Каролингское возрождение

Каролингское возрождение

Каролингское возрождение

Каждое государство переживает расцвет и закат, причем во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической. Сейчас, в наше время, этим никого не удивишь.

В раннем средневековье, в темные века, как их принято называть, христианская церковь не поощряла различные научные изыскания, но, тем не менее, находились смельчаки и возможности, чтобы постепенно знакомить граждан с наукой и культурой, а также новыми познаниями.

В эпоху Карла Великого, правителя франков, такой период также существовал. Обидно думать, что ренессанс – это только период позднего возрождения, начиная от 14 века. При Карле государство также пережило нечто подобное, получившее название Каролингское Возрождение. Длилось оно недолго – всего лишь около века, но оставило после себя огромное влияние на граждан и соседние страны.

Что такое каролингское возрождение

Это период культурного возрождения в эпоху правления Карла Великого, а также его потомков, королей Людовика Благочестивого и Карла Лысого. Отметим, что ничего из этого не случилось бы, если бы не огромная любовь Карла к науке. Не обладая грамотностью, он был большим поклонником учения.

Придя к власти в 768 году, король обнаружил чрезвычайно плохие стандарты латинского языка (хотя странно, как он вообще это заметил). Так как образованием в то время ведало духовенство, был отдан приказ короля переучить сановников, чтобы они лучше владели языком. Если не хотят добровольно – будет принудительно.

Он напомнил, что для толкования Священного Писания необходимо владеть правильной латынью. Карла вообще можно считать «отцом» франкского образования.

Затем появилась возможность обеспечить получение образования для более ярких молодых священнослужителей. Карл не забывал и о простых гражданах, которые также нуждались в грамоте. Чтобы помочь на первых началах, была создана специальная школа на территории королевского дворца в Ахене.

В целях более всестороннего развития Карл Великий импортировал многих талантливых ученых из-за границы. В течение 8-го века Англия была ареной обширной интеллектуальной деятельности.

Ученый Алькуин, который был владельцем школы в Йорке, а также другие английские ученые были привлечены для обучения франков на континенте.

Из мавританской Испании прибыли христианские беженцы, которые также внесли свой вклад в это интеллектуальное возрождение; споры с мусульманами заставили их развить диалектический навык, в котором они теперь обучали подданных Карла Великого. Из Италии приехали грамматики и летописцы, например, такие люди, как Павел Диакон.

Прибыли и ирландские ученые. Благодаря этим иностранцам, представлявшим те области, где в VI-VIII веках сохранялась классическая и христианская культура, франкский двор стал своеобразной «академией», как называл его Алкуин. Там император, его наследники и друзья обсуждали различные темы-существование или отсутствие подземного мира и небытия; затмение Солнца, религиозные аспекты и так далее.

Признавая важность рукописей в культурном возрождении, Карл Великий создал библиотеку (каталог которой до сих пор сохранился), переписал тексты и книги и поручил каждой школе поддерживать скрипторий – мастерскую по переписи документов и летописей (первые скриптории были в монастырях). Алькуин разработал школу каллиграфии в Туре, и ее новая письменность быстро распространилась по всей империи.

За пределами двора в Ахене можно было найти здесь и там несколько культурных мест, не так много, как хотелось бы, но зато они привлекали множество народа.

Архиепископ Лионский реорганизовал школы читателей и руководителей хоров; Алкуин в Сен-Мартен-де-Тур и Ангильберт в Сен-Рикье организовали монашеские школы с отличными библиотеками.

конечно, начало было положено хорошее, но на деле повышение образования было незаметно — нужно было дождаться второго поколения, а то и третьего, чтобы заметить хоть какие-то изменения в грамотности населения королевства франков.

При сыне Карла Великого Людовике Благочестивом и особенно при его внуках монастырские школы достигли апогея во Франции к северу от Луары, в Германии и в Италии. Самые известные из них были в Сен-Галль, Рейхенау, Фульда, Боббио, Сен-Дени, Сен-Мартен-де-Тур и Ферьере. К сожалению, распад империи Каролингов, последовавший за местными восстаниями и вторжениями викингов, положил конец прогрессу Каролинского возрождения.

Отличный правитель Карл

Карл Великий был настолько отличным правителем в этом вопросе, что некоторые другие короли стремились ему подражать. В королевстве Уэссекс, в Британии, король Альфред Великий также покровительствовал обучению, стремясь повторить успех Карла Великого.

Когда он вступил на трон в 871 году, культурные стандарты в государстве упали до низкого уровня, отчасти из-за беспорядков и датских вторжений. Он был опечален тем, что так мало народу могли понять латинские церковные службы или перевести письмо с латыни на английский язык.

Чтобы добиться улучшения, он призвал монахов с континента, особенно из Сен-Бертена.

Более того, он привлек к своему двору английское духовенство и молодых сыновей дворян.

Это содействие обучению было продолжено преемниками Альфреда и распространено в других частях Англии; а в реформированных монастырях Кентербери, Йорка и Винчестера молодые монахи возобновили изучение религиозных и светских наук.

Среди выдающихся ученых конца 10 века был бенедиктинский монах Элфрик, которого называют, возможно, величайшим прозаиком англосаксонских времен.

Каролингское возрождение касалось не только образования, но и архитектуры. В период с 768 по 850 гг. было построено около 400 монастырей, королевских резиденций, отвечающих последнему слову моды. Конечно, Карл не обошел своим вниманием и более простые здания – школы, больницы, крепости, мосты.

Ярким примером каролингского возрождения этого периода служат церкви Сен-Дени и Сен-Рикье, построенные в лучших традициях готики. Также начинают появляться в Европе мозаики, фрески, развиваются скульптуры. Особого расцвета достигла книжная миниатюра – создание ярких картинок к книгам.

Карл повелел создать в городах специальные мастерские, где монахи переписывали книги и добавляли туда яркие образы.

Не обошел Карл стороной и юридическое образование. Постепенно он вводил в обиход различные законы, укрепляющие власть и контролирующие жизнь граждан. Конфликты во второй половине XII века между церковью и светскими державами заставили обе стороны пересмотреть правовые аспекты деятельности.

Князья нашли в Corpus Juris Civilis, римском кодексе императора Юстиниана (датированного VI веком), средства легитимизации своей политики, а папство также использовало римские источники для продвижения своих претензий. Постепенно церковь все больше и больше отдалялась от римского права, предпочитая воздействовать на умы прихожан через Библию и службы.

Можно смело утверждать, что Каролингское возрождение за неполные 100 лет существования оказало огромное влияние на европейские государства и дало толчок к развитию возрождения и культуры в дальнейшем.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/karolingskoe-vozrozhdenie/

Культурное возрождение при Каролингах

Каролингское возрождение

В истории Франции много интересных и славных страниц. Были там и героические битвы, и военные походы, и мудрые короли, и многое другое, чем гордится эта страна.

В раннем средневековье Францию, которая тогда еще не была Францией, а королевством франков, постигло Каролингское возрождение. Вы, наверняка, зададите недоуменный вопрос: это еще что такое? Эпоха Возрождения-то была одна, и была она в средние века!

А вот и нет, друзья! Принято считать, что эпоха возрождения была в XIV веке, началась она в Италии (развитие искусства, литературы, поэзии, архитектуры, различные школы художников.) и распространилась по всей Европе. На самом деле, еще раньше, чем в Италии, феномен Возрождения возник в королевстве франков.

Что такое «Каролингское возрождение»?

Каролингское возрождение (La Renaissance Carolingienne) — это исторический период культурного и интеллектуального возрождения в Западной Европе в конце VIII— середине IX века.

И все это – в эпоху правления королей франков из династии Каролингов (Les Carolingiens) – Карла Великого (Charlemagne), его сына — Людовика Благочестивого (Louis Le Pieux)и сына Людовика — Карла Лысого (Charles Le Chauve).

Этот славный период отметился расцветом литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, теологических изысканий.

Во время Каролингского возрождения сильный толчок получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, который назвали каролингский минускул.

При монастырях были открыты школы и библиотеки. И всему этому культурному подъему покровительствовали франкские короли.

Карл Великий известен всем!

Всем известна личность этого короля, не зря в историю он вошел под именем Великий.

Сын не менее славного отца, Пипина Короткого, Карл Великий создал мощную империю, в которую входили обширные территории Франции, Германии и Италии, он осуществил много завоеваний.

Это была выдающаяся личность, без которой в Европе не принимались важные решения. Ведь не зря в то время сложилась поговорка «Франка имей другом, но не соседом», с намеком на то, что такой «сосед» в любое время может завоевать все по соседству!

Карл Великий — император франков

Карл провел много битв, большинство из которых были победоносными. Король стал центральным персонажем французского народного героического эпоса. О нем слагали песни, легенды и стихи. Один из знаменитых французских эпосов – это «Песнь о Роланде», где король предстает добрым отцом народа и храбрым воином.

Что касается короля, как отца народа, он действительно заботился о своей стране и о завоеванных территориях. Он развивал сельское хозяйство, строил города и монастыри, церкви и дворцы, он автор подробнейших постановлений, касающихся управления государством.

Но, к сожалению, как это всегда бывает, великие империи рушатся и на их месте возникают более мелкие государства. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, был человеком мягким, и ему кое-как удавалось удержать империю и завоевания отца. А вот внуки Карла, сыновья Людовика, придя к власти, полностью поделили между собой территории, потому что каждый хотел править сам.

Королем Франции стал Карл Лысый, очень мудрый и толковый человек. Он продолжил дело культурного возрождения, которое начал его дед.

Ученье — свет, а неученье – тьма

Хоть это и русская поговорка, наверняка, так думал и Карл Великий, начиная окультуривание государства. Его личная любовь к учености сыграла значительную роль в Каролингском возрождении. Наверное, поэтому феномен культурного возрождения затронул многие сферы искусства.

Давайте же понаблюдаем, какое развитие получили эти сферы.

Интерьер дворцовой капеллы в Ахене

  • Изобразительное искусство. В этот период Северная Европа познакомилась с римским искусством. И сразу вдохновилась создавать что-то свое. Появилось готическое искусство. Развивалась книжная миниатюра, настенная фреска, мозаика, скульптура. При Карле Великом была организована целая книжная мастерская в которой трудились мастера книжной росписи. Книги оформлялись необычайно красочными миниатюрами, которые поражают своей живостью и яркостью.
  • Архитектура того периода причудливо переплетает в себе стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это связано с тем, что Карл совершал военные походы в Италию, откуда и был взят опыт строительства базилик, колонн и украшений. Исторические источники свидетельствуют, что в то время велось обширное строительство, но до нас дошли очень немногие архитектурные работы того периода.
  • Карл Великий и его приближенные любили музыку и покровительствовали ей. Церковное пение было широко распространено, ему профессионально обучались в специальных школах. Появилась единая система записи музыки. Обучение музыке входило в обязательную систему образования. В то время были и свои композиторы.
  • Для того времени была неплохо развита юриспруденция. В 802 году император Карл приказал записать обычное право всех народов, которые находились под его властью. Сам он издал 65 трактатов (капитуляриев) по разным областям жизни, которые стали одной из основ средневекового права. Он также провел административную и финансовую реформы, чтобы еще больше централизовать власть.

Людовик Благочестивый и Карл Лысый продолжили развивать образовательное дело своего отца и деда. Можно с уверенностью утверждать, что Каролинги внесли огромный вклад в мировое развитие культуры и науки.

Знаменитые личности Каролингского возрождения

Друзья, стоит упомянуть славных людей того культурного подъема и всплеска науки!

В первую очередь, это Алкуин, руководитель кружка «Дворцовая Академия» при дворе Шарлеманя. Алкуин был выдающимся ученым, богословом и поэтом того времени. По происхождению англосакс, он получил образование в Йорке и обладал огромной эрудицией.

Карл быстро смекнул, что такой человек принесет пользу его государству и приблизил его к себе. Он стал советником короля в реформах образования и богослужения.

Он автор множества поучительных стихотворений, а также учебников по диалектике, догматике, риторике, литургике.

Карл Великий принимает ученого АлкуинаЗнаменитый Эйнхард, ученый, культурный деятель, историк, настоятель монастырей, был еще и биографом, хроникером Карла Великого. Он написал биографию короля еще при его жизни, которая вошла в историю под названием Vita Karoli Magni.

Ни одно культурное возрождение не обходится без поэзии. Свой поэт был и в Каролингском возрождении – аббат и христианский святой, ученик Алкуина, — Ангильберт. Он был воспитателем одного из сыновей Карла, а также гражданским мужем одной из его дочерей, с которой у него было два сына. Ангильберт внес существенный вклад в поэзию  того времени.

Как видите, друзья, средневековье – это не такой уж темный период в истории человечества, а даже наоборот! До новых встреч!

Источник: https://francelex.ru/znaete/karolingskoe-vozrozhdenie.html

Каролингским возрождением принято называть период подъема в интеллектуальной и культурной жизни Западной Европы в конце VIII – середине IX в.

Предыстория

В конце VIII века Карл Великий объединил под своей властью большую часть христианских земель Западной Европы. В 800 г. папа римский провозглашает его императором Священной Римской империи (см. урок «Империя Карла Великого»). Под властью Карла Великого оказывается многонациональная империя, важным объединяющим началом которой становится единая христианская культура.

События

787 г. – Карл принял «Капитулярий о науках», который предписывал при каждом монастыре и епископской кафедре открывать школы. По всему франкскому государству возникает сеть школ.

Образование состояло из двух ступеней: тривиума (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Все вместе составляло программу семи свободных искусств.

782–796 гг. – Алкуин руководит придворной школой в Аахене, учителями которой становятся лучшие ученые со всей Европы. На стыке двора и школы возникает ученое общество, которое получило название Академия Карла Великого (или Придворная академия).

840 г. – смерть Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Начало междоусобной борьбы за власть трех сыновей Людовика (Лотаря, Карла и Людовика).

843 г. – Верденский раздел. Договор сыновей Людовика о разделе империи на три части (договор между Лотарем, Карлом Лысым и Людовиком Немецким). Это ознаменовало распад империи Карла Великого.

Лотарю отошли территория Италии и узкая полоса земель вдоль Рейна (до Северного моря). Людовик получил земли восточнее Рейна (современная Германия). Карл – западную часть империи (современная Франция).

987 г. – во Франции династия Каролингов прерывается. К власти приходит династия Капетингов.

Участники

Людовик Благочестивый – сын Карла Великого, франкский император (814–840 гг.).

Людовик Немецкий – сын Людовика Благочестивого, король Восточно-Франкского королевства (Германии) (843–876 гг.), основатель династии немецких Капетингов.

Карл Лысый – сын Людовика Благочестивого, король Западно-Франкского королевства (Франция) (840–877 гг.).

Лотарь – сын Карла Великого, король Италии и Рейнской области.

Алкуин– англосаксонский педагог и ученый, руководитель придворной школы в Аахене (782–796 гг.).

Эйнгард – деятель Каролингского возрождения, автор сочинения «Жизнь Карла Великого».

Заключение

Верденский раздел (843 г.) заложил основы формирования современных наций. Позднее в разделенных частях империи образовались самостоятельные королевства – Франция, Италия, Германия, которые в эпоху феодальной раздробленности разделились на множество отдельных владений. Раздел империи стал шагом на пути к эпохе феодальной раздробленности IX–XI вв.

Каролингское возрождение было связано с попыткой Карла восстановить Римскую империю вместе с ее культурой. При дворе Карла ученые во главе с Алкуином изучали античную культуру и создавали свою, подобную античной. Новый подъем интереса к античности произошел в XII в., в так называемое малое Возрождение.

Подробнее о Каролингском возрождении.

Конспект

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г.

«Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ.

Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Ахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени.

При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина (Источник)

Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким.

Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император.

Отношения императора с папой оставались очень сложными.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

При дворе в Ахене Карл I создает ученое общество наподобие созданного в свое время Платоном и называет его «Дворцовой академией». В деятельности академии принимает участие сам Карл I и его ближайшие сподвижники-ученые.

На заседаниях академии читались и обсуждались ученые сочинения ее членов, церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены академии носили библейский или античный псевдоним. Карл Великий имел имя Давид.

Происходило возрождение античной культуры, но только во внешних ее формах, содержание же этой культуры было неизбежно другим, оно явилось порождением новой исторической эпохи. Мировоззрение писателей и ученых при дворе Карла Великого не было античным, их менталитет уже оформлялся как феодальный, средневековый.

В их произведениях рационалистический дух, которым пронизаны сочинения античных авторов, казался бы неуместен. Вокруг Карла I собралось большое число ученых христианских монахов, чье мировоззрение и определило «Каролингское Возрождение».

В период «Каролингского Возрождения» развивались церковно-феодальные политические идеи: идея сотрудничества сословий, идея о короле как служителе Бога на земле.

Видным лицом при дворе Карла Великого был ученый монах Алкуин из Англии, воспитатель его сыновей и автор известного учебника, написанного специально для них. По этому учебнику также можно судить о характере «Каролингского Возрождения».

Например, учитель спрашивает принца: «Что такое жизнь?». Ответ: «Радость для счастливых и скорбь для несчастных, ожидание смерти для тех и других». Другой вопрос: «Что такое человек?».

Ответ: «Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник».

В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические трактаты античности. Появляются новые произведения по сельскому хозяйству (поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»).

В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения.

При всем своем увлечении античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Ахене.

Рис. 2. Дворцовая капелла в Ахене (Источник)

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Ахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

В 814 г. Карл Великий умирает в Ахене, и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго.

Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый, поддерживает отца во всех его начинаниях.

После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части.

По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый — территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании).

Рис. 3. Раздел империи Карла Великого

Титул императора становится чисто номинальным, но еще сохраняется — правда, он уже переходит не по основной линии Каролингского дома, а по боковой. В конце 80-х гг. императорская корона принадлежала Карлу Лысому, затем она перешла к сыну Людовика Немецкого Карлу Толстому. В X в. титул императора исчезает из употребления.

Еще при сыновьях Карла Великого Западная Европа начала подвергаться набегам норманнов, которых на Руси называли варягами, в Англии — викингами, а в Западной Европе — норманнами. Это были предки шведов, норвежцев и датчан, выходцы из Скандинавского и Ютландского полуостровов.

Своими опустошительными набегами они принесли жителям Европы много горя. В IX в. в Западной Европе молились: «Господи, избавь нас от неистовства норманнов». Последние Каролинги были настолько слабы, что не могли организовать отпор норманнским вторжениям. Норманны 10 месяцев осаждали Париж, но взять его им не удалось.

В начале X в. один из последних Каролингов Карл IV Простоватый был вынужден уступить большую территорию на северо-западе Франции герцогу Роллону, создавшему здесь сильное герцогство Нормандское. Норманны (нормандцы) приняли христианство, усвоили язык и обычаи коренного населения.

Нормандия формально находилась в вассальной зависимости от Каролингов, но реально она была независима.

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. E-reading-lib.com (Источник).

2. History-names.ru (Источник).

3. Bibliotekar.ru (Источник).

4. Bibliotekar.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Какую политику проводил Карл Великий в сфере образования?

2. Какие науки развивались в империи Карла Великого?

3. Чем прославился ахенский ученый Эйнгардт?

4. На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/6-klass/ob-edinenie-romano-germanskoy-evropy/karolingskoe-vozrozhdenie-i-raspad-imperii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть