Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Лермонтова

“Нет, я не Байрон, я другой…” Одиночество, возведенное в абсолют На пути к реализму

“Нет, я не Байрон, я другой…”

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определенных художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей.

Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин “лирический герой”. Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем ее идеалов.

Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность.

В русскую литературу романтизм пришел из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то

что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится.

Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный – и внутренний – чистый и естественный.

Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью.

Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный.

Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все еще делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

“Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных!- но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил – и бог не спас!”

“Он был рожден для счастья, для надежд…”, 1832.

В стихотворении “Монолог”, которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

“Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит”.

“Монолог”, 1829.

Очевидно, что “пустые бури” олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а “яд злобы” – отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретет покой:

“Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?”

“Желание (зачем я не птица…)”, 1831.

“Но мне богом дана

Молодая жена,

Воля-волюшка,

Вольность милая,

Несравненная;

С ней нашлись другие у меня

Мать, отец и семья;

А моя мать – степь широкая,

А мой отец – небо далекое”

“Воля”, 1831.

Одиночество, возведенное в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским.

Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остается непонятым.

Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

“Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я”.

“Один, среди людского шума”, 1830.

Лирический герой оказывается полностью опустошенным, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что “пылкие друзья”, своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

“Я вспомнил прежние несчастья,

Но не найду в душе моей

Ни честолюбья, ни участья,

Ни слез, ни пламенных страстей”.

“Один, среди людского шума”, 1830.

В одноименном стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

“Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье – все готовы:

Никто не хочет грусть делить”.

Появляется тема смерти, сопряженная с мотивом одиночества (“уединенный гроб”). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но все равно будет несчастен:

“И вижу гроб уединенный,

Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселится,

Чем о рождении моем…”

“Одиночество”, 1830.

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм.

Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – все это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве.

Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее.

Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

“Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом.

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой”.

“Узник”, 1837.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое “я” дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рожден для другого:

“Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворен”.

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

“Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой”.

“Я не для ангелов и рая…”, 1831.

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении “Мой демон” (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:

“Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь”.

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноименной поэме.

Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстает трагизмом исканий личности переходной эпохи.

Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя еще более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое “я” предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремленности к добру, вера в прекрасное исчезает.

“Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами…

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта,

И что она – не наша!”

“Чаша жизни”, 1831.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

“Не ищи страстей тяжелых;

И покуда бог дает,

Нектар пей часов веселых;

А печаль сама придет.

Сердце глупое творенье,

Но и с сердцем можно жить,

И безумное волненье

Можно также укротить…”

“Совет”, 1830.

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – “Я жить хочу! Хочу печали…”.

Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречет себя на праздное существование.

Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

“Я для него забыл весь мир,

Для сей минуты незабвенной;

Но я теперь, как нищий, сир,

Брожу один, как отчужденный!…”

Слово “отчужденный” в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

“Так путник в темноте ночной,

Когда узрит огонь блудящий,

Бежит за ним… схватил рукой…

И – пропасть под ногой скользящей!”

“К*** (Не привлекай меня красой!)”, 1829.

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придает особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обреченности.

На пути к реализму

В “Думе”, как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с ее эмоциональной трактовкой. Современное общество предстает как духовно опустошенное. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

“Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно”.

Конец:

“И прах наш с строгостью судьи и гражданина

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом”.

Замкнутость усугубляет безнадежность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти.

В самом стихотворении два смысловых центра: “я” и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения.

Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму.

Так какой же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчужденного и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Проведенный анализ творчества и героя Лермонтова пригодится учащимся 9 и 10 классов при написании сочинения на тему “Лирический герой Лермонтова”.

Источник: https://ege-essay.ru/liricheskij-geroj-lermontova/

Лирический герой Лермонтова. Романтический герой в лирике Лермонтова

Лирический герой Лермонтова

Юбилей Лермонтова увеличил интерес к его творчеству. В большинстве случаев читателя интересует психология автора, манера писательства, особенности лирического героя.

Для лирики Лермонтова данный вопрос особенно актуален, ведь до сих пор идут споры о том, насколько герой лирики Лермонтова автобиографичен, списан с самого автора. В самом деле, у Лермонтова, как ни у кого другого из поэтов, реализуется принцип автобиографизма.

Поэтому практически не считается ошибкой такое сопоставление, как «автор» – «лирический герой»

Истоки лермонтовского творчества

Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество.

Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона.

Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.

Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.

Лермонтовский романтический герой имеет свою специфику. Как правило, он герой-бунтарь, он не желает мириться со своим положением. Однако вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный никогда не удается. Поэтому часто лирический герой Лермонтова уносится в мечты. Это мы видим в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». Это яркий пример романтического творчества поэта.

Здесь герой практически неотделим от автора. Он находится в обществе, в котором царят ложь и притворство, все это ему претит, мыслями герой отправляется в свое детство. Как мы понимаем, что стихотворение автобиографично? Прежде всего по финальным строкам, в которых Лермонтов желает бросить в лицо лицемерным людям свой «железный стих, облитый горечью и злостью» – единственное оружие поэта.

Эволюция творчества и лирический герой

Лермонтова считают одним из самых статичных писателей. Действительно, в его карьере сложно выделить периоды. Традиционно творчество М. Ю. Лермонтова делят на раннее и позднее. Границей между двумя этапами становится стихотворение «Смерть поэта», из-за которого его отправили в ссылку.

Как известно, Лермонтов начал писать стихи в довольно раннем возрасте. Именно поэтому в первом периоде его творческого пути лирический герой отличается неким юношеские максимализмом. Он не приемлет полумеры, ему нужно все или ничего. Герой произведений Лермонтова не готов мириться с какими-то недостатками.

Это мы видим в стихотворениях любой тематики: любовных, пейзажных, посвященных поэзии. Безусловно, герой Лермонтова одинок, но, прежде всего, одинок из-за того, что сам так хочет, из-за того, что не понят людьми, не оценен. В более позднем творчестве мотив одиночества усиливается.

Однако в стихотворении уже нет того вызова, какой был в ранней лирике . Герой тих, спокоен, бесконечно несчастлив и одинок. Яркий пример – стихотворение «Утес».

Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди.

Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне.

В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.

Еще один пример поздней лирики – стихотворение «Листок». И снова автобиографичный лирический герой. В лирике Лермонтова поздних лет больше аллегорий, теперь он не говорит напрямую, а использует такие яркие образы, как листок, утес, сосны, пальмы. Листок, оторвавшись от родной ветки, отправился в странствования по свету, но нигде он не мог найти себе пристанища.

Анализ стихотворения «Парус»

О романтическом творчестве поэта нельзя говорить, не упомянув его программное стихотворение «Парус». В нем отразились все основные мотивы творчества Лермонтова: странничество и скитания, одиночество, изгнанничество. Но главным образом в этом стихотворении отчетливо виден мотив двоемирия, так характерный для поэтов-романтиков.

Из реального мира, в котором лирического героя ничего не ждет, в котором у него ничего не было, герой направляется в мир, в котором, по его мнению, ему будет лучше. Он ищет «бури». Вообще, буря – это один из любимых поэтических образов поэта. Ведь лирический герой Лермонтова не готов жить в мире, где покой и гармония, ему нужен мир, где бушуют страсти, где он будет чувствовать, что живет.

И пусть он будет страдать, но зато это будут страдания искренние.

«Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя.

Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения.

Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.

Романтический герой Лермонтова в поэме «Мцыри»

Говорить о лирическом герое Лермонтова невозможно, не упомянув его поэмы. Например, поэму «Мцыри». Герои М. Ю. Лермонтова жаждут свободы (в прямом и в переносном смысле). Они изгнаны людьми, они не могут найти общий язык с окружающими. Мцыри, пожалуй, истинный романтический герой Лермонтова. Он попал в монастырь, будучи еще младенцем. Он вырос в неволе, мечтая о родителях и друзьях.

Со сверстниками не ладил. Это выводит Мцыри на уровень героя романтического, то есть героя исключительного, неудовлетворенного обычной жизнью. И вот жажда свободы заставляет его бежать. Один день, проведенный Мцыри на воле, по его собственному мнению, был насыщеннее, чем вся его жизнь. Он видел грузинскую девушку, мысли его унеслись к счастливой жизни, которая, к сожалению, ему недоступна.

Ключевая сцена – это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает.

Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали.

В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.

Образ демона

Для раннего творчества Лермонтова является актуальным мотив демонический. Образ демона возникает нередко, в каждом из стихов данной тематики Лермонтов ассоциирует себя со злым духом, а свой дар – с некой одержимостью.

Это не удивительно, ведь демон – изгнанник, он осуждаем людьми, его не принимают и небеса. Именно так ощущал себя сам поэт. В пример можно привести поэму «Демон», стихотворение «Мой демон».

В одном из ранних стихотворений Лермонтов пишет о том, что он сотворен не для рая, что его удел – мыслить и страдать.

Лирический герой в стихах о любви

Безусловно, любовная тематика – одна из центральных в творчестве любого поэта. У Лермонтова любовь также окрашена в мрачные тона. Лирический герой в лирике Лермонтова раннего периода испытывал к своей возлюбленной чувство, среднее между любовью и ненавистью. Он обвиняет ее в непонимании, в жестокости, неумении любить. У Лермонтова было много объектов, кому он посвящал свои стихи.

Один из самых популярных стихов – «Нищий» – посвящен Е. Сушковой. Первая часть произведения нетрадиционна. Лермонтов рассказывает о нищем, которому вместо милостыни подали камень, лишь в последней строке понятно, что это стихотворение о любви. Чувства поэта к Сушковой были обмануты. В действительности так и было, она подшучивали над юным Лермонтовым, играла с его чувствами.

Специфика любовной лирики меняется после того, как Лермонтов встретил Варвару Лопухину. Это были настоящие взаимные чувства. Но родные Лопухиной были против ее брака с молодым и бедным стихоплетом. Теперь в стихах не было упреков и обвинений, было лишь разочарование и мысль о том, что любовь – это трагедия.

Печорин

Вершиной творчества поэта стал роман «Герой нашего времени». Истинный романтический герой Григорий Печорин вполне соотносим с лирическим персонажем Лермонтова. Он также одинок, не понят, но характер его очень многогранен и сложен.

Герой романа Лермонтова страдает из-за своей гордости и честолюбия. Он одновременно вызывает и симпатии, и неприязнь.

И если герой лирики не вызывает практически никаких вопросов, то по поводу характера Печорина и по сей день продолжаются дискуссии в среде литературоведов.

Одинокие герои Лермонтова не могут не вызывать сочувствия и симпатии. У каждого из людей периодически появляются мысли об одиночестве. Просто у Лермонтова это чувство было особенно обострено.

Безусловно, всему этому было разумное объяснение: его творчество не признавалось властями, в личной жизни он не был счастлив. Свой идеальный мир писатель нашел в творчестве, служении литературе.

Герой произведений Лермонтова (как и сам автор) живет, чтоб «мыслить и страдать», ведь без страданий нет жизни, да и такое тихое, гармоничное, спокойное существование ему не нужно.

Источник: http://fb.ru/article/164268/liricheskiy-geroy-lermontova-romanticheskiy-geroy-v-lirike-lermontova

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть