Минеральное питание растений

Параграф 15. Минеральное питание растений

Минеральное питание растений

55. Дадим определение понятию.
Минеральное питание растений – это совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей.

56. Подпишем части, обозначенные на рисунке цифрами.

1 – корневой волосок
2 – сосуды
3 – комочки почвы

57. Дадим объяснение по особенностям пересадки растений.
Растения стараются пересадить с комом почвы, чтобы минимально повредить корни.
Поливают, чтоб земля была влажной и поврежденные в результате пересадки корни не пересушились.

58. Объясним ситуацию.
В том классе, где растения поливали не отстоянной водой. В воде из-под крана находится хлор, который вреден растениям – у растений развивается болезнь хлороз, и они погибают.

Чтобы избежать этого, растения необходимо поливать отстоянной водой, а если хлороз уже начал развиваться, их необходимо подкармливать железосодержащими удобрениями и в дальнейшем не допускать полива водой с хлором.

 

59.Заполним схему.
Макроудобрения: азотные, фосфорные, калийные.
Микроудобрения: содержат бор, кобальт, медь, цинк и др.
Органические: навоз, помет, торф, перегной, компост.

60. Объясним, зачем нужны микроудобрения.
микроудобрения – группа незаменимых минеральных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности растений. Они необходимы растению в малых количествах.

61. Объясним, почему разные виды удобрений необходимо вносить в разное время.
Минеральные удобрения – это уже готовые питательные вещества, поглощаемые корнями растений.

Поэтому их вносят в почву не просто так (чтобы их размыло осенними дождями), а под посадку или посев конкретных растений.
Навоз свежий вносить под растения нельзя – они погибнут. В навозе сначала должны произойти физико-химические процессы брожения.

Постепенно под воздействием тепла, влаги, света и работы дождевых червей навоз перепревает, после чего становится ценным органическим удобрением.

62. Объясним, зачем растениям нужны другие типы удобрений в зависимости от сезона.
Азот необходим для роста растений – это так называемое «детское» удобрение. Весной и в начале лета почва крайне бедна азотом (N₂).

Позже там поселяются клубеньковые бактерии, которые обогащают почву азотом. Ко второй половине лета растения истощают весь фосфор (P) и калий (K) из почвы. Запасы этих элементов приходится увеличивать удобрениями.

Калий и фосфор способствуют росту корней, образованию плодов и семян, поэтому они необходимы позже, а азот вызовет лишь усиленный рост побегов. 

63. Объясним, зачем гранулируют минеральные удобрения.
Гранулируют для удобства с точки зрения производства, хранения и транспортировки. Спрессованные гранулы легче вносить в почву. Так они лучше удерживают минеральное вещество и менее вымываются в нижние слои грунта. В таком виде они быстрее растворяются.

64. Опишем, как росянка приспособляется к произрастанию на скудных болотистых почвах.
Азот росянки получают благодаря дополнительному гетеротрофному питанию насекомыми. В данном случае приспособления у росянок – это клейкие вещества, вырабатываемые листьями. Так же эти вещества содержат в себе и пищеварительный сок.

65. Дадим определение понятию.

Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов.

66. Объясним, почему органические вещества обнаруживают только в зеленой части листа.
Органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами, которые содержат пигмент хлорофилл. В белых клетках хлоропластов нет.

67. Напишем в каких частях растения может происходить фотосинтез, кроме листьев.
Фотосинтез протекает во всех зеленых органах: стебли (травянистые растения), корни (в воздушных корнях орхидей).

68. Объясним, почему разные плоды приобретают разные свойства при подмораживании.
Образуются кристаллы льда, которые разрушают митохондрии и лизосомы.

Высвобождаются ферменты, которые гидролизуют безвкусный крахмал в картофеле до сладкой глюкозы. Эффект особенно силен, если температура несколько раз переходила за точку кристаллизации, что обычно и бывает в начале зимы.

В рябине, калине и подобных ягодах кислоты от мороза разрушаются, а сладкая фруктоза остается.

Page 3

69. Объясним, почему на втором рисунке свеча горит, а на первом и третьем гаснет.

Кислород поддерживает дыхание. В первом и третьем сосудах семена и корнеплоды в процессе дыхания истратили весь кислород и выделили углекислый газ. Свеча погасла. Во втором сосуде растение не только дышит, но и при помощи фотосинтеза выделяет кислород, поэтому свеча горит.

70. Назовем процесс, изображенный на рисунке. Объясним, почему внутри сосуда падает давление.

На рисунке изображен результат дыхания растений. При отсутствии света процесс поглощения кислорода растениями превышает его продукцию.
Таким образом, растение поглощает кислород, выделяет углекислый газ, а углекислый газ поглощается щелочью. Поэтому давление в колбе падает, и манометр показывает отрицательный результат.

71. Заполним таблицу.

72. Определим взаимосвязь фотосинтеза и дыхания.

73. Решим задачу.

Решение
5000000×430г или 0,43кг = 2150000 килограмм кислорода понадобится жителям в сутки.
1га насаждений выделяет 80кг кислорода и поглощают 160кг углекислого газа.

2150000кг/80кг=26875га; сколько нужно зелени для выделения кислорода.
2150000кг/160кг=13437га; сколько зелени нужно для поглощения газа.

найдём
26875га+13437га=40312га;
40312га/2=20156га;
Ответ: 2150000(на 1 вопрос), 20156(на 2).

74. Опишем смысл агроприема рыхления.
Рыхление — агроприем, с помощью которого разрушается почвенная корка. Она перекрывает доступ кислорода к корням растений, поэтому они развиваются медленно и не способны обеспечить побеги и листья элементами питания.

В результате растение постепенно чахнет. Без доступа воздуха гибнут живущие в почве микроорганизмы, расщепляющие органические вещества. Кроме того, корка способствует образованию сплошных капилляров, через которые испаряется много воды, и почва быстро иссушается.

При жаре на ее поверхности появляются трещины, в которых размножаются вредители. С помощью рыхления всего этого можно избежать. Особенно важно своевременно рыхлить почву в начальные фазы развития растений, когда они потребляют еще мало воды.

Рыхлить почву надо после каждого дождя, полива.

Источник: http://biogdz.ru/6-klass/paragraf-15-mineralnoe-pitanie-rastenij.html

Минеральное питание декоративных растений (цветов)

Минеральное питание растений

Минеральное питание растений, в том числе растений декоративных, сильно зависит от солевого режима почвы на вашем участке. Именно солевой режим почвы определяет необходимость подкормок, частоту поливов, а также позволяет выработать комплекс мероприятий по эффективному выращиванию тех или иных видов цветов.

Одних веществ в почве содержится в избытке (например, железо, алюминий), а других (азот, фосфор, калий), в которых нуждаются растения больше всего в почве, обычно, слишком мало. Кроме того, общее количество основных элементов питания в почве может достаточным, но они находятся в таких соединениях, которые не усваиваются растениями.

Цветы по отношению к минеральным элементам питания можно разделить на:

  • малотребовательные — азалия, кактус, орхидея;
  • среднетребовательные — бегония, петуния, примула, кальцеолярия;
  • требовательные — цикламен, фрезия, цинерария, гербера, калла, пеларгония, гортензия, глоксиния;
  • очень требовательные — гвоздика, хризантема.

Нормальный рост и развитие и связанные с ними физиолого-биохимические процессы невозможны без минеральных солей. Для растений необходимы макроэлементы: азот, фосфор, калий, кальций, сера, магний, железо, а также микроэлементы: бор, марганец, медь, цинк, йод, молибден.

  • азот, фосфор и сера принимают участие в образовании белков;
  • магний входит в состав хлорофилла и активизирует процесс фотосинтеза;
  • фосфор и калий способствуют оттоку углеводов из листьев в корни, кроме того, фосфор участвует в процессах дыхания и накапливается в семенах вместе с другими запасными веществами;
  • бор улучшает качество семян;
  • марганец стимулирует деятельность ряда ферментов;
  • железо и медь обеспечивают нормальное насыщение кислородом.

Таким образом, для нормальной жизнедеятельности растениям необходимы все питательные элементы, невозможно компенсировать недостаток одного за счет избытка другого.

На самых ранних этапах своего развития молодые растения ограничиваются минеральными веществами, содержащимися в семенах, а затем начинают поглощать их из почвы. Однако корневая система потребляет далеко не все элементы почвенного раствора, а обладает определенной избирательной способностью.

В разные стадии развития растение имеет неодинаковую потребность в элементах питания. Например, в период цветения усиливается потребность в калии, молодые растения потребляют много азота, а после цветения в течение всего вегетационного периода равномерно усваивается азот и фосфор.

Недостаток элементов питания

Симптомы недостатка железа. Источник: aggie-horticulture.tamu.edu

Недостаток или почти полное отсутствие в почве тех или иных элементов питания отрицательно сказывается на росте и развитии растений, их внешнем виде и декоративных качествах.

Цветы, выращиваемые на почвах, бедных азотом, плохо растут, их листья становятся мелкими и бледно-зелеными.

При недостатке в почве фосфора слабо развивается надземная часть и корни цветочных растений, листья желтеют по краям и опадают, значительно задерживаются сроки цветения и созревания семян.

При отсутствии или очень малом содержании в почве калия прекращается рост декоративной культуры, возникает опасность поражения грибковыми заболеваниями.

Острый дефицит кальция способен вызвать отмирание точек роста и побурение по краям листьев. Чрезмерно низкое содержание железа вызывает хлороз верхушечных листьев. Они становятся светло-желтыми или белесыми.

При недостатке бора отмирают цветочные бутоны и верхушечные почки, листья краснеют, а черешки становятся ломкими.

Избыток элементов питания

В то же время вреден и избыток элементов питания. Завышенные дозы удобрений часто приводят к засолению почвы, в которой концентрация солей становится очень высокой. Растения в таких условиях не способны нормально поглощать воду и питательные вещества, резко нарушается потребление отдельных элементов питания.

Например, при очень высоком содержании калия и натрия растениям становится трудно поглощать магний, а на переувлажненных почвах — кальций. Избыток фосфора нарушает поглощение железа и нитратного азота.

От несбалансированного питания у растений возникают различные заболевания, среди них чаще всего отмечается хлороз. Для восстановления засоленного субстрата в него надо добавить чистый торф и промыть водой.

Регулирование почвенного питания

Гвоздика. Источник: www.tuku.cn

Почвенное питание растений можно регулировать различными агроприемами, включая внесение удобрений и применение почвенных субстратов (садовых земель). В качестве основных садовых земель используют: дерновую, листовую, перегнойную, компостную, торфяную, хвойную землю. Из них можно составлять любые смеси для выращивания различных цветочных растений.

Для растений с невысокой требовательностью к зольным элементам питания, а также для рассады микроудобрения вносят в виде основного удобрения. Для требовательных культур с длительным периодом выращивания в подкормки включают такие микроудобрения, как бор, медь, железо.

Кроме питательных элементов в субстраты добавляют другие необходимые вещества. Древесный уголь применяется в качестве небольшой добавки для растений, которые плохо переносят переувлажнение.

Уголь быстро адсорбирует, т.е. поглощает излишнюю влагу в земле, создает более благоприятные условия увлажнения для растений. Толченый уголь применяют при порезах клубнелуковиц и корнеклубней в качестве антисептика.

Крупнозернистый речной песок придает земле пористость и рыхлость, что существенно изменяет водно-воздушный режим почвенного субстрата, а следовательно, улучшает условия роста и развития растений. Песок используют при заделке мелких семян в землю и для черенкования цветочных растений.

Высушенный и измельченный сфагновый мох также добавляют в землю для придания ей рыхлости и равномерного увлажнения.

Диагностика проблем по внешнему виду

Цветы, своим внешним видом сигнализируют об ухудшении условий содержания. Обратите внимание на следующие симптомы:

  • растение «карликовое», листья развиты плохо, имеют желтоватый цвет — недостаток азота;
  • растение «карликовое», листья развиты плохо, цвет листьев сероватый — недостаток фосфора или калия;
  • растение вытянуто веретенообразно, листья серо-зеленого цвета — недостаток влаги, недостаток света, слишком густые посевы;
  • ровное пожелтение листьев — недостаток железа;
  • пятнистость средней жилки — недостаток магния;
  • пожелтение листьев от средней жилки, ведущее к их отмиранию — недостаток азота;
  • пожелтение и отмирание листьев, появление пятнистости — недостаток калия;
  • преждевременное опадение листьев — недостаток кальция и магния;
  • богатая зеленая листва, большие толстые стебли — избыток азота;
  • темноокрашенные листья, склонные к свертыванию, — недостаток калия;
  • темно-зеленые, серые или пятнистые листья — повышенная кислотность почвы;
  • очень слабый корень — недостаток кальция или фосфора, влаги, воздуха;
  • позднее созревание семян — излишек воды и фосфора;
  • семена не вызревают — большой недостаток калия.

Читать про: цветы , удобрения , минеральное питание , подкормка

Источник: https://good-tips.pro/index.php/flowers/mineral-nutrition-of-decorative-plants-flowers

Минеральное питание растения

Минеральное питание растений

Минеральное питание растения происходит посредством корневой системы.

Поглощение минеральных веществ растением

Процесс минерального питания растения

Элементы минерального питания могут находиться не только в почвенном растворе, но и в трудно растворимых минеральных соединениях и в почвенном поглощающем комплексе.

Микроор­ганизмы, образующие кислоты в процессе своей жизнедеятель­ности, а также корневые выделения растений, увеличивающие кислотность почвы, способствуют переводу нерастворимых мине­ральных соединений в почвенный раствор.

Поглощаю­щая деятельность корня нарушает равновесие между почвен­ным раствором и поглощающим комплексом почвы. В результате происходит обменная адсорбция между ионами почвенного рас­твора и почвенного поглощающего комплекса, ионы из погло­щающего комплекса могут поступать в растение через почвен­ный раствор.

Е. И. Ратнер показал, что растения могут усваивать эле­менты минерального питания не только из почвенного раствора, но и непосредственно из почвенного поглощающего комплекса. Это становится возможным при тесном контакте между погло­щающей частью корневой системы и почвой.

Поглощение ионов идет путем контактной адсорбции, при которой происходит об­мен ионов между поглощающим почвенным комплексом и кор­невым волоском. При этом ионы не выделяются в почвенный раствор, обмен ионами протекает в водных сферах коллоидов корневого волоска и коллоидов почвенного поглощающего ком­плекса.

Схема поглощения минеральных веществ из почвы

На рисунке дана схема, по­казывающая поглощение ра­стением минеральных веществ из почвы. Как видно из схемы, поступление минеральных эле­ментов в корни растения во всех случаях идет путем об­менной адсорбции.

  1. — поглощение ионов из почвенного раствора,
  2. — поглощение ионов из поглощающего почвенного комплекса через почвенный раствор,
  3. — контактное поглощение ионов из поглощающего комплекса без почвенного раствора,
  4. — поглощение ионов из трудно растворимых почвенных соединений в результате воздействия кислых корневых выделений и деятельности микроорга­низмов.

Для осуществления поглощения необходим тесный кон­такт корневых волосков с частицами почвы. Такой контакт можно наблюдать, осторожно вынимая из почвы проростки, к корневым волоскам которых прилипли частицы почвы.

Проростки горчицы

1 — выращенные во влаж­ном воздухе; 2 — выращен­ные в почве (к корневым волоскам прилипли частички почвы).

Адсорбирующая способность почвы зависит от величины почвенных частиц: чем они мельче, тем больше их адсорбирую­щая поверхность. Не все ионы адсорбируются с одинаковой силой; особенно сильно адсорбируются ионы кальция и магния, не адсорбируются ионы NОз и Cl, которые поэтому легко вы­мываются из почвы.

Поглощение ионов почвой имеет большое значение для ее плодородия: за­пасы минеральных элементов вымыва­лись бы из почвы.

Бактериальная ризосфера

Помимо корневых выделений, в растворении твердых частиц почвы принимают уча­стие и микроорганизмы. Большая часть микробного населения почвы находится в зоне расположения корней высших ра­стений, которая называется ризосферой.

В эту группу микроорганизмов входят бактерии, грибы и водоросли. Скопление микроорганизмов в зоне корней объяс­няется тем, что корневая система расте­ний выделяет органические соединения, служащие пищей для микроорганизмов.

В свою очередь микроорганизмы выделя­ют вещества типа ферментов, витаминов, антибиотиков и органических кислот, ко­торые могут усваиваться растением.

Микоризы

Грибы играют большую роль в поступлении ми­неральных и органических веществ из почвы в растение. Для многих растений, особенно для древесных пород, характерно сожительство с почвенными грибами и образование микоризы (грибокорня).

Различают 3 типа микоризы:

  • эктотрофную,
  • эндо­трофную,
  • эктоэндотрофную.

При эктотрофной микоризе гифы гриба образуют плотный чехол на поверхности корня, отдельные гифы проникают в межклетники корня на небольшую глу­бину. В этом случае корень не имеет корневых волосков, их роль выполняют гифы гриба.

При эндотрофной микоризе грибные гифы размещаются внутри живых клеток коры корня и лишь отдельные гифы вы­ходят наружу. Клетки корня, в которые проникли гифы гриба, остаются живыми. При эндотрофной микоризе корень имеет корневые волоски.

При эктоэндотрофной микоризе гифы образуют как наруж­ный чехол, так и проникают внутрь корня, в живые клетки и межклетники.

В большинстве случаев при образовании микориз наблю­дается симбиоз между высшим растением и грибом.

Симбиоз между высшими растениями и грибами

Гифы гриба снабжают растения водой, элементами мине­рального питания, в частности азотом, который может усваи­ваться грибом из органических соединений.

Участие микоризы в азотном питании растений доказано опытами с меченым азотом N15. Гриб, находящийся на пророст­ках сосны, получал глутаминовую кислоту с N15; вскоре в про­ростках был обнаружен меченый азот.

Кислые выделения гри­бов способствуют растворению трудно растворимых соедине­ний; кроме того, ферменты, выделяемые грибами, расщепляют сложные органические соединения почвы и таким образом улучшают питание растений.

При эндотрофной микоризе наблю­дается растворение грибных гиф в клетках растений, что также улучшает питание растений. От растения гриб получает угле­воды и некоторые физиологически активные вещества. В на­стоящее время установлено около двух тысяч видов расте­ний, имеющих микоризу.

(2 3,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://LibTime.ru/agro/mineralnoe-pitanie-rasteniya.html

Минеральное питание растений – Пасечник 6 класс (ответы)

Минеральное питание растений

55. Что такое минеральное питание растений?

Минеральное питание растений – это совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей

56. Рассмотрите рисунок. Объясните, какое значение имеют корневые волоски в жизни растений. Какова роль выростов в клетках корневого волоска? Сделайте подписи к рисунку

1 – корневой волосок

2 – сосуды

3 – комочки почвы

57. Почему перед пересадкой растений и после неё почву обильно поливают, а сами растения стараются пересадить с комом почвы?

Растения стараются пересадить с комом почвы, чтобы минимально повредить корни

Поливают, чтоб земля была влажной и поврежденные в результате пересадки корни не пересушились

58. В начале учебного года два соседних класса озеленили одинаковыми комнатными растениями. Воду для полива растений учащиеся брали из одного крана.

В одном классе учащиеся сначала наливали воду в сосуды и лишь на следующий день использовали её для полива. В другом классе этого не делали и поливали растения водой из-под крана. Сначала в обоих классах растения росли хорошо.

Но к февралю в одном из классов растения стали чахлыми, а многие вообще погибли. Объясните, в каком классе это произошло и почему?

В том классе, где растения поливали не отстоянной водой. В воде из-под крана находится хлор, который вреден растениям – у растений развивается болезнь хлороз, и они погибают. Чтобы избежать этого, растения необходимо поливать отстоянной водой, а если хлороз уже начал развиваться, их необходимо подкармливать железосодержащими удобрениями и в дальнейшем не допускать полива водой с хлором

59.Заполните схему «Виды удобрений».

Макроудобрения: азотные, фосфорные, калийные

Микроудобрения: содержат бор, кобальт, медь, цинк и др.

Органические: навоз, помет, торф, перегной, компост

60. Объясните, почему удобрения, содержащие бор, цинк, медь и другие элементы, называют микроудобрениями

Микроудобрения – группа незаменимых минеральных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности растений. Они необходимы растению в малых количествах

61. Почему навоз рекомендуется вносить при осенней обработке почвы, а минеральные удобрения — перед посевом семян или в период роста в виде подкормок?

Минеральные удобрения – это уже готовые питательные вещества, поглощаемые корнями растений. Поэтому их вносят в почву не просто так (чтобы их размыло осенними дождями), а под посадку или посев конкретных растений

Навоз свежий вносить под растения нельзя – они погибнут. В навозе сначала должны произойти физико-химические процессы брожения. Постепенно под воздействием тепла, влаги, света и работы дождевых червей навоз перепревает, после чего становится ценным органическим удобрением

62. Почему весной и в первой половине лета следует вносить в почву больше азотных удобрений, а во второй половине лета проводить подкормку растений фосфорными и калийными удобрениями?

Азот необходим для роста растений – это так называемое «детское» удобрение. Весной и в начале лета почва крайне бедна азотом (N₂). Позже там поселяются клубеньковые бактерии, которые обогащают почву азотом.

Ко второй половине лета растения истощают весь фосфор (P) и калий (K) из почвы. Запасы этих элементов приходится увеличивать удобрениями.

Калий и фосфор способствуют росту корней, образованию плодов и семян, поэтому они необходимы позже, а азот вызовет лишь усиленный рост побегов

63. С какой целью гранулируют минеральные удобрения?

Гранулируют для удобства с точки зрения производства, хранения и транспортировки. Спрессованные гранулы легче вносить в почву. Так они лучше удерживают минеральное вещество и менее вымываются в нижние слои грунта. В таком виде они быстрее растворяются

64. В чём выражается приспособление росянки к произрастанию на скудных болотистых почвах?

Азот росянки получают благодаря дополнительному гетеротрофному питанию насекомыми. В данном случае приспособления у росянок – это клейкие вещества, вырабатываемые листьями. Так же эти вещества содержат в себе и пищеварительный сок

65. Известный русский учёный К. А. Тимирязев в начале XX века первым обобщил все данные о фотосинтезе, известные в то время науке, и сформулировал научное понятие этого процесса.

Вы уже знаете, что вода с растворёнными в ней минеральными солями поступает в лист из почвы. Углекислый газ поступает из воздуха.

В хлоропластах под влиянием солнечной энергии из воды, солей и углекислого газа образуются органические вещества, при этом в воздух выделяется кислород. Теперь рассмотрите рисунок и сформулируйте определение понятия «фотосинтез»

Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов

66. Объясните, почему в листьях пеларгонии окаймлённой крахмал обнаруживают только в зелёной части листа

Органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами, которые содержат пигмент хлорофилл. В белых клетках хлоропластов нет

67. Основным фотосинтезирующим органом является лист. В каких ещё частях растения может протекать процесс фотосинтеза?

Фотосинтез протекает во всех зеленых органах: стебли (травянистые растения), корни (в воздушных корнях орхидей)

68. Почему после подмораживания клубни картофеля становятся сладковатыми, а плоды рябины, калины и некоторых других растений — сладкими и вкусными?

Образуются кристаллы льда, которые разрушают митохондрии и лизосомы. Высвобождаются ферменты, которые гидролизуют безвкусный крахмал в картофеле до сладкой глюкозы. Эффект особенно силен, если температура несколько раз переходила за точку кристаллизации, что обычно и бывает в начале зимы. В рябине, калине и подобных ягодах кислоты от мороза разрушаются, а сладкая фруктоза остается

Page 4

ГДЗ по другим предметам

Источник: https://pobio.ru/6-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-6-klassa-v.v.-pasechnik/mineralnoe-pitanie-rastenij.html

Питание растений минеральное: основные элементы и функции различных элементов для растений

Минеральное питание растений

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии. В этой статье мы поговорим о такой важной составляющей в жизни растений, как минеральное питание.

Особенности процесса питания

Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму.

Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему.

Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов.

Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки — трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Итак, пищей для представителей растительного царства служат вещества, получаемые из почвы. Питание растений минеральное или почвенное – это единство разных процессов: от поглощения и продвижения до усвоения элементов, находящихся в почве в виде минеральных солей.

Исследования золы, оставшейся от растений, показали, как много в ней остается химических элементов и количество их в разных частях и разных представителях флоры не одинаково. Это является свидетельством того, что химические элементы поглощаются и скапливаются в растениях.

Подобные опыты привели к следующим выводам: жизненно важными признаны элементы, находящиеся во всех растениях – фосфор, кальций, калий, сера, железо, магний, а также микроэлементы, представленные цинком, медью, бором, марганцем и др.

Несмотря на разное количество этих веществ, имеются они в любом растении, и замена одним элементом другого невозможна ни при каких условиях. Уровень наличия минеральных веществ в почве очень важен, поскольку от этого зависит урожайность сельскохозяйственных культур и декоративность цветущих.

В разных почвах различна и степень насыщенности почвы нужными веществами. К примеру, в умеренных широтах России отмечается существенная нехватка азота и фосфора, иногда калия, поэтому обязательным является внесение удобрений – азотных и калийно-фосфорных.

Каждому элементу отведена своя роль в жизни растительного организма.

Правильное питание растений (минеральное) стимулирует качественное развитие, которое осуществляется лишь тогда, когда все необходимые вещества в нужном количестве имеются в почве. Если наблюдается нехватка или излишек некоторых из них, растения реагируют изменением окраски листвы.

Поэтому одним из важных условий агротехники сельскохозяйственных культур являются разработанные нормы внесения подкормок и удобрений. Отметим, что многие растения лучше недокормить, чем перекормить. Например, для всех ягодных садовых культур и их дикорастущих форм губителен именно избыток питания.

Узнаем, как разные вещества взаимодействуют с тканями растения, и на что каждое из них влияет.

Азот

Один из самых необходимых для роста растения элементов – азот. Он присутствует в составе белков и аминокислот. Дефицит азота проявляется в изменении окраски листьев: на первых порах лист мельчает и краснеет.

Существенная нехватка вызывает нездоровый желто-зеленый цвет или бронзово-красный налет. Первыми поражаются более старые листья снизу на побегах, затем по всему стеблю.

При продолжающемся дефиците прекращается рост ветвей и завязывание плодов.

Излишнее удобрение азотными соединениями ведет к повышенному содержанию азота в почве. При этом наблюдают бурный рост побегов и интенсивное наращивание зеленой массы, что не дает возможности растению заложить цветковые почки. В результате продуктивность растения заметно снижается. Вот почему так важно сбалансированное минеральное почвенное питание растений.

Фосфор

Не менее важен в растительной жизнедеятельности и этот элемент. Он является составляющей частью нуклеиновых кислот, соединение которых с белками образуют нуклеопротеиды, входящие в состав ядра клетки. Фосфор концентрируется в тканях растений, их цветках и семенах.

Во многом способность деревьев противостоять природным катаклизмам зависит от наличия фосфора. Он отвечает за морозоустойчивость и комфортное проведение зимовки. Дефицит элемента проявляется в замедлении деления клеток, прекращении роста растения и развития корневой системы, листва приобретает лилово-красный оттенок.

Усугубление ситуации грозит растению гибелью.

Калий

В минеральные вещества для питания растений входит калий. Он необходим в наибольших количествах, поскольку стимулирует процесс всасывания, биосинтеза и транспортировки жизненно важных элементов во все части растения.

Нормальное обеспечение калием повышает сопротивляемость растительного организма, стимулирует защитные механизмы, засухо- и холодоустойчивость.

Цветение и плодообразование с достаточным обеспечением калием более эффективно: цветы и плоды значительно крупнее и ярче окрашены.

При нехватке элемента рост существенно замедляется, а сильный дефицит приводит к истончению и ломкости стеблей, изменению окраски листьев на лилово-бронзовую. Затем листья сохнут и разрушаются.

Кальций

Нормальное почвенное питание растений (минеральное) невозможно без кальция, который присутствует практически во всех клетках растительного организма, стабилизируя их функциональность. Особенно значим этот элемент для качественного роста и работы корневой системы.

Недостаток кальция сопровождается задержкой роста корней и неэффективным формированием корневой системы. Проявляется недостаток кальция в покраснении кромки верхних листьев на молодых побегах. Усиливающийся дефицит добавит пурпурной окраски на всей площади листа.

Если кальций так и не поступит в растение, то листья у побегов текущего года засыхают вместе с верхушками.

Магний

Процесс минерального питания растений при нормальном развитии невозможен без магния. Входя в состав хлорофилла, он является обязательным элементом процесса фотосинтеза. Активизируя ферменты, принимающие участие в обмене веществ, магний стимулирует закладку ростовых почек, прорастание семян и другую репродуктивную деятельность.

Признаки нехватки магния – появление красноватого оттенка в основании листьев, распространяющегося вдоль центрального проводника и занимающего до двух третей листовой пластины. Сильный дефицит магния приводит к омертвению листа, снижению продуктивности растения и его декоративности.

Отвечающий за нормальное дыхание растений, этот элемент незаменим в окислительно-восстановительных процессах, поскольку именно он является акцептором молекул кислорода и синтезирует вещества-предшественники хлорофилла.

При дефиците железа растение поражает хлороз: листья светлеют и истончаются, приобретая желтовато-зеленую, а затем ярко-желтую окраску с темными ржавыми пятнами.

Нарушение дыхание провоцирует замедление роста растений, значительное снижение урожайности.

Марганец

Ничуть не преувеличивая значения необходимых микроэлементов, вспомним о том, как реагируют на них растения и почва.

Минеральное питание растений дополняется марганцем, обязательным для продуктивного течения процессов фотосинтеза, а также синтеза белков и др.

Нехватка марганца проявляется в слабой молодой поросли, а сильный дефицит делает ее нежизнеспособной – листья на стеблях желтеют, верхушки побегов засыхают.

Цинк

Этот микроэлемент – активный участник в процессе образования ауксина и катализатор роста растения. Являясь обязательным компонентом хлоропластов, цинк присутствует при фотохимическом расщеплении воды. Он необходим при оплодотворении и развитии яйцеклетки. Дефицит цинка становится заметным в конце периода вегетации и во время отдыха – листья приобретают лимонный оттенок.

Медь

Питание растений минеральное или корневое будет неполным без этого микроэлемента. Входящая в состав целого ряда ферментов, медь активизирует такие важные процессы, как дыхание растения, белковый и углеводный обмены. Производные меди – обязательные компоненты фотосинтеза. Недостаток этого элемента проявляется засыханием верхушечных побегов.

Бор

Стимулирующий синтез аминокислот, углеводов и белков, бор присутствует во многих ферментах, регулирующих обмен.

Признаком острой нехватки бора является появление пестрых пятен на молодых стеблях и проявляющийся синеватый оттенок листьев у основания побегов.

Дальнейший дефицит элемента приводит к разрушению листвы и гибели молодой поросли. Цветение получается слабое и непродуктивное – плоды не завязываются.

Мы перечислили основные химические элементы, необходимые для нормального развития, качественного цветения и плодоношения. Все они, правильно сбалансированные, составляют качественное минеральное питание растений. И значение воды также переоценить сложно, ведь все вещества из почвы поступают в растворенном виде.

Источник: http://fb.ru/article/233923/pitanie-rasteniy-mineralnoe-osnovnyie-elementyi-i-funktsii-razlichnyih-elementov-dlya-rasteniy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть