Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Содержание

Салтыков-Щедрин и рассказ «Дикий помещик»: краткое содержание произведения

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Меню статьи:

1869 год – время создания рассказа «Дикий помещик», краткое содержание которого мы представим ниже. Автор произведения – Михаил Салтыков-Щедрин – признанный мастер сатирический текстов.

«Дикого помещика» по праву считают премьерой в области сатирических сказок. Литературная критика определяет этот рассказ как текст, принадлежащий к жанру реализма, раскрывающий острые социально-политические проблемы в русской культуре.

Разумеется, фигура паразитирующего на крестьянах и крепостных помещика – не новинка для русской литературы. Однако у Салтыкова-Щедрина эта тема раскрывается с особой едкостью.

Например, в текстах Николая Гоголя образ помещика представал в свете эксплуатации чужого труда, неспособности к настоящей ответственности.

Особенности рассказа о помещике

Сказка намекает на порочность самодержавного режима. Конечно, автор не имел возможности прямо обличить все погрешности российской культуры того времени. Поэтому Салтыков-Щедрин нашел выход и изобразил критику общественного строя России в иносказательной форме, избрав для этого тип сказки.

Главный мотив рассказа – бедственная ситуация, в которой оказались российские крепостные. Читатель видит корни реформы, которую были вынуждены провести власти в 1861 году. Для того, чтобы достичь цели, писатель прибегает к гротеску, демонстрируя контрастность отношений между крепостными и аристократами.

Центральные персонажи рассказа Салтыкова-Щедрина

Автор выводит на сцену главную действующую фигуру рассказа – это личность князя Урус-Кучум-Кильдибаева. Юмор произведения проявляется уже в фамилии главного героя.

Князь соединяет в себе образы всех глупых помещиков России, который не осознает реального положения дел. По логике повествования герой молит Бога об избавлении от крестьян – тяжкого нашествия, кары.

Когда крестьяне покидают князя, тот становится совершенно диким.

Также в рассказе выводится персонаж капитана-исправника, который является одним из главных действующих лиц произведения.

Краткая характеристика содержания «Дикого помещика»

Повествование начинается как сказка. Перед читателем – князь – главный герой, который живет, не зная бед и тягот. Урус-Кучум-Кильдибаев наслаждается собственным богатством, по утрам зачитывается газетой «Весть», а также любит раскладывать пасьянсы. Классический досуг для российского помещика.

Единственная беда князя – это досаждающие герою «мужики», крестьяне. Князь усердно молит Господа о том, чтобы тот даровал ему милость и избавил от простолюдинов.

Однако Бог – мудр, а потому игнорирует просьбы и мольбы помещика.

Но помещик не остановился…

О том, как князь изводил крестьян

Итак, Бог не помог помещику избавиться от «мужиков», поэтому князь взялся за дело самостоятельно.

Первое, что предпринял Урус-Кучум-Кильдибаев, – это наложение на крестьян штрафов в огромных размерах. Тогда уже не помещик стал молить Бога об исчезновении «мужиков», но сами «мужики» просили Господа о своем исчезновении. Тяжелые условия жизни вынудили крестьян желать собственного ухода, вместе с детьми и всеми ценными вещами.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием произведения “История одного города”, которое написал Салтыков-Щедрин

Бог внял мольбам народа. Вскоре во владениях Урус-Кучум-Кильдибаева не осталось ни одного крестьянина. «Холопский дух», который так сильно докучал князю, вдруг исчез, чему герой несказанно обрадовался. Решив отпраздновать это событие, князь разослал приглашение для гостей.

Однако никто из приглашенных аристократов не захотел идти к гости к герою, ведь окружение сочло князя глупцом, раз тот остался без прислуги. Раньше дом помещика полнится частыми гостями, но сейчас визитеры, если и наведывались к князю, то быстро уезжали, так как дом был неопрятный, слуг не было, а значит, не было и угощений.

Голодные гости не стремились повторно посещать князя.

Князь ищет выход

Отказ приглашенных отметить радостное событие избавления от «мужиков» вызвал в князе сомнения в себе. Тогда Урус-Кучум-Кильдибаев обратился к гранпасьянсу, который показал, что князю не свойственна глупость.

Князь планирует выписать из Британии механизмы – технику, способную заменить ручной крестьянский труд работой машины.

Однако, увлеченный планами и мечтами, помещик питается чем попало (в основном, сладостями), а также ходит в грязной одежде с неумытым лицом.

Однажды в дом помещика наведался капитан-исправник. Тот упрекнул князя в том, что подати до сих пор неуплачены, ведь оплата податей лежит на плечах крестьян. Если же нет крестьян, то некому пополнять казну. Базары пустуют, купить продукты там невозможно.

На улицах нет людей, а лавки не пополняются ни мясом, ни мукой, ни дичью. Капитан называет князя глупцом и спешно покидает владения князя. Однако и это происшествие не заставило Урус-Кучум-Кильдибаева усомниться в собственных принципах и убеждениях.

Спустя время…

Читатель возвращается во владения князя спустя некоторое время. Изменения налицо: помещик – некогда умытый и чистый – теперь представлен неряшливым, обросшим длинным волосом, небритым, с нестриженными длинными ногтями.

Помещик не только деградировал, но также постепенно превращался в животного, теряя человеческое обличье и манеры. Князь вконец одичал и утратил сходство с цивилизованным человеком.

Вместо того, чтобы ходить на двух ногах, герой передвигается на четырех конечностях, как животное.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина

Кроме того, Урус-Кучум-Кильдибаев разучился говорить на человеческом языке. Помещик больше не произносил членораздельные звуки, заменяя речь невнятными криками.

Пищу князь разделял с животными, а питался дичью, не готовя ее и не убирая с заячьих тушек мех. Растеряв человеческих друзей, герой постарался заполнить появившуюся социальную нишу товарищами из рода животных.

Подружившись с медведем, князь потерпел неудачу в завязывании новых знакомств, ведь даже животные расценивали героя как глупца.

Завершение истории о диком помещике

Исчезновение крестьян сильно беспокоило правительство в губернии. Что случилось с самим Урус-Кучум-Кильдибаевым, никто не знал. Однако как-то раз капитан-исправник подвергся нападению странного существа: человека, внешне похожего на медведя, или же наоборот – животного с человеческими чертами. Капитан подумал, что это существо и есть глупым помещиком.

Но с ходом времени ситуация стала возвращаться на прежние рельсы. Жители города заметили, что к поселению приближается огромный рой существ. Оказалось, что это – исчезнувший народ. Крестьян отловили и вернули в родные края.

Что же случилось с князем? Помещика тоже отыскали. «Мужики» привели неумелого господина в божеский вид, вымыли князя, подстригли, надели новую, чистую одежду.

Так как помещик был совершенно одичавшим, за ним ухаживал слуга по имени Санька.

Помещик живет до сих пор, пребывая на попечительстве верных крестьян. Порой князя охватывает тоска по былым временам, по привольной жизни в лесу. Умываться и стричься помещик не любит по-прежнему, прибегая к этим мерам лишь в крайнем случае.

Исторические рецепции в рассказе Салтыкова-Щедрина

Разумеется, художественное произведение предполагает, кроме вымысла, и некое правдоподобие. Это обеспечивается сатирическим отображением в рассказе проведения Крестьянской реформы 1861 года.

Преобразовательные процессы, происходившие в этот период с российским обществом, автор сумел отобразить через демонстрацию непонимания аристократами происходившего. Реформа 1861 года ликвидировала крепостное право, однако и продемонстрировала полное неумение крестьян жить без властной руки помещика.

Многие освободившиеся крепостные умоляли бывшего хозяина позволить остаться в поместье. Эти события – пример того, что общественные преобразования часто обгоняют рост общественного сознания.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-saltykov-shhedrin/dikij-pomeshchik.html

«Коняга», Салтыков-Щедрин, краткое содержание сказки

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.

Краткое содержание сказки-несказки

Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.

Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».

Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.

Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец — и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».

Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние.

Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь.

Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.

Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).

У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.

Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.

Жизнь Коняги бесконечна, тянется и тянется без конца, но на настоящую жизнь мало похожа – он не живет, но и не умирает, это какое-то промежуточное состояние. Поле Салтыков-Щедрин в этом отрывке сравнивает с паразитом-головоногом, который присосался к животному и не отпускает.

Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным.

И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес.

Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.

Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни.

Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить.

И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.

Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.

Другие пересказы сказок Салтыкова-Щедрина:

Премудрый пескарь

Самоотверженный заяц

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/pereskazy/konyaga-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание Салтыков-Щедрин, сказки: год создания, идейное содержание

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина
Искусство и развлечения 24 мая 2015

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные “сказочные” сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Список такой:

  • “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (1869).
  • “Дикий помещик” (1869).
  • “Премудрый пискарь” (1883).

“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на необитаемый остров. Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями.

Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача – его найти и заставить работать. Сказано – сделано.

Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к родным пенатам.

Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Идейное содержание

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей.

Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

“Дикий помещик” (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю.

Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким.

Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного “запаха мужика” в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда.

Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо.

Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Идейное содержание сказки

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

“Премудрый пискарь” (1883)

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо.

Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью.

Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его линия судьбы была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники).

И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески.

Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне поля зрения школьной программы.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/127768/

Краткое содержание сказок салтыкова-щедрина за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо Читать далее

Бедный волк

Волк — самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит. Читать далее

Богатырь

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную. Читать далее

Верный Трезор

Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался. Читать далее

Ворон-челобитчик

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум. Читать далее

Вяленая вобла

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом. Читать далее

Гиена

Рассказ — поучение «Гиена» — это рассуждение о том, как некоторые люди схожи с гиенами. Читать далее

Господа Головлевы

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести. Читать далее

Деревенский пожар

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар. Читать далее

Дикий помещик

В рассказе говорится о зажиточном помещике, у которого было всё, кроме ума. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье Читать далее

Дурак

В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой. Читать далее

История одного города

За столетнюю историю сменилось 22 градоначальника. И обо всех архивариусы, составлявшие летопись, писали правдиво. Город торговал квасом, печенкой и вареными яйцами. Читать далее

Карась идеалист

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Читать далее

Кисель

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо Читать далее

Коняга

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга Читать далее

Либерал

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг. Читать далее

Медведь на воеводстве

Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство. Читать далее

Орел-меценат

В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик. Читать далее

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены Читать далее

Премудрый пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях. Читать далее

Пропала совесть

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге Читать далее

Рождественская сказка

На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации. Читать далее

Самоотверженный заяц

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. Читать далее

Соседи

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми. Читать далее

Источник:

Салтыков-Щедрин «Коняга»: какое краткое содержание, кто герои?

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга. Летом пашет, зимой «произведения» возит.

Сил ему взять неоткуда, потому что корм плохой. Летом можно еще травы сочной поесть. А вот зимой только прелую солому дают. Зиму пережить трудно.

Весной жердями на ноги ставят Конягу, до того он обессилен.

Подробнее: chitatelskij-dnevnik.ru

Это известный рассказ Салтыкова-Щедрина, где под измученной работой конягой автор подразумевает несчастный простой народ. Крестьянин и коняга трудятся из дня в день, но ничего не получают кроме жуткой усталости. Брат коняги Пустопляс только и занимается, что ведет рассуждения о жизни народа, но за это получает и кров теплый, и овес…

Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб.

С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает.

Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному, тощему животному с выступающими ребрами, с глазами и носом, залитыми слизью, и со сбитыми в кровь ногами.

Эта статья о сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга». В кратком содержании попытаемся понять, о чем хотел сказать автор. Об автореСалтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) – выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных.

Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей.

После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности с помощью элементов фантастики. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».

Одна из самых известных и поучительных сатирических сказок великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина это «Дикий помещик» — социальная аллегорическая сатира на жизнь русского помещика в 60-80 годах девятнадцатого столетия.

Произведение было написано в 1869 году и стало первой сатирой автора, высказанной в сказочной, мифологической форме.

В своем произведение Дикий помещик краткое содержания, автор ярко показывает все недостатки верхушки власти, с присущим мастерством описывает паразитических помещиков, всю жизнь живущих за чужой счет.

Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб.

С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает.

Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Источник:

Салтыков-Щедрин: Дикий помещик, краткое содержание

Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, краткое содержание которой пригодится для нашего читательского дневника.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик.

Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика.

И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.

Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать.

Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось.

Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.

Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет.

Источник: http://marketvirkutske.ru/zarubezhnoe/kratkoe-soderzhanie-skazok-saltykova-shhedrina-za-2-minuty.html

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо Читать далее

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.