Краткое содержание рассказов Гоголя

Содержание

Гоголь,

Краткое содержание рассказов Гоголя

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основной темой является образ маленького человека, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений русской классической литературы настоящей изюминкой являются «Петербургские повести».

Краткое содержание этих творений позволит освежить в памяти знаменитые высказывания и высокий гоголевский слог. Статья будет полезна студентам и абитуриентам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских повестей» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на основную мысль автора.

«Нос»

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», – «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место».

Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным.

Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Основная мысль

В данном произведении ярко обозначен талант Н.В. Гоголя как сатирика. Он обличает нездоровое общество, в котором положение человека и его должность оказываются выше самой личности, важнее ее потребностей и желаний: у кого серьезнее звание, тот и прав, у кого больше денег, у того голос громче.

Комичность положения Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла произойти с героями произведения «Петербургские повести».

«Портрет» (краткое содержание представим далее) – повесть поразительная. Некий малоизвестный художник Чартков на последние средства приобрел в картинной лавке странный портрет. Он не мог объяснить, чем это творение так его привлекло, но его влияние на мужчину оказалось значительным.

Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать потому, что отовсюду ему грезились глаза старика, изображенного на портрете. Когда настало время платить за комнату, Чартков обнаружил в портрете мешок с деньгами: ему случайно попалась на глаза надпись «тысяча червонных».

Этих средств, по расчетам, при скромной жизни ему должно было хватить на три года.

Праведный голос художника подсказывал ему, что следует запереться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал другой голос, исходящий от темного начала: жить на широкую ногу, позволить себе все то, на что хватит денег.

Чартков накупил себе дорогой одежды, обедал и ужинал в ресторанах, стал писать картины на заказ. Ему диктовали условия и сроки выполнения, платили огромные деньги, а он должен был выполнять эти требования.

Люди, знавшие его прежде, удивлялись: куда исчез его талант? Он стал работать по шаблону, постепенно исчезла живость с полотен.

Однажды Чартков оказался на выставке неизвестного художника и был изумлен талантом юного дарования. Придя домой, он попытался начать писать так же изысканно и оригинально, но рука не слушалась: душа была пуста, ее ничего больше не волновало.

Понял Чартков, что именно тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты относительно будущего, он и являлся счастливым по-настоящему. Ни деньги, ни слава не принесли желаемого. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, породила в нем зависть. Он скупал произведения талантливых мастеров и уничтожал их.

Спустя какое-то время Чартков тяжело заболел и умер. Это творение – часть цикла «Петербургские повести». Краткое содержание мы представили выше.

тема повести «Портрет»

В данном произведении Гоголь показывает конфликт подлинного таланта с демоническим началом. В страшных глазах старика, изображенного на портрете, художник видит себя.

Он сам отдал душу дьяволу, потому так ненавистен ему сделался портрет, купленный когда-то за гроши в картинной лавке.

Когда Бог преподносит человеку талант, одновременно он дает ему большую ответственность в том, чтобы суметь этот талант правильно применить в жизни. Чем более незаурядна личность, тем больше искушений она встречает на пути.

«Шинель»

Эта повесть известна всем еще со школы. Он входит в цикл под названием «Петербургские повести».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) – работа очень известная. В одном департаменте служил титулярный советник – Акакий Акакиевич Башмачкин.

На службе он был настолько незначительным человеком, что его иногда откровенно не замечали, подтрунивали над ним, могли не поздороваться и пройти мимо.

Среди чиновников он не пользовался уважением, его оскорбляли, могли понизить жалование или обидеть каким-то иным способом.

Акакий Акакиевич в пересуды никогда ни с кем не вступал, а предпочитал терпеть такое отношение к себе.

Однажды он пошел к портному, чтобы тот поправил ему шинель, но мастер ответил, что одежда порядком износилась, поэтому лучше ее сменить. Тогда титулярный советник принял решение скопить достаточно денег для этого.

Это было непросто: жалованья, которое он получал, едва хватало, чтобы прокормиться. Семьи, детей, друзей у него не было.

Более года Башмачкин отказывал себе буквально во всем, чтобы собрать нужную сумму: он часто недоедал, ходил в одних лохмотьях. Когда же нужная сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе шинель. Коллеги поздравили его с обновкой и предложили отметить это событие.

Домой он возвращался поздно, когда двое неизвестных подошли к нему и сняли с него новенькую шинель. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенного горя титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней умер.

Иногда, как рассказывают свидетели, в том месте появляется призрак человека, который срывает шинели со своих обидчиков, не давая им возможности оправдаться. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести».

Краткое содержание повести позволяет понять, что хотел донести до читателя автор.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича заключен образ маленького человека, униженного и обиженного немилосердной судьбой. Герой Гоголя пожертвовал собой: он не занимается саморазвитием, не реализует свои желания, а занят только тем, что переписывает бумаги.

Все его мысли сосредоточены на службе. Пожертвовав собой, он не получил ничего.

В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человека, который не умеет взять на себя ответственность за благополучие собственной жизни: его всякий может обидеть, а он даже не предпринимает никаких попыток, чтобы защититься.

Заключение

Краткое содержание «Петербургских повестей» показывает, что лейтмотивом всех произведений является образ маленького человека.

Одиночество героев подчеркнуто, невыносимо: Ковалев нищ сердцем, Чартков отдал душу дьяволу, сбился с пути своего высокого предназначения как художник, Башмачкин унижен и задавлен обстоятельствами.

Вот что представляют собой «Петербургские повести». Очень краткое содержание произведений изложено в данной статье.

Источник: http://fb.ru/article/155951/gogol-peterburgskie-povesti-kratkoe-soderjanie

Гоголь «Портрет» – краткое содержание по частям (главам) – Русская историческая библиотека

Краткое содержание рассказов Гоголя

См. полный текст этой повести.

Гоголь «Портрет», часть 1 – краткое содержание

Бедный художник Чартков купил в картинной лавке портрет старого иноземца-азиата. Изображение его лица на холсте было не окончено, но неизвестный автор с необыкновенной силой выписал глаза, которые смотрели, как живые, возбуждая в зрителе странное, неприятное, но вместе с тем и завораживающее чувство.

Чартков издержал на портрет свой последний двугривенный и вернулся в нищую, наёмную петербургскую квартиру. Слуга Никита сообщил, что в отсутствие Чарткова хозяин дома приходил с требованием немедленной уплаты долга за жилье.

Портрет Н. В. Гоголя, автора повести «Портрет». Художник А. Иванов, 1841

Молодой художник испытывал тягостное унижение при мысли о своей бедности. Он считал, что судьба несправедлива к нему: несмотря на выдающийся талант живописца, Чартков никак не мог выбраться из нищеты.

Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе. Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова.

Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег. Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся.

От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.

Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем.

Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.

В свёртке действительно лежала тысяча червонцев. Эта огромная сумма позволила Чарткову расплатиться за квартиру, нанять себе другую, роскошную, одеться по последней моде и дать в газету статью о своём необыкновенном художественном таланте.

К нему повалили богатые заказчики. Поначалу он писал портреты с них старательно и с душой. Но число клиентов росло. Чартков уже не мог исполнять все картины тщательно.

Мало-помалу он выработал особую технику письма, которая позволяла ускорить работу, но лишала её всякого вдохновения и низводила на грубый, ремесленный уровень. Большинство из тех, кого он изображал, мало разбирались в живописи.

Хотя в портретах Чарткова замечалось всё меньше таланта, публика продолжала боготворить его. Чем больше он получал денег, тем сильнее росла у него жажда к ним.

Раз Чартков увидел картину одного своего прежнего знакомого. Не заботясь о материальном достатке, тот провёл несколько лет в упорном труде и достиг истинного живописного совершенства. Сразу поняв, насколько выше эта картина его собственных работ, Чартков проникся к её автору чёрной завистью.

Он сам попытался изобразить что-нибудь подобное, но годы непрерывной погони за благополучием истребили в нём последние проблески Божьего дара. Жгучая ревность к любому, кто проявлял себя талантливее, стала иссушать Чарткова. Все накопленные деньги он тратил теперь на то, чтобы скупать на аукционах, лучшие полотна, приносить их домой и там резать на куски.

Дойдя до безумия, Чартков скончался в страшных муках. Известие о том, что в его доме нашли обрывки великолепных холстов, ужаснуло всех.

«Портрет». Дореволюционный немой фильм по повести Н. В. Гоголя, 1915

Гоголь «Портрет», часть 2 – краткое содержание

Тот самый портрет азиата из дома Чарткова некоторое время спустя был выставлен на одном художественном аукционе. Удивительная живость глаз портрета привлекла покупателей, цена на него быстро поднималась. Однако в разгар торговли вошёл некий молодой художник и поведал историю этой картины.

Несколько десятков лет назад отец этого художника жил в одном из предместий Петербурга – Коломне. Там же поселился невесть откуда приехавший азиат-ростовщик.

Очень высокого роста, со страшным, тяжёлым взглядом, он выстроил себе похожий на крепость дом и стал давать деньги всем – от бедных старух до знатных вельмож. За свои ссуды ростовщик брал непомерные проценты. Всех стала вскоре поражать странная судьба его заёмщиков.

Казалось, что взятые в долг деньги начинали приносить им несчастья. Щедрые люди делались стяжателями, великодушные – завистниками, в семьях открывались разлады вплоть до кровавых убийств.

Отец художника писал картины на религиозные темы. Задумав однажды изобразить дьявола, он подумал, что лучшим образчиком для него мог бы послужить тот ростовщик. Как ни странно, вскоре после этого, азиат лично явился к нему и предложил писать портрет с себя.

Отец согласился. Ростовщик стал позировать ему. Отец вложил в портрет весь свой талант, но успел полностью окончить на холсте лишь глаза заказчика. Далее он писать уже не мог: глаза как будто ожили и глядели на него, вызывая тяжёлое тревожное чувство. Отец объявил, что отказывается от заказа и денег.

Ростовщик неожиданно бросился к нему в ноги и просил окончить работу. Он говорил, что в портрет таинственным способом должно перейти его естество, что после завершения картины он не умрёт, а будет вечно существовать в мире. Отец наотрез отказался.

На следующий же день он узнал, что ростовщик умер, завещав ему неоконченный портрет.

Отец поставил его у себя дома. Глаза ростовщика сохраняли человеческую живость, и написавший их художник вскоре почувствовал на себе демоническое влияние. Отца вдруг обуяла зависть к одному своему ученику, которого он стал считать талантливее себя.

Глаза святых, которые писал отец для церквей, как-то сами по себе приобретали дьявольское выражение. Заподозрив, что виной всему – портрет, отец хотел изрезать его, но удержался по просьбе одного друга, который выпросил картину с ростовщиком для себя.

Когда портрет вынесли из дома, отец начал успокаиваться. Зато тлетворную силу картины стал ощущать новый его обладатель. Он поспешил побыстрее сбыть портрет с рук. Всем дальнейшим хозяевам лицо ростовщика тоже приносило несчастья. Многие видели, как по ночам азиат выходит из рам картины.

Умирая, автор портрета завещал своему сыну-художнику помнить: в творческом вдохновении есть какая-то тёмная сторона, которой надо всячески избегать. Под действием этой тёмной страсти и были некогда написаны глаза азиата. Теперь, перед кончиной, отец заклинал сына разыскать этот портрет, где бы он ни был, и уничтожить его.

Рассказ молодого художника так поразил участников аукциона, что все забыли про сам портрет. Когда же в конце публика обернулась на картину, её уже не было на месте. Портрет то ли был украден, то ли волшебным образом исчез.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст повести «Портрет», а также статьи Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество, Гоголь «Портрет» – анализ

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3163-gogol-portret-kratkoe-soderzhanie-po-chastyam-glavam

Автор Николай Васильевич Гоголь

Краткое содержание рассказов Гоголя

В. Алов / П. Глечик / Н. Г. / ОООО / Пасичник Рудый Панько / Г. Янов / N. N.

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.Великий русский писатель.Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере.Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург’, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба».Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра.В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (1842—1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ».В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь —делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ.1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.

7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав).

21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г.

останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Редактировать описание

Обсудить

Добавить книгу

Года написания

Все 1000 1011 1040 1064 1088 1100 1170 1172 1176 1179 1181 1185 1188 1196 1208 1210 1212 1275 1290 1300 1307 1317 1325 1342 1343 1355 1361 1374 1392 1418 1474 1480 1484 150 1515 1532 1533 1546 1550 1556 1564 1572 1580 1591 1593 1594 1598 1600 1602 1603 1604 1605 1607 1611 1613 1614 1615 1616 1620 1623 1625 1626 1627 1630 1631 1634 1635 1636 1637 1640 1641 1644 1645 1651 1656 1657 1658 1659 1661 1662 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1675 1677 1678 1682 1683 1686 1691 1693 1694 1695 1697 1700 1707 1710 1713 1715 1716 1719 1720 1721 1722 1724 1726 1727 1730 1731 1732 1734 1740 1742 1743 1748 1749 1750 1751 1753 1755 1756 1759 176 1760 1762 1764 1766 1768 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1781 1782 1786 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1802 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 27 до н.э. 335 до н.э. 355 до н.э. 380 до н.э. 385 до н.э. 403 до н.э. 405 до н. э. 406 до н.э. 407 до нэ 409 до н.э. 411 до н.э. 414 до н.э. 417 до н.э. 428 до н.э. 429 до н.э. 431 до н.э. 433 до н.э. 441 до н.э. 443 до н.э. 444 до н.э. 453 до н.э. 458 до н.э. 56 58 до н. э. 62 63 64 65 700 до н.э. 850 до н.э. 935 954 976 986 II в. III в. VI в. VIII в. X в. XI в. XIII в. XIV в. XIX в. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XVIII—XVII века до н.э.

Язык оригинала

Все абхазский азербайджанский албанский английский арабский армянский белорусский болгарский венгерский вьетнамский голландский греческий грузинский датский древнегреческий иврит идиш индонезийский исландский испанский итальянский казахский киргизский китайский корейский курдский латынь латышский литовский македонский молдавский немецкий норвежский Персидский польский португальский румынский русский санскрит сербохорватский словацкий словенский таджикский турецкий тюркменский узбекский украинский урду фарси финский французский хинди чешский шведский эстонский японский

Награды

Все BookNest Fantasy Awards Buchpreis der Stiftung Ravensburger Verlag Winners Euregio-Schüler-Literaturpreis European Union Prize For Literature Fantasy Stabby Awards National Book Award Neffy Awards Stiftung Ravensburger Verlag «Золотой кинжал» «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» «Русская премия» АБС-премия Американская книжная премия Астрея Ауреалис Аэлита Басткон Белое пятно Беляевская премия Британская национальная книжная премия Британская премия фэнтези Бронзовая Улитка Бронзовый Икар Букеровская премия Великое Кольцо Всемирная премия фэнтези Гонкуровская премия Готорнденская премия Гудридс Дитмар Дублинская премия Звёздный Мост Зиланткон Интерпресскон Китайская премия «Галактика» Китчис Литературная премия имени Номы Локус Медаль Джона Ньюбери Международная премия по фантастике Мемориальная премия Джона Кэмпбелла Мемориальная премия Теодора Старджона Меч без имени Мечи Мифопоэтическая премия Наутилус Национальная книжная премия Национальный бестселлер Немецкая фантастическая премия Неффи Нобелевская премия Оранж Премии “Кинжал” от Ассоциации писателей-криминалистов Премии конвента ДрагонКон Премия “Алекс” Премия “Дети ночи” премия “НОС” Премия “Хьюго” Премия SFinks Премия WORDS AWARD Премия «505 по Кельвину» Премия «Боб Моран» Премия «Большая книга» Премия «Спутник» Премия «Это – хоррор» Премия Агаты Кристи Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора премия Акутагавы премия Аполло премия Артура Ч. Кларка Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада Премия Бетти Траск Премия блогеров в области детской и подростковой литературы Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики Премия Брэма Стокера Премия Вальтера Скотта Премия Вудхауса премия Гёте Премия Геффена премия Дадзая Осаму Премия Джеймса Тейта Премия Джеймса Типтри младшего Премия Дэвида Геммела премия Ёмиури Премия журнала «Nowa Fantastyka» Премия Жюли Верланже Премия за лучшую иностранную книгу Премия Игнотуса Премия им. Януша А. Зайделя Премия имени Сандзюго Наоки Премия имени Ширли Джексон Премия имени Эстер Глен Премия Индевор Премия Коста (Уитбред) Премия Курта Лассвица Премия литературного совершенства Премия Лорда Рутвена Премия Медичи Премия Международной Гильдии Ужаса Премия Небьюла Премия Ниро Вульфа Премия Нокт премия О.Генри премия Прометей премия Ромуло Гальегоса премия Сомерсета Моэма Премия Стрега Премия Сэйун Премия Танидзаки премия Триумф премия Фемина Премия Филипа К. Дика / Лучшая НФ-книга в США Премия Фолкнера Премия читателей журнала “Science Fiction Chronicle” Премия читателей журнала «Азимов» премия Эдгара Аллана По премия Эдогавы Рампо Премия Юкио Мисимы Пулитцеровская премия РосКон Рукопись года Русский Букер Сайдвайз Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации Стеклянный ключ Странник Фанкон Фолио Хоррор-итоги на ФантЛабе

Возрастная рекомендация

Все 0+ 12+ 16+ 18+ 3+ 6+ 9+ Планета НФ – премия блогеров Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации Редактировать описание

Источник: http://librebook.me/list/person/nikolai_vasilevich_gogol

Краткое содержание рассказов Гоголя

Краткое содержание рассказов Гоголя

С первых страниц рассказа перед нами предстает бедный юноша Петрусь, влюбленный в Пидорку. Однако ее отец не желает отдавать замуж свою дочь за малообеспеченного парня Читать далее

Вечера на хуторе близ Диканьки

Предисловие идет от лица пасечника, который родом был из Диканьки. Он рассказывал про посиделки зимой, причем эти собрания были похожи на настоящий праздник. Читать далее

Вий

Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом Читать далее

Женитьба

В данной пьесе сатирически показан процесс женитьбы, а точней – сватовства, выбора жениха. Засидевшуюся почти до тридцати лет в девках Агафью (купеческую дочь) все убеждают, что пора создавать семью. То же происходит и с будущим Обломовым – Подколесиным Читать далее

Заколдованное место

В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства. Мужик (будучи уже в преклонном в возрасте) попадает в «заколдованно место». Читать далее

Записки сумасшедшего

Чиновник 9 класса Поприщин Аксентий Иванович мучительно пытается понять: отчего он именно титулярный советник, а не, допустим, граф? Читать далее

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Главный персонаж повествования в юных летах являлся послушным ребенком и учеником, неизменно заслуживающим похвалы у родителей и учителей. Успешно закончив школу, он поступает в полк пехотинцев и исправно там служит до наступления 40 лет Читать далее

Игроки

Ихарев – человек, который очень ловок, и очень осторожен, чтобы вести себя слишком неаккуратно. Когда он появился в одном городском трактире, он сначала постарался все сведения, которые были ему необходимы, выведать просто у слуги трактира. Читать далее

История создания повести Тарас Бульба

Идея создания великого произведения “Тарас Бульба” появилась у писателя примерно в 1830 годах. Стоит отметить, что на создание данного произведения ушло более десяти лет Читать далее

История создания Ревизора

История создания пьесы Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” любопытна и забавна. Она начинается в 1835 году. У Николая Гоголя были свои предположения о будущем русской литературы. Он твердо знал, что комедийный жанр в литературе должен быть Читать далее

Коляска

Одним помещик хочет продать свою коляску, приехавшему в городок, генералу. Приглашает его и участников званного вечера к себе на следующий день, а сам об этом забывает. Читать далее

Майская ночь или Утопленница

Майская ночь, или Утопленница повесть Николая Васильевича Гоголя написанная в период 1829-1839 годов. Раскрытие темы нечистой силы в произведениях Гоголя встречалось во многих его работах. Майскую ночь относят к сборнику Вечера на хуторе близ Диканьки Читать далее

Мертвые души

В произведении рассказ идет о господине, личность которого остается тайной. Этот человек приезжает в меленький городок, название которого автор не озвучил, что бы дать волю воображению читателя. Имя персонажа Павел Иванович Чичиков. Читать далее

Мертвые души история создания

Николай Васильевич Гоголь начал свой кропотливый и добросовестный труд над поэмой «Мертвые души» в 1835 году. Писатель мечтал создать какое-то величественное и всеобъемлющее произведение о России Читать далее

Миргород

«Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе…». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую Читать далее

Невский проспект

Тема Петербурга была затронута многими писателями 19 века. “Невский проспект” Гоголя был написан в период 1833-1834 годов и вошел в сборник Петербургские повести. 10 класс Читать далее

Нос

Повесть знакомит нас с необыкновенным эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору. Читать далее

Ночь перед рождеством

Повесть начинается с событий, происходящих в предпраздничную Рождественскую ночь. У молодежи еще не начались колядки, а высоко в небе летает нечистая сила-это ведьма с чертом Читать далее

Петербургские повести

Цикл “Петербургские повести” включает в себя пять повестей: “Невский проспект”, ”Шинель”, “Нос”, “Портрет” и “Записки сумасшедшего”. Повесть “Невский проспект” начинается с красочного описания главной улицы Санкт-Петербурга. Читать далее

Повесть о капитане Копейкине

«Повесть о капитане Копейкине» является одной из частей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», а именно, десятую главу, и представляет собой рассказ одного из героев данного произведения о некоем солдате Читать далее

Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Васильевича Гоголя начинается со знакомства с героями. Дело происходит в Миргороде. Читателю последовательно Читать далее

Портрет

Чартков – человек, который живет весьма бедно, и каждый его следующий день – это мысль о том, где взять деньги и как прожить этот день, как можно экономнее. Чартков ничем особенным не выделяется, но у него есть способность к рисованию картин Читать далее

Пропавшая грамота

По поручению гетьмана Фома повез самой царице грамоту, но не смог он не заехать на ярмарку, чтобы себе табаку купить, а там познакомился с запорожцем. Отмечая знакомство (рюмка за рюмкой) Читать далее

Ревизор

1835 год. Россия. Гоголь пишет свою пьесу «Ревизор». Суть сюжета «Ревизора» в том, что в неком населенном пункте N появляется некий господин проездом. Его местные жители принимают за ревизора, которого со дня на день ожидают из самой столицы. Читать далее

Рим

Молодой князь, который родился и вырос в старом Риме, уезжает учиться в Париж. Прогрессивный европейский город поражает и захватывает юношу своим блеском, кипением страстей, наук, политики. Рестораны, кафе, магазины, театры – все сверкало, манило. Читать далее

Сорочинская ярмарка

Здесь Гоголь описывает природу Украины и то, как торговцы едут на сорочинскую ярмарку. Туда же направляется наш герой Солопий Черевик со своей красавицей дочкой по имени Параска Читать далее

Старосветские помещики

Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то Читать далее

Страшная месть

Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника Читать далее

Тарас бульба

К полковнику приезжают два сына. Два здоровых и сильных парня, засмущались перед насмешками отца на счет их одежды. Старшего сына отец встречает тумаками вместо приветствия. Мать оберегла от такого отцовского приветствия младшего сына Читать далее

Шинель

У главного героя – Акакия Акакиевича порвалось пальто, его уже не восстановить, поэтому приходиться шить новое. Он тратит на это около сорока рублей, при этом экономит на еде, свечах и белье. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gogol

Повесть Гоголя Невский проспект, краткое содержание произведения и особенность творчества писателя

Краткое содержание рассказов Гоголя

В немного странной повести “Невский проспект” Гоголь выражает своё восхищение лучшей из улиц Петербурга.

Невский проспект в произведении Гоголя является местом, на котором можно встретить людей разного сословия, но только в определённое время, разграниченное неписаными правилами, где смешение рабочих, служащих и прочего люда происходит крайне редко.

Большинство произведений писателя пронизано трагизмом, и даже в раннем творчестве, к которому относится и создание этой повести, чувствуется вся трагедия жизни.

  • Невский проспект
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Краткий анализ повести

Глава первая

Пересказ повести Гоголя не входит в эту статью, хочется лишь сделать небольшой анализ произведения, в котором явно прослеживаются сословные различия.

Читая повесть и анализируя её содержание, можно увидеть, что раннее утро предназначено для ремесленников, нищих, стариков и старух, мальчишек- подмастерьев, простых мужиков и кухарок, спешащих на рынок за свежими продуктами.

Около полудня на проспекте появляются гувернантки и гувернёры разных национальностей со своими воспитанниками, нарядно одетыми, с батистовыми накрахмаленными воротничками, которые прогуливаются по Невскому проспекту часов до двух пополудни.

После двух часов дня проспект наполняется прогуливающимися родителями, гулявших до этого времени детей, к родителям присоединяются праздные люди, которые окончили все важные домашние дела, обсудили своё здоровье с доктором, прочитали утренние газеты с новостями об отъезжающих и приезжающих, выпившие чашку кофию или чаю. Выходят на прогулку чиновники, освободившиеся от служб, и уже к трём часам Невский проспект становится зелёным от мундиров титулярных, надворных и прочих советников, спешащих по разным делам.

К четырём часам праздный люд и служащие расходятся и теперь на Невском проспекте можно опять встретить ремесленников и случайных приезжих, осматривающих достопримечательности.

Глава вторая

В вечернее время проспект наполняется прогуливающимися молодыми людьми, чаще всего холостыми, которые волочатся за понравившимися им дамами.

Действие в произведении Гоголя начинается именно с наступления сумерек, когда два приятеля, художник Пискарёв и поручик Пирогов, вышли на прогулку.

Характеры приятелей совершенно разные, художник обладает такими свойствами характера, как:

  • возвышенность,
  • одухотворённость.

Поручик Пирогов недалёкий, разбитной, весьма довольный жизнью, собой и своим чином из краткой характеристики которого мы можем выделить такие черты характера, как:

  • наглость,
  • самоуверенность,
  • карьеризм.

История этих молодых людей начинается в повести, когда они повстречали двух девушек, брюнетку и блондинку. Тут пути приятелей разделились и они отправились каждый за предметом своей симпатии.

Художник Пискарёв, обладая застенчивым и робким характером, влюбился не на шутку в красавицу- брюнетку и следует за ней.

Дойдя до дома, они поднимаются на четвёртый этаж и входят в квартиру, которая оказывается местом, где обитают падшие женщины. Молодой художник в ужасе бежит из этого дома.

Переживания терзали Пискарёва и навеяли сон, в котором ему привиделось, будто бы девушка, так понравившаяся ему, прислала за ним лакея в богатой ливрее и карету, которая доставляет его в богатый дом этой барышни, где много хорошо и богато одетых людей. Барышня пытается что-то ему объяснить, но внезапно исчезает.

Художник пытается её найти, но напрасно. Проснувшись, он понимает, что это был сон, но девушка завладела его помыслами и он принимает опий, чтобы в забытьи, в дурмане увидеть образ своей возлюбленной.

Он ищет для неё оправдание, предполагая, что несчастный случай заставил её ступить на путь греха и порока, и что если он женится на ней, то она станет примерной женой и матерью.

Больное воображение рисует ему картины, в которых ему чудится, как он работает за мольбертом, а барышня сидит рядом с ним и занимается рукоделием.

Пискарёв приходит вновь в ту квартиру, делает предложение руки и сердца девушке, расписывая в деталях их будущую совместную жизнь, но красавица с презрением отвергает его и смеясь, заявляет, что она не прачка и не швея и работать не будет.

Художник уходит от девушки, бродит по улицам, а придя к себе, запирается. Спустя несколько дней, взломав двери, его нашли мёртвым, с перерезанным бритвой горлом.

В то время, когда художник ушёл за брюнеткой, поручик Пирогов следовал за понравившейся ему блондинкой. Дойдя до её дома, он узнал, что она жена мастера жестянщика Шиллера, который находился дома и выпроводил поручика вон.

Но на следующий день поручик приходит к жестяных дел мастеру и заказывает у него для себя шпоры, в другой раз заказывает ножны, и продолжает бывать в доме Шиллера под любым предлогом, хотя немка даёт ему отпор всякий раз.

Пирогов настойчиво добивается внимания блондинки и однажды её муж застаёт его на коленях у ног жены и с двумя другими пьяными ремесленниками избивает поручика. Гордость бравого офицера значительно пострадала, он пылает гневом и обдумывает планы мести, но зайдя по пути в кондитерскую, гнев его немного утихает, а потом ещё зайдя к знакомому, он нашёл там приятное общество и вовсе успокоился.

Краткий анализ повести

Две кратких истории, одна трагичная, а другая комичная объединены у Гоголя в одно небольшое произведение, содержание которого призывает не доверять Невскому проспекту и показывает всю тщетность человеческих надежд и неисполнения заветного желания, хотя в начале повести, проспект предстаёт перед нами как лучшее место для гуляния. Читать описание легко, но дальнейший анализ произведения показывает, что основной темой повести будет не проспект, а жизнь человека в большом городе, где меркантильный интерес подменяет духовность, показано равнодушие людей и пагубность воздействия на человека опийного дурмана.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-povesti-gogolya-nevskij-prospekt.html

Краткое содержание «Петербургские повести» Гоголя Помощь по литературе

Краткое содержание рассказов Гоголя

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.