Краткое содержание «Отрочество»
Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание
«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.
Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости.
Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями.
Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов.
Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.
Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов.
Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза.
Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.
Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.
Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.
Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола.
Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием.
Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?
Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.
Основной идеей аллегорического рассказа Льва Толстого “Холстомер” является осуждения обозленного и бездушного общества, в котором не ценится честь, ум и человечность.
В своем рассказе “Метель” Лев Толстой попытался напомнить читателям о том, что человек является неотделимой частью природы, которая беспощадна к тем, кто хочет отделиться от нее цивилизацией.По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым.
Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал.
Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.
Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!
идея произведения
цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.
В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.
Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх.
За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве.
Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.
Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.
Анализ произведения
При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица.
Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика.
Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.
Стиль произведения
«Детство. Отрочество. Юность» – не дневник маленького мальчика, а воспоминания взрослого человека, написанные им в формате реального времени. Этот прием психологически сближает читателя и главного героя, присутствие второго рассказчика придает повести оценочный характер.
Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.
В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?
Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых.
Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать.
Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года.
Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/otrochestvo.html
Краткое содержание: Отрочество (Толстой Л.Н.)
После смерти матери ребят отправляют в долгий путь, в имение их бабушки, где отныне им предстояло жить. Главному герою Николаю нисколько не грустно, так как кажется, что старая, полная печалей жизнь будет наконец-то заменена новой, свежей и веселой.
«У меня перед глазами не было ни затворенной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого рояля, к которому не только не подходили, но на который и смотрели с какою-то боязнью, ни траурных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напоминая мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память».
Теперь, в путешествии, вокруг героя постоянно возникали живописные картины, а весенняя природа вселяла радость и надежды на будущее.
Выезжали, как правило, рано утром. Автор описывает, в каких обстоятельствах происходило их пробуждение, первые минуты нового дня, как затем они садились в бричку и продолжали путешествие. На душе у мальчика было легко и спокойно.
Однажды в дороге путешественники попали в сильнейшую грозу. Природа буйствовала и устанавливала свои порядки. Было очень страшно продолжать путешествие.
«Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко въедающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу.
Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как- то боком летают по ветру… Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение…, в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!»
Когда гроза начала стихать, возле брички вдруг показался страшный нищий, который чрезвычайно напугал главного героя. Начался сильный дождь, и путешественникам пришлось выдержать новое испытание.
Наконец показался первый робкий луч солнца. «Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».Дети озаряются радостью.
Главный герой общается с Катенькой. Детей интересует, каким будет их будущее, оно страшит и манит одновременно. Катенька высказывает мысль, что вскоре ей не придется запросто общаться с ребятами, так как она бедна, а они — богаты. Ее собеседнику трудно понять, что она имеет ввиду.
«Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей».
С главным героем в процессе этого разговора происходит серьезная моральная перемена, и именно с этого момента и началось его отрочество.
С приездом в Москву перемены в его взглядах на предметы стали еще ощутимее. Когда он увидел бабушку, то сначала испытал к ней чувство подобострастного уважения и страха, а затем, когда она припала к голове Любочки и зарыдала, душа его наполнилась состраданием.
Отец практически не занимался детьми. Дядя Карл Иваныч казался главному герою странным и смешным, с девочками мальчишки общались все менее охотно. По всему ощущалась, что жизнь значительно изменилась.
Главный герой был всего на год моложе своего брата Володи, но теперь между ними будто образовалась пропасть.
У Володи проснулась страсть к собирательству, и когда автор однажды нечаянно разбил его флакончик, между ними возник конфликт, и младший брат нарочно перебил все флакончики.
Помирились они по инициативе Володи, и Николай в этот момент чувствовал себя таким виноватым, что из глаз его текли обильные слезы.
Когда главному герою было четырнадцать, он стал иначе, чем раньше, воспринимать горничную Машу. Однажды он узнал, что Володе тоже нравится Маша.«…Мне невольно захотелось подражать ему… Иногда, притаившись за дверью, я с тяжелым чувством зависти и ревности слушал возню, которая поднималась в девичьей, и мне приходило в голову: каково бы было мое положение, ежели бы я пришел на верх и, так же как Володя, захотел бы поцеловать Машу? Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости… Я был слишком самолюбив, чтобы привыкнуть к своему положению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, доставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал…».
Однажды дети играли с дробью, и их обвинили в том, что они чуть было не сожгли дом. Их отцу после этого пришлось иметь разговор с бабушкой, грозной и суровой женщиной. В ходе разговора было решено пригласить для воспитания детей гувернера. Отныне вместо Карла Иваныча появился щеголеватый француз.
Главному герою было жаль расставаться со своим прежним воспитателем. Карл Иваныч рассказал ему свою историю. «Мне всегда платили злом за добро, которое я делал людям, и моя награда не здесь, а оттуда, — сказал он, указывая на небо». Карл Иваныч был и сапожником, и солдатом, и дезертиром, и фабрикантом, и учителем. «Теперь я нуль! и мне, как сыну божию, некуда преклонить свою голову».
У главного героя вскоре возникли проблемы с учителем истории. Ему поставили плохую отметку, и как раз в этот момент в доме были гости по случаю дня рождения Любочки. Плохую отметку скрыли.
Отец попросил принести из его кабинета какую-то мелочь, и когда автор отправился за ней, он не удержался и залез в бумаги отца. К его ужасу, ключ от портфеля сломался.
Мальчику стало страшно, так как вечером все должно было открыться: и единица по истории, и сломанный ключ, и еще Мими должна была пожаловаться на него. Он вернулся к гостям и стал вести себя нарочито вызывающе.
Ему очень не нравилось, что Сонечка — девочка, пребывавшая у них в гостях, не уделяет ему никакого внимания, а интересуется Сережей. Он назвал ее изменницей, а потом случайно увидел, как Сережа поцеловал Сонечку, и ему стало еще хуже. Он захотел сделать нечто, что привлекло бы к нему всеобщее внимание.
Когда гувернер St.-Jerome сошел вниз и сказал мальчику, чтобы он шел наверх, тот показал ему язык и сказал, что не пойдет отсюда. В изумлении тот пообещала наказать его розгами.
Следует описание страшных переживаний главного героя. То ему казалось, что он подкидыш, что ему необходимо уйти из дома, то он хотел убить гувернера, то уйти на войну. Он думал о Боге, недоумевал, почему тот наказывает его, хотя он регулярно молится.
Пришел St.-Jerome и приказал идти к бабушке. Она обратилась к мальчику с холодным монологом и попыталась заставить его просить у гувернера прощения. Он не послушался, и у бабушки случилась истерика.Как раз тогда отец узнал о сломанном ключе от портфеля. Он попытался наказать сына, тот расплакался, признался, что ненавидит гувернера и готов убить его.
С каждым днем герой произведения чувствовал себя все более и более одиноким. Он утешался только мечтами, в которых представлял себе Машу.
Маша была влюблена в Василия, тоже крепостного, и ее дядька Николай не разрешал им пожениться. Это приносило им величайшие страдания. Николай же представлял, что когда он станет хозяином поместья, то пожалует Василию тысячу и повелит им с Машей пожениться.
Далее следует описание того, как сложно формировалось мировоззрение Николая.
«Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив… Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем… То раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия?.. Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».
Володе предстояло поступать в университет. Он демонстрировал прекрасные результаты в отличие от Николая. Все экзамены старший брат выдержал отлично.
После последнего, самого сложного экзамена, Володя появился в красивом студенческом мундире, очень гордый. Все были счастливы.
Николай со временем стал отмечать, как переменился и повзрослел Володя, и ему был не понятен его новый образ. К тому же он отмечал, что Володя стал как-то по-другому общаться с Катенькой.
Катенька за последнее время очень преобразилась, похорошела. По сравнению с Любочкой, которая продолжала оставаться некрасивой, Катенька смотрелась просто красавицей. Отличалось и поведение девочек: Катенька любила кокетничать, Любочка же не терпела жеманства.
Однако Катенька нравилась Николаю гораздо больше Любочки. Папа чрезвычайно гордился своим старшим сыном-студентом.У Николая же меняется отношения к отцу, он перестает воспринимать его как небожителя, начинает относиться к нему как к живому человеку и даже слегка презирать за слабости.
Умерла бабушка. Николаю не было ее жалко, только масса неприятных чувств возникло у него от самого факта ее смерти. Оказывается, что свое имение она оставила в наследство Любочке, поручив до ее замужества опеку не отцу, а князю Ивану Иванычу.
Остается несколько месяцев до поступления в университет Николая. Маша и Василий поженились, и у автора уже не было никакого волнения по поводу красивой горничной. «…Я начинаю понемногу исцеляться от моих отроческих недостатков, исключая, впрочем, главного, которому суждено наделать мне еще много вреда в жизни, — склонности к умствованию».
К Володе часто приходили друзья, и в эти моменты Николай любил бывать в его комнате, хотя в этом обществе его не очень жаловали. Некий князь Нехлюдов произвел сильное впечатление на Николая. Он был некрасив, но умен, и автору очень хотелось превзойти его.
Однажды приятели позвали Володю в театр, но у него не было денег. Чтобы скрыть это, он вышел, чтобы попросить взаймы у дворецкого. Николая присутствовал при этом, и приятели брата стали задавать ему вопросы относительно наличия денег у Володи. Зашел разговор о самолюбии.
Володя со своим другом Дубковым уехали в театр, а Нехлюдов остался с Николаем, чтобы продолжить дискуссию. Для главного героя это был долгожданный шанс поспорить с Нехлюдовым. В итоге их беседы Нехлюдов назвал Николая умным, и тот почувствовал себя абсолютно счастливым.
Отныне между Николаем и Нехлюдовым установилась дружба. «Мы толковали и о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женитьбе, и о воспитании детей, и никогда нам в голову не приходило, что все то, что мы говорили, был ужаснейший вздор. Это не приходило нам в голову потому, что вздор, который мы говорили, был умный и милый вздор…».
Друзья поначалу проводили друг с другом много времени, но во время Масленицы Нехлюдов начал как-то отстраняться от общения с Николаем, из-за чего тот начал сильно переживать. От обиды Николай решил более не общаться с ним. Нехлюдов сам сделал попытку помириться, и Николай охотно пошел ему навстречу.
Отныне друзья решили быть во всем друг с другом откровенными. «…Под влиянием Нехлюдова я невольно усвоил и его направление, сущность которого составляла восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться».Столь идеалистические представления стали сущностью юношеского мировоззрения Николая.
В ранней юности Николай представляет собой человека, который всеми силами пытается найти себя. Его мировоззрение постоянно испытывает влияние со стороны окружающего мира, из-за чего мысли Николая становятся сумбурными.
Он то поверхностно подумывает о том или ином, то вдруг глубоко уходит в очередную мысль и додумывает ее до некого вывода. Заключения Николая на тот момент странные, они не отличаются ровностью и логичностью, однако не лишены смысла.
Николай, безусловно, представляет собой развитого в интеллектуальном плане молодого человека, однако ему не достает знаний, уверенности в себе и внимательного отношения со стороны близких. По сути он оказывается предоставленным самому себе и потому вынужден самостоятельно познавать мир.
Поэтому он так увлекается Нехлюдовым, который, в отличие от других, позволяет ему высказываться и не остается равнодушным к его мыслям.
Юный Николай производит противоречивое впечатление. С одной стороны, он подобен мягкому воску, из которого под влиянием окружающего мира можно вылепить все, что угодно; с другой стороны, он пытается утвердиться в жизни и для этого имеет все основания и ресурсы.
Интересны описания его мыслей, переживаний, свидетельствующих о непрекращающемся процессе формирования личности. Автор также не забывает повествовать и о тех реальных процессах и событиях, которые происходят вокруг Николая и также оказывают на него влияние.Вкупе все это составляет обширную картину среды, в которой растет и развивается человек, который впоследствии будет жить в соответствии со складывающимся в настоящий момент мировоззрением.
На этой странице искали :
- отрочество толстой краткое содержание
- толстой отрочество анализ
- л н толстой отрочество краткое содержание
- краткое содержание отрочество толстой
- критика Толстого Отрочество
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-otrochestvo-tolstoj-l-n.html
Краткое содержание «Отрочество»
Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм.
В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям.
Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.
Краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.
Николай (Николенька)Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.
Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».
Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.
Отец Николая.
Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.
Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.
Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
Василий – портной, возлюбленный Маши.
Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.
Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.
Глава 2
В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».
Глава 3
Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».
Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.
Глава 4
Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.
Глава 5
Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.
Глава 6
Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.
Глава 7
Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».
Главы 8-10
Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил.
В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать.
Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.
В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.
Глава 11
В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». С утра Николенька получает единицу по истории.
Глава 12
За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.
Глава 13
После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.
Глава 14
Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.
Глава 15
Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.
Главы 16-17
Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.
Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.
Глава 18
Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, могло любить Василья».
Глава 19
Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.
Глава 20
Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».
Глава 21
Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла», она кажется мальчику более «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».
Глава 22
Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.
Глава 23
Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.
Глава 24
Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.
Главы 25-26
Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.
Глава 27
Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».
«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»
В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя.
Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены.
У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.
Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.
Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 1313.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/otrochestvo
Толстой – Отрочество: краткое содержание
Толстой – Отрочество: краткое содержание — это вторая повесть автобиографичной трилогии, написанной Л.Н. Толстым.
В повествовании детально рассматривается путь становления подростка как взрослой личности на примере 14-летнего Николая Иртеньева. Напечатано произведение было в 1854г. в журнале «Современник».
Как и первая часть, «Отрочество» выделяется среди других творений глубиной психологического анализа не просто личности, а ее становления на примере главного героя.
Л.Н. Толстой очень любил детей и молодежь, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил написать о своих воспоминаниях, немного приукрашенных. Стоит отметить, что до него никто не рассматривал в контексте самостоятельных произведений формирование характера, начиная с детских лет и до периода юношества.
Если в повести «Детство» главной темой были взаимоотношения с семьей, то в «Отрочестве» уделяется больше внимания взаимоотношениям Николеньки с окружающими. Толстой хорошо владеет традиционными литературными приемами такими, как описание портрета героя, характеристика жестов, речи. Все вместе это прекрасно дополняет художественный замысел повести.
- Николай Иртеньев — подросток, который является рассказчиком. Тонко чувствующий юноша, эмоционально переживающий свое отрочество.
- Володя — старший брат главного героя. Импульсивный и ветреный молодой человек.
- Бабушка братьев по материнской линии — в ее московском доме жили Иртеньевы.
- Отец Николая и Володи.
- Катенька — 16-летняя девушка, дочь гувернантки. Первая любовь Николеньки.
- Любочка — сестра Иртеньевых.
- Карл Иванович— немец, домашний учитель братьев. Позже уволен их бабушкой.
- Сен-Жером — француз, заменивший на должности наставника Карла Ивановича.
- Маша — 25-летняя горничная, нравилась Николаю.
- Василий — портной, возлюбленный молодой горничной.
- Дмитрий Нехлюдов — приятель Володи, позже становится близким другом Николая.
По дороге в Москву
Семейство Иртеньевых отправляется в Москву. За 4 дня пути Николенька видит множество красивых и живописных мест. Извозчик разрешает мальчику некоторое время править лошадьми, что приводит главного героя в восторг.
Однажды жарким и душным вечером начинается гроза. Николенька одновременно ощущает и восторг и страх перед буйством стихии. Он чувствует, как его душа постепенно становится такой же обновленной и свежей как природа после грозы.
Главный герой и Катенька ведут разговор о том, что теперь они будут жить у бабушки. Николай замечает, что она постепенно отдаляется от них. Катя не видит в этом ничего странного и говорит, что всем людям свойственно меняться.
Мальчик впервые понимает, что на свете есть люди, которые живут своей жизнью и даже не знают о семье Иртеньевых.В Москве семейство встречает бабушка, которая за то, время, что они не видели ее сильно постарела. Это вызывает у Николеньки чувство сострадания к ней. Отец поселяется во флигеле и не занимается воспитанием детей.
Володя был всего лишь на год и несколько месяцев старше брата, но главный герой чувствует, что он его во всем превосходит. Братья становятся не так близки как раньше.
Николаю нравится 25-летняя Маша, но он считает себя некрасивым и потому так и не подходит к ней.
История Карла Ивановича
Бабушке становится известно, что братья баловались порохом. Ей кажется, что это все от недостатка воспитания, поэтому она решает уволить Карла Ивановича. На его место нанимают молодого щеголя-француза.
Перед тем, как уехать, Карл Иванович рассказывает историю своей жизни Николаю. Он был внебрачным сыном, поэтому его никогда не любил отчим. В 14 лет мальчик стал учеником сапожника, а потом пошел в армию вместо брата.
Его взяли в плен, из которого Карлу Ивановичу удалось сбежать. Долгое время он работал на фабрике, а потом один генерал помог переехать в Россию, где его наняла гувернером мать Николая.
За годы, которые учитель провел в семье Иртеньевых, очень к ним привязался.
Последствия полученной единицы
В тот день, когда у Любочки было день рождения, Николенька получает единицу по истории. Отец просит принести сына коробку конфет для именинницы. Мальчик случайно ломает ключик от портфеля отца.
Новому учителю Сен-Жерому становится известно о плохой оценке воспитанника. Между Николенькой и гувернером вспыхивает ссора, во время которой француз обещает, что тот получит наказание в виде розг. Главный герой ударил его.
Сен-Жером закрывает воспитанника в чулане.
Николенька всю ночь был в чулане. В это время у него возникают грустные мысли и мальчик чувствует себя очень несчастным. На следующий день его переводят в другую комнату, а позже бабушка говорит внуку, чтобы тот извинился перед гувернером. Николай, расплакавшись, отказывается приносить извинения, что расстраивает бабушку до слез.
Главный герой начинает жаловаться на учителя своему отцу. Но с Николенькой случается приступ, во время которого он теряет сознание. Перепуганные домашние прощают мальчика, но после этого он возненавидел Сен-Жерома.
«Взрослые» размышления Николая
Главный герой наблюдает за трогательным романом Маши и Василия. Ее дядя не разрешает им жениться. И хотя он не в состоянии понять, как девушка могла полюбить портного, искренне сочувствует Маше. Николенька много думает о том, в чем заключается предназначение человека, вопросе жизни и смерти, размышляет о бессмертии души и в чем заключается счастье.
Старший брат на «отлично» сдает вступительные экзамены в университет и становится студентом. Николай завидует тому, что Володя стал взрослым. Главный герой замечает, что Катя и Любочка очень изменились. Мальчик замечает, что она стала очень похожа на мать, когда играет за роялем. Отец выигрывает большую сумму денег и чаще приходит к бабушке.
Николенька становится взрослым
Через некоторое время умирает бабушка Иртеньевых. Она завещала имение Любочке, а опекуном оставила не отца, а князя Ивана Ивановича. Николаю остается несколько месяцев до поступления в университет на факультет математики. Главный герой становится старше, начинает уважать своего учителя. Он решает попросить у своего отца позволения на свадьбу Маши и Василия, и они женятся.
Николай любит общаться со знакомыми старшего брата. Особенно близкие отношения у него устанавливаются с князем Дмитрием Нехлюдовым. Они обещают, что никогда не будут обсуждать друг друга с другими. Николай становится приверженцем взглядов идеализма Нехлюдова и верит, что они смогут сделать общество лучше.
Тест по повести Отрочество
ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА
Отрочество Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов
Источник: http://vse-kratko.ru/tolstoy-otrochestvo-kratkoe-soderzha/
Краткое содержание “Отрочество”
Повесть “Отрочество” Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм.
В “Отрочестве” Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям.
Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.
Краткое содержание “Отрочество” по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.
Главные герои
Николай Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.
Володя – старший брат Николая, “был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях”.
Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.
Другие персонажи
Отец Николая.
Катя, Любочка – сестры Николая.
Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.
Сен-Жером – француз, второй гувернер в семье Николая.
Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
Василий – портной, возлюбленный Маши.
Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.
Глава 1
Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество “новых живописных мест и предметов”. Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.
Заключение
В повести “Отрочество” Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние, но и внутренние перемены.
У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.
Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа “Отрочества” Толстого, оценив полный вариант повести.
Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-otrochestvo/