Краткое содержание «Обелиск»

Василь Быков написал свою повесть “Обелиск” в 1971 году. Через три года за это и еще одно произведение, “Дожить до рассвета”, писатель получил Государственную премию СССР.

В данной статье мы перескажем фабулу повести, то есть опишем ее краткое содержание. Василь Быков “Обелиск” написал на белорусском языке. Затем эта повесть была переведена на русский и другие языки.

Действие ее происходит в белорусской деревне.

Содержание

Обелиск

Краткое содержание книги “Обелиск” автора Василь Быков начинается следующим образом. В деревне Сельцо умер Миклашевич, еще нестарый учитель. Будучи подростком, он принимал участие в делах партизан.

Его школьных друзей в 1942 году расстреляли немцы. Миклашевич добился того, чтобы в Сельце в их честь соорудили небольшой памятник. На обелиске написаны пять имен его товарищей.

И ниже масляной краской дописано: “Мороз А. И.”.

Поминки

Краткое содержание повести “Обелиск” (Василь Быков) продолжается. На поминках вспоминают Мороза. О нем рассказывают разные люди. Это был учитель, которого очень любили ребята. Один из последних – Миклашевич. Позже он тоже стал учителем и также притягивал к себе детей.

На Мороза жаловались, что он ведет себя с учениками как равный, не поддерживает дисциплину, учит без строгости. Алесь Иванович жил в школе, в боковушке при классе. Этот преподаватель на собственном примере учил детей. Так, вместе с ребятами он порубил упавшее дерево на дрова.

Пани Ядя, учительница, считает, что этим можно уронить авторитет.

У Алеся Ивановича было много конфликтов. Например, он позволил школьникам держать на дворе собак, у одной из которых было три лапы. Затем появился скворец – тоже из доходяг. Жил там и слепой кот. Так Мороз учил ребят доброте.

По вечерам он сам провожает через лес девочек, еще и задерживается – помогает с коровой, которая растелилась, их матери. Со своей небольшой учительской зарплаты он купил девочкам по паре ботинок, так как мать решила не пускать их в школу в морозы.

Мальчика Павлика Миклашевича он оставил жить у себя, так как отец-пьяница бил его. Этот родитель обратился с заявлением к прокурору, так как ребенок по закону должен жить в семье. Отец стал бить сына ремнем на виду у школы. Тогда Алесь Иванович чуть было в драку не полез, не дал этому человеку забрать парнишку.

Комиссия решила отдать парня в детдом. Но Мороз не спешил с этим.

Книги для школьной библиотеки Мороз добывал, где можно. Он носил их из старой усадьбы по льду через реку. У самого берега провалился под лед и целый месяц пролежал больной. Но и лежа в своей каморке читал вслух детям Толстого.

Помогал Мороз и крестьянам – давал советы, хлопотал в Гродно или районе, ездя на попутках. И вот началась война. В Сельце через три дня уже были немцы. Мороз остался в школе, некоторые считали, что он заискивает перед ними. Для партизан Алесь Иванович стал самым дорогим помощником, достал приемник, записывал все, что слышал.

Два полицая

В Сельце было два полицая. Первый, Лавченя, сделал много добра людям в этом звании.

А другого окрестили Каин, и он заслужил эту кличку: расстрелял раненых командиров, скрывавшихся в лесу, спалил усадьбу связного, а жену, детей, родителей его расстрелял. Издевался над евреями, устраивал облавы.

Каин заподозрил что-то вокруг Морозовой школы. Произвели допрос, обыск. Бородич, ученик Алеся Ивановича, намекнул ему, что можно пристукнуть этого полицая. Но тот запретил своевольничать.

Продолжаем рассказывать о событиях повести, описывать краткое содержание. Василь Быков “Обелиск” продолжает следующими событиями.

К весне 1942 года вокруг учителя в Сельце сложилась преданная группа ребят.

Это были Павел Миклашевич (14 лет), Коля Бородич (17 лет), братья Кожаны – Остап и Тимка, Николай Смурный (13 лет, самый младший) и Андрей Смурный – однофамильцы.

Эти ребята решили уничтожить Каина в тайне от учителя. Ночью Мороз явился к партизанам и узнал, что их взяли. Сам он еле выбрался – полицай Лавченя предупредил его.

Диверсия

Каин прикатил на хутор на немецкой машине вместе с солдатом, немцем-фельдфебелем, и двумя другими полицаями. Забрали свиней в Сельце, похватали по домам кур. Ребята решили подпилить мостик, по которому полицай со своими людьми должны были возвращаться назад. Машина перевернулась, но погиб лишь немец, придавленный ею. Остальные увидели убегающего мальчишку.

Краткое содержание повести Быкова “Обелиск” продолжается. Лавченя ночью постучал к Морозу, чтобы предупредить, что “хлопцев забрали” и идут за ним. Полицай и немцы верно вычислили, кто из ребят мог совершить диверсию. Алесь Иванович укрылся у партизан.

Но вот прибежала Ульяна, связная, с сообщением о том, что фашисты требуют, чтобы пришел учитель, иначе грозятся расстрелять учеников. Ясно, что и учителя убьют, и детей не отпустят. Мороз идет сдаваться. Ребят тем временем заперли в амбар, бьют, таскают на допросы. В разгар пыток появляется учитель. Его арестовывают.

Каин пишет рапорт начальству, говоря о том, что поймали главаря банды партизан – Мороза.

Расстрел

Печально заканчивается повесть, по которой составлено краткое содержание. Василь Быков (“Обелиск”) описывает далее следующие события. Ребят ведут на смерть. Старший из близнецов, Иван, просит отпустить, ведь немцы обещали. Но его лишь бьют по зубам. Тогда мальчик не выдерживает и ударяет фашиста в живот ногой. Его сразу же расстреливают.

Как выжил Павлик

Мороз знал, что Павлик хорошо бегает, и говорит ему бежать, когда скажет учитель. Мороз криком отвлекает внимание фашистов, и Павлик пытается это сделать, но его подстреливают.

Сочтя за мертвого, мальчика сбрасывают в талую воду. Бабка, у которой жил Мороз, подбирает его ночью, везет к отцу, безжалостно стегавшему сына ремнем.

Тот привозит доктора из города, прячет, лечит своего сына, и в конце концов мальчик выживает.

Остальных ребят повесили на первый день Пасхи, в воскресенье. Из семи мальчиков уцелел лишь Миклашевич. Но он постоянно болел: грудь его прострелена навылет. Начался туберкулез, затем прихватило сердце, и тот чуть не умер.

После похорон разгораются споры, совершил ли Алесь Иванович подвиг или нет. Он свою жизнь добровольно “положил на плаху” за своих учеников, а это больше, чем если бы он убил сто немцев.

На этом заканчивается краткое содержание. Василь Быков (“Обелиск”) изобразил события намного подробнее, с большим количеством деталей, которые мы не упомянули.

Поэтому рекомендуем обратиться к самому произведению для того, чтобы составить полное представление о нем. Очень глубоко показывает суть поступка учителя Василь Быков (“Обелиск”). Краткие содержания произведений этого автора не могут заменить первоначальные варианты.

Источник: http://fb.ru/article/170107/obelisk-kratkoe-soderjanie-vasil-byikov-obelisk

Обелиск: анализ. Быкова Обелиск: краткое содержание

Краткое содержание «Обелиск»

“Обелиск” – это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В этой статье мы опишем краткое содержание произведения, проведем его анализ.

Быкова (“Обелиск”, “Сотников”, “Дожить до рассвета”, “Знак беды”, “Третья ракета” – все это его произведения) по праву считают одним из лучших авторов, писавших о Великой Отечественной войне. В статье мы сначала опишем краткое содержание повести.

После этого проведем ее анализ. Быкова (“Обелиск” и “Дожить до рассвета”) в 1974 году наградили Государственной премией СССР.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, – “Обелиск”.

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. Этот герой был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным общественным деятелем. Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот – Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Обелиск у села Сельцо

Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. “Обелиск” (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.

Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя – А.И. Мороз.

Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и хорошим человеком. Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.

Мороз – школьный учитель

Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская – полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.

Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.

Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл.

Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки.

Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. “Обелиск”, анализ которого во многом строится на личности этого человека, – произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Начало войны

Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война…

Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. “Обелиск” (анализ произведения приведен далее) – повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне.

Фото Быкова представлено ниже.

Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.

В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали…

Помощь Мороза в военные годы

Ночь. С Алесем встретился Ткачук, на улице ждал Сивак. Мороз сообщил, что маскируется и не хочет, чтобы оккупанты захватили ребят. Они решили, что учитель будет докладывать о происходящем в селе партизанам.

Активно помогал Мороз. Он записывал военные сводки из приемника, передавая их партизанам. Наши сидели зимой в укрытиях: еды мало, холод. Только почта поднимала настроение.

Обыск в школе

Сначала полицаи и фашисты не трогали Алеся. Но однажды все изменилось. Лавченя, полицай по прозвищу Каин, прислуживал фашистам. Он был обычным юношей раньше, однако сразу переметнулся на войне на сторону врага. Лавченя насиловал, грабил, убивал. Полиция однажды ворвалась в школу. Обыскали портфели, книги, начали допрашивать Мороза.

Ребята решают убить полицая

Бородич захотел убить Каина, однако Алесь это запретил. Павлу Миклашевичу исполнилось тогда 15 лет. Старше всех был Николай Бородич (18 лет). Были в этой же группе Тимка и Остап Кожаны, а также Коля и Андрюша Смурные (однофамильцы) – всего 6 ребят. Коле, младшему, было 13 лет. Они придумали, как обезвредить этого полицая.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков (“Обелиск”). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка.

Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина.

Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Мороз приходит к немцам

Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом.

Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель.

Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.

Судьба ребят

Сопровождали пленников 7 полицаев и 4 немца. Мороз прошептал у моста Павлу, чтобы тот бежал к кустам, когда он крикнет. Виднелся лес. Вдруг громко вскрикнул Алесь Иванович и посмотрел налево, будто увидев кого-то. Оглянулись все, даже Миклашевич, но потом он все понял и побежал. В него стреляли, после чего кинули в воду. Мороза сильно побили, и он уже не вставал.

Мальчишку ночью нашли. Других увезли и 5 дней издевались. Всех повесили в первый день Пасхи.

Бумаги, обнаруженные в 1944 году

Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно – и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.

Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.

Спор о поступке Алеся

На этом заканчивается рассказ о Морозе. Автомобиль Ксендзова ехал мимо. Он согласился взять с собой попутчиков.

Начался спор, в котором начальник районо (Ксендзов) говорил, что Алесь не герой, поскольку не убивал немцев и не спас детей. Лишь случайно в живых остался Миклашевич.

Ветеран стал доказывать ему обратное, так как Мороз отдал жизнь за ребят. Конечно же, этот поступок расценивает как героический и сам автор, Василь Быков.

“Обелиск”: анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова “Обелиск” звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском.

Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения “Обелиск” (Василь Быков).

Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова “Обелиск” – не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича.

Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига.

Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны – основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. “Обелиск” (анализ которого мы проводим) – произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести “Обелиск” Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении писатель. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков.

Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в “Обелиске”, помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма.

Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении “Обелиск” (Быков).

Анализ (проблемы повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.

Источник: https://autogear.ru/article/180/874/obelisk-analiz-byikova-obelisk-kratkoe-soderjanie/

Краткое содержание «Обелиск» Быкова

Краткое содержание «Обелиск»

Еще одна героическая повесть, которую написал Василий Быков – “Обелиск”. Краткое содержание познакомит читателя с этим произведением, написанным в 1971 году, а в 1974 за эту повесть автор получил Государственную премию. Более того, уже спустя несколько лет “Обелиск” был экранизирован. Чем вызвал еще большую популярность.

Первые страницы повести

Произведение “Обелиск” Быкова в кратком содержании начинается со знакомства с обычным работником из районной газеты, журналистом. Случайно встретив на улице своего знакомого, он узнает о смерти преподавателя Миклашевича.

Ему едва исполнилось 36 лет. Он жил в небольшом селе Сельцо. Журналиста посещает чувство вины. Он собирается в это селение. Встретив попутный грузовик, работник прессы, расположившись в кузове, погружается в свои воспоминания.

Оказывается, что Миклашевич на очередной учительской конференции обращался к нему за помощью. Во времена Второй мировой войны еще в подростком возрасте он был каким-то образом связан с партизанами. И даже пятеро его друзей, с которыми Миклашевич учился в одном классе, были убиты немецкими солдатами.

Поминки в доме учителя, или Кто такой Мороз

Прошло время, и выросший подросток смог добиться того, чтобы в честь погибших товарищей установили обелиск. А теперь учителю понадобилась помощь, связанная с неким запутанным делом. И он решил попросить газетчика о ней.

Тот пообещал, но постоянно откладывал поездку в село и, в конце концов, опоздал. Перед глазами постоянно стоит образ Миклашевича, его худенькая фигура с острыми плечами и очень рано увядшее лицо со спокойным и ясным взглядом.

Так начинается повесть “Обелиск” Быкова в кратком содержании.

Доехав до села, журналист увидел обелиск, который стоял недалеко от остановки, и направился в сторону здания школы, встретив по пути зоотехника. Он рассказал, что поминки проходят в доме учителя.

Газетчика усадили за стол рядом с немолодым уже ветераном. Молодой человек с внешностью начальника стал произносить речь о том, какой Миклашевич был хороший человек.

Сидевший рядом с журналистом ветеран неожиданно перебил его и, грохнув по столу, рассержено возмутился, почему никто не вспоминает Мороза.

Знакомство с новыми персонажами

Кого же имел в виду ветеран и сам автор произведения Быков? “Обелиск”, краткое содержание которого познакомит читателя с еще несколькими персонажами, действительно интересное произведение. Но основные его события только начинают разворачиваться. Журналист узнает, что ушедший с поминок ветеран – это бывший учитель Тимофей Ткачук, который теперь поселился в городе.

Газетчик поспешил за ним и увидел, как Тимофей Титович, дойдя до остановки, сел недалеко от памятника прямо в листву и вытянул ноги. Журналист, подойдя ближе к обелиску, нашел на нем еще одну дополнительную надпись, сделанную обычной масляной краской Мороз А. И. И тут к нему подошел Ткачук и предложил ехать в город вместе.

По пути завязался разговор, в котором Тимофей Титович начинает свой рассказ о Морозе. С ним и познакомит читателя дальнейшее краткое содержание. “Обелиск” Быков посвятил героическим поступкам советских защитников отечества, и о них еще, конечно, предстоит узнать.

Беседа с Тимофеем, или Рассказ о прошлом

В 1939 молодой еще тогда Тимофей Титович работал в районо. В это же время Мороз открывает школу для детей в усадьбе Сельцо. Вместе с ним преподает полька по фамилии Подгайская.

Она часто жаловалась в районо на методы, которые использует Мороз в воспитании детей. Тимофей Ткачук, конечно, ездил с проверками.

Однажды приехав, он увидел во дворе школы большое скопление учеников, которые трудились над упавшим старым деревом.

Тимофей Титович знал, что с дровами было очень плохо, и многие школы жаловались ему на эту проблему. А в этой догадались самостоятельно решить ее.

Среди детворы он заметил плечистого парня, который сильно хромая, направился к нему навстречу. Оказывается, проблема с ногой была с детства. Она не сгибалась и была даже немного вывернута в сторону.

Подойдя, он представился Алесем Ивановичем Морозом. Тимофею парень очень понравился.

Спустя пару лет, или Маленький Паша

С какими же событиями дальше познакомит автор произведения Быков? “Обелиск”, краткое содержание которого переносит нас в 1941 год, продолжает знакомить читателя с загадочным Морозом. Однажды морозным январским вечером Ткачук проезжал мимо школы и решил погреться. Алеся Ивановича не оказалось на месте. Мальчик, который открыл дверь, сказал, что учитель пошел провожать девочек.

Через несколько часов вернувшийся замерзший Мороз пояснил, что девчушек мать не пускала учиться из-за плохой погоды и отсутствия обуви. Но Алесий Иванович приобрел им все необходимое. А мальчик, который открыл дверь Тимофею Титовичу, был не кто иной, как Павел Миклашевич.

Он не мог вернуться домой, потому что отец сильно бил его, и Алесий временно приютил его. С чем дальше будет знакомить читателя краткое содержание? “Обелиск” Быков написал несколько необычно, постепенно разворачивая запутанный в самом начале сюжет.

Но это только усиливает интерес к произведению.

Любовь к детям, или Встреча Павлика с отцом

Дальше изучаем произведение “Обелиск”, Быков В. и краткое содержание расскажут еще об одном случае, который касался маленького Миклашевича. Спустя некоторое время местный прокурор отдал распоряжение вернуть мальчика родному отцу. Когда Павлик встретился с ним, тот сразу опять принимается за избиение сына. При этом присутствует несколько свидетелей.

Алесий Иванович не выдержал первый и вырвал из рук нерадивого папаши ремень. Их вовремя разняли, иначе произошла бы драка. Мороз на этом не успокаивается. Он добился того, что через суд мужчину лишили права воспитания маленького Миклашевича.

Судебные органы приняли решение отдать ребенка в детский дом. Но Алексий Иванович не спешит выполнять постановление. Дальнейшие события изменили абсолютно все. Что это за события, конечно, расскажет краткое содержание. “Обелиск” Быкова В. В.

теперь начинает повествование о трагических днях Великой Отечественной войны.

Немцы в поселке, или Никто не ждал войны

Нацистские войска наступали, а советских отрядов все не было. Уже через несколько дней фашисты явись в село. Тимофей Титович и другие жители, естественно, надеялись, что скоро их выгонят. Но было среди местного населения и немало предателей. Некоторые учителя присоединились к отряду казака Селезнева. Среди них был и Ткачук. Чуть позже в их ряды вступил бывший прокурор Сивак.

Отряд расположился в лесу, рыл окопы и готовился к зиме. На очередном совещании решили сходить в поселки, разведать обстановку и сойтись с надежными людьми. Тимофей Ткачук вместе с бывшим прокурором отправился в Сельцо.

Там они узнали, что многие переметнулись на сторону фашистов, кто-то стал полицаем. Это был один из знакомых Сивака по фамилии Лавченя. В произведении “Обелиск” Быков В.

снова показывает читателю, что всегда среди людей находится место не только для героических поступков, но остается и частичка для подлости, предательства и малодушия.

Школа продолжает работать

Что еще поразило Тимофея Титовича – это то, что школа, в которой работал Алесий Иванович, продолжала функционировать. И немцы позволили. Только располагалась она теперь в обычном доме. А в здании школы находился полицейский участок. Он не ожидал от учителя такого предательства. Зато прокурор не замедлил напомнить, что еще ранее хотел репрессировать Алесия.

Но когда ночью Мороз встретился с Тимофеем, он объяснил ему, что маскируется только для того, чтобы защитить своих ребят.

Друзья договорились, что учитель будет передавать отряду сведения о том, что происходит в деревне, слушать по радиоприемнику сводки и распространять их среди местного населения. Очередной мужественный поступок, который описывает Быков.

“Обелиск”, краткое содержание которого рассказывает читателю о судьбе Алесия, более подробно описывает все события, связанные с этим простым учителем.

Долой полицая, или Детское мужество

Лавченя, который стал полицаем, стал вести себя так же, как немцы. Грабил людей, убивал и даже издевался.

Один из учеников Алесия Ивановича, которого звали Николай Бородич, задумал его убить, но учитель запретил. Паше Миклашевичу было тогда 15 лет, а Николаю 19.

Они вместе со своими друзьями придумали план, как избавиться от полицая. Дети решили подпилить опоры у моста, по которому должен был проезжать на машине предатель.

Но, к сожалению, полицай не пострадал, а один из его спутников даже заметил ребят, притаившихся невдалеке. Мальчиков схватили немцы. Так описывает в своем произведении детское мужество Василий Быков. “Обелиск”, краткое содержание которого далее будет посвящено Морозу, старающемуся спасти ребят, книга, где более подробно рассказано читателю о поступке Павлика и Николая Бородича.

Алесий Иванович в отряде партизан

Мороз отправился в отряд, чтобы попросить помощи у товарищей. Но вскоре узнает, что немцы ищут его, и если он не вернется, то расстреляют мальчиков. Алесий принимает решение вернуться в село. Ткачук уговаривал его остаться, так как считал, что фашисты все равно обманут. Но Мороз стоял на своем. Конечно, получилось так, как и предполагал Тимофей Титович.

Немцы схватили Алесия Ивановича, а детей не отпустили. Вечером их всех вывели на улицу вместе с учителем. В этот момент Мороз предпринял попытку спасти Павлика Миклашевича, и ему это удалось.

Как описал это происшествие “Василий Быков”? “Обелиск”, краткое содержание которого лишь поверхностно описывает все события, произведение, где, конечно, более подробно рассказывается обо всех издевательствах фашистов и их жестокости.

О стойкости характеров главных персонажей. Даже о детском мужестве. И хотя это не самое краткое содержание, Быкова “Обелиск”, “Дожить до рассвета” и другие произведения заслуживают более пристального изучения. Здесь же многие подробности и фрагменты повествования опущены, а описаны те, где наиболее четко выражены личностные качества людей.

Краткое содержание. “Обелиск”, Быков В. или Заключительные события

Избитого и раненого в грудь фашистами Павлика подобрали партизаны. Мороза и остальных мальчиков сначала несколько дней пытали, зверски издевались, а затем повесили. Павел Миклашевич уже после войны долго лечился, у него начался туберкулез, сказывалось ранение в грудь. Наконец сердце не выдержало и остановилось. Так заканчивается краткое содержание.

“Обелиск” Быков В. заканчивает спором, возникшим между ветераном и водителем машины, который подвозил его и газетчика. Водитель считал, что Мороза нельзя считать героем. Детей он не спас, да и других заслуг у него не было. А ветеран стоял на своем. Алесий Иванович совершил подвиг! А как считал Быков В.?

“Обелиск”, сборник кратких содержаний о произведениях, посвященных Отечественной войне и многие другие повести о трагических событиях того времени, содержат многие спорные вопросы о героических поступках людей. Читателям остается только знакомиться с их содержанием и делать самостоятельные выводы.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-obelisk-bykova/

Обелиск – краткое содержание по главам: о чем писал Василь Быков и кто главные герои повести

Краткое содержание «Обелиск»

Василь Быков в своей повести «Обелиск» описывает события, которые происходили во время Великой отечественной войны. Главные герои произведения — это журналист, имя которого писатель не указывает.

Алесь Иванович Мороз — преподаватель в поселковой школе, который был убит во время Второй мировой войны. Тимофей Титович Ткачук — пенсионер, герой ВОВ, в молодости преподавал.

Павел Миклашевич — сельский учитель, который чудом спасся от смерти.

Смерть учителя

Краткий пересказ повести стоит начать с того, что местный журналист из Гродненской области случайно узнает о смерти поселкового учителя Павла Миклашевича. С ним рассказчик познакомился два года назад во время конференции. Преподаватель обратился к нему с просьбой помочь в расследовании запутанного дела.

Журналист обещал приехать, но постоянно находил отговорки, чтобы не посещать учителя. Однако, узнав о его смерти, в сердце появилась тоска и чувство вины, что за весь период он не нашел свободного времени, чтобы преодолеть 20 км и навестить человека, который нуждался в помощи. По этой причине газетчик посчитал необходимым посетить похороны.

! Константин Паустовский – Телеграмма: читаем краткое содержание

Краткое содержание произведения «Обелиск» повествует о Павле Миклашевиче, который работает учителем в школе, находящейся в селе Сельцо. В молодости преподаватель был партизаном, поэтому большую часть свободного времени проводил за изучением документации, которая относилась к истории Великой Отечественной войны.

Больше всего его интересовали события, которые разворачивались в Гродненщине, в его родном месте. Из-за того, что в бумагах были найдены нестыковки, Павел и обратился к журналисту.

Однако каждый раз газетчик находил некий предлог, чтобы не приезжать в село.

А теперь его мучила совесть, ведь можно было выделить немного времени, чтобы навестить Миклашевича и помочь разобраться в спорных вопросах.

Теперь это не имело значения, но не поехать на похороны журналист не мог, иначе мучился бы угрызениями совести до конца своих дней.

По дороге в село рассказчик вспоминает Павла. Несмотря на свой возраст, учитель выглядел старо, лицо было морщинистым, тело очень худощавым, при этом в глазах читалась ясность ума и спокойный характер.

Разговор возле обелиска

Встав из-за стола, газетчик направился за Ткачуком и нашел его около обелиска. Пожилой мужчина сидел на листве, а его ноги свисали над канавой.

Рассмотрев обелиск внимательно, мужчина обнаружил, что на нем имеются не только имена мальчишек, которые были повешены фашистами, но также в самом верху находилось имя Мороз А.И. При этом имя на монументе было выделено белой масляной краской.

! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам

Обелиск выглядел бедно, но, несмотря на это, был ухожен и чист. Видно, что люди чтили память тех, кто упомянут здесь. Посидев несколько минут, Ткачук предлагает журналисту ехать в город на попутках. Пока они шли к трассе, газетчик решил подробнее расспросить ветерана о Павле. Выяснилось, что мужчина хорошо знал Миклашевича и искренне уважал.

Для детей это был настоящий пример для подражания, его боготворили. В своей речи мужчина упомянул Мороза, и журналист сразу заинтересовался этой личностью и попросил бывшего учителя подробно рассказать об этом человеке.

Свою повесть человек начал с того, что в конце осени 39 года ХХ века западная часть страны соединилась с Белорусской ССР. Его, Тимофея Ткачука, по распределению направили в Западную Белоруссию как заведующего районным отделом образования, при этом он сам работал учителем.

Школа располагалась в имении пана Габруся, который переехал в Румынию, а здание пустовало. Здесь осталась жить Пани Подгайская. Пожилая дама не понимала русский язык, при этом немного понимала сам белорусский. Она не разделяла методики преподавания Мороза и постоянно на него жаловалась.

Ткачук, чтобы проверить, что происходит в деревне и чему учит преподаватель, отправился лично в школу. Приехав на место, Тимофей Титович увидел, что ученики вместе с учителем заготавливают дрова на зиму.

Ткачук познакомился с местным учителем и выяснил, что его зовут Алесь Иванович Мороз, родом с Могилевщины. Также заведующий обратил внимание на хромоту, и тот пояснил, что это дефект с рождения, но профессии это никак не мешает.

Также Мороз рассказал, что у ребятишек очень сильные проблемы с учебой, до этого они обучались в польском учреждении образования, а теперь перешли на белорусскую систему преподавания. Однако сам Мороз считает, что это не главное.

Важно, чтобы из детей получились хорошие люди, которые чтят традиции и не переступают через нравственные принципы.

Важно! Учитель на своем примере показывал ребятам, что нужно заботиться об окружающих людях и животных. Например, он приютил в школе хромую собаку и слепого кота.

Годы войны

Следующая встреча состоялась в 41 году, когда Ткачук проезжал мимо поместья январским вечером. Он промерз и решил согреться в стенах школы. Ему открыли ребята. Они рассказали, что учитель пошел провожать домой двух близняшек, так как на улице быстро потемнело, а их дорога проходит через лес.

Также дети пояснили, что Мороз специально купил для них теплую обувь, так как у родителей на это не было достаточно средств. Также в школе проживал Павел Миклашевич, у него были серьезные проблемы с отцом.

! Александр Грин Бегущая по волнам: читаем краткое содержание

Однако вскоре ему пришлось покинуть стены образовательного учреждения, так как поступил приказ от прокурора Сивака, чтобы ребенок вернулся домой. Его отец на глазах практически всего села избивает, но ни один взрослый не заступился за мальчишку, только Мороз смог противостоять мужчине. Вскоре он добился того, чтобы мальчика определили в детский дом. Однако Павел продолжал жить в школе.

Все изменилось в один момент, когда пришло известие о начале военных действий. Многие до последнего не верили, что фашизм придет на белорусскую землю.

В тот период никто не подозревал, что война затянется на долгие четыре года, да еще и унесет так много жизней. Ткачук и многие другие учителя вместе с детьми ушли в лес и стали партизанами. Новости они получали через Мороза. Но нашлись те, кто добровольно решили служить немцам.

Когда Ткачук попал в деревню, то выяснил, что большинство людей, которых он считал союзниками, стали предателями. А Мороз продолжал преподавать, но уже у себя дома. В месте, где была школа, сделали штаб фашистов.

Месть предателю

В селе было два шефа полиции, один являлся помощником партизан, а второй — настоящий предатель. В деревне среди местных получил прозвище Каин.

До начала ВОВ его сущность ничем не проявилась, многие не думали, что он может перейти на сторону врага. Каин подозревал, что Мороз помогает партизанам, поэтому неожиданно нагрянул в школу для проверки.

Фашисты все перевернули и обыскали каждый уголок, ничего не нашли, но допросили Мороза. Дети затаили обиду и решили наказать предателя. При этом школьники не стали посвящать учителя в свои планы. Пять мальчишек, в их числе был Павел, знали, что шеф полиции постоянно ездит через овраг к своему отцу, и решили подпилить опоры, время выбрали в начале весны.

При помощи пил и топоров мальчишки повредили опоры, при этом по мосту можно было без опасения передвигаться пешком. Рухнуть мост мог только при движении автомобиля. Все произошло на рассвете, когда около моста осталось только двое ребят — Смурый и Бородич. Машина перевернулась, но погиб только один немец. Каин увидел фигуры мальчишек и сразу понял, кто виноват в обрушении.

Павел Миклашевич сразу после случившегося побежал к Морозу и все ему рассказал, но учитель не знал, как помочь ребятам. Он был в смятении, не мог защитить своих воспитанников.

Уже в полночь Алесю сообщили, что всех парней задержали, а теперь очередь самого Мороза, но благодаря предупреждению Лавчени учитель успел скрыться от фашистов в отряде партизан. Несколько дней Мороз не находил себе места, так как не знал, что происходит с его учениками.

Ребятам устроили допрос, и под пытками всю вину взял на себя Бородич. Матери просили старосту отпустить сыновей, но немцы не хотели никого слушать. Однако поставили условие, что могут отпустить мальчишек, если добровольно явится сам Алесь Мороз.

Матери умоляли, а партизаны понимали, что это равно самоубийству. Но Мороз считал, что необходимо поступить по совести и пойти к ребятам.

 Учитель понимал, что это верная гибель, но лучше попытаться помочь, чем вообще ничего не предпринимать.

! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам

Героический поступок

Мальчишки не могли поверить, что учитель добровольно сдался, они думали, что Мороза схватили. Всех семерых приговорили к смертной казни, и спасти уже ничего не могло. Их повели через тот же мостик, сбежать шансов не было, но Мороз придумал, как отвлечь немцев. Он сказал Павлу: «Когда начну кричать, беги в лес».

Парень подумал, что у учителя есть некий план. А когда Алесь Мороз закричал, парнишка отвлекся на секунду и не сразу сообразил, что нужно бежать в сторону леса. Поэтому его догнали полицаи и стали палить из ружья. Мальчика приволокли ко всем и стали жестоко избивать. Когда немцы успокоились, то подумали, что Павел мертв и сбросили его в канаву.

Однако ночью его тело забрали партизаны и долго лечили. Остальных повесили в первый день Пасхи на телефонном столбе, и их тела висели на всеобщем обозрении несколько дней. После их останки захоронили на кирпичном заводе.

Павел сильно пострадал, он много лет лечился от туберкулеза. Болезнь появилась после того самого ранения, вода, где он пролежал несколько часов, была грязной, она попала в кровь и начался воспалительный процесс. Во время долгого лечения от заболевания у Павла начала развиваться патология сердечно-сосудистой системы. И умер он еще молодым в возрасте 36 лет.

Подведем итоги

По всем главам повести прослеживается героизм людей, которые сражались за свою родину. Алесь Мороз — это герой, так как он не стал спасаться, хотя у него была возможность сохранить свою жизнь.

В тот момент Мороз не думал о героизме, он думал о своих учениках. Совесть не позволяла ему жить спокойно, зная, что мальчики подвергаются мучениям. Учитель знал, что их не отпустят, но посчитал своим долгом умереть вместе с ними.

Повесть Василя Быкова отражает героизм многих людей, которые защищали Родину от фашизма.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/povest-obelisk-bykova.html

Краткое содержание Быков Обелиск для читательского дневника

Краткое содержание «Обелиск»

Данное произведение автора посвящено военной тематике, как и остальные  другие его труды.

Повесть с первых строчек знакомит нас с журналистом, посетившим деревню Сельцо. Он узнает от одного из жителей о кончине педагога Миклашевича.

Давно он был знаком с этим человеком. Когда- то на одной конференции Миклашевич попросил помощи в одно деле. В годы войны он  работал на партизан. Фашисты зверски расправились с его друзьями. Они вместе учились в школе, и вот враги их уничтожили.  Учитель  много ходил по инстанциям  и ходатайствовал, чтобы поставили им памятник. И его просьбу выполнили.

Когда журналист прибыл в деревню, он тот час направился  в образовательное учреждение. Ему сразу же показали, где проходили поминки. Много слов было сказано о том, как советские люди победили в суровой войне, какие в стране происходят достижения, но никто не обмолвился о покойном.

  И тогда бывший преподаватель  Ткачук сильно возмутился, что даже ушел  с поминального обеда, а журналист направляется к обелиску. Там был и Ткачук. Памятник был ухожен, и на нем аккуратно было написана фамилия – Мороз. Тут ветеран и рассказал корреспонденту историю про Миклашевича.

В 1939 году Тимофей Титович был руководителем районо, а Мороз преподавал в этом селе. Здесь же проживала одна полька, которая писала постоянно  жалобы на учителя за то ,что он неправильно воспитывает детей. Но Алесь Иванович помогал детям освоить  программу на белорусском языке  и содержал школу в порядке. Так что у него можно было многому научиться.

Учитель проявлял большую заботу о детях. Однажды в сильный мороз он пошел провожать домой двух учениц, а потом купил им обувь, чтобы они могли регулярно посещать занятия, ведь семья это была очень бедная.

Но вскоре война нарушила все планы образовательной деятельности. Гитлеровцы с первых дней были уже в их селе. Педагоги ушли в отряд к Селезневу, стали готовиться к обороне. И вот Ткачук и Сивак отправились разведать, что происходит в деревне. И были удивлены тем, что мороз продолжал вести занятия в школе.

Ночью педагог встретился тайно со своими односельчанами и сказал им, что он остался в деревне, потому что боится за детишек. Ему будет удобнее находиться здесь, наблюдать за происходящим и все докладывать в отряд.

Первоначально все шло гладко, Алесь Иванович помогал, как мог. Но в один из дней, выслушав донос  от полицая Лавченя, предателя Родины, на педагога фашисты прибыли в школу. Они разгромили все, и обыскали ребят.

Потом они устроили допрос Морозу.

После всего это ученики приняли решение убить полицая. Они подрезали столбы у моста, и проезжавшая машина с гитлеровцами и полицаем рухнула в воду.

Миклашевич все рассказал педагогу о происшествии, и он, конечно, не одобрил их поступок. А потом всех ребят схватили. Фашисты требовали, чтобы  ученики выдали, где находится их учитель.

Алесь Иванович пришел сам к ним. И хотя немцы обещали мальчишек  отпустить, слово они свое не сдержали. Всех их сильно пытали, а потом расстреляли. Мороза забили насмерть.

А Павлу Милашевичу удалось бежать, хотя, и ранен он был тяжело в грудь.

После войны никто не считал, что Мороз совершил героический поступок, однако, Милашевич доказал обратное. В последнее время, конечно, он сильно болел, дала знать его старая рана, да и сердце пошаливало. Но он смог напомнить людям, что в их селе жил человек, который немало сделал в освобождении страны от немецких захватчиков.

Повесть учит нас тому, что когда придется сделать какой-то важный шаг в своей жизни, нужно уметь сделать выбор между честью и бесчестием, и поступить так, как подсказывает твоя совесть.

Оцените произведение: 29

Читать краткое содержание Обелиск. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кем быть? Маяковский

    В произведение Кем быть? за авторством Маяковского поднимается весьма важный вопрос, который на первый взгляд может показать обыденным и даже банальным, но от этого не перестает быть актуальным и по сей день.

  • Краткое содержание Казаков Тихое утро

    Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку.

  • Краткое содержание Свидание Вампилов

    Начинается с того, что студент подходит к сапожнику, чтобы тот починил ему ботинки. После недолгих торгов они сходятся на цене в 20 рублей, и студент просит сапожника работать быстрее, так как он очень спешит.

  • Краткое содержание Железников Троп

    На солнце стояла большая собака по кличке Троп и перебирала ногами . Но вот на крыльце появилась бабушка с маленьким мальчикам Петя на руках . Ребенок повернулся ка псу и когда тот радостно открыл пасть, это напугало мальчугана и тот заплакал

  • Краткое содержание опера Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) Пуччини

    Основу оперы составляет трагическая история молодой японской девушки. Действие начинается с повествования о том, что американский солдат Бенджамин Франклин Пинкертон состоит

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/vasil-bykov/obelisk

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.