
  • Гласные звуки
  • Виды согласных в русском языке
  • План выполнения звуко-буквенного разбора
  • Фонетический разбор слова «лёгкий»

Основные сведения о фонетике

С помощью фонетического разбора становится возможным определить, из каких именно букв и звуков состоит конкретное слово. Помимо этого, делая звуко-буквенный анализ, школьники и студенты учатся находить верные соответствия между буквенными и звуковыми сочетаниями, это повышает грамотность их письменной речи.

Отличие звуков от букв

Основной единицей алфавита русского языка является буква. Чаще всего в устной речи она соответствует одному, реже двум звукам. Впрочем, это необязательно, возникают ситуации, когда буква нужна лишь для обозначения мягкости или твёрдости согласного звука.

Звук — это минимальная фонетическая единица, результат артикуляционной деятельности. Сами по себе звуки не несут никакого значения, однако, именно с их помощью мы можем различать слова и их формы.

: что такое морфология, что изучает эта наука?

Чтобы указать, как именно слово будет звучать, используется специальная запись — транскрипция. В школьном курсе она немного упрощена. В ней приняты следующие обозначения:

  • [ ] — начало и конец транскрипции;
  • [ ` ] — ударение, обозначающее ударный гласный: [акн`о], [р`оза];
  • [ ‘ ] — мягкость согласного звука, находящегося перед апострофом: [пыл’], [д’`эт’и].

Все звуки, используемые в нашем языке, делятся на 2 группы. В первую из них входят гласные звуки (которые, проходя через ротовую полость, не встречают преград и создаются исключительно при помощи голоса), другую же составляют согласные (для произношения необходимо участие артикуляционного аппарата — языка или губ).

Нужно знать: на какой слог ставится ударение в слове баловать.

Гласные звуки

В нашем алфавите всего 6 гласных звуков — [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Они записываются 10 гласными буквами. Несоответствие количества букв и звуков объясняется особенностями языка. Четыре гласных буквы я, е, ё, ю могут выступать в различных ролях:

  1. При употреблении в начале слова, а также после ъ, ь или гласных они обозначают не один звук, а два — [й‘] и один из следующих: [э], [о], [у], [а] или [и]. По этой причине данную группу гласных называют йотированными. Приведём примеры: льют [л’йсут], яд [й’ат], подъём [падй’`ом].
  2. При использовании после согласных данные буквы смягчают находящийся перед ними звук и передают один из гласных [а], [о], [у], [и], [э]. Это явление можно проиллюстрировать следующими словами: тело [т’`эла], слева [сл’`эва], утюг [ут’`ук], лён [л’он], весело [в’`эс’ила]. Однако следует помнить об исключении: йотированные гласные не смягчают всегда твёрдые ш, ж, ц.

: что такое фразеологизмы в русском языке, их значение.

Гласные могут находиться в слабой позиции (быть безударными) или в сильной (под ударением). При записи слова в транскрипции принято обозначать каждый звук именно так, как он слышится.

Поясним на примере слова обед: несмотря на то, что в графической записи первой буквой является о, при произнесении вслух мы услышим [а], поскольку звук находится в слабой позиции.

Аналогично происходит в словах цветы [цв’ит`ы] (слышится [и], но пишется е), огурец [агур’`эц], кровать [крав`ат’] и т. д.

Виды согласных в русском языке

В нашем языке различают 36 согласных звуков, обозначаемых на письме 21 буквой. В этом случае расхождение в количестве объясняется тем, что твёрдые и мягкие звуки на письме не различаются и обозначаются одними и теми же буквами. Сравните, например, [н] и [н’] в словах ныть [ныт’] и нить [н’ит’], [л] и [л’] в прилагательных лысый [лысый‘] и лисий [л’ис‘ий‘].

Согласные могут быть глухими (состоящими лишь из шума) или звонкими (когда помимо артикуляционного аппарата участвует голос). Примерами глухих согласных являются [п], [ч’], примерами звонких — [л], [ж] и другие.

Часто возникают ситуации, когда звонкий согласный оглушается, а глухой, напротив, становится звонким. Рассмотрим такие случаи:

  • оглушение г на конце слова: луг [лук];
  • озвончение с перед звонкой согласной: сделать [зд’`элат’].

Кроме того, согласные делятся на парные и непарные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости.

: так же или также, как правильно писать?

В таблицах приведены парные согласные, а также показаны те из них, которые не имеют своей пары. Например, [к] является парным по глухости-звонкости с [г] и по твёрдости-мягкости с [к’], [л’] — парный по твёрдости-мягкости с [л] и непарный по глухости-звонкости, а [ч’] не имеет ни звонкой, ни твёрдой пары.

Звонкие согласные, не имеющие своей глухой пары, также называются сонорными. К ним относятся [л], [м], [н], [р], парные им по мягкости [л’], [м’], [н’], [р’] и непарный [й‘].

План выполнения звуко-буквенного разбора

Для того чтобы верно выполнить фонетический разбор, следует воспользоваться следующей последовательностью действий:

  1. Выписать слово, которое необходимо разобрать; если возникают сомнения в написании, следует воспользоваться орфографическим словарём.
  2. Разбить слово на слоги и найти среди них ударный.
  3. Если это возможно, разделить его на слоги для переноса.
  4. Выписать транскрипцию: медленно произнести слово вслух и записать каждый звук.
  5. Описать, какой звук передаётся при помощи каждой буквы, дать характеристику каждому из них: определить, является он гласным или согласным; для гласного отметить, ударный он или безударный; для согласного определить, глухой он или звонкий, твёрдый или мягкий, имеет ли пары по ранее указанным характеристикам.
  6. Зафиксировать общее количество звуков и букв.
  7. Указать причины несоответствия звука букве (при их наличии).

Фонетический разбор слова «лёгкий»

Воспользуемся приведённым ранее планом для корректного выполнения фонетического разбора. Рассмотрим каждый пункт алгоритма более подробно.

  1. Как сделать буквенную запись слова «лёгкий», чтобы не ошибиться? Воспользуемся словарём: согласно орфографическим нормам, единственная верная запись выглядит так: лёгкий.
  2. Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных. В нашем случае разделение на слоги выглядит так: лё|гкий. Произнесём прилагательное вслух и выделим ударный слог: л`ё|гкий.
  3. Разделение на слоги для переноса отличается от варианта, приведённого в предыдущем пункте, только закрытым первым слогом: лёг-кий.
  4. Запишем транскрипцию слова лёгкий: [л’`охк’ий’]
  5. Теперь подробно распишем, какой звук передаётся каждой буквой.
    • л [л’] — согласный (т. к. при произнесении участвует язык), непарный звонкий (звонким звук является тогда, когда при его проговаривании ощущается лёгкая вибрация в гортани), сонорный, парный мягкий (смягчается следующей за ним буквой ё).
    • ё [`о] — гласный (не требуется участие языка или губ), ударный (находится в сильной позиции и чётко слышится как [о].
    • г [х] — согласный (необходимо участие спинки языка), непарный глухой (не используется голос), парный твёрдый (отсутствует йотированная гласная или мягкий знак после буквы).
    • к [к’] — согласный, парный глухой, парный мягкий.
    • и [и] — гласный, безударный (слышится не столь отчётливо, как находящийся в предыдущем слоге ударный [о]).
    • й [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий.
  6. Общее количество звуков в слове — 6, букв — 6.
  7. Завершим выполнение фонетического разбора слова лёгкий и рассмотрим, были ли случаи, когда звук не соответствовал букве. В нашей ситуации единственное несоответствие — это оглушение г следующим согласным к до [х].

: исконно русские слова – примеры и история происхождения.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-osnovnye-svedeniya-analiz-slova-lyogkij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть