Краткое содержание рассказов Приставкина

«Взрослые и дети в произведениях А. Приставкина ( «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или Жалобная песнь для успокоения сердца»)»

Краткое содержание рассказов Приставкина

Наша кнопка

Скачать материал

Статья

«Взрослые и дети в произведениях А. Приставкина

( «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или жалобная

песнь для успокоения сердца»)»

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Блохина Елена Викторовна

«Взрослые и дети в произведениях А. Приставкина ( «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца»)»

Отношение к детям – безошибочная мера духовного воспитания человека.

Янко Брыль

Тема трудного детства – одна из центральных в русской литературе. О тяжёлом положении детей писали М. Ф. Достоевский, А. П. Чехов, А. И. Куприн. Казалось бы, тема в отечественной литературе уже исследована, но произведения А.

Приставкина заставляют ужаснуться и говорить не о трудном , а потерянном навсегда детстве, называя виновников страдания детей – взрослых.

Особенно трагично эта тема звучит в повестях «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».

В центре двух произведений детские дома: подмосковный Томилинский детский дом, где живут братья Кузьмёныши: Колька и Сашка; и спецрежимный детский дом в захолустном Голятвино, где в изоляции от местного населения находятся дети с одинаковой фамилией – Кукушкины.

В кабинете Чушки, директора Голятвинского спецприёмника, висит портрет Сталина, под которым надпись: @Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево».

Весь авторский сарказм направлен на фигуру директора Томилинского детского дама, который воровал у своих воспитанников хлеб не только для своей семьи, но и сытых «величиной с телят» собак(Открыто звучит голос автора, который спустя столько лет шлёт проклятие в его адрес).

Предмет интереса Чушки тоже свиньи, которых он кормит пищей воспитанников. В глаз детям он никогда не смотрит6 для него – это неодушевлённые предметы.

Не менее отвратительны и фигуры шефов. Начальник станции – Козёл, которому Чушка в благодарность за бесплатный уголь поставляет для работы девочек, которых тот насильничает; начальник ОРСА – Помидор, обжирающий детей; начальник поселковой милиции – Наполеончик и директор школы – Уж , устроившие ужасную сцену деления дров на глазах у детей.

Оба жадны и мстительны и никак не могут поделить завезённые поссоветом дрова. В итоге Уж сжигает их – лишь бы не достались сопернику. А в детском доме дети промёрзли до костей.

Единственный руководитель, показанный Приставкиным, который проявляет хоть какую-то заботу о детях, – «Портфельчик», привёзший детей на Кавказ («Ночевала тучка золотая»)

Воспитанием детей практически никто не занимался. Один из детей получил кличку Хвостик после того, «когда у него сзади болтался хвостик, и все заметили – это глист торчал, который наполовину вылез прям в дырочку штанов». Анатолий Приставкин не идеализирует своих героев.

Спецрежимные ребята грубы и циничны, не умеют пользоваться посудой, столовыми приборами. «я сел так, чтобы не прикасаться к скатерти.

Теперь я рассмотрел, что на столе стояли ваза, и ещё какие-то пузырьки, в них, как потом выяснилось, была соль и что-то ещё, совсем бесплатное, и никто не шарапал, не крал, не совал в карман. Чудно. У нас исчезло бы сразу. Мигнуть не успели».

Во время дня рождения всё в том же ресторане детдомовцы пытаются нагадить в кадку с фикусом. Писатель намеренно вводит грубую нецензурную лексику воспитанников в сцене отъезда Кузьмёнышей из Москвы.

Приставкин показывает страшные условия, в которых живут дети. «Никогда в жизни не приходилось Кузьмёнышам держать в руках целую буханку хлеба».

Кормили только какой- то мутной жижицей, в которой может попасться кусок чёрной мороженой картошки или сгусток нерастворившейся манки; за крошечку сахарина дети продавались в рабство.

По весне, забравшись на липу, рискуя головой, слизывали сладкий сок и ели почки. «О конфетах только легенды рассказывали, никто их в глаза не видел».

Голод обратил и спецрежимных в маленьких зверёнышей. В округе они поели всех улиток, завидуют матросам из фильма «Броненосец Потёмкин», которых кормили мясом с червями. «Нам бы не только мяса с червями, но и червей без мяса – рубали бы за милую душу». А еда у детей всегда одинаковая: «затируха с капелькой постного масла и крошечная паечка хлеба».

И дети каждый раз облизывали тарелку, «пытаясь выжить из металла ещё одну каплю затирухи». Упоминая конфеты в «Кукушатах…», Анатолий Приставкин показывает реакцию детей, которым не приходилось видеть наяву настоящую, в фантике, о ней лишь по рассказам знали. «Не бывает так, чтобы одному человеку отдали на съедение целую конфету».

А хвостик обалдел от счастья, когда нюхал пахнущий конфетой фантик.

Дети завшивлены, и время от времени их гоняют в камеру – душегубку, где раздевают догола и прожаривают и их самих, и их одежду. Но вши остаются, а одежда, и без того трухлявая, заплатка на заплатке, жары не выдерживает и ползёт.

Карболовое масло, которым насильно обмазывают детей, – на самом деле дёготь. От него невозможно ни отмыться, ни очиститься, и оно распространяет такой ядовитый запах, от которого шарахаются даже кошки и собаки.

Перед «вшидавкой» директор самолично подвергает детей унизительному обыску: отбирает всё, что найдёт в карманах.

Приставкин подчёркивает, что единственная возможность выжить, – соблюдение законов братства. Колька с Сашкой всегда вместе, один голова, другой – ноги; так живут и Кукушата: Сергей Егоров (единственный, у кого есть имя), Шахтёр, Сандра, Сверчок, Ангел, Бесик, Мотя и маленький Хвостик. Все они ничего не помнят о своих родителях, о доме, близких людях.

Колька с Сашкой даже не знают слов «отец» и «мать», Сергей долго не может произнести «это непонятное, совсем чужое слово «отец». Тем более, что само понятие родства вычёркивалось из памяти детей. «Нам продиктовали сочинение, где каждый из нас писал, что мы отрекаемся от каких-то предателей и изменников, которых мы не знали и знать не хотим».

Писатель показывает и родственников, отказавшихся от детей.

Анатолий Приставкин никогда не даёт портретной характеристики своих героев. У них нет прошлого, а если есть, то писатель упоминает о нём всего в двух – трёх предложениях. Но Приставкин подчёркивает, что дети без имени и прошлого намного человечнее лиц, окружающих детей.

Сергей выносит на своей руке из подвала ресторана случайно попавшего туда муравья. Кузмёныши заботятся о Регине Петровне.

Но больше всего ценится человеческое братство: Сергей отказывается ехать с Машей, Мотя ночует у подвала, где заперли Корешка, за свободу которого дети готовы отдать жуликам все деньги, Колька ради Регины Петровны идёт по горящему полю.

Отметим ещё одну особенность повестей А. Приставкина – изображение недолгого момента счастья, которое вскоре сменится трагедией. Таким событием в жизни детей становится день рождения.

Подчеркнём, что дети не имеют даже представления об этом празднике. «Но праздник есть праздник – терпи. У Сашки по спине вверх – вниз мурашки забегали, холодно от волнения стало.

А Колька чуть мимо скамейки не сел, осоловел от всей этой нечеловеческой картины».

«Колька посмотрел на Сашку и зажмурился. Ни фига себе, подумалось. Каждый день так ходить. В глазах рябит. И вообще, не одежда это для колонистов, сопрут сразу. Кто увидит, подумает, что они не колонисты, а какие-нибудь жулики! Разве у нормального человека может быть столько на себе добра! Показаться бы, да и заначку! А потом на барахолку!». Это реакция братьев на подарки.

Слёзы невольно наворачиваются, когда читаешь о том, как дети спрашивают, будет ли завтра опять день рождения, не понимают значения слова «подарок». Смешно и одновременно грустно при чтении, когда новорождённых тёлочек дети называют Оглоед, Шакал, Халява и Обормотка.

Веселишься вместе с братьями и ещё не знаешь, что это их первый и последний совместный день рождения, что уже завтра не будет в живых Сашки.

Единственный из спецприёмника, кто имел хоть какое-то представление о дне рождения, – Сергей Егоров. Он пытается устроить праздник для всех ребят, отдав свою сберкнижку.

Именно тогда в подвале ресторана приходит понимание счастья: «Любовь – это все родные приходят к тебе домой, чтобы поздравить с рождением».

Полупьяные подростки веселятся, ещё не зная, что завтра уже не будет Корешка, а спустя всего несколько дней погибнут все Кукушата.

Обратим внимание на героев, с которыми приходится сталкиваться детдомовцам.

Наряду с жуликами и хапугами писатель показывает героев, которые «определяют меру своего духовного достоинства»: проводница Дуся, врач Кукушкина, которой переломали позвоночник за то, что она посмела помочь детям.

И обязательно герои Анатолия Приставкина пройдут через новое испытание – испытание предательством. Предаёт, по мнению ребят, Маша, пытающаяся спасти ребят, потому что она рядом с «легавыми»; предаёт Регина Петровна и , чувствуя свою вину, она не сможет найти себе покоя.

Один из самых страшных эпизодов повестей – момент смерти детей. Страшная натуралистическая картина, изображающая растерзанного Сашку; дырявый сарай, в котором прячутся дети, окружают «легавые» и всех убивают. И опять детдомовцы возвышаются над своими мучителями. Провожающий Сашку Колька не хочет мстить, лишь хочет спросить: зачем?. Умирающий Серёжа пытается спасти Сандру и Хвостика.

Подводя итог, отметим, что повести завершаются одной мыслью – неотвратимость духовной расплаты, которая наступит спустя несколько месяцев, как у Регины Петровны, или спустя несколько лет, как у героев «Кукушат…». И обязательно для каждого прозвучит своя песнь для успокоения сердца.

Литература :

  1. Приставкин А. Ночевала тучка золотая: Повести. – М.: Эксмо, 2004 – 832с. – (Красная книга русской прозы)

  2. Иванова В. Н. Звучащие в эпохе голоса… (Методическое пособие по отечественной литературе XXвека) – Смоленск, 1997- 255с.

5

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/vzroslie-i-deti-v-proizvedeniyah-a-pristavkina-nochevala-tuchka-.html

Краткое содержание Ночевала тучка золотая Приставкин для читательского дневника

Краткое содержание рассказов Приставкина

1987 год. Анатолий Приставкин пишет повесть о детдомовцах «Ночевала тучка золотая». Суть сюжета произведения в том, что главные герои – близнецы Кузменыши отправлены из Подмосковья на Кавказ, подальше от войны, туда, где тепло и сытно. Описаны события, выпавшие на их долю. Финал трагичен – один из Кузьменышей погибает…

мысль повести «Ночевала тучка золотая» в том, что Приставкин заостряет внимание читателя на умении быть терпимыми к людям других национальностей. Он подчеркивает мысль о том, что на Земле нет плохих или хороших наций. Просто есть плохие или хорошие люди.

Читать краткое содержание рассказа Ночевала тучка золотая Анатолия Приставкина

Подмосковье. Детский дом. Руководство решает отправить на Кавказ ребят постарше, но те не захотели. А вот двойняшки Кузменыши выразили радостное свое желание поехать. Потому что накануне они пытались сделать подкоп под комнату, где режут хлеб и наестся до отвала, но… не вышло. А посему ноги надо уносить подальше.

Ехали-ехали и приехали. Название станции Кавказские воды написано угольком. Здание вокзала разбомблено. Пустота… Вокруг засеянные поля. Но убирать посевы некому. Война. Пустынно. Тихо. А Кузьменышам все интересно. Ведь они никогда не видали подобного.

Пока ехали братья, познакомились с воспитательницей. Приехали, вспомнили о недавнем знакомстве. Решили ее навестить, потому что она им очень понравилась. Поехали в станицу. Оказывается, здесь люди живут, но на улицу они почти не выходят, огня не зажигают. Боятся. Наконец, долгожданная встреча с воспитательницей.

В интернате директор договорился о работе ребят на заводе. Воспитательница порекомендовала туда двойняшек Кузьменышей. Наступила ночь, все уснули, а воспитательница, увлекшись шитьем шапок для ребят, не заметила черное дуло пистолета из створки окна.

Ночью случился пожар. Утром воспитательницу увезли неизвестно кто и куда. Ничего неизвестно, а от этого страшно и непонятно.

На работу Кузьменышей возит женщина-шофер – Вера. На заводе братьям понравилось. Можно брать яблоки, сливы, груши…, что они и сделали. Никто их за это не ругает. Голод отступил. Тетя Зина угощает их баклажанной икрой. Ну чего еще желать?

Отношения с местным населением накаливаются. Постоянно голодные ребятишки из интерната совершают разбойные набеги на чужие огороды, сады… Чтобы как-то сгладить конфликт, директор интерната организовывает для колхозников представление, где выступают дети.

Во время последнего номера – фокусов, горцы взорвали машину Веры. Она погибла. Все вскочили, суета, неразбериха.Страшно. Вроде война далеко, а смерть, вот она, совсем рядом. Утром воспитательница была уже на своем месте и предложила Кузменышам ехать с ней на подсобное хозяйство.

Ребята с воспитательницей уехали на поле, занялись делом. Вроде страхи забылись. Жизнь вошла в привычное русло.Однажды Кузьменышей на попутной подводе отправили в интернат за продуктами, но подвода не доехала до места назначения.

Ночью в степи она остановилась по непонятной причине, и поводырь испуганно побледнел и закрыл лицо руками.

Двойняшки решили сходить посмотреть, что же произошло в интернате. Когда пришли, то увидели, что все разбито и пусто. Случилось что-то страшное.

Возвращались к поводырю по кукурузному полю. В это время их подстерегли чеченцы и братья растерялись. Колька бежал, пока не упал в обморок. А вот Сашка…

Утром Колька пришел в себя. Рассвело. Колька пошел искать брата и поводыря, но… в селе наткнулся на страшную картину – Сашку распяли на заборе. Прощай, брат! Больше мы не вместе…

Тогда Колька решил притащить тележку, чтобы отвезти брата на станцию и исполнить его мечту – отправить посмотреть горы… Ведь он об этом так мечтал… Он загрузил тело брата на товарняк, шедший в нужном направлении.

Сам Колька долго скитался, пока нашел себе попутчика, чеченского мальчика. Они вместе долго бродили по горам, где на каждом шагу их подстерегала опасность. В один прекрасный день их обнаружил русский солдатик. Колька спал в обнимку с чеченским мальчиком. Дети проснулись, и чтобы их не разлучили, сказали, что они близнецы, Кузьменыши.

Последние сцены – это детский приемник в Грозном. Это время, когда Колька с названным братом ожидают отъезда в детский дом, чтобы никогда и не при каких обстоятельствах не разлучаться.

Оцените произведение: 78

Читать краткое содержание Приставкин – Ночевала тучка золотая. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Листопадничек сказка Соколова-МикитоваВ рассказе Ивана Сергеевича Соколова-Микитова повествуется о зайчонке. Зайчат, которые рождаются осенью, охотники называют листопадничками.
  • Краткое содержание Старшая сестра ВолодинПовествование начинается в доме, где проживают две сестры. Старшая Надя трудится на строительном объекте и учится вечером, а младшая Лида заканчивает школу.
  • Краткое содержание Приключения желтого чемоданчика ПрокофьевойЖил – был доктор, который лечил детей. В дневное время он работал в поликлинике, а по вечерам писал книгу. Врач лечил у ребятишек самые необычные болезни, такие как страх, чрезмерную разговорчивость и грусть.
  • Краткое содержание Монтень ОпытыВ первом томе автор высказывает свои размышления по поводу достижения поставленных целей, любыми способами, о том, что наши поступки и есть « карателем» и « разрушителем» судьбы.
  • Краткое содержание Бронте Грозовой перевалПожилой господин Эрншоу, папа двух детей, вернувшись из странствий на родину, в Лондон, встречает на проулке цыганского ребенка. Недолго думая, забирает к себе домой и называет его Гитклиф

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/pristavkin-nochevala-tuchka-zolotaya

Приставкин Анатолий Игнатьевич

Краткое содержание рассказов Приставкина

Анато́лий Игна́тьевич Приста́вкин (17 октября 1931, Люберцы (Московская область) — 11 июля 2008, Москва) — советский и российский писатель, общественный деятель.

Биография

Родился в рабочей семье.

Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе.

После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. Тогда же Приставкин дебютировал как прозаик — в №6 журнала «Юность» за 1959 г. был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.

В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм.

В 70-е и 80-е годы были опубликованы повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок». С 1981 года А.

Приставкин преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г.

В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков.

В мае 1990 года на экраны вышел одноименный фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая» (Киностудия им.Горького, 1989 г., режиссерСуламбек Мамилов).

В 1988 году появилась повесть «Кукушата». В 1990 году она была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе.

Повести «Солдат и мальчик», «Кукушата», романы «Городок», «Рязанка» (1991), «Долина смертной тени» (2000), «Вагончик мой дальний» (2004), документальная повесть «Тихая Балтия» (1990), сборник сказок «Летающая тетушка» (2007) также переведены на многие иностранные языки.

В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина».

Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом исполкома русского ПЕН-центра. Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

С декабря 2008 года на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.

С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А.

Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России Б.Н.Ельцина и В.В.Путина. Опыт работы А.

Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашел отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им еще в конце 1980-х, однако в 1991 году рукопись романа пропала из гостиничного номера[1] в Риге.

В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвященного жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казненного в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году.

За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

[править]Память

Указом Президента Ингушетии Мурата Зязикова за выдающиеся заслуги в области литературы: человечности и дружбы между народами А.Приставкин посмертно награжден орденом “За заслуги”.

В августе 2008 года в городе Гудермесе (Чеченская республика, Россия) улице Новосельской было присвоено имя Анатолия Игнатьевича Приставкина.

[править]Интересные факты

Произведения А.Приставкина переводили известные слависты, лауреаты престижных премий в области художественного перевода Томас Решке (Германия), Майкл Глэни (Великобритания), Ларс-Эрик Блумквист (Швеция), Миура Мидори (Япония) и другие. На французский язык повести А.Приставкина перевела внучка Владимира Набокова Антуанет Рубишу.

В 2009 году в Национальном молодёжном театре республики Башкортостан имени Мустая Карима состоялась премьера спектакля «Ночевала тучка золотая», ставшая настоящим событием не только в масштабах республики, страны, но и мира. Спектакль в постановке главного режиссера русской труппы театра Мусалима Кульбаева участвовал в VII Республиканском фестивале «Театральная весна 2009» (г.

Уфа); во Всероссийском театральном фестивале Золотая маска (г. Москва, 2010 г.); в Международном фестивале искусства для детей и юношества «Золотая репка» (г. Самара), в X Международном театральном фестивале «Голоса истории» (г. Вологда). На V Международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы 2009» спектакль был признан лучшим из всех представленных.

В октябре 2012 года в Березниковском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Вагончик мой дальний». Пьесу по мотивам одноименной повести А.Приставкина написала драматург Ярослава Пулинович.

Поставил спектакль художественный руководитель театра Денис Кожевников, а художником спектакля стал Лауреат национальной театральной премии Золотая маска Дмитрий Аксенов.

Спектакль создан при поддержке Министерства культуры молодёжной политики, массовых коммуникаций Пермского края.

Восьмидесятилетию со дня рождения писателя, которое отмечалось в 2011 году, был посвящен документальный фильм «Анатолий Приставкин. Оглавление» (Телеканал «Россия-Культура», автор и режиссер Ирина Васильева).

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1656

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.