Интересные факты о Рахманинове

Содержание

Сергей Рахманинов

Интересные факты о Рахманинове

Рахманинов Сергей Васильевич — выдающийся русский композитор, известный пианист-виртуоз, дирижёр.

Детство

Родился Рахманинов в дворянской семье. Отец его, Василий Аркадьевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода, в котором многие отличались музыкальным талантом. Мать, Любовь Петровна (в девичестве Бутакова) ― генеральская дочь директора кадетского корпуса. Сергей был в семье четвёртым ребёнком из 6 детей. Уже в раннем детстве проявил склонность к музыке.

Образование

Домашнее музыкальное образование Рахманинов начал получать с четырёхлетнего возраста. Его первой учительницей в этом была мать, а затем для этого была приглашена А. Д. Орнатская, учитель по музыке.

В 1882 году Сергей поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию к В. В. Демянскому. Обучение не задалось из-за прогулов ученика. Семейный совет постановил перевести Сергея в Москву, и уже в 1885 году он идёт учиться на третий курс Московской консерватории к Н. С. Звереву. Именно здесь Рахманинова представили Чайковскому, который впоследствии принимал участие в его судьбе.

В 1888 году Рахманинов перешёл на обучение в класс своего двоюродного брата А. И. Зилоти. Через год он занимался композицией у С. И. Танеева и А. С. Аренского.

В 1892 году молодой музыкант окончил консерваторию не только как пианист, но и как композитор с золотой медалью.

Творческий путь

Уже будучи студентом, он написал свою первую оперу «Алеко» в качестве дипломной работы, а также ряд романсов, первый фортепианный концерт, пьесы для фортепиано, знаменитую прелюдию до-диез минор.

Сразу после консерватории Рахманинову приходится устраиваться на работу, так как к тому времени семья терпит нужду. Сначала он преподаёт в московском Мариинском женском училище, затем устраивается дирижёром Московской частной оперы Саввы Мамонтова.

К 1897 году имя Рахманинова уже у всех на слуху как имя прекрасного и талантливого композитора и дирижёра.

Однако в марте этого года его ждёт катастрофа: премьера Первой симфонии заканчивается полным провалом из-за некачественного исполнения (дирижировал Глазунов).

Для молодого композитора это стало настоящим ударом, после которого он смог оправиться только при помощи опытного психиатра, Николая Даля. Затяжной нервной болезнью объясняется перерыв в творчестве Рахманинова с 1897 по 1901 год.

С 1901 года начинается более зрелый период его творческого пути. Он становится дирижёром в Большом театре Москвы, отправляется в путешествие по Италии, а затем, чтобы сосредоточиться исключительно на сочинении музыкальных композиций, Рахманинов в течение трёх лет живёт в Дрездене. По истечении этого срока отправляется в турне по Канаде и Америке.

После революции 1917 года Рахманинов уезжает выступать в Копенгаген, где гонорарами за свои выступления смог расплатиться со всеми долгами.

После этого композитор уезжает на постоянное место жительство в Нью-Йорк и вплоть до 1826 года переживает творческий кризис. За границей пишет мало, в основном ездит на гастроли и выступает с концертами.

Сочувствует и переживает русскому народу в период Великой Отечественной войны. Жертвует немалые суммы в Фонды Красной армии и обороны СССР.

В последние годы своей жизни Рахманинов не прекращает концертной деятельности, даже несмотря на тяжёлую болезнь.

Личная жизнь

Как творческий человек, Сергей Васильевич был чувствителен, раним и влюбчив. Как красивый, высокий, интеллигентный мужчина, он всегда нравился женщинам.

Первой любовью семнадцатилетнего Рахманинова была Верочка Скалон, соседка по имению сестры его отца. Ей посвящено несколько музыкальных шедевров: романс «В молчанье ночи тайной», вторая часть Первого фортепьянного концерта, романс для виолончели и фортепьяно.

В 1893 году он увлекается Натальей Александровной Сатиной из старинного рода Рюриковичей, которую композитор знал с отроческих лет. В 1902 году они поженились, в браке у них рождается 2 дочери: Ирина (1903) и Татьяна (1907). Наталья Александровна была верной супругой и доброй музой для Сергея Васильевича до конца его дней.

Смерть

Последние годы жизни Рахманинова были омрачены тяжёлой болезнью — у него была меланома. Умер великий композитор в 1943 году в Беверли-Хиллз, не дожив всего три дня до своего 70-летия. Похоронен за границей, на кладбище Kensico Cemetery.

Основные достижения Рахманинова

  • Создал собственный оригинальный музыкальный стиль на основе синтеза московской и петербургской композиторских школ и традиций западноевропейской музыки. Русский национальный стиль, созданный Рахманиновым, оказал существенное влияние на всю мировую музыку XX века.
  • Рахманинов обогатил фонд мировой музыки древнерусским знаменным распевом.
  • Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку на высокий мировой уровень: стал одним из первых композиторов России, чьи фортепианные произведения исполняют все пианисты мира.
  • Рахманинов-пианист стал образцом для подражания многим поколениям пианистов всего мира, оставив эталонные записи произведений, на которых до сих пор учатся музыканты.
  • 1873 год — рождение
  • 1882 год — поступление в Санкт-Петербургскую консерваторию
  • 1885 год — обучение в Московской консерватории у Зверева
  • 1888 год — обучение у Зилоти
  • 1889 год — обучение у Аренского, Танеева
  • 1892 год — окончание Московской консерватории, опера «Алеко»
  • 1893 год — работа преподавателем в Мариинском женском училище
  • 1897 год — работа в опере Мамонтова, провал Первой симфонии
  • 1897–1901 года — нервное потрясение, лечение у психиатра, перерыв в творчестве
  • 1902 год — женитьба на Сатиной
  • 1903 год — рождение старшей дочери Ирины
  • 1904 год — должность дирижёра в московском Большом театре
  • 1906 год — путешествие по Италии, жизнь в Дрездене
  • 1907 год — рождение младшей дочери Татьяны
  • 1909 год — турне по Канаде и Америке
  • 1917 год — выступления в Копенгагене
  • 1918 год — отъезд в США на постоянное место жительство
  • 1918–1926 года — творческий кризис
  • 1941 год — последний шедевр «Симфонические танцы»
  • 1943 год — смерть

Интересные факты из жизни Рахманинова

  • Рахманинов как пианист обладал очень большим охватом клавиш: охватывал сразу двенадцать белых клавиш. И всех удивляла необыкновенная красота его рук: они были цвета слоновой кости, без узлов на пальцах и без вздувшихся вен.
  • Рахманинов любил носить ботинки на кнопках. Чтобы не повредить пальцы, которые нужны были на концерте, кнопки застёгивала жена композитора.
  • В своё первое знакомство с Чайковским Рахманинов так засмущался, что Пётр Ильич, известный своей нетрадиционной ориентацией, принял смущение молодого мальчика за флирт и кокетство.
  • В США Рахманинова считают американским композитором.

Источник: http://biografix.ru/sergej-rahmaninov

Kwoman.ru: Сергей Васильевич Рахманинов – биография и интересные факты из жизни | Отдых и развлечения за 03.03.2019 (Март 2019 год)

Интересные факты о Рахманинове

Главный герой данной статьи – русский композитор, дирижер и пианист, человек с абсолютным музыкальным слухом Сергей Васильевич Рахманинов. Биография музыканта насыщена яркими и интересными событиями, из которых можно вынести некоторые уроки и для себя. Будет интересно!

Сергей Васильевич Рахманинов. Кратко о главном

С. Рахманинов считал себя истинным русским человеком и был убеждён, что родина наложила на его творчество глубокий отпечаток. В его симфониях гармоничный пафос переплетается с умиротворяюще-созерцательными настроениями. Глубина и объёмность повествования – с неиссякаемой энергией. Музыка Рахманинова всегда отличалась непередаваемым колоритом.

За всю жизнь Сергей Васильевич дал 4 полноценных концерта и написал множество рапсодий и симфоний, среди которых оперы «Скупой рыцарь» и «Алеко», «Рапсодия на тему Паганини», кантата «Весна» и многие другие. Своей музыкой Сергей Рахманинов сильно повлиял не только на местную русскую сцену, но и на зарубежную. Его вклад в искусство в этом плане неоценим.

Сергей Васильевич Рахманинов. Биография в деталях

Родился будущий виртуоз в 1873 году в дворянской семье с устойчивыми семейными традициями, в том числе и музыкальными. Его дед на то время был известен как автор музыкальных романсов.

Будущий маэстро уже в пять лет начал планомерно заниматься музыкой, в возрасте 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а спустя еще 3 года перевёлся в московскую. Пример С. Рахманинова отлично иллюстрирует фразу о том, что великими не рождаются, а становятся.

Гениальный музыкант Сергей Рахманинов, произведения которого так технично совершенны, посвятил музыке всю свою жизнь, и в этом кроется его талант.

Рахманинов в консерватории обучался у пианистов-виртуозов (сначала у Н. С. Зверева, затем у А. И. Зилоти, а потом у С. И. Танеева). За годы учебы будущий виртуоз написал три композиции. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию как пианист, получив за свои заслуги золотую медаль, и спустя год – как композитор. Дипломной работой музыканта была опера «Алеко».

Чайковский о Рахманинове

Очень тепло отзывался о творчестве С. Рахманинова Пётр Чайковский, который всегда был ориентиром для молодого музыканта. Смерть Чайковского очень тронула юного Сергея Васильевича, и тот написал трио «Памяти великого художника» в 1893 году.

Среди других творений композитора 1890-х годов резко выделяются «Музыкальные моменты для фортепиано» и фантазия «Утёс». Также несколько вокальных романсов по мотивам творчества А. Фета и Ф. Тютчева. Огромной популярностью пользуется безымянная мелодия “Прелюдия до-диез минор” 1893 года. Данную мелодию не забывают до сих пор.

Это еще раз доказывает, что С. Рахманинов – композитор далеко не средней руки, и свой талант он начал проявлять довольно рано.

Первая симфония – полноценный дебют музыканта

«Дебютировал» С. Рахманинов в 1895 году. Подчеркнём, что на тот момент Сергей Рахманинов занимался музыкой уже 17 лет. Премьера первой симфонии музыканта состоялась спустя два года под чутким руководством композитора-виртуоза А. Глазунова. Выступление обернулось чудовищным провалом для Рахманинова.

По словам очевидцев, симфония была исполнена крайне безалаберно, из-за чего невозможно было её оценить должным образом. Для Рахманинова это событие стало ударом. Он на несколько лет полностью отошел от сочинения музыки и сконцентрировался на исполнительской деятельности.

Вплоть до 1900-х годов Рахманинов дирижировал разными спектаклями в Москве, а также дебютировал как исполнитель на международной арене.

XX век

В начале нового века Рахманинов будто символически преодолел творческий кризис и начал новый этап в своём творчестве. Следующие 15 лет стали невероятно плодотворными – они буквально изобилуют произведениями музыкального искусства.

Стиль композитора прочно закоренел в рамках российской культуры и стиля Петра Ильича Чайковского. Этот же стиль чётко читается в первых знаменательных произведениях того периода. Это были «Второй концерт для фортепиано» и «Соната для виолончели и фортепиано».

Оба произведения созданы в 1901 году.

Тёплым ощущением любви к жизни насыщена кантата «Весна», написанная по стихам поэта Николая Некрасова. Музыка Рахманинова внезапно омрачается под влиянием картины А. Беклина «Остров мертвых».

Под впечатлением Рахманинов создаёт одноимённую симфоническую поэму.

Монументом стоит в мире классической музыки начала XX века Сергей Рахманинов, произведения которого заставляют людей испытывать неподдельные эмоции.

Пик деятельности композитора

Далее, в промежутке 1904-1906 гг., Рахманинов дирижировал операми лучших русских композиторов в Большом театре. В этот же период он написал две крохотных однотактных оперы – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

Несмотря на то что творческий кругозор Рахманинова к тому времени значительно возрос, популярности оперы не возымели, зато популярность возымел сам Рахманинов.

Биография его в этот период достигает своей пиковой точки благополучия.

Далее, в 1910-х годах, Рахманинов увлекается хоровыми формами. Русская духовная музыка вовек обязана Сергею Васильевичу за его богослужебные «Литургию святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Рахманинов также увлекся творчеством американского писателя Эдгара По и написал поэму по мотивам его произведения «Колокола».

Сергей Рахманинов – композитор с широким творческим диапазоном. На протяжении первого десятилетия XX века он писал самые разные музыкальные прозведения: пьесы для фортепиано, прелюдии, этюды-картины, романсы.

Некоторые композиции были сугубо инструментальными, некоторые предназначались для эстрады. Однако один жанр Рахманинов презирал – фортепианную сонату.

Он очень редко в нём работал, и никогда эти работы успешными не становились.

Жизнь в США

В 1917 году Сергей Рахманинов гастролиловал по странам Скандинавии, однако домой он не вернулся. Музыкант вместе со своей семьёй поселился в США и провёл там остаток своих дней в роли пианиста-скитальца. Вот такую жизнь прожил Рахманинов. Биография изобилует взлётами, падениями и внезапными поворотами.

Во время переезда в США слава Сергея Васильевича Рахманинова была уже довольно внушительной, но за следующие годы он смог её приумножить. Колоссальным успехом пользовались его собственные интерпретации легендарных произведений таких композиторов, как Шопен, Лист и Шуман. Сергей Рахманинов удивительным образом чувствовал форму мелодии и очень точно улавливал её настрой.

Под конец жизненного пути Рахманинов был в пике формы. Он почти ничего не сочинял, зато постоянно гастролировал и виртуозно справлялся с исполнительской деятельностью.

Скончался Сергей Васильевич Рахманинов в 1943 году в Калифорнии. Похоронен был возле Нью-Йорка.

Великим композитором был Сергей Рахманинов. Биография его – это огромное количество творческих взлётов, которые отразились на всей мировой культуре.

Источник

Источник: https://kwoman.ru/sergei-vasilevich-rahmaninov-biografiia-i-interesnye-fakty-iz-jizni.html

Сергей Рахманинов: краткая биография, интересные факты, видео

Интересные факты о Рахманинове

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Сергей Рахманинов: краткая биография, интересные факты, видео» — о главных этапах жизни русского композитора, пианиста и дирижера.

Сергей Васильевич Рахманинов из дворян. Родился 1 апреля 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии. Свой талант он унаследовал по отцовской линии. Дед Сергея давал фортепианные концерты в Тамбове, Петербурге и Москве.

Детство и юность

С ранних лет Сергей заинтересовался музыкой. Первые уроки музыкальной грамоты в 4 года он получил от своей матери Любови Петровны.

С 9 лет учился в консерватории Санкт-Петербурга. Затем, из-за прогулов, был переведен в частный музыкальный пансионат в Москве. В 19 лет окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист.

Поначалу, ради заработка, Рахманинов давал уроки фортепиано в женских институтах, подрабатывал и частными уроками, которые очень не любил.

Начало творческого пути

Еще будучи студентом, он написал «1-ый фортепианный концерт». Дипломной работой стала опера «Алеко» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Цыганы»). Эта опера была замечена Петром Ильичом Чайковским и поставлена в Большом театре вместе с оперой Чайковского «Иоланта».

Премьера Первой симфонии в 1897 оказалась провальной. Пьяный дирижер Александр Глазунов абсолютно не понял произведение и дирижировал соответствующе. Рецензии были разгромными. Особенно его огорчила критика Римского-Корсакова, после чего композитор долгое время (до 1901) находился в глубочайшей депрессии.

Пройдя курс лечения у известного психотерапевта Даля, Рахманинов снова вернулся к своему творчеству и закончил Второй фортепианный концерт, который посвящает Далю.

После Великой Октябрьской революции 1917 года Сергей Васильевич принял решение эмигрировать из России.

Вместе с женой и двумя дочерьми он отправился на гастроли в Швецию и больше не вернулся. Композитору пришлось оставить все свое имущество. Он покинул Россию практически без средств и вынужден был зарабатывать на жизнь, давая концерты в качестве пианиста.

Представьте, дорогой читатель, что могло произойти после революции с человеком из дворянского сословия, если бы он не уехал? Мне страшно представить, большевики были способны на все…

Послушайте Второй фортепианный концерт:

Вдали от родины

Сначала Рахманинов жил в Дании, потом, в 1918 году, переехал в США.

В новой стране он также заслужил славу знаменитого композитора и пианиста. В эмиграции композитор отложил «в долгий ящик» свой талант сочинительства. Только в 1927 году выходит в свет Четвертый концерт для фортепиано с оркестром.

За границей было написано всего 6 произведений, но именно они считаются апогеем творчества композитора. Последнее произведение «Симфонические танцы» (1941) сравнивается с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Ведь и написаны эти шедевры примерно в одно и то же время.

Самыми известными и высоко оцененными по праву считаются опера «Алеко», поэма «Колокола», «Рапсодия на тему Паганини», «Вариации на тему Корелли», «Симфонические танцы», 4-ый фортепианный концерт, 3-я симфония.

В годы Второй Мировой войны Сергей Васильевич направил весь денежный сбор от концертов в фонд Красной армии, чем оказал весьма существенную помощь. Этот поступок повлиял на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию гениального композитора.

Личная жизнь

Рост 1,98 м, знак зодиака – Овен. Главные черты характера:

  • Правдивость;
  • Скромность;
  • Аккуратность;
  • Пунктуальность;
  • Мнительность;
  • Наблюдательность;
  • Сдержанность;
  • Доброта;
  • Влюбчивость;
  • Чувство юмора.

Он любил свою кузину — Наталью Александровну Сатину, которая после венчания стала его женой и родила двух дочерей.

Сергей Васильевич Рахманинов с супругой Натальей Александровной. 1925 год

Его романтическая натура приводила к частой влюбчивости. И каждой своей возлюбленной он посвящал песни и романсы. Ряд произведений композитор посвятил российской и американской оперной певице Нине Кошиц.

В период депрессии он был влюблен в Лану, дочь психотерапевта Даля. В последний час жизни Рахманинова у его изголовья стояли две женщины: Наталья и Лана.

Сергей Васильевич скончался в США, штат Калифорния, Беверли-Хиллз 28 марта 1943 от онкологического заболевания (рак легких), которое, вероятно, стало последствием постоянного курения. Похоронен в Нью-Йорке на русском кладбище.

Сергей Рахманинов: краткая биография (видео)

Друзья, если вам понравилась статья «Сергей Рахманинов: краткая биография, интересные факты, видео», поделитесь с друзьями в социальных сетях.

САЙТ “ДАМЫ-ГОСПОДА”  

Источник: https://subscribe.ru/group/klub-zdorovya-dlya-teh-komu-za-sorok/13540736/

Сергей Рахманинов – 6 интересных фактов – Музыкальная школа 765

Интересные факты о Рахманинове

В наше время у любого музыканта фамилия Рахманинов вызывает трепет. Наряду с Чайковсским он является самым исполняемым русским композитором во всем мире. И это немудрено, потому что его музыка не может оставить равнодушным. Предлагаю познакомиться с этим необычным композитором поближе. Ведь как ни крути, прежде всего личность самого человека откладывает главный отпечаток на его музыку.

Сергей Васильевич Рахманинов – личность протеворечивая. С одной стороны – это супер успешный музыкант своего времени (начало 20 века).

Признанный композитор, его считали преемником великого Чайковского, концертирующий пианист с гонорарами в миллионы долларов, и талантливейший дирижер.

Он окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью, удачно женился.. Казалось бы, не жизнь а мечта.

Но при всем при этом Рахманинов является фигурой трагической. В глубине души, он был настоящим пессимистом, что к слову, тоже его роднило с Чайковским. В жизни он был довольно молчалив, но вот в своей музыке «проговорился». «Мрачная и пышная» — так еще говорят о его музыке. Достаточно послушать такие его произведения, как Прелюдия до диез минор, Второй фортепианный концерт, Остров мертвых, Колокола – и вы явно услышите похоронные ритмы. Он неоднократно включал в в свои произведения погребальный мотив Dies Irae, что в переводе означает «День гнева». И именно из-за этого трагизма, а не из-за использования каких-либо народных мотивов, Рахманинова можно назвать самым русским композитором. Ибо неизмерима способность русской души страдать

Источник: https://765.by/blog/sergej-rahmaninov-6-interesnyh-faktov

Супруга Сергея Рахманинова раскрыла семейную тайну лишь перед смертью

Интересные факты о Рахманинове
«Тройственный союз»: бас Фёдор Шаляпин (в центре) симпатизировал и супруге композитора, и самому Сергею Рахманинову (справа). Фото из семейного архива Александра Рахманинова

Александр Рахманинов впервые согласился рассказать о неизвестных страницах жизни своего деда.

Сеансы «гипноза»

– О моём дедушке Сергее Васильевиче в музыкальной среде сложилось крайне неверное мнение. Мол, композитор имел тяжёлый, мрачный характер. На самом деле в семье сохранились воспоминания, что он был очень весёлым, обожал шутить, устраивать розыгрыши.

Как-то ближайший его друг, знаменитый бас Фёдор Иванович Шаляпин, попросил Рахманинова написать для него камерное сочинение. Композитор согласился с загадочной ухмылкой. Был салонный концерт певца. Шаляпин, держа в руках, как он думал, ноты уже известного ему по репетициям нового сочинения, приготовился к премьерному исполнению. Рахманинов же сел у двери в последнем ряду…

Шаляпин начал петь и запнулся – не хватило дыхания. Извинился перед публикой. Во второй раз – то же самое… А в третий раз знаменитый певец схватил стул и в гневе стукнул им об пол. Оказалось, что в экземпляр нот Шаляпина Сергей Васильевич втихую «всунул» ноту, которую великий бас заведомо не мог взять. Мой дед выбежал из зала и смеялся полчаса.

…Три месяца друзья не разговаривали, но потом, конечно же, помирились. У них были удивительно близкие отношения, оба постоянно подтрунивали друг над другом. Фёдор Иванович любя называл Сергея Васильевича «ты моя татарская морда», зная о татарских корнях древнего рода Рахманиновых.

Есть ещё одно неверное мнение: оно касается длительной меланхолии, которой якобы страдал композитор. Как ни странно, слух об этом распространила жена Мастера, моя бабушка Наталья Александровна. Сделала она это преднамеренно…

За шесть месяцев до смерти она пригласила меня и сказала:

«Я хочу освободить свою душу от греха и расскажу тебе правду… Однако при одном условии – что до 2000 года (т. е. почти в течение 50 лет. – А. Р.) ты никому не расскажешь о моей исповеди…»

Сергею Рахманинову было всего 22 года, когда он написал свою Первую симфонию. Тогда он не мог и предположить, что её судьба окажется настолько тернистой.

Во время первого её исполнения дирижёр Александр Глазунов, как известно, способный встать за пульт в нетрезвом виде, управлял оркестром соответствующе.

Но главное – он абсолютно не понял глубины и масштаба произведения, написанного таким молодым человеком… Как итог – провал сочинения…

Для Сергея Васильевича это стало настоящим потрясением. В течение трёх лет после этой неудачи он ничего не мог писать – меланхолия лишила его творческих сил. Семья невесты (в тот момент он уже был официальным женихом Натальи Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой) бросилась на помощь Сергею.

Рахманинов согласился обратиться к известному московскому врачу Николаю Далю, которого ему настоятельно советовали родственники. Наталья и представить не могла, чем обернутся в их будущей семейной жизни с Сергеем эти несколько сеансов «гипноза». Ведь у доктора была красавица-дочь…

Постепенно силы и вдохновение возвращались к композитору. Он пишет Второй концерт, ставший всемирно известным. Однако не посвящает его ни своей невесте, ни её семье, ни Николаю Далю. Наталья чувствовала, что за частыми поездками Сергея в дом врача кроется отнюдь не забота о здоровье.

Она тяжело переживает, что концерт посвящён не ей.

И буквально за несколько минут до первого публичного исполнения произведения, зная, в каком невероятно напряжённом состоянии пребывает Сергей (уже переживший тяжёлый провал Первой симфонии), моя бабушка требует изменить дарст­венную надпись и посвятить Второй концерт доктору Далю, чтобы таким образом навсегда скрыть имя соперницы. Она сказала:

«Ты дал слово жениться на мне. Если не изменишь посвящение – я откажусь стать твоей женой».

Рахманинов сдержал слово дворянина, и молодые были обвенчаны в военной церкви.

Кроме глубокой сердечной привязанности к Наталье Сергей всю свою жизнь оставался безмерно благодарен её матери, своей тётке – Варваре Сатиной (сестре его отца), в доме которой нашёл теплоту и любовь.

Дело в том, что отец юноши, мой прадед Василий Рахманинов, спустил всё приданое супруги в карточных играх, ушёл из семьи, оставив жену с детьми в абсолютной нищете. Московская родня Сергея, генерал Сатин, его жена и дочери приняли юношу в семью как родного и тем самым спасли его от нищенского существования.

Букет сирени

Любимая кузина Наталья Александровна обожала Сергея и прощала его насмешки: «Чёрная, как галка, тощая, как палка, мне тебя жалко, девка-Наталка». Она боготворила этого высокого, с благородной внешностью, а главное – Богом отмеченного молодого человека. И стала Рахманинову женой, матерью их двоих детей.

Душевная красота и духовное величие этой женщины заслуживают отдельного разговора. Истинный смысл визитов Сергея к доктору Далю она решила завуалировать навсегда. Так и появилась созданная ею легенда о длительной меланхолии композитора.

О том, какие страсти кипели в душе этой сдержанной женщины, можно было только догадываться. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однако оба они знали: после каждого концерта музыканта в его артистической будет ждать букет белой сирени от другой женщины. Наталья никогда не произнесла ни слова упрёка и не выясняла отношений с мужем.

Отцом Сергей Васильевич был невероятно нежным и заботливым. Сохранились кинокадры, снятые в США, Швейцарии и Франции, – его игры с дочерями Ириной (старшей) и Татьяной (моей мамой), его искренний смех, нежные взгляды…

Татьяну он нежно называл Тутушок, Тутунька, Туки. Наша семья во время войны осталась во Франции – моя мать категорически отказалась уехать со мной в благополучный Нью-Йорк, потому что отец был на фронте. Через Красный Крест Сергей и Наталья Рахманиновы при любом удобном случае передавали коротенькие письма, где дедушка спрашивал: есть ли в семье деньги?… не очень ли Танюша устала?…

Каждое из его писем завершалось словами: «Христос с Вами, мои Дорогие. Люблю Вас!» Все эти письма Сергея Васильевича и Натальи Александровны бережно хранятся в нашем семейном архиве.

Рахманинов тяжело переживал расставание с Родиной, а когда она оказалась в пучине войны – известно, какую огромную помощь он оказывал и армии, и отдельным людям в России.

Он очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей.

Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина были рядом.

Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна.

Ни произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…

“Аргументы и факты”

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/rakhmaninov-secrets/

12 историй из жизни Сергея Рахманинова

Интересные факты о Рахманинове
Скрипач Фриц Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в «Карнеги-холл». Скрипач играл без нот и… вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы «поймать» партнера.

— Где мы находимся?! Где мы находимся?! — отчаянно зашептал скрипач. — В «Карнеги-холл», — не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил: — Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер.

Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой? Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал. — Но если вы против… — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

— Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, — подсказал кто-то. Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой. — Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните… Рахманинов так и сделал.

— Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, — совсем развеселился Петр Ильич.

Когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Шаляпиным впервые появился у Л.Н. Толстого, у него от волнения дрожали колени. Шаляпин спел песню «Судьба» Рахманинова, затем композитор исполнил несколько своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные аплодисменты. Вдруг, словно по команде, все замерли, повернув головы в сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не аплодировал. Перешли к чаю. Через какое-то время Толстой подходит к Рахманинову и возбужденно говорит: — Я все-таки должен вам сказать, как мне все это не нравится! Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже! Стоявшая рядом Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора и прошептала: — Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Левочка не должен волноваться, это ему очень вредно. Через какое-то время Толстой снова подходит к Рахманинову: — Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас. — Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена? — вздохнул Рахманинов, и с той поры ноги его не было у Толстого.

А я не слышал!

Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе.

Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета: — Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.

Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками:

— Какой совет я могу вам дать?… Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал…

Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд: до ми-бемоль соль до соль! Руки его были действительно большими, но изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах. В конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а именно ботинки на кнопках он любил носить), застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, не был поврежден ноготь на пальце…

Руки Рахманинова. wikireading.ru

Обмен любезностями

Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: «…

Когда в „Карнеги-холл“ я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира». Пунктуальный Рахманинов ответил: «Благодарю Вас за письмо.

Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку».

Ходячая пианола

Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки.

Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес: — Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил: — Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться… было бы о чем поговорить.

А так — хорошая пианола, — и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой. Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: — Почему маэстро так скромно одевается? — Меня все равно здесь никто не знает, — ответил Рахманинов. Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.

И тот же критик через несколько лет снова спрашивает: — Маэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали. — Зачем, ведь меня и так все знают, — пожал плечами Рахманинов.

Руки на миллион

Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине.

Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя.

Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения: — Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься… Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица, правда, не было видно, одни руки…

Надпись под этим снимком гласила: «Руки, которые стоят миллион!» Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: «Мой дорогой Премьер! Под „Премьером“ я разумею: первый из пианистов…» Рахманинов тут же отозвался: «Дорогой Гофман, существует такой рассказ. Некогда в Париже жило много портных.

Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: «Лучший портной в Париже». Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: «Лучший портной на всем свете».

Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно: «Лучший портной на этой улице». Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: «Вы лучший на этой улице».

Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно. Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова: — Не говорите, ничего не говорите… Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!..

Рахманинов с внучкой

Музыкант на 85%

Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта… — А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его. — Ну, видите ли, я еще немножко и человек…
Фото на превью: culture.ru Также читайте:

Любовный треугольник Рахманинова

Редкая запись: Сергей Рахманинов исполняет прелюдию № 5 соль минор

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/11-istoriy-iz-zhizni-sergeya-rakhmaninova/

Интересные факты из жизни и биографии Сергея Рахманинова

Интересные факты о Рахманинове

«Руки, которые стоят миллион!». Сергей Васильевич Рахманинов — величайший русский композитор. Его произведения пользуются популярностью и сейчас, и во все другие времена. Родился он 1 апреля 1873 года, в Новгородском имении. Будучи совсем юным, в 4 года, он проявил интерес к музыке, и его мама Любовь Петровна, стала обучать его нотной грамоте.

Музыкальный талант юный композитор унаследовал от своего дедушки Аркадия Александровича. В девять лет Сергей Васильевич поступает в Петербургскую консерваторию. Однако учиться не особо получается, мальчику хочется играть во дворе со сверстниками.

И по совету своего кузена Александра, его направляют в Московскую консерваторию, к Н.С.Звереву. Этот педагог, талантливых учеников забирал к себе на полное содержание и обучал музыке, дисциплине и организованности, занимаясь с каждым индивидуально.

В 1887 году, юный пианист берется писать свои первые этюды, и преподавателем его становится С.И.Танеев. Сочинив за 17 дней свою первую оперу, Рахманинов получает диплом по двум классам : фортепиано и композиции.

Творчество

Первое появление перед публикой случилось в 1892 году, великий композитор исполнил тогда, известнейшую свою Прелюдию до- диез минор. В 1897 году, премьера Первой симфонии провалилась. Данное обстоятельство сильно повлияло на музыканта, он уничтожил ноты, и запретил где-либо произведение исполнять.

После этой неудачи композитор не сочинял музыку долгих три года. И все же в 1900 году композитор вновь начинает писать, и выходит «Второй концерт». Далее пишутся и другие успешные сочинения.

Работая преподавателем теории музыки в женском училище, Рахманинов вдруг решает бросить работу и серьезно заняться творчеством.

Рахманинов обладал удивительной памятью, стоило один раз услышать произведение, он был способен его повторить от начала до конца без единой погрешности.

Среди известных ныне пианистов, только Рахманинов имел одну особенность : у него были самые длинные пальцы, которыми он мог охватить все 12 белых клавиш. Своей левой рукой он совершенно спокойно мог взять труднодоступный аккорд «до ми бемоль соль до соль» Ко всему прочему, его руки были необычайно прекрасны: ровные длинные пальцы без узлов и вздувшихся вен.

Великий музыкант не терпел, когда в зале, в момент его выступления, кто- либо начинал кашлять. Он, как только слышал покашливания из зала, сознательно не играл свои новые вариации, «Либо кашлять, либо играть».

Личная жизнь композитора

Отец музыканта Василий Рахманинов, промотав в карточных играх приданое своей жены, оставил свою семью в бедности и сбежал из дому. Поддержку, тепло и домашний уют, молодой Сергей Васильевич обрел в доме своей тетки Варвары Сатиной. Семья его тетки, спасла Рахманинова от нищенской жизни.

Двоюродная сестра Наталья, обожала Рахманинова, считая его богом отмеченным человеком, и терпела его шутливые насмешки : «Черная как галка, тощая как палка, мне тебя жалко, девка Наталка». Сергей Васильевич в свои 22 года, женится на Натальи. Она подарила ему двух дочерей : Ирину и Татьяну.

Сергей Васильевич был очень любящим и заботливым отцом.

Супруга очень берегла Сергея Васильевича от бытовых забот, даже кнопочки на ботинках великого композитора перед концертом, застегивала именно она. В 1931 году, семья, переехав в Швейцарию, приобретает участок для постройки виллы.

Этот дом на берегу озера стал называться «Сенар»- первые буквы имен Сергей и Наталья Рахманиновы. Чета Рахманиновых казалась безупречной, тем не менее, великий композитор был очень влюбчивым человеком. Наталья Александровна знала, что в гримерке его всегда ждет белый букетик сирени от соперницы.

Эмиграция

В1917 году, с разрешения советского правительства, Сергей Васильевич c семьей отправляется с концертами в Швецию. Через пару месяцев предполагалось возвращение с этих гастролей.

Но обстоятельства сложились так, что они покинули Россию навсегда. Из Швеции семья композитора переехала в Америку, здесь его талант встретили с восторгом, он приравнен к мировым музыкантам.

Великому композитору приходится много работать, подчас до ноющей боли в руках, сочиняя концертные программы.

Однажды, когда музыкант только приехал в Америку, один музыкальный критик, спросил Рахманинова, почему он так скромно одет, на что получил в ответ : — Меня здесь все равно никто не знает… Прошло время, и этот же критик вновь заметил : — Маэстро, ваше материальное состояние значительно улучшилось, но одеваться лучше вы не стали… В ответ пожимая плечи, Сергей Васильевич спросил : — Зачем?, меня и так все знают.

От родины Рахманинов все-таки не отрекся, предложенного американского гражданства он не принял. А в годы Великой Отечественной Войны, композитор перечислил свой гонорар от  одного концерта в 4000 долларов, Красной армии для создания боевого самолета. Сергей Васильевич очень мечтал вернуться в Россию, и даже перед своей кончиной пытался это сделать, однако власти его не впустили в страну.

Известные личности и друзья

Меценат того времени, Савва Мамонтов, предложил Рахманинову, стать вторым дирижером в его частной опере. Сергей Васильевич согласившись, незаметно влился в компанию мецената, там же он очень сдружился с Федором Шаляпиным.

Совсем юный Рахманинов как то оказался вместе с Федором Ивановичем в гостях у Льва Толстого. Известный тенор спел «Судьбу», после чего, сам юный музыкант исполнил несколько собственных сочинений.

Все гости были в полном восторге, громко аплодировали, однако знаменитый писатель сидел мрачный и непоколебимый. После он подошел к Рахманинову и сказал: — Я все- таки должен вам сказать, как мне все это не нравится.

Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!, однако через некоторое время, еще раз подойдя к Рахманинову, стал извиняться : — Простите меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обижать вас.

На что великий композитор ответил со вздохом : — Как я могу обижаться за себя, когда не обиделся за Бетховена? После этого ноги его не было в доме у автора.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii-sergeya-raxmaninova/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть