Краткое содержание «Вий»

Вий Гоголь

Краткое содержание «Вий»

Н.В.Гоголь создал замечательный сборник «Миргород», который состоит из двух частей. Во вторую часть знаменитый писатель поместил повесть «Вий», которую с удовольствием читают и дети, и взрослые.

Но такое название повести было выбрано не случайно, так как слово вий существует и им называли обычно демонов в славянском фольклоре.

Поэтому и повесть с таким необычным названием имеет мистическое и даже фантастическое содержание.

Истоки создания повести

Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.

Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы.

И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.

Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь.

Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Сюжет повести

Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое студентов этой бурсы решили использовать время и заняться репетиторством. Но дороге они заблудились и попали на какой-то дальний хутор. Старуха пустила Хому Брут на ночлег в свой хлев.

И когда молодой человек уже готовился лечь спать, то к нему пришла хозяйка, которая неожиданно вскочила на него верхом и стала скакать на нем по полям. Хома читал божьи молитвы, пока ведьма не успокоилась. После этого Хома сам оседлал старуху. Но к утру чары рассеялись, и перед студентом уже предстала прекрасная панночка.

Это событие сильно напугало молодого человека, он решил вернуться назад в Киев. Поселившись в пустом здании бурсы, скучать Хоме не пришлось. Так как вскоре велено было ему явиться к богатому сотнику, у которого умерла единственная дочь и теперь нужно над ее телом читать молитвы. Отказаться от этого дела оказалось невозможно.

Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело панночки, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда бурсак взглянул на лицо умершей, то тут же признал в ней ту самую ведьму, которая недавно ночью скакала на нем.

Бурсаку предстояло читать молитвы над телом умершей красавицы три ночи. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Ничего не оставалось молодому бурсаку, как очертить вокруг себя мелом так, чтобы он находился в кругу, и никакая нечистая и злая сила не могла к нему добраться. Но вторая ночь оказалась куда хуже первой.

Так Хоме еще никогда не было страшно. Круг уже едва спасал бурсака, так как панночка, которая опять превратилась в ведьму, летая в гробу, все время хотела прорваться сквозь него. Но и в эту ночь у нее ничего не получилось. Тогда под утро, заслышав петухов, ведьма наложила на него заклятие.

Когда Хома вышел из церкви, то его едва узнали, ведь он стал похож на седого старика.

Но самой ужасной и страшной оказалась третья ночь. В церкви появилось огромное количество чудовищных тварей, которые пытались найти и достать бурсака. И чтобы найти Хому привели ужасного гнома Вия, у которого были ресницы до земли и лицо из железа. Бурсак пытался не смотреть на это чудовище, но все-таки не выдержал и взглянул. И вот тогда нечисть смогла на него накинуться. Хома умирает перед тем, как зазвучал последний петушиный крик. И нечисто, которая тоже опоздала покинуть церковь, застряла в окнах.

Главные герои произведения

Действующих лиц в повести «Вий» немного, но они важны для сюжета, что дает более глубокое понимание основного содержания произведения. Итак, остановимся на них более подробно:•Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия.•Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти.

Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.•Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой – Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.

•Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.

Фантастическое в произведении Гоголя

Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки.

Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики.

Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень.

Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».

Но автор продолжает описывать его странный нрав такими словами:

«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

Но и на этом автор не заканчивает подробную характеристику божьего человека:

«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».

Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка. Основной мотив гоголевской повести – это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство.

Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают.

Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:➥Есть маленький хвостик.

➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы.

Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Мистическое и реалистическое в повести

В повести воссозданы реальные картины того времени, когда выпускники духовной семинарии вели кочевой образ жизни. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома заступает в свое первое ночное дежурство возле гроба с телом панночки.

Известно, что именно гоголевские произведения стали расцветом реализма в русской литературе. Некоторые критики творчества выдающегося писателя относятся к его стилю как к «фантастическому реализму». Практически во всех гоголевских сюжетах есть элемент фантастики.

Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, – это глубокие и яркие символы.

Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.

Известность мистической повести

Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению.

Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.

На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры.

Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.

Источник: https://gfom.ru/viy_gogol_selvikt.php

Краткое содержание Гоголь Вий для читательского дневника

Краткое содержание «Вий»

Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом, пытаясь вырваться из-под её чар.

Позже его заставили читать молитвы над телом панночки, но, как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний.

В последнюю ночь ведьма призвала Вия, направившего на уже поседевшего парня всю свою свору, и от страха Хома умер на месте.

Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.

Читать краткое содержание Вий Гоголя (читается за 2 минуты)

С первого месяца лета начинались каникулы, и семинаристы отправлялись по домам. Огромной толпой шли они по полям, свалив в мешок еды. Потихоньку все разбредались по своим домам, и толпа становилась всё меньше.

И вот остались по дороге 3 бурсака: Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Запасы еды кончились, так что ребята решили завернуть в деревушку. Но, сойдя с дороги, они заблудились. Вскоре они увидели хутор.

Постучались в первый дом и упросили хозяйку-старуху впустить их на ночлег.

Философ лёг спать, как вдруг вошла к нему старуха: глаза блестят, руки в разные стороны. Испугался парень, хотел бежать, но понял, что не может пошевелить руками и ногами. Старуха села к нему на спину и поскакала на нём, как на коне. Понял философ, что это ведьма.

Начал Хома произносить все известные ему молитвы, ведьма ослабила хватку, а скачки стали медленнее. Сумел он выскочить из-под старухи, забрался на её спину, схватил полено по дороге и начал бить им по спине её. Старуха ослабла и упала на землю. Заглянул ей в лицо Хома – а там красавица с глазами, полными слёз.

Жалость охватила парня, и в мрачном расположении духа он решил поспешить в Киев.

По городу пошли слухи о дочери одного сотника: пришла с прогулки вся в синяках, сейчас при смерти и желает, чтобы молитвы у гроба читал семинарист Хома Брут. Узнав об этом, Хома выбежал из семинарии, прыгнул к козакам в бричку и отправился с ними в путь. Ночью подъехали они к хутору и решили остаться на ночлег.

Оглядел Хома окрестности и понял, что это хутор сотника. Решил бежать, но его остановили, сказав, что сотник ждёт философа у себя. Бурсак пытался объяснить, что он часто грешил, и не ему пристало молиться у тела девушки.

Сотник пригрозил, что если парень откажется – ему несдобровать, ну а если исполнит последнее пожелание панночки – будет ему награда.

Бурсак решил потерпеть три дня и прочесть все молитвы. На умершую посмотреть он не решился. Стало очень тихо, и Хома заметил, что сотник уже ушёл. Медленно, испуганно он повернул голову и взглянул на девушку. Его охватил ужас: это была та самая ведьма! Она лежала совсем как живая, поражая своей красотой.

Солнце садилось, и гроб с мёртвой понесли в церковь. После все отправились на ужин. Люди начали шептаться, что панночка была ведьмой. Спирид решил рассказать Хоме про Микиту. То ли он сам влюбился, что ли панночка очаровала, но с тех пор всё валилось у Микиты из рук.

Пришла к нему как-то девушка, да спросила: «Можно на тебя положить ножку?». Влюблённый обрадовался, схватил ее за обе ноги и поскакал как конь. Вернулся он еле живой. Прошло какое-то время, и нашли вместо него лишь горстку золы.

Потом Дорош рассказал про то, как панночка, обратившись собакой, проникла в дом и искусала до смерти ребёнка.

Наступила ночь, и Хоме предстояло отправиться в церковь. Взглянув на панночку, он поразился её красоте и вдруг увидел, как на её щеке застыла капля крови.

Парень начал читать молитвы, как вдруг мёртвая встала и начала бродить по церкви с закрытыми глазами и раскинутыми руками. Хома понял, что она ищет его, и начертил вокруг себя круг. За черту, им проведённую, панночка пройти не смогла.

Постояв у круга, панночка в ярости легла обратно в гроб, который начал быстро летать по церкви. Тут запел петух, и крышка гроба захлопнулась.

Наступила вторая ночь, и бурсака снов заперли одного в церкви. Он сразу же очертил вокруг себя круг и сел читать молитвы. Когда Хома поднял глаз, оказалось, что панночка стоит уже у самой черты круга. Она всё не могла поймать философа и начала читать страшные заклинания. От её бессвязных слов поднялся шум и грохот, но вновь запел петух. За эту ночь у парня поседели волосы.

В третью ночь Хома сразу начертил круг и начал читать. Ведьма принялась произносить проклятия. В церкви заметалась всякая нечисть, и панночка взвизгнула: «Приведите Вия!».

К ним вышел грузный человек с опущенными до пола веками, все руки были в земле, а лицо – железное. Вий громогласно попросил поднять ему веки. Не стерпел Хома и взглянул на него. Вий сразу же закричал, показав всем, где находится Хома.

Все мигом бросились на бедного философа, и помер он от страха в ту же секунду.

Оцените произведение: 71

Читать краткое содержание Вий. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шекспир Мера за меруВенский герцог Винченцио осознает, что либеральность привела к падению нравов среди его подданных. Он покидает свои владения, объявив о дипломатической миссии, а управление городом поручае
  • Краткое содержание Диккенс Приключения Оливера ТвистаРоман рассказывает о маленьком мальчике, которому пришлось пережить в своей жизни много несправедливостей и горя. Оливер много раз был подвластен искушению.
  • Краткое содержание Графиня де Монсоро ДюмаЖизнь – трудная штука, но нужно уметь ее любить, иначе просто невозможно будет нормально жить. Шестнадцатый век – а вернее конец этого века. Франция. В это время там происходят весьма интересные т опасные события
  • Краткое содержание Бахчисарайский фонтан ПушкинВ поэме действие происходит в Бахчисарае, городе в Крыму. Александр Сергеевич Пушкин пребывал там во время южной ссылки. Автор, гуляя по городу, находит старинный фонтан, и его пленяет история, связанная с ним.
  • Краткое содержание Горький ЧелкашРассказ начинается с утра в порту, описание происходящего вокруг, люди заняты каждый своим делом, стоит шум, работа кипит полным ходом. Все это продолжается до обеда, как только часы показали двенадцать всё утихло

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gogol/vij

Краткое содержание “Вия” Гоголя

Краткое содержание «Вий»

Самая страшная, по мнению многих читателей, повесть Н.В.Гоголя – «Вий» – впервые увидела свет в сборнике «Миргород», напечатанном в 1835 году. По тематике и по стилистике она явно отличается от других произведений, ибо те носят характер исторический, как «Тарас Бульба», или бытовой, как «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Основу сюжета автор позаимствовал из украинского фольклора, ибо и сам по национальности был родом из Украины. Однако фольклорная, сказочная традиция – только внешняя канва, по которой Гоголь «вышивает» собственные узоры.

Так что сам он несколько лукавил, когда в примечании к публикации повести указал, что решил поведать фольклорную историю читателям почти в том же самом виде, в каком сам слышал ее когда-то.

К 1835 году автор «Ревизора» и «Мертвых душ» еще не перестал быть романтиком по манере письма и художественному стилю.

Таким образом, взяв сказочный фольклорный сюжет за основу, Гоголь развил его в новом, оригинальном ключе, ввел в ткань текста новые эпизоды, развернутые описания места действия и характеристики основных персонажей.

Стилистика произведения

Нельзя не обратить внимания на то, что по стилистике и образной системе «Вий» Гоголя примыкает к тем его повестям, которые составили основу его первого сборника – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мотивы, связанные с появлением нечистой силы, встречаются в «Майской ночи», «Вечере накануне Ивана Купала» и особенно в «Страшной мести».

Как тут пройдешь мимо!.

В советское время огромным событием стала экранизация «Вия», где в роли панночки-ведьмы блистала «Кавказская пленница» – актриса Наталья Варлей. Впрочем, эта роль запомнилась ей надолго – ведь потом пришлось покаяться за участие в фильме и за согласие на подобную роль. Ведь прикосновение к нечистой силе и дьяволиаде редко проходит бесследно даже для сильного духом человека.

Самым долгожданным событием для семинарии являются вакансии. Наступает время, когда бурсаков распускают по домам. И тогда большими группами они разбредаются из Киева кто куда. Если путь неблизкий, то приходится зарабатывать на жизнь духовными песнопениями.

Особенно есть смысл этим заниматься, проходя через более-менее зажиточные хутора. Трое друзей – богослов Халява, ритор Тиберий Горобец и семинарист Хома Брут – сбились с дороги по причине наступления ночи.

Их пускает на ночлег одна старуха на окраине хутора, но ставит условие, чтобы все легли в разных местах.

Схватка с ведьмой

Хоме отвели место в овечьем хлеву. Он уже начал отходить ко сну, как вдруг появляется старуха-хозяйка, оказывающаяся самой настоящей ведьмой. Она ловко вспрыгивает Хоме на плечи. Секунды – и оба они взмывают под небеса. Хоме тяжко, пот катится с него градом. Ему приходится вспоминать различные молитвы и кричать их вслух сбивающимся голосом.

Эффект есть – ведьма начинает слабеть. Они меняются местами. Теперь уже Хома верхом на старухе. Он хватает попавшееся под руку полено и что есть сил начинает охаживать им ведьму. Старуха падает на землю замертво, издав несколько диких воплей. И вдруг она оборачивается роковой красавицей. Объятый ужасом Хома торопится прочь. Он возвращается в Киев.

Спустя какое-то время его вызывает ректор и приказывает собираться в дальний хутор, где живет некий богатый сотник, у которого недавно умерла единственная любимая дочь.

Перед смертью она велела читать по ней отходные молитвы именно бурсаку Хоме Бруту. Хома пытается воспротивиться начальнической воле, чувствуя какой-то подвох.

Однако выбирать ему не приходится – сотник прислал для сопровождения бурсака нескольких здоровых казаков.

Страшное открытие

По приезде Хома является к сотнику. Тот интересуется, где он познакомился с его покойной дочерью. Хома отвечает, что понятия не имеет о ней.

И только когда он подходит к гробу, то в ту же секунду с ужасом понимает, что перед ним – убитая им же ведьма.

За ужином Хома вдоволь наслушался рассказов казаков о том, что творила панночка при жизни, и у него кровь леденеет в жилах при одной только мысли, что ему придется остаться наедине с гробом этой дьяволицы в течение целых трех ночей.

И вот наступает время первой ночи. Церковь, где стоит гроб, наглухо заперта. Хома приступает к своим прямым обязанностям, подходит к клиросу и оттуда начинает читать положенные молитвы. Ведьма сначала не подает никаких признаков жизни, но затем поднимается из гроба, начинает метаться по церкви.

Интуитивно Хома понимает, что спастись он может только в том случае, если очертит вокруг себя меловой круг, что в точности и исполняет. Ведьма злится и неистовствует, однако ничего поделать не может.

Поэтому меняет тактику – возвращается в гроб, тот поднимается в воздух и летает по церкви, однако всё тщетно – громкие молитвы и круг надежно защищают Хому от нечистой силы. Гроб падает. Из него поднимается позеленевший труп.

Раздается отдаленный крик петуха, возвещающий наступление утра. Ведьма упадает обратно в гроб и за ней захлопывается крышка.

Она уже не одна!

Днем Хома пытается прийти в себя, то спит, то прикладывается к горилке, то бесцельно слоняется по хутору. Однако развеяться и отогнать мрачные мысли не удается. Чем ближе к вечеру, тем задумчивее становится Хома.

Вечером его снова отводят в церковь и запирают там. Он вновь чертит спасительный круг, начинает громко читать молитвы. Когда он поднимает голову от книги, ведьма уже стоит рядом. Ведьма тоже шипит свои заклинания. Им вторит прочая нечистая сила, ломящаяся в двери. И второй раз крик петуха кладет конец разгулявшемуся бесовскому действу.

За эту ночь Хома поседел. Его находят еле живым. Хома умоляет сотника отпустить его с миром, боясь, что не переживет третьей ночи. Однако сотник грозит всыпать Хоме плетей, если тот вздумает ослушаться и сбежать. И хотя он действительно пытается бежать, но убегает недалеко. Его ловят и возвращают обратно.

Если бы он не посмотрел…

В третью ночь железная крышка гроба разлетается в стороны. Ведьма клацает зубами от злости, по всему приделу церкви разносятся ее визгливые заклинания, призывающие на помощь упырей и вурдалаков. Наконец, двери церкви все же срываются с петель, и все внутреннее пространство заполняет собой сонмище, где один другого отвратительнее. Шумят крылья, слышится царапанье когтей.

Собрав последние силы, Хома продолжает читать молитвы. Ведьма призывает на помощь Вия – приземистое косолапое чудовище с железным лицом. Его считают предводителем всей нечистой силы. Тяжелыми шагами Вий вступает в церковь и приказывает поднять ему веки.

Так же вы можете прочитать краткое содержание “Страшной мести” Гоголя. Это произведение считается одним из самых мистических произведений Гоголя.

Следующая наша статья посвящена еще одному Чехова “Лошадиная фамилия“, где автор с юмором повествует об одном случае из жизни дворянина, у которого сильно разболелся зуб.

Внутренний голос шепчет Хоме, чтобы он не поднимал глаза. Однако любопытство пересиливает ужас – Хома поднимает глаза и они встречаются с глазами Вия. Тот указывает на Хому. Магия мелового круга больше не действует. Весь сонм нечистой силы бросается на философа и тот падает замертво.

Поруганная церковь и поминки

За всеми этими событиями петух закричал уже второй раз. Бесы разлетаются кто куда, но скрыться успевают не все, некоторые застревают в проемах окон.

Церковь так и остается стоять, постепенно зарастая бурьяном и покрываясь мхом. Это место в округе справедливо считают проклятым.

Узнав о страшной участи товарища, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому горилкой. Главной причиной его гибели они считают трусость.

Современные режиссеры тоже не упускают гоголевский шедевр из виду.

Так, уже в этом году увидела свет принципиально новая экранизация повести, снятая еще несколько лет тому назад, но, видимо, ввиду финансовых затруднений, не вышедшая в широкий прокат вовремя.

Фильм по-своему замечательный и оригинальный, однако, приходится признать, что к гоголевскому шедевру он имеет весьма слабое отношение.

Картина снята в неопределенном, смешанном жанре – не то триллера, не то психологического детектива. Сохранены имена персонажей Гоголя, но сюжет переписан начисто. Поэтому если уж решиться на просмотр такого кино, то лучше все-таки представлять и первоисточник. Это поможет при последующем сравнении, хотя кино и литература – все-таки различные виды искусства.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/kratkoe-soderzhanie-vijj.html

Вий гоголь краткое содержание смысл

Краткое содержание «Вий»

  • 1830 Вечер накануне Ивана Купала
  • 1831 Вечера на хуторе близ Диканьки
  • 1835 Вий
  • 1833 Женитьба
  • 1830 Заколдованное место
  • 1835 Записки сумасшедшего
  • 1831 Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • 1842 Игроки
  • 1836 Коляска
  • 1830 Майская ночь
  • 1842 Мёртвые души
  • 1835 Миргород
  • 1835 Невский проспект
  • 1835 Нос
  • 1832 Ночь перед Рождеством
  • 1835 Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • 1834 Портрет
  • 1831 Пропавшая грамота
  • 1836 Ревизор
  • 1832 Сорочинская ярмарка
  • 1835 Старосветские помещики
  • 1831 Страшная месть
  • 1835 Тарас Бульба
  • 1842 Шинель

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах.

Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом.

Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму.

Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы.

Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому.

Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза.

Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание.

Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил.

«Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит.

«Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают.

Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Эмодзи-пересказ

Эксперимент. Опишите повесть «Вий» не более чем в семи эмодзи. Лучшие варианты опубликуем на сайте.

Вопросы и комментарии

Что-то было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Что ещё пересказать?

Не нашли пересказа нужной книги? Отправьте заявку на её пересказ. В первую очередь мы пересказываем те книги, которые просят наши читатели.

Перескажите свою любимую книгу

В «Народном Брифли» мы вместе пересказываем книги. Каждый может внести свой вклад. Цель — все произведения мира в кратком изложении.

Источник: http://rus-poetry.ru/vij-gogol-kratkoe-soderzhanie-smysl/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.