Интересные факты о Глинке

Основоположник русской оперы Михаил Иванович Глинка. Краткая биография. Интересные факты из жизни

Интересные факты о Глинке

1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Он известен как основоположник русской классической музыки. В данной статье вы узнаете краткую биографию, интересные факты из жизни выдающегося композитора.

Краткая биография Михаила Ивановича Глинка

Имение семьи Глинка, Новоспасское, Смоленская губерния

Отец композитора, Иван Николаевич Глинка, был капитаном в отставке и жил у себя в имении и будущее своих детей видел в военной службе. Однако надежды его не оправдались. Два младших сына — Евгений и Андрей умерли в раннем возрасте; старший же сын, Михаил, был мал ростом, хил здоровьем и для гвардии не годился.

Родители задумывались: кем стать должен стать Михаил? Он любит музыку — стало быть музыкантом? Но в то время существовало предвзятое мнение: дворянин мог увлекаться литературой и искусством, но заниматься ими всерьез считалось предосудительно.

Вопреки установившимся мнениям, Глинка стал профессиональным музыкантом.

М.И. Глинка в юности

В домашнем образовании, которое получил Миша Глинка в детстве, большое внимание уделялось художественным наклонностям. Он учился рисованию, игре на скрипке, фортепиано, пробовал свои силы в литературе. Мальчик был всесторонне одаренным.

Больше всего мальчика привлекал крепостной оркестр его дяди, частенько приезжавший в Новоспасское. Особенно ему нравились исполняемые этим оркестром русские песни. Они-то и пробудили в Глинке первое настоящее музыкальное чувство. Те же русские песни научили Мишу слушать оркестр и различать голоса инструментов.

А научившись слушать оркестр, он полюбил его навсегда.

В 14 лет в 1818 году Михаила Ивановича Глинку определили в столичный пансион при Главном педагогическом институте. В Петербурге будущий композитор продолжал музыкальные занятия у знаменитого пианиста Фильда и других педагогов.

Весной 1823 года Глинка едет на Кавказ. Путевые впечатления наложили отпечаток на его творчество. В оперу «Руслан и Людмила» вошли самобытные восточные мелодии.

Творчество и музыкальные произведения Глинки

Первые попытки сочинять музыку относятся к 1822 году. Он пишет небольшие вариации, романсы и музыкальные пьесы для различных инструментов.

Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

В начале 40-х годов глинка серьезно задумывается над созданием национальной русской оперы. Оперы, написанные до него, были, в основном, подражаниями итальянской и французской музыке.

В 1834 году, по совету поэта Жуковского, сюжетом своей первой оперы избирает подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина. Опера была задумана как национально-патриотическое произведение, но сюжету её либреттист барон Розен придал монархический характер.

По настоянию Николая 1, опера даже была переименована из «Ивана Сусанина» в «Жизнь за Царя». Зато музыка была по-настоящему русской, близкой народу, в ней звучали подлинные русские мелодии. Сумели по достоинству оценить музыку Глинки: Пушкин, Вяземский, Жуковский.

Далее идет создание оперы «Руслан и Людмила», в 1842 году она была закончена и прошла постановка. Светская публика приняла её холодно. Лишь позже опера была оценена по достоинству.

«Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства»

— так отзывался о Михаиле Ивановиче музыкальный критик В. Стасов.

В конце 50-х Глинкой была сочинена одна из любимых в народе симфонических пьес «Камаринская». Глинка неустанно совершенствовал свое композиторское мастерство. В возрасте 53 лет, уже будучи известным композитором, он уехал в Берлин и возобновил там музыкальные занятия.

Прослушать некоторые произведения Михаила Ивановича Глинки 

  • Глинка — Патриотическая Песнь — гимн РСФСР

https://pomnisvoih.ru/wp-content/uploads/2019/03/Glinka-Patrioticheskaya-Pesn-gimn-RSFSR_pomnisvoih.ru_.mp3 https://pomnisvoih.ru/wp-content/uploads/2019/03/Glinka-Polonez-pomnisvoih.ru_.mp3

  • Глинка — Руслан и Людмила — Увертюра

https://pomnisvoih.ru/wp-content/uploads/2019/03/Glinka-_Ruslan-i-Lyudmila_-_Ruslan-i-Lyudmila_-Uvertyura-pomnisvoih.ru_.mp3

Семейная жизнь М. И. Глинки

Женившись в 1835 году во время вдохновенной работы над оперой «Иван Сусанин», Глинка очень скоро понял сколь легкомысленным и неудачным был его выбор. Увлекшись хорошенькой девушкой, он не разобрался в ее характере.

Мария Петровна оказалась невежественной и пустой личностью. Кроме нарядов и красивого «выезда»  ее ничто не интересовало. Ей были чужды интересы мужа, его пристрастие к музыке, его творчество.

Она одолевала Глинку капризами и непомерными требованиями.

В 1839 году узнав, что Мария Петровна изменяет ему, он переехал к приятелю, известив жену, что более к ней не вернется. А весной 1841 года выяснилось, что Мария Петровна, не разведясь с Глинкой, обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым, племянником министра двора.

Бракосочетание совершил пьяница-священник в одной из захолустных церквей Петербургской губернии (разумеется, за взятку). Узнав об этом, Глинка немедленно подал прошение в Духовную консисторию о разводе (развод допускался лишь в случае измены одного из супругов, и композитор воспользовался этим правом). Бракоразводное дело длилось шесть лет.

Увы, окончательное решение Синода пришло слишком поздно. После всех терзаний Глинка потерял малейшее желание связывать свою судьбу с женщиной.

Смерть и память о великом композиторе

В Берлине 15 февраля 1857 года в полном одиночестве, вдали от Родины Глинка скончался. Прах его в перевезли в Россию и погребли Александро-Невской лавре.

Михаил Иванович Глинка оставил сравнительно небольшое количество произведений: три оперы («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский»), несколько симфоний, романсы, песни, инструментальные пьесы и ансамбли.

Но трудно переоценить значение Глинки в истории развития русской классической музыки. Жизнеутверждающая сила, народность и реализм сделали произведения Глинки бессмертными.

Музей Глинки

Усадьба-музей М.И. Глинки в Новоспасском

Музей, посвященный жизни Михаила Ивановича Глинки, находится в бывшем родовом имении, там родился композитор.

Музей-усадьба Новоспасское является первым и единственным музеем композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о его жизни и творческой деятельности.

Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Ежегодно в конце мая — начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. В 2004 г. вся Россия отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Часть празднований проходило в родовой усадьбе композитора.

Интересные факты из жизни

Пушкин, Жуковский в гостях у Глинки

  • Родители композитора доводились друг другу дальними родственниками – троюродными братом и сестрой. Для того, чтобы венчание состоялось, отцу Михаила, Ивану Николаевичу пришлось обращаться за одобрением к архиерею.
  • Воспитанием маленького Михаила Глинки занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
  • Когда Михаилу было 10 лет, он уже играл на скрипке и фортепиано.
  • Глинка был хорошо знаком с Пушкиным и с некоторыми декабристами
  • Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок.
  • «Патриотическая песня», сочинённая в Глинкой 1833 году, использовалась в качестве государственного гимна Российской Федерации с 1990 по 2000 год.

Документальный фильм «Гении и злодеи. Михаил Глинка», 2009 год

Сообщение для детей о Глинке

На уроках музыки, как правило в четвертых классах начальной школы, детей знакомят с произведениями великого композитора Глинки. Здесь вы сможете скачать сообщение на тему «Михаил Иванович Глинка в текстовом формате doc  — «Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Краткая биография. Интересные факты из жизни»

Источник: https://pomnisvoih.ru/velikie-lyudi-rossii/kompozitory/mihail-ivanovich-glinka-kratkaya-biografiya-interesnye-fakty-iz-zhizni.html

Интересные факты из жизни Михаила Глинки

Интересные факты о Глинке

20 мая 1804 года появился на свете великий русский композитор, создатель национальной композиторской школы Михаил Глинка. Сочинения этого великого музыкального гения оказали огромное влияние на творчество П. Чайковского, А. Драгомыжского и музыкального объединения «Могучая кучка».

Свой род Глинка вел из древнего польского рода, его прадед, приняв в 1654 году российское подданство, сменил и веру, став православным христианином. Михаил рос очень болезненным и мнительным мальчиком, воспитанием его занималась бабушка, мать отца, которая не доверяла своей невестке.

Композитор, вспоминая свое детство, сам себя называл мимозой.

Интересные факты

  1. Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста, он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.
  2. Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Его первыми учителями стали такие музыкальные педагоги, как Джон Филд и Карл Цейнер.

  3. Во время учебы в пансионе Глинка познакомился с Александром Пушкиным, с которым дружил вплоть до самой смерти поэта.
  4. В поисках постоянного вдохновения Глинка сближается с В. Жуковским, А. Грибоедовым, В. Одоевским. Долгое время композитор чувствовал себя неудовлетворенным и считал свои работы неудачными.

  5. С 1830 года начинается европейское турне Глинки: он посещает Италию, Германию и прочие европейские страны.
  6. Идею для написания русской национальной оперы в виде предания о русском герое Иване Сусанине Михаилу Глинке подсказал поэт В. Жуковский.

  7. Жена Глинки Мария Иванова, с которой он обвенчался в 1835 году, приходилась композитору дальней родственницей.
  8. Огромный прижизненный успех композитору принесла премьера оперы «Жизнь за царя».
  9. Личная жизнь композитора была очень несчастной. В 1840-году у Глинки появилась любовь – Екатерина Керн.

    В 1841 году девушка забеременела от композитора, но была вынуждена сделать аборт, за который Глинка корил себя всю свою жизнь, ведь именно он настоял на этом. В конечном итоге роман ничем и не закончился, композитор предпочел разорвать отношения со своей любовницей.

  10. В 1825 году великий русский поэт написал красивое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и посвятил его своему предмету обожания – Анне Керн, годами позже Глинка переработал стихотворение в романс и посвятил его дочери Анны – своей любимой Катеньке Керн.
  11. С супругой Глинке тоже не повезло. Она увлеклась корнетом Н.

    Васильчиковым, с которым тайно обвенчалась. После развода Глинка остаток своей жизни прожил в одиночестве, так как боялся повторно заключать брак.

  12. Творчество Глинки очень часто подвергалось критике. Именно она стала мотиватором для свершения второго европейского музыкального турне, которое композитор начал с Франции, затем он отправился покорять Испанию.

  13. В 1848 году в Варшаве гений русской классической музыки создает симфоническую фантазию Камаринскую, в основу данного произведения легли мотивы русских народных песен. П. Чайковский позже напишет, что вся русская симфоническая школа сосредоточена в Глинке, словно дуб в одном лишь желуде.

  14. В Париже Глинка начинает работать над симфонией «Тарас Бульба», которая является незаконченным произведением.
  15. Михаил Глинка увлекался церковными напевами и пытался их обработать в русском стиле.
  16. До конца жизни композитора его верным спутником была родная старшая сестра Людмила.

  17. Глинка является автором музыкальной оперы, написанной по произведению его товарища А. Пушкина «Руслан и Людмила».
  18. Многие современники Глинки вспоминали о том, что в молодости композитор обладал прекрасным голосом. Его тенор восхищал публику. Однажды пение Глинки так очаровало князя Кастриото Скандеберка, что юноша был уже близок к обмороку.

    Когда его привели в чувство слуги, он рассказал, что слышал пение ангела и подумал о том, что начинается Страшный суд.

  19. Теща Глинки всегда называла его при посторонних людях «мой маленький Моцарт». Когда друзья однажды спросили композитора о том, является ли его теща поклонницей Моцарта, тот ответил, что она даже и знать не знает об этом человеке.

    Теща Глинки, прослышав, что Моцарт стал богатым человеком благодаря музыке, считала, что ее зятя непременно должна ожидать подобная судьба.

  20. Глинка из всего перечня известных композиторов признавал лишь Шопена, Глюка и самого себя, наряду со своими произведениями он играл сочинения и этих композиторов. Блестящих пианистов того времени он просто не переносил на дух. Однажды он высказался негативно по поводу игры Ф. Листа. Глинка сказал, что внешность Листа является не примечательной, да и от его игры у беременных женщин случаются выкидыши.

Признание после смерти

Свою смерть великий русский композитор нашел в 1857 году на территории Германии, в Берлине. Глинку было решено похоронить на лютеранском кладбище. Однако, стараниями его старшей сестры Людмилы прах великого музыкального гения был перевезен на Родину.

Именно благодаря Людмиле произведения Глинки после его кончины начинали пользоваться успехом.

Когда прах Глинки перевозили из Германии в Россию, его гроб был тщательно упакован в картонную коробку, на которой была написано, что в ней перевозят фарфор.

На русском православном кладбище, находящемся в Берлине, имеется надгробная плита, посвященная Михаилу Глинке, на ней туристы могут увидеть бюст великого композитора, который был сооружен в 1947 году по приказу Военной комендатуры советского сектора немецкой столицы.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-mihaila-glinki/

Михаил Глинка

Интересные факты о Глинке

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». 

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца – Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка в последние годы

Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна.

Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому.

Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.

Михаил Глинка в молодости

В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер.

Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе.

В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.

Михаил Глинка на Кавказе

В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку.

Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени.

Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением.

В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца.

Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время.

Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора.

Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

Михаил Глинка

Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции.

Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе.

Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил.

Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны.

Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.

Личная жизнь

Биография Глинки – это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором.

Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн.

Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.

Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод.

Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

Картина “Пушкин и Жуковский у Глинки”. Художник Виктор Артамонов

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы.

В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг  в развитие русской литературы.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4000-mikhail-glinka.html

Глинка Михаил Иванович — краткая биография композитора

Интересные факты о Глинке

Знаменитый русский композитор Глинка Михаил Иванович, самые главные факты биографии которого будут рассмотрены в этой краткой статье, родился в самом начале 19 века, в первый день лета.

В русской музыкальной культуре этот композитор пытался нотами нарисовать портрет эпохи.

  • М.И. Глинка — великий русский композитор
  • Самые известные музыкальные произведения Глинки
  • Биография Михаила Ивановича Глинки
  • Начало творческого пути
  • Расцвет
  • Смерть музыканта
  • Интересные факты о Глинке

М.И. Глинка — великий русский композитор

Годы жизни музыканта — 1804 — 1857 гг. Музыка Глинки охватывает не один жанр. На протяжении всей своей жизни русский композитор смог адаптировать под свои творческие замыслы произведения Италии и Франции.

Самые известные музыкальные произведения Глинки

Каждый образованный человек должен знать, что написал Михаил Иванович в течение своей жизни:

Вокальное творчество

Из самых известных выделяется «Патриотическая песня», ставшая гимном России сразу после распада СССР и до 2000 года.

Глинка посвятил городу на Неве целый цикл, который так и назвал «Прощание с Петербургом».

Среди произведений цикла можно отметить «Жаворонка» и «Попутную песнь». Переложил на музыку стихотворение Александра Пушкина «Я помню чудное мгновение».

В 1825 году Глинка впервые написал «Не искушай меня без нужды». Произведение, которое было посвящено некоторым высказываниям Баратынского. Романс относится к числу лучших сентиментально-лирических вокальных произведений.

Оперное творчество

Именно оперы принесли Михаилу Ивановичу первую известность, главная из них — «Жизнь за царя» (1836 г.), правда несколько лет спустя её переименовали в «Ивана Сусанина».

В этот же период жизни русский композитор сочиняет одну из своих лучших опер «Руслан и Людмила», которую закончил в 1842.

Экзотический сюжет и дерзкая оригинальная музыка оперы сыграла не в пользу автора, не нашла народного признания, хотя Ференца Листа поразила новизна произведения.

Симфоническое творчество

«Симфония на две русские мотивы» – это одно из первых произведений вне России, написанное для оркестра. Известным так же является «Камаринская» и «Испанские увертюры № 1 и № 2».

Камерно-инструментальные композиции

Следует вспомнить сонату для альта и фортепиано, «блестящее рондо», «Патриотическое трио», «Блестящий дивертисмент» и многие другие, не знакомые широкому кругу, но хорошо известные среди музыкантов.

Биография Михаила Ивановича Глинки

Выделим основные моменты в жизни великого музыканта, основоположника русской оперы.

Родители

Отец музыканта – Глинка Иван Николаевич. Мать – Земелька Евгения Андреевна.

https://www.youtube.com/watch?v=1v3GsRxaKIg

Первые годы своей жизни Михаила Иванович провел в поместье своего отца.

Живя там, он обнаружил в себе любовь к местной народной музыке, которая осталась с ним на всю жизнь и сильно повлияла на дальнейшее творчество композитора. Восхищенный этими звуками, он стремился передать пережитые впечатления в будущем творчестве.

Няня, Авдотья Ивановна, смогла воспитать в маленьком Мише любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и напевая мотивы народных песен.

Детство

Первые шесть лет Глинка провел в компании своей самодержавной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только избаловала его, дав ему все, что он хотел, но чересчур опекала. Однажды, она укутала мальчишку в меха и продержала в перегретой комнате несколько часов.

Михаил рос слабым, нервным, больным ребенком, которым манипулировала чрезмерно защищающая и опекающая бабушка, пока та не умерла в 1810 году. После ее смерти будущий музыкант вернулся к родителям. Его музыкальные горизонты расширились.

Юношество

Глинка впервые увлекся музыкой в возрасте 11 лет. У его дяди был крепостной оркестр, который любил слушать юноша.

Именно благодаря народному оркестру Михаил тщательно изучил и проникся увертюрами, а также симфониями Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Однако квартет кларнета Бернарда пробудил в Глинке всю его страсть к музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни.

Михаил был настолько пленен их звучанием, что часто стоял совершенно неподвижно, слушая их или пытаясь подобрать инструмент, чтобы присоединиться.

Будущий музыкант был особенно очарован звуками скрипки, свирелью флейты. Он даже дирижировал оркестром, когда немного подрос.

Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке, наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые курировала его гувернантка В. Кламмер.

Образование

Семнадцатый год девятнадцатого века Михаила по воле родителей отправили в Санкт-Петербург. Михаил учился в Благородном пансионе для детей дворянского происхождения при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами, до написания романсов, были зарубежные языки. Глинка так же любил географию и зоологию.

Музыка не была включена в учебную программу института, тем не менее талантливый юноша был направлен к лучшим мастерам Санкт-Петербурга. Он брал уроки фортепиано, скрипки и вокала у преподавателей итальянского, немецкого и австрийского происхождения.

Самое глубокое впечатление произвели уроки знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера. Именно Майеру композитор был признателен и благодарен за его вклад в развитии музыкальных способностей.

К 1822 году Михаил Глинка смог на публике исполнить минорный концерт Хуммеля в сопровождении Майера, аккомпанирующего на втором фортепиано.

Начало творческого пути

Отправной точкой для творческой карьеры был город Петербург, поскольку в этом северном городке России Глинка познакомился с известными современниками, занимающимися литературной деятельностью:

  • Пушкиным (у Александра в пансионе вместе с Глинкой учился его младший брат);
  • Дельвинг;
  • Жуковский;
  • Грибоедов.

С Александром Сергеевичем Михаил сдружился особенно близко, несмотря на то, что Глинка родился на пять лет позже Пушкина. Ко времени их встречи молодой композитор уже был автором многих романсов и фортепианных пьес.

Но только крошечная горстка имела для него особую ценность. Музыка, сочиненная в это время, не обладала индивидуальностью. Глинка подражал тому, кого он слышал, будь то работы Россини, Гайдна, Моцарта, Бетховена или просто танцевальная музыка.

Расцвет

К 1830 году Глинка по рекомендации врача отбыл в Италию, ему был необходим теплый климат, чтобы восстановить свое слабое здоровье. У Михаила было огромное желание изучить итальянскую оперу в стране ее происхождения.

Там он влюбился в итальянскую культуру, стал другом композиторов Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Но интерес Глинки к русской музыке продолжался, и в Италии Михаил Иванович не только написал группу произведений на русскую тематику, но и начал планировать русскую оперу.

Глинка провел три года в солнечной Италии, слушая модную музыку, встречаясь с известными людьми, включая Мендельсона и Берлиоза. На обратном пути в Россию Михаил Иванович путешествовал по Вене, где впервые услышал музыку Франца Листа.

Глинка сочинил две важные работы за это время: каприччио и незаконченную симфонию на русские темы. Глинке было около 30 лет, когда он закончил теоретическое образование.

Смерть музыканта

Во второй половине девятнадцатого века композитор отправился в немецкую столицу, чтобы изучать западные техники с немецким музыковедом Зигфридом Деном.

В это время музыкант часто общается с немецко-французским композитором Джакомо Мейербером.

Михаил Иванович не смог уехать в родные края – он умер в Берлине через несколько недель после того, как простудился. Был похоронен в немецкой столице, но через несколько месяцев его тело было доставлено в Северный город, с которого начался его творческий путь и образование — Санкт-Петербург. Перезахоронено на кладбище Александро-Невского монастыря.

Интересные факты о Глинке

Некоторая любопытная информация в качестве заключения:

  1. Глинка был влюблен в дочь Анны Керн — Екатерину, матери которой Пушкин посвятил «Я помню чудное мгновение». Молодая 17-летняя Екатерина стала для Михаила Ивановича музой и вдохновением, отрадой и радостью. Композитор посвятил произведения — вальс фантазию и музыку к стихотворениям «Если встречусь с тобой» и «Я помню чудное мгновение».
  2. Глинка родился на пять лет позже Пушкина, прожил одинаковое количество лет с Чайковским.
  3. Творчеством и талантом Михаила Ивановича восхищался зарубежный композитор Гектор Берлиоз. Французский музыкант исполнял произведения Глинки, они вместе давали концерты, которые были великолепно приняты публикой.
  4. Будучи в Париже Глинка начал работать над симфонией «Тарас Бульба», которое, к сожалению, так и не было закончено;
  5. Композитор писал музыку на церковнославянские богослужебные тексты. Так в 1856 году он написал Ектению и молитву «Да исправится молитва моя».
  6. После смерти 15 февраля 1857 г. Глинки в Берлине, его прах сначала захоронили на лютеранском кладбище. В мае этого же года родная сестра Михаила, посвятившая остаток своей жизни заботе о брате и сделавшая все возможное, чтобы его творчество не было забыто, устроила перевоз праха композитора и перезахоронение на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник: https://1001student.ru/istoriya/glinka-mihail-ivanovich.html

Творческий путь

Музыка становится для Глинки призванием сразу после окончания пансиона: он активно изучает историю западноевропейской музыки, выступает в салонах. Он сочиняет свои первые удачные произведения: вариации для фортепиано и арфы, романсы, струнный септет, рондо для оркестра, оркестровые увертюры. В круг его знакомых входят Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Дельвиг, Одоевский.

Он отдыхает на Кавказе. А с 1824 года устраивается работать в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря. К концу 20-х годов вместе с Павлищевым издаёт «Лирический альбом», куда вошли и его собственные сочинения.

С 1830 года в жизни и творчестве Глинки начинается итальянский период, которому предшествует небольшое летнее путешествие по Германии. Милан на тот период времени был центром мировой музыкальной культуры. Здесь Михаил Иванович знакомится с Г. Доницетти и В. Беллини, изучает бельканто и начинает сам сочинять в «итальянском духе».

С 1833 года Глинка поселяется в Германии, где продолжает оттачивать свой музыкальный талант у Зигфрида Дена. Его занятия в 1834 году прерывает известие о смерти отца, и Глинка возвращается в Россию.

Он мечтает создать русскую национальную оперу, а в качестве сюжета выбирает исторический момент — подвиг Ивана Сусанина.

Почти три года композитор работает над ней, и наконец в 1836 году была закончена грандиозная опера, получившая название «Жизнь за царя». Её постановка на сцене Петербургского Большого театра была успешна: оперу приняли в обществе с восторгом.

Глинку после этого успеха даже назначили капельмейстером Придворной капеллы. В 1838 году Глинка отдыхает и работает на Украине.

В 1842 году свет увидела новая опера Глинки, «Руслан и Людмила», которая вызвала в обществе горячие обсуждения.

В 1844 году Глинка отправляется в новое заграничное путешествие: сначала во Францию, а затем — в Испанию. В Париже сам Берлиоз исполняет его произведения. В 1845 году Глинка даёт большой благотворительный концерт в Париже, после чего он отправляется в Испанию. Здесь он создаёт симфонические увертюры на испанские народные темы, а также увертюру «Арагонская хота».

В 1847 году Глинка возвращается в Россию, потом едет в Варшаву, где создаёт свою знаменитую «Камаринскую», ставшую совершенно новым типом симфонической музыки, в которой сочетаются различные ритмы, характеры и настроения. В 1848 году появляется «Ночь в Мадриде».

С 1851 года Глинка живёт в Санкт-Петербурге, даёт уроки пения, пишет новые оперные партии. Под его влиянием здесь складывается русская вокальная школа.

В 1852 году Глинка хотел отправиться в путешествие в Испанию, но дорога утомила его, и он на целых два года останавливается в Париже. Здесь он работает над симфонией «Тарас Бульба», которая осталась незаконченной.

В 1854 году Глинка возвращается в Россию и начинает писать «Записки», мемуары.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть