Краткие содержания для 8 класса

Краткое содержание «Мцыри» М.Ю. Лермонтов — изложение для 8 класса

Краткие содержания для 8 класса
Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.

) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез.

/ Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе.

И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня.

Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета.

Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи.

Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил.

Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке.

Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы.

Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.

Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом.

Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы.

И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается — на восток, на восток, на восток.

Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут.

Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы.

Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…
источник

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие персонажи
  4. Краткое содержание
  5. Заключение
  6. Тест по поэме «Мцыри»

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г.

Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни.

Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски.

Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец».

Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Краткое содержание

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует.

Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу.
Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь.

Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни.

Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье.

Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре.

Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой.

На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела.

Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы.
Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время.

Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…».

Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его.

Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минутМежду крутых и темных скал,Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч.

Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня.

Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Краткое содержание «Мцыри» | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-mcyri-m-yu-lermontov-izlozhenie-dlya-8-klassa.html

Список литературы на лето для 8-го класса

Краткие содержания для 8 класса

Школьную программу по литературе в 8-м классе можно разделить на четыре основных раздела:

  • Произведения русских писателей первой половины XIX века;
  • Произведения русских писателей второй половины XIX века;
  • Произведения русских писателей XX века (советский период);
  • Произведения для детей и юношества классиков зарубежной литературы.

Для лучшего усваивания материала произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать в течение летних каникул, чтобы во время учебного года не тратить на это время.

Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 8-м классом, надо ежедневно читать примерно 1,5–2 часа в день или 20 страниц текста.

Самыми объемными произведениями списка являются «Два капитана» Каверина,  «Айвенго» В. Скотта, которые занимают почти половину объема списка.

Список обязательной литературы на лето для 8-го класса

Автор произведенияНазвание
«Шемякин суд».
Карамзин Н.М.«Наталья, боярская дочь».
Крылов И.А.Басни.
Пушкин А.С.«Капитанская дочка».
Лермонтов М.Ю.«Мцыри».
Гоголь Н.В.«Ревизор», «Петербургские повести».
Салтыков-Щедрин М.Е.«История одного города».
Лесков Н.С.«Старый гений».
Толстой Л.Н.«После бала».
Тургенев И.С.«Ася».
Бунин И.А.«Кавказ».
Куприн А.И.«Куст сирени».
Шмелёв И.С.Как я стал писателем.
Тэффи«Жизнь и воротник».
Горький Максим«Челкаш». «Песня о Соколе».
Грин Александр.«Жизнь Гнора». «Алые паруса». «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес».
Платонов А.Возвращение.
Фокина О.Стихи.
Абрамов Ф.Жила-была сёмужка.
Астафьев Виктор«Фотография, на которой меня нет».
Твардовский Александр«Василий Тёркин».
Каверин В.«Два капитана».
Шекспир Уильям«Ромео и Джульетта»
Свифт Джонатан«Приключения Гулливера»
Скотт В.«Айвенго».

Кроме списка литературы обязательного к прочтению летом перед 8-м классом, есть список дополнительной литературы для чтения.

Список дополнительной литературы на лето для 8-го класса

Автор произведенияНазвание
Чехов А.П.«Пестрые рассказы» (то, что он подписывал псевдонимом «Чехонте»).
Короленко В.Г.«Парадокс», «Огоньки».
Шмелев И.С.«Как я стал писателем».
Анненский Инокентий«Снег».
Мережковский Дмитрий«Родное», «Не надо звуков», «Короткий вечер тихо угасает…».
Бальмонт Константин«Безглагольность». «Меж подводных стеблей…».
Блок АлександрСтихотворения.
Белый Андрей«Заброшенный дом».
Волошин Максимилиан«Коктебель».
Ахматова Анна«Вечером». «Вечерние часы перед столом…». «Проводила друга до пердней…».
Есенин Сергей«Письмо матери».
Куприн А.И.«На переломе. (Кадеты)».
Аверченко Аркадий«О шпаргалке».
Горький Максим«Сказки об Италии».
Толстой Алексей«Русалочьи сказки».
Тынянов Ю. Н.Пушкин. Кюхля
Беляев АлександрГолова профессора Доуэля. Продавцы воздуха.
Грин Александр.«Бегущая по волнам».
Рубцов Николай«В святой обители природы…».
Астафьев Виктор«Ангел-хранитель», «Сон о белых горах» (из повествования в рассказах «Царь-раба»)
Дубов Николай«Горе одному».
Алексин Анатолий«Безумная Евдокия», «А тем временем где-то»
Искандер Фазиль«Школьный вальс, или Энергия стыда»
Тендряков Владимир«Весенние перевертыши».
Айтматов Чингиз«Ранние журавли».
Твардовский Александр«Тёркин на том свете»
Васильев Борис«А зори здесь тихие»
Богомолов Владимир«Иван»
Алексеевич Светлана«У войны не женское лицо»
Асадов ЭдуардСтихи
Акунин Борис«МФ»
Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна.
Гомер«Одиссея»
Софокл«Царь Эдип»
Еврипид«Медея»
Лонг«Дафнис и Хлоя»
Рабле Франсуа«Гаргантюа и Пантагрюэль» (адаптированное издание)
Шекспир Уильям«Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете»
Костер Шарль«Легенда о Тиле Уленшпигеле»
Шиллер Фридрих«Коварство и любовь»
Бичер-Стоу Гарриет«Хижина дяди Тома»
Дюма Александр«Граф Монте-Кристо», «Королева Марго»
Мериме П.Маттео Фальконе.
Конан Дойл Артур«Приключения Шерлока Холмса»
Уэллс Герберт«Война миров»
Лондон Джек«Сердца трех»
О,ГенриРассказы
Толкиен Джон«Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец»
Брэдбери Рей«451о по Фаренгейту»
Голдинг Уильям«Повелитель мух»
Хаггерюп Клаус«Маркус и Диана», «Маркус и девочки»
«Дневник Алисы» (Есть другой вариант перевода – «Синяя трава»)

Списки литературы для других классов:

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/materialyi-dlya-shkolnikov/spiski-literatury-dlia-chteniia-letom/dlia-8-classa/

Особенности и содержание

Краткие содержания для 8 класса

Одним из самых интересных предметов, преподаваемых в школе, является литература. Она учит не только разбираться в явлениях прошлого, но и рассуждать, формулировать собственные выводы и суждения.

Знакомясь с творениями классиков, ученики узнают полезную информацию для своей жизни, постигают основы взаимоотношений, анализируют ошибки персонажей, чтобы никогда их не повторить.

Но чтобы изучение предмета стало увлекательным, очень важно подобрать хорошее учебное пособие. Одним из таковых является учебник Коровиной В. Я.

Общее знакомство с учебников

Познакомимся с учебником литературы 8 класса Коровиной. его очень глубоко и позволяет с головой окунуться в мир классики. Школьникам предстоит познакомиться с произведениями устного народного творчества, древнерусской литературы, а также прочесть и проанализировать творения классиков 18-19 веков, писателей 20-го столетия и заглянуть в мир зарубежных авторов.

«Литературы» 8 класса Коровиной включает в себя несколько разделов. Так, открывается он вводной статьей, рассказывающей о взаимосвязи истории русского народа и его литературного творчества.

Далее школьникам предлагается познакомиться с интересными фольклорными произведениями – песнями, преданиями, частушками.

Затем ученики переносятся в мир Древней Руси, узнают множество интересных фактов о своей родине из исторических повестей и житий.

Наконец, основная часть курса включает в себя путешествие по лучшим произведениям русской и мировой словесности. Ученикам предстоит познакомиться с баснями Крылова, повестями и стихотворениями Пушкина, поэмой Лермонтова «Мцыри» и другими сокровищами книжных полок.

Преимущества учебника

В содержании «Литературы» 8 класса Коровиной можно выделить несколько особенностей, делающих это учебное пособие очень удобным для изучения самого увлекательного предмета школьного курса:

  • Соответствие современной образовательной программе.
  • Обилие заданий различного уровня сложности.
  • Много иллюстраций и дополнительного материала.
  • Охватывает различные периоды развития литературного творчества, что позволяет сформировать у школьников целостную картину.
  • Учебник имеет несколько справочных разделов, в которых ученики могут прочитать информацию о биографии поэтов и писателей, узнать значение различных литературных терминов.

Поэтому содержание учебника литературы для 8 класса Коровиной можно считать не только соответствующим школьной программе, но и подходящим для развития необходимых знаний, умений, навыков и общей эрудиции школьников.

Типология заданий

Изучая предмет, ученикам предстоит выполнить целый ряд различных заданий:

  • Прочесть произведение.
  • Ответить на вопросы. В содержании «Литературы» для 8 класса Коровиной имеются различные типы вопросов: устные и письменные, подразумевающие простой пересказ прочитанного и самостоятельные рассуждения. Все это помогает формировать не только навыки устной речи, но и умение делать выводы, анализировать.
  • Составить словарик. Он дает возможность запоминать новые для школьников слова и термины.
  • Найти в произведении использованные писателем литературные приемы, привести примеры.
  • Поработать с иллюстрациями. Это позволяет проследить взаимосвязь литературного творчества и живописи.

Такое многообразие заданий делает процесс изучения предмета интересным и занимательным.

С какими произведениями предстоит познакомиться

«Литературы» для 8 класса Коровиной В. Я. дает школьникам познакомиться с такими произведениями, которые составляют сокровищницу русской и мировой классики:

  • «Недоросль» Фонвизина. Комедия представлена в книге в сокращенном варианте.
  • «Капитанская дочка» Пушкина, эпиграф которой будет очень полезен современным школьникам – «Береги честь смолоду».
  • Романтическая поэма Лермонтова «Мцыри».
  • «Ревизор» Гоголя.
  • «После бала» Л. Н.Толстого.
  • «Василий Теркин» Твардовского. Представлены отдельные главы произведения.
  • «Ромео и Джульетта» Шекспира.
  • «Айвенго» Вальтера Скотта. В учебнике имеется отрывок из романа.

«Литература» (8 класс) Коровиной (1 часть) в содержании своих заданий позволяет школьникам не просто прочитать произведение, но и высказать свои мысли о нем, подумать, провести анализ. Поэтому изучение предмета будет проходить в увлекательной и нескучной форме.

Источник: http://fb.ru/article/347291/osobennosti-i-soderjanie-literaturyi-dlya-klassa-korovinoy-v-ya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.