Новый курс Рузвельта

Курс Рузвельта: причины, сущность, итоги

Новый курс Рузвельта

Первое послевоенное (1 МВ) десятилетие стало периодом относитель­ной стабильности и благополучия, причем в некоторых странах наблюдался высокий рост таких перспективных отраслей, как ав­томобильная, радиотехническая и химическая промышленность.

Причины “Нового курса” Рузвельта

С 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобаль­ные масштабы: число безработных в промышленных странах со­ставило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. Всеохватывающий кризис полу­чил впоследствии наименование Великая депрессия.
К началу 30-х гг.

производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небыва­лого в истории этой страны размаха — безработным оказался каж­дый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством.

Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными посел­ками. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры.

Го­сударству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конку­рирующих групп.

Сущность «нового курса»

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавша­яся начальным этапом ряда социально-политических реформ, по­лучила название “нового курса”.

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одер­жал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка.

Рузвельт при под­держке своих ближайших советников, получивших прозвище “мозговой трест”, провел тщательную подготовку позитивной соци­альной программы, которая включала в себя:

  • вопросы реформиро­вания административной и отчасти судебной власти;
  • вопросы эко­номического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;
  • в последнем разделе на­блюдалось большое разнообразие — от проектирования строитель­ства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной до­лины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры “нового курса”

1.

    Экономические:

  • запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;
  • укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;
  • запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;
  • меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных послед­ствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые органи­зации – “трудовые лагеря”, где они использовались на строитель­стве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

2.

    Правовые:

  • регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск про­дукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия креди­тования и цены на продукцию, устанавливались продолжитель­ность рабочего времени и размеры заработной платы;
  • сдвиг в области трудового (рабо­чего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию “судебных предписаний” в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);
  • ле­гализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за уча­стие в законных забастовках и принято правило “закрытого цеха”, согласно которому предприниматель обязывался заключать с проф­союзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на за­бастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;
  • закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;
  • закон о со­циальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Итоги “нового курса” Рузвельта

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным втор­жением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

По мере выхода из кризиса корпорации главным образом  через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса».

В целях смягчения буду­щих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды госу­дарственного регулирования, реализуемые главным образом с помо­щью финансово-экономических средств.

После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/kurs-ruzvelta-prichini-suschnost-itogi

«Новый курс» – название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929 – 1933г.

Предпосылки Великой депрессии

Одной из главных причин Великой депрессии стало то, что вплоть до финансового краха в октябре 1929 вся страна, словно обезумев, играла на бирже. Фантастические состояния наживались буквально за ночь. Всё это было возможно благодаря маржинальным займам.

Суть займа проста – можно приобрести акции компаний, внеся всего 10 % от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в 24 часа.

Это называется маржевое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые выдавали маржевые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по маржевым займам.

Необходимость оплаты по маржевым требованиям вызвала нехватку средств в банках по сходным причинам (т.к. активы банков были вложены в ценные бумаги и банки были вынуждены срочно продавать их) и привело к краху шестнадцати тысяч банков.

Неизбежным итогом этой безумной погони за деньгами стал перегрев экономики и отрыв финансовой системы от того, что сейчас именуется реальным сектором, то есть от материального производства.

«Новый курс»

Новый глава американского государства Франклин Делано Рузвельт, принявший бразды правления страной в марте 1933 года, получил возможность действовать почти при полной поддержке конгресса, в котором его Демократическая партия имела абсолютное большинство.

Главной идеей, выдвинутого тогдашним президентом Рузвельтом плана, было вмешательство государства во все сферы жизни граждан.

В соответствии с новым курсом государство полностью регулировало производство и отношения, которые выстраивали между собой предприниматели. Главной целью было восстановление покупательной способности обычных граждан.

Одной из основных задач правительства на данном этапе также было восстановление банковской системы.

Спустя всего неделю после инаугурации, в воскресенье, 13 марта 1933 года, Рузвельт перед очагом в Белом доме обратился по радио к согражданам с призывом спасти банковскую систему Америки. В этом обращении он призывал народ вкладывать свои деньги в банки, а не держать их под матрацем.

Слова главы государства подействовали и уже на следующий день после обращения президента к нации взносы в банки резко возросли, а к концу недели две трети банков возобновили работу.

Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент – дополнительную поддержку избирателей.

Рузвельт назначил главой Администрации гражданских работ Гарри Гопкинса, объявившего своей задачей сделать так, чтобы люди не умирали от голода. Гопкинс привлек Рузвельта тем, что не хотел заниматься простой благотворительностью, по его мнению люди без работы теряют достоинство. Было создано более 30 тысяч проектов. Вчерашние безработные строили мосты, стадионы, аэропорты.

На общественные работы в 1933-1939 годах было выделено из бюджета США 10,5 миллиарда долларов, не считая 2,7 миллиарда, израсходованных на общественные проекты при участии частного бизнеса.

За счет этих ассигнований построили 122 тысячи общественных зданий, 77 тысяч новых мостов, 285 аэропортов, 664 тысячи миль автомобильных дорог, 24 тысячи километров канализации.

Государственные деньги вкладывались также в мелиорацию, лесоводство, оборудование портов, развитие средств связи.

В общей сложности в 1933-1939 годах на общественных работах были заняты в то или иное время 8,5 миллиона человек, что, конечно же, позволило дать средства к существованию многим людям, но не смогло сделать главного – обеспечить промышленный рост. Ибо для этого нужны капиталовложения не столько в экономическую инфраструктуру, сколько в само производство. А вот в эту область Рузвельт вплоть до начала Второй мировой войны в сентябре 1939-го предпочитал не вмешиваться.

Ревизия «Нового курса»

Правая пресса и консерваторы упрекали Рузвельта в насаждении социализма. Сам президент считал, что он спас капитализм и предотвратил социальные потрясения. По мере выхода из кризиса, корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса».

В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. «Новый курс» Рузвельта, проводившийся по рецептам Дж. М.

Кейнса, стал переломным моментом в истории современного капитализма, начался этап социально-ориентированного капитализма.

Окончательно США вышли из кризиса только после того как вступили во Вторую мировую войну. С экономической точки зрения, Вторая мировая война представляла собой прежде всего взрыв государственных расходов, финансируемых за счет бюджетного дефицита в масштабах, немыслимых в условиях мирного времени.

Источник: http://ruslanka.ru/history/history-termins/182-novyj-kurs-ruzvelta

Новый курс рузвельта

Новый курс Рузвельта

Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), которого американцы до сего дня считают самым значительным политиком в своей истории. При Рузвельте, который четыре раза избирался на пост президента с 1932 г., США радикально переменились.

Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф.

Рузвельта США были классической страной либерализма, где без­раздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ноч­ным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обо­значения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.

Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом. Однако это не помешало Рузвельту добиться по­ставленных целей.

Социальные реформы

Самым существенным итогом перемен являлось внедрение начал социаль­ного законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, ор­ганизация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г.

предприниматели обязаны были признать профсоюзные ор­ганизации и заключить с ними коллективный договор. Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управле­нии экономикой и финансами.

Экономические реформы

К мерам в области экономики отно­сится создание Национальной администрации восстановления про­мышленности (НИРА).

В соответствии с решением НИРА был при­нят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объ­ём продукции, распределялись рынки сбыта.

Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установ­ленных цен. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Самой успешной оказалась программа помощи ферме­рам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохо­зяйственную продукцию, устанавливала объём производства, под­держивала сокращение фермерских посевных площадей.

Для аграрного сектора были выделены средства на исследова­тельские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В ре­зультате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

Вопросы к этой статье:

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Вопрос 37. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933-1935 гг

Кризис 30-х годов. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому време­ни все основные капиталистические страны.

В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений.

Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный вы­ход из кризиса фактически ничего существенного не предпринима­ло.

Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г.

победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одно­временно во всех важнейших областях экономических и социаль­ных отношений.

Спешно был принят ряд законов, призванных стабилизировать банковскую и в целом всю финансовую систему.

Запрещен вывоз золота за границу. Золотой запас страны сосредоточивался в бан­ках Федеральной резервной системы (ФРС). Доллар лишался зо­лотого обеспечения, что неизбежно вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее цир­куляцию.

Одновременно контроль за финансовой системой в це­лом был возложен на ФРС и созданную к этому времени Феде­ральную комиссию по ценным бумагам и биржам.

Была проведена ревизия почти всех банков страны, во многом инициировавшая закрытие около 3 тыс. мелких банков. Одновременно крупнейшие банки получили из казны несколько миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий.

В таком качестве банковская система не­сколько стабилизировалась.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восста­новления промышленности.

В соответствии с законом о восста­новлении национальной экономики от 16 июля 1933 г.

вся про­мышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, рас­пределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжитель­ность рабочего времени, уровень зарплаты и т.

д.

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регули­рования сельского хозяйства, которая на основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хо­зяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.

«Новый курс» Ф. Рузвельта

Это осуществ­лялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посев­ных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рента­бельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры.

Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создавае­мые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значи­тельных денежных ресурсов, которые оказались (это было важней­шим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило по существу фрагментарный характер.

Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающим­ся и наймодателем), рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактиче­ское социально-экономическое неравенство сторон в договоре.

За­коном Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон за­прещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать кон­тракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г.

был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефе­деральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов.

При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; пред­приниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсою­зах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона.

Для контроля за выполнением за­кона было создавано Национальное управление по трудовым отно­шениям. Его руководящий состав назначался президентом с одоб­рения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс.

долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явив­шийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному стра­хованию.

Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не пре­высит 3 тыс. долл.

Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка».

Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим на­логам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим по­вышением налога на 0,5% через каждые следующие три года.

Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим на­логовым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года на­лог повышался на 0,5%.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отно­шений и включавший значительные элементы регулирования, спо­собствовал смягчению проявлений кризиса.

Ревизия «Нового курса». По мере выхода из кризиса корпо­рации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса».

В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые глав­ным образом с помощью финансово-экономических средств.

После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли формально в каче­стве поправки к Закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения.

Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так назы­ваемый охладительный период).

Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидар­ности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам стра­ны». Отменялась практика «закрытого цеха».

Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забас­товкой, выходящей за рамки, предписанные законом.

Устанавли­вался контроль за профсоюзными средствами, которые запреща­лось использовать для достижения каких-либо политических це­лей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов.

В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью.

Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация коммунистиче­ски действующей организацией или организацией коммунистиче­ского фронта. Такие организации подлежали обязательной регист­рации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничи­вались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции.

В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об ин­тернировании любого лица, если имелось разумное основание по­лагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполни­тельных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию под­верглись не только коммунисты, но и просто прогрессивно мысля­щие интеллигенты.

Впоследствии эта кампания была в основном прекращена. И тем не менее в стране сложилась, функционирует и трансформируется особая система правовых отношений, которые не всегда совпадают с Конституцией.

Источник: https://ekoshka.ru/novyj-kurs-ruzvelta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть