Культура Византии

II. Византийская духовная культура

Культура Византии

ГЛАВА VIII

Средневековая культура

261. Три средневековые культуры

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой. В эпоху падения империи на Западе Византия оставалась главною хранительницею древней образованности, но мало-помалу сама эта культура сильно изменилась, и её классические предания пришли в забвение.

В конце своего существования византийская образованность застыла в раз принятых формах и стала отличаться большим консерватизмом. Арабская культура, достигшая уже большого блеска в то время, когда Западная Европа была еще погружена в варварство (IX–X вв.

), тоже выросла на почве древней греческой образованности, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии. Но эпоха процветания арабской культуры была непродолжительна.

Западноевропейская, романо‑германская образованность развилась позднее, чем византийская и арабская, и резче всего выразились её наиболее характерные средневековые черты лишь в эпоху крестовых походов.

Духовная физиономия средних веков на Западе была полною противоположностью классической культуры, но зато здесь было больше движения вперед, чем в Византии, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов. Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе.

Это были языки, так сказать, международные, и с ними по своему значению не мог сравняться ни один из новых народных языков.

До какой степени эти три культуры иногда были разобщены между собою и какими окольными путями шли влияния одной на другую, лучше всего можно видеть из того, что на Западе сочинения греческого философа Аристотеля были известны не в подлиннике и не в переводах прямо с греческого, а в латинских переводах, сделанных с переводов арабских. До начала бегства византийских греков в Италию во время завоевания Балканского полуострова турками, в Италии почти невозможно было найти учителя греческого языка. Взаимному отчуждению трех культур немало содействовала, конечно, религиозная вражда, бывшая особенно сильною в эпоху крестовых походов.

262. Философия в Византии

Умственная деятельность в Византийской империи сосредоточивалась главным образом на решении религиозных вопросов. С появления арианства до падения иконоборства, т. е. с IV до середины IX в. здесь постоянно возникали разные ереси, которые вызывали богословские споры и в обществе, и в литературе.

Едва окончилась борьба с иконоборством, как началось разделение церквей, породившее целую обличительную литературу против латинян. Во всех своих богословских занятиях византийцы пользовались греческой философией, стремясь приспособить ее к пониманию христианских истин. (То, что на Западе получило название схоластики, зародилось, собственно говоря, в Византии).

Так как, однако, в XI столетия обнаружилось несогласие некоторых представителей философии с установившимися учениями церкви, то против свободного философского мышления при Комнинах были приняты очень строгие меры. Только при Палеологах произошло в Византии некоторое возрождение философских занятий, и в XIV и XV вв.

здесь явились последователи Платона и Аристотеля, ведшие между собою споры. Но непосредственными преемниками византийских платоников и аристотеликов были уже итальянцы XV–XVI вв.

В других отраслях знания византийцы были более собирателями, компиляторами и толкователями старого материала, чем самостоятельными исследователями и творцами новых идей.

Многие византийцы отличались большою ученостью при совершенном, однако, отсутствии оригинальности. Таков был в середине IX в. патриарх Фотий, который составил большой энциклопедический сборник, заключающий в себе богатый материал из сочинений древних авторов. В X в.

на том же поприще собирания разнородных сведений прославил себя император Константин Багрянородный, а в XI в. очень большим ученым, но без всякого идейного творчества был Михаил Пселл.

Средневековая византийская наука была вообще чисто книжною, и в изучении природы византийцы не только не подвинули вперед знаний древнего мира, но даже прямо от него отстали,

264. Византийская историография

Гораздо большее значение имеет византийская литература исторического, этнографического и политического содержания. Современный события, образ жизни и нравы чуждых народов, состояние империи и её управления, все это служило предметом подробных повествований и обстоятельных описаний.

Царствование Юстиниана Великого нашло своего историка в современнике его Прокопии, секретаре и юрисконсульте Велисария. Он описал историю тогдашних войск, и оставил еще сочинение под заглавием «Тайной истории» (Ανέκδοτα или Historia arcana), где изобразил в самом мрачном виде деспотизм Юстиниана и развращенность Феодоры.

В его сочинениях есть также известия о древнейшем быте славян. Тогда же стали писаться всемирные хроники, которые сделались образцом и для русских летописей, так как переводились по‑славянски (хроники Иоанна Малалы в VI в. и Георгия Амартола в IX в.).

Этот вид бытописания развивался преимущественно в монастырях, где процветала также агиография, т. е. литература житий святых. В X в. император Константин Багрянородный отчасти написал сам, отчасти вызвал несколько сочинений исторического и описательного характера.

Он составил труды о государственном управлении, о византийских фемах (областях) и придворных церемониях, и в его сочинениях тоже имеются сведения о славянах.

В эпоху Комнинов византийская историография выставила талантливых писателей в лице Анны Комнины, дочери императора Алексея I, время которого она и описала, и в лице Никиты Акомината, доведшего историю Византии при Комнинах до завоевания Константинополя крестоносцами. При Палеологах византийская историография находилась уже в упадке.

265. Византийское правоведение

До возрождения ученого правоведения в западноевропейских университетах, – что произошло лишь в эпоху крестовых походов, – Византия была единственной хранительницей традиции римского права.

Законодательная деятельность времен Юстиниана (Corpus juris), императоров‑иконоборцев (законы Льва Исавра и его сына Константина) и Македонской династии (Василики) требовала недюжинных умственных сил и большой учености. Но и в этой области дают себя знать общие черты византинизма.

Уже Юстиниан Великий хотел заключить науку права в строго определенные границы и потому под страхом наказания запретил составлять какие‑либо толкования к своему своду. Это запрещение стало, однако, нарушаться еще в царствование самого Юстиниана; но вся византийская юридическая литература и состоит главным образом из простого комментаторства и компиляторства.

По образцу Юстинианова свода в VI же веке стали составляться сборники церковного (канонического) права, т. е. главным образом постановлений (канонов) вселенских соборов и императорских законов (νόμοι) по церковным делам. Из слияния тех и других составился один Номоканон, который оказал свое влияние и на право славянских народов.

Еще в первые века нашей эры христианские писатели делали попытки пользоваться античными поэтическими формами, для передачи библейских сюжетов.

Например, Григорию Назианзину приписывают драму «Страждущий Христос», в которой даже находят много стихов, взятых целиком у греческого трагика Еврипида. Лишь некоторые роды поэтического творчества получили в Византии самостоятельное развитие.

Главным образом это была область церковных гимнов, в которой прославились преимущественно Роман Сладкопевец (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VIII в.). В светской поэзии Византия не создала ничего великого.

267. Византийское искусство

В то время как варварское нашествие на Запад сопровождалось упадком культуры и в художественном отношении, Византия опять‑таки оставалась хранительницею и эстетических идеалов.

Византийское искусство служило преимущественно религиозным целям, архитектура – храмоздательству, а живопись – украшению церквей священными изображениями. В архитектуре выработался особый византийский стиль (крестообразный план и купол, увенчивающий здание). Развитие византийского зодчества открывается храмом св.

Софии, построенным Юстинианом Великим. Стиль этот распространился не только в Армении, Грузии и России, но отчасти и на Западе.

Скульптура не могла развиться в Византии, потому что восточная церковь всегда относилась неблагоприятно к статуям, напоминающим собою языческих идолов, а в эпоху восстановления иконопочитания статуи и совсем были запрещены.

Зато живопись нашла в религиозной жизни Византии широкое применение в украшении храмов стенными изображениями, исполненными кистью или мозаикою, в изготовлении переносных икон и в иллюстрировании рукописей миниатюрами. И в живописи выработался свой особый византийский стиль, но с середины IX в.

, когда одержана была окончательная победа над иконоборством, художественное творчество стало стесняться необходимостью неизменно следовать старым образцам, а лет через двести установился даже обязательный канон, как нужно писать те или другие иконы (подлинники). Мало-помалу иконописью стали заниматься исключительно монахи, которые старались придать изображениям святых преувеличенные черты аскетизма, т. е. писали их непременно худощавыми и изможденными.

268. Общие черты византийской культуры

Византийская культура выросла на греческой основе,но в ней античный элемент все более и более уступал место церковным началам, как это было, впрочем, и на Западе в средние века.

Другая черта византинизма – отсутствие личной оригинальности, которая и в области отвлеченного мышления, и в области художественного творчества стеснялась установленными формами, поддерживавшимися и властями (как государственною, так и церковною), и общественным мнением, и всем складом жизни с преобладанием в ней традиции и обычаев.

269. Сфера распространения и судьбы византийской культуры

Главной сферой распространения византийской культуры были страны, в которых господствовала восточная церковь (Балканский полуостров, древняя Русь, Грузия), или страны соседние (Италия в Европе, Армения в Азии). Восточная церковь не навязывала принадлежавшим к ней народам греческого языка, как это делала западная церковь по отношению к языку латинскому. Уже в IX в.

вскоре после принятия христианства Болгарией в этой стране развилась широкая литературная деятельность, заключавшаяся преимущественно в переводах греческих книг на славянский язык. Болгары были и главными посредниками при передаче византийской культуры в тогдашнюю Русь.

Вся древняя русская образованность имела свой источник в византийской культуре второй половины средних веков, когда эта культура уже получила вполне законченный вид. Влияние византийской образованности на Западе стало ощутительным лишь в эпоху падения Константинополя, но оно касалось более форм, а не умственного содержания.

В конце средних веков византийская культура не обнаруживала способности к дальнейшему развитию. Одною из причин этого была печальная судьба самой Византии и народов, развивавшихся под её влиянием. Два с половиною века (XIII–XV) Русь находилась под татарским игом, в XIV в. завоеваны были турками южнославянские царства, в XV в. пала и сама Византийская империя.

Завоеватели государств Восточной Европы были настоящими варварами, стоявшими в культурном отношении неизмеримо ниже побежденных; в то же время сами они оказались малоспособными к усвоению высшей культуры.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutma/947-vizantijskaya-kultura

Культура и искусство Византии

Культура Византии

фото с сайта cdn.history.com

Будучи названной «Византией» уже после своего распада, империя Ромеев канула в Лету. Но величие этого государства-цивилизации, его историческое и культурное наследие стали базисом для формирования специфики типов многих современных народов.

Основные достижения Византийской культуры

Когда историки говорят о могуществе и влиянии империи, обычно они имеют в виду политическую составляющую. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права.

Системы и нормативы, разработанные ими во время господства, лежат в основе большинства современных развитых государств. Совсем иначе с восточными римлянами – едва ли при упоминании Константинополя кто-то вспоминает византийское право и принципы гражданственности.

Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.

А была ли Византийская империя

В эпоху своего расцвета Восточная Римская империя называлась «Ромейской» (по греч. ромей — римлянин). Византией ее начали именовать гораздо позже, взяв за основу первоначальное название столицы – Константинополя.

Формирование основ

Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромеи заимствовали оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры.

Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока.

Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного образования.

фото с сайта 1.bp.blogspot.com/

Периодизация

История этого государства напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или внутренними междоусобицами. Схематично, можно выделить следующие периоды:

  1. IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;
  2. начало VIII — первая половина IX в.
    период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;
  3. вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;
  4. XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;
  5. XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
  6. XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.

Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IXвв.) и поздним (IX-XVвв.).

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада.

По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным – сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере. Уже к середине VI в.

Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

Несмотря на могущество, Византия была повержена и разрушена. Однако ее наследие лежит в основе национальных культур многих ортодоксальных стран. Узнайте больше о влиянии некогда великих империй в статье «Ацтеки и их достижения»

Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви.

Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.

С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей. Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.

Таблица – основные достижения византийского искусства кратко

ПериодСфераДостижения
VIв., XIII-XV вв.Архитектура– большое внимание уделялось декорированию убранства храма (не только снаружи, но и внутри);– разработан тип купольной базилики (пример – Базиликальный храм св. Софии);

– начинается строительство крестово-купольных храмов (Апостольский Храм);

IV-V вв.Скульптура– наследование традиций Рима;
– распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность, сцены библейских сюжетов.
V-VIII в.живопись и прикладное искусство– расцвет мозаики (смальта);– высокая одухотворенность образов;– иконопись как основная форма живописи;

– под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных

XIII-XV вв.– вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений;
– реставрация индивидуализации иконописных изображений

Особенности мира византийского искусства

История развития Империи Ромеев представляет собой движение от заимствованных культурных форм Востока и Запада к достижению собственной идентичности.

Доминирующим фактором формирования эстетики государства было христианство. Религия воспринималась как центровая ось развития не только искусства, но и политического устройства.

Если говорить об особенностях кратко, Византийской культуре были свойственны:

  1. зрелищность и спиритуализм;
  2. эклектизм стилей и направлений;
  3. сакральность и культовость.

Узнайте больше об истории империи и мире византийского искусства:

Своеобразие музыкальной культуры Византии

фото с сайта sonata-etc.ru

Отсутствие нотных памятников светского музицирования не дает ученым в полной мере оценить культурное наследие византийского периода.

Ряд музыковедов придерживаются теории о ритмическом и смысловом влиянии античной музыки на искусство Древней Византии.

С другой стороны, учитывая многонациональность государства, более распространенная точка зрения заключается в комбинации стилей и форм персидской, армянской, сирийской, еврейской песенности.

Иначе обстоит дело с церковными произведениями. До нас дошли источники, дающие представление о том, каким было музыкальное искусство Византии того времени. Преимущественно, в нем сохранялось наследие римско-католической церкви – григорианский хорал.

Основные способы исполнения:

  • торжественное чтение евангельских текстов;
  • исполнение псалмов и гимнов;
  • аллилуйное пение.

В эпоху поздней Византии церковные службы стали пышнее. Более мощным стало и музыкальное сопровождение служб – в обиход вошло хоровое исполнение, многоголосные песенные структуры.

Архитектура

Собор Святой Софии фото с сайта world-countries.net

С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.

Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога. Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду.

В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих. Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места.

Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой. Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу.

Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой.

Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .

Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).

Каковы основные достижения художественной культуры Византии

Культура Византии в средние века – это не только зодчество. Одновременно изменения происходят в остальных жанрах декоративно-прикладного искусства: иконографии, мозаике.

Иконопись

фото с сайта vidania.ru

Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Она не только легла в основу ряда национальных культур, но и оказала влияние на католические страны – Италия, в частности, Венеция, находилась под влиянием ромеев.

Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:

– доиконоборческая эпоха;– иконоборство;

– постиконоборческий период.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/kultura-i-iskusstvo-vizantii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть