Краткое содержание «Уроки французского»

Кратчайшее содержание Уроки французского: о чем произведение, кто его автор и главные герои

Краткое содержание «Уроки французского»

Повествовательный рассказ под названием «Уроки французского» Валентин Распутин написал в далеком 1973 году. Первая публикация была в газете всесоюзного значения «Советская молодежь». Большинство литературных критиков считают, что данное произведение является автобиографическим и рассказывает о жизни писателя.

Фактически это эпизод из его биографии, который он хотел донести широкому кругу читателей. Представляем кратчайшие содержание «Уроки французского» и дадим небольшой анализ.

статьи

  • Персонажи
  • Краткое содержание
  • Вывод

Персонажи

В повести не такое уж и большое количество героев. Это отдельный фрагмент жизни мальчика, который входит в подростковый возраст, сознание начинает постепенно перестраиваться, появляется чувство гордости, собственного достоинства.

В произведении несколько героев:

  1. Мальчик 11 лет, который является рассказчиком всех событий. Фактически от его лица происходит описание всего происходящего. Распутин акцентирует внимание на том, что главный герой из бедной семьи.
  2. Девушка лет 25, работающая в школе учительницей французского языка. В рассказе именуется, как Лидия Михайловна.
  3. Ученик средней школы — Вадик, который ходит в седьмой класс и пользуется уважением среди ребят, играющих в «чику».

События разворачиваются в конце 40-х годов 20 века. Главный персонаж произведения перешел в 5 класс, когда на дворе был 1948 год.

! Рассказ Холодная осень Бунина: краткое содержание

Краткое содержание

Рассказ начинается с философских размышлений Распутина. Автор задается вопросом, почему все люди чувствуют себя виноватыми перед учителями, точно также, как и перед собственными родителями. Причем это чувство вины появляется не в школьные годы, а уже после завершения учебы.

По окончании начальной школы главному герою пришлось переехать в районный центр для поступления в пятый класс. Это было в 1948 году.

Родственников в поселке у мальчика не было, поэтому мать договорилась с добрыми людьми, которые взяли ее сына на квартиру. Парень был из очень бедной семьи, рос без отца, а у матери на руках осталось еще двое маленьких детей.

Даже когда главный герой находился в родной деревне и постоянно был рядом с матерью, то недоедал. Вдали от дома жизнь стала еще более тяжелой. Тех продуктов, которые периодически передавала мама, катастрофически не хватало. В связи с этим мальчишка регулярно голодал, очень похудел и имел вид весьма болезненного ребенка.

Несмотря на жизненные трудности, учеба ему давалась легко. Юноша успешно справлялся со всеми заданиями по самым сложным предметам учебной программы. Единственное, что никак не поддавалось главному герою — это французский язык. В момент, когда мальчик произносил иностранные слова, молодая учительница сильно морщила лоб.

! Александр Грин — Алые паруса: краткое содержание рассказа по главам

Лидия Михайловна была крайне недовольна таким учеником и всякий раз закрывала глаза, когда парень безуспешно пытался выговорить задание на французском языке. Хотя в родной деревне все местные жители считали его грамотным мальчишкой, который отличался от своих сверстников незаурядным умом и смекалкой.

Парень страдал от малокровия, поэтому мать каждый месяц высылала ему 5 рублей на покупку молока. Однажды герой познакомился с местным мальчиком из седьмого класса по имени Вадик. Мальчишка был местным заводилой, пользовался авторитетом среди дворовых ребят, любимым занятием которых была игра в «чику».

Парнишка быстро освоил это развлечение, приловчился к игровой технике и ежедневно выигрывал по 1 рублю.

Ставки делал из денег, которые ему высылала мама на молоко. Мальчишка не поддавался азарту и как только получал желаемый рубль, сразу же уходил.

Это не понравилось Вадику, который заподозрил, что главный герой рассказа не дает другим ребятам отыграться. Вадик организовал драку, в ходе которой мальчика сильно избили. На следующий день он пришел в школу с разбитым лицом, а первым уроком был французский.

Учительница увидела избитое лицо главного героя и начала задавать вопросы, что именно с ним случилось, но тот не признавался. Какой-то одноклассник с последней парты выкрикнул, что тот играет на деньги и получил за то, что слишком часто выигрывает.

Лидия Михайловна приказала мальчику остаться после урока и назначила дополнительные занятия в качестве наказания. В этот же момент герой испугался, что его отведут к директору школы, но этого не произошло. Игру на деньги пришлось прекратить.

К тому времени с деньгами в семье стало совсем плохо. Мать перестала высылать прежние 5 рублей. Положение мальчика ухудшалось, голод снова стал его спутником. Чтобы не умереть от истощения, он вернулся к игре в «чику», но только теперь старался выигрывать маленькие суммы. Так продолжалось несколько дней, но как только выигрыш составил 1 рубль местные ребята его опять избили.

! Фонвизин – Недоросль: краткое содержание пьесы по действиям

Учительнице стало жалко парня, и молодая девушка назначила мальчику дополнительные уроки на дому. Вечерами Лидия Михайловна занималась с главным героем уроками французского языка и под любым предлогом предлагала поужинать, но тот не соглашался, чувствовал себя неловко и сразу же убегал прочь, как только в отношении него проявлялась такого рода забота.

Однажды в школу к главному герою рассказа пришел почтальон и вручил посылку, якобы из из деревни от мамы. Внутри ящика были аккуратно сложены сахар, плитка гематогена и упаковка с макаронами.

Смекалистый мальчуган сразу же понял, что это отправила учительница, так как в их деревне такие продукты достать было невозможно, а в магазин такая еда никогда не завозилась.

После этого парень отнес посылку учительнице.

Несмотря на это Лидия Михайловна продолжала заниматься с мальчиком вечерними уроками французского, что начало давать первые положительные результаты. Ученик постепенно осваивал неподдающийся предмет, а произношение становилось все более чистым.

Вскоре учительница нашла к нему подход, у них с мальчиком выстроились доверительные отношения. Чтобы хоть как-то помочь своему ученику с деньгами и избавить от постоянного голодания, девушка поделилась с ним небольшим секретом.

! Михаил Шолохов Судьба человека: читаем краткое содержание по главам

Учительница французского рассказала, что в детстве точно также играла на деньги, но только ее игра называлась «замеряшки». Девушка научила новой игре главного героя, который сразу же начал выигрывать и получал за это деньги.

Сначала мальчику было неловко брать деньги у собственной учительницы французского, но все же внутренний голос убеждал, что это абсолютно честный выигрыш. Однажды в дом вошел директор школы, который застал учительницу и ученика за азартной игрой.

Спустя 3 дня главный герой увидел, как Лидия Михайловна собирается уезжать.

Мальчишка подошел к ней, чтобы попрощаться, так как чувствовал себя виноватым в произошедшем, но учительница сказала, что ей нужно возвращаться домой на родную Кубань, а ему не стоит себя ни в чем винить.

Приказала не ленится и заниматься учебой. Больше главный герой с учительницей никогда не встречался.

Только во время зимних каникул ему пришла посылка, в которой находилась пачка макарон и три больших красных яблока. Ранее эти фрукты мальчик видел лишь на картинках. Мальчуган сразу же понял, что эта посылка от учительницы французского языка, которая желала ему лишь добра и по-своему заботилась.

О чем этот рассказ. Валентин Распутин попытался донести до читателя следующее смысловое содержание произведения:

  • раскрывается тема отношений между педагогом и учеником, когда учитель пытается создать ребенку комфортные условия для учебного процесса, спасая от голодной смерти;
  • несмотря на отказ мальчика принять помощь, учительница все же находит к нему подход через увлечение играми на деньги;
  • в непростое послевоенное время девушка жертвует своим благосостоянием и работой ради спасения голодного мальчика.

! Александр Куприн – Гранатовый браслет: читаем краткое содержание

Вывод

Читать краткое содержание рассказа можно на сайте Википедия, либо слушать произведение Валентина Распутина в онлайн режиме на одном из тематических сайтов, где представлены аудиокниги. Кроме этого в сети можно отыскать фильм, сценарий которого был написан на основании знаменитого рассказа.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/uroki-frantsuzskogo.html

О каком времени идет повествование в произведении

Краткое содержание «Уроки французского»

> Литература > О чем речь в “Уроках французского”, краткое содержание

Автором данного произведения является русский писатель Валентин Распутин, а написал Распутин этот рассказ в 1973 г. В произведении автором повествуется о собственной его жизни, о взлетах и падениях на его пути. Книгу можно не только читать, но и прослушать аудиозапись онлайн, смотреть фильм. Короткое содержание приведем ниже.

  • Краткое содержание «Уроки французского»
  • Заработок денег
  • Образ учительницы
  • Интересная информация

Краткое содержание «Уроки французского»

  • В своем рассказе Распутин описывает события, имевшие место в 1948 г. В ту пору в стране царил послевоенный голод. Главным героем произведения выступает одиннадцатилетний мальчуган, от чьего лица и ведется повествование.
  • Паренек – старший в семье, где, кроме него, есть еще два ребенка. Отца нет, а мать с трудом находит еду, чтоб прокормить деток. Но наш герой тот, кто помогает ей в этом занятии. Иногда не удавалось найти ничего, что могло пойти в пищу кроме зерен овса и глазков проросшей картошки.
  • До 11 лет герой Распутина жил в деревне, где и проходил обучение. Среди односельчан он слыл «башковитым», «грамотеем»; старушки приглашали его читать свои письма, проверять облигации.
  • В родной деревне парня была лишь начальная школа, и чтоб продолжать учебу, ему пришлось отправиться в районный центр. Мать собрала его и отправила на учебу в город.
  • На новом месте наш герой почувствовал голод острее, чем прежде: в деревне кое-какое съестное можно найти в деревне, например, а вот в городе еда лишь в магазинах, и за нее надо платить. Кто угостит? Вдобавок парень страдал малокровием, поэтому ежедневно должен был покупать стакан молока, стоивший 1 рубль.
  • Поселился мальчик у тети Нади. В школе учился на «отлично», однако все никак не мог освоить произношение французского языка. Учитель французского Лидия Михайловна, слушая его, морщилась, закрывая глаза.
  • Когда мать паренька приехала в очередной раз, то увидела, что он сильно исхудал. Решила, что это из-за переживаний и тоски по дому, даже хотела забрать сына обратно в деревню. Останавливало то, что ему придется бросить учебу.
  • Недоедание объяснялось непонятным исчезновением части продуктов, которые присылала мама. Парень не знал, что происходит и даже подозревал тетю Надю, у которой было три ребенка. Тем не менее, об этом анализе мальчик никому не рассказывал, как и о пропажах вообще. Часто ужином его была лишь кружка кипятка.

: что такое композиция в литературе, ее виды и элементы.

Заработок денег

Как-то раз герой узнает, что, играя в «чику», можно заработать денег, он начинает играть с ребятами на деньги. Правила просты:

  • монетки складываются стопкой;
  • решка смотрит вверх;
  • ударить по стопке надо так, чтоб перевернуть как можно больше монеток.

К месту проведения игр ходил также одноклассник главного героя – суетливый ученик по фамилии Тишкин. Играть приятели научились скоро, но выигрывали постоянно сущий мизер. Больше остальных выигрывал Вадик, который жульничал. Когда же главный герой попытался уличить мошенника, тот избил его.

: краткое содержание “Дубровский” по главам, 6 класс.

Образ учительницы

Парень приходит в школу со следами побоев, а Лидия Михайловна узнает, что с ним случилось. Узнав, что ее ученик играет на деньги, учительница вызвала его на разговор.

Педагог считала, что за выигранные деньги ученик покупает конфеты, но в действительности он тратил их на необходимое его здоровью молоко.

После получения такой информации от парня, учитель изменила свое отношение к нему и стала давать частные уроки французского.

Обучение проходило в доме учительницы, где она угощала паренька ужином, но застенчивость и гордость заставляли мальчика отказываться от предложенного.

Лидия Михайловна была женщиной сравнительно обеспеченной, сочувствовала мальчику, которому давала отдельные уроки, хотела заботиться о нем, зная, что тот недоедает. Она даже пыталась прислать парню посылку с сахаром, макаронами и гематогеном, но мальчишка вернул презент отправителю, потому что понимал, что мать не может позволить себе купить такие продукты.

Лидия Михайловна продолжает придумывать способы оказания помощи парню. Так она придумывает одну игру, которую называет «замеряшки». Считая данный способ «честным», парень уступает, играет и выигрывает.

Узнав о происходящем, директор школы счел игру с учащимся преступлением. Он даже толком не разобрался, почему педагог так себя ведет, и, произведя свой краткий анализ, уволил ее. Героиня едет на свою родину – Кубань.

Оттуда учитель прислала мальчику посылку с макаронами и яблоками, которых парень и не ел никогда, видел лишь на картинках. Добрая и отзывчивая Лидия Михайловна не винит мальчугана в случившемся с ней.

Интересная информация

Рассказ Распутина «Уроки французского», википедия это подверждает, читатель мог впервые увидеть в номере иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь». Номер посвящался памяти Александра Вампилова. В 1978 г. произведение Распутина было экранизировано, картина вышла под тем же названием – «Уроки французского», режиссером ленты стал Евгений Ташков.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/o-chem-rech-v-urokah-frantsuzskogo-kratkoe-soderzhanie.html

«Уроки французского» — краткое содержание повести В.Г. Распутина

Краткое содержание «Уроки французского»

Прочитав краткое содержание повести «Уроки французского», можно понять главную идею произведения В.Г. Распутина, проникнуть в смысл повествования.

В небольшом, легком для восприятия произведении, автор рисует разные характеры и учит доброте и сопереживанию.

В данной статье можно прочитать краткий пересказ, раскрывающий сюжет и проблематику произведения.

  • Валентин Распутин «Уроки французского»
  • Главные герои
  • Второстепенные персонажи
  • Краткое содержание
  • Анализ произведения

Валентин Распутин «Уроки французского»

В повести «Уроки французского», вышедшей в свет в 1973 году, описываются тяжелые годы после войны. Повествование ведется от лица автора, рассказывающего историю из своей школьной жизни.

Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015)

Это необычайно трогательный и легкий рассказ, в котором писателю «ничего не пришлось выдумывать». В нем он описал свои детские воспоминания, связанные с учебой и учительницей из ангарского поселка, мамой советского прозаика и автора драматических произведений, Александра Вампилова, которую звали Анастасией Прокопьевной.

Это время Распутин называет одновременно трудным и счастливым. К нему он часто возвращается в воспоминаниях, согревающих «даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ «Уроки французского» впервые печатался в номере газеты «Советская молодежь». Этот выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова.

Распутин написал произведение о самоотверженной и бескорыстной доброте, о трогательных взаимоотношениях учителя и ученика. В дальнейшем по мотивам был поставлен спектакль и снят кинофильм.

Главные герои

У главного героя, мальчика одиннадцати лет, в истории нет имени, но, помня об автобиографичности повести, можно предположить, что его звали Валентином.

В описании ему дается точная характеристика. Окружающим бросается в глаза излишняя худоба мальчика и диковатость.

Ему приходится самому заботиться о себе, поэтому он выглядит неопрятным в старых поношенных вещах. И, чувствуя отличие от других, мальчик все больше стыдится и закрывается в себе.

Но ему свойственны качества сильной личности, такие как стремление идти к намеченной цели, здоровое самолюбие, детская жизнерадостность, чувство справедливости и отзывчивость.

Мать мальчика – сильная женщина, готовая на любые жертвы ради детей. Она, несмотря на свою неграмотность, понимает значение образования и стремится дать сыну все самое лучшее.

Лидия Михайловна – молодая учитель французского. Это женщина с сильным характером, способная отстоять свою точку зрения. У нее красивые правильные черты лица, глаза с легкой косинкой и короткие темные волосы. Она живет обеспеченной жизнью, но видит человеческие страдания и стремится помогать нуждающимся.

Василий Андреевич – директор школы, у которого своя твердая жизненная позиция. Он внушает страх и уважение ученикам. Для него все поступки делятся на хорошие и плохие, без внимания на обстоятельства.

Второстепенные персонажи

Не главные герои, но помогающие понять происходящее:

  • Федя – сын квартирной хозяйки, который приводит главного героя в компанию игроков в чику;
  • Вадик – ученик 7 класса, который смеется над слабыми, хитрит и не терпит превосходства над собой;
  • Птаха – второгодник, который подчиняется Вадику и не имеет своего мнения;
  • Тишкин – одноклассник главного героя, который присутствует при игре в чику, но боится участвовать. Он не задумываясь выдает друга, играющего на деньги, учителю.

Анализ произведения

Год написания рассказа «Уроки французского» — 1973, а в 1978 по мотивам произведения снят добрый и трогательный фильм, умело передающий главную идею автора художественной книги. Распутин в рассказе вновь говорит об извечных человеческих ценностях, о добре и зле, о взаимовыручке и сострадании, затрагивая проблематику чувств.

Размышления о жизни главного героя и преподавателя французского разошлись на цитаты, которые слышатся повсюду, понятны и близки каждому. О своей профессии учительница говорит, что «самое важное – не принимать себя всерьез и понимать, что можешь научить совсем немногому».

Таким в произведении писатель рисует образ настоящего учителя, близкого друга и наставника одновременно. Именно так он говорит о своей бывшей учительнице, которой посвятил «Уроки французского».

В.Г. Распутин говорил, что книги должны учить не жизни, а чувствам, сопереживанию. Читая их человек должен обогащаться духовно, стремиться стать лучше и добрее.

Источник: https://1001student.ru/literatura/uroki-francuzskogo-valentin-rasputin.html

Краткое содержание Распутин Уроки французского для читательского дневника

Краткое содержание «Уроки французского»

В рассказе в. Распутина «Уроки французского» повествование идет от лица главного героя, одиннадцатилетнего деревенского мальчика. История происходит в голодное послевоенное время. Мальчик со своей семьей, мамой и двумя сестрами, живет в деревне.

Он окончил начальную школу и считается грамотным человеком. К нему за помощью обращаются все односельчане: прочитать или написать какую-либо бумагу, проверить по таблице розыгрыш облигаций.

Односельчане считают мальчика удачливым и делятся с ним небольшой частью выигрыша.

Мать растит детей одна и, видя стремление старшего сына к знаниям, отправляет его в райцентр, чтобы он мог продолжить учебу. Колхозный шофер привозит его к знакомой матери, у которой мальчик будет теперь жить.

Так начинается его самостоятельная жизнь, полная горестей и постоянного чувства голода. Мать не могла посылать ему денег на питание, поэтому изредка передавала немного продуктов. Однако их хватало ненадолго.

Хозяйка, а может быть, и ее дети, воровали продукты у мальчика, и он оставался голодным.

В школе же дела шли неплохо. По всем предметам мальчик был отличником, единственным, что он никак не мог освоить, был французский. Грамматику и чтение он осваивал быстро, а вот произношение никак не давалось, слова звучали грубо и сухо. Учительница очень старалась научить мальчика правильному произношению, но ее усилия были напрасны.

Однажды, после очередных голодных скитаний по улице, к мальчику подошел сын хозяйки дома, Федя, и спросил его, умеет ли он играть в игру на деньги – «чику».  Федя познакомил его с мальчишками, которые, спрятавшись от взрослых на пустыре, играли на деньги. Правила игры были простые: нужно шайбой ударить по монеткам так, чтобы они упали орлом. Получилось – деньги твои.

Мальчик долго присматривался и отрабатывал броски, тренируя силу удара, и, когда мать прислала ему с посылкой немного денег, впервые решил поучаствовать в игре.

Вначале у него не получалось, но со временем он стал выигрывать, все чаще и чаще. Когда в сумме у него накапливался рубль, мальчик шел с ним на рынок и покупал молоко, которое спасало его от голода. Но так длилось не долго.

Самому старшему из игроков, Вадику, не понравилось, что мальчик постоянно выигрывает.

Во время очередной игры Вадик и его приятель Птаха, играли не честно, специально переворачивая монеты. Это заметили все, но только мальчик решился оспорить результат игры. Завязалась драка и его сильно избили, разбили нос и щеку. Никто из других присутствовавших на игре не пришел ему на помощь, даже его одноклассник.

На следующий день учительница спросила у мальчика, где он разбил лицо, и одноклассник его выдал, рассказав об игре на деньги. Учительница оставила мальчика после уроков. Он признался ей, что действительно играет на деньги, но покупает не конфеты, как думала учительница, а молоко, которое ему нужно пить от малокровия.

Вместо того чтобы доложить об игре директору, учительница приглашает его домой, на дополнительные занятия французским. Мальчик идет к ней с боязнью и неохотой, ведь в том же самом доме находится и квартира директора школы. На занятиях он не может сосредоточиться, хочет уйти как можно скорее.

Лидии Михайловне жаль голодающего мальчика, она пытается накормить его. Ради этого она даже отправляет на имя мальчика посылку в школу, якобы из деревни.

Но Лидия Михайловна городская, она не знает, какие в деревне могут быть продукты, а каких нет, и этим выдает себя.

Сначала мальчик радуется неожиданной посылке, но увидев среди содержимого макароны и гематоген, понимает, что ее послала учительница.

Со временем французский дается мальчику все легче, он уже неплохо разговаривает на нем. Но учительнице все не удается накормить мальчика, и она решает прибегнуть к хитрости. Во время очередного урока она просит мальчика рассказать об игре и предлагает сыграть с ней.

Сначала мальчик очень удивляется, но соглашается. Лидия Михайловна явно жульничает, подыгрывая мальчику, и его это обижает. Он отказывается играть, и тогда учительница начинает играть по-настоящему.

Постепенно французский отходит на второй план, и большую часть урока они посвящают игре. Игроки играют эмоционально, громко ссорятся, подсчитывая баллы. Во время одного из таких споров в комнату неожиданно входит директор.

Поняв, что происходит, он ужасается, ведь такого поведения никак нельзя было ожидать от благопристойной учительницы.

Лидия Михайловна решает ничего не объяснять и уходит в работы. Она уезжает Кубань, где родилась и выросла, а мальчик остается учиться.

Прощаясь с мальчиком, учительница просит его не бросать учебу, и ничего не боятся, с ее отъездом об этой истории забудут. Через некоторое время в школу на имя мальчика приходит посылка с Кубани.

В ней лежали макароны и красные яблоки, которых мальчик до этого никогда не пробовал.

6 класс, 7, 8 класс.

Оцените произведение: 89

Читать краткое содержание Уроки французского. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Яковлев Багульник

    Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

  • Краткое содержание Жук в муравейнике Стругацкие

    Фантастическое произведение, принадлежащее перу братьев Стругацких, входит в книжный цикл «Мир полудня», в котором рассказывается о жизни и приключениях Максима Каммерера.

  • Краткое содержание Карл Маркс Капитал

    Карл Маркс считается основоположником коммунизма и главным идеологом этой концепции. Основные мысли касательно перехода общества к коммунизму излагаются в Капитале, который состоит из трех томов и детально рассматривает

  • Краткое содержание Васильев Утоли моя печали…

    Действие романа происходит в Москве. Речь идет о Наденьке Олексиной. У нее довольно тяжелая судьба. В раннем возрасте она потеряла мать, а потом трагически погиб брат и сестра. Из-за переживаний умирает и отец.

  • Краткое содержание Куприн Молох

    Действие в рассказе «Молох» происходит на сталелитейном заводе, где работает инженер Андрей Ильич Бобров. Он страдает бессонницей из-за морфия, от которого не может отказаться. Боброва нельзя назвать счастливым, так как он чувствует отвращение

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/rasputin/uroki-francuzskogo-6-klass

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.