Краткое содержание «Кавказский пленник»

Содержание

Краткое содержание: Кавказский пленник (Толстой Л.Н.)

Краткое содержание «Кавказский пленник»

На Кавказе служил офицер по фамилии Жи­лин. Однажды он получил письмо от старой ма­тери. Она хотела повидать сына перед смертью. Мать написала, что нашла ему хорошую невесту. И надеялась, что она ему понравится. Жилин по­просил у полковника отпуск и поехал домой. На Кавказе была война. «По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда.

Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары (татара­ми в те времена называли горцев Северного Кавка­за, которые подчинялись законам мусульманской религии) или убьют, или уведут в горы. И было за­ведено, что два раза в неделю из крепости в кре­пость ходили провожатые солдаты.

Спереди и сза­ди идут солдаты, а в середине едет народ».

Ехали очень медленно. И Жилин решил, что у него хорошая лошадь, а значит, он сумеет уехать один, без солдат. Тут же подъехал к нему другой офицер, Костылин и предложил поехать одним. Жилин согласился. Они пообещали друг другу не разъезжаться. Пока ехали степью, было видно далеко. Но тут дорога подошла к ущелью.

Жилин сказал, что сперва нужно выехать на гору и осмотреться, чтобы никто не выскочил из гор. Но Костылин отказался, сказал, что нужно про­сто ехать вперед. Жилин решил посмотреть на дорогу с горы. И поехал вперед. Только он вы­ехал, как увидел человек тридцать татар. Он по­скакал обратно, крича Костылину, чтобы тот до­ставал ружье.

Но Костылин не стал ждать его и стрелять из ружья, а испугался и поскакал на­зад к крепости. У Жилина ружья не было — одна шашка. Этого было явно недостаточно, чтобы справиться с татарами. Он тоже хотел уйти, но не получилось. В лошадь выстрелили, и, когда она упала, Жилина поймали.

Его ударили приклада­ми по голове, а когда он потерял сознание, привя­зали к седлу и куда-то повезли. Ехали долго, по­том приехали в аул. Здесь на Жилина надели колодку, отвели в сарай и заперли его там.

Ночью Жилин не спал. Утром он стал из щел­ки рассматривать местность. Ему очень хотелось пить. Тут за ним пришли татары. Они что-то го­ворили между собой. Жилин их не понимал. Он попросил пить, но они его не поняли. Тогда он жестами показал, что хочет пить. Один татарин позвал свою дочь, девушку лет тринадцати. Де­вочку звали Дина. Она вскоре принесла кувшин­чик с водой.

Через некоторое время татары приказали Жилину идти вместе с ними. Привели его в дом. Здесь один из присутствующих, умеющий гово­рить по-русски, объяснил Жилину, что его взял в плен Кази-Мугамет и отдал его Абдул-Мурату, который теперь и является хозяином русского.

Жилину велели написать письмо домой, чтобы прислали выкуп. Сумма была значительной: сначала татары запросили три тысячи монет. Жилин сказал, что может заплатить только 500 рублей. Татарам этого показалось мало.

Но Жилин сказал, что иначе они вообще ничего не получат и могут убить его.

Долго торговался Жилин с татарами. В ре­зультате все-таки договорились на 500 рублей. Жилин узнал, что Костылин тоже попал в плен. Но он сразу написал письмо, где указал выкуп 5000 рублей. Жилин сказал, что товарищ его, очевидно, богат, поэтому, в отличие от него, мо­жет распоряжаться такой суммой.

Жилин написал неправильный адрес на пись­ме, чтобы оно не дошло к его матери. Он справед­ливо рассудил, что старушке негде взять таких денег. О себе Жилин не беспокоился, он надеял­ся убежать из плена.

Целый месяц жили русские среди татар. Кор­мили их плохо, однако не обижали. Костылин ждал, когда пришлют деньги. Жилин размыш­лял о побеге.

Жилин был очень трудолюбивым человеком, он ни минуты не мог сидеть без дела. Однажды он слепил из глины куклу, нарядил ее в татар­скую одежду, поставил на крышу. Девочка Дина увидела куклу, показала своим подругам. Потом она забрала куклу себе, стала играть с ней.

Но однажды старуха, очевидно, ее бабушка, раз­била игрушку и поругала девочку. Жилин сде­лал другую куклу, которая была еще лучше и подарил Дине. Девочка его угостила молоком. И стала она каждый день потихоньку носить ему молоко.

Иногда угощала сырными лепешками, а один раз даже принесла кусок баранины.

Однажды Жилин удивил окружающих: сде­лал колесо, поставил его на ручей и на колесе при­крепил двух кукол. От течения воды колесо кру­тилось, а куклы прыгали. Это заинтересовало всех окружающих. После этого один татарин показал Жилину сломанные часы, Жилин их починил.

С тех пор про Жилина стали говорить, что он не­обыкновенный мастер. Ему приносили починить разные вещи, и он успешно справлялся с задани­ем. Однажды его попросили полечить больного та­тарина. Жилин ничего не понимал в медицине, но сделал вид, будто нашептал на воду. Татарин выздоровел. Конечно, это была случайность.

Но после этого Жилина зауважали еще больше.

Конечно, не все относились к русскому хоро­шо. Однажды Жилин случайно забрел далеко в горы, где жил один злой старик. Тот увидел его и пошел жаловаться хозяину. Жилин объяснил, что не сделал ничего плохого. Ему было просто интересно посмотреть, как живет старик.

Потом Жилину объяснили, что у этого старика было во­семь сыновей и три жены. Но русские убили всех, кроме одного сына. Тот перешел на сторону врагов, то есть русских. Тогда его отец сам убил его. Старик очень не любил русских, он требо­вал, чтобы Жилина убили.

Прошел еще месяц. Все было по-прежнему. По ночам Жилин копал ход в сарае. Наконец дыра стала достаточно большой. Жилин не знал, в какую сторону идти, поэтому не спешил с побе­гом. Однажды он все-таки забрался на гору, по­смотрел на местность вокруг и составил какое-то представление, куда ему нужно идти.

Как-то татары вернулись, привезли своего убитого товарища. Они были сердиты и печаль­ны. Убитого похоронили.

Жилин практически полностью подготовился к побегу. Он стал уговаривать Костылина бежать вместе с ним. Костылин сомневался. Но Жилин убедил его, сказав, что теперь татары злые, ведь убили их брата. И они могут убить пленников. Наконец Костылин согласился бежать.

Выбрались они ночью из сарая. Собака было залаяла, но Жилин, который давно подкармли­вал ее, бросил кусок лепешки. Собака благодар­но завиляла хвостом и перестала лаять.

Шли они долго, Жилин ориентировался по звездам. Обувь его стопталась, он пошел боси­ком. Костылин тоже стал жаловаться, что сапо­ги стерли ему все ноги. Жилин посоветовал ему идти босым. Костылин так и сделал, но в кровь стер все ноги.

По дороге они заблудились, подошли к чужо­му аулу. Нужно было идти в другую сторону. Ко­стылин стал жаловаться, что ноги все в крови. Он постоянно отставал и охал. Костылин был тол­стым, неловким. Он устал, замерз, болели ноги, стертые в кровь.

Жилин не мог оставить товари­ща, понес его на себе. Ноша была тяжелой, Жи­лин сильно устал. Вскоре их поймали татары. Пленников привезли обратно, избили плетками и камнями. Некоторые советовали сразу их убить. Но хозяин все-таки надеялся на выкуп.

Жилину и Костылину еще раз приказали написать письма. И после этого на них надели ко­лодки, спустили в яму.

Теперь им жилось совсем плохо. На волю их не выпускали, кормили несвежей едой. В яме было грязно, душно, мокро. Костылин совсем за­болел, ему было очень плохо. Жилин пытался было делать подкоп, но хозяин увидел и пригро­зил, что убьет его.

Однажды Жилину сверху кто-то бросил ле­пешки и черешни. Это была Дина. Он стал ду­мать, что она могла бы помочь ему. Жилин сле­пил кукол из глины, а так же сделал другие игрушки. Но на следующий день девочка не под­ходила к яме. Жилин услышал, что татары гово­рят о наступлении русских.

Через некоторое время Дина снова пришла и бросила Жилину лепешки. Жилин стал пред­лагать девочке игрушки, но она отказывалась. Дина сказала, что Жилина собираются убить, а ей его жалко. Тогда Жилин попросил девочку принести ему длинную палку. Ночью она так и сделала, принесла длинный шест, который стоял на крыше. Дина сказала, что все уехали, дома практически никого не осталось.

Жилин стал уговаривать Костылина бежать вместе с ним. Но тот сказал, что очень болен, и не в силах уходить. Жилин простился с товари­щем, выбрался наверх. Он сказал Дине, чтобы она отнесла на место шест, и пошел. На прощанье де­вочка дала ему лепешек. Они простились со слеза­ми на глазах. И Жилин, и Дина привязались друг к другу, и расставаться им было грустно.

Жилин шел медленно, чтобы не звенел замок на колодке. И вот уже наступило утро. Вдалеке увидел Жилин крепость и русских солдат. Он об­радовался, побежал к ним. И вдруг увидел, что недалеко стоят татары. Они тоже бросились к не­му.

Жилин изо всех сил побежал к своим, кри­чал, звал на помощь. Русские солдаты вскочили на лошадей, пустились к нему. Но татарам было ближе добраться. Тогда Жилин из последних сил побежал быстрее к своим. Татары испуга­лись, ведь казаков было больше.

И они останови­лись.

Жилин оказался у своих, его привезли в кре­пость. Он рассказал, что с ним случилось, и ре­шил, что возвращаться домой не будет, отказался от мысли повидать старушку-мать и жениться. Жилин остался на Кавказе. Через месяц привез­ли Костылина, за которого заплатили пять ты­сяч. Он был еле живой.

Бессмысленность и жестокость националь­ной вражды несомненна. В повести Толстого «Кавказский пленник» мы видим людей, враж­дующих друг с другом. Национальная вражда не приносит никому ничего хорошего, она раз­рушает жизнь людей, делает их несчастными.

Счастливый конец произведения заставляет читателя поверить в утверждение гуманисти­ческих идеалов писателя. Жилин и Костылин принадлежат к одному лагерю. Но эти два чело­века абсолютно разные. С самого начала оплош­ность Костылина стала причиной того, что они попали в плен.

В критической ситуации Жилин способен проявить силу характера, мужество. Костылин не способен ничего предпринять даже для спасения своей жизни. В плену Жилин уди­вительным образом находит общий язык с де­вочкой из враждующего лагеря.

Дина добра, благородна, именно благодаря ей стало возмож­ным спасение Жилина. Дина намного мудрее людей, окружающих ее. Она воспринимает Жи­лина не как врага, а как доброго и искреннего че­ловека, который подвергается смертельной опасности.

Душевная близость взрослого русско­го офицера и маленькой татарской девочки по­казывает, что, по существу, не так важно, к ка­кому лагерю принадлежит человек и откуда он родом. Главным являются его душевные и нрав­ственные качества.

На этой странице искали :

  • кавказский пленник краткое содержание
  • краткое содержание кавказский пленник
  • кавказский пленник толстой краткое содержание
  • краткое содержание кавказский пленник толстой
  • толстой кавказский пленник краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-kavkazskij-plennik-tolstoj-l-n.html

Краткое содержание рассказа «Кавказский Пленник» по главам (Л. Н. Толстой) | Литерагуру

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Рассказы Толстого не менее богаты по содержанию, чем его романы, поэтому их также важно правильно конспектировать, чтобы не упустить ни одной важной детали из сюжета и запомнить все основные события. Так что краткий пересказ «Кавказского пленника» от «Литерагуру» — незаменимое подспорье в обучении, как и анализ книги.

  • 1 I глава
  • 2 II глава
  • 3 III глава
  • 4 IV глава
  • 5 V глава
  • 6 VI глава

I глава

На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.

На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер — Костылин.

Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.

II глава

Жилин не спал всю ночь, на утро пришли татары, они не понимали по-русски, и мужчина жестами просил принести воды. Вошла маленькая худая девочка с кувшином, она испуганно смотрела на пленника, пока тот пил.

Жилина привели в дом, там переводчик объяснил офицеру, что его не отпустят, пока за него не отдадут выкуп. Татары требовали три тысячи, но герой, вспомнив о своей бедной матери, сказал, что готов отдать только пятьсот.

В дом привели второго пленного, им оказался Костылин, он не смог скрыться от татар. Жилину сказали, что тот уже отправил письмо с просьбой о выкупе. Жилин написал записку, но таким образом, чтобы та не дошла до получателя. Он был твердо намерен сбежать.

III глава

Костылин ждал, когда же за него пришлют выкуп. Жилин не терял времени даром: днём он осматривал окрестности аула, вечерами занимался рукоделием.

Многие татары хорошо отзывались о пленном русском: Жилин починил часы одному из жителей деревни, вылечил больного, девочкам сделал красивых кукол. Худенькая девочка, что в первый день приносила кувшин с водой, стала носить ему молоко. Звали её Дина.

IV глава

Целый месяц так прожил Жилин. Дина носила ему лепешки и молоко, некоторые из татар стали опасливо поглядывать на пленного, появились слухи, что солдат хотят убить, так и не дождавшись выкупа.

Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон двинуться.

V глава

Костылин испугался побега, но всё же согласился. Дворовая собака залаяла, когда пленные вылезли из-под сарая, но Жилин уже давно прикармливал пса, и тот быстро умолк.

Долго скитались пленники по ночному лесу, Костылин совсем обессилил, он содрал ноги в кровь и уже не мог двигаться. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине.

Услышали солдаты топот копыт, и в одно мгновение настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. Там пленных били плётками, один из татар сказал Жилину, что если выкуп не придёт через неделю, то его с товарищем убьют. Пленных посадили в глубокую яму и кормили как собак.

VI глава

Последней надеждой Жилина была добрая девочка Дина. Он смастерил ей новых красивых кукол, но девочка боялась их брать, она жестами показывала мужчине, что его хотят убить. Тогда он попросил принести ему длинную палку, героиня помотала головой и убежала.

Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» — сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.

Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!».

Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя».

Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.

Семён Карелин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-kavkazskij-plennik-po-glavam-l-n-tolstoj/

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник».

Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.

Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.

Жилин – барин из небогатой семьи, офицер, служил на Кавказе. Направляясь домой, попал в плен к татарам, из которого сбежал только со второго раза.

Костылин – офицер, с которым Жилин попал в плен к татарам.

Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.

Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.

«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.

Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.

Глава 2

Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.

Глава 3

Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.

Глава 4

Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.

Глава 5

Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.

В ауле русских хотели убить, но Абдул-Мурат решил дождаться выкупа. Снова на беглецов надели колодки и на этот раз спустили в яму глубиной в пять аршин.

Глава 6

«Житье им стало совсем дурное». Офицерам давали сырую еду, «как собакам», в самой яме было мокро и душно. Костылин сильно заболел – «все стонет или спит», «и Жилин приуныл». Как-то у ямы появилась Дина – девушка принесла им еды. В другой раз она сообщила, что Жилина собираются убить. Офицер попросил девушку принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест.

Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.

Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.

Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные вопросы – верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.

Краткий пересказ «Кавказского пленника» помогает ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочесть его полный вариант.

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 2496.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/kavkazskiy-plennik

Лев Толстой «Кавказский пленник» – краткое содержание по главам – Русская историческая библиотека

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Долго прослужив на Кавказе, русский офицер Жилин решает съездить на родину, проведать старую мать. Среди войны проехать от одной русской крепости к другой можно только в охраняемых солдатами колоннах.

Но они идут с большими обозами, очень медленно.

Другой офицер Костылин после половины пути предлагает Жилину отстать от обоза и поскакать дальше вдвоём на лошадях в надежде, что до крепости удастся добраться, не встретив враждебных горцев. Жилин соглашается.

Но на пути они встречают толпу вооружённых кавказцев. Костылин улепётывает на лошади один, бросая Жилина. Горцы настигают Жилина, берут в плен, увозят в свой аул, набивают на ноги колодку и запирают в сарае.

Толстой. Кавказский пленник. книга

См. также краткие содержания других произведений Л. Н. Толстого: Война и мир, Детство, Отрочество, Казаки.

Глава 2 – краткое содержание

Наутро в сарай заходят два горца. Жилин просит пить. Один из вошедших зовёт свою дочь, Дину, красивую девочку лет 13-ти. Она приносит Жилину кувшин воды и несколько лепёшек.

Ему объясняют: «Взявший тебя в плен Кази-Мугамед продал тебя за 200 рублей Абдул-Мурату. Он может отпустить тебя за выкуп в три тысячи».

Жилин небогат. Из родных у него только мать, но ей неоткуда взять трёх тысяч. «Могу дать не больше 500 рублей, – говорит он. – Мало вам – убивайте. Но тогда вообще ничего не возьмёте».

Тут приводят Костылина – оказывается, его тоже захватили в плен. Рассказывают: он написал домой, чтобы за него прислали 5 тысяч. «Ну, мой товарищ, наверное, не беден, а у меня денег нет, – вновь говорит Жилин. – Мало вам 500 – убивайте». Горцы соглашаются на 500 рублей. Но Жилин и о них письмо пишет так, что оно не сможет дойти до его старой и бедной матери. Он надеется, что сбежит.

Их с Костылиным отводят в сарай, дают им истрёпанную одежду и немного еды.

Глава 3 – краткое содержание

Так они живут месяц. Кормят их плохо, но разрешают днём немного ходить по аулу. Жилин, большой рукодельник, начинает делать из глины детских кукол. Несколько кукол он отдаёт Дине. Она играет с ними и в благодарность начинает тайком приносить иногда Жилину молоко вместо воды, хорошие сырные лепёшки, а раз – даже кусок баранины.

Не все жители аула относятся к русским пленникам сносно. Многие глядят на них зло, ругают их. Особенно враждебен один старик, ревностный мусульманин, ходивший на хадж в Мекку и убивший одного из собственных сыновей за переход к русским.

Толстой. Кавказский пленник. Художественный фильм, 1975

Глава 4 – краткое содержание

Жилин начинает делать подкоп под стену своего сарая. Во время одной дневной прогулки он забирается на соседнюю гору, осматривает с неё окрестности и догадывается, какая из дорог ведёт к русской крепости.

Однажды вечером в аул привозят тело брата Кази-Мугамеда, убитого в стычке с русскими. Жилин наблюдает за обрядом мусульманских похорон: видит, как покойного не кладут, а сажают в яму, которая подкопана под землю на манер подвала.

На четвёртый день большинство мужчин уезжает из аула. Жилин предлагает Костылину бежать вдвоём этой же ночью. Тот вначале отказывается, но потом соглашается.

Глава 5 – краткое содержание

Когда темнеет, они выбираются из сарая через сделанный Жилиным подкоп и идут по дороге между гор. Жилин идёт бодро, но толстый Костылин вскоре стирает в кровь ноги и еле тащится. Как на беду, они сбиваются в темноте с пути, некоторое время скитаются.

Костылину больно идти. Жилин сажает его на закорки и пробует нести, однако вскоре их настигают кавказцы, хватают, вяжут и везут обратно в аул. Старик-хаджи советует немедленно убить беглецов, однако хозяин решает ждать присылки выкупа ещё две недели – «а потом я вас запорю».

Глава 6 – краткое содержание

Теперь их держат не в сарае, а в яме, кормят совсем плохо, как собак. Жилина ходит проведывать Дина, а он лепит ей новых кукол из глины, которую копает в яме. Слабый Костылин заболевает и теряет последние силы.

Через несколько дней Жилин слышит, что горцы собрались вокруг мечети и говорят что-то о русских. Вскоре приходит Дина и сообщает Жилину, что его хотят убить.

Он просит девочку принести шест, с помощью которого можно будет выбраться из ямы. Дина вначале в страхе отказывается, но когда спускается ночная тьма, притаскивает длинную палку и помогает Жилину вылезти. Обессилевший Костылин никуда идти не хочет, и Жилину приходится его оставить в яме.

Дина, прощаясь с Жилиным, плачет и суёт ему за пазуху лепёшки. Она пробует помочь ему сбить колодку камнем, но ни у него, ни у неё это не получается. Жилину в этот раз приходится идти с колодкой на ногах.

Превозмогая боль, он шагает всю ночь. Выйдя на рассвете из лесу, видит невдалеке русских казаков. Жилин бросается к ним, но с другой стороны за ним скачут стоявшие здесь же, на бугре, трое горцев. Жилин уже не чает спасти жизнь, но в последний момент горцы, убоявшись едущих навстречу казаков, поворачивают обратно.

Измученного Жилина привозят в русскую крепость. Он так и остаётся служить на Кавказе. Еле живого Костылина родные выкупают через месяц за пять тысяч рублей.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст повести «Кавказский пленник».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4855-lev-tolstoj-kavkazskij-plennik-kratkoe-soderzhanie-po-glavam

Л. Н. Толстой

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Один из известнейших рассказов Л. Н. Толстого – “Кавказский пленник”. Краткое содержание произведения знает каждый подросток. По крайней мере, должен знать. Ведь рассказ об офицере, захваченном горцами, на протяжении многих десятилетий входит в школьную программу.

Отзывы критиков

Литераторы весьма благосклонно отнеслись к рассказу, вышедшему в печать в 1872 году. Один из известных в то время критиков отметил: произведение создано особым, новым языком.

Среди достоинств “Кавказского пленника” – простота изложения. Здесь нет лишних слов и вычурных стилистических форм. Красоту художественного языка Л. Н. Толстого краткое содержание “Кавказского пленника” не раскроет.

Но, думается, побудит на прочтение оригинала.

История создания

Название рассказа – аллюзия на поэму Пушкина. Однако история, рассказанная Толстым, отличается от той, что сочинил более ранний классик. В 1817 году началась война между Россией и мусульманскими народами.

В рассказе “Кавказский пленник” Л. Н. Толстого, краткое содержание которого представлено в статье, отражены события знаменательного периода в отечественной истории. Писатель и сам служил на Кавказе.

Однажды с ним произошел случай, едва не приведший к пленению.

На Кавказе у Толстого был чеченский друг по имени Садо. Однажды они совершали совместное путешествие и по пути встретили горцев, промышляющих похищением людей. Граф мог бы сбежать (у него имелась превосходная лошадь), но не сделал этого.

Путникам чудом удалось избежать участи пленников. Не погибли они потому, что горцы стремились захватить их живыми. Куда более сложное испытание пришлось пережить главному герою рассказа “Кавказский пленник” Л. Н. Толстого.

Краткое содержание изложено ниже.

Жилин

Краткое содержание “Кавказского пленника” Л. Н. Толстого, как и сжатое изложение любого другого литературного произведения, начинать нужно с характеристики главного героя. Известный критик был прав. Рассказ написан предельно лаконичным, простым языком. Жил-был офицер. И звали его Жилин. Служил он на Кавказе.

Однажды Жилин получил письмо от умирающей матери, в котором женщина выражала желание повидать перед смертью любимого сына. Все. Никаких многословных рассуждений, свойственных великому писателю, здесь нет.

О том, что представляет собой Жилин, какими качествами и достоинствами обладает, читатель узнаёт позже, после того, как тот попадает в плен и чудом выбирается из него.

Краткое содержание “Кавказского пленника” Льва Николаевича Толстого, по сути, изложено выше.

Даже тот, кто не читал рассказ, догадался, какие злоключения ждут Жилина. Но не всё так просто. Есть в произведении и благородный бедный офицер, и состоятельный, но подлый дворянин.

Нашлось место и отношениям между русскими и горцами, сложность которых обсуждается на протяжении двухсот лет. Итак, Жилин получил письмо от матери и отправился домой. Дело было летом. От крепости до ближайшей станции 25 вёрст.

Преодолеть расстояние довольно сложно.

Во-первых, неимоверная жара. Во-вторых, повсюду татары (так в те времена называли всех мусульман). Горцы убивали русских, захватывали их в плен. Из крепости дважды в неделю отправлялся обоз в сопровождении солдат.

На таких же условиях из крепости выехал и Жилин. Однако по пути он решил отказаться от сопровождения.

На это уговорил главного героя сослуживец Костылин – офицер, представитель богатого дворянского рода, который и предал его.

В плену

Жилин и Костылин ехали верхом на лошадях несколько часов. Главный герой прошёл вперёд сто метров, дабы посмотреть, нет ли в округе татар.

Когда же показались вездесущие горцы, Костылин ринулся обратно к крепости. Причём только у него было ружье. Жилин оказался при встрече с татарами абсолютно безоружен.

Кроме того, бандиты ранили его лошадь. Она упала на офицера, сильно придавив его своим весом.

Когда Жилин пришёл в себя, его уже крепко связывали татары. Так Жилин стал кавказским пленником. На следующий день его напоили, накормили и известили о дальнейшей судьбе. Один горец продал русского офицера другому.

Теперь пленник должен был написать письмо родным, чтобы те выкупили его. Но у матери Жилина денег, о которых мечтали горцы, не было. Позже главный герой, как и велел ему его “хозяин”, письмо все же написал.

Однако адрес указал неверный.

Побег

Костылин, предавший Жилина, тоже оказался в плену. Но он был богат, написал письмо домой и обещал горцам, что вскоре отдаст им пять тысяч монет. Жилин понимал, что от смерти спасет его лишь побег. При этом татар он не боялся, за что, к слову сказать, те его весьма уважали. К тому же умел мастерить диковинные вещицы из глины, чем привлёк внимание татарских детей.

Особенно Дины, дочери Абдула – того самого горца, ожидавшего выкуп. Первый побег Жилина не удался. И опять виноват был в этом Костылин – человек неловкий, трусливый. Позже русскому офицеру все же удалось сбежать благодаря Дине. Девочка принесла ему длинную палку, с помощью которой тот смог выбраться из ямы.

Костылина вскоре выкупили из плена. Таково краткое содержание “Кавказского пленника” Л. Н. Толстого. Но стоит добавить несколько слов о нравах обитателей аула. Как изобразил их автор в своем произведении?

Русский среди горцев

Толстой горцев не изображает кровожадными бандитами. Да, для них убить человека дело простое, можно сказать, будничное. Но только лишь тогда, когда речь идет об иноверцах. А к Жилину многие жители аула прониклись симпатией. Прекрасно характеризует отношение горцев к русским небольшая история о татарском старике, ненавидевшем русских.

Этот человек в молодости был отважным джигитом. Было у него жена и семеро детей. Но русские пришли, убили его жену и шестерых детей. Седьмой сын перешел на сторону врага, за что и был убит отцом. Мусульманский старец Жилина презирал, полагая, что его незамедлительно нужно убить.

К счастью, Абдул придерживался другого мнения. Все же писатель полагал, что так называемые татары вовсе не изверги. Это народ, имеющий совершенно отличные традиции от тех, на которых был воспитан главный герой. Рассказ, содержание которого изложено в статье, стоит прочитать. Это произведение все еще актуально.

Источник: http://fb.ru/article/345397/l-n-tolstoy-kavkazskiy-plennik-kratkoe-soderjanie-rasskaza

Краткое содержание “Кавказский пленник”

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина “Кавказский пленник”.

Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.

Главные герои

Жилин – барин из небогатой семьи, офицер, служил на Кавказе. Направляясь домой, попал в плен к татарам, из которого сбежал только со второго раза.

Костылин – офицер, с которым Жилин попал в плен к татарам.

Другие персонажи

Дина – дочь Абдул-Мурата, “тоненькая, худенькая, лет тринадцати”. Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.

Абдул-Мурат – “хозяин”, татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.

Глава 1

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин “выправил отпуск”, простился с друзьями и собрался ехать.

“На Кавказе тогда война была” – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин. Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул. На пленника надели колодку и заперли в сарае.

Заключение

В рассказе “Кавказский пленник” Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные вопросы – верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.

Краткий пересказ “Кавказского пленника” помогает ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочесть его полный вариант.

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-kavkazskij-plennik/

Краткое содержание Толстой Кавказский пленник кратко и по главам для читательского дневника

Краткое содержание «Кавказский пленник»

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине. Он способен найти способ решения даже самой безвыходной ситуации. Показан настоящий русский характер.

мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что Толстой Лев Николаевич ясно показал читателю такие проблемы общечеловеческие как верность, товарищество доброта, взаимовыручка. Идея произведения в том, что доброта способна нивелировать зло.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мало – Без семьи

    В небольшой французской деревне живёт матушка Барберен, воспитывая восьмилетнего сына Рэми. Муж её работает в Париже каменщиком, домой не приезжает, только отправляет деньги. Рэми с матерью живут дружно и счастливо, хоть и не богато.

  • Краткое содержание Тень ветра Сафон

    Речь пойдет о простом сыне букиниста Даниэле, которому с рождения прививали любовь до книг. Однажды его папа отвел в одно место, которое считалось забытым и заброшенным – это библиотека.

  • Краткое содержание Фицджеральд Ночь нежна

    Обстоятельства привели к их личной встрече, общение продолжилось, они подружились, она влюбилась. Он осознавал ответственность последствий. У неё была прихоть богатой женщины.

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Старинный французский эпос повествует об одном эпизоде борьбы католиков с мусульманами за торжество истинной веры. Одержав множество побед в Испании, окрестив большую часть страны

  • Краткое содержание Гоголь Женитьба

    В данной пьесе сатирически показан процесс женитьбы, а точней – сватовства, выбора жениха. Засидевшуюся почти до тридцати лет в девках Агафью (купеческую дочь) все убеждают, что пора создавать семью. То же происходит и с будущим Обломовым – Подколесиным

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lev-tolstoj/kavkazskij-plennik

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.