Краткое содержание «Невский проспект»

Краткое содержание Гоголь Невский проспект для читательского дневника

Краткое содержание «Невский проспект»

Тема Петербурга была затронута многими писателями 19 века. “Невский проспект” Гоголя был написан в период 1833-1834 годов и вошел в сборник Петербургские повести.

Начиная анализ этой повести хочется обратить внимание конечно на описание этого города, невероятно, но этот город был возведен одним человеком и за короткое время.

Петербург вмещает в себя всё, нищету и богатство, красоту и уродство.

Поэтому размышляя над идеей произведения можно решить, что главным было показать город с разных сторон и ту параллель между мечтами и реальностью.

Наглядным примером противоположностей были главные герои повести.

Особую роль хотелось бы отдать самому Невскому проспекту, это было очень интересное место, где каждый день проходили и пересекались тысячи людей, каждый был по своему особенный, каждый куда-то спешил.

Читать краткое содержание рассказа Гоголя Невский проспект

Повесть начинается с восхищения автора, он описывает Невский проспект, называя его главным в Петербурге, Гоголь рассказывает как чисто убраны тротуары, как утром пахнет на проспекте свежим хлебом, и как много утром на нем старух, так же можно встретить мужиков спешащих на работу, в основном до обеда проспект служит средством передвижения, постепенно наполняясь важными людьми. Утром даже не важно во чо вы одеты, всем будет все равно.

На Невском проспекте можно встретить массу разных личностей, с разными характерами, некоторые пронзительно будут смотреть на ваши сапоги или фалды.

Период с двух до трех часов дня является особенным пиком движения, тут есть все, от мужчины с прекрасным носом, до дамы с очаровательным башмачками. В три часа дня окружение меняется на чиновников, с четырех часов дня на проспекте мало кого встретишь важного.

С наступлением темноты Невский проспект завораживает своим освещением, в это время на прогулку выходит очень много молодых людей.

В это время прогуляться вышли поручник Пирогов с товарищем, они увидели девушек, которые очень им понравились, одна была брюнетка, вторая блондинка, долго не решаясь подойти к ним, друзья все таки решили пойти за понравившейся девушкой, на этом они и разошлись.

Художник Пискарев следовал за брюнеткой и всю дорогу только и восхищался ею, он казалась ему необыкновенной, он был очень робким молодым человеком, с каждым его шагом сердце билось всё быстрее, он был удивлен своим поведением, ведь не смотря на свою застенчивость он сейчас шел за своей мечтой.

Незнакомка заметила, что её кто-то преследует и взглянула на художника с негодованием, Пискарев засмущался, но старался не подавать виду и глядел по сторонам.

Парень сам не заметил того, как добрался до четырехэтажного дома, он всё еще следил за девушкой и каково было его восхищение, когда та поманила его пальцем, он сам не верил во всё происходящее, ему казалось, что это сон.

И вот они уже в подъезде поднимаются по лестнице, зайдя в квартиру он заметил еще троих девушек, одна возилась с картами, вторая играла какую-то несуразную мелодию, а третья расчесывала волосы, художник сразу заметил беспорядок в комнате, было пыльно и много паутины, он услышал мужской голос и женских смех из соседней комнаты. По виду затрепанной квартиры и людей находящихся там Пискарев с ужасом понял, что попал в публичный дом. Он некоторое время еще стоял и смотрел на ту девушку, ради которой он пришел сюда и всё же надеялся, что ошибается с выводами, но поняв всё окончательно он просто напросто убежал из квартиры.

Попав домой он не мог прийти в себя, чувствуя пустоту он не верил, что такая прекрасная девушка могла оказаться распутной, немного успокоившись ему удалось заснуть.

Ему приснился чудный сон, будто та дама, за которой он шел, прислала за ним лакея. Пискарева забрали на бал где была эта девушка, находясь рядом с ней все время её внезапно куда-то зовут, и художник вынужден найти свою даму.

На этом сон заканчивается, а Пискарев просыпается в своей квартире.

Бедный художник еще долго пытался заснуть, хотя бы на минуту, чтобы снова увидеть её прекрасный облик, но ничего не получалось. С тех пор он только и думал о ней, был похож на лунатика, взгляд был пустой, да бы и вообще сил практически не было.

Вскоре он не мог даже спать и искал средства которые помогут ему обрести сон. Пискарев идет к знакомому персиянину дабы тот дал ему опиум, получив баночку он бежит домой. Приём опиума подарил ему красочные и яркие сновидения, после которых он решил сходить к этой даме снова.

К его счастью дом он нашел быстро и дверь ему открыла именно та незнакомка. Художник пытался донести, что она заложница разврата, что не нужна ей такая жизнь, что он может дать ей все, только бы она согласилась, но незнакомка просто смеется в ответ.

Не в силах терпеть это снова влюбленный художник заканчивает жизнь самоубийством, перерезав себе горло бритвой.

Хоронили молодого человека на Охтинском кладбище, товарищ Пирогов, с которым они тогда шли, не явился на похороны, так как у него были на то свои причины.

Пирогов как было сказано ранее выбрал себе блондинку, которая была довольно таки интересным существом, он шла и останавливалась почти перед каждым магазином и разглядывала витрины. Пирогов шел за нею и даже пытался завести разговор, она отвечала ему неохотно и обычно одним словом.

Вскоре они подошли к дома, хозяином которого оказался немец-Шиллер. Он был очень пьян и Пирогов застал немца, когда тот просил своего сапожника отрезать ему нос, мол тот ему не нужен. Получив в ответ грубость Пирогов уходит прочь, но с целью вернуться утром к блондинке.

Однажды в выходной день Пирогов приходит жене Шиллера, той самой блондинке и пока она одна дома пользуется случаем, они танцуют и веселятся, но внезапно приходит муж с товарищами. Схватив Пирогова, они выкидывают его из дома.

Пирогов же в свою очередь убегает и угрожает отомстить. Он в негодовании идет в кондитерский магазин чтобы перекусить, там он съедает несколько замечательных булочек и уже практически не помнит, что было.

А вечером он встречает друзей, они напиваться и эта история с блондинкой полностью покидает память Пирогова.

Вот такие вот странные истории происходят с людьми на Невском проспекте.

10 класс

Оцените произведение: 38

Читать краткое содержание Невский проспект. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Утраченные иллюзии БальзакаЭта книга о пути к успеху, о трудностях и сложностях которые готовит нам жизнь. Она задевает очень острую социальную проблематику. Книга рассказывает о бедности и богатстве, о нищете и амбициях, обо всем том, что гложет каждого человека.
  • Краткое содержание Королёк – птичка певчая Гюнтекин по частямДевочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.
  • Краткое содержание Носов ОгурцыГлавные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой.
  • Краткое содержание Сенька НекрасоваСенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.
  • Краткое содержание Честертон Тайна отца БраунаОтец Браун католический священник. На первый взгляд он совсем обычный человек. Его внешность даже немного смешная. Отец Браун довольно толстенький мужчина низкого роста.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gogol/nevskij-prospekt-10-klass

Невский проспект Гоголя – краткое содержание: о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Краткое содержание «Невский проспект»

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/povest-nevskij-prospekt.html

Читать краткое содержание Невский проспект Гоголя

Два молодых человека, два друга, любящий любовные приключения поручик Пирогов и романтичный художник Пискарев прогуливаются вечером по Невскому проспекту. Оба они увлечены тем, что преследуют двух хорошеньких дам. Сперва автор следует за Пискаревым.

Художник без ума от этой юной брюнетки, которая кажется ему каким-то возвышенным и неземным существом. Девушка заметила, что молодой человек следует за ней и улыбнулась ему.

В неверном свете фонарей Невского проспекта её лицо напоминает Пискареву прекрасных девушек с картин знаменитых художников.

Утонченная натура Пискарева рисует в воображении фантастические картины, он полон романтического томления и загадка в этой брюнетке лишь подстегивает его. Он представляет себе невероятную любовь с этим прекрасным созданием. Наконец, вслед за девушкой он подошёл к четырёхэтажному зданию. Девушка позвала его зайти.

Заглянув в одну из квартир, Пискарев увидел ещё нескольких женщин в развязных и пошлых позах, услышал из комнаты мужской голос и пришёл в ужас. Оказывается, он наткнулся на бордель, а неземная брюнетка, которая так увлекла его и витала в его возвышенных мечтах, оказалась девицей легкого поведения.

Художник быстро покинул это место.

Вернувшись к себе в комнату, он долго сидит, подавленный. Все его романтические мечты, его страстное стремление к идеалу – все разбилось о безжалостную реальность. Контраст между этой реальностью и его грёзами был слишком велик, чтобы он смог принять его.

Долгое время он сидит, уронив голову на руки.

И вдруг, ему привиделось, что за ним пришёл лакей и отвёз его на бал, где блистает его прекрасная брюнетка, которая на самом деле оказалась дамой благородных кровей и к сегодняшнему ужасному случаю не имеет никакого отношения.

Но все это оказался лишь сон. Художник решается сделать брюнетке предложение и спасти её от этого ужаса, жить с ней праведной и честной жизнью. Но в ответ получает лишь циничные насмешки и презрение.

Не в силах вынести несовершенство и жестокость этого мира, Пискарев перерезает себе горло бритвой и даже его друг Пирогов отсутствует на похоронах, поскольку занят своими амурными делами.

Тем временем легкомысленный повеса Пирогов тоже попадает в любовное происшествие. Он известен тем, что может подолгу вести легкомысленные разговоры с не менее легкомысленными дамами.

Следуя за пухленькой и милой блондинкой, он прямиком попадает в её квартиру, где сидят пьяные ремесленники Гофман и Шиллер, муж блондинки.

Жалуясь на высокие цены на табак, Шиллер просит Гофмана отрезать ему нос и только появление Пирогова останавливает их от необдуманного поступка.

Шиллер догадался, что Пирогов преследовал его жену и разгневался. Поручик покидает квартиру. Но ничего ему не мешает вновь явиться туда под предлогом заказать себе шпоры. Ревнивый немец хотел было прогнать его, но Пирогов предложил такую цену, что Шиллер не смог отказаться и выполняет его заказ.

А тем временем повеса не упускает случая пофлиртовать с его женой, пытается дотронуться до неё. А в выходной день молодой человек, пользуясь отсутствием Шиллера, заявляется к нему домой, пытается соблазнить его жену, танцует с ней. В тот момент, когда он её поцеловал, вернулись домой Шиллер, Гофман и столяр Кунц.

Увидя эту картину, пьяные и рассерженные немцы схватили незадачливого ухажера, избили его и выкинули из комнаты.

Оскорбленный Пирогов пригрозил написать на ремесленников жалобу, пугал, что их высекут плетьми, сошлют в Сибирь. Но, прогулявшись, потанцевав у друзей и съев пару пирожков в кондитерской, он успокоился и просто решил никому ничего об этом неприятном инциденте не говорить.

Автор произведения говорит нам о том, что на Невском проспекте подобные странные и непонятные случаи случаются очень часто и под тусклым светом ламп вряд ли можно что-то понять наверняка.

Гоголь. Краткие пересказы:

Картинка Невский проспект

Сейчас читают:

  • Краткое содержание Алексин Сигнальщики и горнистыГлавный герой рассказа мальчик Петя жил с мамой, которая была педиатром и просто доброй женщиной. Она помогала каждому в доме, никому не отказывала и за это их квартиру прозвали «бюро добрых услуг».
  • Краткое содержание Пушкин Пиковая дамаОднажды в кругу картежников честолюбивый Герман слышит историю о старухе, коей известна тайна трех карт, открытая ей самим Сен-Жерменом. Как страстный игрок и человек нуждающийся, он заражается идеей добыть тайну.
  • Краткое содержание Чехов Драма на охотеПовесть начинается с эпизода, где одну из редакций посетил статный мужчина среднего возраста, назвавшийся Иваном Петровичем Камышевым, который был кандидатом правоведения.
  • Краткое содержание Чехов СтепьПовесть «Степь» произведение, которое положило начало творчеству Антона Павловича Чехова. Это его первое сочинение и оно произвело фурор на критиков, и вызвало признание его как автора. В этой повести, Чехов с любовью
  • Краткое содержание Бунин Антоновские яблокиРассказчик начинает вспоминать свое прошлое. Он припоминает раннюю осень, золотой сад, с деревьев которого уже начали опадать листья. Ему вспоминается тонкий аромат антоновских яблок и запах опавшей листвы
  • Краткое содержание Алексин Очень страшная историяРассказ начинается с того, что в школе неназванного города появляется новый учитель литература Святослав Николаевич, который является поклонником творчества Глеба Бородаева, внук которого и является одним из учеников класса.

Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/gogol/gogol-nevskij-prospekt

«Невский проспект» – краткое содержание рассказа Н. В. Гоголя

Краткое содержание «Невский проспект»

Меню статьи:

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!» – такими словами начинает свой рассказ «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь.

Автор утверждает, что именно здесь можно встретить приятеля, которого не видел до этого несколько лет, при чём даже не назначая эту встречу предварительно.

Публика на Невском проспекте

Далее следует весьма ироничное описание публики, которую можно повстречать на Невском проспекте в разное время дня.

Это и рабочий народ, который за словом в карман не лезет, и чопорные гувернантки со своими подопечными, и служащие контор, для которых нет большего развлечения, чем побродить по Невскому проспекту, заглядываясь на пёстрые витрины магазинов.

Ранним утром у дверей кондитерских собираются нищие, в надежде на объедки и чёрствые пироги, чем ближе к полудню, тем более респектабельной становится публика, прохаживающаяся по Невскому проспекту. Вечером же наступает время молодёжи, которая прогуливается в свете фонарей, придающих всему таинственный и заманчивый свет.

Два приятеля

Именно в это вечернее время пред взором читателя предстают два приятеля – два холостых молодых человека.

Один из них бойкий и шумный поручик Пирогов, который подбивает второго робкого молодого человека во фраке и плаще приударить за дамами, куда-то спешащими в сей поздний час.

Снедаемый сомнениями и неуверенностью в себе, скромный парень всё же отваживается отправиться вслед за прекрасной черноволосой незнакомкой в алом плаще. Второй молодой человек преследует миловидную блондинку, идущую в другую сторону.

Художник по имени Пискарев

В это время автор сосредотачивается на личности скромного молодого человека и знакомит читателя с ним поближе. Оказывается, он – бедный художник, по фамилии Пискарев. Далее мы узнаем, что питерский художник – это абсолютно особый вид деятеля искусства, который разительно отличается от своих коллег из Италии или каких-то других стран. Писатель характеризует Пискарева такими словами:

«…застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Романтичный художник с замиранием сердца следует за волшебной нимфой, очаровавшей его на проспекте.

Он не смеет даже поднять глаз на неё и просто хочет увидеть, в какой знатный особняк упорхнёт столь прекрасное благородное существо. Каково же удивление героя, когда прекрасная дама жестом просит его следовать за собой.

Художник с абсолютно чистыми помыслами буквально взлетает по ступеням на четвёртый этаж самого что ни на есть непримечательного дома.

Единственное, что приходит в голову юноши в тот момент, это то, что прекрасной даме необходима какая-то помощь, которую он с готовностью ей предоставит. Но то, что он видит за дверью, просто разбивает ему сердце. Он оказывается в квартире, где обитают продажные женщины всех мастей.

Наш герой с ужасом осознаёт, что одной из этих женщин является его муза. Да, она все так же прекрасна внешне, но абсолютно теряет очарование в глазах Пискарева, когда начинает говорить с ним в развязной наглой манере. Бедный художник не в силах вынести такое разочарование.

Он со всех ног бросается к двери и убегает из этой гадкой грязной квартиры.

Спустя какое-то время Пискарев уже сидит в своей скромной комнатушке, охваченный всеобъемлющей жалостью к особе столь прекрасной снаружи, но выбравшей себе такой удел.

И вот когда глаза его уже готовы закрыться от усталости, в комнату с громким стуком входит богато одетый лакей. Он сообщает, что прибыл по поручению своей госпожи, которую Пискарев сегодня проводил до дому, и та просит его явиться к ней.

Спустя какое-то время наш герой, недоумевая, оказывается на роскошном балу. Там его новая знакомая предстаёт в абсолютно новом виде, приковывая взгляды всех собравшихся своим благородством и грацией. Она находит его в толпе, силится объясниться, но им все время мешают.

Внезапно Пискарев вздрагивает и понимает, что просто видел прекрасный сон, а он по-прежнему один, в своей бедной комнатушке.

Сны о прекрасной музе

Контраст между действительностью и увиденным во сне столь разителен, что молодой человек больше всего на свете желает снова уснуть, чтобы увидеть сны о ней, о своей прекрасной музе. Лишь во снах он может видеть её такой, какой желает видеть – честной, скромной и благородной.

Постепенно желание видеть сны становится таким острым, что Пискарев абсолютно выпадает из объективной реальности. Он грезит наяву и бодрствует во сне. А между тем это так расстраивает его нервы, что он вовсе теряет сон. В голову художника приходит идея раздобыть опиум, который помогает от бессонницы. И ему это удаётся.

Торговец даёт ему пузырёк с сонными каплями в обмен на обещание, что Пискарёв нарисует ему портрет красавицы.

Так и живёт он некоторое время в плену своих грёз. Во снах распутница, разбившая чуткое сердце юноши, предстаёт не только в образе знатной дамы, но и просто честной работящей женщины или селянки. В какой бы роли она не являлась к нему во сне, все они были преисполнены добродетели.

И ничего больше не желает наш герой, кроме как видеть её в реальности именно такой. И вот однажды ему в голову приходит мысль, что он должен спасти ту прекрасную девушку, женившись на ней. Он не может смириться с тем, что столь божественная красота потеряна для мира в пучинах порока.

Трагическая кончина Пискарева

Пискарев, содрогаясь, направляется в нужный ему дом, стучит в дверь и снова оказывается лицом к лицу с девушкой, всё ещё прекрасной, но на которую образ жизни уже наложил определённый отпечаток.

Он начинает увещевать её одуматься, предлагает стать его женой, честно признаётся, что он беден, но готов трудиться и вести рядом с ней скромную честную жизнь.

Но пошлая девка лишь высмеивает художника.

Она возмущённо заявляет молодому человеку: «Как можно! Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою!» Не в силах смириться с душевной болью, Пискарев покидает этот грязный дом, бесцельно блуждает по улице целые сутки, и наконец вернувшись домой, перерезает себе горло в своей одинокой комнате. Тело его обнаруживают лишь спустя неделю. На скромных похоронах несчастного не соблюдается даже христианский обряд, и плачет по покойнику лишь пьяный солдат-сторож.

Поручик Пирогов

После столь трагичных событий, взгляд автора устремляется на приятеля усопшего – поручика Пирогова, который не пришёл на похороны, так как был занят неким чрезвычайным происшествием.

Писатель возвращается во времени вспять, чтобы вернуться к моменту, когда молодой офицер отправился следом за блондинкой по Невскому проспекту. В этот момент мы получаем небольшую справку о русских офицерах и собственно личности Пирогова.

Он предстаёт перед нами, как человек, который вращается в высших кругах общества, умеет удачно пошутить или с чувством продекламировать стихотворение, а также чрезвычайно гордится своим воинским званием.

И так, мы следуем за Пироговым, который в свою очередь преследует белокурую даму. Она явно не выказывает симпатию поручику и буквально переходит на бег, чтоб скрыться от него.

Но, как известно, русский офицер не отступает, он упорно движется вслед за блондинкой и, к своему удивлению, оказывается в квартире известного жестянщика Шиллера. Именно в это время пьяный Шиллер упрашивает своего приятеля сапожника Гофмана отрезать ему нос.

Причиной тому является нежелание жестянщика тратить деньги на нюхательный табак. Попытка Пирогова заговорить с приятелями проваливается, они выставляют его за дверь, но нос Шиллера, к счастью, остаётся на своём месте.

Оскорбленный офицер всё же решает простить пьяным немцам такое оскорбление и возвращается в дом жестянщика на следующее утро, чтобы вновь поговорить с блондинкой. Там его снова ждёт весьма холодный приём. Выясняется, что блондинка – жена Шиллера, глупая, но честная особа.

Её неприступность разжигает в поручике серьезный интерес. Чтобы видеть объект своих желаний Пирогов заказывает у Шиллера шпоры по неимоверно завышенной цене, а после ещё и оправу для кинжала.

При этом, в каждый свой визит к жестянщику, офицер выказывает его жене весьма откровенные знает внимания, а однажды даже целует не прямёхонько в губы. Это его действие вызывает у педантичного немца нечто похожее на ревность, и он всерьёз озадачивается тем, как ему избавиться от такого клиента.

Предлагаем прочитать комическую повесть Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, где в лице Хлестакова обличаются пороки общества.

В очередном лирическом отступлении автор весьма остроумно, на примере жестянщика, описывает педантичность немцев, их приверженность собственным традициям и выбранному жизненному укладу. Между тем Пирогов распускает слухи в своих офицерских кругах об интрижке с хорошенькой немкой.

Желая воплотить свои мечты в реальность, поручик решается на рискованный шаг – является к немке в воскресенье, когда Шиллера нет дома. Он предлагает ей потанцевать, а потом набрасывается на женщину с поцелуями. В это время в квартиру возвращается пьяный Шиллер с друзьями и грубо выкидывает бравого офицера вон.

Поручик в ярости решает жаловаться генералу, в мыслях уже видя Шиллера в сибирской ссылке. Но по дороге его гнев проходит. А после двух сладких пирожков в кафетерии настроение его и вовсе становится хорошим.

Наш герой отправляется на танцевальный вечер в дом одного правителя, где так лихо танцует мазурку, что вызывает восторг не только у дам, но и у кавалеров.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/nevskij-prospekt.html

Невский проспект Гоголь краткое содержание

Краткое содержание «Невский проспект»

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году на нынешней Украине в деревне под названием Сорочинцы. Его семья была помещиками и из рода дворян. Сам будущий писатель был третий в семье, однако предыдущие двое родились мертвыми, всего было двенадцать детей.

Его отец писал драматургические произведения для постановки спектаклей. Возможно именно это его и подтолкнуло к писательской деятельности, однако умер он рано, юноше было 15.Учился Гоголь в училище в Полтаве, после он поступил в гимназию.

Учеба у него проходила не очень, его учитель не разделял взглядов юного писателя. Первые произведения прозаика были не признаны народом. Добился он огромных успехов и признания, когда начал писать рассказы об украинском фольклоре. Также после написания Мертвых душ Гоголь обрел мировую славу.

В данной стать мы расскажем про произведение под названием Невский проспект.

«Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя

Невский проспект является основной улицей Петербурга, которая пересекает весь его центр. Большинство улиц примыкают к нему, также здесь в любое время дня и ночи можно найти горожан различного возраста и сословия. Они собираются для заведения деловых знакомств, поиска любви или же просто для развлечений.

Одними из таких петербуржцев являются два мужчины – Пирогов, являющийся поручиком, и Пискарев, который был художником. Они также отправляются на Невский проспект в надежде найти барышень для романтических отношений. Они высматривали здесь одиноких дам, которые неспешно прогуливались по главной жизненной артерии столицы.

Художнику пришлась по душе одинокая брюнетка. Дойдя до Литейной, они забираются на последний этаж четырехэтажного дома, окна которого привлекли их множеством огней. Там художник встречает еще трех женщин, и их вульгарный вид наводит его на мысль о том, что он оказался в борделе.

Глядя на возвышенный образ понравившейся ему девушки, Пискарев не может понять, почему у данных событий была именно такая развязка. После этого он начинает обращать внимание на довольно грубый и пошлый тон разговора девушки, и, находясь в глубоком потрясении, он убегает оттуда.

Дома Пискарев хотел уснуть, чтобы выкинуть из памяти все произошедшие события, однако это у него не получилось. В один момент он услышал стук в дверь, открыв которую, он увидел лакея в богатом убранстве.
Лакей рассказал Пискареву, что за ним была прислана карета от дамы, с которой они вместе гуляли. Сама дама выразила желание сиюминутно увидеть художника.

Получив очередное потрясение, он не принимает приглашение дамы, а отправляется на бал, где находит новую избранницу, которая является не менее красивой. Но в скором времени ее куда-то зовут, а сам художник понимает, то он находится у себя дома, и проснулся ото сна.

Та ночь существенно изменила жизнь Пискарева, и он попросту не мог найти себе места из-за желания вновь увидеться с красивой девушкой. Однако употребление опиума приводит к переплетению сна с явью, и во снах художнику удается испытать счастье. Художнику удалось найти дом этой красавицы, и он явился к ней в два часа дня.

Она же в это время только проснулась, поскольку утром была привезена откуда-то пьяной. Кроме того, Пискарев узнает, что его потенциальной избраннице всего 17 лет. Он начинает говорить, что девушка погрязла в разврате, а ведь она могла проживать счастливую семейную жизнь.

Девушка в ответ на такие слова просто рассмеялась в лицо Пискареву, который убежал от нее, долго бродил по Петербургу, а затем замкнулся в комнате. Через неделю художника хватились, взломали дверь его комнате, и обнаружили труп с перерезанным горлом. Его приятель Пирогов не пришел на Охтинское кладбище, где проходили похороны романтика.

Оказывается, что и сам поручик оказался в довольно интересной ситуации. Ему на Невском проспекте приглянулась блондинка, и он решил проследовать за ней, дорога его привела к квартире жестянщика Шиллера. Будучи в сильном опьянении, он просит своего не менее пьяного сапожника отрезать себе нос.

Пирогов, стараясь остановить это, сталкивается с грубостью, и покидает квартиру. На следующий день он вновь возвращается сюда, и сталкивается с той же блондинкой, которая по воле случая оказалась замужем за Шиллером.

Для того, чтобы находиться рядом с женщиной, Пирогов делает заказ ее мужу на изготовление шпор, а тот, хотя и сильно ревновал, но отказаться от заказа не смог. Однажды Пирогов решил воспользоваться отсутствием Шиллера, и решил пофлиртовать с его женой, поцеловав ее во время танца.

По стечению обстоятельств Шиллер заметил это, когда пришел домой в компании двоих своих друзей – ранее описанного сапожника Гофмана и столяра Кунца. Находясь в серьезном опьянении, компания грубо издевается над горе-любовником.На основании черновых записей автора можно предположить, что разъяренные люди высекли Пирогова.

Он вновь вынужден убегать из дома Шиллера, однако увидел кондитерскую и зашел в нее и после обеда там немного успокоился. Учитывая легкий нрав Пирогова, ему быстро удается забыть все негативные эмоции, пережитые за это время. Такое происшествие можно назвать действительно странным и очень загадочным, однако, как говорит сам автор, на Невском проспекте может произойти и не такое.

«Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Работа над «Невским проспектом» началась вестись Николаем Васильевичем Гоголем в 1831-м году, однако ее публикация состоялась только в 1835-м году, она вошла в сборник «Арабески». Данная повесть представляет собой составную часть петербургского цикла произведений писателя. Помимо нее сюда можно отнести «Рим», «Коляску», «Записки сумасшедшего» и т.п.

Гоголю удалось показать самые различные, как положительные, так и негативные черты столицы. Однако Николай Васильевич не только в сатирической манере разоблачал пороки общества, каждое входящее в этот цикл произведение отличается наличием в сюжетной линии «маленького человека», сражающегося за достойную жизнь.

Необходимо отметить разбиение «Невского проспекта» на три части. В первой идет описание города, который легко узнают все местные обитатели. Вторая часть открывает перед глазами читателей пространство иллюзий, в котором происходит развитие двух историй, связанных с любовными приключениями двух молодых людей.

Что касается третьей части, то она выступает в качестве некоего метафизического опыта того, как писатель воспринимает саму столицу в целом и Невский проспект, в частности. Начало повести посвящено подробному описанию Невского проспекта, через который ежедневно ходят тысячи людей.

Гоголь ведет наблюдение за ними, и рассказывает читателям о мыслях, возникающих при этом. Сам автор считает именно проспект ключевым персонажем. Роль основных героев произведения Николай Васильевич отводит поручику Пирогову и художнику Пискареву, которые в результате совершенно различного мировосприятия не могут быть друзьями.

Автору удалось очень тонко подметить этот антагонизм: один изображен в качестве комического персонажа, а вот другой – в качестве трагического. Пирогов является самоуверенным карьеристом, основная цель которого заключается в том, чтобы добиться обеспеченности и уважения в обществе, ради чего он готов совершенно на все.

Проблемы совершенно не тревожат поручика, он старается получать от жизни максимум удовольствия.

А вот Пискарев является романтиком с тонкой и ранимой душой. Каждая женщина представляется ему Музой, которую он готов боготворить.

Однако во время одной из прогулок по Невскому проспекту произошла встреча с незнакомками, после которой оба героя попали в водоворот романтических приключений. Пискарев влюбился в брюнетку, а вот Пирогов отдал предпочтение блондинки, ожидая непродолжительной интрижки.

Но художнику не повезло – выбранная им девушка оказалась представительницей публичного дома с пошлой и грубой натурой. Однако выдуманный самим Пискаревым ее образ не отпускает художника, и для того, чтобы повидаться с ним хотя бы во сне он начинает употреблять опиум. Результатом этого стало самоубийство Пискарева.

А вот Пирогов настолько был занят собственными приключениями, что не пошел даже на похороны приятеля. Выбранная им девушка оказалось замужней, и ее избранником был немецкий жестянщик Шиллер. Пирогов долго и настойчиво пытался добиться симпатии со стороны девушки, и когда у него это почти получилось, они были застуканы мужем.

Поручик был жестоко наказан за это, и вышвырнут на улицу, однако вскоре забыл о случившемся. На этом история и заканчивается, ведь страсть Пискарева привела к его гибели, а вот Пирогов даже не запомнил этот инцидент.

В качестве вывода из произведения, Николай Васильевич утверждает о том, что верить Невскому проспекту нельзя, ведь он является царством обмана, а за красивой жизнью скрывается коварство.

«Невский проспект» стал первым произведением, где происходит объединение смешного с трагическим, высокого с низменным, святого с пошлым. Далее карьера писателя будет основываться именно на этом приеме.

Источник: https://gfom.ru/nevskiy_prospekt_gogol_kratkoe_soderjanie_allabamaz.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.