Машиностроение Зарубежной Европы

Содержание

Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Машиностроение Зарубежной Европы

За­ру­беж­ная Ев­ро­па, как це­лост­ный ре­ги­он, за­ни­ма­ет пер­вое место в ми­ро­вом хо­зяй­стве по раз­ме­рам про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, по экс­пор­ту то­ва­ров и услуг, по раз­ви­тию меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма, ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции по за­па­сам зо­ло­та и валют. Эко­но­ми­че­скую мощь ре­ги­о­на в первую оче­редь опре­де­ля­ют че­ты­ре стра­ны, вхо­дя­щие в “Боль­шую се­мер­ку” стран За­па­да:

1.     Гер­ма­ния

2.     Фран­ция

3.     Ве­ли­ко­бри­та­ния

4.     Ита­лия.

Имен­но эти стра­ны об­ла­да­ют наи­бо­лее ши­ро­ким ком­плек­сом раз­лич­ных от­рас­лей и про­из­водств. Но со­от­но­ше­ние сил между ними за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия из­ме­ни­лось. Роль ли­де­ра пе­ре­ш­ла к Гер­ма­нии, эко­но­ми­ка ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся более ди­на­мич­но.

Ве­ли­ко­бри­та­ния же, утра­ти­ла мно­гие свои преж­ние по­зи­ции. Из осталь­ных стран за­ру­беж­ной Ев­ро­пы наи­боль­ший эко­но­ми­че­ский вес имеют Ис­па­ния, Ни­дер­лан­ды, Швей­ца­рия, Бель­гия и Шве­ция.

В от­ли­чие от че­ты­рех глав­ных стран их эко­но­ми­ка спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся пре­жде всего на от­дель­ных от­рас­лях, за­во­е­вав­ших, как пра­ви­ло, ев­ро­пей­ское или ми­ро­вое при­зна­ние. Малые и сред­ние стра­ны осо­бен­но ши­ро­ко втя­ну­ты во все­мир­ные эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния.

Наи­бо­лее вы­со­ко­го уров­ня от­кры­тость эко­но­ми­ки до­стиг­ла в Бель­гии и Ни­дер­лан­дах.

Осо­бую роль в хо­зяй­стве Ев­ро­пы иг­ра­ет ма­ши­но­стро­е­ние.

 2. Машиностроение

Ма­ши­но­стро­е­ние – ве­ду­щая от­расль про­мыш­лен­но­сти за­ру­беж­ной Ев­ро­пы, ко­то­рая яв­ля­ет­ся его ро­ди­ной. На эту от­расль при­хо­дит­ся около 1/3 всей про­мыш­лен­ной про­дук­ции ре­ги­о­на и 2/3 его экс­пор­та.

Осо­бен­но боль­шое раз­ви­тие по­лу­чи­ла ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность. Ми­ро­вой из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся такие марки ав­то­мо­би­лей, как “Рено” (Фран­ция), “Фолькс­ва­ген” и “Мер­се­дес” (Гер­ма­ния), ФИАТ (Ита­лия), “Воль­во” (Шве­ция) и др.

В Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Ис­па­нии, дру­гих стра­нах ра­бо­та­ют за­во­ды дру­гих ав­то­мо­биль­ных кон­цер­нов.

Ма­ши­но­стро­е­ние, ори­ен­ти­ру­ю­ще­е­ся пре­жде всего на тру­до­вые ре­сур­сы, на­уч­ную базу и ин­фра­струк­ту­ру, более всего тя­го­те­ет к круп­ным го­ро­дам и аг­ло­ме­ра­ци­ям, вклю­чая сто­лич­ные.

Рис.1. Завод «Рено» во Фран­ции

 3. Химическая промышленность

Хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность в за­ру­беж­ной Ев­ро­пе за­ни­ма­ет вто­рое место после ма­ши­но­стро­е­ния. В осо­бен­но­сти это от­но­сит­ся к самой “хи­ми­зи­ро­ван­ной” стране не толь­ко этого ре­ги­о­на, но и прак­ти­че­ски всего мира – Гер­ма­ния.

До Вто­рой ми­ро­вой войны хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность ори­ен­ти­ро­ва­лась глав­ным об­ра­зом на ка­мен­ный и бурый уголь, ка­лий­ные и по­ва­рен­ные соли, пи­ри­ты и раз­ме­ща­лась в рай­о­нах их до­бы­чи. Пе­ре­ори­ен­та­ция от­рас­ли на уг­ле­во­до­род­ное сырье при­ве­ла к тому, что она сдви­ну­лась “к нефти”.

В за­пад­ной части ре­ги­о­на этот сдвиг нашел вы­ра­же­ние пре­жде всего в воз­ник­но­ве­нии круп­ных цен­тров неф­те­хи­мии в эс­ту­а­ри­ях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта от­расль со­че­та­ет­ся с неф­те­пе­ре­ра­бот­кой.

Круп­ней­ший в ре­ги­оне узел неф­те­хи­ми­че­ских про­из­водств и НПЗ сфор­ми­ро­вал­ся в эс­ту­а­рии Рейна и Шель­ды в Ни­дер­лан­дах, в рай­оне Рот­тер­да­ма. Фак­ти­че­ски он об­слу­жи­ва­ет всю За­пад­ную Ев­ро­пу.

В во­сточ­ной части ре­ги­о­на сдвиг “к нефти” при­вел к со­зда­нию НПЗ и неф­те­хи­ми­че­ских ком­би­на­тов на трас­сах ма­ги­страль­ных неф­те- и га­зо­про­во­дов.

Глав­ные неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие и неф­те­хи­ми­че­ские пред­при­я­тия Чехии, Сло­ва­кии, Поль­ши, Вен­грии были по­стро­е­ны на трас­се меж­ду­на­род­но­го неф­те­про­во­да “Друж­ба” и га­зо­про­во­дов, по ко­то­рым по­сту­па­ли нефть и при­род­ный газ из Со­вет­ско­го Союза, а в на­сто­я­щее время из Рос­сии. В Бол­га­рии по той же при­чине неф­те­хи­мия “сдви­ну­та” к по­бе­ре­жью Чер­но­го моря.

Рис. 2. НПЗ в Ро­тер­да­ме

 4. ТЭК,  металлургия

В топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ском хо­зяй­стве боль­шин­ства стран за­ру­беж­ной Ев­ро­пы ве­ду­щее место за­ня­ли нефть и при­род­ный газ, до­бы­ва­е­мые как в самом ре­ги­оне (Се­вер­ное море), так и им­пор­ти­ру­е­мые из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, из Рос­сии.

До­бы­ча и по­треб­ле­ние угля в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Бель­гии резко со­кра­ти­лись. В во­сточ­ной части ре­ги­о­на ори­ен­та­ция на уголь еще со­хра­ня­ет­ся, при­чем не столь­ко на ка­мен­ный (Поль­ша, Чехия), сколь­ко на бурый.

По­жа­луй, во всем мире нет дру­го­го рай­о­на, где бурый уголь играл бы такую боль­шую роль в топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ском ба­лан­се. На уголь­ные бас­сей­ны ори­ен­ти­ру­ет­ся и боль­шин­ство ТЭС. Но они по­стро­е­ны также в мор­ских пор­тах (на при­воз­ном топ­ли­ве) и в круп­ных го­ро­дах.

Все боль­шее воз­дей­ствие на струк­ту­ру и гео­гра­фию элек­тро­энер­ге­ти­ки – осо­бен­но во Фран­ции, Бель­гии, Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Чехии, Сло­ва­кии, Вен­грии, Бол­га­рии – ока­зы­ва­ет со­ору­же­ние АЭС. На Дунае и его при­то­ках, на Роне, верх­нем Рейне, Дуэро со­ору­же­ны ГЭС или целые их кас­ка­ды.

Но все же в боль­шин­стве стран, за ис­клю­че­ни­ем Нор­ве­гии, Шве­ции и Швей­ца­рии, ГЭС иг­ра­ют те­перь вспо­мо­га­тель­ную роль. По­сколь­ку гид­ро­ре­сур­сы ре­ги­о­на ис­поль­зо­ва­ны уже на 4/5, в по­след­нее время стро­ят­ся пре­иму­ще­ствен­но более эко­но­мич­ные ГАЭС. В Ис­лан­дии ис­поль­зу­ет­ся гео­тер­маль­ная энер­гия.

Рис. 3. ГеоТ­ЭС в Ис­лан­дии

Ме­тал­лур­ги­че­ская про­мыш­лен­ность за­ру­беж­ной Ев­ро­пы в ос­нов­ном сфор­ми­ро­ва­лась еще до на­ча­ла эпохи НТР. Чер­ная ме­тал­лур­гия по­лу­чи­ла раз­ви­тие пре­жде всего в стра­нах, об­ла­да­ю­щих ме­тал­лур­ги­че­ским топ­ли­вом и (или) сы­рьем: Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ис­па­нии, Бель­гии, Люк­сем­бур­ге, Поль­ше, Чехии.

После вто­рой ми­ро­вой войны круп­ные ком­би­на­ты были по­стро­е­ны или рас­ши­ре­ны в мор­ских пор­тах с ори­ен­та­ци­ей на им­порт более вы­со­ко­ка­че­ствен­ной и де­ше­вой же­лез­ной руды и ме­тал­ло­ло­ма. Самый боль­шой и со­вре­мен­ный из ком­би­на­тов, со­ору­жен­ных в мор­ских пор­тах, на­хо­дит­ся в Та­ран­то (Ита­лия).

В по­след­нее время стро­ят­ся пре­иму­ще­ствен­но не боль­шие ком­би­на­ты, а ми­ни-за­во­ды. Важ­ней­шие от­рас­ли цвет­ной ме­тал­лур­гии – алю­ми­ни­е­вая и мед­ная про­мыш­лен­ность.

Про­из­вод­ство алю­ми­ния воз­ник­ло как в стра­нах, рас­по­ла­га­ю­щих за­па­са­ми бок­си­тов (Фран­ция, Ита­лия, Вен­грия, Ру­мы­ния, Гре­ция), так и в стра­нах, где нет алю­ми­ни­е­во­го сырья, но вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся много элек­тро­энер­гии (Нор­ве­гия, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния, Ав­стрия).

В по­след­нее время алю­ми­ни­е­вые за­во­ды все более ори­ен­ти­ру­ют­ся на сырье, по­сту­па­ю­щее из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран мор­ским путем. Мед­ная про­мыш­лен­ность по­лу­чи­ла наи­боль­шее раз­ви­тие в Гер­ма­нии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Поль­ше.

 5. Лесная, легкая промышленности

Лес­ная про­мыш­лен­ность, ори­ен­ти­ру­ю­ща­я­ся пре­жде всего на ис­точ­ни­ки сырья, пре­вра­ти­лась в от­расль меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­за­ции Шве­ции и Фин­лян­дии. Лег­кая про­мыш­лен­ность, с ко­то­рой на­чи­на­лась ин­ду­стри­а­ли­за­ция за­ру­беж­ной Ев­ро­пы, в зна­чи­тель­ной мере утра­ти­ла свое былое зна­че­ние.

Ста­рые тек­стиль­ные рай­о­ны, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся еще на заре про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции (Лан­ка­шир и Йорк­шир в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фланд­рия в Бель­гии, Ли­он­ский во Фран­ции, Ми­лан­ский в Ита­лии), а также воз­ник­ший уже в XIX в. Лод­зин­ский район Поль­ши су­ще­ству­ют и в наши дни.

Но в по­след­нее время лег­кая про­мыш­лен­ность сме­ща­ет­ся в Южную Ев­ро­пу, где еще есть ре­зер­вы де­ше­вой ра­бо­чей силы. Так, Пор­ту­га­лия пре­вра­ти­лась едва ли не в глав­ную “швей­ную фаб­ри­ку” ре­ги­о­на. А Ита­лия по про­из­вод­ству обуви усту­па­ет толь­ко Китаю.

Во мно­гих стра­нах со­хра­ня­ют­ся также бо­га­тые на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции в про­из­вод­стве ме­бе­ли, му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов, из­де­лий из стек­ла, ме­тал­ла, укра­ше­ний, иг­ру­шек и пр.

Рис. 4. Цех по про­из­вод­ству ку­би­ков «Лего»

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2223

Промышленность Зарубежной Европы

Машиностроение Зарубежной Европы

Основные характеристики европейского хозяйства

Энергетическая отрасль

Машиностроение

Химическая промышленность

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Основные характеристики европейского хозяйства

Европейские страны, если рассматривать их в целом являются ядром всей экономики мира. Однако, при рассмотрении каждого конкретного государства в отдельности, можно установить, что уровень развития потенциала экономики у них совершенно разный. Различна и структура хозяйственного комплекса и показатель величины дохода на душу населения.

Преобладающими отраслями европейской экономики уже несколько десятилетий являются сфера услуг и промышленное производство.

Промышленность развивает отрасли, требующие значительных квалифицированных людских ресурсов и наукоемкие производства.

Для некоторых стран эти же принципы равнозначно можно отнести и к аграрным областям производства. Кроме того европейские страны центр мировой финансовой деятельности.

Вверху списка по уровню жизни уже длительное время находятся Швейцария и Люксембург. Наиболее скромные достижения в экономическом развитии у Молдавской республики.

Факторов формирующих промышленность европейской части континента всего три:

  • Транспортный;
  • Людской (трудовые ресурсы);
  • Транспортный.

Основное влияние на промышленное и экономическое развитие оказывается действием НТР.

Энергетическая отрасль

Европа бедна на топливные ресурсы. Подавляющее большинство энергоресурсов для Европы поставляется из Африки, России или стран расположенных на берегах Персидского залива.

Только несколько государств (Франция, Польша, Великобритания и Германия) используют свои собственные сырьевые ресурсы для угольной промышленности.

Газовые и нефтяные разработки ведутся на шельфовой зоне Северного моря.

А вот с разработками атомной энергии ситуация значительно лучше. Практически все страны региона используют ее в значительной степени. Северные территории Скандинавии и горных районов используют энергию, вырабатываемую ГЭС.

Машиностроение

Наибольшее развитие в европейской экономике получила отрасль производства. Опирается она на научную базу, людской ресурс с высокой квалификацией и самую развитую транспортную сеть в мире.

Рынок машиностроения возглавляют:

  • Германия;
  • Великобритания;
  • Нидерланды;
  • Франция;

Главным образом, машиностроение представлено производством легковых автомобилей и моделей грузового транспорта. Германские производители являются пионерами отрасли и лидерами рынка до сегодняшнего дня. Не отстают концерны Швеции и Франции, а так же Италии.

Первоклассные грузовики собираются заводами, расположенными на территории Беларуси, Чехии, Румынии. Автобусное производство сосредоточено в Венгрии и Швеции. Широко развито строительство воздушных судов. Собственные модели выпускаются на заводах Франции, Украины, Великобритании. Ну а в деле сборки морских кораблей нет равным приморским странам Балтики.

Промышленная обработка металлов начала бурный рост в европейских странах еще на исходе XVIII века. С нее и начался промышленный переворот, обеспечивающий сырьем зарождающееся машиностроение.

Добычу сырья из собственных месторождений для черной металлургии обеспечивают Великобритания, Польша, Франция, Украина, Швеция. Другие страны, такие как Германия, Нидерланды или Италия производят продукцию из импортного металла.

Промышленная выплавка цветных металлов представлена медью (ее выплавку осуществляют в основном Бельгия, Германия и Польша) и алюминия.

Его производство сосредоточено в местах с дешевой гидроэлектроэнергией (скандинавские страны), либо на базе собственного сырья (Греция, Франция, Италия).

Химическая промышленность

Развитие химической промышленности стран европейской части происходит на базе сырья полученного собственными силами, так и сырья импортированного из-за рубежа.

1) Химия полимеров и органического синтеза, а так же и нефтехимия развиты в Италии ФРГ, Франции, Нидерландах, Великобритании, Бельгии.

2) Лучшие европейские минеральные удобрения производятся на заводах Украины, Франции Беларуси, Германии – странами с наиболее развитым сельским хозяйством.

3) Качественная продукция фармацевтической отрасли производства стала традиционной для Европы. Известные в мире лекарства производят фирмы Германии, Швейцарии, Болгарии и Швеции.

Легкая промышленность

Промышленное освоение лесов Европы возможно только в регионах, где он имеется в избытке. Таковыми остаются страны севера (Скандинавский полуостров) или восточной части (Беларусь, Польша). Большую роль в этом играет целлюлозно-бумажное производство. Широко раскинулись фабрики по изготовлению мебели. Они на сегодняшний день так же задействуют обученные кадры со всей Европы.

Пищевая промышленность

Некоторые области пищевой промышленности отдельных стран являются их исторической специализацией. Другие определяют разделение труда по географическому признаку.

Так, Молдова, Франция, Испания и несколько других стран славятся своими винами. Чехия немецкие земли поставляют первосортное пиво. Шоколад из Швейцарии почитают как лучший в мире.

Итальянские и голландские сыры и рыбная продукция из прибалтийских стран так же получила славу лучших товаров.

Сделав ставку на интеграцию промышленности, страны Европы сумели объединить сильные качества экономик отдельных держав и сделать весь регион процветающим в единстве.

Зарубежная Европа

Субрегионы Зарубежной Европы

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/promishlennost-zarubezhnoj-evropi/

Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы (география 10 класс)

Машиностроение Зарубежной Европы

урок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

1. Введение. Общая характеристика

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в “Большую семерку” стран Запада:

1. Германия

2. Франция

3. Великобритания

4. Италия.

Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения.

Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение.

2. Машиностроение

Машиностроение – ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность.

Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как “Рено” (Франция), “Фольксваген” и “Мерседес” (Германия), ФИАТ (Италия), “Вольво” (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Рис.1. Завод «Рено» во Франции

3. Химическая промышленность

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой “химизированной” стране не только этого региона, но и практически всего мира – Германия.

До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась “к нефти”.

В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама.

Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг “к нефти” привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте – и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода “Дружба” и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия “сдвинута” к побережью Черного моря.

Рис. 2. НПЗ в Ротердаме

4. ТЭК, металлургия

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились.

В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС.

Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики – особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии – оказывает сооружение АЭС.

На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль.

Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Рис. 3. ГеоТЭС в Исландии

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии – алюминиевая и медная промышленность.

Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия).

В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

5. Лесная, легкая промышленности

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение.

Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни.

Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную “швейную фабрику” региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего»

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 – 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э. М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю. А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е. В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И. А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009 – 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В. П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О. В. Чичерина, Ю. А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В. В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В. В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений .

2. Федеральный портал Российское Образование .

3. Ege. yandex. ru .

4. ШКола. LV .

5. History and Geography of Europe and the World .

Источник: http://dp-adilet.kz/promyshlennost-vedushhie-otrasli-xozyajstva-zarubezhnoj-evropy-geografiya-10-klass/

Промышленность зарубежной Европы и ее особенности

Машиностроение Зарубежной Европы

К зарубежной Европе относят страны, находящиеся за пределами СНГ. Их территория составляет более 5 млн квадратных километров, на которых проживает практически пятьсот миллионов человек. Говоря о зарубежной Европе, мы имеем в виду приблизительно сорок суверенных государств, связанных не только исторической судьбой, но и самыми тесными экономическими, политическими и культурными нитями.

Зарубежная Европа является одним из основных очагов человеческой цивилизации. Это родина городских агломератов, больших географических открытий, а также великих промышленных переворотов. И несмотря на то что эра «европоцентризма» уже в прошлом, зарубежная Европа занимает немаловажное место не только в политике мира, но и в его экономике.

Хозяйство

Изучая промышленность зарубежной Европы (11 класс – время, когда этой теме уделяется внимание в школе), мы рассматриваем ее как целостный регион.

При этом, по данным экспертов, страны, находящиеся на его территории, занимают первое место во всем мире по направлениям сельскохозяйственного и промышленного производства.

Не упускает регион ведущие позиции по экспорту услуг и товаров, по запасам валюты и золота, а также по развитию международных туристических связей.

Экономическая мощь зарубежной Европы заключена в четырех странах, входящих в «большую семерку». В их списке Франция и ФРГ, Италия и Англия. Именно эти государства имеют наиболее широкий комплекс разнообразных производств и отраслей.

Однако соотношение сил между четырьмя ведущими странами претерпевает определенные изменения. Так, за последние десятилетия роль лидера завоевана ФРГ. И это не удивительно. Ведь экономика данной страны развивается весьма динамично.

При этом свой престиж «мастерской мира» утратила Великобритания.

Остальные страны зарубежной Европы, хозяйство которых имеет наибольшую экономическую значимость, это Швейцария и Испания, Бельгия, Нидерланды и Швеция. В этих государствах развиты лишь отдельные отрасли, которые имеют мировое признание.

Особое место в регионе занимают страны, находящиеся в Восточной Европе. В них, начиная с конца восьмидесятых годов, происходит активный переход от имевшей место системы централизованного планирования и общественной собственности на рельсы рыночных отношений.

Развитие промышленности

Основу хозяйства зарубежной Европы составляет индустрия. Она играет главенствующую роль, даже несмотря на то что во многих странах региона львиную долю экономики составляют сельскохозяйственная отрасль и услуги. Промышленность зарубежной Европы уже несколько веков является ее своеобразным лицом.

Особенности

Развитие человечества и исторические обстоятельства тем или иным образом постоянно трансформировали мировой рынок. Подвергалась изменениям и модель промышленности зарубежной Европы. Так, если до 2-й мировой войны регион славился дорогостоящей уникальной продукцией, то после окончания боевых действий его предприятия переориентировались на нужды массового потребителя.

Основная доля наукоемкой и сверхсложной продукции поступала из США. Промышленность зарубежной Европы стала славиться станками и автомобилями, электроникой и технологическим оборудованием. В регионе начался выпуск товаров для массового пользователя.

Подобная тенденция не менялась вплоть до конца семидесятых годов. В данный период промышленность зарубежной Европы дала толчок к своеобразному разделению труда между государствами региона.

Так, Средиземноморские страны продолжили выпуск товаров для широкого круга покупателей. В это время в Англии, Франции и ФРГ активно развивалось производство авиации и судов.

Все это сократило отставание региона от США.

Рассмотрим основные отрасли промышленности зарубежной Европы, которые имеют вес в настоящее время.

Машиностроение

Если вас попросят: «Укажите главную отрасль промышленности зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.

Эта главная отрасль промышленности зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен.

Например, в Европе существует определенная группа лидеров.

В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.

Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.

В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.

Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия – судостроением и т. д.

В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.

Кто что производит?

Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. В ФРГ успешно работают такие концерны, как «Даймлер», «Фольксваген», «Мерседес» и БМВ. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами».

В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах. В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов.

Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры.

Распределение химических производств

Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно.

Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами.

Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы.

Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии – нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.

А в целом государства зарубежной Европы являются крупными продавцами искусственных и синтетических волокон, пластмасс, красок и лаков, фармацевтики, красителей и азотных удобрений. При этом регион потребляет новые и новейшие продукты химической отрасли, поставляемые из США.

Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона.

В последние десятилетия здесь наметилась тенденция к сокращению импорта. Однако в этом случае не обошлось без участия американских монополий, которые активно создают в Европе свои предприятия.

Их работа направлена на создание новейших химических продуктов.

Топливно-энергетический комплекс

Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран.

В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС.

Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.

География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.

В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.

Металлургическая промышленность

Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи научно-технической революции. Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье.

К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам.

Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.

На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.

К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов.

Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии.

Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.

Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.

Лесная и легкая промышленности

Какие еще отрасли индустрии получили широкое развитие в регионе? Одна из них – лесная промышленность зарубежной Европы. Прежде всего она ориентируется на собственные источники сырья. Именно поэтому данная отрасль особенно развита в Финляндии и Швеции. Эти страны – традиционные лидеры по лесопилению и заготовкам древесины, экспорту бумаги и целлюлозы.

Особого внимания заслуживает легкая промышленность зарубежной Европы. Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация региона. На сегодняшний день легкая промышленность зарубежной Европы утратила свои былые позиции.

В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир (Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке, во времена зарождения промышленной революции. Активно работают они и сегодня.

Однако в последнее время наметилась тенденция смещения легкой промышленности в Южную Европу. Это объясняется имеющимися здесь резервами дешевой рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой региона в настоящее время можно назвать Португалию.

Италия же производит такое количество обуви, что по ее объемам уступает лишь Китаю.

Народы многих государств Европы сохраняют национальные традиции, находящие выражение при производстве музыкальных инструментов и мебели, украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и т. д.

Например, Бельгия известна своими охотничьими ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов. Не случайно мировой центр по торговле бриллиантами находится в городе Антверпене. В Лихтенштейне построено самое крупное в мире предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти изделия продаются более чем в ста странах мира.

Легкая, лесная промышленность зарубежной Европы хоть и не играют ведущих ролей в индустрии региона, но являются неотъемлемой частью всей его экономики.

Источник: http://fb.ru/article/302602/promyishlennost-zarubejnoy-evropyi-i-ee-osobennosti

Топливно-энергетический комплекс

На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.

Машиностроение

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран Западной Европы. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Лидируют в машиностроении:

  • ФРГ,
  • Франция,
  • Великобритания,
  • Нидерланды.

Замечание 2

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Беларуси, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии.Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции, Украине. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Металлургия

Европейская металлургия сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.

На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.

Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии.Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стран Европы развивается на базе как собственного, так и импортного сырья (уголь, нефть, газ). Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

  1. Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
  2. Минеральные удобрения производят на заводах Беларуси, Украины, Франции, Германии.
  3. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии.

Легкая промышленность

Лесная промышленность развивается в лесоизбыточных регионах Европы. Таковыми являются Швеция, Финляндия, Беларусь. Главной отраслью здесь является целлюлозно-бумажная промышленность. Мебельная промышленность развита повсюду. Она ориентируется на потребителя и квалифицированные кадры.

Пищевая промышленность

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда.

Виноделием славятся Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Болгария, пивоварением – Германия и Чехия. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире.

Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Подводя итог, можно сказать, что европейская промышленность в условиях интеграции способна существенно «выровнять» уровень развития отдельных стран и способствовать процветанию региона в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/zarubezhnaya_evropa/promyshlennost_zarubezhnoy_evropy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть