Краткое содержание «Телеграмма»

Содержание

Краткое содержание Паустовский Телеграмма для читательского дневника

Краткое содержание «Телеграмма»

рассказа позволительно передать даже в нескольких предложениях: незамужняя женщина преклонного возраста проживает в дальнем тихом селе, в жилище, сооруженном еще ее родителем, великим живописцем.

Женщина совершенно посторонняя для населения деревушки, у нее нет ни знакомых, ни друзей среди них.

Необычайно, однако, у нее имеется дочка, которая периодически присылает матушке наличные средства и пишет ей краткие послания о том, как она занята и не может навестить ее.

Настает период, когда стареющая мама осознает, что ей никак не перенести надвигающуюся холодную суровую зиму, и она слагает дочке кричащее о помощи сообщение.

Настя выезжает из города только спустя долго время после получения беспокойной телеграммы о близящейся кончине матери. Дочка никак не поспевает ни к кровати помирающей, ни к похоронам.

Когда она прибывает в деревню, то ощущает самое ужасное в мире сожаление, которому никого в мире не пожелает.

Весьма печальный и нравоучительный рассказ Константина Паустовского “Телеграмма” свидетельствует нам о том, что, несмотря на то, что все мы очень заняты, и все мы погружены в рутинную работу, однако выпускать из виду собственных отца с матерью все равно мы не должны.

Любовь к отцу с матерью великолепное и признательное чувство, что ощущает каждое дитя. Время мчится незначительно, и данная любовь постепенно вытесняется с переднего плана трудностями и иными причинами. Уже подросший «ребенок», безусловно, любит собственных отца с матерью, однако данная любовь уже никак не эта, что в раннем возрасте.

Необходимо беспокоиться о родителях и дарить им как можно больше нашего внимания.

Читать подробное краткое содержание Телеграммы Паустовского

Октябрь стоял на редкость прохладный и пасмурный. Тесовые кровли почернели. Запутанная зелень в саду полегла, и не был в состоянии доцвести и опасть единственный только небольшой подсолнух у забора. Над лугами тянулись из-за речки рыхловатые облака. Из них навязчиво рассыпался ливень. К деревне Заборье невозможно было проехать.

С каждым днем Катерине Петровне было тяжело подниматься с кровати наблюдать все ту же картину: комнатушки, в коем месте застоялся горьковатый аромат застоявшихся печей, запыленные газеты, потерявшие свой первоначальный цвет чашечки на столе, уже давно никак не вычищенный самовар и полотна на стенах. На них было просто невозможно ничего разобрать.

Может быть, причина тому темное освещение, а может быть, в очах Катерины Петровны возникла темная влага. Старинный домик, в коем она доживала свое столетие, был создан ее родителем, знаменитым живописцем, и был под службой охраны районного музея. Всякий день к Катерине Петровне приходила дочка местного сапожника Манюшка и помогала по хозяйству.

Порой забегал Тихон, который не забывал, как папа Катерины Петровны создавал сей дом. Однажды перед началом зимы поздно ночью кто-то долго колотил в калитку. Екатерина Петровна пошла, взглянуть, однако там ни одной души не было.

В эту же ночь она написала дочке извещение с пожеланием примчаться к ней как можно скорее. Настя, одна-единственная наследница Катерины Петровны, проживала в Ленинграде и очень редко ездила к матери.

  Екатерина Петровна весьма нечасто писала Насте — никак не желала стеснять, однако задумывалась о ней регулярно.

Настя также никак не писала, только лишь один раз в 2-3 месяца почтальон приносил Катерине Петровне маленький сверток с деньгами. Она работала в Союзе художников. Коллеги дали ей прозвище Сольвейг из-за темно-русых локон и огромных холодных очей.

Она была весьма занята — организовывала выставку юного архитектора Тимофеева, по этой причине положила письмо мамы в сумку, отнюдь не читая, только лишь вздохнула с облегчением, подумывая о том, что в случае если мама пишет — следовательно, она в добром здравии. В его мастерской она увидела статую Гоголя.

Ей представилось то, что литератор издевательски и укорительно глядит прямо ей в душу.

Две недельки Настя копалась с устройством выставки. Через несколько дней курьерша принесла Насте телеграмму: «Екатерина умирает. Тихон». Настя убрала с глаз ее долой и вновь ощутила на себе порицательный взор Гоголя. В этот же вечерний час Настя отбыла в деревню.

Катерина Петровна никак не выздоравливала уже долгое время и рядом ее поддерживали только единицы. Тихон пошел на почту, забрал свежую телеграмму, принес ее Катерине Петровне и встревоженно прочел: «Дожидайтесь, уехала. Остаюсь все время любящая дочь ваша Настя».

Екатерина Петровна принесла благодарности Тихону, отвернулась ото всех и сделала вид, что заснула. Умерла Катерина Петровна на следующий день. На кладбище поставили гроб, около свежей могилы, чтобы кто пришел смог попрощаться. Бабки раскланивались гробу, прикасались черными ручками до земли.

Учительница приблизилась к гробу, нагнулась, поцеловала сухую и потерявшую жизненный цвет руку умершей. Затем стремительно распрямилась и начала двигаться к разваленной кирпичной ограде.

Стояла она там долгое время, глядела, внимала, как за ее спиной переговаривались местные, как стучала по крышке гроба свежая холодная земля и далеко в области дворов голосили петушки – предвещали ясное и  зимнее спокойствие.

В деревню Настя прибыла только на второй день после проводов матери. Она застигла свежий могильный холм на кладбище и студеную глухую комнатку Катерины Петровны.

В этой комнатке Настя проревела целую ночку, пока за окошками никак не засияла тусклая и тяжелая заря. Покинула Заборье она украдкой, чтобы ее ни один человек не заметил и ни о чем не допытывал.

Ей казалось, что никто на свете, кроме собственной матери, не мог бы простить ее.

Оцените произведение: 30

Читать краткое содержание Телеграмма. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Гуно ФаустПроизведение Гуно Фауст начинается с рассказа об одиноком человеке Фаусте, который находится в пост апокалиптическом мире, охваченном разрухой и пустынями.
  • Краткое содержание Бернетт Маленький лорд ФонтлеройВсе произошло в Нью-Йорке на одной из бедных улиц. Тут в одном из домов жил Седрик со своей мамой. Они были бедны, особенно после того как скончался его отец Сердик Эрол. Но как – то раз к ним пришел адвокат, который принес послание от деда Седрика.
  • Краткое содержание Время ночь ПетрушевскаяЭто произведение своего рода дневник. В нем главная героиня описывает всю свою жизнь. В основном, она размышляет и пишет в ночное время. Героиня мама двоих детей
  • Краткое содержание Пять вечеров ВолодинГлавный герой пьесы Ильин не был в Ленинграде 17 лет. Теперь он возвращается в родной город. Он смотрит на дом, в котором давным-давно арендовал комнату в одной из коммунальных квартир
  • Набоков

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskij/telegramma

Константин Паустовский и меланхолия осени – «Телеграмма»: краткое содержание рассказа

Краткое содержание «Телеграмма»

Меню статьи:

1946 год ознаменовался для Константина Паустовского – российского писателя, мастера рассказа – созданием нового произведения. Творение получило название «Телеграмма», краткое содержание же этого рассказа легко послужит предметом интереса для почитателя русской литературы.

Тема, затронутая в рассказе писателем, касается актуальной для русской и мировой литературы проблематики – это взаимоотношения родителей и детей, проблема поколений.

Константин Паустовский применяет уникальный метод: автор переносит состояние души героев на описание природы.

Читатель оказывается в вечной атмосфере хмурых осенних дней, которые отображают настроение старушки – главной героини.

https://www.youtube.com/watch?v=Sx_0gO8TSIU

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с главными героями рассказа “Теплый хлеб” Константина Паустовского.

Литературная критика ценит «Телеграмму» за ненавязчивую, латентную поучительность и нравственные ценности, которые автор демонстрирует, описывая незамысловатую жизненную ситуацию. Перед тем, как приступить к краткому изложению основных сюжетных вех рассказа, следует охарактеризовать центральных действующих лиц произведения Паустовского.

Краткая характеристика ключевых персонажей «Телеграммы»

Среди главных героев особенное место занимает фигура Катерины Петровны – пожилой женщины, которая вынуждена одиноко доживать жизнь. У героини есть дочь – Настя.

Писатель намекает, что Катерина Петровна имела дворянские корни, происходила из семьи, в которой почиталось искусство. Женщина – хорошо образованная, благовоспитанная, знала художников и скульпторов.

Однажды Катерине Петровне даже удалось побывать в Париже, увидеть похороны великого французского писателя Виктора Гюго.

Трагедия Катерины Петровны состоит в вынужденной изоляции, в которой оказалась героиня. В селе нет людей, равных Катерине Петровне по уровню образования, поэтому старушке не с кем поговорить.

Женщина проживает в старинном, мемориальном здании, построенном отцом-художником. Однако ни знания старушка, ни антикварные вещи, которыми полнился дом, не интересуют односельчан.

Паустовский описывает, что в сундуках Катерины Петровны хранились вышитая бисером одежда, старые перчатки, украшения со страусовыми перьями, чернеющая в глубине шляпа.

Настя уехала в Ленинград, где обустраивает собственную жизнь, редко навещая старую маму. Девушка ведет активную, насыщенную жизнь в культурной столице России. Настя, живущая в атмосфере забот и суеты, искусства, выставок. С одной стороны, Настя способна тонко чувствовать искусство, сострадать чужой беде.

Когда скульптор Тимофеев рассказывает девушке о тяготах жизни, то Настя искренне сочувствует мастеру. С другой же стороны, Настя остается равнодушной в телеграмме матери, к одиночеству старушки. Материнская боль не вызывает в героине сочувствия. Однако Настя раскаивается в том, что редко навещала мать, но поздно: Катерина Петровна умирает.

Паустовский, по-видимому, осуждает Настю, но не пишет укора прямо. Читатель делает вывод и выносит уроки из рассказа самостоятельно.

Фигура Насти амбивалентная. Девушка не спешит в Заборье, потому что деревня навевает на героиню скуку, а Ленинград обещает веселье и активную жизнь. Настя разрывается между желанием остаться в Северной столице и ощущением неправильности поступков, которые воспринимаются как безразличие и холодность по отношению к матери. Девушка попала в ловушку, характерную для большинства молодых людей.

Взаимоотношения матери и дочери демонстрируют конфликт поколений, потому что молодые дети не понимаю стареющих родителей, уходящих в прошлое. Время молодости – это будущее время, поэтому интересы молодежи кажутся старикам непонятными, так же как воспоминания стариков воспринимаются молодежью бесполезным грузом. Конфликт поколений – трагедия, лежащая в основе культуры.

Второстепенные персонажи, прежде всего, представлены образами Тихона – героя, который сторожил пожарный сарай, а также Манюшки – дочери сапожных дел мастера.

Тихон – добрый и отзывчивый человек, который старается помочь старушке – Катерине Петровне, составить женщине компанию.

Однако дочь художника и охранник живут в разных мирах, и простые сельские люди не могут спасти Катерину Петровну от одиночества.

О специфике пейзажа и роли деталей в «Телеграмме» Паустовского

Отдельное внимание стоит уделить пейзажу, который в рассказе приравнивается к действующим лицам. Настроение повествования – грустное, отчаянное, меланхоличное. Ностальгия и меланхолия – постоянная атмосфера в рассказах Паустовского. Октябрь славится ненастной погодой. Начало рассказа навевает грусть и печаль.

Катерина Петровна погружена в одиночество, в созерцательность последних дней жизни. Женщина возвращается мыслями в прошлое, живя прошедшим больше, чем настоящим. Осень создает впечатление застывшего времени и прекрасно сочетается с домом Катерины Петровны. Дом – это торжество прошлого. Здание построил отец героини, поэтому ныне дом напоминает музей или галерею.

Автор добавляет детали к описанию остановки комнат: это газета «Вестник Европы», припавший пылью, посуда, которая пожелтела от времени, развешанные на стенах произведения живописи. Печи давно не топятся, от этого в доме поселился своеобразный запах. Вещи, которые хранятся у Катерины Петровны, нельзя использовать.

Жизнь героини осталась в прошлое, единственное, что связывает старушку с настоящим – Настя, дочка.

Тяжкие мгновения одиночества – лейтмотив, сопровождающий многие произведения Паустовского. Автор подчеркивает этот лейтмотив в «Телеграмме», детально останавливаясь на описании керосинового ночника, который изображается одушевленным предметом.

Описание пейзажа порой вызывает и положительные, оптимистичные эмоции. К примеру, Паустовский описывает осенний рассвет, символизирующий возрождение.

Когда осень поворачивает к зиме, рассветы становятся короче и короче, словно напоминая, что в жизни пожилых людей остается все меньше и меньше дней.

Клен тоже ассоциируется с одиночеством и старостью: глядя на дерево, Катерина Петровна вспоминает, как сажала этот клен в юности.

Изложение событий, представленных в рассказе Паустовского

Повествование открывается описанием холодного, дождливого октябрьского дня. героиня рассказа – Катерина Петровна – ощущает тяжесть возраста, потому что женщина с трудом встает по утрам и передвигается. Кроме того, дни не радовали разнообразием: каждый день приносил однообразие.

Писатель рассказывает историю об отце героини. Итак, отец Катерины Петровны – известный художник – возвел дом в деревне под названием Заборье. Люди в селе – необразованные, не могли составить Катерине Петровне компанию в беседах об искусстве и живописи.

Катерина Петровна подружилась с дочкой местного сапожника, который жил по соседству. Девушка принимала участие в хозяйственных делах – вместе с главной героиней. Другой гость, порой захаживающий в дом к художнику, – Тихон. Мужчина работал сторожем, охранял пожарный сарай. Паустовский описывает Тихона рыжим, худым мужчиной, который был свидетелем строительства дома.

Тоска по дочери: история Насти

Дочь Катерины Петровны Настя уехала в Ленинград, занимаясь там собственной жизнью. Северная столица редко опускала девушку навестить мать. Катерина Петровна коротала дни в деревне и скучала по Насте.

Последний визит дочери состоялся три года назад, с тех пор девушка не навещала мать. Письма от дочери приходили нечасто.

Однако Настя помогала матери деньгами, раз в несколько месяцев отправляя Катерине Петровне 200 рублей почтовым переводом.

Дни сменялись ночами. В одну из одиноких ночей Катерина Петровна услышала стук в калитку. Подойдя к калитке, женщина заметила, что никого нет.

Плохое предчувствие сказало героине, что эта зима – последняя для нее. Тогда Катерина Петровна составила для дочери письмо, в котором рассказала, что не думает, что встретит весну. Также женщина просила Настю навестить родной дом, заехать к Катерине Петровне пусть даже на один день.

Внешность Насти напоминала героинь из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»: волосы русого оттенка, крупные глаза отливали холодным блеском. За внешность художники прозвали девушку Сольвейг. Как догадался читатель, Настя часто находилась в компании художников, потому что работала в Союзе художников, исполняя обязанности секретаря.

В день, когда Настя получила письмо от Катерины Петровны, девушка решила не смотреть, что написала мать. Настя отложила письмо в сторону, потому что известия от матери вызывали у героини смешанные чувства.

С одной стороны, письмо означало, что мать жива, поэтому письма приносили девушке облегчение. С другой стороны, однако, по мнению Насти, письмо – это молчаливый укор, обида, что дочь редко приезжает в гости.

Организация выставки и болезнь Катерины Петровны

Внимание и силы Насти уходили на организацию персональной выставки скульптуры. Молодой, перспективный скульптор решил сделать презентацию работ.

Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур. Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой.

Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке.

После прочтения известия от Катерины Петровны, первое, о чем подумала девушка, – тяготы долгой дороги в Заборье, мать, которая будет плакать.

Поразмышляв об этом, Настя вернула письмо, чтобы то покоилось в верхнем ящике стола. Выставку, которой занималась девушка, провели спустя два дня после этого эпизода.

Скульптора признали талантливым мастером, на Настю сыпались благодарности в успешно организованном проекте.

Телеграмма от Тихона

Во время веселья и радости приема по случаю выставки Насте принесли телеграмму – известие от Тихона, где сообщалось, что старушка умирает. Сперва девушке показалось: телеграмму доставили по ошибке, однако потом увидела, что известие пришло из Заборья – это значилось на телеграмме.

К Насте подошел пожилой мастер, живописец, спросив, все ли в порядке. Девушка замешкалась, но сказала: да, все нормально, а телеграмму прислала одна знакомая. Но в душе героиню грызла совесть.

Настя увидела знакомую скульптуру Гоголя, которая, как показалось героине, посмотрела с укором, упрекая в поведении равнодушия и безжалостности.

Торопясь, девушка вышла на свежий воздух.

Внезапно Настю охватила печаль вместе с отчаяньем, ведь героиня поняла, осознала: старушка-мать – единственный человек, который ее по-настоящему любил, что эта старая, несчастная, брошенная женщина выглядывала дочку до последнего дня. В отчаянии, Настя бросилась к железнодорожным кассам, однако билеты закончились. Понимая ситуацию, кассирша помогла девушке достать билет.

Заборье и смерть Катерины Петровны

Шел десятый день болезни Катерины Петровны. Женщина уже не поднималась с постели, дыхание старушки затруднилось. Старушка умирала. Тихон с Манюшкой беспокоились об умирающей шесть дней.

Женщина была безутешна, потому что дочь не приезжала и не давала знать о себе. Добрый охранник решил помочь Катерине Петровне и составил телеграмму, будто от имени дочки умирающей. Принеся новость от «дочки», Тихон сказал старушке, что та выехала из Ленинграда и скоро будет в Заборье.

Женщина сказала Тихону слова благодарности, успокоилась, отвернулась и вроде бы уснула. Так одинокая женщина встретила смерть. Дочь перед кончиной Катерине Петровне увидеть так и не удалось.

Умирая, старушка наблюдала огонь, который приносил в комнату уют, однако мысли и сердце женщины занимало прошлое и тоска по былым временам, по безвозвратно утраченному.

Похороны Катерины Петровны назначили на следующий день. Попрощаться с женщиной пришло множество людей, которые любили добрую старушку. Среди пришедших проводить умершую в последний путь была и сельская преподавательница – молоденькая девушка, которой старушка напомнила мать. Девушка простилась с умершей, поцеловав старушке руку.

Дочь Катерины Петровны все же прибыла в родную деревню. Со времени смерти матери прошло три дня. Уезжала же девушка из родного села осторожно, стыдясь своего поступка, желая не попадаться соседям на глаза.

Девушка избегала разговоров и расспросов. Но совесть повисла на шее Насти тяжелым камнем. Героиня понимала, что с этим камнем придется жить всю жизнь, так как только умершая мать могла простить нерадивую дочь.

Кое-что из истории создания произведения

Ознакомившись с кратким содержанием «Телеграммы», читатель может заметить, что похожие мотивы встречаются и в других произведениях Паустовского.

Например, тема поколений затрагивается писателем в произведениях «Летние дни», а также тексте о «Мещерской стороне», где, частности, Паустовский рассказывает историю дочки живописца.

В результате, трансформированный вариант истории ляжет в основу «Телеграммы».

Особенности композиции «Телеграммы»

Паустовский словно разделяет произведение на три фрагмента. Первый фрагмент касается жизни и биографии главной героини, о специфике существования старушки. Писатель подчеркивает, что женщина – необычная личность.

Вторая часть рассказывает о Насте, о том, что девушка работает в Союзе художников. Здесь же раскрываются особенности характера Насти.

Третью часть Паустовский посвящает эпизоду о телеграммах: первое известие получает девушка – о том, что мать находится при смерти, второе – подделывает Тихон, чтобы душа старушки успокоилась перед кончиной.

Тихон – интересная, казалось бы, незаметная фигура рассказа. Герой темный и необразованный. Однако, герой добрый, отзывчивый, простой, искренний. Тихон помнил отца главной героини, уважает художника и соседку за интеллигентность, образованность. Тихон отличается отзывчивостью, горячим и сострадательным сердцем.

Тихон сочинил телеграмму, представив известие так, будто новость пришла от дочки. Однако неграмотность выдала героя: женщина поняла, что телеграмма составлена Тихоном, но не стала расстраивать доброго соседа.

Телеграмма Тихона символизирует чистоту душевного порыва. Мужчина верит, что порой можно прибегнуть ко лжи во спасение. Момент, когда Тихон зачитал телеграмму Катерине Петровне, – это кульминация произведения.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/telegramma-kratko.html

Рассказ Паустовского Телеграмма читать онлайн

Краткое содержание «Телеграмма»

Константин Паустовский

Год издания рассказа: 1946

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» принес автору не малую известность. Дело в том, что известная американская певица Марлен Дитрих именно с этого произведения начала знакомство с творчеством Паустовского.

Рассказ настолько впечатлил ее, что при встрече с писателем она опустилась перед ним на колени. Сейчас рассказ «Телеграмма» Паустовского включен в школьную программу многих учебных заведений и не только в России. А само произведение переведено на многие языки мира.

Во многом именно благодаря таким рассказам Константин Паустовский по сей день входит в список 100 самых читаемых писателей.

Рассказа «Телеграмма» краткое содержание

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» читать можно о Катерине Петровне, которая доживает свои дни в одиночестве в старом доме. Этот дом построил ее отец – художник. Свои последние годы он доживал тоже здесь в этом теперь уже доме под охраной областного музея. Местные же называли его просто Заборье.

Поговорить Катерине Петровне в селе было не с кем. Ведь обсудить жизнь Петербурга, картины или смерть Виктора Гюго, которая главная героиня видела своими глазами в Париже с ней некто не мог. Навещали ее Манюшка, которая носила воду и ставила самовар, да Тихон, который делал работу по хозяйству.

Он же всякий раз уходя из дома теребил душу Катерины Петровны, спрашивая о Насте.

Настя из рассказа «Телеграмма» Паустовского была дочерью Катерины Петровны. Сейчас она жила в Ленинграде и последний раз навещала старуху три года назад. Напоминала о себе она лишь переводами раз в два-три месяца. Катерина Петровна всегда брала эти двести рублей и нюхала и ей казалось, что эти деньги еще пахнут Настиными духами.

Далее в нашем рассказа «Телеграмма» кратком содержании вы узнаете, как однажды в конце октября Катерине Петровне показалось, что кто то стучит в заколоченную уже много лет назад калитку на заднем дворе.

Она долго вязала платок и шла, но спросив кто там поняла, что ей показалось. В эту же ночь она написала Насте письмо, в котором просила приехать увидеть ее последний раз, ведь зиму она уже не переживет.

Настя работала в Союзе художников секретарём. Через нее проходили выставки, конкурсы и многое другое. Работы всегда было невпроворот.  Вот и сейчас получив письмо от матери на работе, она сунула его в сумочку не читая.

Читать их ей всегда было сложно в них был немой укор, но в то же время раз пишет значит жива. Сразу после работы она отправилась к молодому художнику Тимофееву. Он попросил ее не раздеваться и провел в мастерскую, где было холоднее чем на улице.

Он ей жаловался на жизнь, на выскочку Першина, а затем показал скульптуру Николая Васильевича Гоголя. Настю поразила работа Тимофеева. Ведь она увидела в его виске даже тонкую склеротическую жилку, а его взгляд напомнил о письме матери.

Сразу от Тимофеева Настя пошла к председателю Союза художников. Она горячилась, доказывала и все-таки добилась организации выставки для Тимофеева.

Далее в рассказе Паустовского «Телеграмма» читать можно о том, как Настя прочитала письмо от матери, когда вернулась в старую комнату на Мойке. Но ехать сейчас ей представлялось совершенно невозможно. Она положила письмо в ящик, а сама на две недели погрязла в организации выставки Тимофеева.

Художник вечно жаловался и скандалили, а свои работы на выставку он отдавал как будто на уничтожение. Но Настя поняла, что за всем этим напускными капризами стоит уязвленная гордыня Тимофеева. Выставка прошла удачно.

Настю похвалили, что извлекала на свет божий Тимофеева, а сам художник слегка недоверчиво слушал хвалебные речи.

Далее в кратком содержании рассказа «Телеграмма» Паустовского вы узнаете, как в разгар выставки пришла курьерша Даша. Она принесла Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон». И только подпись «Заборье» помогла Насте понять, что телеграмма ей.

Как раз в этот момент Перший высказывал Анастасии Семеновне благодарность за выставку. А потом все долго аплодировали. И только статуя Гоголя немым взглядом сказала: «Эх ты!». Настя выбежала и помчалась на вокзал, но билетов уже не было. И только слезы на ее глазах растопили сердце кассира.

Благодаря этому Настя отправилась к матери уже этим вечером.

Тем временем Катерина Петровна лишь слегка шевелила рукой под одеялом. Это помогало Манюшке определит, что она еще жива. Пришел Тихон и принес якобы телеграмму от Насте, что она уже выехала. Но Катерина Петровна лишь махнула рукой, разгадав обман. В тот же вечер она уснула и больше не проснулась. Хоронили ее на следующий день.

Как раз выпал снег, как и предвещал Тихон. Шли тихо. К процессии присоединилась молодая учительница, которая как раз перевелась в это село. Она совсем не знала Катерину Петровну, но у нее тоже была одна мать в областном городе. Настя приехала через два дня после похорон.

Она проплакала всю ночь, а затем крадучись, что некто не видел, уехала из Заборья.

Рассказ «Телеграмма» на сайте Топ книг

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» уже не в первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг российской классики. А во время прохождения в школьной программе интерес к нему возрастает настолько, что он попадает в топ книг. И эта тенденция скорее всего будет продолжаться и в дальнейшем.

Рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь

Источник: https://top-knig.ru/telegramma/

Паустовский Телеграмма – краткое содержание: о чем написан рассказ и кто его главные герои

Краткое содержание «Телеграмма»

Через год после окончания Великой Отечественной войны Константин Паустовский написал рассказ «Телеграмма». К этому времени писатель приобрел известность не только на родине, но и за рубежом. В какой-то мере начало этому произведению дали рассказы из цикла «Летние дни» и «Мещерская сторона». Предлагаем краткий пересказ и небольшой анализ рассказа «Телеграмма».

Брифли такое. В октябре на улице дождливо и холодно, потому главной героине по имени Катерина Петровна с каждым днем становится все тяжелее. Далее автор делает экскурс в ее прошлое и упоминает о том, что ее отец был художником и построил дом в местечке с названием Заборье.

В семье царила творческая атмосфера, все говорили о творчестве, обсуждали произведения искусства. Теперь Катерина осталась одна: отец умер, а единственная дочь живет далеко в городе. Говорить о творчестве ей не с кем.

По хозяйству помощницей для Катерины Петровны стала соседская девчонка Манюшка. Также к главной героине иногда наведывался сторож Тихон. Он был довольно стар, об этом говорит факт, что Тихон помнил, как дом строили, и отца Катерины.

! Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание

героиня ежедневно думала о своей дочери. Она в глубине души желала, чтобы Настя приехала. Но…, мечты оставались мечтами. И писем дочь матери тоже в последнее время совсем не писала… Только приходили от нее денежные переводы.

Однажды (дело было в конце октября) Катерина Петровна услышала стук в калитку сада, пошла посмотреть, надеясь, что это дочка. Оказалось, что стук главной героине послышался. Катерина Петровна вернулась в дом и стала писать письмо дочери.

Она писала о том, что хочет ее увидеть, что желает обнять, прижать к сердцу. Письмо заканчивалось мыслью, что предстоящая зима станет для Катерины Петровны последней на этом свете.

Далее речь идет о самой Насте. Паустовский говорит о том, что девушка занята, работает в Союзе художников делопроизводителем. Коллеги зовут девушку Сольвейг за ее светлые волосы и большие глаза, которые, к сожалению, почти всегда были холодные.

Когда Настя получала из дома весточку, то у нее возникали двойственные чувства. С одной стороны, она считала, что если мать пишет, значит, все нормально. С другой – письма служили немым укором для невнимательной дочери. Получив очередное письмо от матери, девушка его не стала читать, потому что была очень занята на работе. Она просто положила его в сумку.

! Искандер рассказ Тринадцатый подвиг Геракла: краткое содержание

При организации выставки ей на глаза попалась статуя Николая Гоголя. Выражение его лица показалось насмешливым и, вместе с тем, укоризненным. Тогда Настя решила письмо прочесть. Когда дочь узнала из письма о просьбе приехать, то она вспомнила, какой неблизкий путь ей предстоит преодолеть, и как будет плакать ее мама. Поэтому письмо она убрала пока подальше.

Прошло две недели. Выставка прошла на «ура». В это время дочке передали телеграмму, где сообщалось, что маме остались считанные дни. Телеграмма была от Тихона. Настя сначала подумала, что ошиблись адресом.

Но тень беспокойства легла на ее лицо. Кто-то спросил у нее, что произошло. Она попыталась не акцентировать на этом факте внимания. Снова на глаза девушки попалась скульптура Гоголя.

Но на этот раз классик смотрел осуждающе.

Девушка вдруг осознала, что именно мама была для нее самым близким и любящим человеком. Тогда она решила ехать в отчий дом. Как назло в железнодорожной кассе не было билетов, но, предъявив телеграмму, все-таки удалось купить билет на ближайший поезд.

В этот время в Заборье дела были совсем плохи. Катерине Петровне становилось все труднее дышать, а значит, жить. Соседская девочка неотрывно сидела возле умирающей. Тихон, чтобы облегчить страдания главной героини, сам пишет телеграмму от лица ее дочки, будто бы она едет к умирающей маме.

Когда он прочитал содержание телеграммы Катерине Петровне, то она тихо сказала: «Спасибо». А после закрыла глаза и уснула, но как оказалось, умерла.

На завтра были похороны. В доме собралось много людей, чтобы проводить старушку в последний путь. По пути на кладбище к церемонии присоединилась учительница. Она даже поцеловала руку Катерины Петровны, потому что была виновата перед собственной мамой.

Прошло два дня. Настя приезжает в родной, но, увы, опустевший дом. Она плачет всю ночь напролет, но слезами мать не вернуть.

! Анализ оперы Князь Игорь: читаем краткое содержание

Уехала девушка из родного дома так, чтобы ее никто не видел. Но никто не собирался ее ни в чем упрекать. Настю не покидало ощущение, что никто кроме матери не снимет с нее тяжелое чувство вины. Далее автор делает экскурс в прошлое главной героини и упоминает о том, что ее отец был художником. Что он построил дом в местечке с названием Заборье.

О чем рассказ

Паустовский рассказывает об одиночестве старых родителей, дети которых забыли о своих корнях.

Это произведение можно считать образцом такой ситуации, когда дети свой долг перед родителями видят в материальном обеспечении стариков.

Но стоит помнить, что родителям в преклонном возрасте важно видеть своих детей рядом, говорить с ними, прижимать к себе. Часто в жизни бывает так, что неродные люди становятся ближе, чем самые родные.

Главные герои:

  1. Анастасия -дочь главной героини. Она работает и живет в Ленинграде, много делает для совершенно посторонних людей, но для родной матери у нее нет времени. Она предпочитает откупаться от мамы, ей некогда даже съездить навестить матушку.
  2. Катерина Петровна – старушка. Она одиноко живет в Заборье. Ей печально и тоскливо. Она ждет, что, может быть приедет, дочь. Но так и не дожидается, умирает рядом с чужими людьми.

Паустовский «Телеграмма» — это рассказ или повесть? По жанру произведение Константина Паустовского логично отнести к рассказу.

Причины:

  • имеется одна сюжетная линия;
  • героев немного, и все они связаны с развитием сюжета;
  • объем произведения маленький.

! Рэй Брэдбери рассказ Мальчик Невидимка: краткое содержание

В современном мире набирает обороты чтение книг онлайн. Не стало исключением и произведение Паустовского. «Телеграмму» можно читать онлайн.

Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Константина Паустовского. В ней упоминается рассказ «Телеграмма». Речь идет о сюжете и истории создания текста.

В школьной программе «Телеграмма» входит в перечень обязательных для чтения текстов. Кроме того, предусматривается, что ребята должны заучивать наизусть отрывок из произведения Паустовского.

Обратите внимание! Лучше всего учить отрывок, в котором рассказывается, как Катерина Петровна получала переводы от дочери, а потом перебирала бумаги. Он позволяет ученикам глубже проникнуться основной мыслью произведения.

Анализ

В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» на первый план выходят две острых проблемы, которые во все времена были важными: равнодушное отношение к родным людям и граничащая с ним проблема одиночества.

! Василий Шукшин: Чудик – читаем краткое содержание

Если анализировать рассказ с точки зрения композиции, то в нем условно можно выделить 3 части:

  1. Повествует о Катерине Петровне, которая живет в местечке Заборье и ждет приезда единственной дочери.
  2. Паустовский рассказывает о жизни Насти в Ленинграде. Она занята делами, что ей даже некогда написать письмо собственной маме.
  3. Читателя ждет вполне ожидаемая развязка событий.

С точки зрения изобразительно-выразительных средств, читатель обращает внимание на значимые детали и символы, которые помогают правильно воспринять авторскую оценку происходящего.

Катерина Петровна так и не дожидается дочери, умирает рядом с чужими людьми.

Паустовского по праву называют мастером пейзажа. Не стал исключением и рассказ «Телеграмма». Посредство пейзажных зарисовок автор сумел передать грустное настроение главной героини в начале произведения.

Обратите внимание! В финале на первый план снова выходит пейзажная зарисовка, наполненная белым светом, но с оттенком серого. Это очень символично, потому что дочка героини черствая душой. И Паустовский осуждает ее за это.

Краткое содержание рассказа очень широко представлено на различных сайтах в сети Интернет. Читатель после знакомства с рассказом Паустовского «Телеграмма» делает определенные выводы для себя.

Во-первых, дочка не успела на похороны самого близкого человека — своей матери. Или не хотела успеть? Так и в жизни бывает достаточно часто. Во-вторых, Настя раскаивается, но, как часто бывает в жизни, уже поздно.

Вывод

Если обратиться к символике имени, то в переводе с греческого Анастасия означает «воскресшая». Героиня, может, и «воскресла» душой, но в этом ей смогла бы помочь только собственная мама. Ведь мама всегда и в любой ситуации поддержит и придет на помощь. Некоторые люди слишком поздно вспоминают о том, что надо навестить своих родителей.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/konstantin-paustovskij-telegramma-chitaem-kratkoe-soderzhanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.