Интересные факты из жизни Шуберта

Франц Шуберт

Интересные факты из жизни Шуберта
Воланд из романа Булгакова сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).

Композитор Франц Шуберт

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами.

Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте.

Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены.

Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).

Портрет Франца Шуберта

Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.

Дом Франца Шуберта в Вене

Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.

Франц Шуберт в молодости

Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.

Франц Шуберт

Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды Моцарта, Бетховена и Глюка.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.

Нотный автограф Франца Шуберта

В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.

Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта.

Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя Гете «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось.

Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.

Памятник Францу Шуберту

Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

«Что будет со мной… – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет.

Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт.

Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

https://www.youtube.com/watch?v=1v3GsRxaKIg

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.

Франц Шуберт с Терезой Горб

Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.

Франц Шуберт

Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Смерть

Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.

Могила Франца Шуберта

Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

Интересные факты

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

Дискография

Песни (всего более 600)

  • Цикл «Прекрасная мельничиха» ( 1823)
  • Цикл «Зимний путь» (1827)
  • Сборник «Лебединая песнь» (1827—1828, посмертный)
  • Около 70 песен на тексты Гёте
  • Около 50 песен на тексты Шиллера

Симфонии

  • Первая D-dur (1813)
  • Вторая B-dur (1815)
  • Третья D-dur (1815)
  • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
  • Пятая B-dur (1816)
  • Шестая C-dur (1818)

Квартеты (всего 22)

  • Квартет B-dur op. 168 (1814)
  • Квартет g-moll (1815)
  • Квартет a-moll op. 29 (1824)
  • Квартет d-moll (1824—1826)
  • Квартет G-dur op. 161 (1826)

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4147-frants-shubert.html

Франц Шуберт: интересные факты из жизни и биографии композитора

Интересные факты из жизни Шуберта

Франц Шуберт – композитор, при жизни пользовавшийся уважением в узких кругах, но после смерти покоривший весь мир.

Есть люди, которые считают Шуберта величайшим композитором всех времён, и это говорит о многом. Этот композитор прожил в нищете, в одиночестве, не познал любви, был оставлен своим отцом и умер от брюшного тифа.

Не сказать, что это удачно прожитая жизнь. Или всё-таки удачно? Что же было в жизни Шуберта?

С рождения в музыке

В доме Шуберта часто собирались музыканты, поэтому малыш – будущий великий композитор с детства впитывал эту атмосферу. Шуберта учили игре на музыкальных инструментах его отец и брат. У юного дарования был необычайно красивый голос, и Шуберт пел в хоре.

Микаэл Холзер, учитель хора, восторгался одарённым учеником. Как он говорил, этого ребёнка не нужно ничему учить, потому что он уже всё знает. Остаётся только смотреть на его старания и молча восторгаться. Первые свои музыкальные произведения Шуберт написал ещё до достижения половой зрелости.

Неудачливый помощник учителя

Из-за того, что голос Шуберта начал ломаться, в хоре выступать больше не было никакой возможности.

Надо сказать, что музыку Шуберт постигал в капелле при самом императоре, и высочайшее лицо разрешило остаться в капелле подающему надежды композитору и музыканту. Кто знает, почему Шуберт уехал к отцу, отказавшись от предложения.

Возможно, путь великого композитора мог бы быть не столь печальным. Отец устроил одаренного сына в школу помощником учителя. Никто не был доволен Шубертом в этом заведении.

Неразделённая любовь

У Шуберта была любовь, девушка по имени Тереза Гром. Она не была красавицей, наоборот. Но когда она выступала в церковном хоре, некрасивое лицо преображалось, преображалась она вся. Шуберту она нравилась, и он решил жениться на ней.

И всё могло бы устроиться, но получал Шуберт в школе сущие гроши, и мать девушки была против такого жениха. Свадьба не состоялась. Тереза Гром вышла замуж за кондитера, а великий композитор, повлиявший на развитие всей мировой музыки, прожил свою жизнь один.

Двойная жизнь

Работа мучила Шуберта, но музыка всегда была с ним. Он сочинял всегда, когда была возможность, и ему всегда не хватало нотной бумаги. Оперы, симфонии, пьесы, церковная музыка – всё это выходило на свет из-под пера.

А затем – ад с детьми, которые не уважали Шуберта и не слушались его. Дело доходило до физического воздействия, но тщетно! Так композитор протянул три года. После этого он решился ослушаться отца, пойти наперекор его воле и оставил работу помощника учителя.

Отец же оставил сына на волю судьбе, лишив его какой-либо материальной поддержки.

Начало признания

Шуберт до этого был практически неизвестен как композитор. Но знакомство с Иоганном Михаэлем Фоглем оказалось во многом решающим. Фогль был известным баритоном, и он оценил гений Шуберта как композитора. Они стали сотрудничать.

Шуберт был неравнодушным к жанру песни, а Фогль подсказывал композитору, чего хочет публика. Всё же Шуберт был непрофессиональным композитором, и у него практически не было аудитории.

Со временем это изменится, а пока Фогль подбирает литературные произведения, которые подошли бы для песен Шуберта, декламирует их перед ним с целью как можно точнее донести основные идеи, корректирует финальную работу композитора.

И у Шуберта стали появляться первые заядлые слушатели.

«Шубертиады»

Это время было самым счастливым для композитора. Его творчество объединило самых разных людей из кругов музыкальной Вены. И они стали собираться все вместе только ради того, чтобы послушать Шуберта. Только его произведения играли на этих вечерах. Те, кто посещал их, часто становились первыми слушателями нового творчества композитора. А иногда даже соавторами.

Были танцы, шутки, весёлые разговоры, неистовые споры. Шуберт писал музыку специально для танцев на «Шубертиадах», в том числе и вальсы, благодаря которым в том числе его знают сегодня.

А мог и просто импровизировать. Не только он играл на этих вечерах, но только его музыка господствовала в этих стенах.

Кто знает, может, и сейчас такой неизвестный композитор или музыкант собирает вокруг себя преданных поклонников?

Проблески славы

До 1825 года творчество Шуберта публиковалось не слишком часто, но теперь всё изменилось. Денег стало больше, бедность отступила. До этого Шуберт встретился с боготворимым им Бетховеном.

Бетховен высоко оценил его талант и рассказывал о нём другим, но он не знал всего творчества Шуберта и не мог знать – большая часть его лежала в архивах хозяина.

И всё же началось признание в более-менее широких кругах.

В это время Шуберт работает над симфонией, которая получила названия «Неоконченная» и «Великая».

Она состоит всего из двух частей (до этого принято было составлять из четырёх частей), и кто-то говорит, что замысел реализован не полностью, а кто-то – что композитор всё успел сказать в этих двух частях. Неизвестно, почему Шуберт не рассказывал о ней друзьям.

Также вышел сборник песен «Лебединая песня» — ещё одна великая работа. И при жизни, и долгое время после смерти Шуберта считали королём именно песни.

Шуберт успел дать только один публичный концерт. Но это был действительно успешный концерт. Публика была в восторге.

До этого незнакомые с творчеством Шуберта люди, ни разу в жизни не посещавшие его именные вечера, рукоплескали от восторга.

Мог ли он, не привыкший к широкой публике и обращавшийся к ней только со страниц музыкальной периодики, рассчитывать на такую реакцию зала? Прошла безвестность. Теперь его музыка покоряет всю Европу…

А потом Шуберт умер. По официальной версии, смерть наступила от брюшного тифа, кто-то говорит, что от сифилиса. Шуберт так и не успел насладиться своим внезапным успехом. А его музыка, написанная на листах нотной бумаги, которой вечно не хватало великому композитору, долго лежала в шкафах у людей, так или иначе знавших этого человека – гения, изолированного от общества и всего мира.

Но потом люди стали находить. Стали искать. Стали понимать. Теперь не только песнями славен Шуберт. Он – один из основоположников романтизма, течения в классической музыке, которое отбросило старые правила и догмы и поставило на первое место выражение внутреннего мира композитора в любой удобной ему музыкальной форме.

Удачно ли он прожил свою жизнь или нет? Ответ лежит по ту сторону этих понятий. Шуберт не познал любви по жизни, но пользуется любовью сейчас, спустя два столетия. Он бессмертен. Это тоже способ жизни.

Источник: https://vivareit.ru/franc-shubert-interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii-kompozitora/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть