Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта — подробности, особенности, характеристики и развитие культуры Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность.

Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне.

Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом — культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие.

Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре.

Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон.

Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами.

Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами.

Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было.

Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре.

Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра».

Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии.

Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

Источник: https://tonkosti.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Одной из самых первых культур, удостоившихся внимания истории, стала египетская, о существовании которой можно было говорить уже с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирующееся в то время государство, уже могло гордиться своими 40 городами, стоящими во главе номов-областей, расположенных по всей протяжённости Нила.

Оросительные системы и централизованное государство

Учитывая близость полноводной реки, культура древнего Египта наглядно демонстрирует характерные черты, свойственные речным культурам.

Преимущества обитания в местах разливов, в первую очередь отразились на уровне развития сельского хозяйства, получавшего не только орошение, но и прекрасную, обогащённую илом почву.

А природные выгоды, сочетаемые с изобретательностью человека, привели к образованию ирригационных систем, решавших проблемы с орошением плодородных земель.

Но преследуя цель наибольшей эффективности, перед хлеборобами вставала задача единства оросительных систем, что, соответственно, способствовало созданию и укреплению централизованного государства.

Были и дополнительные предпосылки самобытного развития, в качестве которых стоит вспомнить о природной защищённости благодатного, расположенного в долине Нила государства.

Египет, находившейся в окружении пустынь, был надёжно защищён от проникновения чужеземных захватчиков.

В дополнение к хорошо развитому земледелию, скотоводству, огородничеству, виноделию и ткачеству, в древний период уже могли похвастаться изготовлением папируса и первыми опытами пчеловодства.

Развитие наук

Чтобы рассчитывать на хорошие урожаи, египтяне научились точно определять сроки разлива своей великой реки, для чего приходилось ориентироваться на положение звёзд. Но получение результатов большой важности, не могло обходиться без развития таких наук, как астрономия, математика и пр.

Строительство

Необходимость в постройках для управления государством и обеспечения жилищных условий растущего населения, поставила египтян перед проблемой решения вопроса обеспечения строительными материалами.

Но и здесь на помощь приходит Нил, по берегам которого можно было черпать несметные объёмы гранита, мрамора и прочего камня, идеально подходящего для восполнения строительных нужд.

Как раз в это время наступает период широкого применения меди – медный век.

Традиционный уклад жизни египтян

Разве могли египтяне, изначально верившие, что к созданию их государства приложили руку сами боги, построить уклад жизни, свободный от подчинения системе религиозно-мифологических культов и представлений? Чуть ли не каждый ном отдавал предпочтение своему верховному божеству. В одних случаях – это был Ра, Амон или Осирис, в иных – Птах, Гор или Тог. По их представлениям, сначала страной правили сами боги, а уже потом – полубоги и цари земного происхождения.

Отдающие дань почтения сонму богов, искоренивших первоначальный хаос и, подаривших ими созданному миру божественный Порядок, Истину и Гармонию, впоследствии жители государства не менее рьяно поклоняются фараонам. Их представление о справедливости, возрождении к новой жизни (на примере Осириса) и посмертной судьбе, передаются в «Книге мёртвых», дополнения в которую вносились на протяжении всего периода Древнего Египта.

В глазах египтян, их боги не только сотворили наш мир, закон, порядок, города и правителей, но кроме того, подарили людям множество всяких ремёсел, искусств, научили письменности, счёту, магии и целому ряду иных знаний.

К примеру: письмо посредством иероглифов считалось «словом богов», открывших для человека секреты искусства целителей, магии, а также письменности, исчисления лет. Но пришло время поклонения фараонам, которые признавались исполнителями власти богов, исполняли роль земных божеств и верховных жрецов одновременно.

Считалось, что помимо отца земного происхождения, цари были сыновьями небесного отца, которым являлся верховный бог – бог Солнца Ра (рис. 1).

Рис. 1 – Бог солнца Ра

И как только фараон закачивал свой путь земной, он без промедления отождествлялся с Осирисом.

Признание бессмертия и бесконечной власти над обычными людьми, воплотилось в величественных пирамидах, построенных во славу того, кто посредством важных ритуалов, якобы обеспечивал процветание государства и его жителей.

Не зря же расцвет, пережитый Египтом во времена Древнего царства, считается золотым веком в истории и культуре этого государства.

Помимо того факта, что культура Египта была преисполнена сакрального смысла, также находилось место для тотемизма – поклонения диким и домашним животным, с жуками-скарабеями, пчёлами, змеями и птицами в том числе.

Формирование канонов искусства

Основой искусства Древнего царства считается архитектура, занимающая главное место, в культуре Египта, среди других видов и жанров. Подобный толчок развитию дало особе внимание к заупокойным культам.

В качестве примера можно привести такое сооружение, как мастаба над захоронениями умерших.

Эти первые конструкции в виде укреплённых кирпичом песчаных насыпей с наклонными стенами, постепенно усложнялись и вырастали в размерах, пока не приняли очертания пирамид, вызывающих восторг и у наших современников.

Архитектурные памятники

Первой пирамидой считается, построенное зодчим Имхотепом 60-метровое ступенчатое сооружение, посвящённое фараону Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.).

Вторая пирамида – Хуфу (Снофру в Дашуре,) уже не была ступенчатой, а скорее, представляла собой четырёхгранник с безупречно правильными формами. Самой высокой считается пирамида Хеопса (146 м.). На её постройку пошло не менее 2.3 млн. блоков, каждый из которых достигал веса 2.5-3 тонны.

Заставляет восхищаться собой и 57-метровый сфинкс (рис. 2). Но у этого изваяния в подобии льва, имеется портретная голова (скорее всего фараона Хафра).

Рис. 2 – Сфинкс

Неумирающий символ Египта – 80 великих пирамид, стали воплощением идеи неограниченной власти фараона и могущества, подобного богам, для которых не существует времени.

До сих пор не разгаданные тайны строительства и величественный вид с философским подтекстом, вынудили человечество причислить пирамиды к 7 выдающимся чудесам света. Их недостаток – это чрезмерность затрат и усилий десятков тысяч людей на протяжении десятков лет.

Заслуживает внимания, в культуре Древнего Египта, и выходящий за рамки заупокойного культа храм бога солнца Ра в Абусире.

Скульптура

Славится культура древнего Египта и произведениями пластики, среди которых стоит назвать скульптуру фараона Нармера, имеющую вид плиты в 64 см, с обеими сторонами, украшенными рельефными изображениями и надписями, о победах фараона. Этому изваянию, как и прочим рельефам на стенах гробниц и храмов, свойственно своеобразие стиля, передающего объёмность тела на плоскости, где голова и ноги представлены в профиль, а тело и плечи – в фас.

Истории известна и портретная скульптура Египта. Раскрашенные в красно-коричневые или жёлто-чёрно-белые цвета, статуи сохраняют непоколебимое спокойствие застывших поз, как и строгую симметричность правой и левой сторон тела («Сельский староста» (рис. 3), «Писец Каи», царевич Рахотеп и его жена Нофрет).

Рис. 3 – Скульптура «Сельский староста»

Литература древнеегипетского периода

Первой, известной человечеству литературой считается шумерская и египетская, в основном представленная погребальными текстами, письмами, стихами, памятными записями автобиографического направления и гимнами религиозного характера. Уже позднее своё место заняли такие жанры, как поучения, плачи, беседы, диалоги, пророчества, сказки, рассказы.

Живопись

В период культуры Древнего царства разработаны специальные стандарты и принципы, выраженные в линиях, формах, плоской проекции фигур, что способствовало чувству порядка и композиционного баланса. Красками служили минералы, вот как железная руда, обеспечивающая оттенки красного и жёлтой охры, медная руда, дающая синий и зелёный цвет, чёрная сажа или древесный уголь, белый известняк.

Повседневность

Люди Древнего Египта осознавали значение гигиены, а потому использовали при мытье своего рода мыло, изготовленное из мела и жиров животного происхождения. А чтобы успокоить кожу и не досаждать окружающим неприятным запахом, в ход шли духи и специальные мази.

В состав подобных средств входили масла из растительных и животных жиров, приправленных скипидаром, миррой или иными благовониями. Помимо умывания, имел место маникюр и педикюр.

А чтобы сделать лицо особенно привлекательным, его украшали с помощью макияжа, для чего использовались специальные приспособления.

Чтобы сделать взгляд выразительным, как мужчины, так и женщины, обводили глаза чёрной краской, а веки веки подкрашивали в зелёный цвет снадобьем, изготовленным на основе малахита.

А чтобы кожа выглядела посветлее, на ней наносили жёлтую охру, а щёки и губы нарумянивали. В качестве одежды, у мужчин были всего лишь набедренные повязки, а у женщин – платья из выбеленного льна.

Сандалии из кожи или папирусного тростника, были не у каждого. Многие ходили босиком.

А чтобы развлечь себя, египтяне придумали настольные игры. Становилось теплее на душе и от музыкальных мелодий, сыгранных на арфе или флейте. Колокола, бубны, лиры и барабаны, были завезены из Азии уже намного позже.

Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/kultura-drevnego-egipta

Основные черты культуры Древнего Египта

Особенности культуры

Древнеегипетская культура может похвастать целым рядом оригинальных характеристик, обусловленных особенностями ее географического положения, а также некоторыми внутренними законами ее развития. В первую очередь имеет место замкнутость в совокупности с самодостаточностью.

Изолированное расположение Долины Нила затруднило контакт ее с другими местностями и их народами, не давая возможности узнавать о достижениях своих соседей. Консерватизм и ориентация именно на традицию еще более усиливали способность к противостоянию всем влияниям, пришедшим извне.

Но по этой же причине и даже предложенные египтянами нововведения крайне сложно приживались везде, будь то искусство, религия или жизнь.

Культура Древнего Египта

Что стало основой древнеегипетской культуры?

За основу древнеегипетской культуры был взят страх древнего человека перед не поддающимися управлению стихиями природы.

В контексте подобного восприятия мира фараон ими воспринимался в качестве хранителя мирового порядка, его считали силой, способной создавать равновесие необходимое для человеческой жизни.

Главным «героем» культуры считается великая река Нил, а ее главной идеей, соответственно, вечность, прежде всего, выраженная в местной архитектуре.

Стихии природы – основа культуры египтян

Крокодил, как символ культуры

Тем, кто хочет узнать историю и особенности культуры Египта глубже, следует обратить внимание на то, что нильский крокодил являлся объектом для поклонения почти во всех египетских городах, особенно это касалось Фив. В честь оного были возведены храмы, где содержали этих богато украшенных и почитаемых животных. Когда те умирали, их хоронили в специальном месте и с большими почестями.

Крокодил – символ культуры
Совет

Знаменитые на весь мир пирамиды, известнейшие из которых расположены в пригороде города Каир — это выраженная на камнях мысль о якобы застывшем времени и о пространстве. Не упускайте возможности увидеть это своими глазами, если будете в Египте.

Пирамиды Египта стоит увидеть

Пирамиды Египта

Древнеегипетская религия

Древнеегипетская религия из себя представляла очень сложную и запутанную систему, имевшую множество богов, сложные ритуалы, цель которых заключалась в создании и поддержании равновесия между всеми противоположными началами.

Но некое четкое представление про функции божеств почти невозможно получить, поскольку единого для всей территории Древнего Египта пантеона богов не существовало.

Более того, по ходу времени культы менялись, ровно, как и боги, которые играли ключевые роли.

Религия Древнего Египта

Как изображали богов?

Боги изображались, как полулюди-полуживотные, что вовсе не было для египтян случайным. Ведь те с огромным уважением относились ко всему окружающему их миру. Логично, что наделялись животными элементами и их культура. Наиболее почитаемой природе силой являлось солнце, которое воплощал бог Ра.

Ключевым богом в загробном мире был Осирис, о нем есть миф, в котором он и его супруга Исида были центральными во всей мифологии Древнего Египта. Человек после своей смерти, как и солнце, переходил в загробный мир, в котором его встречал Анубис. У этого божества была голова шакала.

Он провожал душу на высший суд к богу Осирису.

Боги Древнего Египта

Мумии

Мумии Древнего Египта

Мумифицирование в Древнем Египте осуществляли жрецы в масках Анубиса. Потому при посещении музея на эти экспонаты надо обратить особенное внимание. Принято было полагать, что действия в человеческом мире проходят параллельно с тем, что делается в загробном мире.

Мумии
Вывод:

Храм, в котором поклонялись древним богам, считался средоточием культуры в египетской жизни. Формирование всего государства начиналось именно отсюда. Он выполнял как религиозные функции, так и считался административным учреждением. Но, доступ внутрь здания имели исключительно жрецы.

Культура Древнего Египта

Источник: http://www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/kultura-drevnego-egipta

Письмо

Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом.

Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс.

до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления.Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» – собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче».

Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$.

Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» – своеобразный путеводитель по загробному миру.

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Архитектура и скульптура

Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне.

Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул.

Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

Вступление

Жители Древнего Египта именовали свою страну “Та Камет” (“Черная земля”) в отличие от окружающих ее пустынь – “Красная земля”. В древности переднеазиатские народы называли эту страну Маган или Мусор, что сохранилось и в современном арабском: Миср.

Территория Египта простирается от труднопроходимых первых нильских порогов на юге до Средиземного моря. С запада к Нильской долине подступают песчаные отроги Ливийского плоскогорья. Ширина долины в Верхнем Египте колебалась от одного до двадцати километров.

Нижний Египте занимает широко разветвленная дельта могущего Нила. На протяжении всей истории Древнеегипетской цивилизации Нил играл важнейшую роль в ее жизни и развитии. После широких паводковых разливов долина покрывалась благодарнейшим илом.

Именно эта плодородная и легкая для обработки почва, которая является источником стабильных урожаев, и составляло главное богатство Египта.

В эпоху неолита ранние пастушеские и земледельческие племена селились на окраинах Нильской долины, представляющий собой гигантский оазис. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Именно здесь в первой половине IV тысячелетия до н.э. закладываются элементы бассейновой системы, ставшей основой сложного ирригационного хозяйства.

Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное хозяйственное значение, являются периодические разливы. Благодаря ливням, которые выпадают в тропической Африке, а также таянию снегов на горных вершинах, к середине июля вода в Ниле начинает прибывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства.

На залитой земле оседает ил, который река приносит с верховьев.

Территория Египта и прилегающие к ней области были богаты природными ресурсами: строительным камнем, белым известняком. Широко использовался тростник, в том числе для сооружения лодок, а также для выработки папируса – материала для письма. На Синайском полуострове добывалась медь, из Эфиопии поступало золото, ценные породы дерева.

Кроме того, золото древними египтянами было обнаружено между Нилом и Красным морем. В разнообразных поделках использовалась слоновая кость, и судя по размерам потребления слоновой кости, можно предположить, что в эпоху становления египетской цивилизации слоны водились на окраинных пустынях.

Увлечение изделиями из слоновой кости стало причиной полного истребления этого животного в Египте.

Таким образом, благодаря своим природным богатствам, а также богатствам окрестных пустынь древние египтяне успешно обходились собственным и близлежащим сырьем. Но это не означало, что у египтян не было торговых сношений с другими народами. Наоборот, это отношения были довольно тесными. Так, например, из Палестины в Египет доставлялся знаменитый кедр, а с островов Эгейского моря посуда.

Племена, осевшие в долине Нил, не были этнически едины. Дошедших до нас рельефы дают представления о внешнем облике древних египтян, которые были среднего роста, широкоплечи, с прямо поставленными черноволосыми головами. Сохранились изображения и соседей египтян: светлокожих ливийцев, темно-фиолетовых обитателей Нильской Эфиопии или Нубии. На рельефах

встречаются черные курчавоголовые негроиды из племен Южного Судана.

Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а также племен, впоследствии живших в Передней Азии.

Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-хамитской семьи языков. Язык древних египтян схож с берберским и кушитским языками и другими, принадлежащими к группе семитских языков.

Культурное наследие Древнего Египта

Культурные традиции Древнего Египта сложились в глубокой древности. Ее истоки берут начало в догосударственный период. Выдающимся достижением древних египтян была своеобразная система письма – иероглифическое письмо. Оно использовалось, прежде всего для торжественных надписей на камне.

В последующие эпохи оно упростилось, а в последний период существования свободного Египта появилась демотическое письмо – скоропись, которым в основном пользовались песцы. Еще в эпоху Древнего царства грамотность была распространена в широких слоях народа.

Вельможи, знатные женщины изображались принимающими ведомости от управляющих. Сыновья вельмож состояли писцами в отцовских хозяйствах, а знатные сановники числились писцами и считались знатоками и переписчиками священной письменности.

Кроме них грамотностью обладали каменщики, ремесленники и даже определенная категория рабов.

За три тысячи лет в Египте была создана богатая художественная литература, которую отличили разнообразие художественных стилей и жанров. Истокам литературы было устное народное творчество. Сказки древних египтян – “О двух братьях”, “О правде и кривде” и другие отражали разные стороны народной жизни.

В них заключались идеи торжества справедливости, наказание зла. Они передавали восхищение перед благородством и честностью достойных людей. Стремление к познанию человека и его судьбы пронизывает всю древнеегипетскую литературу. Оно звучит в гимнах богам и в лирической поэзии, описывающей тонкость человеческих чувств.

Особое место в литературе Древнего Египта занимают религиозно-философские, дидактические произведения.

Учения древних египтян о жизни и смерти, об устройстве вселенной, взаимосвязи человека с космосом и другие оказали огромное влияние на античную философию, в частности на взгляды Платона, Плутарха, Гераклита, Анаксимена, Анаксимандра и многих других.

Религия и жречество в Древнем Египте возникли задолго до появления государства. С течением времени значение культов менялось, хотя фетишизм и тотемизм сохранились надолго. Особое место в религии древних египтян занимает заупокойный культ, вера в то, что смерть – это начало новой жизни.

Отсюда происходит распространение мумификации, размещение в могилах пищи, оружия всевозможных статуэток и много другого. Данная вера особенно ярко отражается в “Книге мертвых”.

В ней собраны религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни.

“Книга мертвых” составлялась, начиная с периода Нового царства, а именно с XVI века до н.э. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий. Очень часто под «Книгой мертвых» подразумевают и тексты аналогичного предназначения, но более раннего периода, так называемые “Тексты пирамид”, первые из которых относятся к V, VI династий (XXVI – XXIII вв. до н.э.

), и “Тексты саркофагов” (XXI – XVIII вв. до н.э.). “Книга мертвых” является одним из основных источников по египетской мифологии. В Древнем Египте особо почиталась так называемые божественные триады. Наиболее известна фиванская триада (Бог Солнца – Амон-Ра, его жена – Богиня Неба Мут, их сын – Бог Луны Хонсу), противопоставлявшаяся другой триаде – Осирису, Исиде и Гору.

Кроме того, египтяне поклонялись почти всем животным. Одним из самых почитаемых был бык. В Мемфисе олицетворением местного бога стал бык Апис, культ которого связан с поклонением Осирису. Культ богини неба Хатхор вырос из почитания коровы. Очень рано возник и приобрел исключительное значение культ солнечных божеств – Ра, Амон, Атум.

Особе место занимал культ царя, личность которого обожествлялось с солнечными богами.

Фараон играл главную роль в земледельческих мистериях – при начале разлива Нила он бросал папирус в реку с приказанием начать разлив, он же начинал пахоту и срезал первый снов нового урожая.

Важное место в древнеегипетском пантеоне занимал бог Тот – луны, мудрости, письма, счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Религия особо влияла на архитектуру, скульптуру и живопись Древнего Египта.

Об этом свидетельствуют пирамиды, заупокойные сооружения, которые одновременно являлись символом власти фараонов. Их стены украшались фресками, с изображением суда Осириса, других богов, процесса перехода в загробную жизнь.

Религиозные традиции играли особую роль в духовной жизни египтян. Празднества, устраиваемые храмами в честь богов, превращались в своеобразные многодневные театрализованные представления. Так, например обрядовый цикл, связанный с Осирисом длился пять дней и превращался в настоящую мистерию. Обряды сопровождались звуками флейты, арфы, тимпана. Все было украшено множеством цветов.

Архитекторы, строители и живописцы Древнего Египта создали уникальны творения, потрясающие воображение современного человека. Кроме пирамид иусыпальниц, египтяне возводили величественные храмы в честь богов. Божеств в Египте было много, и каждому из них посвящался особый храм.

Наиболее почитаемыми была так называемая «Великая Эннеада» или гелиопольская Эннеада великая девятка богов: Атум и восемь богов, порожденных им: Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Кроме них, особо почитались Боги Солнце Ра и Гор. Еще в эпоху Раннего и Древнего царства строились храмы, которые были частью усыпальниц.

Однако уже к концу правления царей V династия началось сооружение храмов, не связанных с пирамидой.

Наиболее известным подобным храмом является храм царя V династии Ниусерра, который находится около селе ния Абу-Гураб. Этот храм – особый, царский, построенный в честь бога Солнца Ра. На обширный двор вели каменное преддверье и ход.

Частично двор был обведен крытым ходом, с высеченными на стенах изображениями, в том числе и рисующими жизнь природы. В глубине двора на подножии в виде усеченной пирамиды находился огромный сложенный из камня символ Солнца, приземистыйобелиск.

Это сооружение, согласно общепринятой версии, воспроизводит древний храм Солнца в Гелиополе.

Кроме величественных храмов-дворцов в Древнем Египте строились небольшие храмы. Тесная связь государственной и общественной жизни с культом боговспособствовала усилению власти и влияния жрецов. Уже в доисторическое время было основано особое жреческое государство в оазисе Сива.

Средоточием этой общины стало святилище бога Амона, от которого на данный момент сохранились лишь едва заметные развалины. Несколько подобных святилищ были созданы в самом Египте.

Все эти сооружения, религиозные и философские учения, литература и другие виды искусства составляют культурный фонд человечества.

“,”author”:”Автор: Unknown”,”date_published”:”2012-01-29T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://lh3.ggpht.com/-H93f8GwJr10/UI64kAEEE8I/AAAAAAAAALc/7GtpFzOggWc/w1200-h630-p-k-no-nu/Eguptkarta%2525202_thumb%25255B3%25255D.jpg?imgmax=800″,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://hictoryworld.blogspot.com/2012/10/blog-post_29.html”,”domain”:”hictoryworld.blogspot.com”,”excerpt”:”Древние цивилизации оставили после себя огромный культурный пласт, который до сих пор вызывает удивление и восхищение. Шумеро-аккадская, Дре…”,”word_count”:1405,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://hictoryworld.blogspot.com/2012/10/blog-post_29.html

Культура Древнего Египта | Туристический портал

Культура Древнего Египта

Культура Египта внесла огромный вклад во всемирную культуру. В Египте много исторических памятников.

После того, как они стали исчезать, остались лишь сведения и информация, которыми люди до сих пор продолжают пользоваться.

Дальнейшее развитие мирового процесса имеет колоссальное значение в области искусства, науки и религии. Достижения культуры дошли до нашего времени и повлияли на внешний мир.

Основные памятники культуры

Как известно, самые популярные памятники – это большие пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина, а также Большой Сфинкс.

Самый значительный в истории памятник – Некрополь в Саккаре. В нем представлены все основные династии, начиная от Первой эпохи и заканчивая эпохой Птолемея и правлением персов. Эта местность названа в честь бога Сокара, который являлся покровителем некрополя.

В Саккарский некрополь входит значительное число мастаб: Мастаб Мереруки, мастаб Ти, мастаб принцессы Идут, мастаб Каджеми, мастаб Небет и т.д.

Недалеко от этого некрополя туристов встречают три каменные и две кирпичные пирамиды Дахшура.

За Фивами в горах имеются многочисленные долины, самая популярная их них Долина Царей. История долины хранит огромное количество фактов, связанных с кражами ограблениями и ночными налетами.

В Египте сохранилось множество царских гробниц от І династии до ІІІ династии. Вблизи от этих построек находились помещения с погребальным инвентарем и молельни. Завораживают росписи на гробницах. Они впечатляют своей пластикой и художественной оригинальностью.

Египтяне обожествляли земную власть и природу. Животные считались священными. Их всегда держали близ храмов. Им отдавали шану. После смерти их бальзамировали и хоронили в саркофагах. В данный момент сохранились целые кладбища крокодилов, баранов, кошек, быков, баранов.

Сохранились некоторые храмы, которые считались святилищами. Самые известные святыни – храм Амона-Ра в Луксоре и Карнаке, расположенный недалеко от Фив. Они поражают своей красотой и разнообразием колонн, символизирующие лес. Потолок выкрашивали в темно-синий цвет с золотыми звездами. Складывалось такое ощущение, что человек находится в лесу и наблюдает звездное небо.

Многие достижения египетской культуры дошли до европейской культуры. Это не только наука, но и медицина.

Развитие науки и медицины в Древнем Египте

Наука была и есть самым главным атрибутом любой культуры. Без научных знаний невозможно управлять хозяйством, страной, заниматься строительством или военным делом.

Все знания передавались и накапливались от поколения к поколению, от старших к младшим. Это происходило в особых школах. В таких школах поддерживалась строгая дисциплина, иногда даже с применением телесных наказаний.

Первым большим достижение египтян было точное составление календаря, которым в настоящее время продолжает пользоваться все человечество.

Спустя некоторое время они изобрели солнечные и водяные часы. Самые древние водяные часы обнаружились в Карнаке. Их применяли только ночью и только в закрытых помещениях храмов, потому что там нельзя было вести наблюдения за звездами.

Огромное развитие в Древнем Египте получили ветеринария и медицина. С древних времен и до наших дней сохранился совсем маленький перечень рецептов для лечения того или иного заболевания. Используя свои наблюдения, египетские врачи могли полностью отрешиться от древней магии.

Главными богами врачевания были бог мудрости Тот и богиня плодородия и материнства Исида. Она являлась покровительницей детей. Тот создал систему лечения заболеваний природными средствами. Древние медицинские трактаты приписываются именно ему. Для того чтобы было легче ознакомиться с человеческим телом и со строением организма, делали вскрытие трупов при мумификации.

У них были свои медицинские сборники, которыми они пользовались в трудных ситуациях. Там описывались различные симптомы заболеваний. По ним иногда устанавливали правильный диагноз и назначали способ лечения.

У египетских врачей существовала своя врачебная этика. Поэтому больной ссылаясь на неё, требовал, чтобы он сказал сразу о возможности его выздоровления. Существовало три формулы, которыми они пользовались: либо врач может вылечить, либо он, возможно, может вылечить, либо он не может вылечить. Другого варианта просто не дано.

Хирургия достигла самого большого развития. В древних гробницах сохранилось множество изображений различных видов операций на конечностях. В хирургических текстах подробно описаны повреждения той или иной части тела: ушей, губ, позвоночника, оса, черепа, горла, плеч, гортани, грудной клетки, подбородка и т.д.

Врачебная деятельность подчинялась строгим моральным нормам. Если врач их соблюдал, то он ничем не рисковал, даже если исход лечения был печальным. Нарушение же этих правил каралось смертной казнью. Образованного врача египтяне называли «знающий вещи». Существовал определенный объем знаний, по которому люди распознавали такого человека.

Достижениями древнеегипетской медицины пользовались и пользуются многие народы мира.

Религия древнего Египта

Основное место в жизни каждого египтянина занимала вера в богов. Древнеегипетская религия представляла собой запутанную систему, со сложными ритуалами, с множеством богов.

Единого пантеона не было для всего Древнего Египта, поэтому четкое представление о функциях божеств получить очень и очень сложно.

С течением времени все начало меняться, трансформировались культы и изменились роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полуживотных-полулюдей. Египтяне с уважением относились к окружающему миру и животным. Животные элементы наделяли все самое ценное в их культуре.

Каждый египетский город имел свое определенное животное или птицу. Особенно почитались змеи. Изображение кобры находилось на головном уборе фараона. Она олицетворяла царскую власть.

Убийство священного животного наказывалось смертной казнью.

Солнце являлось самой почитаемой силой природы. За ним стоял бог Ра. Как считали египтяне, солнечный бог Ра должен принести всему государству бессмертие. Солнце, как-раз-таки, по их мнению, являлось таковым. Ведь оно каждый вечер «умирало», где-то под землей странствовало, а каждое утро оно «рождалось заново».

Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего. Его дочь Маат (что в переводе означало Правосудие, Истина, Согласие), во всем ему помогала. Религия не была ориентированной индивидуалистически. Мало кто надеялся на загробную жизнь и верил, что бог Ра окажет услугу или хотя бы обратит внимание на обычного человека.

У египтян были религиозные храмы, которые служили не только местами исполнения религиозного культа. Они в свою очередь были центрами культурной, социальной, экономической и интеллектуальной жизни. В эпоху Древнего Царства они даже превзошли пирамиды.

Обслуживающий персонал, включая: певцов, писцов, охранников, уборщиков, служителей жертвенников, чтецов, музыкантов и пророков, составляли жрецы.

Когда расцветала храмовая архитектура, это было задолго до нашей эры, храмы окружались массивными сооружениями, а сфинксы исполняли роль сторожей.

В открытый двор мог войти кто угодно, но вот попасть в святилище, где находилась статуя бога, могли проникнуть только некоторые жрецы и то высшего ранга.

В храмах проводились религиозные церемонии, праздники и фестивали, которые посвящались различным божествам. Фестиваль ещё устраивался по завершению какого-либо сельскохозяйственного цикла.

Статую божества выносили из святилища и проносили ее торжественно по всему городу, она как бы наблюдала за всем происходящим. Иногда ставились пьесы, описывающие какие-то события из их жизни.

Храмы были сосредоточием египетской жизни.

Заключение

Великая цивилизация Древнего Египта сделала важный шаг в развитии человеческой культуры. Она считается самой древнейшей в мире. Здесь впервые утвердился социальный порядок. Египетская цивилизация оставила богатейшее литературное наследство человечеству.

Древнеегипетская культура является высокой по уровню, богатой по содержанию и сложной по структуре. Некоторые культурные ценности вошли в сокровищницу мировой культуры. В настоящее время они являются достоянием всего человечества в целом.

Источник: http://warps.ru/%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть