Индийские касты

Содержание

Кастовая система в Индии

Индийские касты

Кастовая система в Индии представляет собой социальную иерархию, делящую всё население страны на обособленные группы как низкого, так и высокого происхождения. Такая система преподносит различные правила и запреты.

Основные виды каст

Виды каст происходят от 4 варн (что означает род, вид), в соответствии с которыми и делилось все население. Деление общества на варны основывалось на том, что люди не могут быть одинаковыми, есть определенная иерархия, поскольку каждый человек имеет свой жизненный путь.

Высшей варной была варна брахманов, то есть жрецов, учителей, ученых, наставников. Второй по рангу является варна кшатриев, а значит, правителей, знати, воинов. Следующая варна вайшьев, к ним относились скотоводы, земледельцы, торговцы. Последняя варна шудр состояла из слуг и зависимых людей.

Первые три варны и шудры имели четкую, даже резкую границу между собой. Высшая варна называется еще “двиджа”, что значит – дваждырождённые. Древние индийцы считали, что люди рождаются второй раз, когда происходит обряд посвящения, и на них навязывают священный шнур.

Брахманы

Основной целью брахманов являлось то, что они должны были учить других и сами учиться, приносить дары богам, осуществлять жертвоприношения. Основной цвет — белый.

Кшатрии

Задача кшатриев – защищать народ, а также учиться. Их цвет — красный.

Вайшьи

обязанность вайшьев – это возделывание земли, разведение скота и другая уважаемая в обществе работа. Цвет — жёлтый.

Шудры

Предназначение шудр – прислуживание трем высшим варнам, занятие тяжёлой физической работой. Они не имели своего ищущества и не могли молиться богам. Их цвет — чёрный.

Неприкасаемые

Эти люди находились вне каст. Чаще всего жили в деревнях и могли выполнять только самую тяжелую работу.

На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной.

Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых – 17 процентов.

Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.

Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип одежды, манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.

Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие – изменчивыми, второстепенными.

Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту.

Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.

Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют.

Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться.

Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.

Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений.

В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни.

В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.

Кастовая система современной Индии

С каждым годом в современной Индии кастовые ограничения и строгость их соблюдения постепенно слабеют. Уже не все запреты и правила требуют четкого и ревностного соблюдения.

По внешнему виду уже сложно определить, к какой касте относится человек, за исключением, пожалуй, брахманов, которых Вы можете увидеть в храмах или, если отправитесь на экскурсию по священным местам Индии.

Только вот кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны и не потерпят послабления. Также на сегодняшний момент в Индии идет борьба с кастовой системой. Для этого устанавливают специальные льготы для тех, кто официально зарегистрирован как представитель низшей касты.

Дискриминация по касте запрещается индийским законом и может караться как уголовное преступление. Но все же старая система прочно укоренилась в стране, и борьба с ней не так успешна, как многим хотелось бы.

Goaexcursion.ru

← Правила поведения в Гоа

Источник: http://goaexcursion.ru/interesnoe-ob-indii/kastovaya-sistema-v-indii

Касты в Индии. 10 фактов, вопросов и заблуждений

Индийские касты

Кастовая система Индии продолжает привлекать к себе интерес. Касты в Индии – действительно любопытный социальный феномен, однако турист, который едет в Индию, вряд ли с ним столкнется, я знаю многих путешественников-индоманов, которые живут там месяцами, но кастами не интересуются потому как не нужно для жизни.

Система каст сегодня как и век назад – это не экзотика, это часть сложной организации индийского общества, многопланового явление, которое уже не первый век изучают индологи и этнографы, о ней написаны десятки толстых книг, так что я опубликую здесь лишь 10 интересных фактов об индийских кастах – о самых популярных вопросах и заблуждениях.

1. Что такое индийская каста?

Индийская каста – явление настолько сложное, что дать исчерпывающе полное определение просто не возможно!Касты можно только описать через ряд признаков, однако исключения все равно будут.

Каста в Индии – система социальной стратификации, обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Касты в Индии строятся по принципам: 1) общей религии (это правило соблюдается всегда); 2) одной профессии, как правило наследственной; 3) члены каст вступают в брак только между собой, как правило; 4) члены касты как правило не едят с посторонними, за исключением других индуистских каст значительно более высокой социальной позиции, чем их собственные; 5) члены каст могут определятся по тому от кого они могут принимать воду и пищу, обработанную и сырую.

2. В Индии 4 касты

Сейчас в Индии существует вовсе не 4, а около 3 тысяч каст, они могут называться в разных частях страны по разному, и у людей с одной профессией могут быть разные касты в разных штатах. Полный список современных каст по штатам см. на http://socialjustice…

То, что безымянные люди на туристических и прочих около-индийских сайтах называют 4 кастами – это совсем не касты, это 4 варны – чатурварнья на санскрите – древняя социальная система.

4 варны (वर्ना)- это древняя индийская система сословий.

Варна брахманов (правильнее брамин) исторически – это служители культа, врачи, учителя. Варна кшатриев (в древности она называлась раджанья) – это правители и воины.

Варна вайшья – это земледельцы и торговцы, а варна шудр – это рабочие и безземельные крестьяне, которые работают на других.

Варна – это цвет (на санскрите опять же), и у каждой индийской варны – свой цвет: у браминов – белый, у кшатриев – красный, у вайшьев – желтый, у шудр – черный, и раньше, когда все представители варн носили священный шнур – он был как раз цвета их варны.

Варны соотносятся с кастами, но очень по разному, прямой связи иногда нет, и раз мы уж углубились в науку, надо сказать, что индийские касты в отличие от варн называются джати – जाति.
Подробнее об индийских кастах в современной Индии https://indonet.ru/S…

3. Каста Неприкасаемых

Неприкасаемые – это не каста. Во времена древней Индии все, кто не входил в 4 варны, автоматически оказывались “за бортом” индийского социума, этих чужаков избегали, не пускали жить в деревни, поэтому они и названы неприкасаемыми.

В последствие эти чужаки-неприкасаемые стали использоваться на самой грязной, низко-оплачиваемой и постыдной работе, и сформировали собственные социальные и профессиональные группы, то есть кастЫ неприкасаемых, в современной Индии их несколько, как правило это связано либо с грязной работой, либо с убийством живых существ или смертью, так что все охотники и рыболовы, равно как и могильщики, и кожевенники – неприкасаемые.

В то же время не правильно считать, что каждый неприкасаемый – необразован и беден, это не верно.

В Индии даже до обретения ей независимости и принятия ряда законодательных мер по предотвращению дискриминации низших каст и племен были неприкасаемые, которые смогли достичь выдающихся успехов в социуме, примером тому – cамый известный неприкасаемый Индии – выдающийся индийский политический, общественный деятель, борец за права человека и автор конституции Индии – доктор Бхим Рао Амбедкар, который получил юридическое образование в Англии. А совсем недавно мэром города в Индии стал не просто далит, но еще и хиджра https://indonet.ru/f…

У неприкасаемых есть несколько синонимов: млеччха – чужой, чужестранец (то есть все не индусы, не кастовые, включая белых туристов), хариджан – “дитя Бога”, термин введенный Ганди, парии – то есть отверженные, изгнанные, а наиболее употребительное современное название неприкасаемых – далиты.
Подробнее о далитах https://indonet.ru/S…

4. Когда появились индийские касты?

Нормативно, то есть законодательно система каст-джати в Индии была зафиксирована в Законах Ману, которые относятся к 2 веку до нашей эры.
Система варн – гораздо древнее, точной датировки не существует. Более подробно об истории вопроса я писала в статье Касты Индии, от варн к современности https://indonet.ru/a…

5. Касты в Индии отменены

Касты в современной Индии не отменены и не запрещены, как часто пишут.Наоборот все касты в Индии пересчитаны и перечислены в приложении к Индийской конституции, которое так и называется Таблица каст.

Кроме того, после переписи населения в эту таблицу вносятся изменения, как правило дополнения, дело не в том, что появляются новые касты, а в том, что они фиксируются в соответствии с данными, указанными о себе участниками переписи.

Запрещена только дискриминация по признаку касты, это написано в статье 15 индийской Конституции, тест см. на http://lawmin.nic.in…

6. У каждого индийца есть каста

Нет, это тоже не соответствует действительности.Индийской общество очень разнородно по своей структуре, и кроме деления на касты есть несколько других.

Существуют кастовые и не кастовые индийцы, например, представители индийских племен (аборигены, адиваси) за редкими исключениями не имеют каст.

И часть не кастовых индийцев довольно велика, результаты переписи населения см. http://censusindia.g…

Кроме того, за некоторые проступки (преступления) человека могут выгнать из касты и таким образом лишить его статуса и положения в обществе.

7. Касты есть только в Индии

Нет, это заблуждение. Касты есть в других странах, например, в Непале и Шри Ланке, поскольку эти страны развивались в лоне все той же огромной индийской цивилизации, а также на Бали.

Но касты есть и в других культурах, например, в Тибете, причем тибетские касты с индийскими не соотносятся вообще, поскольку сословная структура тибетского общества формировалась самостоятельно от Индии.
О кастах Непала см.

Этническая мозаика Непала https://indonet.ru/S…

8. Касты есть только у индусов

Нет, сейчас это не так, нужно углубиться в историю.
Исторически, когда подавляющая часть населения Индии исповедовала индуизм – все индусы принадлежали к какой-либо касте, исключение составляли только изгнанные из каст парии и коренные, племенные народы Индии, которые не исповедовали индуизм и не входили в индийский социум.

Потом в Индии стали распространяться другие религии – буддизм, джайнизм, Индия подверглась нашествиям со стороны других народов, и представители других религий и народов стали перенимать у индусов их сословную систему варн и систему профессиональных каст – джати. Сейчас касты есть в джайнизме, сикхизме, буддизме и христианстве, но они отличаются от индусских каст.

Любопытно, что в северной Индии, в современных штатах Химачал прадеш и Кашмир система каст буддистов имеет не индийское, а тибетское происхождение.

Еще более любопытно, что в систему индийских каст оказались втянуты даже европейцы – христианские миссионеры-проповедники: те, кто проповедовал учение Христа высокородным браминам оказались в христианской “браминской” касте, а те, кто общался с неприкасаемыми-рыбаками стал христианским неприкасаемым.

9. Касту индийца, с которым общаешься, нужно знать и вести себя соответственно

Это расхожее заблуждение, растиражированное туристическими сайтами не известно для чего, ни на чем не основано.Определить к какой касте относится индиец только по его виду нельзя, по его роду занятий – часто тоже. Один знакомый работал официантом, хотя происходил из знатного раджпутского рода (то есть он кшатрия).

Знакомого непальца-официанта мне удалось идентифицировать по поведению как аристократа, поскольку мы были знакомы давно я спросила и он подтвердил, что это правда, причем парень работает не из-за отсутствия денег вовсе.Мой старый друг начал свою трудовую деятельность в 9 лет как разнорабочий, убирал мусор в лавке…

думаете он шудра? нет, он брамин (брахман) из бедной семьи и 8 ребенок по счету… еще 1 знакомый брамин торгует в лавке, он единственный сын, надо зарабатывать…Еще один мой знакомый настолько религиозен и светел, что можно было бы подумать, что он то и есть настоящий, идеальный брамин.

Но нет, он-то как раз шудра, причем он этим гордился и тем, кто знает что значит сева станет понятно почему.
И даже если индиец и скажет какой он касты, хотя такой вопрос считается не приличным – все равно это туристу ничего не даст, человеку, не знающему Индии, не понять что и почему устроено в этой удивительной стране.

Так что озадачиваться кастовым вопросом не стоит, ведь Индии иногда трудно установить даже пол собеседника, а это наверное важнее 🙂

10. Кастовая дискриминация в наше время

Индия является демократической страной и помимо запрета кастовой дискриминации ввела льготы для представителей низших каст и племен, например, существуют квоты для поступления в высшие учебные заведения, на занятие должностей в государственных и муниципальных органах.

Проблема дискриминации людей из низших каст, далитов и племенных людей в Индии довольно серьезна, кастеизм до сих пор является основой жизни сотен миллионов индийцев за пределами крупных городов, именно там до сих сохраняется кастовая структура и все вытекающие из нее запреты, например, в некоторые храмы Индии не пускают индийцев-шудр, именно там происходят почти все кастовые преступления, например, вполне типичное преступление https://indonet.ru/b…

Вместо послесловия.
Если система каст в Индии вас интересует серьезно могу порекомендовать кроме раздела статей https://indonet.ru/c… на этом сайте и публикаций в хиндунете почитать книги крупных европейских индологов 20 века:
1. Академический 4-х томный труд Р.В. Рассела “Племена и касты центральных провинций Индии”2.

Монография Луи Дюмона “Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст”Кроме того в последние годы в Индии выпущен ряд книг по этой теме, к сожалению сама их в руках не держала.

Если вы не готовы к чтению научной литературы – прочтите роман очень популярного современного индийского писателя Арундхати Рой “Бог мелочей”, его можно найти в рунете.

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для читателей indonet.ru.

Источник: https://indonet.ru/Statya/Kasty-v-Indii-10-faktov

Касты в Индии

Индийские касты

Первые касты появились в Индии ещё на стадии формирования государства. Примерно полторы тысячи лет до нашей эры, на территории современной Индии появились первые переселенцы. Они были разделены на четыре сословия. Намного позже, названые, варнами, Это слово, в дословном переводе с санскритского, обозначает цвет. Само слово каста несёт в себе смысловое понятие как чистая порода.

Принадлежность, к какому-нибудь сообществу людей, обличённых властью, всегда сильно ценилось у всех народов. Просто ещё в древности, сплетясь с индийской религией, это понятие приобрело статус, незыблемого закона.

В самом начале, это были брахманы, священники, в их руках находилось право, толковать слово божье. Благодаря этому, эта каста, занимала самое высокое положение. Поскольку выше них была только божественная сущность, с которой, только они могли общаться.

Любое их слово было законом и обсуждению не подлежало. Дальше шли кшатрии воины. Очень многочисленная и могущественная каста Индии. Во все времена и, у всех народов, профессиональные военные участвовали в управлении государством.

Только на территории Индии, они выделились в отдельную группу людей, передававших по наследству свои навыки и традиции.

Как отличается жизнь людей в различных частях Индии, подробнее: Штаты Индии.

Каста была настолько закрытой, что многие века простые люди даже не могли помыслить стать военнослужащим. Подобная ересь, каралась смертью. Вайшьи, сюда входили торговцы, земледельцы, скотоводы.

Эта каста также была многочисленна, но люди, входившие в нее, не имели никакого политического влияния, Так как представители высших каст Индии, в любой момент, могли лишить их всего имущества, дома, семьи просто сказав, что это угодно богам. Шудр слуга рабочий.

Самая многочисленная и бесправная каста, люди, принадлежавшие к ней, фактически приравнивались к уровню животных. Причём некоторые животные в Индии жили намного лучше, поскольку имели статус священных.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав.

Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту.

Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же.

Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст.

Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей.

Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты.

Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте.

В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её.

Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста.

В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Индийские касты. урок. Всеобщая история 5 Класс

Индийские касты

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное  происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер.

Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты – большие группы людей с определенными правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.

Индийцы верили в переселение душ (см. урок «Природа и люди Древней Индии») и практику кармического воздаяния за поступки (в то, что от поступков зависит характер нового рождения и особенности существования).

Согласно верованиям древних индийцев, принцип кармического воздаяния (карма) определяет не только то, кем ты будешь рожден в будущей жизни (человеком или каким-либо животным), но и место в общественной иерархии.

В индии существовало четыре варны (сословия):

  • брахманы (жрецы),
  • кшатрии (воины и цари),
  • вайшьи (земледельцы),
  • шудры (слуги).

Брахманы, по представлением индийцев, появились из рта Брахмы, кшатрии – из рук Брахмы, вайшьи – из бедер, а шудры – из ступней. Кшатрии считали своими предками древних царей и героев, например, Раму – героя индийского эпоса «Рамаяна».

Три периода жизни брахмана:

  • ученичество,
  • создание семьи,
  • отшельничество.

Неприкасаемые – люди, которые принадлежат к низшим кастам, не входили в систему четырех варн.

623–544 гг. до н. э. – жизнь Будды (Сидхартха Гаутама), который стал основателем новой религии – буддизма.

Будда Гаутама. Проект Энциклопедия

Заключение

В Индии существовала жесткая иерархическая система, общение между представителями разных каст было ограничено строгими правилами. Новые идеи появились в рамках новой религии – буддизма. Несмотря неукорененность кастовой системы в Индии, Будда учил тому, что личные достоинства человека важнее, чем происхождение.

Положение человека в индийском обществе име­ло религиозное объяснение. В священных книгах глубокой древности (ве­дах) деление людей на касты считалось изначальным и установленным свыше.

Утверждалось, что первые брахманы (рис. 1) вышли из уст верховного бога Брахмы, и только они могут узнать его волю и воздействовать на него в нужную для людей сторону.

Убийство брахмана считалось большим пре­ступлением, чем убийство любого другого человека.

Рис. 1. Брахманы (Источник)

Кшатрии (воины и цари), в свою очередь, возникли из рук бога Брахмы, поэтому им свойственна сила и крепость. К этой касте принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию, им принадлежала большая часть военной добычи. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама.

Вайшьи (рис. 2) образовались из бедер Брахмы, следовательно, им достались выгоды и богатства. Это была наиболее мно­гочисленная каста.

Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомнен­но, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе.

Но основная масса вай­шиев была оттеснена от государственных дел и занималась земледелием и ремеслом, обратилась в основных плательщиков налогов. Собственно го­воря, духовная и светская знать смотрела на людей этой касты свысока.

Рис. 2. Вайшьи (Источник)

Каста шудры пополнялась из числа покоренных чуже­земцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брах­мы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Поэтому они предназна­чены к услужению и к повиновению.

Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды для них не устраивались. Им также запрещалось изучение Вед. Наказание за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев.

Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располага­лись неприкасаемые (парии) и рабы. Париям отводились занятия ры­боловством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т. д. Неприкасаемых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли яко­бы осквернить чистую воду.

Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немед­ленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от сквер­ны.

Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность.

Творцами этих правовых норм были брахманы – жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Ин­дии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божест­вом Брахмой, а государственная религия называлась браманизмом.

 Жизнь брахманов делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. С семилетнего возраста начинался период обучения.

Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили в дар учителю корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам за себя и за других. В старости брахман мог стать отшельником.

Он отказывался от жизненных благ и общения с людьми ради достижения душевного покоя. Они верили, что муки и лишения помогут обрести освобождение от бесконечной цепочки перерождений.

Около 500 г. до н. э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхартха Гаутама по про­звищу Будда (Пробужденный) (рис. 3).

Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, по­этому нельзя никому из них вредить: «Если не будешь убивать даже мух, то после смерти станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти становится животным».

Поступки человека влияют на обстоятельства, при которых он возродится в следующей жизни. Достойный человек, проходя через ряд перевоплощений, достигает совершенства.

Рис. 3. Сиддхартха Гаутама (Источник)

Многие индийцы считают, что, умерев, Будда стал главным из бо­гов. Его учение (буддизм) широко распространилось в Индии. Эта религия не признает нерушимых границ между кастами и считает, что все люди братья, даже если они верят в разных богов.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Religmir.narod.ru (Источник)
  2. Bharatiya.ru (Источник)

Домашнее задание

  1. Какие обязанностями и правами обладали в древнеиндийском обществе брахманы?
  2. Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахмана?
  3. Кто такие парии, к какой касте они принадлежали?
  4. Представители каких каст могли достичь освобождения от бесконечной цепи перерождений?
  5. Как происхождение человека влияло на его судьбу по учению Будды?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/indiya-i-kitay-v-drevnosti/indiyskie-kasty

Религиозное объяснение неравенства людей

Кастовая система вытекает из религиозных представлений индусов. Согласно «Ригведе», весь космос был создан из тела первочеловека Пуруши. Пуруша был принесён в жертву богами ради сотворения мира.

Из отдельных частей его тела возникли: земля, воздух, ветер и небесные светила.  Кроме того, Пуруша дал начало и всему человеческому роду.

Из его рта возникли брахманы, из рук — кшатрии, из бёдер — вайшьи, а из стоп — шудры.

Учение о реинкарнации также направлено на то, чтобы законсервировать существующее в Индии социальное неравенство. Согласно индуистским представлениям, человек, строго соблюдающий все правила своей касты, после смерти может родиться в теле представителя более высокой варны.

Деление на касты сегодня

Несмотря на то, что западному человеку деление на касты кажется жестоким и недемократическим, в современной Индии касты не только не исчезли, но и стали более структурированными.

Каждая каста сегодня разбита на дополнительные подгруппы — джати. Всего насчитывается более 80 различных джати.

Хотя нет никаких документов, где прописывалась бы принадлежность человека к той или иной варне, кастовое деление строго охраняется религией и традициями.

Самой большой кастой современной Индии являются неприкасаемые — около 1/5 от всего населения страны. Далиты живут в специальных гетто, где процветают безработица и преступность.

Неприкасаемые не могут получать нормальное образование или качественную медицинскую помощь. Им нельзя заходить в магазины, аптеки, больницы, храмы и общественный транспорт, которыми пользуются представители других каст.

Как и тысячи лет назад, эти люди занимаются самой грязной и тяжёлой работой.

Попытки установить социальное равенство предпринимали многие индийские борцы за гражданские права, в том числе, Махатма Ганди.

Они смогли добиться того, чтобы конституция Индии признала равенство неприкасаемых с представителями других каст, однако, фактически отношение к далитам в современной Индии остаётся таким же, как и 4 тысячи лет назад.

Суды снисходительно относятся к преступникам, совершающим противоправные действия по отношению к неприкасаемым, далиты получают меньшие  зарплаты по сравнению с членами других каст.

Несмотря на то, что сегодня Индия открыта для западных либеральных идей, неприкасаемые ни разу не решались на бунт. Многовековая привычка быть покорными и страх перед загрязнением кармы не дают этим людям начать борьбу за свободу и равенство.

(5 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://IndiaMagazine.ru/kasty-v-indii/

Касты в Индии. Часть 1 | Туристический портал

Индийские касты

Каста ( от порт. «чистая порода», «происхождение») – деление индийского народа на определённые сословия или расы.

Каждую касту на протяжении многих веков определяла в первую очередь профессия. Семейное ремесло переходило из поколения к поколению, от отца к сыну, и зачастую не менялось десятками поколений.

Индусы верят в перерождение души. Считается, что человек, в течение жизни соблюдавший все правила и обеты своей касты, в следующей поднимется на касту выше. Тот же, кто жил грешно и развязно, в будущей жизни потеряет свой социальный статус

Каждая каста живёт согласно своей дхарме – сводом религиозных традиций, предписаний и запретов, созданных благодаря божественному откровению.

Дхарма регулирует нормы поведения членов каст, устанавливает их поступки и чувства. Каждый обязан поступать так, как предписано в дхарме.

Любое отступление сродни нарушению закона – так с детства учат брахманы и духовные наставники. Это убеждает индусов в непреложности и нерушимости законов дхармы.

На сегодняшний день деление на касты официально запрещено. Проводится политика вознаграждения и поощрения тех, кого веками угнетали за счёт представителей высших каст. И хотя существует мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков кастовой системы, на практике это далеко не так.

На самом деле кастовая система никуда не делась.

Уже при поступлении ученика в школу, его расспрашивают об исповедуемой религии. И если это оказывается индуизм, интересуются, представителем какой касты он является. По государственным нормам, представителей далеко не любой касты могут принять.

При поступлении в колледж или высшее учебное заведение каста тоже имеет значение (чем ниже и престижнее каста, тем меньшее количество баллов нужно набрать абитуриенту для поступления). При устройстве на работу каста важна для соблюдения кастового баланса. Не забывают о кастах и устраивая своё будущее.

Хотя в брачных объявлениях и указывают в требованиях к претендентам «cast no bar» («каста не имеет значения»), на деле это далеко не всегда так. Вряд ли девушка из семьи Брахманов позволит себе выйти замуж за юношу ниже касты Кшатриев. Но если жених занимает более высокое положение, чем невеста, иногда делаются исключения.

В таких браках каста ребёнка определяется по отцовской линии, соответственно ребёнок будет занимать более высокую касту, нежели мать и последующие поколения останутся в приоритете.

Тенденция официально приуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в последних переписях населения даже исчезла строка о принадлежности к той или иной касте. В последний раз сведения о кастах при переписи публиковались в 1931. Тогда было насчитано не менее 3000 каст и подкаст.

Характеристика каст

Основными характеристиками индийской касты являются:- эндогамия (браки заключаются только между членами, принадлежащими одной касте)- наследственная преемственность (невозможность перехода в другую касту)- запрет разделения трапезы и физического контакта с представителями других каст- признание определённого места за каждой кастой в структуре общества

– ограничение в выборе профессии

Жители Индии полагают, что все произошли от Ману – первого человека на Земле. Он и придумал правила жизни, которые отныне должны были исполнять все его преемственники. Правила были расписаны очень детально – от пеленания грудных детей до кулинарных рецептов.

Но основой свода было разделение индийцев на четыре варны. Не следует путать варны и касты. Каст существует великое множество, а варн – всего четыре. Варны – более общее понятие. Это своего рода сословия: Брахманы (чиновники, интеллигенция), Кшатрии (военнослужащие), Вайшьи (торговые деятели) и Шудры (рабочие, слуги). Остальные – это неприкасаемые.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть