Культ личности Сталина

Миф о культе личности Сталина

Культ личности Сталина
dm_kalashnikov[источник]О культе личности Сталина написано и сказано так много, что далеко не каждый способен разобраться, где правда, а где ложь. Развенчание культа Сталина, предпринятое Хрущевым в 1956 году, вылилось в хаос и растерянность.

Какой смысл скрывается за словом “культ”? Это, конечно же, незаслуженное восхваление и возвеличивание человека.

В своем “тайном докладе” на ХХ съезде КПСС в ночь с 24 на 25 февраля 1956 года Никита Сергеевич не только “неожиданно” для делегатов съезда осудил “культ” (о многом говорит то, что этот тайный доклад еще раньше был прочитан западными радиоголосами и на второй день появился в американской газете “Нью-Йорк таймс”), но и произвел свое саморазоблачение как предателя, который долгие годы скрывался под маской единомышленника Сталина. Давайте разберемся с культом, опираясь на факты. Постоянное возвеличивание Сталина в печати началось еще в 20-х годах с легкой руки товарища Мехлиса, который, будучи редактором газеты “Правда”, сначала осторожно, а потом и не стесняясь тащил Сталина на пьедестал.

Газета “Правда” была официальным центральным органом партии, ее статьи перепечатывались другими газетами. И пошла писать губерния! Пресса стала рупором тех, кто надеялся похвалой вождю заслужить его внимание. Подхалимаж разросся до огромных размеров. И нет ничего удивительного в том, что одним из его рекордсменов стал расторопный секретарь Московской партийной организации Хрущев. Культ личности был творчеством разного рода карьеристов, прохиндеев, очковтирателей. А как относился к этому сам Сталин? Документы говорят, что он считал это в принципе вредным и недопустимым. Так, однажды, обнаружив в почте полезное письмо о работе одного колхоза, послал вот такую сопроводительную редактору “Правды”:

“Тов. Мехлис! Просьба пустить в печать прилагаемую поучительную историю одного колхоза. Я вычеркнул в письме слова о “Сталине” как “вожде партии”, руководителе партии и т. д. Я думаю, что эти хвалебные украшения ничего, кроме вреда, не дают (и не могут дать). Письмо нужно напечатать без таких эпитетов. С ком. приветом И. Сталин”.

В личном архиве Генерального секретаря обнаружено много проектов официальных бумаг и частных писем с различными “культовыми” предложениями. На всех – резолюция Сталина: “Против. И. Ст.”, “Я решительно против…”, “Нецелесообразно. И. Ст.” В 1938 году нарком внутренних дел А. Ежов обратился в ЦК и Президиум Верховного Совета СССР с предложением переименовать Москву в Сталинодар:

“…Я глубоко убежден в том, что все человечество земного шара нашей эпохи и все человечество будущих веков с удовлетворением и радостью воспримут переименование Москвы в Сталинодар…” Калинин, всесоюзный староста, в официальной справке для Верховного Совета сообщил на это: “Сталин категорически высказался против переименования”. К годовщине 70-летия Сталина 21 декабря 1949 года был создан специальный комитет под председательством Шверника. Этот комитет рассматривал поступающие предложения и сам предлагал ряд мероприятий по поводу знаменательной даты. О них докладывали юбиляру, и все до единого он отверг. Вот некоторые из предложений. Создать в Москве “Дворец жизнедеятельности Сталина”. Увенчать здание университета на Воробьевых горах величественной фигурой Сталина. Установить ежегодный всенародный праздник в честь дня рождения Сталина. Учредить орден Сталина. Присвоить Сталину звание “Народный герой”, что по статусу должно быть выше Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

Было еще много чего. Сталин был тверд – нет! Таких примеров масса. Упомяну еще одну историю. Приняли решение в честь Победы над Германией соорудить памятник в Берлине, объявили конкурс на проект. После того как были отобраны лучшие, пригласили Сталина с ними познакомиться. Сталин обошел все макеты, осмотрел.

Большинство из них представляли вариации фигуры Верховного главнокомандующего, что казалось естественным, обобщающим итог войны. Сталин помолчал, потом спросил неожиданно: “А не надоел вам этот усатый?” Скульпторы были ошарашены. Молчали. Сталин же увидел у Вучетича фигурку солдата с девочкой на руках.

Подошел, присмотрелся и твердо сказал: “Вот это то, что надо. Только автомат уберите и вложите в руки карающий меч…

И стоит в Берлине по сей день советский солдат с карающим мечом в могучей руке, с разбитой свастикой у ног и девочкой, прильнувшей к груди избавителя, символизирующей спасенные народы Европы.

Благодаря социально-экономическому фундаменту, заложенному советским народом в сталинский период, СССР в 1954 году ввел в строй первую в мире атомную электростанцию, в 1957 году запустил в космос первый искусственный спутник Земли, в 1961 году – первого человека в космос.

Из 12 российских лауреатов Нобелевской премии по естественным наукам 10 были те, кто начинал свою научную деятельность в сталинский период. Такие вот были времена. Кстати, насчёт переименования Москвы в Сталинодар. Известны стихи москвички Е. Ф. Чумаковой:Мысль летит быстрей, чем птица,Счастье Сталин дал нам в дар.

И красавица столица

Не Москва — Сталинодар!

|

dm_kalashnikovОчень эффективный прием, нередко используемый для создания эмоционального резонанса. Опрашивается много случайных людей, из слов которых формируется необходимый смысловой и эмоциональный ряд. Особенно сильный эффект производят кричащие старухи, плачущие дети, молодые инвалиды.Классическим стал пример времен войны в Персидском заливе. В октябре 1990 г. мировые СМИ облетел рассказ пятнадцатилетней девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома и положили их на холодный пол умирать. Имя девочки демонстративно скрывалось из соображений безопасности ее семьи. Президент США Дж. Буш использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз в течение сорока дней перед началом вторжения в Ирак. Сенатское обсуждение по одобрению военной акции также неоднократно возвращалось к этому факту. Позже выяснилось, что этой девочкой оказалась дочь посла Кувейта в США, члена кувейтской правящей семьи. Еще позже стало известно, что большинство остальных «свидетелей» были подготовлены и выставлены известной фирмой по паблик рилейшнз Hill & Knowlton. Но это уже никого не волновало.

Кстати, вот само видео выступления этой девочки.

Источник: https://dm-kalashnikov.livejournal.com/215888.html

Культ личности И.В. Сталина: почему именно в России?

Культ личности Сталина

Культ личности И.В. Сталина: почему именно в России?

Культ личности И.В. Сталина: почему именно в России?

Всем добренького летнего июньского денечка, даже если у вас сейчас зима

Источник: http://ege59.ru/2016/06/18/kult-lichnosti-i-v-stalina-pochemu-imenno-v-rossii/

Культ личности Сталина

Культ личности Сталина

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Проявления культа личности

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника.

Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака.

По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

«А в те же дни на расстояньи За древней каменной стеной Живёт не человек, — деянье: Поступок ростом с шар земной. Судьба дала ему уделом Предшествующего пробел. Он — то, что снилось самым смелым, Но до него никто не смел. За этим баснословным делом Уклад вещей остался цел. Он не взвился небесным телом, Не исказился, не истлел.. В собраньи сказок и реликвий, Кремлём плывущих над Москвой, Столетья так к нему привыкли, Как к бою башни часовой. Но он остался человеком, И если, зайцу вперерез Пальнёт зимой по лесосекам,Ему, как всем, ответит лес»

Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин — на верность народу,На труд и на подвиги нас вдохновил!

Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров.

После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами».

Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей.

Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д.

В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».

Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню.

На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус».

В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.

В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства.

Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н.

Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы.

Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. Но истинный вождь в «вождистком» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В.

Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

Мифологизация картины истории

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)».

Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. — катастрофического по своим последствиям отказа С. М.

Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

«Что касается войск Южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам „предреввоенсовета“ Троцкий воспретил взять Львов, и приказал им перебросить конную армию (…) далеко на северо-восток, будто бы на помощь Западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно возможной и лучшей помощью Западному фронту. (…) Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта непонятное и ни на чем не основанное отступление — на радость польским панам. Это была прямая помощь, но не нашему западному фронту, а польским панам и Антанте»

Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

XX съезд КПСС

Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина.Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

1961

В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).

1962

В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).

Культ вне СССР

Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.

Источник: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=191

Культ личности Сталина. Причины. Проявления

Культ личности Сталина

Культ личности Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственно созданное преувеличение и возвеличивание роли личности И.В. Сталина.

Во времена сталинского правления советской пропагандой был создан вокруг него полубожественный ореол непогрешимого вождя. Культ личности Сталина начался в середине 20-х — и продлился до начала 50-х годов XX века.

Сталинизм — характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления страной и обществом, практическим отождествлением партийных и государственных органов, отсутствием контроля за политическим руководством, подавлением свободомыслия, ликвидацией национального равенства, массовым террором и репрессиями, а в теоретическом плане догматизацией марксизма.

Страна в период формирования культа личности

В 1930-е гг. в Советском Союзе была однопартийная система власти.

Курс на ускоренный переход к социализму, жесткая централизация, сращивание партийных и государственной власти — все эти факторы на долгое время определили вектор политического развития советского общества.

Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина. Он был на вершине пирамиды власти, все ниженаходящиеся звенья которой имели лишь исполнительные функции.

Сталинизм характеризуется господством авторитаризма, усилением государственных карательных функций, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жестким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества.

Некоторые исследователи считают сталинизм одной из форм тоталитаризма. Сталинские репрессии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма. Количество непосредственно жертв сталинских репрессий (лиц, приговоренных за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Сталин и власть

Сталин еле смог приподнять руку, чтобы подозвать к себе. В глазах были ужас, страх и мольба…

Овации во славу себе Сталин поощрял и, бывало и такое что, расстреливал тех, кто мало ему аплодировал. Сталин упивается своей властью.

Он проявлял такие темные страсти, свойственные его натуре как личная мстительность, злопамятство, садизм и прочие, при этом не считаясь ни с какими классовыми интересами и действовал даже вопреки этим интересам — проявляя исключительную личную жестокость, личное коварство и личную жажду власти.

Кульминацией стал 1937 год, когда Сталин смог ликвидировать всех своих мнимых и реальных противников партии.

Сталинская иррациональность была заключена в том, что сажали и расстреливали вчерашних героев революции, расстреливали своих, самых преданных членов партии, которые умирали порой с клятвой верности Сталину на устах. Это кажется безумием.

И существует версия, что вождь народов попросту был сумасшедший, который все это устроил и организовал, вопреки своим собственным партийным интересам.

В действительности Сталин поступал абсолютно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то придерживаясь ленинской политики. Но если все-же допустить, что И. Сталин был безумцем, который правил страной на протяжении нескольких десятилетий, не встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство, созданное Лениным, давало ему такую возможность.

Единственный актер-режиссер, а сцена вся страна

В сталинские времена всякое высказывание, которое выражало легкую критику государства и Сталина, рассматривалась как буржуазная агитация и пропаганда. Да по сути и высказываться было не обязательно. Хватало и подозрения, что человек мыслит как-то не так. Достаточно было случайной оговорки или опечатки.

Вождь всех народов очень умело подходил к подбору кадров. Людей которые были талантливы или самостоятельны в руководстве он уничтожил и окружил себя исполнителями, которые никак не могли с ним конкурировать да и боялись этого пуще огня.

Террор в России начался задолго до Октябрьской революции. Еще с…

Кроме этого, удивительно разбираясь в людях, он мог так умело их расставлять и стравливать между собой, что в результате это шло на пользу ему одному.

В итоге его жертвы располагались как бы цепями, порой предварительно сыграв роль палачей. Сталин умел очаровывать людей своими мягкими и обходительными манерами.

Умело сохранял маску непроницаемости, за которой скрывалось нечто непредсказуемое…

Сама власть его привлекала, кроме всего прочего, как игра человеческими жизнями. Хорошо зная людей и глубоко их презирая, глава государства к ним относился как к сырому материалу, с которого можно лепить что угодно, осуществляя в истории какой-то замысел своей личности и судьбы.

Он был в собственных глазах единственный актер-режиссер, а сценой было все государство и шире — весь мир. В этом смысле он был по натуре художник. Отсюда, в частности, и многие отклонения Сталина от Ленина в сторону культа собственной личности.

Отсюда же и его капризный деспотизм, а также подготовка и развертывание судебных процессов как сложно-увлекательных детективных сюжетов и красочных спектаклей.

«При Сталине был порядок!»

Когда в наши дни слышишь: «При Сталине был порядок!», то хочется задать вопрос — а какой ценой был достигнут этот «порядок». И был ли это в действительности «порядок».

За десятки лет своего функционирования сталинская бюрократия доказала, что она может «наводить порядок» только одним единственным способом: вначале общество или отдельный его «участок» приводили в социально-аморфное состояние, разрушая все его связи, всю сложную структуру, а после вносят в него «элемент организации», как правило взяв за образец военную организацию. При этом военную организацию опять-же совершенно особого типа, где, к примеру, «красноармеец должен бояться карательных структур новой власти больше, чем пуль врага».

Однако такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка лишь в весьма условном смысле. Как там у А.Толстого? «Такой навел порядок — хоть покати шаром».

Там, где все многообразие взаимоотношений между людьми сводится к одной единой зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а только загоняется вглубь.

Для поддержания такого рода «порядка» надо искусственно создавать в государстве обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней или даже внешней войны.

Теперь об «ускоренной модернизации» промышленности и сельского хозяйства, осуществление которой кое-кто ставит в заслугу этой тоталитарной бюрократии, считая ее основным героем ликвидации вековой отсталости России.

Первоисточник этой концепции возможно найти в докладах И.

Сталина, который завораживающими цифрами — миллионами тонн угля, чугуна, стали вытеснял из сознания людей даже повод думать о других миллионах — о миллионах изгнанных из родных мест, умерших от голода, расстрелянных или догнивающих в лагерях.

В результате раскрытия советских архивов было найдено множество документов за подписью Сталина, которые могут свидетельствовать, как считают современные исследователи, что именно им были санкционированы почти все массовые политические репрессии.

Но самым страшным было то, что среди раздавленных были такие, которые…

Вождь партии

Сталин мог умело использовать не только веру людей в социализм, но и нерушимый авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста своего авторитета как их соратника.

Формирование культа личности в государстве, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс”, который был опубликован в 1938 году. В нем Сталин изображается вождем партии с момента ее образования. Культ И.

В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру. По всей стране культ И.В.Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

Разоблачение культа личности Сталина

Культ личности Сталина был разоблачен Н. Хрущевым в ходе XX съезда КПСС в 1956 г., 25 февраля. Он длился с 14-го по 25 февраля 1956 г. Разоблачение культа личности Сталина Никитой Сергеевичем было изложено в закрытом докладе «О культе личности и его последствиях».

В нем Хрущевым озвучивалась точка зрения на недалекое прошлое государства, а также перечислялись многочисленные факты истории второй половины 1930-х начала 1950-х гг., он интерпретировал их как преступления, где на Сталина за них возлагалась вина. Проблема военных и партийных деятелей, репрессированных при Сталине, тоже была поднята.

Доклад, несмотря на эту условную закрытость, распространили по всем партийным уголкам Советского Союза.

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/kult-lichnosti-stalina-prichiny-proyavleniya.html

Причины появления культа личности Сталина

Само по себе понятие культа личности Сталина появилось сразу же после смерти вождя в 1953 году. Оно получило широкое распространение после появление доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде ЦК КПСС. Но обо всем по порядку.

Формирование культа личности Сталина началось еще 20-х годах ХХ века. В то время распространенным явлением было применение титулов к различным лидерам государства. Например, С.М. Кирова называли «Ленинградским вождем». Однако вождь должен быть один и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу.

В 1936 году в газете «Известия» появились первые стихотворения прославляющие «Вождя народа», автором которых является Борис Пастернак. В то же время именем Сталина активно начинают называть различные объекты, заводы, улицы и культурные центры. Тема вождя постоянно появляется в литературе, художественных произведениях, скульптуре и живописи.

Усилиями творцов в середине 30-х годов был создан миф о том, что Иосиф Сталин является «отцом народов» и «великим учителем», а также «гением всех времен».

Немалую роль в формировании и развитии этого мифа сыграло массовое переселение крестьян в города и их трудоустройство на различные Советские стройки и производства. Для большинства граждан 30-40-х гг.

ХХ века Сталин в социальном отношении действительно стал более значимым, чем родные отцы. Все дело в том, что сталинский режим был основан на истерии. Немало этому способствовало сексуальное вытеснение и репрессирование почти всех проявлений сексуальности.

По этой причине вся сексуальная энергия народа направлялась на самого Сталина.

Также росту культа личности Сталина в СССР способствовало и разрушение в обществе религиозных представлений и верований. Отказ от веры порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина.

Разоблачение культа личности Сталина

Смерть «Вождя народа» 5 марта 1953 года положила начало изменению отношения к руководителю страны, к его личности и ко всему периоду его правления.

Уже спустя два месяца после кончины Сталина прекратилось издание его произведений, через год были отменены его премии за укрепление мира и дружбы между народами, а также в области литературы, науки и искусства, которые впоследствии стали государственными.

Кроме того, состав руководства КПСС и Советского правительства был изменен и секретариат партии возглавил известный деятель Н.С. Хрущев. Именно ему выпало одно из центральных мест в работе по развенчанию культа личности Сталина.

Началась реабилитация жертв репрессий, обновление кадров в органах госбезопасности и внутренних дел, а в печати все чаще стала появляться критика культа личности Сталина. Основную же роль сыграл доклад Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» в феврале 1956 г.

Основными тезисами доклада стали сведения о массовых репрессиях, переосмысление его деятельности как руководителя страны и негативных чертах характера «вождя народа». Фактически Хрущев сформировал миф, скрывающий настоящие мотивы действий руководителей страны. Делегаты ХХ съезда КПСС согласились с оценками периода культа личности Сталина, которые высказал Хрущев.

Таким образом, своим докладом и последующими действиями Никита Сергеевич фактически уничтожил отца народа в общественных глазах. Ярким тому примером послужило вынесение тела «вождя» из мавзолея на Красной площади.

Поскольку миф о Сталине как отце народа прочно укрепился в общественном сознании, после его смерти и доклада Хрущева сформировался так называемый «Эдипов комплекс», который характеризовался с одной стороны уничтожением «отца народов», а с другой стороны глубоким чувством вины перед ним.

Отказ от культа личности Сталина привел к вынужденному формированию аргументов, оправдывающих такое символическое уничтожение «Вождя народа». И в массовом сознании таким аргументом стала ненависть к И.В. Сталину и всему, что было им создано в период его правления.

Последствия такого уничтожения культа личности Сталина привели к тому, что большинство граждан Советского Союза получили тяжелую психическую травму, от которой не могут оправиться и последующие поколения, которые выросли под воздействием родителей, живших при сталинском режиме.

Пострадали и руководители власти, которые под действием того же «Эдипова комплекса» стали не способны к адекватной политической деятельности в плане развитии общества, экономики и государственного управления. Это привело к регрессу и коррупции практически во всех сферах деятельности. Таковы итоги культа личности Сталина.

И пока граждане России и не смогут реально осмыслить, что стоит за мифологическими образами «вождя народа», в стране не появится настоящая стратегия развития и улучшения конкурентоспособности.

Любопытно, что в 2008 году состоялись телевизионные выборы «Имя Россия», в рамах которых должен бы определиться самый популярный человек в истории страны. Участниками ания стали почти 4 498 840 человек.

И среди 12 великих исторических деятелей после Александра Невского и П.А. Столыпина третье место занял И.В. Сталин.

Этот факт более чем показателен, если учесть, что ни одного из 11-ти участников не проклинали так, как «вождя народа».

«Мама, мы все тяжело больны. Мама, я знаю, мы все сошли с ума…» – пел Виктор Цой и был по-своему прав. Людей, у которых бы не наблюдалось хоть малейшего расстройства личности можно посчитать на пальцах. Но есть и те, для кого эта проблема уже вышла из разряда лёгких отклонений. Защитные механизмы личности Наша психика устроена таким образом, что в критических ситуациях она старается оградить себя от потрясений и негативных эмоций, поэтому включает особые защитные механизмы. О том, что это такое и каким образом они влияют на нашу личность, вы узнаете прямо сейчас.
У вас наверняка есть знакомый, которые постоянно попадает в переделки, и как магнит притягивает к себе неприятности. А может быть, вы и себя можете отнести к таким «счастливчикам»? В таком случае наш материал о психологии жертвы придётся вам как нельзя кстати.У многих из нас главной целью в жизни является самореализация. И это очень правильный подход. Но что именно подразумевается под словами «самореализация личности», и какими способами можно воспользоваться, чтобы найти себя и раскрыть свой потенциал, мы расскажем вам в этом материале.

Источник: http://kak-bog.ru/kult-lichnosti-stalina

Культ личности Сталина — для чего и зачем он был нужен?

Культ личности Сталина

«–Не пристало так судить о Боге, пусть и по молодости. Нам не дано познать предвечного Творца. Он существует вне нас. Даже материализм признаёт, что мир существует вне нашего сознания. А Бог и подавно.

– Простите, владыка, но лучше называть вещи своими именами. Вне нашего сознания Бога нет.»

Чингиз Айтматов

Эпиграфом к сегодняшней статье стала цитата из произведения «Плаха» советского и киргизского писателя Чингиза Айтматова.

Она как никто лучше, на мой взгляд, показывает истинную сущность и фундамент в первую очередь психологического, а потом уже социального и политического явления, возникшего в 30-е годы  ХХ века, поразившего все сферы жизни общества. И имя данному явлению — «Культ личности Сталина».

Этот феномен и по сей день трактуется неоднозначно. Величайшие люди оценивают его значение в кардинально разных плоскостях субъективизма.

Что и порождает кучу мифов, загадок и тайн, которые словно паразиты присасываются к имени Сталина уже на протяжении 60 лет.

Так что же такое «Культ личности Сталина»? Для чего он был так нужен? Кто его породил и кто стал палачом данному явлению? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в данной статье, полную версию которой вы сможете прочитать по адресу WebHistoryRussia.ru.

Что же такое культ личности Сталина?

Культ личности — это возвеличивание значения личности в различных сферах общественной жизни. Конечно же, данное явление не рождается на пустом месте — человек, которого все идеализируют, должен обладать в той или иной сфере яркими профессиональными качествами. В этом деле Сталин не был исключением.

Давайте перенесемся в 30-е годы ХХ века, переходную эпоху от аграрного к индустриальному обществу, эпоху больших надежд, мечтаний.

Это время было особенным для всего мира, хотя бы по причине того, что на планете зарождаются попытки построения абсолютного, идеального, утопического общества, цель которого в будущем —  поглощение всего мира в свое идеальное нутро.

В это время главой этого общества является человек очень противоречивой и неоднозначной натуры, тот, кому предстоит войти в мировую историю гордым и смелым шагом — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно тогда в социалистическом обществе зарождаются предпосылки и связи для создания колоссального проекта возвеличивания и обожествления одной лишь только личности.

Итак, давайте попробуем понять, в чем смысл данного феномена.

Культ — это вера во что-то сильное, что тебя может защитить. Потребность в культе идеалистического возвеличивания того или иного объекта восхищения является естественной, с точки зрения человеческой психологии. Вера в бога, вера в отца, вера в любимого музыканта или выдающегося знакомого необходима человеку для создание идеальной цели, в которую он верит и на которую он равняется.

Как правило, в теократических государствах этим «отцом» является бог или боги, вера в которых придает человеку силы и уверенности в его дальнейшей жизнедеятельности.

В атеистическом русском обществе 30-х годов государство убило всемогущего отца, великого православного Бога, давая взамен веру в вождя, который сможет всех защитить и обезопасить.

На месте данного вождя на начальном этапе попытки построение социализма стоял товарищ Ленин, вера в которого была, не побоюсь этого слова, божественно непоколебима. Когда Ленин умер, соответственно, нужно было передать эту роль кому-то другому. И это место история преподнесла товарищу Сталину.

На просторах Интернета существует мнение о том, что один человек не способен контролировать и держать в своих дланях полмира.

Это лишь подтверждает мою точку зрения о том, что Сталин лишь давал людям то, что они психологически желали.

Важную роль в построении культа личности Сталина сыграла его честолюбие и жажда власти, которую не раз подмечали его современники. Ярким подтверждением будет цитата из письма Ленина к съезду партии:

« Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Что касается масштабов данного явления, то оно было весьма обширно и затронуло  как психологическую, социальную, так и политическую сферы общества. Сталин сделал себя богом, по сравнению со Сталиным, большинство абсолютных монархов кажутся прототипом наших органов местного самоуправления).

Сила этого культа была настолько велика, что даже и сейчас, в век «срыва покровов» и всевозможных исторических «развенчаний», когда каждая вторая передача по ТВ стремится раскрыть обывателям загадки истории, порой в весьма нелепых предположениях, но в основном все-таки давая ответы на многие сокровенные вопросы, о которых наши предшественники и мечтать на могли, даже в это время, когда историки безжалостно топчут славу «великого мужа» в голых и беспристрастных свидетельствах его бесчеловечных деяний все равно  многие закрывают глаза на бесспорные и жестокие преступления данного человека, аргументируя это его личностью и достижениями.

Итоги по анализу культа личности Сталина

В 1956 году состоялся знаменитый на весь мир ХХ съезд КПСС. Дебютом данного собрания был доклад Никиты Хрущева об осуждении культа личности, в котором новый лидер обвинил во всех радостях и падениях советского народа Сталина. Отчасти весь доклад был правдив, но для предания шарма и эффекта прошлого генсека облили грязью с ног до головы.

Многие могут сказать, что это была финальная точка в жизни «Культа личности Сталина», но, если анализировать  историческую ситуацию нашей страны, напрашивается вывод, что Сталин до сих пор живет в нашем сознании и наших сердцах.

Его политика, деятельность настолько глубоко засела в сознание нашего народа, что избавиться от нее мы сможем очень нескоро.

Завершить свою статью я хотел бы высказыванием Шарля Де Голля:

«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем»

Источник: https://webhistoryrussia.ru/stati/104-kult-lichnosti-stalina-dlya-chego-i-zachem-on-byl-nuzhen

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть