Краткое содержание рассказов Распутина

Валентин Распутин:

Краткое содержание рассказов Распутина

Валентин Григорьевич Распутин – один из самых талантливых и известных писателей современной отечественной литературы. Фундаментальной для многих его произведений является тема восприятия сегодня нравственности.

Повесть “Последний срок”, краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, сам создатель назвал в своем творчестве главной работой. Над ней он стал трудиться в 1969 году, а в 1970-м, в журнале “Наш современник” было опубликовано произведение “Последний срок”.

Краткое содержание: начало истории

Не открывая глаз, без движения лежит старуха Анна. Жизнь в ней все еще теплится, но сама женщина почти застыла. Понимают это ее дочери, подносят кусок разбитого зеркала к губам. Оно запотевает, следовательно, мать еще жива.

Но Варвара, одна из дочерей, считает, что можно уже оплакивать, “отголосить”, и делает это самозабвенно сначала у постели, после чего за столом, поскольку там удобнее. Люся, другая дочь, шьет в это время траурное платье, скроенное еще в городе.

Стрекочет швейная машинка в такт всхлипываниям Варвары.

Приезд детей на похороны

У Анны было пятеро детей. Погибли двое ее сыновей, первенцы, которые родились один для Бога, а второй – для царя. Приехала Варвара проститься со своей родительницей из районного центра, а Илья и Люся – из провинциальных городков, находящихся неподалеку.

Продолжаем описывать произведение “Последний срок”. Краткое содержание составляют следующие дальнейшие события. Анна ждет приезда из далекого Киева Тани. В деревне, рядом с ней, всегда находился вместе с дочерью и женой сын Михаил. Дети, собравшись вокруг старухи на следующий день после прибытия, не знают, как реагировать на воспрянувшую мать, на ее странное возрождение.

Илья и Михаил напиваются

Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту.

Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям.

Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет.

Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.

Продолжается произведение “Последний срок”. Краткое содержание дальнейших событий следующее. Чувствуя себя скверно на следующий день после попойки, братья опохмеляются снова. Илья и Михаил не умеют работать.

Они не знали никогда иной радости, кроме как от попойки. Общая работа случалась в деревне, где когда-то жили все вместе, – заядлая, дружная, звонкая, с разноголосицей топоров и пил. Она была весной, в сезон заготовки дров.

Но сейчас люди уезжают в город, в селе разваливается колхоз, некому выращивать и кормить скот.

Дочь Люся вспоминает прежнюю жизнь

Горожанка Люся, вспоминая свою прежнюю жизнь, с большой радостью и теплотой вспоминает Игреньку, любимого коня, который был очень слабым и в конце концов умер. Много таскал Игрень, да не осилил.

Люся, бродя по пашне и полям вокруг деревни, понимает, что не выбирает сама, куда ей идти, а ведет ее какая-то сила, посторонняя, обитающая в здешних местах.

Жизнь, казалось, вернулась назад, так как Люся потеряла что-то ценное, необходимое, забыла что-то, без чего нельзя…

Анна идет на поправку

Продолжаем описывать краткое содержание книги “Последний срок”. В то время как дети предаются воспоминаниям и пьют, Анна, съев манной каши, специально приготовленной для нее, взбадривается все больше и выходит на крыльцо.

Приятельница Мирониха навещает ее. Анна горюет, что нет Татьяны среди детей, собравшихся у постели, Танчоры, как называет ее старуха. Она по характеру резко отличалась от сестер.

Нрав ее был каким-то особым, радостным и мягким, людским.

Старуха решает умереть

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. “Последний срок” Распутин Валентин продолжает следующим образом. Решает умереть Анна, так и не дождавшись Татьяны, так как нечего больше делать на этом свете и ни к чему стало отодвигать смерть.

Пока собрались здесь ребята, пусть проводят, похоронят, как принято у людей, чтобы потом к этой заботе уже не возвращаться. Тогда, может, приедет и Танчора… Много раз старуха думала о смерти, знала ее уже как саму себя.

Они стали за последние годы подружками, часто разговаривала с ней старуха, а смерть слушала ее шепот, пристроившись в сторонке, и вздыхала понимающе.

Договорились они, что ночью отойдет Анна, сначала, как все люди, уснет, чтобы открытыми глазами не пугать смерть, а та прижмется тихонечко, снимет с женщины мирской короткий сон и предоставит ей вечный покой. Так все и получилось.

Заканчивает свое произведение “Последний срок” Валентин Распутин. Краткое содержание было представлено в нашей статье. Оно не описывает детали, не дает представления о характерных особенностях произведения. Эта повесть между тем очень интересна.

Рекомендуем поэтому обратиться к самому произведению, ознакомиться с ним уже в оригинале. Мы же постарались передать лишь краткое содержание.

“Последний срок” (Распутин Валентин Григорьевич) – произведение, прочитав которое, вы не останетесь равнодушными.

Источник: http://fb.ru/article/172768/valentin-rasputin-posledniy-srok-kratkoe-soderjanie-proizvedeniya

Биография Валентина Распутина

Краткое содержание рассказов Распутина

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) — российский писатель, лауреат многочисленных государственных премий СССР, публицист и общественный деятель. Он родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (Иркутской) области РФ. Имеет звание Героя Социалистического труда. Писателя нередко называли «певцом деревни», в своих произведениях он прославлял Русь.

Трудное детство

Родители Валентина были обычными крестьянами. Незадолго после рождения сына семья переехала в деревню Аталанка. Впоследствии эта территория была затоплена после строительства Братской ГЭС.

Отец будущего прозаика участвовал в Великой Отечественной войне, после демобилизации он устроился работать начальником почты.

Однажды во время служебного отъезда у него отняли сумку с общественными деньгами.

После этой ситуации Григория арестовали, в течение семи следующих лет он трудился в рудниках Магадана.

Выпустили Распутина только после смерти Сталина, поэтому его супруге, простой сотруднице сберкассы, пришлось одной воспитывать троих детей.

Будущий писатель с детства восхищался красотой сибирской природы, он неоднократно описывал её в своих рассказах. Мальчик любил читать, соседи щедро делились с ним книгами и журналами.

Образование прозаика

Распутин учился в начальной школе деревни Аталанка. Чтобы окончить среднюю школу, ему пришлось уехать за 50 километров от дома. Позже юноша описал этот период жизни в своём рассказе «Уроки французского». После окончания школы он решил поступить на филологический факультет Иркутского университета. Благодаря отличному аттестату юноше без труда удалось стать студентом.

Валентин с детства осознавал, как трудно приходится его матери. Он стремился помогать ей во всём, подрабатывал и отправлял деньги. В студенческий период жизни Распутин начинает писать небольшие заметки для молодёжной газеты.

На его творчество повлияло увлечение произведениями Ремарка, Пруста и Хемингуэя. С 1957 по 1958 гг. парень становится внештатным корреспондентом издания «Советская молодёжь». В 1959 г.

Распутина принимают в штат, в этом же году он защищает диплом.

Жизнь после университета

В течение некоторого времени после окончания учёбы прозаик работает на студии телевидения и в газете Иркутска. Редактор газеты обратил особое внимание на рассказ под названием «Я забыл спросить у Лёшки». Позже, в 1961 году, этот очерк опубликовали в альманахе «Ангара».

В 1962 юноша переезжает в Красноярск и получает должность литсотрудника в газете «Красноярский рабочий». Он нередко посещал строительные площадки местной ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Писатель черпал вдохновение даже из таких, казалось бы, неприглядных пейзажей. Рассказы о строительстве вошли позднее в сборники «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов».

С 1963 по 1966 гг. Валентин работает специальным корреспондентом газеты «Красноярский комсомолец». В 1965 г. он участвует в Читинском семинаре совместно с другими начинающими литераторами. Там юношу замечает писатель Владимир Чивилихин, позже именно он помог опубликовать произведения Валентина в издании «Комсомольская правда».

Первой серьёзной публикацией прозаика стал рассказ «Ветер ищет тебя». Через некоторое время увидел свет очерк «Разъезд Стофато», его напечатали в журнале «Огонёк».

У Распутина появились первые поклонники, вскоре его читало более миллиона советских жителей. В 1966 г. в Иркутске выходит первый сборник писателя под названием «Край возле самого неба».

Туда вошли старые и новые произведения, написанные в разные периоды жизни.

Год спустя в Красноярске издают вторую книгу рассказов, она называлась «Человек с этого света». В это же время альманах «Ангара» публикует повесть Валентина Григорьевича «Деньги для Марии».

Немногим позже это произведение выпускается в виде отдельной книги. После публикации прозаик становится членом Союза писателей и окончательно прекращает заниматься журналистикой.

Он решил посвятить свою дальнейшую жизнь исключительно творчеству.

В 1967 г. еженедельник «Литературная Россия» издаёт следующий очерк Распутина под названием «Василий и Василиса». В этом рассказе уже можно отследить самобытный стиль писателя. Ему удавалось раскрывать характеры героев очень лаконичными фразами, а сюжетная линия всегда дополнялась описаниями пейзажей. Все персонажи сочинений прозаика были сильны духом.

Пик творчества

В 1970 году была выпущена повесть «Последний срок». Именно это произведение считается одним из ключевых в творчестве автора, по всему миру люди читали книгу с удовольствием.

Её перевели на 10 языков, критики называли это сочинение «костром, возле которого можно отогреть душу». Прозаик сделал упор на простые человеческие ценности, о которых должны помнить все.

Он поднимал в своих книгах вопросы, о которых не осмеливались говорить его коллеги.

Валентин Григорьевич не стал останавливаться на этом, в 1974 году опубликовали его повесть «Живи и помни», а в 1976 г. — «Прощание с Матёрой». После этих двух сочинений Распутина признали одним из лучших современных писателей. В 1977 г. он получает Государственную премию СССР. В 1979 году Валентин стал членом редакционной коллегии серии «Литературные памятники Сибири».

В 1981 г. увидели свет рассказы «Век живи — век люби», «Наташа» и «Что передать вороне». В 1985 г. писатель выпускает повесть «Пожар», затронувшую читателей до глубины души благодаря острой и современной проблематике.

В течение следующих лет были опубликованы очерки «Нежданно-негаданно», «Вниз по Лене-реке» и «Отчие пределы». В 1986 г. прозаика избрали секретарем правления Союза писателей, впоследствии ему удалось стать сопредседателем.

Последние годы жизни

Большую часть жизни Распутин провёл в Иркутске. В 2004 г. прозаик презентовал свою книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». Через два года в продаже появилось третье издание сборника «Сибирь, Сибирь».

Валентин Григорьевич являлся обладателем многих престижных наград. Ему присвоили звание Героя социалистического труда. Прозаик был кавалером орденов Ленина и Трудового Красного знамени.

В 2008 году он получил премию за вклад в российскую литературу. В 2010 г. писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В это же время его рассказы включают в школьную программу для внеклассного чтения.

В зрелом возрасте Распутин начал активно участвовать в публицистической и общественной деятельности. Прозаик отрицательно относился к периоду перестройки, он не воспринимал либеральные ценности, оставаясь при своих консервативных взглядах. Писатель всецело поддерживал позицию Сталина, считал её единственно верной, не признавал других вариантов мировоззрения.

С 1989 по 1990 гг. он был в составе Президентского совета во время правления Михаила Горбачёва, но коллеги не прислушивались к мнению Валентина. Позже писатель заявлял, что считает политику слишком грязным занятием, он неохотно вспоминал этот период жизни. Летом 2010 г. Распутина избирают членом Патриаршего совета по культуре, он представляет православную церковь.

30 июля 2012 года писатель вступает в ряды преследователей феминистской группы Pussy Riot. Он призывает применить высшую меру наказания для девушек, а также критикует всех, кто их поддержал. Своё заявление Распутин опубликовал под заглавием «Молчать не позволяет совесть».

В 2013 г. на полках магазинов появляется совместная книга Распутина и Виктора Кожемяко под названием «Эти двадцать убийственных лет». В этом произведении авторы критикуют любые изменения, отрицают прогресс, утверждая, что за последние годы народ деградировал. Весной 2014 г. прозаик вошёл в число жителей России, поддержавших аннексию Крыма.

Личная жизнь и семья

Валентин был женат на Светлане Ивановне Распутиной. Женщина была дочерью писателя Ивана Молчанова-Сибирского, она всегда поддерживала мужа. Прозаик неоднократно называл супругу своей музой и единомышленницей, у них были прекрасные отношения.

У пары было двое детей: в 1961 родился сын Сергей, через десять лет появилась на свет и дочь. Девятого июля 2006 она погибла во время авиакатастрофы.

На тот момент Марии было всего 35 лет, она успешно занималась музыкой, играла на органе. Трагедия подкосила здоровье писателя и его жены. Светлана Ивановна умерла 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет.

Смерть прозаика наступила тремя годами позднее. 14 марта 2015 он погиб в Москве, за несколько часов до своего дня рождения.

Источник: https://stories-of-success.ru/valentina-rasputina

“В больнице” – краткое содержание рассказа Валентина Распутина

Краткое содержание рассказов Распутина

От рассказа Валентина Распутина «В больнице», который впервые был опубликован в середине 1990 годов в журналах «Москва» и «Наш современник», веет такой глубиной, что нельзя описать словами.

Можно задумываться над смыслом, сопоставлять, делать выводы, но все равно останется то неизведанное, что было понятно автору, но нужно скрупулёзно исследовать читателю.

Чтобы все-таки  докопаться до сути, нужно познакомиться с кратким содержанием и характером героев.

Предлагаем ознакомиться с повестью В. Распутина “Живи и помни”, где описывается, какие лишения и тяготы способна перенести обыкновенная женщина ради мужа и будущего ребенка…

Унылая палата и больница…

Рассказ начинается с того, что Алексей Петрович Носов серьезно заболел. Недуг в человеческом теле кажется чем-то неестественным, мешающим жить, творить, надеяться, познавать мир и самого себя. А еще пугающим страшной неизвестностью – перед невыносимой болью, беспомощностью и перед самой смертью.

Вот и герой рассказа почувствовал себя совсем плохо. Он недавно перенес сложную операцию, а теперь снова вынужден был идти в больницу. «Алексей Петрович уже готов был к этому, – описывает автор, – все состояние, какое-то ржаво-горячечное, доходящее до беспамятства, весь перехваченный болью таз говорили ему, что дома не подняться.

Однако, он не был готов к новой операции…»

Начались унылые дни ожидания. В палате на двоих, куда поместили героя рассказа, было неуютно. Сосед смотрел телевизор, но и душа, и тело Алексея Петровича, в котором каждая клеточка отдавала болью, противились этому, и «некуда было и отвернуться…»

Плохо, когда не можешь повлиять на ситуацию. Все болит, хочется покоя, но в углу палаты стоит телевизор, мешающий, назойливый, не дающий ни на чем сосредоточиться, – и его не хочет выключить твой сосед. Кстати, этот герой по имени Антон Ильич, который тоже лежит в ожидании операции (ему должны удалить большой камень в почке), описывается автором ярко и точно.

Крепок был он сам и камень в почке возрастил крепким

Антон Ильич – человек, который всю жизнь был уверенным в себе. Невысокий и плотный, он относился к той категории людей, которые бодры, много пьют и едят и не страдают от угрызений совести.

Карьеру он сделал сам, пройдя путь от инженера и начальника участка до управляющего крупным строительным трестом. Но, как это нередко бывает, такого сильного человека свалила болезнь. Три года он не хотел делать операцию и наконец, когда терпеть боль стало уже невмоготу, решился.

И вот он лежит в больничной палате, беспомощный, слабый и со дня на день ждет операции, желая, чтобы её поскорей сделали и одновременно страшась последствий. Куда девались бывшая властность и командный тон. Только поспорить Антон Ильич любил так же, как и раньше. И повод находился даже в больнице – с Алексеем Петровичем, который придерживался других взглядов на перемены в стране.

Алексей Петрович: борьба за жизнь

Алексей Петрович – главный герой рассказа –  осознавал, что уже четыре раза был на краю смерти, но всякий раз после сделанной операции он оставался жив.

Вопреки страшным предчувствиям и ожиданиям, хотя все тело пронзала боль, хотя разошелся шов, и нужно было снова ложиться в больницу и ждать приговора врачей… Переломной в этот раз стала одна ночь, когда после долгих размышлений, взвесив все «за» и «против» он понял, что хочет жить, и сдаваться ни в коем случае нельзя. После этого осознания Алексей Петрович пошел на поправку.

Рекомендуем ознакомиться с краткой биографией Валентина Распутина – наиболее известного прозаика ушедшего столетия.

Боль за Россию

Алексей Петрович и Антон Ильич иногда ожесточенно спорили о событиях, происходящих в стране, где в те времена царила перестройка, и многое было неясным.

Жестокая реальность, вдруг обрушившаяся на них, сметала все прежние идеалы, заставляла мысли путаться и пугаться происходящего. «Для вас Россия в одной стороне, для меня в другой. Нет, не там, где мы с вами были при коммунизме.

Но и не там, где вы видите, совсем она не там» – делает вывод Алексей Петрович. Пожилым людям тяжело смириться с тем, что творится в стране. Но и выхода они не видят.

Рассказ заканчивается неожиданно – песней, которая звучит на кассете у влюбленных молодых людей, сидящих на лавочке и разговаривающих между собой.

Парень и девушка не совсем обычные, потому что мыслят нестандартно. И песня у них вовсе не похожая на попсу того времени. Нет, это глубокие слова, обнажающие правду:

Бом, бом, бом – где ж вы, сыны русские?

Бом, бом, бом – почто забыли мать?

Бом, бом, бом – не вы ль под эту музыку

Бом, бом, бом – шли парадным шагом умирать?!

Не зря Алексей Петрович потом искал эту песню… и нашел интересные сведения о монахе Псково-Печерского монастыря Романе… Ищущая истину душа…

Отзывы о рассказе «В больнице»

Прочитав рассказ, я задалась целью, подобно Алексею Петровичу, найти песню монаха Романа. И поиски увенчались успехом: она называется «Русь святая зовет». Актуальные слова, заставляющие задуматься… Вспомнилась другая песня, которую я слушала, будучи еще юной девушкой: «Что кричишь, юродивый, помолчи, братушка.

Нет уж больше Родины, померла, матушка, храбростью прославившись, верою и родом, да померла, не справившись с собственным народом.

Я не помню ни певца, ни автора этих строк, но они помнятся до сих пор, хотя прошло уже много лет… А вообще рассказ «В больнице» задевает за живое, ведь показывает суть человеческой души, простые переживания людей, оказавшихся в сложных для них обстоятельствах».

«Противоречивые чувства вызывает рассказ «В больнице».

С одной стороны, кажется, что ты тоже находишься там – в царстве таблеток и лекарств, чувствуя боль героев и сопереживая ей; с другой стороны, понимаешь, что в такой ситуации можешь оказаться и ты сам, попадая в лапы болезни и ожидая неминуемого: либо операции, либо скрупулезного обследования, когда должны озвучить приговор… В этом случае как никогда нужна молитва, и хорошо тем, кто привык все свои печали и нужды возлагать на Бога, Спасителя. Такие люди и в трудностях имеют неугасимую надежду на будущее, которое – они уверены – будет замечательным, добрым и светлым, несмотря ни на что».

«Валентин Распутин в своем рассказе обнажает правду жизни, но при этом дает герою задуматься над её настоящим смыслом.

Вопреки многочисленным трудностям и преградам, случившимся с ним в последнее время  – болезни, не дающей покоя ни днем, ни ночью; смятению в душе по поводу странных перемен, происходящих в любимой стране…  Если песня, услышанная Алексеем Петровичем, натолкнула на поиски истины – хорошо, и ради этого стоило перенести испытания».

Источник: https://r-book.club/modern-russian-writers/valentin-rasputin/v-bolnice.html

Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»

Краткое содержание рассказов Распутина

Произведение В. Распутина «Живи и помни», написанное в 1974 году, повествует об истории дезертировавшего с фронта солдата и его жены.

Повесть затрагивает большой пласт моральных проблем, показывает, насколько сложными и глубокими могут быть человеческие взаимоотношения.

Автор говорит о том, что у каждого героя есть своя правда, и даёт читателю возможность самостоятельно разобраться, кто прав, а кто виноват.

  • Долг жены перед мужем
  • История Настёны
  • Великая Отечественная
  • Побег
  • Тайные встречи
  • Муки совести
  • Какие проблемы раскрывает произведение

Долг жены перед мужем

Пересказывая повесть «Живи и помни», стоит остановиться на самых значимых её событиях. Идёт последний год Великой Отечественной войны. В далёкое ангарское село Атамановка, насчитывающее всего тридцать дворов, зимой тайно возвращается бежавший с фронта дезертир Андрей Гуськов.

Здесь его отчий дом, в котором живут родители и жена Настёна, больше ему некуда податься. Однако он боится попадаться им на глаза, и лишь пропавшие из находившейся на отшибе бани плотницкий топор Михеича, отца Андрея, порция листового табака и старые лыжи наводят Настю на мысль о возвращении мужа.

Она относит в баню хлеб и когда коврига исчезает, окончательно убеждается, что Андрей вернулся домой. Здесь же через несколько дней происходит их встреча, во время которой муж признаётся жене, что бежал с фронта, и просит её помочь ему. Настя готова выполнить свой долг перед мужем, ведь, кроме него, у неё из родных никого нет.

История Настёны

В шестнадцатилетнем возрасте, в голодном тридцать третьем, потеряла Настя мать, оставшись с младшей сестрёнкой Катей на руках, которой было всего восемь лет. Отец погиб ещё раньше. Спасаясь от голода, ходили сестры по деревням, где просили кусок хлеба — им подавали из жалости к маленькой Кате. Сама Настя была худая, нескладная.

Добравшись до деревни Рютиная, сестры попросились к жившей здесь тётке по отцу. Она нехотя приняла племянниц, однако Насте пришлось работать на неё с утра до ночи.

В тёткином дома она поправилась, похорошела.

Заехавший по работе из соседней Атамановки Андрей Гуськов предложил ей выйти за него замуж, и Настя согласилась — без особой любви, но с надеждой, что жизнь её изменится к лучшему.

Однако особых перемен не произошло. В новой семье, в доме свёкра со свекровью, Насте пришлось так же гнуть спину, как и у тётки. Работы она не боялась, выполняла все безропотно.

Но свекровь относилась к ней с пренебрежением, потому что невестка была сиротой, пришла в их дом в одном платье, заступиться за неё было некому, да и детей у пары не было.

Поначалу ласковый Андрей стал относиться к Насте грубо, а когда после его упрёка в бездетности она ответила, что в этом может быть и его вина, жестоко избил жену.

Великая Отечественная

С началом войны деревенских мужиков стали мобилизовать на фронт. Не миновала эта участь и Андрея, который уезжал с тяжёлым сердцем, уверенный в том, что погибнет и не увидит больше родных мест.

Настёну, оставшуюся без мужа, даже немного успокаивала мысль, что у них нет детей — придётся не так тяжело, как тем, кто с ребятишками. Она верила, что после войны обязательно родит Андрею ребёнка и все у них наладится.

Повоевав три года, Андрей стал укрепляться в мысли, что война скоро закончится, и он практически её прошёл, осталось совсем немного до возвращения домой. На войне Андрей многое переосмыслил. Настёна стала для него по-настоящему родной и дорогой, он мечтал о встрече с ней, думал, как хорошо они заживут.

Он приобрёл военный опыт, служил в разных родах войск, ходил в разведку, среди однополчан слыл надёжным товарищем. Бывал и ранен. Но, видя, как ежедневно гибнут солдаты, Андрей стал бояться, что погибнет и сам. Поэтому ждал лёгкого ранения, чтобы отправиться в госпиталь и переждать опасное время.

Так случилось, что ранение он получил, и не лёгкое. Сутки не приходил в сознание, потом долго лечился в новосибирском госпитале. От родных приходили письма и посылки.

Настёна сообщила, что собирается приехать навестить мужа. Но Андрей настолько свыкся с мыслью, что теперь-то его уж точно комиссуют домой, и запретил жене приезжать. Однако планам его не суждено было сбыться.

После выписки его неожиданно направили обратно на фронт.

Побег

Андрей был в полной растерянности. Ему казалось, что на фронте, не повидавшись с Настёной, он обязательно погибнет. С тяжёлым сердцем он сел в поезд и поехал в противоположном направлении, в родные места, а когда одумался, было уже поздно возвращаться на фронт. Дезертиров ожидали презрение товарищей и расстрел.

Почему Андрей Гуськов стал дезертиром:

  • тоска по родным, семье, деревне была сильнее его;
  • он не был героем, военным, он был простым сельским человеком и не хотел воевать;
  • им двигал инстинкт самосохранения, поскольку у него было предчувствие, что его убьют.

Месяц он провёл в Иркутске у немой женщины Тани. Затем сбежал от неё и стал пробираться в родные места. Днём отсиживался на заимках, в стогах сена, а ночами переходил от деревни к деревне. До Атамановки добрался в одну из крещенских ночей.

Спрятался Андрей в старом зимовье за рекой Ангарой. Сюда и до войны никто не заглядывал.

Когда к Гуськовым пришёл участковый и стал спрашивать об Андрее, все разволновались. Участковый забрал его последние письма и объявил, что Андрей пропал.

Тайные встречи

Настёну не отпускала мысль о возвращении мужа. Встретившись с ним, она стала тайком носить ему еду, передавать вещи, лгать и изворачиваться перед его родными и односельчанами, чтобы ничего не заподозрили, потому что деревня была маленькая — все у всех на виду.

При встречах они вели долгие разговоры. Андрей понимал, что обречён скрываться всю оставшуюся жизнь, ведь такое преступление никому не прощают. Ему нужно было уходить в другие места, чтобы не обнаружить себя, однако он все оттягивал момент расставания с Настей.

Когда она поняла, что беременна, её охватил ужас. С одной стороны, ребёнок был долгожданным и желанным, а с другой — она не могла признаться, что отец ребёнка — Андрей.

В любом случае она находилась в безвыходном положении, ведь родить без мужа — большой позор, скрыть который в деревне никак было нельзя.

Муж стал упрашивать Настю оставить ребёнка. Она видела в этом лишь эгоистичное чувство, ведь он не думал о том, что на неё будут показывать пальцем.

Муки совести

Настёне пришлось лицемерить и перед женщинами, получившими похоронки, и перед теми, чьи мужья вернулись с фронта живыми. В День Победы вся деревня отмечала большой праздник. А Настя не могла разделить общей радости, и виноват в этом был Андрей, поставивший её в такое ужасное положение.

Михеич, отец Андрея, всегда относившийся к невестке по-доброму, начал подозревать, что сын где-то рядом. Он чувствовал себя отчасти виноватым за то, что совершил Андрей, пытался поговорить с Настей, но та, обещав мужу не выдавать его никому, не открылась свёкру.

Андрей, живя в одиночестве, постепенно терял человеческий облик. Его постоянно преследовал страх быть пойманным, мучила совесть за то, что он совершил.

Иногда он тайком приходил в деревню и наблюдал, как живут односельчане, ещё больше озлоблялся, обвиняя судьбу и войну в том, что с ним произошло.

Настя, понимая, что так продолжаться не может, уговаривала его выйти к людям и сдаться. Но Андрей отказался, обвинив её в том, что она желает ему смерти, чтобы избавиться от чувства вины. Измученная женщина вернулась домой и призналась в беременности свёкрам, после чего ушла от них.

Несколько дней она не находила себе места от стыда из-за того, что утаила от Михеича всю правду об Андрее, и ей приходится постоянно лгать людям. Кроме того, ей казалось, в деревне уже заподозрили, что отец её будущего ребёнка — Андрей, поэтому к ним приехал следователь и начал выпытывать, где он прячется.

Ночью она села в лодку и поплыла по Ангаре. Её мучали мысли, поэтому она не слышала, что несколько лодок с деревенскими людьми отправились вслед за ней, не слышала , которые её окликали. Единственным выходом из сложившейся ситуации для неё стало самоубийство. Автор не рассказывает о нём, но, читая, можно понять, как все произошло на самом деле.

На похоронах Насти односельчане искренне жалели девушку и плакали о ней.

Какие проблемы раскрывает произведение

  1. Вопрос чести и совести.
  2. Размышления о смысле жизни.
  3. Взаимоотношения общественного и личного в душе человека.
  4. Ответственность человека за совершённые поступки.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/povest-v-rasputina-zhivi-i-pomni-kratkoe-soderzhanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.