Киотский протокол

Содержание

Киотский прокол: почему Запад не может решить проблему глобального потепления

Киотский протокол

Европа исчерпала потенциал развития альтернативной энергетики. К такому выводу пришли эксперты агентства BNE IntelliNews. По данным Еврокомиссии, в 2016 году страны ЕС увеличили выбросы углекислоты в атмосферу на 0,2%.

В свою очередь, США 1 июня 2017 года заявили о выходе из Парижского соглашения по климату. С такими результатами мировые флагманы борьбы за экологию подошли к 20-летнему юбилею Киотского протокола —договора о сокращении выбросов парниковых газов.

RT разбирался, почему Запад терпит неудачу в борьбе с глобальным потеплением.

По оценке Еврокомиссии (ЕК), с 1990 по 2016 год страны ЕС сократили выбросы углекислоты в атмосферу на 20,8%. Однако последние годы ситуация в этом направлении перестала улучшаться. Так, в отчёте ЕК по эмиссии углекислоты за 2017 год указано, что в 2016-м европейские страны увеличили выбросы на 0,2%.

США остаются второй после Китая державой по объёмам выбросов парниковых газов в атмосферу. Однако 1 июня 2017 года президент США Дональд Трамп заявил о выходе из Парижского соглашения по климату, которое предполагает борьбу с глобальным потеплением. 

С такими результатами западные страны подошли к 20-летию со дня подписания Киотского протокола.

Киотский протокол

Напомним, 11 декабря 1997 года на конференции ООН по изменению климата, прошедшей в Киото, практически все страны — члены международной организации приняли документ, в котором были впервые прописаны квоты на выброс парниковых газов для каждого государства. Протокол был составлен на основе принципов, зафиксированных в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992).

  • Открытие конференции Организации Объединённых Наций об изменении климата в Киото, 1 декабря 1997 год
  • AFP

Авторы договора создали достаточно гибкий механизм соблюдения норм загрязнения атмосферы. Государство, которое не использует полностью лимит на выброс парниковых газов — «горячего воздуха», может продать его.

Этот механизм был призван облегчить ситуацию прежде всего для развивающихся стран.

Предполагалось, что возможность экспорта «горячего воздуха» в развитые государства будет стимулировать развивающиеся страны сокращать свои выбросы.

Также по теме

Климатическая норма: в Европарламенте предлагают ввести понятие «экологические беженцы» Миллионы людей могут покинуть родные страны из-за изменений климата, поэтому международному сообществу необходимо задуматься о новом…

Киотский протокол был ратифицирован 191 государством, однако запланированного позитивного эффекта так и не достиг. Главные мировые «загрязнители» — Китай, США и Индия, на которые приходится более 50% общемировых выбросов углекислоты, — отказались выполнять условия документа.

В 2013 году было введено ограничение на продажу квот. Государство не имело права экспортировать более 2% «горячего воздуха» от общего объёма. В дополнение к этому Евросоюз и Австралия отказались покупать лимиты у развивающихся стран.

Вступлению Киотского протокола в силу предшествовал достаточно длительный период. Государства должны были ратифицировать соглашение, пересмотреть национальное законодательство и провести необходимые реформы в энергетическом секторе. Предусмотренные договором правила начали действовать только с 1 января 2008 года.

Неутешительные прогнозы

В феврале 2015 года ООН подвела предварительные итоги реализации Киотского протокола. Выяснилось, что участники соглашения уменьшили выбросы парниковых газов более чем на 20%. При этом всемирная организация воздержалась от положительной оценки эффекта для атмосферы.

13 декабря 2015 года на конференции по климату в Париже было подготовлено новое соглашение о сокращении выбросов в атмосферу. Ключевой целью было объявлено недопущение роста температуры поверхности Земли на 2 °C по сравнению с уровнем доиндустриальной эпохи.

Как полагают учёные, подобный скачок приведёт к необратимым климатическим изменениям. По данным NASA, средняя глобальная температура составляет +15 °C. Российские и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что температура поверхности Земли по сравнению с уровнем доиндустриальной эпохи выросла менее чем на 1 °C.

  • Трещина в арктических льдах к северу от Прадхо-Бэй, Аляска, США
  • Reuters

Бурное развитие промышленности увеличило выброс углекислоты, метана, озона, фреонов и других газов, что усилило парниковый эффект.

По экспертной оценке ООН за 2016 год, содержание углекислоты в атмосфере выросло более чем на 45% по сравнению с доиндустриальным периодом, а метана — примерно на 250%.

Прослойка газов, которая задерживает солнечную энергию, стала плотнее и перестала пропускать прежний объём солнечных лучей.

Также по теме

Ледниковый период или глобальное потепление: что надо знать об изменении климата на Земле

Ровно 35 лет назад, в августе 1981 года, учёные оповестили человечество об угрозе глобального потепления на Земле. Его аномальные…

По прогнозам ООН, в ближайшие 100 лет средняя глобальная температура может подскочить минимум на 6 °C. Учёные с тревогой фиксируют резкое потепление арктического климата, рост уровня Мирового океана и количества стихийных бедствий.

«Декларация о намерениях»

Международное сообщество учёных The Global Carbon Project полагает, что в период действия Киотского протокола выбросы увеличивались примерно на 3% в год, за исключением отрезка с 2014 по 2016 год. По данным на ноябрь, в 2017 году рост объёма эмиссии парниковых газов вырастет на 2%.

Старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова Андрей Киселёв считает, что человечество не добилось радикальных перемен в борьбе с повышением средней глобальной температуры. По его мнению, Парижское соглашение в нынешнем виде — это скорее «декларация о намерениях».

Как сообщил эксперт, основными причинами неудачи в борьбе с глобальным потеплением являются неуступчивая политика отдельных государств и переоценка потенциала возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Выход США из Парижского соглашения также создал негативный эффект.

  • Президент США Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс на заводе в Индианаполисе, штат Индиана, США
  • Reuters

«Трамп продемонстрировал приоритетность национальных интересов над общим беспокойством об экологии. Выход из соглашения по климату был предсказуемым, так как Трамп обещал вернуть часть производства на территорию США. Тем не менее в Штатах на этот счёт нет единства. Некоторые губернаторы выступили резко против. Не поддерживают Трампа и экологические движения», — констатировал Киселёв.

Неоднозначная ситуация, по словам эксперта, сложилась вокруг Китая, на долю которого приходится около 27% выбросов углекислоты. С одной стороны, последние годы Поднебесная испытывает большие проблемы с экологией. На состоявшемся в октябре 2017 года съезде Коммунистической партии был объявлен курс на борьбу с загрязнением атмосферы.

Также по теме

Экология уже не помеха: Трамп вывел США из Парижского соглашения по климату

Дональд Трамп принял решение о выходе США из Парижского соглашения по климату. Этот шаг стал окончательным этапом в уничтожении…

С другой стороны, более половины экспорта китайских товаров направляется в западные государства. С 1970-х по 1990-е годы Европа и США активно переносили производство за рубеж. В качестве основной площадки для развёртывания промышленных мощностей была выбрана КНР.

Подобная экономическая политика позволила западным странам улучшить ситуацию с экологией на своей территории, при этом густонаселённый Китай оказался практически в безвыходной ситуации. Киселёв полагает, что для выполнения международных обязательств КНР и Индии пришлось бы пойти на серьёзную перестройку промышленности в ущерб собственному экономическому росту.

«При этом Россия, которая отмечает Год экологии, соблюдает взятые на себя обязательства по сокращению выбросов. Стоит отметить, что примерно половина выбросов парниковых газов в России приходится на торфяники и болота. С этим мы ничего поделать не можем. 30—40% выбросов даёт наш энергетический сектор», — пояснил эксперт.

Технологический климат

Флагманом борьбы с глобальным потеплением является ЕС. За минувшие 40 лет европейские государства приняли десятки программ по формированию зелёной экономики.

Также по теме

«Небезопасный эксперимент»: зачем американцы строят на Украине хранилище для отработавшего ядерного топлива

Американская компания Holtec International приступает к возведению в чернобыльской зоне отчуждения централизованного хранилища для…

Однако в последние годы темпы уменьшения выбросов в Европе замедлились. The Global Carbon Project приводит информацию, что в 2017 году данный показатель для Евросоюза снизится всего на 0,2%. При этом в отчёте ЕК по эмиссии углекислоты за 2017 год указано, что в 2016 году европейские страны увеличили выбросы на 0,2%.

«Сложно делать однозначные выводы, но, скорее всего, Европа расплачивается за курс на отказ от ядерной энергетики после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. В европейском общественном мнении стала превалировать крайне негативная оценка мирного атома, и политики просто не смогли её игнорировать», — отметил Киселёв.

Главной альтернативой АЭС стали возобновляемые источники энергии — ветряные установки, солнечные батареи и гидроэлектростанции.

По мнению Киселёва, Брюссель достаточно успешно развивал ВИЭ, но сейчас вынужденно возвращается к газу и углю, которые как раз выделяют углекислоту.

  • Ветряные электрогенераторы, Нидерланды
  • Reuters

Европа на государственном уровне поддерживает генерацию ВИЭ с 1980-х годов. В марте 2007 года Совет Европы утвердил план, согласно которому к 2020 году доля ВИЭ в общем энергопотреблении должна достигнуть 20%.

Также по теме

Зелёная эра: как возобновляемые источники энергии конкурируют с углеводородами и АЭС

Внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) набирает популярность даже в странах, располагающих большими запасами нефти и газа….

Планки в 20% Европа достигла уже в 2012 году. Небольшие западноевропейские государства (Дания, Исландия, Швеция, Португалия) добились впечатляющих результатов во внедрении ВИЭ. В частности, электроснабжение Рейкьявика полностью обеспечивается геотермальными ключами.

Однако бурный рост доли альтернативных источников в энергобалансе прекратился ещё в 2013—2014 годах. Запросы Брюсселя стали более скромными. К 2030 году ЕС рассчитывает увеличить долю ВИЭ лишь до 27%. Как сообщило в ноябре 2017 года агентство BNE IntelliNews, Европа, вероятнее всего, исчерпала потенциал развития альтернативной энергетики.

Одна из основных причин заключается в том, что страны Восточной Европы оказались неспособны соответствовать стандартам зелёной экономики из-за слабого уровня технологического развития. Кроме того, новые члены ЕС сохранили в эксплуатации мощности, работающие на традиционных источниках энергии, включая уголь.

«Далеко не все страны ЕС богаты возобновляемыми источниками. К тому же они не производят дешёвой энергии, а нерешённые проблемы с аккумуляторами не дают возможности получать стабильный объём электричества. При всех преимуществах ВИЭ просто не могут стать основным источником энергии. В этом контексте отказ от атома нельзя назвать разумным решением», — подытожил Киселёв.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/459154-kiotskiy-protokol-uglekisly-gaz-energiya

Киотский протокол

Киотский протокол

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года, Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение Страны приложения I & II Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол Страны, ещё не принявшие решения Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.[1]

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года.

Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

    Евросоюз должен сократить выбросы на 8 % США – на 7% Япония и Канада — на 6 % Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 % Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

    торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках; проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК; механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

MOP-3, Бали

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Западная Сахара

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ).

Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола.

Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола.

Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России.

В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 1034 дня]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена.

«Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.

Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[6] В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ.

В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ.

В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период.

После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[5][7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией.

Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[9].

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/kiotskiy-protokol

Что нужно знать о Киотском протоколе

Киотский протокол
Утверждение второго периода действия Киотского протокола на конференции ООН по климату в Дохе (Катар), 2012 год

Одна из проблем индустриального общества, чье становление стало возможным благодаря промышленной революции, состоит в необходимости бороться с последствиями жизнедеятельности самого этого общества. Вместе с тем, трудности и риски, с которыми приходится считаться новому обществу, давно перестали быть областью локальных политик. Экономические кризисы, стихийные бедствия, массовые эпидемии — все это давно приобрело глобальный характер.

… истощение озонового слоя Земли и глобальное потепление — основные последствия разрушительного влияния человека на климат …

В числе самых непростых для решения проблем современности находится снижение воздействия антропогенных факторов на климат планеты.

Экстенсивное развитие промышленности, ставшее одной из ключевых характеристик индустриального общества, не могло не сказаться негативно на окружающей человека среде.

Истощение озонового слоя Земли и глобальное потепление — основные последствия разрушительного влияния человека на климат. Постепенно стало понятно, что необходимо установить контроль над антропогенным воздействием на климат планеты.

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года: 1 — Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение 2 — Страны приложения I & II; 3 — Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол; 4 — Страны, ещё не принявшие решения; 5 — Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол

… киотский протокол был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года …

Одной из таких мер стало создание особого протокола в декабре 1997 года в японском городе Киото.

Киотский протокол был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года.

Основная задача этого международного документа — сократить или, по крайней мере, стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с базовым уровнем, в качестве которого был выбран уровень 1990 года.

… киотский протокол стал, первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования …

Ратификация Киотского протокола привела к созданию мирового углеводородного рынка, в чьи задачи входит распределение допустимого количества выбросов CO2 между странами-участницами. Киотский протокол стал, таким образом, первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования.

В случае превышения отведенной стране нормы, она должна была приобрести условные единицы в размере превышенного лимита.

Кроме того, страны имели возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов, что, по мнению экспертов ООН, позволило бы развивающимся странам использовать прибыль от продажи своих лимитов для борьбы с негативными последствиями изменения климата и развитии собственной промышленности.

Первый, или базовый период обязательств по Киотскому протоколу начался 16 февраля 2005 года и завершился 31 декабря 2012 года. Согласно протоколу, за этот период Евросоюз должен был сократить выбросы на 8%, Япония и Канада — на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8%, Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы период с 2008 по 2012 гг. на уровне 1990 года.

Выбросы в атмосферу после подписания Киотского протокола

У многих стран сложились непростые отношения с Киотским протоколом. Так, Китай и Индия отказались брать на себя обязательства по исполнению протокола. Соединенные Штаты Америки заявили о своем неучастии в протоколе до 2013 года. Канада в декабре 2011 года сообщила о своем выходе из соглашения. Россия подписала договор еще в 1999 году, но ратифицировала его лишь в ноябре 2004 года.

Киото-2

… Киото-2 начался с 1 января 2013 году и продлится вплоть до 2020 года …

Уже в 2006-2007 гг. были предприняты практические шаги по подготовке нового соглашения, которое вступило бы в силу после истечения срока действия первого периода. 8 декабря 2012 года на конференции ООН по климату в Дохе был утвержден второй период Киотского протокола.

Так называемый Киото-2 начался с 1 января 2013 году и продлится вплоть до 2020 года. Обязательства в рамках Киото-2 приняли Евросоюз, Австралия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако.

Отказались участвовать во втором этапе Россия, Япония, Новая Зеландия и Канада.

На этапе Киото-2 произошло повышение уровня обязательств и изменение существовавших до этого условий, что, вероятнее всего, и стало причиной неучастия многих стран.

Прежде всего, согласно тексту принятой поправки к Киотскому протоколу, не позднее 2014 года каждая страна-участница нового этапа была обязана предоставить информацию по исполнению установленных обязательств, а также предложить план их повышения.

Во-вторых, условия полного переноса обязательств по протоколу так называемого “горячего воздуха”, т.е.

квот на выбросы СО2, накопленных в 2008-2012 годах в результате резкого снижения выбросов в 1990-х годах, оказались изменены не в пользу некоторых стран, в частности, России, Белоруссии, Украины и Польши, у которых имелся большой запас таких квот.

Проект нового документа содержал не только пункт касательно операций с квотами (теперь на операции с ними накладывалось ограничение в 2% от их общего объема), но и условие, призванное ограничить дальнейшее накопление “горячего воздуха”. Некоторые страны и вовсе представили политические декларации об отказе покупать горячий воздух.

Есть ли прогресс?

Лидеры стран-участниц Парижского саммита, 2015 год

… подведение промежуточных итогов исполнения протокола показало, что к радикальному сокращению выбросов СО2 пока так и не удалось прийти …

Стоит сказать, что Киотский протокол едва ли можно назвать спасением от глобального потепления. Прежде всего, Киотский протокол распространяется всего на 13% глобальных выбросов в силу ограниченного состава его участников. Этого явно не может быть достаточно для решения такой глобальной проблемы как изменение климата планеты.

Подведение промежуточных итогов исполнения протокола показало, что к радикальному сокращению выбросов СО2 пока так и не удалось прийти.

Это объясняется во многом тем, что самый мощный генератор парниковых газов, США, подписали, но не ратифицировали соглашение.

Некоторые активно развивающиеся страны вроде Китая и Индии и вовсе отказались от подписания протокола, поскольку он ограничил бы их в развитии и наращивании темпов экономики.

Некоторые эксперты сводят позитивную динамику, которая имела место в период с 2005 по 2012 гг., с существенными изменениями на геополитическом уровне. Распад СССР, трансформация экономик на постсоветском пространстве, сокращение производства в результате мирового экономического кризиса 2008 года — все это могло стать причиной улучшения экологической ситуации.

Еще больше скептицизма у тех, кто либо вообще не верит в глобальное потепление как дело рук человеческих, либо считает, что одержать победу в этом деле просто невозможно.

Действительно, анализ климатических изменений и прогноз относительно будущего Земли — достаточно молодая область научных исследований. Эти изменения происходят достаточно медленно, так что в основном остаются незаметны.

Теоретические построения едва ли могут служить весомым доказательством для стран, привыкших себя ни в чем не ограничивать.

Что дальше?

Судьба Киотского протокола показала, что без участия промышленных гигантов любой климатический договор будет слабоэффективным. Уже 22 апреля состоится подписание нового климатического соглашения, которое получило единогласную поддержку от 196 представителей стран-участниц.

Оно было принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Париже и должно заменить собой Киотский протокол в период после 2020 года. Как и Киотский протокол, Парижское соглашение провозгласило главной своей целью значительное снижение выбросов парниковых газов.

Эта мера, по мнению экспертов, должна помочь не допустить повышения средней температуры на планете более чем на 2°С по сравнению с доиндустриальной эпохой.

… если по каким-то причинам страна решит вернуться к своей привычной политике в области климата, ей ничто не сможет помешать это сделать …

Несмотря на единогласную поддержку со стороны стран-участниц, критики отмечают, что соглашение не предусматривает какой-либо форм ответственности за нарушение обещаний, а в международно-правовом смысле сокращения выбросов вообще не являются обязательными. Таким образом, если по каким-то причинам страна решит вернуться к своей привычной политике в области климата, ей ничто не сможет помешать это сделать.

А. Павленко

Печать

Источник: https://onznews.wdcb.ru/news16/info_160402.html

Суть киотского протокола

Киотский протокол

8489| 0

Киотский протокол определяет для промышленно развитых стран допустимые объемы выбросов парникового газа, то есть установленное количество выбросов в период действия принятых обязательств с 2008 по 2012 год.

Обязательства промышленно развитых стран, которые перечислены в Приложении 1 Конвенции, в количественном выражении отмечены в приложении «В». Их суть состоит в сокращении выбросов минимум на 5,2% в сравнении с уровнем 1990 года.

Обязательства, которые накладывает Киотский протокол, учитывают выбросы в атмосферу шести парниковых газов из определенных источников. По сути, речь в данном случае идет почти обо всех антропогенных выбросах этих газов. В Приложении «А» к Киотскому протоколу дается полный список газов и источников выбросов.

В Статье 2 протокола содержатся меры, которые стороны разрабатывают для выполнения обязательств. В частности, к ним относятся повышение эффективности использования энергии, проведение исследовательских работ, внедрение новейших технологий, использование возобновляемых и новых видов энергии и так далее.

Согласно статье 4 группа стран может перераспределять между собой принятые обязательства по выбросам, чтобы в итоге сумма оставалась неизменной. В том случае, если коллективное обязательство не выполняется, статья предусматривает за нарушение юридическую ответственность.

Таким образом, Киотский протокол является первым глобальным соглашением о защите окружающей среды, действующим согласно принципу рыночного механизма регулирования. То есть Киотский протокол основан на механизме торговли квотами на выбросы ПГ.

Страны, перечисленные в приложении «В» протокола, определили количественные обязательства по сокращению выбросов. цель – снизить на 5,2% в сравнении с 1990 годом совокупный средний уровень выбросов шести газов, к которым относятся СН4, CO2, перфторуглеводороды, гидрофторуглеводороды, SF6 и N2O.

Основные обязательства на себя взяли индустриальные страны по Киотскому протоколу:

  • Страны Прибалтики и Восточной Европы должны сократить выбросы в среднем на 8%,
  • Евросоюз – на 8%,
  • США – на 7%,
  • Канада и Япония – га 6%,
  • Украина и Россия должны сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года.

Не брали на себя обязательств развивающиеся страны, включая Индию и Китай.

Также протокол предусматривает механизмы гибкости:

  • проекты совместного осуществления, то есть проекты по снижению выбросов, выполняемые в одной стране из Приложения 1 частично или полностью за счёт инвестиций другой страны из Приложения 1;
  • торговлю квотами, согласно которой государства, отдельные хозяйствующие субъекты могут покупать и продавать квоты на выбросы газов;
  • механизмы чистого развития, то есть проекты по снижению выбросов, выполняемые на территории страны (как правило, развивающейся), которая не входит в Приложение 1, частично или  полностью за счёт инвестиций от страны из Приложения 1.

Кроме того, сторона, которая уменьшает на своих производствах выбросы парниковых газов, может рассчитывать на денежную компенсацию.

По данным на 25 ноября 2009 года Киотский протокол ратифицировали 192 страны мира, на чью долю приходится в общей сложности 63,7% выбросов парниковых газов в мире. Единственной страной, которая подписала, но не ратифицировала протокол, стала Америка. Протокол не подписали Андорра, Афганистан, Сан-Марино и Ватикан. Вышла из протокола Канада.

Ценность и актуальность Киотского протокола заключается в том, что он сочетает в себе социальные и экономические механизмы для решения глобальных экологических проблем.

Этот международный правовой документ вполне может стать основой формирования новой международной политики в сфере защиты окружающей среды.

Механизмы регулирования выбросов парниковых газов могут использоваться как модели для аналогичных механизмов в других природоохранных соглашениях.

Приложение A

  • Парниковые газы
  • Диоксид углерода (CO2)
  • Метан (CH4)
  • Закись азота (N2O)
  • Гидрофторуглероды (ГФУ)
  • Перфторуглероды (ПФУ)
  • Гексафторид серы (SF6)

Секторы/категории источников и поглотителей

  • Энергетика
  • Сжигание топлива
  • Энергетическая промышленность
  • Обрабатывающая промышленность и строительство
  • Транспорт
  • Другие секторы
  • Прочее
  • Утечки при добыче и транспортировке топлива
  • Твердое топливо
  • Нефть и природный газ
  • Прочее

Промышленные процессы

  • Продукция горнодобывающей промышленности
  • Химическая промышленность
  • Металлургия
  • Другие производства
  • Производство галогенированных углеродных соединений и гексафторида серы
  • Потребление галогенированных углеродных соединений и гексафторида серы
  • Прочее
  • Использование растворителей и других продуктов
  • Сельское хозяйство
  • Интестинальная ферментация
  • Уборка, хранение и использование навоза
  • Производство риса
  • Сельскохозяйственные земли
  • Управляемый пал саванн
  • Сжигание сельскохозяйственных отходов на полях
  • Прочее
  • Отходы
  • Удаление твердых отходов в грунте
  • Обработка сточных вод
  • Сжигание отходов
  • Прочее

Приложение B

  1. Определенные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов
  2. Сторона (в процентах от базового года или периода)
  3. Австралия 108
  4. Австрия 92
  5. Бельгия 92
  6. Болгария* 92
  7. Венгрия* 94
  8. Германия 92
  9. Греция 92
  10. Дания 92
  11. Европейское сообщество 92
  12. Ирландия 92
  13. Исландия 110
  14. Испания 92
  15. Италия 92
  16. Канада 94
  17. Латвия* 92
  18. Литва* 92
  19. Лихтенштейн 92
  20. Люксембург 92
  21. Монако 92
  22. Нидерланды 92
  23. Новая Зеландия 100
  24. Норвегия 101
  25. Польша* 94
  26. Португалия 92
  27. Российская Федерация* 100
  28. Румыния* 92
  29. Словакия* 92
  30. Словения* 92
  31. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 92
  32. Соединенные Штаты Америки 93
  33. Украина* 100
  34. Финляндия 92
  35. Франция 92
  36. Хорватия* 95
  37. Чешская Республика* 92
  38. Швейцария 92
  39. Швеция 92
  40. Эстония* 92
  41. Япония 94

* Стороны, которые осуществляют процесс перехода к рыночной экономике.

По материалам United Nations Framework Convention on Climate Change.

Материалы по теме

Источник: https://finliga.com/articles/sut_kiotskogo_protokola.html

См. также

  • Глобальное потепление
  • Климатгейт
  • Парниковый эффект
  • Торговля эмиссионными квотами
  • Рамочная конвенция ООН об изменении климата
  • Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой
  • Газовый факел

Примечания

  1. Официальный текст Киотского протокола к рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата
  2. Status of Ratification of the Kyoto Protocol
  3. Канада заявила о выходе из Киотского протокола РБК 13 декабря 2011 г.

  4. Jakobs M. Hope at last at the Durban conference on climate change Гардиан (англ.)
  5. 123 А.Громова. Потерянный воздух Киото
  6. Киотский прокол. «Новая газета». № 72 от 8 июля 2009 г.
  7. Михаил Юлкин.

    ПСО в России: попытка номер два, или что новенького?

  8. М.Задорожный. Россия впервые реализовала «киотские квоты»
  9. Экологи раскритиковали позицию России по Киотскому протоколу Полит.

    ру

  10. Лавров: Россия лидирует в мире по снижению выбросов парниковых газов

Ссылки

  • Официальный сайт РКИК (на английском, испанском, французском языках)
  • Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (текст на русском языке)
  • Киотский протокол с приложениями (текст на русском языке) на сайте ООН
  • Киотский протокол и современный бизнес
  • Киотский прокол. «Новая газета». № 72 от 8 июля 2009 г.
  • Киотские механизмы в России снова забуксовали. 2011 г.

киотский протокол, киотский протокол в россии, киотский протокол и сша, киотский протокол казахстан

Киотский протокол Информацию О

Киотский протокол

Киотский протокол
Киотский протокол Вы просматриваете субъект
Киотский протокол что, Киотский протокол кто, Киотский протокол описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9A%D0%B8%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB-241681.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть