Города-государства в Древней Греции

Содержание

Государство и право Древней Греции

Города-государства в Древней Греции

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа,

по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ.

В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать – эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов).

Кроме того значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс – демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества.

В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты.

Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы “совет пятисот” и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого ания из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета – 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна.

Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым анием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан.

И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло.

Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы.

При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству .

Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция.

В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны.

Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами.

Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались “равными” Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд “гипомейенов” – опустившихся.

Периэки – были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства.

От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора.

Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Соленом. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Page 3

Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот.

Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной.

Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был поисущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития.

До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство.

Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Page 4

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времени ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники.

Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола.

Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право

Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные; против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс

Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека – его простат, за раба – его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу.

Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным анием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелизи были окончательными и обжалованию не подлежали.

Page 5

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Древний Рим – одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.(С историей становления и развития римского государства вы можете познакомиться в книгах [4], [9], [13]).Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

  • 1. Древнейший период (VI в. до н.э. – середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.
  • 2. Классический период (середина III в. до н.э. – конец III в. до н.э.) в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.
  • 3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) – изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы ХII таблиц.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://vuzlit.ru/1416201/gosudarstvo_pravo_drevney_gretsii

Города-государства Греции

Города-государства в Древней Греции

В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами.

Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения.

Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.

Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:

  • единые права собственности для всех членов общины;
  • власть в руках совета старейшин;
  • гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии.

Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко.

Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень.

Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.

Полисы Греции

Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:

  • Спарта — 8400 км2;
  • Аттика — 2650 км2;
  • Коринф — 880 км2;
  • Самос — 470 км2;
  • Эгина — 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании — Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22.

Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.

В число крупнейших городов-государств Греции входили:

  1. Афины.
  2. Спарта.
  3. Милет.
  4. Коринф.
  5. Фивы.
  6. Олимпия.
  7. Хиос.
  8. Сиракузы.
  9. Микены.
  10. Дельфы.

Афины — главный город во все времена

Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.

В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями.

Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот».

Оба органа власти избирались жеребьевкой — все отдавалось на решение судьбы.

Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин.

Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод.

На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.

В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.

Спарта — военное образование со строгими правилами

Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных.

Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод.

На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:

  • власть номинально правящих царей была минимальной;
  • во главе стоял совет старейшин;
  • реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось.

Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях.

Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.

Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка.

Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились.

Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.

Милет — жемчужина Ионии

Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору — одним из наиболее известных в древнем мире тиранов.

В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.

Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».

Коринф — входил в тройку ведущих полисов

Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении.

В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение.

Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.

Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора — рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите.

Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу.

Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.

Фивы — знамениты по многочисленным мифам

Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.

Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив.

Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию.

Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира — царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.

Олимпия — родина Олимпийских игр

Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра.

В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса — верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.

Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая — царя Писы — в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых.

Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц.

Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.

В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом — именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями.

За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия.

Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.

Источник: http://travelask.ru/articles/goroda-gosudarstva-gretsii

Образование городов-государств в греции и на берегах средиземного и чёрного морей

Города-государства в Древней Греции

В VIII-VI веках до н. э., одновременно с образованием государств в Афинах и Спарте, возникли рабовладельческие государства и в других греческих городах.

Самостоятельное государство образовалось почти в каждом городе; кроме города, оно включало окрестные деревни. Такие государства называются городами-государствами. На Пелопоннесе самым могущественным из них была Спарта.

Самым большим и богатым городом-государством Средней Греции были Афины.

В городах-государствах шла ожесточённая борьба за власть и за землю между демосом и аристократами. Во многих городах, как и в Афинах, демос добился отмены долгового рабства и получил право участвовать в управлении государством.

В других же городах-государствах аристократы удерживали власть в своих руках и сурово расправлялись с демосом.

Тяжёлое и бесправное положение демоса в таких городах-государствах хорошо показал в басне греческий поэт Гесидд, живший в конце VIII – начале VII века до н. э. 

2. Развитие ремёсел и торговли в Греции

В городах-государствах, расположенных возле удобных гаваней, быстро развивались ремёсла и торговля. Производством шерстяных тканей славился Милёт – самый крупный греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе. 

Греки научились строить прочные деревянные корабли, ходившие на вёслах и под парусами. На них греческие купцы возили в заморские страны изделия ремесленников.

3. Образование греческих колоний

Первоначально греческие корабли приставали на короткое время к чужим берегам и купцы обменивали изделия Греции на товары, в которых она нуждалась: на хлеб, скот, шерсть, рыбу, а также на рабов. Затем греческие города-государства стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей.

В Греции в VIII-VI веках до н. э. было немало желающих переселиться в заморские страны. Ремесленники и торговцы рассчитывали найти в этих странах сбыт своим товарам. Бедняков гнала туда нужда. Гесиод писал, что они уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть».

Ожесточённая борьба между демосом и аристократами также заставляла греков покидать родные места. При победе знати её противники принуждены были бежать из Греции, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов.

4. Жизнь населения в колониях

Переселяясь в другие страны, греки не удалялись далеко от моря. На берегу удобной бухты или в устье большой реки они строили город и окружали его крепостной стеной.

Греки силой забирали плодородные земли вблизи колоний, а захваченных в плен местных жителей обращали в рабов. Крестьяне и рабы обрабатывали землю, разводили на ней виноградники, пасли скот. В колониях работали ремесленники; купцы в колониях торговали с племенами, жившими в глубине страны.

К V веку до н. э. на морских берегах от Испании до Кавказа образовались сотни греческих колоний. Один древний писатель сказал, что греки сидели в своих колониях на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

Почти в каждой колонии было самостоятельное рабовладельческое государство. Оно имело своё войско, чеканило свою монету. Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции.

Жители колоний поддерживали связи с Грецией, а тот город, который основал их колонию, они называли «мать-город». Где бы ни жили греки, они считали себя одним народом и называли себя эллинами, а Грецию – Элладой.

5. Значение образования колоний

Возникновение колоний имело большое значение и для Греции, и для тех стран, где они возникли.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на изделия ремесленников, а это способствовало развитию ремесла. Приток в Грецию рабов из колоний вёл к росту в ней числа рабов. В странах, где возникали греческие колонии, быстрее развивались торговля и ремёсла, местные племена быстрее переходили от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

В нашей стране, на берегах Чёрного и Азовского морей, сохранились развалины многих греческих городов.

Археологи находят здесь греческие монеты, изделия ремесленников, остатки крепостных стен, домов, храмов и другие вещественные памятники.

На берегу Керченского пролива, соединяющего Чёрное и Азовское моря, стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов – Пантикапёй.

Басня гесиода

  • Вот что однажды сказал соловью пестроглазому ястреб,
  • Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
  • Жалко пищал соловей, пронзённый кривыми когтями.
  • Тот же с властительной речью такою к нему обратился:
  • «Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее,
  • Как ты не пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.
  • И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу».

Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/316-obrazovanie-gorodov-gosudarstv-v-gretsii-i-na-beregakh-sredizemnogo-i-chjornogo-morej.html

II. Государства и колонии греков

Города-государства в Древней Греции

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, обратитесь к материалу Греческие колонии. статьи Греческие колонии в Малой Азии, Греческие колонии на Черном море, Греческие колонии северного берега Эгейского моря, Греческие колонии в Африке, Греческие колонии в Италии и на Сицилии, Греческие колонии в Галлии и Испании

Таких государств было в древней Греции очень много. Они сами соединялись между собою еще в союзы для облегчения взаимных сношений и для общей защиты в случае войны, а также для совместного культа общих богов, но при этом каждое государство сохраняло внутри полную самостоятельность (автономию). Большая часть областей Греции состояла именно из подобных федераций.

Например, Беотия была союзом нескольких городов, во главе которых, как самый значительный город всей области, стояли Фивы. В иных случаях происходило и более прочное слияние отдельных общин посредством так называемого синойкизма (сожительства), когда часть жителей области переселялась в то селение, которое избиралось главным городом нового союзного государства.

Это произошло, например, в соседней с Беотией Аттике, где прежде было несколько государств, но потом образовалось только одно с общим центром в городе Афинах.

Случалось и так, что область, которой легко было бы объединиться в форме федерации или единого государства, оставалась раздробленною вследствие соперничества между наиболее значительными городами, как это было, например, на острове Эвбее, где из остальных городов выделялись по своему значение Халкида и Эретрия.

Иногда первенствующая роль в области переходила от одного города к другому. В юго-западном углу Греции в древнейшую эпоху главное значение принадлежало Микенам, но их впоследствии затмил Аргос, подчинивший своей власти другие города, в том числе и самые Микены.

В эпоху троянской войны Аргос был самым могущественным государством в Пелопоннесе, Впрочем, позднее и Аргос потерял свое значение, когда к северу от него возвысился Коринф, положение которого между двумя заливами Ионийского и Эгейского морей[1] было очень выгодно в торговом отношении, но в особенности когда лежавшая к югу от Аргоса Спарта подчинила себе всю Лаконию и завоевала соседнюю Мессению.

84. Древнейшие колонии

Поселения греков на островах и на восточном берегу Эгейского моря[2] тоже образовали немало государств городового типа. В Малой Азии греки считали себя чужеземцами среди местного населения, именно переселенцами из Европы, но не помнили ничего достоверного о начале и ходе своей колонизации в этих местах, довольствуясь одними мифологическими рассказами.

Между здешними колониями и государствами, из которых они происходили, не было такой связи, какая устанавливалась впоследствии между колонией и метрополией (городом-матерью), когда совершались позднейшие переселения. С другой стороны, здесь не могло образоваться и таких областных государств, какие мы встречаем в европейской Греции.

Города малоазиатского побережья находились на довольно значительном расстоянии друг от друга и расширяли свои владения лишь на счет соседних варваров, да и то не заходя очень далеко вглубь страны.

Главнейшее значение принадлежало здесь ионийским колониям, среди которых наиболее важными были Милет, Фокея и Самос, а также элейская Смирна, присоединившаяся к ионийскому союзу. Впрочем, этот союз был исключительно религиозным и не имел политического значения.

Иония всегда оставалась раздробленною, несмотря на опасность от соседних варваров и на то, что Милет был некоторое время самым богатым и могущественным городом во всем эллинском мире. В качестве посредников в торговле между Азией и Европой малоазиатские колонии совершенно вытеснили в этой части Средиземного моря финикийских купцов.

Благодаря своему экономическому процветанию, эти города в культурном отношении опередили государства на западном берегу Эгейского моря, но в VII в. все они утратили политическую самостоятельность, будучи завоеваны Лидией, а в VI в. вместе с Лидией – персидским царем Киром. [Подробнее – см. в статье Греческие колонии в Малой Азии.]

Развалины стои ионийского стиля на месте греческой колонии Милет

85. Позднейшая колонизация морских берегов

Колонизация греками островов и берегов Эгейского моря нашла свое естественное продолжение в колонизации вообще берегов Средиземного моря (с Мраморным, Черным и даже Азовским[3]).

Для возраставшего греческого населения как в Европе, так и в Малой Азии нужны были новые места; борьба между отдельными городами и классами населения тоже заставляла многих покидать свою родину; Наконец, и развитие торговли и промышленности манило многих переселяться в чужие страны. Исходными пунктами этой колонизации были главным образом большие торговые города.

Первоначально основанные ими колонии находились в зависимости от своих материнских городов (метрополии), но потом они постепенно приобретали самостоятельность, хотя и продолжали оставаться в известной религиозно-нравственной связи с ними.

Колонисты переносили на новые места богов своей родины; равным образом они брали с собою священный огонь с алтаря Гестии родного города, чтобы возжечь его в новом поселении. На праздники в метрополиях из колонии отправлялись торжественные посольства, которые везли с собою богатые дары. Граждане метрополии в колониях были самыми почетными гостями.

Вести войну с метрополией считалось величайшим беззаконием. Нередко во время внутренних смут или внешней опасности колонии обращались к своей метрополии за помощью. Для метрополии было выгодно иметь большое количество колоний, с которыми главным образом они и вели свою торговлю.

Некоторые местности, где селились греки, доставляли в большом количестве продукты, которыми сама Греция была не особенно богата. Например, фракийско-македонский берег Эгейского моря изобиловал корабельным лесом и металлами, степи Скифии (теперешней Южной России) – хлебом и т. п. Мало-помалу греки вытеснили финикийцев из Средиземного моря, и только в западной его части им пришлось выдерживать борьбу с могущественным Карфагеном.

Греческие колонии. Карта

86. Главные исходные пункты колонизации

Древнейшие греческие поселения на островах и берегах Эгейского моря делились на эолийские (Кумы, Мителена на острове Лесбосе, Смирна в более раннее время и др.), ионийские (Милет, Фокея, Самос, Смирна позднее и др.) и дорийские (Галикарнас, Родос, города на острове Крите и др.).

Впоследствии отсюда выселялись новые колонии, и например, один Милет основал множество поселений на Мраморном и Черном морях, а Родос – в Сицилии.

В европейской Греции главным исходным пунктом колонизации была Халкида на острове Эвбее, которая выслала несколько колонии на Запад, а вместе с Эретрией основала греческие поселения на северном берегу Эгейского моря.

Западные колонии обязаны были своим происхождением, кроме того, преимущественно Коринфу, Мегаре и Ахее. Особенно много было основано колонии в VIII и VII вв.: в VIII в. – в Сицилии, в Южной Италии и на северном берегу Эгейского моря, в VII столетии – на берегах Понта Эвксинского.

87. Колонии в Сицилии и «Великой Греции»

Наибольшее количество колонии на Западе было основано греками на острове Сицилии и в Южной Италии[4], которая даже стала называться Великой Грецией (Великая Эллада).

В Сицилии греки нашли уже финикийские колонии среди туземного варварского населения, и финикийцы должны были ограничиться лишь частью северного берега острова, тогда как остальные берега покрылись множеством греческих колонии, из которых наибольшего значения достигли Сиракузы, основанные выходцами из Коринфа. Это был самый большой и цветущий греческий город на всем Западе. Древнейшим греческим поселением на Апеннинском полуострове были Кумы, основавшие немного к югу от себя Неаполь (иначе Партенопея) и другие колонии. Здесь был наиболее ранний греческий центр, из которого распространялась греческая культура среди народов Средней Италии; например, через Кумы проник к ним алфавит.

Греческие колонии Италии и Сицилии. Карта

Автор изображения – FlankerFF

Большая часть колоний собственно Великой Греции получила свое население из Ахеи. Самою старою колонией был в Южной Италии Сибарис, жители которого («сибариты») прославились богатством и роскошью (потом возвысился Кротон). Другим значительным городом был Тарент, единственная отдельная колония спартанцев. [Подробнее – см. в статье Греческие колонии в Италии и Сицилии]

88. Колонии в Галлии и Испании

Позднее греки завели колонии, но уже в гораздо меньшем количестве, на южном берегу Галлии (теперешней Франции) и восточном берегу Испании. Самая важная из них была Массилия (теперь Марсель), основанная около 600 г. малоазиатским городом Фокеей.

Массилиоты покрыли своими поселениями (между ними Никея, теперешняя Ницца) весь южный берег Галлии и основали колонии в Испании. Впрочем, самая важная из последних, Сагунт, была обязана своим происхождением одному из островов Ионийского моря (Закинфу).

Только на африканском берегу западной части Средиземного моря греки не основали ни одной колонии: тут было владение Карфагена. [Подробнее – см. в статье Греческие колонии Галлии и Испании]

Монета греческой колонии Массалия. На одной стороне изображена богиня Артемида, на другой – лев

Источник фото

89. Северные колонии греков

На северном берегу Эгейского моря, в Македонии и во Фракии[5] греки стали селиться много позже, чем на западном.

Основали здесь свои колонии главным образом халкидцы с острова Эвбеи, от которых получил название Халкидики полуостров, вдающийся тремя длинными мысами в море (город Олинф), а кроме них, коринфяне (город Потидея) и малозиатские греки.

С берегов Геллеспонта начиналась область колоний, основанных преимущественно Милетом (Абидос, Кизик и др.), но два города на противоположных берегах Босфора, Византия и Халкедон были основаны мегарянами. [Подробнее – см. в статье Греческие колонии северного берега Эгейского моря.]

Вид полуострова Халкидики (северный берег Эгейского моря)

На одних берегах Черного моря, которое греки называли «гостеприимным» (Понт Эвксинский), у милетцев было около 80 колоний (всех греческих колоний было 250-300).

Самою важною из них на северном берегу Малой Азии был Синоп, который тоже участвовал вместе с милетцами в основании новых и новых поселений на азиатском берегу до самой Колхиды (Кавказа). В теперешнем Закавказье была, например, колония Фасис (в настоящее время Поти).

Милетцы же колонизировали фракийский берег Понта Эвксинского между Босфором и устьем Истра (Дуная). В Скифии у них были колонии около устьев Борисфена, т.е. Днепра (Ольвия) и Танаиса, т.е. Дона (Танаис), а также на Херсонесе Таврическом, т.е. в Крыму (Феодосия и Пантикапей, теперь Керчь) и на противоположном берегу Босфора Киммерийского, т.

е. Керченского пролива (Фанагория). Мегаряне (уже в VI в.) также основали несколько колоний на Черном море, между прочим Херсонес на южном берегу Крыма (недалеко от теперешнего Севастополя). [Подробнее – см. в статье Греческие колонии на Черном море]

Руины греческой колонии Пантикапея

Автор фото – Derevyagin Igor

90. Африканские колонии греков

Греки основали колонии даже в Африке. Когда Псамметих при помощи греческих наемников восстановил единодержавие в Египте, то и поддерживать свою власть ему приходилось, опираясь на тех же наемников.

Этим воспользовались греки для того, чтобы вступить с Египтом в более деятельные торговые сношения. Первенствующая роль и в данном случае принадлежала Милету, который около 650 г. основал на одном из нильских рукавов город Навкратис. В ту же эпоху (около 630 г.

) жители одного из Кикладских островов (Феры) основали невдалеке от моря на ливийском берегу колонию под названием Кирены, которая мало-помалу распространила свою власть на всю соседнюю область (Киренаика).

Эта колония вела торговлю туземным пряным растением (сильфион), имевшим большой спрос на греческих рынках. [Подробнее – см. в статье Греческие колонии в Африке.]

Греческое блюдо с изображением сфинкса из колонии Навкратис

Автор фото – Marie-Lan Nguyen

91. Развитие греческой торговли и промышленности

Расселение греков по берегам морей сопровождалось развитием торговли и промышленности, которые стали все более и более лишать сельское хозяйство его прежнего господствующего значения в экономической жизни Греции. Некоторые государства, не участвуя в основании колонии, тем не менее приобрели большое торговое значение.

Особенно в этом отношении прославилась Эгина, остров, лежащий при входе в Саронический залив между Аттикой, Истмом (с городами Мегарой и Коринфом) и Арголидой. В торговых городах развилась, кроме того, промышленность для вывоза товаров в более отсталые страны, и опять-таки Милет, прославившейся своими тканями, был одним из самых замечательных городов и в этом отношении.

Если в самом начале греческая промышленность обнаруживала на себе сильное влияние Востока, то с течением времени в ней выработались собственные образцы и приемы. Находилась она сначала в руках самостоятельных ремесленников, но мало-помалу стали основываться настоящие фабрики, в которых работа совершалась рабами или рабынями (пряжа, тканье и т. п.).

Для перевозки товаров служили многочисленные корабли, в постройке которых сделаны были разные усовершенствования. Около этого же времени возникли первые военные флоты; в середине VII в. была уже первая морская битва (между Коринфом и Керкирой).

Для внутренней жизни греческих государств это развитие торговли и промышленности имело то значение, что рядом со старыми общественными классами – землевладельческой знати и зависимого простонародья – образовались новые классы зажиточных и даже богатых ремесленников и купцов.

[1] Коринфским и Сароническим.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutanc/512-83-91-gosudarstva-i-kolonii-grekov

Полисы в Древней Греции

Города-государства в Древней Греции

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношенийЛюбой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины. 

С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1.   Абсолютно бесправные рабы.
  2.    Ремесленники.
  3.    Свободные торговцы.
  4.    Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование. Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет.

Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением.

Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами. 
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла».

Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя. 
В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие. 

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1.     Полный патриархат.
  2.     Законность рабства с долговой порукой.
  3.     Возможность неминуемой кровной мести.
  4.     Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие. После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии.

Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы. В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона.

Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали.

Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину. Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности.

Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание. 

В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов.

Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.

Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов.

Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.
По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек. Следующая по количественному составу – Аттика.

Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч. Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их – несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.

Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом. Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями.

Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством. 

В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок.

Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей. 

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/eto-interesno/polisyi-v-drevnej-greczii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть