Неклеточная форма жизни

Вирусы – неклеточные формы жизни. Формы жизни: неклеточные и клеточные

Неклеточная форма жизни

Все организмы состоят из клеток – наименьших структурно-функциональных единиц строения. Но существуют и неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги. Какие же особенности строения позволили им занять свою достойную нишу среди царств живой природы? Давайте узнаем подробнее.

Вирусы – неклеточные формы жизни

В переводе с греческого языка название этих организмов переводится как “яд”. И это не случайно. Невооруженным глазом их никто никогда не видел, но практически каждый перенес на себе их влияние. Ведь симптомы гриппа в зимний период стучатся к нам в дом без спроса.

Это сейчас известно, что вирусы – неклеточная форма жизни. Биология этих организмов оставалась загадкой на протяжении многих веков.

И только в конце 19 века русский физиолог Дмитрий Иосифович Ивановский доказал, что возбудителями многих болезней являются именно вирусы. Ученый исследовал растение табака, которое было поражено табачной мозаикой.

Он заметил, что если сок больного растения проникнет в здоровое, то произойдет его поражение.

Строение вирусов

Почему вирусы – неклеточные формы жизни? Ответ прост: их организм не состоит из клеток. Он представляет собой молекулу нуклеиновой кислоты, окруженной белковой оболочкой – капсидом. Различают ДНК- и РНК-содержащие вирусы.

В зависимости от особенностей строения неклеточные формы жизни – вирусы – делятся на простые и сложные. Первые имеют классическое строение из нуклеиновых кислот и белков. А вторые во время сборки дополнительно прикрепляют часть плазматической мембраны. Она выполняет функцию дополнительной защитной оболочки.

Почему они живые?

Итак, вирусы – неклеточные формы жизни, не имеют привычной мембраны и органелл – постоянных клеточных структур, выполняющих определенные функции. По каким же признакам их относят к живым организмам? Они способны к процессу размножения.

Причем, находясь вне организма хозяина, они не проявляют никаких признаков существования. Как только вирус оказывается в клетке, он начинает синтезировать свои белки.

При этом начинается процесс подавления произведения собственных белковых молекул организма.

Вирусные белки действуют как ферменты – биологически активные вещества. Они ускоряют воспроизведение нуклеиновых кислот. Таким образом, количество чужеродных частиц увеличивается, а собственные процессы синтеза останавливаются. В результате организм заболевает, поскольку для начала процесса размножения вирусу нужна энергия и органические вещества клеток хозяина.

Бактериофаги

Вирусы – неклеточные формы жизни, которые способны паразитировать в любых организмах. И одноклеточные прокариотические бактерии не исключение.

“Пожиратели” этих организмов называются бактериофагами. Для проникновения в клетку-хозяина они просто впрыскивают собственную молекулу нуклеиновой кислоты через мембрану в цитоплазму клетки. В течение получаса в одной бактерии образуется более ста вирусных частиц.

Как бактериофаг находит в природе свою жертву? Дело в том, что для этого вирусная частица имеет специальные рецепторы, которые и распознают прокариотический организм.

Пути попадания вирусов в организм

Неклеточные формы жизни – вирусы, имея примитивное строение, способны проникать в организм хозяина разными способами. Зависят они от особенностей его строения. Для человека самыми распространенными из них являются воздушно-капельный путь, проникновение через слизистые покровы, продукты питания и воду.

Переносчиками таких опасных заболеваний, как энцефалит и желтая лихорадка, являются животные. В данном случае клещи и комары соответственно. При половых контактах возможно заражение гепатитом В и С, ВИЧ и герпесом.

В природе широко распространены и вирусы, поражающие растения и грибы. Проникновение в эти организмы происходит через участки повреждения в клеточной стенке.

Важной особенностью вирусов является их избирательность. Это значит, что частицы, которые поражают человека, не влияют на растительные и бактериальные организмы и наоборот.

Вирусы: польза или вред

Какую пользу могут приносить эти организмы, если они вызывают опаснейшие смертельные заболевания: бешенство, грипп, оспу и другие. Дело в том, что именно вирусы – неклеточные формы жизни – формируют иммунитет. Это понятие означает способность организма противостоять инфекциям. Иммунитет бывает врожденным, который представлен антителами крови, и приобретенным.

Последний разделяется на естественный и искусственный. При перенесении инфекционных заболеваний память о вирусных частицах остается у особых клеток крови – антител.

При повторном попадании чужеродных организмов они распознают вирус и уничтожают его путем внутриклеточного переваривания – фагоцитоза. Искусственный иммунитет приобретается в результате вакцинации.

Ее суть заключается в том, что организм человека заражают ослабленным вирусом и антитела начинают бороться с ним, формируя иммунную память.

Благодаря различным формам иммунитета организм сохраняет свою жизнеспособность начиная с первого вздоха младенца в течение всей жизни. Каждую минуту в кровеносное русло поступает множество вирусных частиц.

Если количества антител достаточно для их полного уничтожения, человек остается здоров.

Болезнь наступает в ином случае, когда вирусные частицы преобладают и ресурсов иммунной системы недостаточно, чтобы обезвредить их.

Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги – являются представителями отдельного царства живой природы, которое называется Vira. В последние десятилетия основной задачей эпидемиологов является создание новых вакцин от многих опасных вирусных заболеваний.

Дело в том, что в процессе самосборки происходит мутация и образование новых вирусов. Особенно это касается ВИЧ, который поражает саму иммунную систему, полностью делая организм беззащитным. Это является серьезной проблемой для современной науки.

Надеемся, она будет решена уже в ближайшее время.

Источник: http://fb.ru/article/226684/virusyi---nekletochnyie-formyi-jizni-formyi-jizni-nekletochnyie-i-kletochnyie

Неклеточные формы жизни

Неклеточная форма жизни

Вирусы как первая бесклеточныая форма жизни были открыты в 1892 г. нашим соотечественником Д. И. Ивановским (1864 – 1920). В конце XX в., кроме вирусов, обнаружили и другие бесклеточные формы жизни – вироиды и прионы. Все эти формы существования живого в клетках приобретают свойства живых организмов, а вне клеток их теряют.

  • Вирусы – это инфекционные частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот, упакованных в белковую оболочку (капсид). Выступают как паразиты большинства прокариотических и эукариотических клеток.
  • Вироиды – это небольшие кольцевые молекулы РНК, которые не кодируют никаких белков. Они паразитируют на высших растениях и размножаются только с помощью ферментов растительной клетки.
  • Прионы – это изоформы обычных белков нервных систем, отличающихся способом укладки полипептидной цепи. Они поражают центральную нервную систему позвоночных, используя энергетические резервы нейронов.

Особенности неклеточных форм жизни

В геноме некоторых неклеточных форм наблюдается нарушение принципов линейности и универсальности генетического кода. Любая из этих частиц не способна самостоятельно синтезировать необходимые вещества и добывать энергию.

Все это говорит о том, что вирусы, вироиды и прионы возникли после появления клеточных форм жизни. Это не примитивные первобытные организмы, от которых эволюционировали другие живые существа, а своеобразные клеточные паразиты.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Простота их организации вызвана именно паразитическим способом существования. Эволюционная роль неклеточных форм заключается в том, что они могут включаться в генетическую рекомбинацию и давать начало новым наследственным композициям. Биологическое и экологическое значение неклеточных форм жизни связано с их способностью вызывать различные инфекции.

На физические и химические факторы внешней среды вирусы, вироиды и прионы реагируют по-разному. Наиболее устойчивые кристаллические формы вирусов.

Установлено, что большинство вирусов погибает при температуре 55-60 ° С, но есть формы, которые погибают только при температуре 90 ° С. Низкие температуры вообще не вызывают гибели вирусов.

Стойкие они также к большинству антибиотиков и к высушиванию. Эффективным методом борьбы с вирусами является ультрафиолетовое излучение.

Современная медицина применяет также интерферон – защитный белок, вырабатываемый клетками для борьбы с вирусами. Ранее интерферон выделяли из крови специальных доноров. Новые биотехнологические методы позволяют получать человеческий интерферон искусственно в необходимых количествах.

Это сделало данный препарат доступным и недорогим. После выяснения белковой природы прионов и их локализации в нервных клетках, становится понятным, почему эта инфекция такая опасная и почему с ней практически невозможно бороться обычными методами.

Открытие радикального метода борьбы с медленными нейроинфекциями еще впереди.

Вирусы и вироиды

Вирусы отличаются химической природе нуклеиновой кислоты (ДН К или РНК), способом ее организации и размерами. Именно по этим признакам классифицируют вирусы.

Вирусы для собственного воспроизводства используют генетические механизмы клетки-хозяина, ее энергетические и пластические материалы. Во многих случаях это вредно влияет на клетку, нарушает ее нормальное функционирование. По способу взаимодействия с клеткой-хозяином различают следующие типы инфекции:

  • литический путь – вирус, попав в клетку, стимулирует синтез белков, необходимых для образования новых вирусов.
  • лизогенный путь – вирус в клетке включается в ДНК хозяина.

В первом случае после заражения проходит быстрая репликация вирусной ДНК и ее упаковка в вирусные частицы. Лизис клетки (разрыв ее оболочки) и высвобождение большого количества вирусных частиц в окружающую среду.

Во втором случае клетка продолжает нормально функционировать. При репликации ДНК клетки одновременно происходит репликация вирусной ДНК.

Вследствие клеточного деления образуются новые копии вирусной ДНК, встроенной в геном клетки.

Определение 1

Животные клетки, в которых ДНК-вирусы могут размножаться литическим путем, называют пермиссивными.

В некоторых случаях возможен переход от лизогенных форм при инфекции до литической. Это происходит, например, при заболевании герпесом. Всем известны неприятные “огоньки” на губах, которые возникают у некоторых людей при простуде. Это вирус герпеса перешел из лизогенной инфекционной формы в литическую.

Вироиды были открыты в середине 70-х гг. XX в. Это кольцевая РНК длиной 300-400 нуклеотидов. Известно около 30 вироидов. Все они оказались паразитами растений. Вироиды не имеют белкового капсида, что делает их неспособными проникать в неповрежденные клетки. Они переходят от растения к растению только в том случае, когда и клетка-донор и клетка-ре ципиент повреждены.

Прионы

Прионы также, как и вирусы в ряде случаев являются возбудителями болезней.

Врачи долгое время не могли выявить причины болезни Крейнфельд-Якобса, синдрома Герстмана-Штрауслера-Шенклера, рассеянного склероза, Вилюйского энцефалита, лейкоспонгиозу, роковой семейной инсомнии и тому подобное.

У животных в “медленных инфекций” относятся скрейли, трансмиссивная губчатоподобная энцефалопатия, энцелофатия, изнуряющая болезнь оленей, лосей, мулов и тому подобное.

Все эти заболевания протекают с тяжелыми поражениями центральной нервной системы и развиваются годами. Природу “медленных инфекций” установили в 80-е годы XX в. Исследования американского ученого Д.

Гайдушек позволили выявить, что “медленные вирусы” является принципиально новым видом болезнетворного агента – прионом – особым инфекционным белком. Идентификация прионов была проведена американским исследователем С. Прусинером.

Оказалось, что это белки с молекулярной массой 35-105 кДа, и длиной 50-150 нм.

Замечание 1

Прионы, похожие на белки мозга, обладают свойством проникать в организм и поражать центральную нервную систему, вызывая постепенную деградацию нейронов.

Период инкубации для прионных инфекций от 3-9 месяцев до 2-5 лет. О прионных инфекциях заговорили на рубеже тысячелетий. Это связано с эпидемией коровьего бешенства (трансмиссионной губчатоподобной энцефалопатии), которая поразила животноводческие хозяйства Европы. Это заболевание поражает также и людей, что делает его особенно опасным.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/citologiya_-_nauka_o_stroenii_i_funkcii_kletok/nekletochnye_formy_zhizni/

Клеточные и неклеточные формы жизни: вирусы, бактериофаги, эукариоты и клеточная теория

Неклеточная форма жизни

Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни.

Неклеточные формы

К неклеточным организмам относятся вирусы и бактериофаги. Остальные живые существа являются клеточными формами жизни.

Неклеточные формы жизни являются переходной группой между неживой и живой природой. Их жизнедеятельность зависит от эукариотических организмов, они могут делиться только проникнув в живую клетку. Вне клетки неклеточные формы не проявляют признаков жизни.

В отличие от клеточных форм, неклеточные виды имеют только один вид нуклеиновых кислот — РНК или ДНК. Они не способны к самостоятельному синтезу белков из-за отсутствия рибосом. Также в неклеточных организмах отсутствует рост и не происходят обменные процессы.

Общая характеристика вирусов

Вирусы настолько малы, что лишь в несколько раз превышают размеры крупных молекул белков. Величина частиц разных вирусов находится в пределах 10-275нм. Они видны только под электронным микроскопом и проходят через поры специальных фильтров, задерживающих все бактерии и клетки многоклеточных организмов.

Впервые их открыл в 1892 г. русский физиолог растений и микробиолог Д. И. Ивановский при изучении болезни табака.

Вирусы являются возбудителями многих болезней растений и животных. Вирусными болезнями человека являются корь, грипп, гепатит (болезнь Боткина), полиомиелит (детский паралич), бешенство, желтая лихорадка и др.

Строение и размножение вирусов

Под электронным микроскопом разные виды вирусов имеют вид палочек и шариков. Отдельная вирусная частица состоит из молекулы нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), свернутой в клубок, и молекул белка, которые располагаются вокруг нее в виде своеобразной оболочки.

Вирусы не могут самостоятельно синтезировать нуклеиновые кислоты и белки, из которых они состоят.

Процесс размножения вирусов

Размножение вирусов возможно только при использовании ферментативных систем клеток. Проникнув в клетку хозяина, вирусы изменяют и перестраивают ее обмен веществ, в результате чего сама клетка начинает синтезировать молекулы новых вирусных частиц. Вне клетки вирусы могут переходить в кристаллическое состояние, что способствует их сохранению.

Вирусы специфичны — определенный вид вируса поражает не только конкретный вид животного или растения, но и определенные клетки своего хозяина. Так, вирус полиомиелита поражает только нервные клетки человека, а вирус табачной мозаики — только клетки листьев табака.

Клеточные формы

Клеточные организмы делятся на два надцарства: прокариоты и эукариоты. Структурной единицей клеточных форм жизни является клетка.

Прокариоты имеют простейшее строение: отсутствует ядро и мембранные органоиды, деление идет путем амитоза, без участия веретена деления. К прокариотам относятся бактерии и цианобактерии.

Эукариоты — это клеточные формы, имеющие оформленное ядро, которое состоит из двойной ядерной мембраны, ядерного матрикса, хроматина, ядрышек.

Также в клетке находятся мембранные (митохондрии, пластинчатый комплекс, вакуоли, эндоплазматический ретикулум) и немембранные (рибосомы, клеточный центр) органеллы.

ДНК у представителей клеточных форм находится в ядре клетки, в составе хромосом, а также в клеточных органоидах, таких как митохондрии и пластиды. Эукариоты объединяют растительный, животный мир и Царство грибов.

Сходство между клеточными и не клеточными видами заключается в наличии специфического генома, способности эволюционировать и давать потомство.

Клеточная теория

Открытие и изучение клетки стало возможным благодаря изобретению микроскопа и усовершенствованию методов микроскопических исследований. Первое описание клетки было сделано в 1665 г. англичанином Р. Гуком. Позже стало ясно, что он открыл не клетки (в современном понимании этого термина), а только наружные оболочки растительных клеток.

История открытия

Прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопирования в XIX в. К этому времени изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а собственно ее содержимое, протоплазма. В протоплазме был открыт постоянный компонент клетки — ядро.

Накопленные многочисленные наблюдения о тончайшем строении и развитии тканей и клеток позволили подойти к обобщениям, которые были сделаны впервые в 1839 г. немецким биологом Т. Шванном в виде сформулированной им клеточной теории. Он показал, что клетки растений и животных принципиально сходны между собой.

Дальнейшее развитие и обобщение эти представления получили в работах немецкого патолога Р. Вирхова.

Клеточная теория

Значение в науке

Создание клеточной теории стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства всей живой природы. Клеточная теория оказала значительное влияние на развитие эмбриологии, гистологии и физиологии. Она дала основу для материалистического понимания жизни, для объяснения эволюционной взаимосвязи организмов, для понимания индивидуального развития.

«Главный факт, революционизировавший всю физиологию и впервые сделавший возможной сравнительную физиологию, это — открытие клеток» — так охарактеризовал Ф. Энгельс это событие, сравнивая открытие клетки с открытием закона сохранения энергии и эволюционной теории Дарвина.

Основные положения клеточной теории сохранили свое значение на сегодняшний день, хотя более чем за 100 лет были получены новые сведения о структуре, жизнедеятельности и развитии клеток.

Основные положения

В настоящее время клеточная теория постулирует:

  • Клетка — элементарная единица живого;
  • клетки разных организмов гомологичны по своему строению;
  • размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;
  • многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/kletochnye-i-nekletochnye-formy-zhizni/

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Неклеточная форма жизни

  • Кузнецова Анастасия Александровна, учитель биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 10.

Цель урока: расширить представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о строении и функционировании вирусов;
  • углубить знания о значении вирусов в эволюции, природе и жизни человека

Развивающие:

  • продолжить развитие познавательных процессов через работу с новыми понятиями;
  • умение работать в парах, анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.

Воспитательные:

  • формировать патриотическое воспитание через гордость за отечественного ученого, сделавшего величайшее открытие в области вирусологии.
  • осуществлять санитарно-гигиенического воспитание.

Оборудование: персональный компьютер, проектор.

Средства: видеофильм презентация, «ВИЧ/СПИД».

Форма: индивидуальная, парная.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • рассказ с элементами беседы.

Результаты:

  • называть особенности строения вирусов;
  • определять их биолого-экологическое значение;
  • использовать знания для профилактики распространения вирусных заболеваний в частности СПИДа.

I. Организационный момент.

Готовность к уроку, инструктивные карты и рисунки на столах.

II. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса

– Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (Ответы учащихся)

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? Слайд 2

– Строгого определения, что же такое жизнь не существует. Можно только перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой (ребята перечисляют) Слайд 3.

– А являются ли вирусы живыми? Постановка проблемного вопроса: «Вирус – кто или что?»

– У каждого из вас есть информационный лист, с которым вы будете работать в течение всего урока. Запишите тему, цель и проблемный вопрос в информационный лист. Приложение 1.

III. Изучение нового материала

История открытия вирусов. (Сообщение учащегося). Слайд 6-7.

Вирусы были открыты в 1892 году русским ботаником Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев). Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют «фильтрующимися» вирусами. Вирусология – наука, изучающая вирусы. (Работа с терминами)

Общие сведения о вирусах. Слайд 8

– Вирус в переводе с латинского означает «яд»; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп «противнику» Луи Пастер.

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

Классификация вирусов. Слайд 9

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащимиили РНК-содержащими Задание 1.

Химический состав и строение вирусов. Слайд 10

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.

–У вас в инструктивной карточке изображен вирус подпишите его строение. Приложение 1

– Теперь мы с вами знаем, из каких частей состоит вирус. Давайте сравним строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Самостоятельная работа по рисункам. Приложение 2.

Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу.Слайд 12 Информационный лист.Задание II.

Сравнить строение клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной мозаики.

Задание: сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды.

ОрганоидыКлетка бактерийКлетка растительнаяВирус табачной мозаики
Клеточная оболочка++
Цитоплазма++
Ядро+
Хлоропласты+

– Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

– Готовы ли вы сейчас ответить на проблемный вопрос? Что еще необходимо для этого рассмотреть? (Ответы учащихся).

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

Размножение вируса. Слайд 13-14,15

– Размножение вирусов мы рассмотрим на примере бактериофага. Работа с учебником на странице 80 Информационный лист Задание III.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды.

Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. «Происходит смерть ради жизни» – при попадании в клетку вирус сначала разрушается.

Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

– Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирус иммунодефицита человека. Слайд 15

– Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ инфекции?

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. Слайд 16-19

Строение вируса

– Какие вы знаете пути передачи ВИЧ инфекции? Работа с учебником стр. 54. выписывают в инструктивную карту.

Как передается ВИЧ? (работа с учебником на странице 84, 1-й абзац, Информационный лист. Задание IV. Слайд 20

  • Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении
  • При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем
  • От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком
  • Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

ВИЧ не передается: видео Слайд 21

  • Через воздух
  • При разговоре, кашле.
  • При пользовании общей посудой
  • Через рукопожатие
  • Через поцелуй
  • Через пищу
  • При купании в бассейне, душе
  • Через спортивные предметы
  • Через домашних животных
  • Через укусы насекомых
  • При уходе за больными

Можно ли убить вирус? Слайд 22

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости.

Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.

) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода.

Не рекомендуется для этой дели спирт.

Другие вирусные заболевания. Слайд 23-26

Вирусы обладают высокой избирательностью. Они поражают или человека, или определённый вид птиц, животных, растений. При этом вирусы могут менять свойства, вызывая новые болезни. Слайд 27-28
Сходство с живыми организмамиОтличие от живых организмовСпецифические черты
  1. Способность к размножению.
  2. Наследственность.
  3. Изменчивость.
  4. Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
  1. Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов.
  2. Не потребляют пищи.
  3. Не вырабатывают энергию.
  4. Не растут.
  5. Нет обмена веществ.
  6. Имеют неклеточное строение.
  1. Очень маленькие размеры.
  2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки)
  3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

IV. Закрепление изученного

Слайд 29

Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется – …
  2. Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей … вируса.
  3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется …
  4. Вирусы бактерий называются – …
  5. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном …
  6. Стандартные гигиенические приемы для защиты от … инфекции – правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.

Задание

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

( Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.)

– Стратегия жизни вирусов?

(Ответ учащихся: безудержное размножение)

V. Подведение итогов

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляют оценки в информационные листы.

VI. Рефлексия

Слайд 30

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3. безразлично

3. помогал другим

3. не понял

VII. Домашнее задание.

§ 2.11, вопросы 1.5

Список литературы:

  1. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004.
  3. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008.

Приложение 3.

2.01.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626208/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть