Краткое содержание «Отрочество»

Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание

Краткое содержание «Отрочество»

«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.

Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости.

Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями.

Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов.

Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.

Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов.

Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза.

Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».

Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.

Главные герои и их характеристика

Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.

Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.

Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.

Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола.

Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием.

Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?

Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.

Основной идеей аллегорического рассказа Льва Толстого “Холстомер” является осуждения обозленного и бездушного общества, в котором не ценится честь, ум и человечность.

В своем рассказе “Метель” Лев Толстой попытался напомнить читателям о том, что человек является неотделимой частью природы, которая беспощадна к тем, кто хочет отделиться от нее цивилизацией.

По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым.

Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал.

Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.

Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!

идея произведения

цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.

В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.

Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх.

За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве.

Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.

Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.

Анализ произведения

При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица.

Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика.

Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.

Стиль произведения
«Детство. Отрочество. Юность» – не дневник маленького мальчика, а воспоминания взрослого человека, написанные им в формате реального времени. Этот прием психологически сближает читателя и главного героя, присутствие второго рассказчика придает повести оценочный характер.

Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.

В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.

Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?

Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых.

Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать.

Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года.

Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/otrochestvo.html

Краткое содержание: Отрочество (Толстой Л.Н.)

Краткое содержание «Отрочество»

После смерти матери ребят отправляют в дол­гий путь, в имение их бабушки, где отныне им предстояло жить. Главному герою Николаю ни­сколько не грустно, так как кажется, что старая, полная печалей жизнь будет наконец-то замене­на новой, свежей и веселой.

«У меня перед глазами не было ни затворен­ной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого роя­ля, к которому не только не подходили, но на ко­торый и смотрели с какою-то боязнью, ни траур­ных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напо­миная мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память».

Теперь, в путешествии, вокруг героя постоян­но возникали живописные картины, а весенняя природа вселяла радость и надежды на будущее.

Выезжали, как правило, рано утром. Автор описывает, в каких обстоятельствах происходи­ло их пробуждение, первые минуты нового дня, как затем они садились в бричку и продолжали путешествие. На душе у мальчика было легко и спокойно.

Однажды в дороге путешественники попали в сильнейшую грозу. Природа буйствовала и уста­навливала свои порядки. Было очень страшно продолжать путешествие.

«Вот задрожала осино­вая роща; листья становятся какого-то бело-мут­ного цвета, ярко въедающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы ле­тят через дорогу.

Стрижи и белогрудые ласточ­ки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью ло­шадей; галки с растрепанными крыльями как- то боком летают по ветру… Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение…, в ту же секунду над самой головой раздается ве­личественный гул, который, как будто поднима­ясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и пе­реходит в оглушительный треск, невольно застав­ляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!»

Когда гроза начала стихать, возле брички вдруг показался страшный нищий, который чрезвычайно напугал главного героя. Начался сильный дождь, и путешественникам пришлось выдержать новое испытание.

Наконец показал­ся первый робкий луч солнца. «Я испытываю не­выразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и осве­женная, повеселевшая природа».

Дети озаряют­ся радостью.

Главный герой общается с Катенькой. Детей интересует, каким будет их будущее, оно стра­шит и манит одновременно. Катенька высказы­вает мысль, что вскоре ей не придется запросто общаться с ребятами, так как она бедна, а они — богаты. Ее собеседнику трудно понять, что она имеет ввиду.

«Бедными, по моим тогдашним по­нятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошень­кой Катей».

С главным героем в процессе этого разговора происходит серьезная моральная пе­ремена, и именно с этого момента и началось его отрочество.

С приездом в Москву перемены в его взглядах на предметы стали еще ощутимее. Когда он уви­дел бабушку, то сначала испытал к ней чувство подобострастного уважения и страха, а затем, когда она припала к голове Любочки и зарыда­ла, душа его наполнилась состраданием.

Отец практически не занимался детьми. Дядя Карл Иваныч казался главному герою странным и смешным, с девочками мальчишки общались все менее охотно. По всему ощущалась, что жизнь значительно изменилась.

Главный герой был всего на год моложе свое­го брата Володи, но теперь между ними будто об­разовалась пропасть.

У Володи проснулась страсть к собирательству, и когда автор однаж­ды нечаянно разбил его флакончик, между ними возник конфликт, и младший брат нарочно пере­бил все флакончики.

Помирились они по иници­ативе Володи, и Николай в этот момент чувство­вал себя таким виноватым, что из глаз его текли обильные слезы.

Когда главному герою было четырнадцать, он стал иначе, чем раньше, воспринимать горнич­ную Машу. Однажды он узнал, что Володе тоже нравится Маша.

«…Мне невольно захотелось по­дражать ему… Иногда, притаившись за дверью, я с тяжелым чувством зависти и ревности слу­шал возню, которая поднималась в девичьей, и мне приходило в голову: каково бы было мое положение, ежели бы я пришел на верх и, так же как Володя, захотел бы поцеловать Машу? Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродли­вости… Я был слишком самолюбив, чтобы при­выкнуть к своему положению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, до­ставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал…».

Однажды дети играли с дробью, и их обвини­ли в том, что они чуть было не сожгли дом. Их отцу после этого пришлось иметь разговор с ба­бушкой, грозной и суровой женщиной. В ходе разговора было решено пригласить для воспита­ния детей гувернера. Отныне вместо Карла Ива­ныча появился щеголеватый француз.

Главному герою было жаль расставаться со своим прежним воспитателем. Карл Иваныч рассказал ему свою историю. «Мне всегда плати­ли злом за добро, которое я делал людям, и моя награда не здесь, а оттуда, — сказал он, указы­вая на небо». Карл Иваныч был и сапожником, и солдатом, и дезертиром, и фабрикантом, и учи­телем. «Теперь я нуль! и мне, как сыну божию, некуда преклонить свою голову».

У главного героя вскоре возникли проблемы с учителем истории. Ему поставили плохую от­метку, и как раз в этот момент в доме были гости по случаю дня рождения Любочки. Плохую от­метку скрыли.

Отец попросил принести из его кабинета какую-то мелочь, и когда автор отпра­вился за ней, он не удержался и залез в бумаги отца. К его ужасу, ключ от портфеля сломался.

Мальчику стало страшно, так как вечером все должно было открыться: и единица по истории, и сломанный ключ, и еще Мими должна была пожаловаться на него. Он вернулся к гостям и стал вести себя нарочито вызывающе.

Ему очень не нравилось, что Сонечка — девочка, пре­бывавшая у них в гостях, не уделяет ему никако­го внимания, а интересуется Сережей. Он назвал ее изменницей, а потом случайно увидел, как Се­режа поцеловал Сонечку, и ему стало еще хуже. Он захотел сделать нечто, что привлекло бы к не­му всеобщее внимание.

Когда гувернер St.-Jerome сошел вниз и ска­зал мальчику, чтобы он шел наверх, тот показал ему язык и сказал, что не пойдет отсюда. В изум­лении тот пообещала наказать его розгами.

Следует описание страшных переживаний главного героя. То ему казалось, что он подки­дыш, что ему необходимо уйти из дома, то он хо­тел убить гувернера, то уйти на войну. Он думал о Боге, недоумевал, почему тот наказывает его, хотя он регулярно молится.

Пришел St.-Jerome и приказал идти к бабуш­ке. Она обратилась к мальчику с холодным мо­нологом и попыталась заставить его просить у гувернера прощения. Он не послушался, и у ба­бушки случилась истерика.

Как раз тогда отец узнал о сломанном ключе от портфеля. Он попытался наказать сына, тот расплакался, признался, что ненавидит гуверне­ра и готов убить его.

С каждым днем герой произведения чувство­вал себя все более и более одиноким. Он утешал­ся только мечтами, в которых представлял себе Машу.

Маша была влюблена в Василия, тоже крепо­стного, и ее дядька Николай не разрешал им по­жениться. Это приносило им величайшие стра­дания. Николай же представлял, что когда он станет хозяином поместья, то пожалует Васи­лию тысячу и повелит им с Машей пожениться.

Далее следует описание того, как сложно фор­мировалось мировоззрение Николая.

«Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внеш­них причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив… Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не мо­жет быть иначе счастлив, как пользуясь настоя­щим и не помышляя о будущем… То раз, стоя пе­ред черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симмет­рия?.. Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к по­стоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».

Володе предстояло поступать в университет. Он демонстрировал прекрасные результаты в от­личие от Николая. Все экзамены старший брат выдержал отлично.

После последнего, самого сложного экзамена, Володя появился в краси­вом студенческом мундире, очень гордый. Все были счастливы.

Николай со временем стал от­мечать, как переменился и повзрослел Володя, и ему был не понятен его новый образ. К тому же он отмечал, что Володя стал как-то по-другому общаться с Катенькой.

Катенька за последнее время очень преобра­зилась, похорошела. По сравнению с Любочкой, которая продолжала оставаться некрасивой, Ка­тенька смотрелась просто красавицей. Отлича­лось и поведение девочек: Катенька любила ко­кетничать, Любочка же не терпела жеманства.

Однако Катенька нравилась Николаю гораздо больше Любочки. Папа чрезвычайно гордился своим старшим сыном-студентом.

У Николая же меняется отношения к отцу, он перестает воспри­нимать его как небожителя, начинает относиться к нему как к живому человеку и даже слегка пре­зирать за слабости.

Умерла бабушка. Николаю не было ее жалко, только масса неприятных чувств возникло у не­го от самого факта ее смерти. Оказывается, что свое имение она оставила в наследство Любочке, поручив до ее замужества опеку не отцу, а князю Ивану Иванычу.

Остается несколько месяцев до поступления в университет Николая. Маша и Василий поже­нились, и у автора уже не было никакого волне­ния по поводу красивой горничной. «…Я начи­наю понемногу исцеляться от моих отроческих недостатков, исключая, впрочем, главного, ко­торому суждено наделать мне еще много вреда в жизни, — склонности к умствованию».

К Володе часто приходили друзья, и в эти мо­менты Николай любил бывать в его комнате, хо­тя в этом обществе его не очень жаловали. Некий князь Нехлюдов произвел сильное впечатление на Николая. Он был некрасив, но умен, и автору очень хотелось превзойти его.

Однажды приятели позвали Володю в театр, но у него не было денег. Чтобы скрыть это, он вы­шел, чтобы попросить взаймы у дворецкого. Ни­колая присутствовал при этом, и приятели брата стали задавать ему вопросы относительно нали­чия денег у Володи. Зашел разговор о самолюбии.

Володя со своим другом Дубковым уехали в те­атр, а Нехлюдов остался с Николаем, чтобы про­должить дискуссию. Для главного героя это был долгожданный шанс поспорить с Нехлюдовым. В итоге их беседы Нехлюдов назвал Николая ум­ным, и тот почувствовал себя абсолютно счаст­ливым.

Отныне между Николаем и Нехлюдовым уста­новилась дружба. «Мы толковали и о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женить­бе, и о воспитании детей, и никогда нам в голову не приходило, что все то, что мы говорили, был ужаснейший вздор. Это не приходило нам в го­лову потому, что вздор, который мы говорили, был умный и милый вздор…».

Друзья поначалу проводили друг с другом много времени, но во время Масленицы Нехлю­дов начал как-то отстраняться от общения с Ни­колаем, из-за чего тот начал сильно переживать. От обиды Николай решил более не общаться с ним. Нехлюдов сам сделал попытку помирить­ся, и Николай охотно пошел ему навстречу.

От­ныне друзья решили быть во всем друг с другом откровенными. «…Под влиянием Нехлюдова я невольно усвоил и его направление, сущность ко­торого составляла восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться».

Столь идеалис­тические представления стали сущностью юно­шеского мировоззрения Николая.

В ранней юности Николай представляет собой человека, который всеми силами пытается най­ти себя. Его мировоззрение постоянно испыты­вает влияние со стороны окружающего мира, из-за чего мысли Николая становятся сумбурны­ми.

Он то поверхностно подумывает о том или ином, то вдруг глубоко уходит в очередную мысль и додумывает ее до некого вывода. Заклю­чения Николая на тот момент странные, они не отличаются ровностью и логичностью, однако не лишены смысла.

Николай, безусловно, пред­ставляет собой развитого в интеллектуальном плане молодого человека, однако ему не достает знаний, уверенности в себе и внимательного от­ношения со стороны близких. По сути он оказы­вается предоставленным самому себе и потому вынужден самостоятельно познавать мир.

По­этому он так увлекается Нехлюдовым, который, в отличие от других, позволяет ему высказывать­ся и не остается равнодушным к его мыслям.

Юный Николай производит противоречивое впечатление. С одной стороны, он подобен мягко­му воску, из которого под влиянием окружающе­го мира можно вылепить все, что угодно; с дру­гой стороны, он пытается утвердиться в жизни и для этого имеет все основания и ресурсы.

Инте­ресны описания его мыслей, переживаний, сви­детельствующих о непрекращающемся процессе формирования личности. Автор также не забыва­ет повествовать и о тех реальных процессах и со­бытиях, которые происходят вокруг Николая и также оказывают на него влияние.

Вкупе все это составляет обширную картину среды, в кото­рой растет и развивается человек, который впос­ледствии будет жить в соответствии со складыва­ющимся в настоящий момент мировоззрением.

На этой странице искали :

  • отрочество толстой краткое содержание
  • толстой отрочество анализ
  • л н толстой отрочество краткое содержание
  • краткое содержание отрочество толстой
  • критика Толстого Отрочество

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-otrochestvo-tolstoj-l-n.html

Краткое содержание «Отрочество»

Краткое содержание «Отрочество»

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм.

В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям.

Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Николай (Николенька)Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Отец Николая.

Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.

Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.

Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.

Василий – портной, возлюбленный Маши.

Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил.

В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать.

Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». С утра Николенька получает единицу по истории.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, могло любить Василья».

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла», она кажется мальчику более «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя.

Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены.

У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 1313.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/otrochestvo

Толстой – Отрочество: краткое содержание

Краткое содержание «Отрочество»

Толстой – Отрочество: краткое содержание — это вторая повесть автобиографичной трилогии, написанной Л.Н. Толстым.

В повествовании детально рассматривается путь становления подростка как взрослой личности на примере 14-летнего Николая Иртеньева. Напечатано произведение было в 1854г. в журнале «Современник».

Как и первая часть, «Отрочество» выделяется среди других творений глубиной психологического анализа не просто личности, а ее становления на примере главного героя.

Л.Н. Толстой очень любил детей и молодежь, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил написать о своих воспоминаниях, немного приукрашенных. Стоит отметить, что до него никто не рассматривал в контексте самостоятельных произведений формирование характера, начиная с детских лет и до периода юношества.

Если в повести «Детство» главной темой были взаимоотношения с семьей, то в «Отрочестве» уделяется больше внимания взаимоотношениям Николеньки с окружающими. Толстой хорошо владеет традиционными литературными приемами такими, как описание портрета героя, характеристика жестов, речи. Все вместе это прекрасно дополняет художественный замысел повести.

  1. Николай Иртеньев — подросток, который является рассказчиком. Тонко чувствующий юноша, эмоционально переживающий свое отрочество.
  2. Володя — старший брат главного героя. Импульсивный и ветреный молодой человек.
  3. Бабушка братьев по материнской линии — в ее московском доме жили Иртеньевы.
  1. Отец Николая и Володи.
  2. Катенька — 16-летняя девушка, дочь гувернантки. Первая любовь Николеньки.
  3. Любочка — сестра Иртеньевых.
  4. Карл Иванович— немец, домашний учитель братьев. Позже уволен их бабушкой.
  5. Сен-Жером — француз, заменивший на должности наставника Карла Ивановича.
  6. Маша — 25-летняя горничная, нравилась Николаю.
  7. Василий — портной, возлюбленный молодой горничной.
  8. Дмитрий Нехлюдов — приятель Володи, позже становится близким другом Николая.

По дороге в Москву

Семейство Иртеньевых отправляется в Москву. За 4 дня пути Николенька видит множество красивых и живописных мест. Извозчик разрешает мальчику некоторое время править лошадьми, что приводит главного героя в восторг.

Однажды жарким и душным вечером начинается гроза. Николенька одновременно ощущает и восторг и страх перед буйством стихии. Он чувствует, как его душа постепенно становится такой же обновленной и свежей как природа после грозы.

Главный герой и Катенька ведут разговор о том, что теперь они будут жить у бабушки. Николай замечает, что она постепенно отдаляется от них. Катя не видит в этом ничего странного и говорит, что всем людям свойственно меняться.

Мальчик впервые понимает, что на свете есть люди, которые живут своей жизнью и даже не знают о семье Иртеньевых.

В Москве семейство встречает бабушка, которая за то, время, что они не видели ее сильно постарела. Это вызывает у Николеньки чувство сострадания к ней. Отец поселяется во флигеле и не занимается воспитанием детей.

Володя был всего лишь на год и несколько месяцев старше брата, но главный герой чувствует, что он его во всем превосходит. Братья становятся не так близки как раньше.

Николаю нравится 25-летняя Маша, но он считает себя некрасивым и потому так и не  подходит к ней.

История Карла Ивановича

Бабушке становится известно, что братья баловались порохом. Ей кажется, что это все от недостатка воспитания, поэтому она решает уволить Карла Ивановича. На его место нанимают молодого щеголя-француза.

Перед тем, как уехать, Карл Иванович рассказывает историю своей жизни Николаю. Он был внебрачным сыном, поэтому его никогда не любил отчим. В 14 лет мальчик стал учеником сапожника, а потом пошел в армию вместо брата.

Его взяли в плен, из которого Карлу Ивановичу удалось сбежать. Долгое время он работал на фабрике, а потом один генерал помог переехать в Россию, где его наняла гувернером мать Николая.

За годы, которые учитель провел в семье Иртеньевых, очень к ним привязался.

Последствия полученной единицы

В тот день, когда у Любочки было день рождения, Николенька получает единицу по истории. Отец просит принести сына коробку конфет для именинницы. Мальчик случайно ломает ключик от портфеля отца.

Новому учителю Сен-Жерому становится известно о плохой оценке воспитанника. Между Николенькой и гувернером вспыхивает ссора, во время которой француз обещает, что тот получит наказание в виде розг. Главный герой ударил его.

Сен-Жером закрывает воспитанника в чулане.

Николенька всю ночь был в чулане. В это время у него возникают грустные мысли и мальчик чувствует себя очень несчастным. На следующий день его переводят в другую комнату, а позже бабушка говорит внуку, чтобы тот извинился перед гувернером. Николай, расплакавшись, отказывается приносить извинения, что расстраивает бабушку до слез.

Главный герой начинает жаловаться на учителя своему отцу. Но с Николенькой случается приступ, во время которого он теряет сознание. Перепуганные домашние прощают мальчика, но после этого он возненавидел Сен-Жерома.

«Взрослые» размышления Николая

Главный герой наблюдает за трогательным романом Маши и Василия. Ее дядя не разрешает им жениться. И хотя он не в состоянии понять, как девушка могла полюбить портного, искренне сочувствует Маше. Николенька много думает о том, в чем заключается предназначение человека, вопросе жизни и смерти, размышляет о бессмертии души и в чем заключается счастье.

Старший брат на «отлично» сдает вступительные экзамены в университет и становится студентом. Николай завидует тому, что Володя стал взрослым. Главный герой замечает, что Катя и Любочка очень изменились. Мальчик замечает, что она стала очень похожа на мать, когда играет за роялем. Отец выигрывает большую сумму денег и чаще приходит к бабушке.

Николенька становится взрослым

Через некоторое время умирает бабушка Иртеньевых. Она завещала имение Любочке, а опекуном оставила не отца, а князя Ивана Ивановича. Николаю остается несколько месяцев до поступления в университет на факультет математики. Главный герой становится старше, начинает уважать своего учителя.  Он решает попросить у своего отца позволения на свадьбу Маши и Василия, и они женятся.

Николай любит общаться со знакомыми старшего брата. Особенно близкие отношения у него устанавливаются с князем Дмитрием Нехлюдовым. Они обещают, что никогда не будут обсуждать друг друга с другими. Николай становится приверженцем взглядов идеализма Нехлюдова и верит, что они смогут сделать общество лучше.

Тест по повести Отрочество

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА

Отрочество Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Источник: http://vse-kratko.ru/tolstoy-otrochestvo-kratkoe-soderzha/

Краткое содержание “Отрочество”

Краткое содержание «Отрочество»

Повесть “Отрочество” Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм.

В “Отрочестве” Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям.

Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Краткое содержание “Отрочество” по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Главные герои

Николай Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя – старший брат Николая, “был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях”.

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

Отец Николая.

Катя, Любочка – сестры Николая.

Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером – француз, второй гувернер в семье Николая.

Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.

Василий – портной, возлюбленный Маши.

Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество “новых живописных мест и предметов”. Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Заключение

В повести “Отрочество” Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние, но и внутренние перемены.

У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа “Отрочества” Толстого, оценив полный вариант повести.

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-otrochestvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.