Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Анализ “Маленьких трагедий” Александра Пушкина

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Драматический цикл «Маленькие трагедии» классика русской литературы состоит из четырех произведений – «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими их и близких им людей к гибели.

В числе основных персонажей «Маленьких трагедий» – Дон Гуан, Сальери, Барон… Все они сильные, мыслящие и незаурядные натуры, но внутри каждого из них зреет конфликт, который неизбежно приводит к трагическим последствиям.

Дон Гуан оказался слишком чувствительной натурой, Барон – скуп и жаден, а Сальери – завистлив.

Именно эта черта характера последнего делает его более важным персонажем, чем талантливого и беспечного везунчика Моцарта, которому написание музыки дается с невероятной легкостью, он пользуется успехом у очаровательных юных дев, любит веселье и балы.

Сальери восхищается его талантом, но в то же время сильно завидует «конкуренту» и решает, что справедливость, в его представлении, должна восторжествовать.

В итоге Моцарт гибнет, а Сальери остается жить, но почему-то его зависть не исчезает и лучше ему не становится. Выясняется, что виной тому были не внешние факторы, а внутренние проблемы завистливого композитора.

Его жизнь лишена чувства гармонии, он не умеет радоваться успехам других и обречен на вечное страдание.

Персонаж «Скупого рыцаря» Альбер побеждает в турнире над графом Делоржем. Его прославляют вельможи и дарят свои улыбки прекрасные дамы, но победитель недоволен. Его гнетет, что соперник своим копьем повредил ему шлем, а купить новый Альберу не за что. Рыцарю не остается ничего другого, как просить взаймы у состоятельного еврея.

Герой хочет стать независимым и это желание наводит его на мысль о богатом отце, наследство которого перейдет ему после смерти старика.

Барон – страшный скупердяй. Он обделяет своего сына в расходах, так как считает того мотом, из-за чего молодой рыцарь часто злится на жадного родителя, у которого нет никаких отцовских чувств к наследнику. Хоть он и считает себя настоящим рыцарем, но злость и досада на родного человека берут верх над благородством и честью.

Его отец боготворит золото. Оно для него – символ трагедии других людей, отдавших себя в кабалу жестокому ростовщику. Барон долго собирал свое несметное состояние и не собирается расставаться ни с одной монетой. Ради богатства он постепенно убил в себе все человеческие чувства.

В финале происходит открытое противостояние отца и сына, которое приводит к трагическим последствиям.

Главным героем «Каменного гостя» является Дон Гуан, который признан настоящим обольстителем женских сердец, но его жизнь также завершается трагически. Он отрекается от своего беззаботного прошлого ради единственного настоящего чувства в его жизни – любви к Донне Анне.

Дон Гуан на глазах превращается в целомудренного и сдержанного мужчину, хотя до этого все знали его как ветреного любовника. Он ждет от Донны Анны взаимности, но его опережает Каменный Командор в виде статуи почившего мужа возлюбленной Дона Гуана, которая наносит прозревшему обольстителю смертельный удар.

Умирая, главный герой не отказывается от своей любви.

идея книги

«Маленькие трагедии» Пушкина – произведение актуальное и в наше время. В «Скупом рыцаре» раскрывается суть страсти людей к накопительству, присущая и некоторым современным жителям нашей планеты, для которых деньги стали чем-то священным, смыслом их жизни.

Два композитора Моцарт и Сальери показаны у Пушкина, как две стороны одной «монеты», жизнь и смерть, земля и небо. Чтобы в мире не нарушался баланс добра и зла в нем должны жить гении и злодеи.

Каков он Моцарт? Сумасшедший гений или создатель божественной музыки? А Сальери совершил злодеяние или восстановил справедливость?

В «Каменном госте» Пушкин поразмышлял на тему смерти и любви. Очень часто эти два понятия в жизни людей пересекаются. Как уберечь светлое чувство от тьмы? Как страсть отделить от любви? Что ощущает человек на пике главного человеческого чувства?

В «Пире во время чумы» люди находятся на грани жизни и смерти. В этом состоянии они готовы на безрассудные поступки. Их земной путь может прерваться в любой момент. Старуха с косой где-то совсем близко. Как при этом не потерять свой человеческий облик и жить до конца с высоко поднятой головой?

Анализ произведения

Основным посылом пушкинского «Скупого рыцаря» является формула «деньги – это власть». цель жизни Барона – нажива. Он купается в своем богатстве и не желает делить его ни с кем. Даже с самыми близкими людьми.

Немного другая страсть гложет сердце героя произведения «Каменный гость». Она находится в иной плоскости людской натуры и более человечна. Дон Гуан превратился из опытного любовника в легкоранимого, страдающего рыцаря. Если раньше женщины ложились у его ног, то теперь он сам готов отдать все за улыбку и поцелуй Донны Анны.

В свое время Дон Гуан лгал женщинам, чтобы завоевать их расположение и у него это здорово получалось. Теперь он хочет быть со своей возлюбленной до конца честен.

Было время, когда главный герой «Каменного рыцаря» уничтожал всех соперников на своем пути. И не важно, были ли это любимые мужья или влюбленный юнцы. Ни что не могло стоять на пути Дона Гуана к сердцу его «жертвы». Но когда в его душе родилось настоящее чувство, он сам стал уязвим.

Новоявленный рыцарь приглашает Командора на ужин и там он встречает его супругу Донну Анну. Сердце обольстителя разбито. Он не представляет себе жизни без этой женщины. Теперь внутри Дона Гуана кипит не животная страсть, а настоящее божественное чувство. Но, видимо, прежние грехи не списаны и трагический финал неизбежен.

Другой герой-любовник Пушкина – музыкальный гений Моцарт. Этот композитор творит, как дышит – легко и непринужденно. Ему не свойственны сомнения. Он в плену у своих звуков, которыми готов делиться со всеми вокруг. Моцарт думает, что так будет продолжаться вечно. Но любая жизнь рано или поздно имеет свой конец.

Его визави Сальери обладает рациональным умом. Он пишет музыку, будто рассчитывает математические формулы. Этот композитор знает цену каждой ноте.

Музыка для него священна и он не желает подпускать к ней никого. Сальери хочет сохранить всю ее красоту только для себя и наслаждаться ею в одиночку.

Его гармонические отношения с музыкой не могут быть нарушены и те, кто не понимает это, должны погибнуть.

Самая страшная цена за величие – убийство. Страсть к единовластию в мире музыки у Сальери велика и он не потерпит, чтобы священнодействие превратилось в балаган. Ради гармонии он готов на разрушения.

В «Пере во время чумы» классик русской литературы тоже пишет об одной из человеческих страстей – отсутствии боязни смерти. Жизнь – это все, но перед смертью и она сдается. Остается прожить каждый отведенный день по разумению самого человека, стоящего на краю пропасти. Именно в этом состоянии оказывается, что сила духа может победить старуху с косой.

Действие «Маленьких трагедий» происходит в Средние века, в эпоху Ренессанса. Именно в то время у людей максимально проявлялись такие чувства как рыцарская честь и бесстрашие, которые абсолютно контрастировали с жадностью, накопительством, завистью и прелюбодеянием.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/malenkiye-tragediyi.html

Краткое содержание Маленьких трагедий Пушкина

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Трагедия «Скупой рыцарь» была опубликована в журнале «Современник» в 1836 г. Действие происходит в эпоху средневековья. Героями являются барон Филипп и его сын Альбер. Они – благородные рыцари, потомки славного рода. Однако времена изменились, поменялось и мировоззрение людей.

Добрый и душевный юноша Альбер живет мыслями не о великих воинских подвигах, а о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Он не считает копье и шлем грозными средствами борьбы с внешними недругами. Для него – это лишь блестящие украшения. Альбер финансово зависим от отца. Этот факт заставляет юношу унижаться перед собственным отцом и желать заполучить его наследство.

В лице барона Филиппа в «Скупом рыцаре» представлен человек огромной воли. У барона сильный несгибаемый нрав. В тоже время это человек безжалостный и невероятно скупой. Его безумная любовь к деньгам превратилась в чудовищную манию. Это ненормальная зависимость лишила его человеческих качеств, даже отцовские чувства были подавлены этой пагубной страстью к деньгам.

Он готов сразиться в поединке с собственным сыном, который представляется ему смертельным врагом. К каждому золотому в своем сундуке барон относится как к предмету, окропленному человеческими потом, кровью и слезами. Он чувствует себя всемогущим и всесильным. Он неустанно верит, что способен купить совершенно все: любовь, доброту, вдохновение, уважение и власть.

Эти две личности – Альбер и барон Филипп совершенно противоположные друг другу герои. Один искренен, наивен и щедр, а другой умен, своенравен и ужасно скуп.

Трагедия «Скупой рыцарь» позволяет понять, как пагубно скупость влияет не только на самого человека, ею охваченного, но и на его ближайшее окружение, нарушая тем самым умиротворенность человеческого существования.

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери» была напечатана в альманахе «Северные цветы». Несмотря на краткость произведения, автор затрагивает психологические вопросы человеческой души. Здесь тесно переплетаются дружба, творчество, талант, отношение к миру и другие аспекты человеческой жизни, на фоне которых возникает драматический конфликт.

Все герои трагедии «Моцарт и Сальери» – вымышленные. А.С.Пушкин воспользовался легендой об отравлении великого композитора, чтобы показать, как зависть может довести человека до преступления.

Основной герой произведения – Сальери. Его путь к славе был долгим и трудным. Сальери посвятил музыке всю свою жизнь. Исключительно благодаря своему усердию и трудолюбию, Сальери удалось подняться на вершину славы. Он создавал произведения, основываясь на гармонии, но его музыка была бездушна и лишена жизни.

Сальери считал, что музыка – это дело избранных. Он презирал простых людей, не относящихся к музыкальной элите. Пока в его окружении находятся люди, подобные ему, добившиеся успеха своим трудолюбием, Сальери спокоен и счастлив. Однако появляется Моцарт, чья музыка легка и свободна, и в Сальери просыпается зависть.

Сальери считал несправедливым, что дар создавать такую музыку был дан при рождении. Моцарт был гениальным композитором, которым восхищался и сам Сальери. В тоже время Сальери понимал, что завидует Моцарту. Осознавая всю гнусность этого подлого чувства, Сальери оправдывал себя мыслями о том, что талант Моцарта бесполезен.

Музыка для Моцарта – это воздух, это жизнь. Он создает музыку не ради славы, не ради выгоды, а ради музыки как таковой. Моцарт – открыт и честен. Он считает Сальери своим другом и даже не подозревает о том, какие злобные мысли об его отравлении обитают в голове этого человека.

Данная трагедия позволяет понять, что зависть – плохое человеческое качество, часто приводящее к печальным последствиям.

«Каменный гость»

Трагедия «Каменный гость» была написана в 1830 г. В Болдине. Впервые была напечатана уже после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов». Поэма была основана на сюжете испанской легенды о развратном Дон Жуане, которого наказала ходящая и говорящая статуя, отправившая его в адское пламя.

Пушкинский Дон Гуан – личность многогранная. Он смел, благороден, но расчетлив. Это поэт любовной страсти. Образ главного героя довольно противоречив, однако он всегда искренен, а может быть просто хочет казаться таким.

В пьесе показаны только 3 женщины Дон Гуана из многочисленных. Инеза, Лаура и Дона Анна раскрывают черты характера главного героя. Первая, Инеза покорила Дон Гуана черными глазами и обворожительным взглядом. К сожалению, она рано умерла и главный герой с грустью и нежностью вспоминает ее.

Вторая женщина Лаура, привлекла Дон Гуана тем, что была похожа на него в своих поступках. Она делала то, что ей нравилось и жила свободной жизнью. Дон Гуан и Лаура не скрывали, что изменяют друг другу. Их странная любовь больше была близка к дружбе.

Третья, Дона Анна, внутренне противоречивая личность. Она хотела быть верна своему мужу, однако Дон Гуан, убивший его, не вызывает у нее ненависть. Наоборот Дона Анна принимает ухаживания этого пылкого мужчины. Хоть она и была скромной и искренней, но так и не смогла устоять против нахлынувших чувств.

Дона Анна верит в любовь Дон Гуана, но при этом понимает, что он за человек. Эта женщина пробуждает в главном герое, казалось бы, искренние и глубокие чувства, под влиянием которых Дон Гуан как будто перерождается, переосмысливает свое прошлое. Но, увы, прошлое невозможно уничтожить.

Оно пагубно сказалось на судьбе героя.

Трагедия «Каменный гость» призывает ответственно относиться к своим поступкам, которые могут оказать как хорошее, так и плохое влияние на дальнейшую судьбу человека.

«Пир во время чумы»

Трагедия «Пир во время чумы» была написана в 1830 г. в Болдине и напечатана в 1832 г. в альманахе «Альциона». Для написания своей пьесы, А.С.Пушкин заимствовал переведенный им драматический отрывок из поэмы Джона Вильсона «Город чумы». Сюжет был взят из другого произведения, но лучшие части трагедии были написаны самим поэтом.

В пьесе «Пир во время чумы» поэт отчетливо изображает страх смерти. Находясь в одном мгновении от неминуемой смерти, каждый ведет себя по-разному. Кто-то пирует и веселится, как будто бы смерти и нет вовсе.

Однако она напоминает о себе в виде телеги с мертвыми, проезжающей по улицам. Кто-то усердно начинает молиться, уповая на волю Всевышнего Господа Бога. Некоторые утешаются с помощью поэзии, переживая собственную боль в песнях и стихах.

Другие же пытаются победить страх смерти силой своего внутреннего духа.

Главным героем трагедии «Пир во время чумы» является председатель пира Вальсингам. Этот человек смел, он не привык бежать от опасности, а предпочитает сталкиваться с ней лицом к лицу.

Вальсингам далеко не поэт и никогда не был им, но впервые, находясь под впечатлением смертельной болезни, унесшей огромное количество жизней, сочиняет гимн чуме. Председатель учится жить в атмосфере страха, пытается наслаждаться ощущением смертельной опасности.

Его силу духа не способны побороть даже мысли о недавней смерти матери и любимой жены.

В произведении председателю противопоставляется священник. Он успокаивает всех тех, кто из-за зловещей болезни потерял родных и близких. Священник противостоит смерти и страху смерти с помощью смиренных молитв. Он верит в то, что на небесах будут соединены все разлученные души. Священник призывает пирующих не очернять память умерших и прекратить пир и веселье.

Трагедия «Пир во время чумы» позволяет понять силу человеческого духа и внутреннюю силу перед страхом неминуемой гибели.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Балет Ромео и ДжульеттаВсе происходит в Вероне. В этом городе имеются две семьи, которые никак не могут поладить друг с другом. В доме Капулетти живет Джульетта.
  • Краткое содержание Аксаков Семейная хроникаКнига Аксакова «Семейная хроника» посвящена истории его семьи. Создана она по его воспоминаниям и рассказам родных.
  • Краткое содержание Гомер ОдиссеяСамо произведение начинается с того, что обращается автор к Музе. В ней описаны события, происходящие спустя десять лет с момента падения Трои. Одиссей (персонаж произведения) возвращается с очередной войны
  • Краткое содержание Шукшин Микроскоп«Заготзерно», – небольшая мастерская, где работает столяром Андрей Ерин. Мужик он обычный, любит хорошенько выпить, но и работает неплохо, а еще он считает себя в глубине души исследователем
  • Краткое содержание Лезвие бритвы ЕфремовВесь сюжет рассказа Лезвие бритвы крутится вокруг поиска и изучения драгоценных камней. В самом начале идет описание выставки, куда был привезен очень необычный, уникальный по своей природе кристаллический камень

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/pushkin/malenkie-tragedii-pereskaz

Пушкин не успел написать столько произведений для театра, именно для театральных постановок, сколько рассчитывал. Александр Сергеевич прекрасно знал, как воздействует и актер на зрителя, и само действие, происходящее на сцене, как усиливают зрительные и звуковые эффекты прочитанное с рампы слово.

Все душевные переживания должен выразить актер жестами, мимикой, паузами, восклицаниями, выявляя основную мысль, которой пронизаны трагедии. В театральном жанре в трагедиях выражалась тесная связь с современной писателю жизнью, что передает их краткое содержание.

«Маленькие трагедии» Пушкина созданы в период его полной творческой зрелости.

Власть и богатство

Их начинает «Скупой рыцарь» (далее будет описано его краткое содержание). «Маленькие трагедии» Пушкинаначинаются именно с него, так как в обществе началось воспитание жадности к приобретению, к накоплению денег.

Сын Альбер

Сын богатейшего феодала нищенствует. Отец, трясущийся над каждой монетой, над каждой горстью дукатов, не позволяет юноше вести соответствующее его званию поведение. Не случайно введен в действие ростовщик, у которого Альбер вынужден просить денег.

Ростовщик-еврей Соломон, который зарабатывает деньги на займах, это нечто низкое, тогда как богатства рыцаря-накопителя «поднимают» его над всем миром.

Ростовщик объясняет юноше, что его отец может прожить очень долго, и предлагает надежное безболезненное средство, благодаря которому Альбер станет полновластным хозяином. Альбер, полный благородного презрения, прогоняет ростовщика.

Как изуродованы отношения отца и сына, показывает краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина со всей силой раскрывают конфликт скупца-отца и нежадного сына-Альбера.

В подвале

Старый рыцарь, для которого теперь пустой звук рыцарская честь, весь день ждет, что вот он спустится в подвал, к заветным сундукам. В отличие от ростовщика, который просто зарабатывает деньги, у рыцаря скупость стала болезненной страстью.

Он считает минуты, когда он увидит свое золото, благодаря которому ему, как он полагает, все подвластно. Но это иллюзия, расскажет нам краткое содержание.

«Маленькие трагедии» Пушкина, когда рыцарь рассматривает свое золото в сундуках при свете свечей, что дает дополнительный сценический эффект, и знает происхождение каждой монетки, говорят, что именно деньги им управляют.

Более того, он отчетливо начинает понимать, что люто ненавидит сына, который после его смерти начнет все тратить (если дать мыслям рыцаря краткое содержание). «Маленькие трагедии» Пушкина говорят о нешуточной неумолимой страсти к деньгам как к таковым.

Заканчивается трагедия встречей отца и сына на «суде» суверена. Отец, чтобы не поступиться ни копейкой, обвиняет Альбера в том, что он покушался на его жизнь. Старый барон, не выдержав пережитых волнений, внезапно умирает.

Это явление историческое, как показывает его Пушкин («Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь»). Краткое содержание говорит о том, что действие драмы происходит в давние времена, но и в эпоху складывающихся буржуазных отношений эта проблема актуальна.

Настоящая любовь

Дона Анна собрала в себе букет разнообразных качеств: красоту, благочестие, лукавое кокетство, скромность, наивность, насмешливость. Дон Гуан увлекся ею с первого взгляда. И убедился позже, что это глубокое чувство. Но его губит статуя Командора – непреклонная судьба, когда он как никогда близок к счастью.

Статуя – это его ожившее прошлое, его легкомысленная безнравственная жизнь, когда он причинил много горя и женщинам, и мужчинам. Оно встает между Доном Гуаном и счастьем – это и анализ, и краткое содержание. «Маленькие трагедии» Пушкина («Каменный гость», точнее) призывают к серьезному отношению к своим поступкам.

Эпидемия

Эта тема была особенно близка Пушкину, поскольку он не мог вырваться из Болдино к невесте в оцепленную карантинами Москву.

Здесь Пушкин снова показывает сущность человека перед лицом почти неминуемой смерти от чумы. За накрытым на улице столом сидят пирующие и делают попытки обо всем забыть. Для этого есть вино, любовь, веселые шутки. Любым способом они пытаются заглушить страх смерти.

В молчании они выпивают в память о веселом Джексоне, которого с ними уже нет. Мэри поет печальную шотландскую песнь, чтобы потом можно было снова вернуться к веселью. Это их первый способ забыться. Председатель Вальсингам думает, что некогда родные места Мэри посетила чума.

Чума везде одинакова – уничтожает все, что живо и цветет. И тут мимо пирующих проезжает повозка с мертвецами. Это и сценический эффект, и элемент драматического действия, углубляющий его смысловое содержание. При ее виде одна из девушек падает в обморок – от смерти не уйти.

Тем более, что ей казалось, что её зовут в эту злополучную тележку. Но один из молодых людей говорит о праве возить покойников везде и просит председателя спеть песню. Вальсингам избирает другой, второй, путь противостояния страху смерти. Он не отворачивается от опасности.

Он смотрит на нее прямо и смело и побеждает страх гибели силой духа. Он поет гимн чуме. В борьбе со смертельной опасностью он испытывает наслаждение, измеряя глубину своей души.

Третий путь борьбы с чумой – смирение

Тут появляется священник. Этот пир и песня Вальсингама представляются ему кощунством. Они безбожники. Они совершают надругательство над усопшими и их близкими. Молодежь не верит ему и отвечает насмешками. Но святой отец настойчив и упорен.

Он зовет их разойтись и прекратить жуткий пир. Однако Вальсингам возражает. Он говорит, что их дома печальны, а юности нужна радость. Но священник «нажимает» на его душевные раны, напоминая о смерти матери и жены.

Председатель уже начал колебаться, но потом нашел в себе силы и попросил священника удалиться. Пир продолжается, но Вальсигам остается в глубокой задумчивости. Три пути борьбы с чумой – таково это краткое содержание.

«Маленькие трагедии» Пушкина, «Пир во время чумы», в частности, раскрывают путь несломленного духа во время смертельной опасности.

В этих произведениях Пушкину, видимо, хотелось емко выразить свои наблюдения в области психологии: скупость, любовные страсти, страх смерти. Их раскрыли «Маленькие трагедии».

Источник

Источник: https://kwoman.ru/malenkie-tragedii-kratkoe-soderjanie-malenkie-tragedii-pyshkina-a-s-korotkie-pesy-o-negativnyh-chelovecheskih-strastiah-i-porokah.html

«Маленькие трагедии» краткое содержание

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес А. С. Пушкина, посвящены негативным человеческим страстям и порокам:

  • «Скупой рыцарь»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Каменный гость»;
  • «Пир во время чумы».

«Скупой рыцарь»  краткое содержание

Престарелого рыцаря-барона скупость доводит почти до помешательства. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы спускаться в подвал и досыпать новые пригоршни золота в свои шесть сундуков с сокровищами. Деньги барон добывает притеснениями и обманом. Жадность глушит в нём голос раскаяния. Старый рыцарь проводит целые часы, зажигая в подвале свечи и любуясь на свои сундуки.

20-летнего сына Альбера скупец держит в чёрном теле. Юноше не хватает денег ни на коня, ни на рыцарское вооружение. Альбер ненавидит отца, чья мелочность вынуждает его влезать в долги к бессердечному еврейскому ростовщику Соломону.

Соломон в конце концов прекращает давать Альберу в долг и намекает, что ему было бы неплохо извести родителя отравой. Молодой рыцарь в гневе прогоняет жида, однако в глубине души чувствует: он был бы не прочь последовать его совету.

Когда скупой рыцарь и его сын случайно встречаются во дворце их общего сюзерена, герцога, взаимная вражда закипает с такой силой, что они бросаются друг на друга с оружием. Отец при этом умирает от волнения, вспоминая перед смертью лишь про ключи от сундуков.

 «Моцарт и Сальери» краткое содержание

Знаменитый композитор Сальери, сухой, лишённый вдохновения человек, изучил музыкальную гармонию по типу алгебры и пишет мелодии на манер искусного ремесленника: математически подбирая тона.

Но славу трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодой Моцарт, весёлый гуляка, который достигает всего не мелочным упорством, а необыкновенным талантом.

Сальери проникается к Моцарту чёрной завистью, которая поглощает всё его существо.

Он наконец решает отравить соперника и приглашает его на совместный обед в трактир. Моцарт грустно рассказывает, что предчувствует скорую свою смерть, и играет для Сальери своё новое – самое гениальное – произведение, «Реквием». Завистник подсыпает яд Моцарту в бокал. Тот выпивает его и уходит, обречённый на гибель.

Но Сальери западает в душу фраза, сказанная Моцартом перед расставанием: гений и злодейство – две вещи несовместные. Получается, что злодей-убийца не может быть гением в музыке. Правота этой мысли возбуждает в душе Сальери новые страстные мучения. Убийством Моцарта он думал успокоить свою зависть – но не спасается его неё.

Сцена 1

Дон Гуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида.

Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Гуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Дона Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора Дона Альвара де Сольва.

Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.

Сцена 2

В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг.

Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполненной песни сочинены её прежним возлюбленным Дон Гуаном, приходит в бешенство — этот негодяй убил его родного брата (возможно, имеется в виду Дон Альвар)! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их, и после новой песни расходятся.

А Лаура решает оставить у себя вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их беседу нарушает появление Дон Гуана. Лаура радостно бросается к нему. Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно. Соперники бьются, и Дон Гуан убивает Дона Карлоса.

Сцена 3

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Дона Анна. Дон Гуан знакомится с ней, называясь Доном Диего де Кальвадо. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его.

Дона Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон Гуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах.

Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.

Сцена 4

Комната в доме Доны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой женщины. Но вот Дон Гуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Доной Анной.

Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Дона Анна его возненавидит! Но она настаивает, и Дон Гуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает своё имя. Он не раскаивается в том, что убил командора, и готов умереть от её руки.

Но в сердце Доны Анны нет ненависти, она осознаёт свою ответную любовь к сопернику, убившему её мужа. Дон Гуан торжествует, но в этот момент слышатся тяжелые шаги, и вот появляется статуя командора.

Дона Анна падает без чувств, а командор протягивает руку Дону Гуану, и тот, полный неукротимого азарта и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи, протягивая ему руку. И тут же оба проваливаются.

«Пир во время чумы» краткое содержание

Во время страшной лондонской чумы 1665 погребальные повозки тысячами везут умерших на кладбища. Повсюду раздаются стоны и плач, однако на одной из улиц несколько гуляк напоказ предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наигранно. Участники кощунственного пира лишь стараются утопить в вине печаль по родственникам и близким, которых теряют каждый день.

Одна из пирующих, желтоволосая Мери, запевает жалобную песню о чуме, но товарищи высмеивают её за «слезливость». Председатель пира, мрачный Вальсингам, встаёт с кубком и исполняет исступлённый гимн чуме.

Он зовёт не проклинать, а славить великое бедствие, ибо страшная опасность возвышает человеческий дух.

«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю… Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…»

Проходящий мимо священник призывает Вальсингама прекратить безбожные выходки и напоминает, как недавно он безутешно скорбел от потери любимых матери и жены. Но председатель отвечает, что невыразимое горе навсегда погубило его душу – и он не жалеет об этом. Монах молит Бога спасти Вальсингама и уходит. Пир продолжается. Председатель сидит за столом в глубокой задумчивости.

Источник: https://kratkoe.com/malenkie-tragedii-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание Пушкин Маленькие трагедии для читательского дневника

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Маленькие трагедии состоят из 4 рассказов:

Скупой рыцарь

Сюжет драматического произведения разворачивается в эпоху средневековья. Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер. Барон очень скупой, мелочный человек, помешенный на богатстве.

Он испытывает необъяснимую радость при виде своих сокровищ. Старик может несколько часов подряд сидеть в подвале и разглядывать сундуки с золотом.

Рыцарь нажил такое состояние при помощи обмана и угнетения.

Альбер – юноша лет двадцати, мечтает добиться успеха не только в военном деле, но и покорить сердца светских красавиц. Чтобы добиться этих целей, рыцарю необходимы средства, которые отец ему не дает. Поэтому Альбер вынужден брать взаймы у ростовщика Соломона, хитрого еврея.

Последнему, в конце концов, надоедает давать деньги в долг, и он отказывает Альберу в помощи. Соломон дает ему совет, чтобы юноша отравил отца, и забрал все его имущество.

Альбер в разъяренном состоянии прогоняет прочь хитреца, но в подсознании понимает, что был бы не против совершить такое деяние.

Во время случайной встречи отца и сына у общего приятеля герцога, взаимная ненависть вспыхивает, и они бросаются в бой. В этой битве погибает скупой барон, у которого перед глазами остались лишь сокровища.

Трагедия учит своего читателя не быть мелочным, безжалостным человеком, любить своих детей и не жалеть на них заработанные средства. Все нажитое богатство с собой в могилу не унесешь. (Подробное краткое содержание)

Моцарт и Сальери

Второе произведение основано на легенде о смерти известного композитора Моцарта. Сальери – знаменитый музыкант, преданный своей теории.

Он считает, что все в мире поддается математическим расчетам, в том числе и музыка. Однако, чудесные пьесы Моцарта, жизнерадостного и талантливого музыканта, противоречат концепции Сальери.

Он завидует гениальности композитора и поэтому решает отравить конкурента.

В трактире Моцарт рассказывает товарищу, что к нему домой приходил человек в черном одеянии и заказал написать реквием. После выполнения заказа, этот чудак так и не вернулся. Моцарт чувствует, что это произведение написал для самого себя. Сальери неискренне успокаивает друга и воспользовавшись моментом, насыпает яд в его бокал.

Моцарт выпивает содержимое бокала и подходит к фортепиано, играет свою новую прекрасную пьесу «Реквием». Он уже обречен на смерть. Сальери шокированный этим великим произведением и своим деянием, он не может сдержать лез. Он еще на долгие годы запомнит последние слова своего конкурента, что гений и преступник – несовместимые вещи. Значит злоумышленник никогда не станет гением в музыке.

Достоверность этих слов не дает спокойствия Сальери.

Произведение учит читателя, что зависть – порок, способный затмевать разум и подталкивать человека к совершению необдуманных действий и поступков. (Подробное краткое содержание)

Каменный гость

Главный герой пьесы Дон Гуан – известный дуэлянт, приезжает в Мадрид. Там он отбывал ссылку за разврат и убийства. Дон с нетерпением желает резвиться со светскими барышнями поэтому держит путь к своей приятельнице Лауре.

В это время актриса Лаура ужинает со своими поклонниками. Они любуются ее игрой и с наслаждением слушают ее пение. Актриса признается, что эту песню написал ее бывший ухажер Дон Гуан. Дон Карлос, услышав знакомое имя, вспыхнул от ярости, оскорбил Лауру. Дело в том, что Дон убил его брата на дуэли.

В этот момент приезжает Гуан. Враги начали битву на шпагах. Карлос погибает в этом бою. Дон торжествует, а Лаура быстрее хочет избавиться от трупа.

Гуан скрывается в монастыре под видом монарха. Здесь он обращает внимание на красивую женщину Донну Анну, жену убитого им командора. Она приезжает часто в монастырь к статуе мужа. Дон заводит с ней любезный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но лишь для беседы.

Дон зовет каменную статую прийти посмотреть на свидание с его супругой. Статуя кивает головой, слуга Лепорелло шокирован, а дуэлянту хоть бы что.

Во время встречи, Дон признается Анне, что является убийцей ее мужа, она в ужасе, находится в полуобморочном состоянии. В этот момент входит каменный гость и хватает Гуана и уносит его в ад.

Пьеса учит читателя, что убийство – это очень страшное злодеяние. Никто не вправе отнять жизнь другого человека, кроме Всевышнего. Только он имеет право распоряжаться судьбой людей.

Пир во время чумы

Лондон в 1665 году настигла страшная чума, которая унесла тысячи людей. Горожане в ужасе от происходящих событий, а посреди одной из городских улиц несколько человек устроили пир. Но их радость не настоящая. Люди, затеявшие веселье, стараются забыться, утопить в алкоголе тоску по родным, которых теряют ежедневно.

Председатель этого застолья Вальсингам предлагает блондинке Мери спеть. Красавица запевает очень трогательную, печальную песню о своей Родине.

Нет счастья в ее родных краях, не слышно пение птиц, детский смех, кругом лишь слезы и крики по погибшим.

Девушка просит возлюбленного, если даже ей суждено умереть, чтобы он не приближался к ее зараженному телу, а быстро уехал в другие края. Приятели смеются над ее сентиментальностью.

Далее Вальсингам сам исполняет гимн чуме.

Услышав пение председателя, священник уговаривает его остановить безбожные деяния, а также напоминает Васильгаму, как совсем недавно он потерял мать, а затем и любимую жену.

Но юноша признается, что после этих событий, его душа навсегда умерла. Монах молится за душу Васильгама и удаляется прочь. Веселье продолжается, лишь председатель тихонечко притаился, задумался.

Трагедия учит уважать горе свое и других людей, чтить память о погибших родных и близких, молиться за их души, а не поддаваться алкоголю, с целью забыть горе. (Подробное краткое содержание)

Оцените произведение: 65

Читать краткое содержание Маленькие трагедии. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев ГриммВ небольшой избушке проживает козочка с собственными детишками, которых хотел скушать волчище. Козочка отправилась в лесок, но детишек оставила дома и велела никому не открывать, а волчок захотел пробраться к козляткам и скушать.
  • Краткое содержание Королёк – птичка певчая Гюнтекин по частямДевочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.
  • Краткое содержание Гуттаперчевый мальчик ГригоровичДанная история начинается с цирка. Где за кулисами волнуются задорные и смешливые мастера манежа, здесь же находится постаревший мужчина с лысой головой, чье лицо сильно раскрашено в белый и красный цвет
  • Краткое содержание Госпожа Бовари Флобер (Мадам Бовари)героиня романа Флобера, собственно, мадам Бовари была провинциалкой с мышлением столичной светской львицы. Она рано вышла замуж за овдовевшего доктора, который лечил перелом ноги у ее отца, а сам ухаживал за молоденькой Эммой – будущей Бовари.
  • Краткое содержание Тургенев Два помещикаКлассик русской литературы описывает в своем произведении двух абсолютно разных людей находящихся на одной ступени в социальной иерархии царской России. Два помещика из провинции совершенно по разному относятся к своей жизни, к своим имениям и крепостным

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/malenkie-tragedii

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году в болдинскую осень, включает в себя четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Маленьких трагедий» по главам, которое будет полезным при подготовке к литературе, а также для читательского дневника.

Барон – жадный старик, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.

Альбер – сын барона, храбрый рыцарь.

Дон Гуан – испанский гранд, известный сластолюбец.

Дона Анна – вдова командора, в которую влюблен Дон Гуан.

Вальсингам – председатель застолья.

Моцарт – великий музыкант и композитор.

Сальери – соперник Моцарта, его завистник.

Герцог – правитель, который пытается рассудить отца и сына.

Жид Соломон – ростовщик, предлагающий Альберу отравить отца.

Лаура  – любовница Дон Гуана, юная актриса.

Лепорелло  – верный слуга Дон Гуана.

Юный рыцарь Альбер смел и отважен, но он вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, знатного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совершенно этому не рад – шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже не то, что справить себе новое платье.

Альбер вынужден в очередной раз обратиться к жиду Соломону – ростовщику, у которого он одалживает деньги. Соломон дает совет юноше, как быстро разбогатеть, намекая на то, «что уж барону время умереть». Он предлагает рыцарю воспользоваться услугами одного опытного аптекаря и отравить жадного отца, но юноша в ярости прогоняет ростовщика.

Альбер не видит иного выхода, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы тот повлиял на барона.

Тем временем барон спускается в подвал и наслаждается зрелищем шести своих сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит отраду и уверенность в собственных силах. Барона печалит лишь тот факт, что после его смерти все сокровища перетекут «атласные диравые карманы» его беспутного сына.

Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена – барон обвиняет Альбера в покушении на жизнь, а горячий юноша готов сразиться с собственным отцом, защищая свою честь. Не выдержав накала страстей, скупец умирает, а изумленный герцог восклицает: «Ужасный век, ужасные сердца!».

Подробное краткое содержание «Скупой рыцарь».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.