Краткое содержание рассказов Алексина

Содержание

«Безумная Евдокия» – Анатолий Алексин. Краткое содержание

Краткое содержание рассказов Алексина

Меню статьи:

Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:

  • Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
  • Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
  • Способно ли одиночество деформировать личность человека;
  • Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.

Краткая сюжетная линия повести

Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства.

Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью.

Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.

На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.

Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.

Характеристика главных действующих лиц

«Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.

Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни.

Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей.

Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.

Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.

Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.

Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:

  • Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.

Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей.

Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания.

Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.

Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «— Наша безумная Евдокия! — сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.

Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:

  • Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
  • Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
  • Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.

Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе. Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях.

Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.
Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.

Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.

Одиночество губительно для человека

Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.

Такие «личности в себе» по мнению писателя, могут представлять скрытую угрозу для общества, с ними он посылает бороться «безумных» одиноких учителей.

Интеллектуалы наподобие Оли наделены большой долей эгоизма и не хотят сливаться с массой. Проблема в том, что у них отсутствует эмпатия, а оказываемая помощь – способ доминирования, проявление превосходства, а не сочувствия.

Лицом к лицу с тишиной и поиски ответов

Алексин заставляет представить страшную ситуацию: способен ли любящий муж простить дочери сумасшествие Нади. Возможно ли принять свои ошибки, когда уже пожинаешь их необратимые последствия?

О чём хотел сказать А. Алексин

Для каждого родителя необходимо найти ответ, в чём заключается воспитание – в бездумном потакании ребенку, или создании духовной базы, на которой будут основаны человечность и социальная адаптация.

Только целостные взрослые люди могут выстроить гармоничные отношения с собой и окружающими. В человеке должно присутствовать самоуважение, иначе им будут управлять более сильные, даже в лице детей.

А ведь нужно иметь способность вовремя видеть намерения людей сквозь их суету и «шум», различать слова, поступки и последствия сделанного.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/anatolij-aleksin/bezumnaya-evdokiya.html

Анатолий Алексин. Рассказы для детей. Произведения и биография

Краткое содержание рассказов Алексина

  Анатолий Алексин – автор многочисленных рассказов и повестей для детей и подростков. Его произведения не входят в школьную программу, но рекомендованы для внеклассного чтения. В своем литературном творчестве Алексин обличает человеческие пороки и преподносит это в форме, доступной и близкой юным читателям. Хотя книги этого писателя интересны и взрослым.

Литературный стиль Анатолия Алексина

  Повествование Анатолий Алексин, как правило, ведет от первого лица. Некоторые страницы его произведений перенасыщены мелодраматизмом.

Но в них столько тонкого психологического наблюдения, что, пожалуй, нет лучшего способа донести до ребенка суть морали и нравственности, чем предложить прочитать одну из книг этого автора.

Исключительная особенность произведений Анатолия Алексина — редкое сочетание драматизма и динамики сюжета юмора, доброго и беспощадного одновременно — и заразительного, все побеждающего жизнелюбия.

Факты из биографии Анатолия Алексина

  Будущий писатель родился в 1924 году. Статьи Алексина издавались в «Пионерской Правде» и других газетах еще в довоенное время. Но всерьез прозой герой нашего повествования увлекся позже. Автор «юношеской прозы» – сын репрессированного коммуниста. Вырос в Москве и здесь же получил образование.

В военные годы был в эвакуации, где работал на стройке.   В 1970 году за один из своих сценариев писатель был удостоен премии Ленинского комсомола. В 1978 году – Государственной премии СССР. В 1993 году Алексин эмигрировал в Израиль, а с 2011 проживает с семьей в Люксембурге.

  Уже в детстве начал писать Анатолий Алексин. Биография его гласит, что, несмотря на арест отца, жизнь молодого человека складывалась вполне благоприятно. В двадцать шесть лет писатель опубликовал свой первый сборник рассказов. В семидесятые годы в столичных театрах ставили пьесы по его сценариям.

Некоторые произведения были экранизированы.

Как поэт А.Алексин стал прозаиком

 
В молодости Анатолий Алексин писал стихи. Их хвалили, издавали. Но однажды, во время «Съезда молодых писателей», поэт попал на семинар к Самуилу Маршаку. Начинающие прозаики и поэты читали свои произведения. Некоторые Маршаку нравились, другие он критиковал. Но когда пришла очередь Алексина, советский поэт вовсе поник.

Когда Анатолий закончил читать, Самуил Яковлевич с грустью поинтересовался у незадачливого автора, не желает ли тот сменить род деятельности. Но у Алексина с собой была рукопись рассказа о детях-инвалидах. И чтобы не уйти с поражением, он зачитал ее. В этот момент в аудиторию вошел Паустовский.

После чтения писатель предложил автору свою помощь в редактировании. А Маршак прослезился и посоветовал писать только прозу. К совету прислушался Анатолий Алексин. Отзывы корифеев отечественной литературы стали решающими в его судьбе. Большая часть произведений Алексина была напечатана в журнале «Юность».

В Союзе писателей РСФСР он возглавлял секцию детской литературы.

Поздняя проза Анатолия Алексина

  Рассказы Алексина – печальные истории из жизни. Писатель всегда умел правдиво и проникновенно описывать внутренний мир человека, независимо от того, кто был его героем – молодой мужчина, пожилая женщина или девочка-подросток. Искренний стиль, в который автор облекает рассуждения своего персонажа, иногда напоминает исповедь.

  К позднему творчеству Алексина относятся рассказы о взрослом мире. И, сравнивая их с произведениями ранних лет, можно увидеть, что в них присутствует тихая грусть. Как будто герои повзрослели и стали мудрее вместе со своим автором. Анатолий Алексин – писатель, чьи персонажи являются простыми людьми, и у них, как правило, заурядные проблемы.

  Произведения Алексина посвящены извечному конфликту невестки и свекрови, эгоизму, верности и любви. Среди поздних рассказов можно назвать «Заброшенный памятник», «Холостяк», «Игрун» и многие другие.   «Игрун» — произведение, которое, в отличие от большинства последних работ Алексина, повествует о жизни подростка.

Главный герой – ученик музыкальной школы, одаренный юный пианист, живущий в мире музыки. Но однажды по дороге домой из музыкальной школы его встречает бандит, живущий по соседству… В рассказе, как и в других произведениях Алексина, присутствует тонкий печальный юмор.

Следует сказать, что большинство его персонажей имеют отношение к миру музыки, как в ранних произведениях, так и в поздних. —————————————————- Анатолий Алексин.Рассказы для детей.Читаем бесплатно онлайн  

Читать все рассказы Алексина.Список произведений
Читать рассказы других авторов

 

Источник: https://skazkibasni.com/anatolij-aleksin

Как ваше здоровье Алексин А.Г

Краткое содержание рассказов Алексина

Я учусь в той же школе, где когда-то учились мама и папа. Папу почему-то никто не запомнил. А маму запомнили многие. «У нее были прекрасные внешние данные! » – сказала как-то учительница литературы, которая заодно руководит у нас дра­мматическим кружком. И придирчиво оглядела меня.

Это было бы еще ничего: за «внешние данные» пока что отме­ток не ставят. Но оказалось, что и внутренние данные у мамы тоже были гораздо лучше, чем у меня. К примеру, все помнили, что мама никогда не гоняла клюшкой консервные банки и не любила играть в «расшибалочку» .К трибуне зашагал огромный мужчина.

Мне показалось, что здоровее его в зале не было ни одного человека. – Это Андрюша… – сказала старушка. И опять по-своему улыбнулась. В разных концах зала тоже зашептали: – Андрюша… Андрюша… – Его тут все знают? – спросил я старушку. – А как же! Он был совсем слабый.

Совсем… Я тоже знал об этом бывшем папином пациенте.

И еще двое бывших больных сказали, что с помощью папы они «второй раз родились» . Я понимал, что им бы не хотелось больше рождаться с папиной помощью… Но все они смотрели на папу так, будто с ним были связаны какие-то очень хорошие воспоминания.

А ведь он, между прочим, их оперировал… Я сидел и делал разные фантастические предположе­ния. «Вот если бы я учился на одни только пятерки – чего на самом деле никогда в жизни не будет! – и меня бы стали вдруг хвалить на школьном собрании, многим ребятам это бы не понравилось.

Я уверен… » А тут все врачи, медсестры и нянечки так улыбались, словно их самих за что-то благодарили. «Почему? – думал я. – Наверное, потому, что они любят папу…» А потом был концерт. А потом были танцы… И снова к папе подходили женщины: они приглашали его танце­вать.

И я опять ужасно страдал оттого, что мама и бабушка не видят всего этого.

Краткое содержание

Бабушка считала моего папу неудачником. Она не заявляла об этом прямо.Но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Бабушка всегда так громко радовалась успехам папиных друзей, что после этого в квартире становилось тихо и грустно.

Мы понимали, что папа был «отстающим»…— Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! — воскликнула как-то бабушка.— Они и сейчас приносят ему свои диссертации, — тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чем-то его упрекая.

— Они получают творческие отпуска для создания научных трудов! А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции… И больше ничего. Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли…Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.Ему прописали лекарства.

— А еще, — сказал врач, — нужен покой, тишина-Телефон у нас стал звонить каждые две минуты…— Как его здоровье? Как он себя чувствует? — спрашивали незнакомые голоса.Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы:— Звонили, наверно, раз двадцать!— Сколько? — переспросила мама.

— Раз тридцать, — ответил я, потому что почувствовал вдруг, что мама как-то приятно удивлена. — Они мешают ему спать, — сказал я.— Я понимаю. Но, значит, они волнуются?— Еще как! Некоторые чуть не плакали… от волнения… Я их успокаивал!— Когда это было? — поинтересовалась бабушка.— Ты как раз ушла за лекарством. Или была на кухне… Точно не помню.

— Возможно… Звонков действительно было много, — сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа.Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали!..«Как здорово, что папа заболел! -думал я. — Пусть узнают… И поймут. Особенно мама!» Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди.

— Однажды мне довелось ухаживать за студентом Юрой. Ну который живет в соседнем подъезде… -сказал я. -Вы помните? (Мама и бабушка кивнули в ответ.) Он тоже был болен гриппом. И ему тоже звонили. Человека два или три в день. Не больше. А тут прямо нет отбоя!В эту минуту опять зазвонил телефон.

— Простите меня, пожалуйста… -услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос… -Я с кем разговариваю?— С его сыном!— Очень приятно… Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно… Попросите его, пожалуйста. Если возможно… У меня один сын. Я очень волнуюсь. Если это возможно.

Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично… Тогда я была бы спокойна!— Повторите, пожалуйста, это его жене, — сказал я. — То есть моей маме… Я сейчас ее позову!И позвал.Еще через час или минут через сорок мужской голос из трубки спросил:— С кем я имею честь?— С его сыном!— Прекрасно! Тогда вы не можете не понять. Моей супруге будут вырезать желчный пузырь. Обещали, что вырежет ваш отец.

Именно поэтому я и положил ее в эту больницу. Хотя у меня были другие возможности! Но мне обещали, что ваш отец… И вдруг такая неприятная неожиданность! Как же так? Надо поднять его на ноги! Может быть, нужны особенные лекарства? Какие-нибудь дефицитные? Я бы мог… Одним словом, я хотел бы его дождаться. Это не театр: здесь дублеры меня не устраивают!..

— Скажите все это его жене. Вот так, как вы говорили мне… Слово в слово! Может быть, она сумеет помочь.

✚ Заказать ✎ Написать

Скачать содержание страницы

Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/kak-vashe-zdorove-aleksin-a-g/

Звоните и приезжайте

Краткое содержание рассказов Алексина

Очень кратко Шестиклассник рассказывает о своей семье. Он очень любит красавицу-маму, папу — талантливого хирурга, ворчливую бабушку и старается сделать так, чтобы они никогда не ссорились.

Повествование ведётся от лица мальчика-шестиклассника.

Не моё дело

Рассказчик ходил в ту же школу, где когда-то учились его родители. Папу учителя не запомнили, а вот маму помнили многие. Учительница литературы говорила, что у неё «были прекрасные внешние данные». «Внутренние данные» у мамы были ничуть не хуже — она никогда не играла в хоккей консервными банками и не резалась в «расшибалочку».

Подробности о мамином прошлом мальчик узнал от бабушки, которая часто приходила помогать по хозяйству. Бабушка воспитывала рассказчика и его папу, приводя в пример других людей. Например, она сообщала, что сын её соседки научился варить суп, а сокурсник папы стал заведующим отделением. Это означало, что рассказчику тоже не мешало бы научиться готовить, а папе давно пора стать завотделением.

Продолжение после рекламы:

Вот и сейчас бабушка заявила, что Серёжа Потапов, одарённый выпускник музыкальной школы, в которого мама была влюблена в пятом классе, «далеко шагнул». Это значило, что папа тоже должен «далеко шагнуть». Бабушке, за шестьдесят лет не перенёсшей ни одной операции, было неважно, что папа — замечательный хирург, каждый день спасающий чью-то жизнь.

Папа влюбился в маму ещё в школе, и ему было неприятно вспоминать о Серёже Потапове. Мальчик решил сделать всё, чтобы мама не встретилась с музыкантом.

Когда выступления Потапова передавали по телевизору или радио, он устраивался делать уроки в той комнате, где они стояли, и приёмники сразу выключались.

Потом мальчик увидел афишу с портретом Потапова на трамвайной остановке, с которой его родители каждое утро уезжали на работу, и убедил их ездить на троллейбусе. Затем рассказчик попросил друга-скрипача при всех сказать, что ни о каком Потапове он не слышал.

«Но мамино прошлое не сдавалось» — из школы родителям пришло два приглашения на традиционный вечер выпускников, где выступит Потапов. Мальчик спрятал приглашения, но мама узнала об этом и очень расстроилась — и она, и папа очень хотели встретиться со школьными друзьями.

Рассказчик не мог объяснить, зачем он это сделал, и мама всё списала на его равнодушие. Утешало его только то, что мама так и не встретилась с Потаповым. От неприятного разговора мальчика спасла бабушка, заявившая, что сын её соседки получил пятёрку и научился варить компот.

Дальний родственник

Иногда по ночам в доме рассказчика раздаются телефонные звонки — это звонят бывшие папины пациенты или сокурсники и просят помочь. Папа никогда никому не отказывает. Иногда выясняется, что звонивший приезжает в город и ему негде остановиться. Тогда гость ночует в кухне на раскладушке.

Брифли существует благодаря рекламе:

Однажды папе позвонила родственница настолько дальняя, что он не мог вспомнить, кем она ему приходится.

Дальний родственник — это даже меньше, чем просто знакомый. Знакомого, например, невозможно не знать в лицо. А дальнего родственника можно ни разу в жизни не увидеть и не услышать.

У сына этой женщины нашли опухоль. Она плакала, просила помочь «её мальчику», и папа не смог отказать.

«Мальчиком» оказался мужчина лет тридцати по имени Игнатий. Он не верил, что у него «та самая болезнь», и приехал только чтобы успокоить мать, которой врачи рассказали о «предполагаемом диагнозе». Мать растила Игнатия одна, без мужа, еле дождалась, когда сын окончит институт.

Эту болезнь Игнатий считал «жуткой неблаго­дарностью» со своей стороны.

Весь следующий день рассказчик с бабушкой ждали папиного звонка — он должен был сообщить результаты обследования Игнатия. Наконец, они узнали, что Игнатий серьёзно болен, нужна операция, но «этого» у него нет, и вздохнули с облегчением.

Вскоре позвонила мать Игнатия, и рассказчик первым сообщил ей, что у её единственного сына рака нет. И женщина заплакала.

В школе рассказчик часто писал сочинения на тему «Кем быть?». Каждый раз он брал новую профессию, чтобы не повторяться. На самом деле мальчик ещё не выбрал, кем станет, но после случая с Игнатием он подумал, как приятно выйти из операционной и устало сказать чьей-то матери: «Он будет жить».

Самый счастливый день

На зимние каникулы учительница Валентина Георгиева дала задание — сочинение на тему «Мой самый счастливый день». Новый год родители рассказчика встречали у знакомых, домой вернулись поздно, а утром мальчик обнаружил, что они серьёзно поссорились. Мама и папа ходили тихо, друг с другом не разговаривали, и дома было так спокойно и тихо, что рассказчику расхотелось идти на ёлку.

Родители старались, чтобы их ссора никак не отразилась на сыне, поэтому вместо ёлки стали наперебой предлагать ему другие развлечения. Мальчик мог бы добиться от них чего угодно, но хотел он только одного — чтобы родители помирились.

Бабушка уехала к одной из своих школьных подруг и помочь не могла, поэтому рассказчик решил действовать сам. Он где-то слышал, «что радость и горе объединяют людей».

Конечно, доставить радость труднее, чем горе. Чтобы обрадовать человека, сделать его счастливым, надо потрудиться, поискать, постараться. А испортить настроение легче всего!

Рассказчик решил начать с радости.

Больше всего обрадовать родителей могла бы «пятёрка» по геометрии, но во время каникул отметок не получают, и рассказчик решил сделать генеральную уборку. В квартире и до уборки было чисто, Поэтому мальчик не столько вымыл пол, сколько выпачкался сам.

Тому, что рассказчик встал в семь утра и сделал зарядку с холодным обтиранием, они тоже радовались не вместе, «а как-то порознь, в одиночку».

Тогда мальчик решил объединить родителей с помощью горя. Тяжело заболеть по заказу он не мог, поэтому решил потеряться и отправился к своему другу Женьке, который умел хранить тайны и всех уверял: «Я — могила». Друзья так и называли Женьку — Могилой.

Чтобы родители начали тревожиться, рассказчик попросил Женьку звонить его родителям каждые пять минут и говорить, что он ещё не пришёл. Через час родители сходили с ума от тревоги за сына.

Мучить их дальше рассказчик не захотел и побежал домой. Родители сидели в прихожей возле телефона и смотрели друг другу в глаза.

Увидев сына живым и невредимым, они стали обнимать его, а потом и друг друга.

Это был самый счастливый день на зимних каникулах. А в сочинении мальчик написал о походе в Третьяковскую галерею, хотя был там полтора года назад.

Двадцать девятого февраля

«Любовь облагораживает человека», но рассказчик этого не заметил. С тех пор как он влюбился, ему приходилось всё время врать.

На вопрос мамы, почему он так часто причёсывается и меняет рубашки, мальчик отвечал, что в школе работает санитарная комиссия, а постоянные двойки объяснял рассеянностью.

На самом деле на уроках рассказчик думал о Лиле Тарасовой, которая перешла к ним из другой школы.

Впервые увидев Лилю, рассказчик «на миг потерял сознание», а потом очень захотел «предстать перед ней в выгодном свете». Получить на её глазах «пятёрку» никак не удавалось — выходили одни «двойки», но мальчик хорошо катался на коньках, поэтому решил пригласить Лилю на каток.

Лиля была непохожа на других, даже её портфель, тетрадки и ручки были опрятные и изящные, и девочка знала это. На каток она согласилась пойти в воскресенье 29 февраля, но сначала рассказчик должен был заслужить это право — пройти испытания.

Сначала рассказчику пришлось отнести книгу соседу Вале, с которым Лиля поссорилась. Валя, оказавшийся красивым и высоким парнем лет четырнадцати, назвал рассказчика Лилиным пажом.

Высокие и красивые люди могут задавать любые вопросы.

Дома быстро догадались о том, что мальчик влюбился.

Бабушка попыталась его перевоспитать, сообщив, что сын её соседки решил думать «обо всём остальном» только после института, а мама, влюбившись в Серёжу Потапова, стала отличницей.

Но отличником у рассказчика стать не получалось, а приглашать Лилю на каток после окончания института было, пожалуй, поздновато.

Рассказчику необходимо было с кем-то посоветоваться, и он отправился к студенту-геологу Юре, живущему в соседнем подъезде. Однажды Юра тяжело заболел.

Его родители, тоже геологи, были в экспедиции, и рассказчик ухаживал за Юрой, рискуя заразиться. С тех пор мальчик приходил к нему за советом.

Узнав о трудностях рассказчика, Юра рассмеялся и сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, и всё рассеется само «как дым, как утренний туман».

Через неделю Лиля велела рассказчику дежурить в её подъезде часа по два в день, на случай, если ей что-нибудь понадобится. Дежурил мальчик вместе со своим одноклассником Владиком Бабкиным, который тоже проходил испытания.

Они ходили с Лилей в магазин или на рынок, носили за ней сумки, а Валя, играющий во дворе в хоккей, называл их «то „почётным эскортом“, то „музыкальным сопровождением“, то „прилипалами“».

Рассказчик молчал и терпеливо ждал 29 февраля.

В субботу, 28 февраля, Лиля заявила, что остаться должен кто-то один, и мальчики «должны решить это в честном бою, как мужчины», а когда началась драка, позвала Валю их разнимать. Увидев разбитый нос рассказчика, Валя посмотрел на Лилю «не то с уважением, не то даже как-то ещё серьёзнее».

Вечером рассказчик позвонил Лиле, чтобы договориться о походе на каток, но та заявила, что этот год — високосный, 29 февраля в нём нет, а воскресенье 1 марта у неё занято. Следующим утром рассказчик увидел, как Лиля отправилась на каток с Валей.

Любить нужно только того человека, который достоин любви.

Юра по-прежнему был уверен, что это пройдёт, но для рассказчика всё было настолько серьёзно, что он ничего не соображал и на следующий день снова получил «двойку».

Как ваше здоровье?

Бабушка считала папу неудачником и постоянно приводила в пример его институтских товарищей, которые, как назло, все стали профессорами, главврачами и кандидатами наук. После бабушкиных речей всем становилось ясно, что папа — отстающий, и в квартире воцарялась грустная тишина.

Мама с упрёком говорила, что папины товарищи до сих пор приносят свои диссертации ему на проверку хотя и получают для их создания творческие отпуска, а сам папа уже три года не отдыхал. Хоть бы больничный взял на недельку…

Мамино желание исполнилось — папа заболел гриппом.

Когда он взял больничный, незнакомые люди целыми днями звонили, взволновано спрашивали о его здоровье, предлагали купить любое лекарство, только бы папа быстрее выздоровел.

Маму радовали эти звонки, а бабушку удивляли — они обе не ожидали, что стольких людей волнует папино здоровье. Рассказчик начал звать их к телефону, чтобы они сами всё услышали.

У папы не было высокой температуры, но однажды рассказчик целый день всем говорил, что лоб у него горячий, а градусник разбился. Вечером незнакомые люди принесли три градусника.

Бабушка, наконец, признала, что Потапову далеко до папы, который спасает человеческие жизни. Рассказчик думал о вирусах гриппа с нежностью и твёрдо решил заболеть, если его станут недооценивать.

Егоров

Папа всегда рассказывал сыну обо всём, даже о том, что с четвёртого класса любит только маму и почти физически чувствует страдания своих пациентов. Рассказчик знал обо всех переживаниях отца, подробности тяжёлых операций, которые тот проводил, и имена всех его пациентов.

Родственники пациентов часто звонили папе домой, и он поддерживал их.

Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные ‹…›. Ведь им не дают наркоза.

Папа считал, что «нельзя вторгаться в чужую жизнь, не зная её», поэтому всегда всё знал о жизни тех, кого оперировал. Чтобы не волновать маму и бабушку, папа не показывал, что тревожиться перед сложной операцией. Замечал это только сын и всегда звонил в клинику узнать, как всё прошло.

Однажды папа пришёл домой ни грустным, ни весёлым — никаким, и рассказал сыну, что у него умер пациент, пятидеся­ти­се­ми­летниий Егоров Иван Павлович, — после операции неожиданно образовался тромб и закупорил сосуд.

Вместе с папой рассказчик пошёл сообщить семидеся­ти­вось­милетней матери Егорова о смерти сына. Во дворе они узнали, что Ивана Павловича, бывшего школьным учителем, уважали и слушались все местные хулиганы, да и соседи отзывались о Егорове очень уважительно.

Номера квартиры они не знали. Женщина с тяжёлыми сумками показала, где он живёт. Рассказчик поднимался по лестнице, и слово «живёт» стучало у него в ушах…

«Взрослый» вечер

Человека можно считать взрослым тогда, когда его вместо утренников начинают приглашать на вечера.

Папа взял рассказчика на праздничный вечер, который устраивался в клинике. Папины сослуживцы удивлялись, что у него такой большой сын. Все посчитали, что рассказчик похож на отца, хотя мама, очень красивая женщина, думала, что сын похож на неё.

Бабушка часто говорила, что папу трудно назвать красавцем, но для мужчин внешность не имеет большого значения. В этом рассказчик убедился, глядя, как на вечере к папе по очереди подходят все женщины.

Когда началась торжественная часть, папу пригласили в президиум, и все громко зааплодировали. Папа прочёл доклад, и его похвалила сидящая возле рассказчика старушка со строгими глазами. Затем выступили бывшие больные, многих из которых вылечил папа.

Особенно выделялся огромный мужчина, которого все звали Андрюшей. Рассказчик слышал о нём от папы и знал, что тот поставил его на ноги. Андрюша рассказывал, что он работает и играет в хоккей только благодаря врачу, а папа тем временем спрятался за чью-то спину и постарался стать как можно незаметней.

Рассказчик был уверен, что многим не понравится, если его станут хвалить на школьном собрании, но тут все врачи, медсёстры и нянечки радовались за папу. Потом был концерт, за ним — танцы. Женщины приглашали папу танцевать, но он отнекивался, а рассказчик жалел, что мама и бабушка не видят всего этого.

Папа не стал отсылать сына домой раньше времени, и рассказчик вышел в гардероб вместе со всеми. Тут запыхавшийся мужчина в белом халате срочно позвал папу к больному, и тот попросил Андрюшу проводить сына домой.

Всю дорогу Андрюша радовался, глядя на украшенные к празднику улицы, «словно было время, когда он уже не надеялся их увидеть». У самого дома он сказал, что мальчик похож на отца, словно наградил. Рассказчик же подумал, что похож на папу только внешне, и очень трудно стать похожим на него по-настоящему, «ведь это не так легко — делать других счастливыми».

Источник: https://briefly.ru/aleksin/zvonite_i_priezzhayte/

Алексин, Безумная Евдокия: краткое содержание повести. Анализ произведения Анатолия Алексина Безумная Евдокия

Краткое содержание рассказов Алексина

Добру и любви, взаимопониманию и сочувствию посвящены произведения, который создал Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия», краткое содержание которой изложено в этой статье, – одно из самых проникновенных произведений этого автора.

Родительская любовь

Создателем огромного количества рассказов и повестей для детей и подростков является Алексин.

«Безумная Евдокия», краткое содержание которой представлено ниже, – повесть о том, как безмерная любовь превратила девочку-подростка в эгоистичного человека. Звали ее Олей, и у нее были безумно любящие родители.

Она настолько внимательно и ласково к ней относились, что забывали порою друг о друге. Поступки ее повлекли за собой вовсе не детские последствия. Начинается повесть с воспоминаний ее отца.

Отец Оли – он же рассказчик. Жизнь этого человека вращалась вокруг любимой дочери. То же самое можно сказать и о матери Оли – женщине, о первой встречи с которой вспоминает рассказчик в начала произведения.

В своей повести идеальный образ родителей предоставил Алексин.

«безумная Евдокия», краткое содержание которой говорит о том, что произведение это весьма трагично, создает впечатление, что для того, чтобы воспитать из своего ребенка доброго и порядочного человека, недостаточно его безмерно любить.

Огни прошлого

Главный герой предается воспоминаниям. Читателю пока не известно, что случилось с его семьей. Но уже с первых строк понятно, что произошло нечто непоправимое.

Со своей женой Надей он познакомился в конструкторском бюро, где они когда-то работали. Она была мила и непосредственна. И в нее невозможно было не влюбиться. Однако была одна проблема, о которой Надежда, не тая, сказала уже после первого свидания.

У нее, как она сама выразилась, было приданое: сердечная недостаточность и невозможность иметь детей. Вот о чем пишет Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия» – краткое содержание этой повести – может рассказать о любви и самопожертвовании.

О чувствах, на которые способна, пожалуй, лишь мать.

Прошло немного времени, и они поженились. У них родилась дочь, которую назвали Ольгой. О запрете врачей Надя благополучно забыла, как, впрочем, и ее муж.

Слишком велико было родительское счастье, чтобы отвлекаться на такие мелочи. Обо всем этом вспоминал муж Нади, возвращаясь домой. Откуда он шел, расскажет лишь в последней главе Алексин.

«Безумная Евдокия» – история с печальным и неожиданным концом.

Оля дома?

Прошли годы. Оля выросла. Действие повести приходится на то время, когда ей уже пятнадцать. Она очень способная ученица и у нее необыкновенный художественный талант. А еще она умеет подтрунивать над людьми. Например, своей классной руководительнице она дала прозвище – безумная Евдокия. Краткое содержание повести следует продолжить описанием события, которое явилось здесь кульминацией.

Однажды учительница, активность которой чрезвычайно раздражала Олю, организовала поездку всем классом. Пропустить это мероприятие девочке не удалось, несмотря на все старания.

Родители ждали ее возвращения на следующий день. И вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стояли два ее одноклассника и Евдокия Савельвна. И прозвучал вопрос: «Оля дома?».

Более суток ее не было ни дома, ни на школьных сборах.

Евдокия Савельевна

В этой повести очень яркие образы создал Алексин. Безумная Евдокия – классная руководительница. Эта дама всегда любила, чтобы все были вместе. Вместе в театр, вместе на экскурсию. Еще она любила непосредственность. Но Оля была другой.

Ее работы красовались на выставках. Преподаватели в художественной школе пророчили ее большое будущее. И Евдокии Савельевне это жутко не нравилось. Такое представление об учительнице имели родители.

Создано оно было, правда, большей частью со слов их дочери.

Люси

У обожаемой родителями дочери была подруга. Звали ее Люся. Но Оле больше нравилось называть ее на французский манер. Люси была необыкновенно преданным другом. Она таскала за талантливой Олей ее многочисленные папки с рисунками, восхищалась ее даром и ее саму обожала. У самой Люси судьба была нелегкая.

Мать ее тяжело болела, и отец, хотя давно и любил другую женщину, оставался в семье исключительно из-за чувства долга. Об этом не знал никто: ни мать, ни знакомые, ни соседи, ни безумная Евдокия. Краткое содержание повести следует продолжить воспоминаниями отца, которому была известна горькая тайна семьи Люси со слов дочери.

Только ей одной девочка доверилась.

Ссора

Но неожиданно все переменилось. В художественной школе состоялась встреча со знаменитым живописцем. Люся мечтала на нее попасть. Но простояла у окна весь вечер, поскольку Оля не смогла ее провести в зал.

Это событие и стало разладом в девичьей дружбе. А затем, во время классного часа, Оля, желая заступиться за подругу, хотя и за бывшую, открыла всем семейную тайну Люси…

Она полагала, что это ее оградит от нападок классной руководительницы, вызванных плохой успеваемостью.

Безответная любовь

Произведение, которое написал Анатолий Алексин, – «Безумная Евдокия» – повествование о том, насколько любящие люди способны не видеть, не замечать недостатков.

Безумная Евдокия однажды процитировала по этому поводу русского поэта: «Лицом к лицу – лица не увидать», намекая на то, что родители плохо знают свою дочь. Отец был несогласен. Ведь Есенин имел в виду исключительно временные расстояния.

Но потом, в тот злополучный день, он осознал правдивость слов учительницы.

В тот момент в дверях стояли трое: безумная Евдокия, Люся и Боря. Последний также относился к тем, кто безумно любил Олю. Но она этого не замечала потому, что она вообще ничего не могла видеть кроме себя и своего таланта.

Митя Калягин

Классная руководительница любила ставить детям в пример своих лучших учеников. Самый необыкновенный из них был Митя Калягин. Он не сделал карьеру, не был великим художником или музыкантом. Он был просто человеком, который во время войны совершил подвиг. Митя отвез доктору инструменты, которые необходимы были для спасения русских солдат.

Цель мероприятия, с которого не вернулась Оля, – найти тот самый маршрут, по которому Митя в войну пробрался к дому врача и спас жизнь красноармейцам. Это должен был быть самый короткий путь.

Многогранные и сложные образы изобразил Алексин. «Безумная Евдокия», анализ которой предполагает сопоставление таких человеческих качеств, как человечность и талант, является историей о том, насколько мнение о человеке может быть обманчивым и как сильно любовь родительская застилает глаза.

Развязка

Оля не пропала. Она лишь хотела преодолеть путь быстрее всех. Девочка привыкла быть во всем лучшей. Но у нее не была развита способность думать о других, даже о своих родителях.

Евдокия Савельевна обзвонила все больницы и обратилась в милицию. В тот момент, когда Оля возвращалась с удачно совершенного похода, зазвонил телефон.

Надя взяла трубку и услышала слова: “Приезжайте, нужно опознать”.

У матери Оли был порок сердца, но оно выдержало. Не выдержала душа. После страшного звонка пришлось вызвать психиатра.

Обо всем этом рассказчик вспоминает тогда, когда все участники этих событий возвращаются из психиатрической лечебницы, из которой, возможно, Надя уже не вернется.

И еще, в разговоре с безумной Евдокией, которая оказалась не такой уж сумасшедшей, он узнает многое, что позволяет взглянуть ему на свою дочь другими глазами. О том, как Оля предала свою подругу, о том, что не видела ничего и никого вокруг себя.

И о том, что учительница ее никогда не была против таланта. Она лишь хотела, чтобы к нему прилагалась человечность.

Евдокия Савельвна корила себя за все, что произошло, и пообещала, что поддержит Олю, поскольку чувство вины может оказаться невыносимой для нее. Отец никого не винил. Он пытался вспомнить о том, когда и в какой момент в воспитании дочери они с Надей ошиблись.

«Безумная Евдокия» – повесть для детей и родителей. В ней и взрослый, и ребенок может найти что-то близкое для себя, а быть может, с помощью этого произведения удастся избежать ошибки, которую совершить можно даже из-за большой любви.

Источник: https://autogear.ru/article/224/665/aleksin-bezumnaya-evdokiya-kratkoe-soderjanie-povesti-analiz-proizvedeniya-anatoliya-aleksina-bezumnaya-evdokiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.